На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Российский Государственный Педагогический Университет  им. А. И. Герцена»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики 
 
 
 

Киржакова Анна Владиславовна 

Воспитание  у подростков уважительного  отношения к пожилым  людям 
 

Курсовая  работа
Образовательная программа подготовки бакалавра
Направление подготовки 05007.62 – Педагогика
(Профиль  Воспитательная работа) 
 
 
 
 

Научный руководитель:
Христофоров Сергей Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2008 

Оглавление:
    Введение.............................................................................................................3
      1. Характеристика  возрастных особенностей подростков.......................6
      2. Теоретические аспекты воспитания уважительного                отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
     1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы                  его    воспитания.....................................................................................................10
         1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего             поколения в воспитании молодежи................................................................15        1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у         подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
        1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в                  деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
      1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации                            на подростков  в  деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
     3. Анализ практики  решения педагогической задачи..............................24
     4. Предложения и рекомендации по решению                                  педагогической задачи...........................................................................................26
      Заключение..........................................................................................................27
      Рефлексия............................................................................................................28
      Список литературы.............................................................................................30
      Приложения.........................................................................................................32 
     
     
     
     
     
     
     

Введение:
     На  протяжении последних нескольких десятилетий  в экономически развитых странах, в  связи с увеличением продолжительности  жизни и уменьшением рождаемости  увеличился удельный вес пожилых  людей в обществе. А это значит, что увеличилось число людей, нуждающихся в опеке со стороны общества, в помощи не только финансовой, но и в психологической, в простом внимании и участии окружающих людей.
     В наш век технического прогресса, возрастающих скоростей, жесткой конкуренции  во всем, дефицита свободного времени, значительная часть пожилых людей ощущает себя путником, бредущим по обочине скоростной трассы, где мимо пролетают машины и редко кто предлагает помощь. Поэтому так необходимо воспитывать уважительное отношение у подростков к пожилым людям.
     Воспитанию  подрастающего поколения человечество уделяло много внимания, но задачи воспитания, в основном ложились на старшие поколения. Начиная с рождения и до вступления в самостоятельную жизнь, ребенок чувствует рядом поддержку старших – сначала родителей, затем учителей, наставников. Вступающий в жизнь человек пользуется всем тем, что создало старшее поколение – всеми материальными благами, достижениями науки и техники, культурным наследием. Из поколения в поколение в народе передавались понятия добра и зла, на которых строилось воспитание. Каждая общественная формация вырабатывала свои законы, создавало свой образец устройства, свои основы морали, но непреходящие истинные моральные ценности всегда существовали и существуют, и старшее поколение стремилось и стремится передать младшему.
     Актуальность  проблемы взаимоотношения подрстков с пожилыми людьми подтверждается реальной жизнью. Мы провели исследование на базе государственного общеобразовательного учреждения средней гуманитарно-экологической школы №618 Приморского административного района города Санкт-Петербурга в 7 «в» классе.
     В этом классе обучается 23 человека. В  ходе исследования было выявленно, что  в классе есть проблемы во взаимодействии с пожилыми людьми. Было отмечено, что ученики данного класса неуважительно относятся к  учителям приклонного возраста. На уроках этих учителей нарушена дисциплина.
     При обсуждении данных наблюдений  сделаны  выводы о необходимости создания рекомендаций и проведения мероприятий по воспитанию у детей уважительного отношения к пожилым людям. С этой целью нами проводилось исследование. В результате исследования было выявлено, что из 23 учеников класс у 9 нет бабушек и дедушек, и они воспитываются только своими родителями. Эти же подростки отмечали в своих анкетах отсутствие интереса к тем предметам, которые ведут у них учителя приклонного позраста. Эти ребята являются подстрекателями негативного отшошения к учителям пожилого позроста.
     Таким образом, основная задача педагого-воспитателя  в данном классе заключается в создании мероприятий, направленных на воспитание у подростков уважительного отношения к пожилым людям.
     Краткая характеристика поведения некоторых  учеников класса.
     Ярослава  Б., ученик 13 лет, всячески проявляет неуважительное отношение к учителям приклонного возраста. На уроках он является инициатором нарушения дисциплины, иногда позволяет себе даже оскорбительные шутки в адрес этих учителей. В то же время он хорошо взаимодействует с молодыми учителями, ему нравятся только те предметы, которые они ведут. На их уроках он не позволяет себе оскорбительное поведение и дисциплинарные нарушения.
     У Сергея М., ученик 12 лет, заметно отличается от поведения Ярослава. Он, в отличие от своего одноклассника, не является лидером в классе, хотя очень к этому стремится. В следствие чего ему приходится во всем подражать Ярославу. Он также нарушает дисциплину, оскорбляет учителей. В своей анкете Сережа отметил, что у него нет бабушки с дедушкой, что, вероятно, повлияло на формирование его ценностей. Отмечается также низкий уровень учебной успеваемости.
     У этих ребят отчетливо прослеживается неуважительное отношение и проблемы во взаимодействии с людьми пожилого возраста.
     Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
     Для достижения цели выделены следующие  задачи:
    Определить возрастные особенности подростков 11-14 лет.
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям;
    Составить методические рекомендации участникам образовательного процесса с целью воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
     Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть курсовой работы
1. Характеристика  возрастных особенностей подростков.
     В этом параграфе мы рассматрим возрастные особенности  подростков, предложенные различными авторами для решения педагогической задачи – воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.
     Хотя  личность формируется еще с младенческих лет, особенно важен в этом смысле подростковый возраст. По мнению Л. И. Божович, в этом возрасте происходит самоутверждение формирующейся личности в окружающем обществе. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подросток сравнивает себя с окружающими людьми, постоянно дает свою оценку всему и всем, с кем сталкивается в жизни. В этот период формируются нравственные убеждения, принципы и идеалы. Воспитание уважения к старшим необходимо особенно интенсивно проводить именно в подростковом возрасте. Для этого воспитателю необходимо знать особенности психического развития в подростковом возрасте. Их исследованием занимался Крутецкий В.А. Автор приводит возрастные особенности подростков.
     Идеалом для подростка является не конкретный человек, а обобщенный образ, поэтому очень важно, кто и что его окружает, как к нему относятся прежде всего в семье, как относятся родители к своим родителям, то есть идет воспитание личным примером. Как писал Франсуа Мариак в «Воспоминаниях», «если ты помнишь о своих грехах, в чем ты смеешь упрекать своего сына?».
     В процессе воспитания подростков невозможно переоценить значение семьи. Семья сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян. В семье закладываются основы всех черт поведения будущего члена общества. Имеет значение не только сознательное воспитательное воздействие родителей, но и внутрисемейная атмосфера, например родителей, семейные традиции, желание родителей быть ближе к своим детям, отношения между родителями и их отношения к своим родителям, материальное положение семьи, когда из-за постоянного недостатка средств родители вынуждены мало времени уделять детям.
     Внутрисемейные  отношения выступают в форме  межличностных отношений в процессе общения. Межличностное общение  является одним из социально-психологических  механизмов становления личности. Именно в процессе общения со взрослыми  ребенок приобретает навыки речи и мышления, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений, вырабатывает отношение к основным человеческим ценностям, знакомится с понятием долга, милосердия, скромности, справедливости, достоинства, сопереживания, сострадания. Важным фактором влияния на нравственное развитие подростков является авторитет родителей. Как писал А.С.Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими или о других, как вы радуетесь или печалитесь. Как вы общаетесь с друзьями или с врагами – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят ло него невидимыми путями, вы их не замечаете».
     Как выделяют Д.Б.Эльконин и Т.В. Драгунова одной их самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки старших как в семье, так и в школе. Педагогу необходимо строить общение и взаимоотношения с подростками на основе восприятия их как равных и в то же время соблюдать дистанцию, основываясь на наличии педагогического опыта. У подростка возникает чувство взрослости, которое выражает в отношении подростка к себе, как к взрослому. Подросток стремится к самовыражению и самовоспитанию. Стараясь казаться «взрослым» подросток стесняется при своих сверстниках проявлять подчинение старшим, боясь показаться слабым.
     Как считает Н.В.Клюева, главной задачей  развития в подростковом возрасте являеся  самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в материальной поодержке), пытается ставить задачи, связанные с будущим, осваивает «новое тело». Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка – быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости часто выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Родители начинают раздражать подростка, появляется желание изолироваться от них, возрастает количество конфликтов между родителями и детьми.
     По  мнению М.В.Поповой, сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящие и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих напрвлениях:
    Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
    Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
    Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
    В целом уменьшается влияние семьи, хотя по сути она остается важной референтной группой.
   Наблюдается следующая динамика мотивов общения  со сверстниками: в 12-13 лет подростку  важно занять определенное место  в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения – лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Примерно в 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении и особенностяхсобственной личности. Появляется срособность брать ответственность на себя за спешность своего общения с окружающими. В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность.
   Таким образом, осознавая особенности  старшего подросткового возраста, его проблемы, воспитатель должен помочь ученику в их разрешении, учитывая особенности возраста, не нарушая внутреннего мира личности. Учителю необходимо уметь использовать данные особенности на благо воспитательного процесса и самого подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теоретические   аспекты   воспитания  уважительного  отношения у подростков к пожилым людям.
     В данном параграфе для определения  методов воспитания уважительного  отношения у подростков к пожилым  людям будут рассмотрены следующие  вопросы:
      - определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания;
      - пожилые люди как социальная общность; роль старшего поколения в воспитании молодежи;
      - роль религии в воспитании уважительного отношения у  подростков по отношению к пожилым людям;
      - влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям;
      - влияние роста продолжительности жизни людей  на подростков  в  деле воспитания уважения к пожилым людям. 

      Определения понятия «уважительное  отношение».
     В данном пункте параграфа будут рассмотрены следующие понятия: «отношение», «уважение», «уважительное отношение».
     Исследование  отношений как философской категории  открывает значительные перспективы  развития науки и заслуживает  самого пристального внимания. Изучением  категории «отношение» занимались многие отечественные ученые (Г. М. Гак, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Р. А. Зобов, В. Н. Сагатовский, В. И. Свидерский и др.).
     Философы  рассматривают «отношение» как  одну из основных логико-философских  категорий, отражающих способ (род) бытия и познания, как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира.
     Основу  исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи  объективного и субъективного в  отношениях. Философы приходят к единому мнению в том, что отношения личности — результат материальной, экономической основы общества. Однако при ответе на вопрос, являются ли отношения личности по своей природе объективными, их мнения разделились.  
     Ряд исследователей, в частности Г. М. Гак, считает, что отношения личности объективны, так как они есть проявление экономических отношений. Придерживающиеся другой точки зрения полагают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания. Третья группа ученых рассматривает отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного». По их мнению, отношение имеет материальные основы, в нем реализуются объективно существующие потребности личности, класса, общества в целом; но, с другой стороны, оно всегда так или иначе отражается в сознании и оформляется в виде определенных целей.
     Раскрытие психологической природы отношений, психологических данных о становлении  тех или иных отношений личности к действительности остаются открытыми.
     Отечественные психологи активно оперировали  понятием «отношение» в различных  исследованиях и разнообразных  контекстах: Л. С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как  обязательного момента развития личности ребенка; для С. Л. Рубинштейна отношение у ребенка к другому является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе; В. Петровский вводит отношения в социально-психологический контекст, это — многоуровневая система межличностных связей; для В. Н. Мясищева отношение — система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности; у А. Н. Леонтьева отношение — смысловая сфера сознания, направленность личности. Все же четкого определения понятия «отношение» так и не было выработано, на это неоднократно указывала Л. И. Божович, признавая важность его включения в изучение личности ребенка. Категория «отношение» представляет собой целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира.
     В исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева рассматривается психологическая  природа отношений, их развитие, основные виды. Именно Б. Г. Ананьев подчеркивал, что необходима дифференциация таких понятий, как «общение» и «отношение».
     В структуре отношений психологи (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн) выделяют три основных компонента отношений:
а) гностический (когнитивный или информационный);
б) аффективный (эмоциональный, эмотивный);
в) поведенческий (практический).
     При этом гностический (когнитивный) компонент  выступает как система усвоенных  личностью на уровне убеждений социальных знаний — понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Когнитивный компонент отношений предполагает наличие относительно устойчивого познавательного интереса к нравственным качествам личности. Аффективный (эмоционально-мотиваци-онный) компонент предполагает личностный смысл, который придается отношению; эмоционально-положительные суждения об окружающих людях. Поведенческий (поведенческо-деятельностный) компонент характеризуется как совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, целеполагания (процесса выбора и постановки целей, вмешательства в жизненные ситуации); коррекция намеченных целей и способов поведения. Данный компонент предполагает стремление и умение личности устанавливать доброжелательные контакты с другими людьми.
     Наиболее  полное изучение отношений личности в психологическом плане принадлежит В. Н. Мясищеву. В созданной им концепции «психологического отношения» утверждается, что психологические отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных избирательных, сознательных, активных связей личности со всей действительностью или отдельными ее сторонами. Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный, общественно обусловленный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Определение «отношения» отражает важнейший для понимания психики факт — взаимосвязь личности и среды.
      Рассмотрим  понятие «уважение», обратившись  к различным словарям русского языка:
     Уважение - позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда. После Канта анализом уважения занимались Бубер и Левинас. 1
     Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.2    
     Уважение – 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо // Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо; 2. Любовь, пристрастие к чему-л.3   
     Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. 4
     Будет целесообразным приведение также нескольких цитат об уважении:
    Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.   Б. Фонтенель
    Уважение - это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, послед него - от угрызений совести. О. Бальзак
    Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому. - Пифагор
    Уважение — это то, чем мы обязаны; любовь — то, что мы дарим. Ф.Бэйли
    Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с почтением. - В. Швебель
    Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А.С.
    Упрекам и укорам стариков, о люди, с уважением внемлите: Ведь эти люди ведают о зле и о добре всех будущих событий. Ас-Самарканди
    Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Пушкин А. С.
    Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего. Конфуций
          Таким образом, объединяя эти два понятия, мы можем сказать, что уважительное отношение – это выражение почтения одного субъекта по отношению к другому. 
 

1.2 Пожилые люди как  социальная общность. Роль старшего поколения в  воспитании молодежи.
     Одна  из тенденций, наблюдаемых  в  последние  десятилетия  в  развитых странах мира, —  рост  абсолютного  числа  и  относительной  доли  населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения  в общей  численности  населения  доли  детей  и  молодежи  и  увеличения  доли пожилых.
      К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых  и  крепких до  глубоких  стариков,  обремененных  недугами,  выходцы  из  самых  разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации  и  разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.
     Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у православных христиан стали складываться в VI—IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи — простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.
     Семья в крестьянской общине была важнейшим  институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Что позволяло ей обрести эту силу? В общинах господствовал культ семьи. Об этом свидетельствуют многие поговорки: « семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее», «Каков батька, таковы и детки», «Каково дерево, таков и плод», «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын», «Родительское слово на ветер не молвится» и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.