На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Страхование космических рисков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ      3
     1 Основные виды страхования рисков космической                _____деятельности  
     5
     2 Космическое страхование  в современных условиях      10
     3 Перестрахование  в космическом страховании      16
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ      22
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ      24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Космическое страхование (или страхование космических  рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности: наземной космической инфраструктуры, средств выведения (ракет-носителей, разгонных блоков) и космических аппаратов, а также рисками возникновения ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц объектами ракетно-космической техники при нештатных ситуациях.
     Особенностью  космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической  техники, сложных наземных и орбитальных  систем и технологий. При этом космическая техника и используемые технологии могут являться источниками опасностей, представляющих угрозу здоровью и жизни обслуживающего персонала и населения, собственнику космической техники и потребителю результатов космической деятельности.
     Одним из основных инструментов управления рисками в современных условиях является страхование. С помощью  страхования можно возместить ущерб  в случае, когда имеет место  инцидент во время разработки, производства, испытаний или эксплуатации ракетно-космической техники, наносящий ущерб собственности других лиц (юридических, физических и пр.). Страхование является одним из условий гарантий инвестиций в космические проекты.
     Страхование космических рисков представляет собой  относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичными и высокорисковыми аспектами космической технологии. Страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства.
     Важно подчеркнуть, что космический проект по своей природе является венчурным  и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты.
     Несмотря  на высокий уровень развития современных  технологий производства ракетно-космической  техники, вероятность аварии и повреждения  изделий ракетно-космической техники  сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.
     В связи с этим страхование космической  деятельности в современных условиях следует рассматривать как фактор, поддерживающий развитие, поскольку  страхование не только обеспечивает финансовые гарантии возмещения случайного ущерба, но и способствует непрерывности производственного цикла, дает предприятию возможность комплексного и эффективного управления рисками, присущими его деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основные виды страхования рисков космической деятельности  

       Страхование космических рисков – это отрасль страхования, связанная с защитой имущественных и других интересов страхователей на всех этапах реализации космической программы: проектирования, производства, на предпусковой фазе и фазе запуска, фазе работы на орбите. Защите подлежат сохранность космических аппаратов и наземных сооружений, убытки от реализации политических и финансовых рисков, ущербы, нанесенные членам экипажа космических объектов и обслуживающего персонала, а также гражданская ответственность за ущербы, нанесенные имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды
     В настоящее время в отечественной  практике применяются на регулярной основе, главным образом, два вида страхования космических рисков:
     1)страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
     2)страхование  от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).
     Риск  ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих  лиц возникает в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966 г. и Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 ноября 1971 г.
     Российская  Федерация, являясь участником этих международных соглашений, как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), должна принимать  необходимые меры по предотвращению наступления вреда или компенсации причиненного в результате космической деятельности ущерба третьим лицам (гражданам и юридическим лицам любого государства мира).
     Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному  виду страхования определяются исходя из прогнозируемого уровня максимально возможного ущерба, который может быть причинен третьим лицам при аварийных запусках космических аппаратов.
     Основными факторами, влияющими на размер возможного ущерба, являются трассы полетов ракет-носителей  с космическими аппаратами, тип и токсичность используемых компонентов топлива и масса ракеты-носителя.
     Риски утраты или повреждения объектов космической инфраструктуры, средств  выведения и космических аппаратов  возникают вследствие того, что надежность ракетно-космической техники не является абсолютной.
     Объекты космической инфраструктуры представляют собой уникальную многофункциональную  базу для реализации политики государства  в сфере космической деятельности. Разрушение ее наиболее дорогостоящих  объектов, к которым, прежде всего, относятся стартовые комплексы, может привести к серьезным последствиям и оказать негативное влияние на развитие ракетно-космической отрасли в целом.
     Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному  виду страхования определяются исходя из стоимости страхуемого имущества.
     Следует отметить, что в России практика страхования рисков космической  деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов  предприятий ракетно-космической  отрасли и государства. В частности, такие виды экономической защиты, как страхование  рисков при разработке, производстве, испытаниях объектов ракетно-космической техники, страхование грузов при транспортировании изделий на космодром, страхование запуска и эксплуатации космических аппаратов на орбите, страхование предпринимательских рисков применяются пока ограниченно и, в основном, при реализации коммерческих проектов.
     Причиной  этого является ограниченность нормативной  базы и не достаточно проработанные  вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.
     Целью использования механизма страхования  образцов ракетно-космической техники  и объектов наземной космической  инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.
     Необходимо  отметить, что механизм страхования  рисков космической деятельности сегодня  является  наиболее эффективным  средством гарантированного обеспечения экономической защиты запусков ракетно-космической техники в интересах обороноспособности  Российской Федерации. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы страховых рынков для компенсации возможных ущербов.
     Учитывая  заинтересованность заказчика в результатах реализации федеральных целевых программ, оправданным является осуществление страхования за счет заказчика либо возмещение им соответствующих затрат на страхование, понесенных исполнителем.
     На  различных этапах разработки, изготовления, летных испытаний и эксплуатации ракетно-космической техники целесообразно предусматривать различные механизмы финансирования затрат, связанных с обязательствами страхователя, в том числе различные варианты договоров страхования, когда страхователем и выгодоприобретателем может выступать как заказчик, так и исполнитель.
     Реализация  возможностей механизма страхования  в ракетно-космической отрасли  при выполнении федеральных целевых  программ позволяет обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль. 

     2 Космическое страхование в современных условиях  

       Достижение стратегических целей  в области космической деятельности, эффективное использование и развитие потенциала ракетно-космической промышленности в значительной степени зависят от уровня обеспечения безопасности космической деятельности.
     Развитие  технологий, рост промышленного производства, использование опасных производств и высокорисковых видов деятельности при усилении конкуренции приводят к авариям и катастрофам изделий ракетно-космической техники, сопровождающимся материальными, экологическими и социальными последствиями, гибелью людей. Космическая деятельность относится к опасным  видам человеческой  деятельности.
     На  современном этапе развития ракетно-космической  промышленности появились новые  экономические условия и формы  осуществления космической деятельности.
     Проведение  экономических реформ привело к  изменению сформировавшегося в период преобладания государственной собственности механизма компенсации ущербов, причиненных стихийными бедствиями, природными и техногенными катастрофами, появлению новых видов рисков.
     В условиях, когда гарантии, предоставляемые  государством средствами федерального бюджета участникам космической деятельности, ослабли, необходимость системы страховой защиты от рисков космических проектов и ракетно-космической промышленности не вызывает сомнений.
     До 90-х годов ХХ века вопросы создания системы космического страхования (страхования  космических рисков)  в отечественной практике не поднимались в силу отсутствия коммерческой космической деятельности и возмещения ущербов за счет госбюджета. Лишь после начала рыночных реформ появились предпосылки для развития и внедрения системы космического страхования (страхования космических рисков) в России.
     Создание  отечественной системы космического страхования (страхования космических  рисков) находится пока в начальной  стадии, что обусловлено, прежде всего, существовавшей в СССР монополией государства на проведение космических исследований и реализацию космических программ (в том числе и компенсацию ущерба средствами государственного бюджета). По этой причине не было необходимости в страховании, как системе гарантий компенсации  возможных ущербов в ракетно-космической промышленности. В то же время необходимо  отметить, что в настоящий момент отечественная система космического страхования (страхования космических рисков) прошла начальный организационный этап.
     Система космического страхования (страхования космических рисков) направлена на возмещение ущерба при создании, производстве, эксплуатации изделий ракетно-космической техники и гарантированное  выполнение космических проектов за счет внебюджетных средств при наступлении чрезвычайных ситуаций.
     Особенности отечественной космической деятельности, ракетно-космической промышленности, происходящие экономические изменения  существенным образом повысили значимость страхования как одного из механизмов  финансовой безопасности космических проектов и деятельности предприятий  ракетно-космической промышленности.
     Необходимость космического страхования (страхования  космических рисков) обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий  промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем они являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что означает не только возможность определять финансовую и производственную политику, но и отсутствие обязательств государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей. В этих условиях хозяйствующие субъекты обязаны сами позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников для ликвидации или компенсации ущербов.
     Применяемые методы и средства должны предотвращать, снижать до минимальных пределов или компенсировать ущерб, возникающий, как в процессе штатной эксплуатации изделий ракетно-космической техники, так и при возникновении происшествий и ликвидации их последствий, при наименьших издержках обеспечивать возмещение затрат в случае неудачи космического проекта, снижать влияние неблагоприятных последствий для участников проекта.
     Распространенным  способом финансовой защиты и управления рисками является страхование. В то же время, значительное место в системе управления рисками занимают организация и осуществление предупредительных мероприятий, а также самострахование. 
 

     3 Перестрахование в космическом страховании  

     В отношении космических  рисков страховщик и перестраховщик из-за недостатка статистических материалов не в состоянии оценить возможный ущерб и установить такую же объективную тарификацию, как в случае массовых рисков.
     Космические риски требуют мобилизации крупных  сумм для их покрытия, в результате чего полностью компенсировать их не в состоянии ни отдельный страховщик, ни национальный рынок страховых услуг. Это приводит национальные рынки к необходимости объединения емкостей для покрытия потенциальных рисков и вызывает потребность в выходе на мировой рынок.
     Наиболее  распространенными являются следующие  варианты увеличения страховой емкости:
     1) пул с одновременным страхованием  в нескольких страховых компаниях,  в котором каждый страховщик (перестрахователь) передает в пул долю риска,  превышающую финансовые ресурсы страховщика (перестраховщика);
     2) факультативное перестрахование.  Страховщик заключает прямые  договоры страхования и  перестраховывает  их на факультативной основе. При этом перестрахователь и  перестраховщик самостоятельно  проводят оценку риска, который может быть передан в перестрахование полностью или частично. Факультативный метод перестрахования предоставляет полную свободу участникам перестрахования в части принятия или отклонения условий перестрахования и выдвижения встречных условий. В возможности индивидуальной оценки риска заключается особенность факультативного перестрахования;
     3) облигаторное перестрахование. Страховщик  заключает облигаторные договоры  перестрахования, что позволяет  ему предлагать страхователям  более дешевое страхование. При этом перестраховщики, участвующие в таком перестраховании, лишены возможности самостоятельно оценивать риски и выдвигать дополнительные условия страхования.
     В отечественной практике страхования  космических рисков такая форма  перестрахования получила распространение в виде так называемых «открытых полисов». Существуют «открытые полисы» страхования объектов космической инфраструктуры и ответственности перед третьими лицами при пусках РКН (ракет космического назначения). При организации страхования и перестрахования космических рисков отечественными страховыми компаниями практикуются все три варианта.
     Как показывает практика, предпочтительным для страхования космических  рисков является организация страховых  пулов, что позволяет привлечь совокупный капитал многих компаний для страхования риска и обеспечить значительный запас платежеспособности каждого из его участников в случае наступления крупной страховой выплаты. После исчерпания емкости пула может осуществляться обращение на международный рынок через систему факультативного и облигаторного перестрахования.
     Обращение к международному перестраховочному  брокеру приносит значительные преимущества в получении выгодных условий  перестрахования. Брокер обладает информацией  о состоянии международного страхового рынка и может дать рекомендации по оптимальному сочетанию страховых и нестраховых методов управления риском, выбору франшизы и условий страхования.
     Исполнитель проекта выполняет обязанности  страхователя, взаимодействует со страховщиком и страхует свои имущественные интересы. При этом страхованием должны быть охвачены все этапы реализации космического проекта с тем, чтобы обеспечить непрерывную и полную страховую защиту интересов страхователя и всех участников проекта.
     Страховщик  осуществляет размещение на отечественном и зарубежном страховых рынках рисков гибели/повреждения имущества, связанного с транспортированием, наземной подготовкой и пуском РКН, вводом в летную эксплуатацию, летной эксплуатацией и утилизацией КА (космический аппарат), а также рисков ответственности в соответствии с программой страхования.
     При этом страховщик производит оценку и  размещение рисков среди российских и зарубежных страховых и перестраховочных компаний. Размещение риска на международном  страховом рынке осуществляется с привлечением международного перестраховочного  брокера.
     Риски  могут быть застрахованы как по отдельным  договорам (страхования имущества  при транспортировании и подготовке к пуску РКН; страхования имущества  при пуске РКН; страхования КА при вводе в эксплуатацию; страхования КА при летной эксплуатации; страхования объектов наземной инфраструктуры при подготовке и пуске РКН; страхования ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при подготовке и пуске РКН; страхования жизни персонала, принимающего участие в подготовке и пуске РКН; страхования жизни космонавтов при осуществлении пилотируемых программ, других), так и в рамках генеральных договоров страхования.
     Вопросы распределения рисков между участниками  проекта решаются в основном заказчиком, головным разработчиком изделия  РКТ (ракетно-космическая техника) и пусковым агентством. При этом должны быть определены условия передачи изделия заказчику (например, в виде наземной поставки (после изготовления на заводе-изготовителе или завершения наземных испытаний и подготовки КА к пуску на космодроме) или поставки КА на заданной орбите (после завершения проверочных испытаний и приема КА)) и гарантии по пуску КА со стороны организации-исполнителя работ по пуску РКН, которые могут включать гарантии возмещения ущерба от аварии при пуске по вине пускового агентства в виде возврата стоимости проведения пуска или в виде проведения бесплатного повторного пуска другого КА. Иногда гарантия пускового агентства распространяется и на возмещение ущербов, связанных с гибелью КА.
       По сложившейся практике ответственность  между участниками космического  проекта – страхователями, как  правило, распределяется следующим  образом :
     -разработчики и изготовители КА несут ответственность за  риски на этапах конструирования, производства КА, наземной подготовки КА и ввода КА в летную эксплуатацию;
     -пусковое агентство (эксплуатирующая организация) - за риски, связанные с подготовкой и проведением пуска РКН, а также за причинение ущерба КА при подготовке КА на космодроме и выводе КА на расчетную орбиту;
     -заказчик (владелец КА) - за риски, связанные с причинением ущерба третьим лицам и преждевременной потерей работоспособности (или отказом) КА при летной эксплуатации и утилизации.
     В зарубежных контрактах на поставку изделий  РКТ передача ответственности по риску повреждения и (или) гибели обычно происходит одновременно с передачей  права собственности. В случае перехода права собственности при пуске  заказчик должен убедиться в том, что изготовитель имеет соответствующее страхование для покрытия риска гибели и (или) повреждения изделий РКТ в отношении заказчика и иных выгодоприобретателей, действующее до этого момента. Если же право собственности переходит с момента заводской поставки, то для заказчика разрабатывается всестороннее предпусковое страховое покрытие, охватывающее задержку, дополнительные издержки и затраты на подготовку РКН к пуску.
     Страхование космических рисков может проводиться  по вариантам страхования «от всех рисков» или «страхования отдельных рисков» и может быть проведено  двумя способами: каждый участник проекта страхует свои риски самостоятельно; участники проекта консолидируются и страхуют свои риски совместно. Возможно использование принципов консолидации, централизации и долевой ответственности для организации страхования космических рисков.
     Применение  принципа консолидации является предпочтительным и позволяет обеспечить оптимальное  сочетание интересов всех участников проекта при объединении их усилий. Так, на практике часто применяется схема организации страховой защиты интересов участников проектов на этапах подготовки и пуска РКН, при которой в качестве страхователя выступает организация-исполнитель работ по подготовке и пуску РКН.
     Исполнитель обеспечивает страхование и возмещает  заказчику  и третьим лицам  ущерб в случае его возникновения. В основу построения общей схемы  страховой защиты также может  быть положен принцип централизации, в соответствии с которым все  вопросы страхования решаются страхователем с одной страховой компанией, которая выступает координатором пула страховых компаний, участвующих в страховании рисков. Для распределения страховых рисков среди страховщиков в отечественной практике принят принцип долевой ответственности. Страховая премия распределяется между учаcтниками страхового пула пропорционально принятым ими долям ответственности.
     Выбор конкретной схемы организации страхования  определяется головным исполнителем и  лидирующим страховщиком в зависимости  от конкретных параметров космических рисков, требований головного исполнителя и условий национального рынка:
     -размеров страховой суммы и франшиз,
     -наличия готовых страховых покрытий на рынке,
     -необходимости финансирования страховщиком предупредительных мероприятий,
     -финансовой емкости лидирующего страховщика и национального рынка,
     -дополнительных требований головного исполнителя проекта по финансированию рисков страховщиком и других.
     При решении вопросов страхования участниками  проекта должны рассматриваться  и оцениваться эффективность использования и других способов управления рисками - принятие части рисков на собственную ответственность (самострахование) и перераспределение (передача) рисков между участниками.
     При наличии неблагоприятной конъюнктуры  страхового рынка или отсутствии достаточных финансовых средств участники проекта могут обращаться к самострахованию отдельных рисков. При этом заинтересованные стороны полностью отказываются от страхования рисков и берут на себя компенсацию возможных ущербов или принимают участие в состраховании этих рисков. 
 
 
 
 
 

     4 Проблемы организации космического страхования  

     Страхование является одним из методов сбалансированного  подхода к обеспечению безопасности космической деятельности, гарантией  инвестиций в высокорисковые виды технологических процессов и  космических средств.
     Развитие  страхования в целях обеспечения  непрерывного и бесперебойного производства космической продукции в рыночных условиях является одним из путей  экономической защиты космических  проектов. При этом страхование космических рисков может выступать для предприятий ракетно-космической промышленности в качестве финансовых гарантий возмещения случайного ущерба.
     Несмотря  на высокий уровень развития современных  технологий производства космических  средств, вероятность аварии и повреждения  объектов космических средств сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.
     Для страхования  космических рисков актуальны вопросы полноты страхового обеспечения, то есть соответствия страховой суммы реальной стоимости имущества и потенциальной величине ущерба. Только при достаточном уровне страхового покрытия создаются условия для восполнения имущественных потерь.
     Для отечественных страховых компаний, занимающихся страхованием космических рисков, чрезвычайно важно решение проблемы регламентации процессов урегулирования ущербов. Из-за специфики космической деятельности и особенностей эксплуатации объектов космических средств возникают трудности  при определении причин наступления страхового случая. В результате возникают условия для отказа в выплате страховщиком страхового возмещения, а в случае осуществления страховой выплаты - затрудняется процесс суброгации к виновной стороне.
     Сложность осуществления страхования космических  рисков вызвана комплексом причин, среди которых:
     -ограниченное  количество доступных статистических  данных по имевшим место страховым  случаям, потребность в которых  обусловливается необходимостью  расчета вероятности наступления страхового случая;
     -трудности  применения имеющейся статистики  из-за совершенствования объектов  космических средств, которое   делает трудно сопоставимыми  статистические данные по случаям  нанесения ущерба;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.