На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие философии права, ее предмет

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       1.Понятие  философии права, ее предмет.
       Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII - XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.
       Во  времена Советского Союза философия  права не признавалась и не преподавалась  в высших учебных заведениях, что  нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую  традицию и выдающихся теоретиков в  дореволюционной России. В последние  годы философия права возрождается в нашей стране. Однако последствия  многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются. Многие проблемы, концепции, направления  все еще плохо известны в нашей  стране, практически не описаны и  не проанализированы в отечественной  литературе.
       Может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая-юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем прав. Таким образом, философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
       Для более конкретного определения  дисциплинарного статуса философии  права целесообразно рассмотреть  подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений. Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьев и другие корифеи философско -правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности). В других философских системах, например, у С. Франка, она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.
       Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно - смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия.
       В философии права исследуется  право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и  формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание  права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) - это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.
       Существенное  своеобразие такого различения и  соотношения сущности и явления  в сфере права обусловлено  тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит  объективный характер, а право  как явление носит официально - властный (и в этом смысле субъективный), характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон (позитивное право), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно- обязательным правом, может, как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).
       С учетом данного обстоятельства приведенное  определение предметной области  философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.
       При этом под правом имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально - властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно - обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут, как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным, специфическому регулятору объективная по своей природе  правовая.
       Искомое философией права единство правовой сущности (права как сущности) и  права как явления (официально-властно установленного правового явления в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права) -это правовой закон, правовое позитивное право, т.е. такое государственно установленное, обладающее принудительно - обязательной (юридической) силой официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовой сущности (праву как сущности) и, следовательно, представляет собой не просто и не только официально-властное явление, но официально-властное правовое явление, государственную форму надлежащего выражения (внешнего проявления) правовой сущности в правовом явлении.
       Дальнейшая  конкретизация приведенного определения  предмета философии права зависит  от того понимания (и понятия) сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции  философии права.
       Такое понимание сущности права дает основание  для конкретизации приведенных  выше определений предмета философии  права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере -это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.
       Формы внешнего проявления и практического  осуществления в эмпирической действительности формального равенства - это все  реальные правовые явления нормативно -регулятивного, институционально - властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.
       К правовым явлениям, таким образом, относятся  все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство, поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.
       В предмет философии права, таким  образом, вместе с другими правовыми  явлениями входит и государство  в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).
       В процессе освещения предмета философии  права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно - правовых позиций критически анализируются и соответствующие  антиподы права, различные прошлые  и современные теоретические  и практические формы отрицания, игнорирования или искажения  смысла, специфики и ценности права  как сущности и как явления, подмены  права произволом, правовых норм и  публично - властных институтов - антиправовыми формами организации официальной власти и ее произвольно - приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов - господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения.
       В этом смысле можно сказать, что любая  философия права - это не только философское  осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических  и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).
       Сформулированное  с либертарно - юридических позиций  понимание предмета философии права  имеет и общее значение в плане  выявления, уяснения и определения  того общего для различных учений о праве познавательно - смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций  такой одной общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права (для всех его концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и правового явления, зависимого от субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).
       Такое теоретическое различение объективной  правовой сущности (права как сущности) и субъективного правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей форме это различение я формулирую как различение права (права как особой сущности) и закона (права как особого явления, как официально - властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение). Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от того конкретного понятия права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т.д.), которое лежит в основе соответствующей концепции философии права и определяет ее своеобразие.
       Так, в естественно-правовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum"  "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.
       Поэтому философия права в трактовке  юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.
       Прямо противоположную позицию занимают представители легизма (от lex - закон). В своих позитивистских и неопозитивистских  учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и  вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для  легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально - властного, принудительно - обязательного  характера является настоящим правом.
       Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это  метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.
       Легизм  и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по - своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.
       Поэтому либертарно - юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско - правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом.
       Дело  в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и  предмета философии права уже  учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего  понимания и изложения, тогда  как в ограниченных рамках менее  развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания  и изложения более развитой концепции  нет. Такая логика познания и его  развития действует также и в  сфере философско - правовой мысли.  
 
 
 
 
 

       2. Метод философии права
       Каждая  более или менее развитая концепция  философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических  знаний о праве (как сущности и  явления), которая представляет собой  взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философско - правового учения.
       Определяющее (исходное и финальное) значение для  характеристики, как предмета, так  и метода той или иной философско - правовой концепции (теории) имеет  лежащее в ее основе, выявляемое, обосновываемое и раскрываемое в  ней понятие права. В сжатом и  концентрированном виде смысл такого понятия права выражается в кратких  дефинициях предмета соответствующей  концепции философии права, а  в развернутом и конкретизированном виде - в форме самой этой концепции, т.е. определенной теоретической системы философско - правовых знаний.
       Предмет и метод - это различные (мысленно различенные в теоретической абстракции) формы выражения и характеристики единой теории, одного и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний, представленных в определенной концепции философии права.
       Взаимодействие  и единство предмета и метода философско- правовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод - это предмет в его действии (в его формировании, организации и познавательном воздействии), а предмет - это системно - организованное выражение познавательного смысла и значения метода.
       Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов философско - правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, - это тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в научное (теоретическое, философское) знание.
       Выделение в единой философско - правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.
       При этом предмет в качестве составного компонента философско- правовой теории выражает познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в качестве другого компонента теории выражает познавательный (объяснительный, доказательственный, прогностический и т.д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (преемственность, новизна и т.д.) с прежним знанием и прежним пониманием объекта, способы, приемы и формы получения, обоснования, организации и функционирования нового знания, смысловое место и значение его различных моментов и их взаимосвязей в структуре данной теории, методологическое значение самой этой философско - правовой теории в продолжающемся процессе научного познания права.
       В любой последовательной философско - правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) - предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последующей философско - правовой теории).
       В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско - правовых теорий приобретают в последующем как бы самостоятельное (независимое от предмета соответствующих теорий) существование и универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение. В качестве подобных общефилософских, общенаучных методов используются (также и в современных философско - правовых учениях), например, методы логического, диалектического, онтологического, феноменологического, экзистенциалистского, системного, сравнительного исследования.
       Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится с ними в  необходимой преемственной связи. Это проявляется также и в  плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных  методологически значимых средств  и приемов исследования определенного  объекта, форм организации и систематизации нового философско - правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли и исследуемой объективной действительности.Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) - совершенно различные философско- правовые учения. То же самое можно сказать о философско - правовых концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов.
       Дело  в том, что всякое новое философско - правовое учение - это (в меру своей познавательной новизны) новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значение лишь в качестве соответствующим образом творчески осмысленных, преобразованных, освоенных и подчиненных (по логике прогресса познания) моментов положений новой теории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то познавательно - ценного из других (прошлых и современных) теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории.
       Здесь же необходимо отметить основные особенности  метода развиваемой либертарно - юридической концепции философии права.
       Либертарный (или либертарно - юридический, юридико - формологический, формально - юридический) метод - это понятийно- правовой метод философско - правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.
       В основе либертарного метода лежит принцип  формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально - логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Либертарный метод - это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально - равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско- правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права.
       Аналогичным образом физики, химики, биологи  ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую формулу  для познаваемого ими физического, химического или биологического мира. Такова избирательная, предметно  спрофилированная природа человеческого  мышления и познания.
       Формулой  юридического мира является принцип формального  равенства. Эти различные формулы разных миров (различные научные образы, научные картины мира, создаваемые разными науками) выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически - числового, правового, физического, химического, биологического и т.д.).
       В этом смысле можно сказать, что искомой  истиной и методом философии  права является формальное равенство  как сущность, принцип, правило и  норма должного порядка социальной действительности.
       Формальное  равенство и есть тот принцип  правового порядка действительности, по которому действует либертарный  метод и в соответствии, с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско - правовой теории.
       Познавательные  возможности этого метода заданы творческим (эвристическим) потенциалом  самого либертарного понятия права  и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических  значений, сферой предмета данной философско - правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познавательную профилированность, направленность (интенциональность) и границы соответствующего философско - правового познания.
       Количественные  изменения философско-правового  знания (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое лежит в основе определенной концепции философии права, ее метода и предмета.
       Качественные  изменения философско-правового  знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой философско - правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом.
       Разумеется, степень подобных качественных изменений  может быть различной, но новые понятия  выражают качественный скачок в процессе развития философско - правового познания и в прогрессе философско - правовой мысли.
       Новое понятие права означает и соответствующий  новый подход к изучению, пониманию  и трактовке, как самих эмпирических данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиций неологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых философско - правовых теорий.
       В общем процессе прогресса философско - правовой мысли момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новое (новое понятие права, новая теория, новая концепция и т.д.) здесь, как и везде, возникает лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная форма постижения и понимания права и государства. И новое понятие права как метод познания не перечеркивает прежние понятия права и соответствующие теории, а преодолевает ограниченные познавательные возможности и границы прежнего понятия и вместе с тем удерживает его теоретико - познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско- правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте.  

       3.Философия права в системе наук.
       Философия права имеет давнюю и богатую  историю. В древности и в средние  века проблематика философско-правового  профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более  общей темы, а с XVIII в. - в качестве отдельной научной дисциплины.
       Первоначально термин "философия права" появляется в юридической науке. Так, уже  известный немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве" [ Hugo G. Beitrаge zur civilistischen Bucherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372 (I Ausgabe - 1788).] Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания [Hugo G.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.