На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет затрат в управленческом учете

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Норильский индустриальный институт» 

Кафедра бухгалтерского учета и финансов 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по бухгалтерскому учету на тему: «Учет затрат в управленческом учете». 
 
 
 

Работу  выполнила:
Шульц Юлия Леонидовна
Группа  ФК-08
Работу  проверила:
Куроедова Елена Александровна
к.э.н., доцент кафедры БУиФ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Норильск,2010
 СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………………. 
 

Часть 1. Учет затрат в управленческом учете…...………………………………………….. 

      Управленческий  учет……………………………............................................................
        Содержание и назначение управленческого учета………………………………
        Методология управленческого учета…………………………………………….
 
      Классификация и поведение затрат……………………………………………………..
     1.2.1. Классификация и характеристика  затрат………………………………………….
     1.2.2.Способы  подсчета затрат………………………………………………………… 
 
 

Часть 2. Практическая часть…………………………………………………………… 
 

Заключение………………………………………………………………………………….. 

Список литературы………………………………………………………………………..... 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
          Сущность управленческого учета заключается в подготовке управленческих решений в организациях. В целом управленческий учет, как и бухгалтерский,- язык бизнеса. В рыночной экономике управленческий учет- это единство как собственно учета, так и анализа хозяйственной деятельности. причем управленческий учет- это прежде всего анализ. Не зря же при раздвоении единого бухгалтерского учета в середине ХХ века в рыночном мире выделяют общую, или финансовую, бухгалтерию, и аналитическую, или управленческую, бухгалтерию. Область и содержание управленческого учета все более расширяются от учета затрат и калькулирования себестоимости к производственному учету в целом, а затем и к сбору и анализу всей информации, полезной для принятия решений, в том числе производственной и финансовой, внутренней и внешней. Управленческий учет( и анализ)- «слуга» управления, но и само управление становится объектом управленческого учета и анализа.
          Бухгалтерская информация изначально рассматривается как абсолютно точная и достоверная, собранная в соответствии с требованиями, налагаемыми государственными регулирующими органами. Однако было бы неправильно сказать, что бухгалтерская информация есть оперативная информация- пока бухгалтер не получит все необходимые и правильно оформленные документы, он не вправе отразить операцию в бухгалтерском учете. Как следствие, у менеджмента предприятия информация о свершившемся факте окажется с большим опозданием. Отчасти поэтому бухгалтерский учет не может рассматриваться как единственная полностью удовлетворяющая потребностям менеджмента система информационной поддержки деятельности предприятия.
          В современных условиях ценность информации очень велика- предприниматель, хорошо представляющий себе свои и чужие возможности, уже имеет преимущество перед конкурентами. 
 
 
 
 
 
 

ЧАСТЬ 1. УЧЕТ ЗАТРАТ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ. 

      Управленческий  учет.
 
1.1.1. Содержание и назначение управленческого учета. 

          Управленческий учет охватывает те виды информации, которые необходимы для управления предприятием. Основное назначение управленческого учета- информационное обеспечение управления и контроля в рамках предприятия. Поэтому хотя и существуют модели управленческого учета, нормы и правила предприятия разрабатывают самостоятельно.
          Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Основная цель управленческого учета- обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от процесса подготовки информации, используемой в финансовом учете[3,с.21].
     Управленческий учет-это система учета и планирования, контроля и анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Таким образом подчеркивается значение управленческого учета как обособленного вида учетной деятельности, главная цель которого- получение информации о состоянии затрат предприятия в части, касающейся только его производственно-хозяйственной деятельности [1,с.6-7].
          Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод, что этот учет служит для:
    Предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;
    Исчисления фактической себестоимости продукции( работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
    Определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности и другим позициям.
     Определяя назначение управленческого учета, важно определиться с терминологией наиболее используемых понятий. Издержки- это суммарные убытки организации, связанные с выполнением определенных производственных операций, включающие в себя явные и вмененные издержки. Явные( расчетные, бухгалтерские) издержки- это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения. Вмененные (альтернативные, косвенные) издержки- упущенная выгода организации, которую она получила бы при выборе более эффективного варианта производства, материала, детали и т.д. [1,с.9].
     Затраты-это явные и фактические, реальные и вещественно осязаемые, признанные и подтверждаемые документально, количественно определяемые издержки. Затраты становятся расходами, если они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым нормативными актами по бухгалтерскому учету. Так, «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов ( денежных средств, иного имущества) и/или  возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников( собственников имущества) [2].
     В управленческом учете важно помнить  и соблюдать правило «соответствия расходов доходам», т.е. признавать расходы на основании непосредственной экономической связи понесенных организацией затрат с конкретными поступлениями по определенным статьям доходов [1,с.9-10].
          Цель управленческого учета- обеспечить администрацию организации информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью организации и принятия решений по результатам этой деятельности. К такой информации в первую очередь относятся данные о затратах на производство, себестоимости продукции и отдельных ее видов, рентабельности, выпуске и результатах реализации продукции (работ, услуг).
          Все источники  информации можно подразделить на учетные и внеучетные.
          К учетным источникам относятся:
    Бухгалтерский учет и отчетность: наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля за выполнением установленных бизнес- планов. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировке в балансе и других отчетных таблицах получают объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных операций и обобщенную характеристику совокупности средств хозяйства по составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.
    Статистический учет и отчетность: отражают совокупность массовых явлений и процессов, характеризуют их с количественной стороны, позволяют выявить определенные экономические закономерности, служат важным источником информации.  При специфических методах наблюдения статистика во многом опирается на данные бухгалтерского учета.
    Оперативный учет и отчетность: применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности организаций, обеспечивают более быстрое по сравнением со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации. Для текущего управления такая информация неоценима. Директора организаций, руководители внутренних подразделений довольно часто ведут оперативную регистрацию важнейших хозяйственных процессов и операций, делают примерные расчеты и прикидки, намечают неотложные мероприятия. Такую «карманную бухгалтерию» используют руководящие работники, которые сами осуществляют оперативный анализ.
    Выборочные учетные данные:  помогают углубить и детализировать показатели отчетности. За последние годы отчетность значительно сокращена. В этих условиях получили распространение эпизодические выборки, наблюдения, углубленные проверки. Выборочные данные следует рассматривать как источник учетного характера, поскольку их черпают из текущего бухгалтерского учета и первичной документации.
          К внеучетным источникам относятся:
    Материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;
    Материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
    Материалы проверок налоговых органов;
    Материалы постоянно действующих производственных совещаний;
    Материалы собраний трудовых коллективов;
    Материалы печати;
    Объяснительные и докладные записки, переписка с вышестоящей организацией, финансовыми и кредитными организациями;
    Материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями.
            В структуре большинства предприятий есть подразделения, занимающиеся управленческим учетом (планово-экономические отделы, финансовые отделы и т.п.). Как правило, не практикуется выполнение функций по ведению управленческого учета сотрудниками бухгалтерских служб, и только в небольших организациях бухгалтер может «параллельно» со своей основной работой заниматься подготовкой управленческой информацией для руководства.
           Согласно Методическим рекомендациям по организации управленческого учета структура управленческой отчетности включает в себя:
    Комплексные отчеты- могут составляться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. По мере увеличения промежутка времени увеличивается степень агрегации информации. В состав комплексных отчетов могут входить отчет о движении денежных средств, отчет о доходах и расходах, отчет о выполнении инвестиционной программы и т.д.
    Отчеты по ключевым показателям- представляются на конкретную дату в любой момент времени. В них отражаются важные для успешного функционирования предприятия факторы: количество полученных заказов, объем произведенной продукции, объем проданной продукции, процент неисправностей или брака, остатки готовой продукции на складе и т.д.;
    Аналитические отчеты- готовятся либо по запросу руководства для глубокого анализа какого-либо вопроса, либо на регулярной основе в течение определенного промежутка времени с той же целью. Направленность, формат, периодичность составления аналитических отчетов могут быть совершенно произвольными [3.с.25-29].
          Задачи управленческого  учета определяются следующими основными моментами:
    Как наука  должен разработать, обосновать способы, методы, правила, последовательности и механизмы определения себестоимости единицы продукции, некоторых объемов реализуемой продукции, остатков нереализуемой продукции, незавершенного производством объема продукции.
    Должен вести учет затрат на принципах полного соблюдения методологии действующего бухгалтерского учета, т.е. для накопления сведений использовать документы, инвентаризацию, счета, двойную запись, ведомости, регистры, бухгалтерские книги, другие приемы, способы и методы.
    Информация, поставляемая управленческим учетом, должна быть точной, полной, объективной, своевременной, т.к. только в этом случае она будет обеспечивать эффективность управленческой деятельности и принимаемых управленческих решений.
          К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета планово-учетных единиц измерения; оценивание результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; также важным является принцип бюджетного(сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью.
     Функции управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, стимулирования деятельности и внутренних информационных связей.
     Планирование- процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. Планы могут быть краткосрочными и  долгосрочными.
     Контроль- проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера- определение состояния объекта и сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов; выявление отклонений от запланированного и регулирование.
     Оценка- заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. На этой стадии определяется, была ли достигнута поставленная цель и выясняются причины отклонений.
     Организационная работа- состоит в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей ; установлении  коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
     Стимулирование-это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
     Внутренняя  информационная связь- это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений.
     Выявив  суть и основные признаки функций  управления, определим те конкретные функции, которые присущи именно управленческому учету.
     Управленческий  учет выполняет следующие функции:
    Управленческая, в результате действия которой аппарат управления имеет необходимые сведения;
    Учетная, которая реализуется собственно в ведении учетной работы, проведения учетных операций составлении и проведении документов, сборе и обработке учетной информации.
Управленческий  учет можно разделить на две стадии:
    Первоначальная-документирование и первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности, касающихся затрат предприятия;
    Сводная- анализ накопленной информации, обработка и предоставление ее в виде отчета аппарату управления [1,с.12-16].
 
      2. Методология управленческого учета. 

          Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.
         Объекты управления можно объединить в две группы:
    Производственные ресурсы;
    Хозяйственные процессы и их результаты.
         Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на основе и с использованием производственных ресурсов. Производственные ресурсы включают в себя основные фонды, запасы, нематериальные активы и трудовые ресурсы.
         Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:
    Снабженческо- заготовительную;
    Производственную;
    Финансово- сбытовую [3,с.24].
          Совокупность различных приемов  и способов, посредством которых  отражаются объекты управленческого  учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Метод состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, планирования и лимитирования; контроля; анализа.
          Для документального подтверждения совершаемых хозяйственных операций в управленческом учете используется способ документирования. Все бухгалтерские документы, применяемые в финансовом учете, используются и в управленческом учете.     Документы управленческого учета должны соответствовать следующим основным требованиям:
    Унифицированность формы документа.
    Обязательность основных и вспомогательных реквизитов.
    Наличие подтверждающих, согласующих подписей.
    Наличие оригиналов печати, оттиска, штампа, др.
          Документами, подтверждающими затраты и расходы предприятия, являются: материальные накладные, требование, требование- накладная, лимитно-заборная карта, товарно- транспортная накладная, акт на списание материалов, накладная на отпуск материалов на сторону, договора, счета, расчетные и платежные ведомости и многие другие. Кроме первичных, затраты подтверждают и оправдывают сводные документы: ведомости №12, №15, журналы-ордера №10, №10/1 и др.
          Метод инвентаризаций- способ определения фактического состояния объектов учета, а также метод выявления отклонений от учетных данных, способ подсчета неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Различают инвентаризацию материальных ценностей и инвентаризацию денежных средств и средств в расчетах, в активах и обязательствах.
     Счета- основной элемент, предназначенный для обособления, отложения, накапливания информации, учета по объектам и видам затрат и расходов [1,с.22].
      Для организации управленческого  учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.
На  крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», собирательно – распределительные счета: 25 « Общепроизводственные расходы», 26 « Общехозяйственные расходы», 28 « Брак в производстве», 31 «Расходы будущих периодов», 36 « Выполненные этапы по незавершенным работам», 37 « выпуск продукции ( работ и услуг )». По дебету указанных счетов указывают расходы, а по кредиту – их списание. По окончанию месяца учтенные на собирательно – распределительных счетах  (25,26,28, 31) затраты списывают на  счета основного и вспомогательного производства.
С кредита  счетов 20 « Основное производство» и 23 « Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ и услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство
На малых  организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20  «Основное производство», 26  «Общехозяйственные расходы»,  31 «Расходы будущих периодов» или только счет 20 [4,с.64].
          Двойная запись- основной элемент метода, представляющий собой способ регистрации совершенных хозяйственных операций на соответствующие счета и субсчета.
          Калькулирование- как элемент управленческого учета предполагает исполнение различных по содержанию и назначению методик, расчетов, способов калькулирования видов работ, услуг, единицы продукции и ее объемов.
     Методы оценки. Оценка производится в зависимости от характеристик учитываемых объектов:
    Основные фонды оцениваются по первичной, восстановительной, остаточной стоимости.
    Оценка нематериальных активов. Стоимость нематериальных активов определяется по стоимости экспертного заключения, оформления документов, госпощлины, а также по договоренности сторон по их реальной рыночной цене либо по экспертным оценкам мировых стандартов.
    Денежные активы, денежные задолженности и обязательства оцениваются по их реальной рыночной или номинальной стоимости.
    Активы предприятия в виде материальных ценностей, имеющих натуральную, вещественную форму оцениваются по фактической стоимости приобретения, средней расчетной цене за единицу и др.
          Группировка и обобщение-способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию по определенным признакам.
     Контрольные счета- это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
     Планирование- непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка.
     Нормирование- процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.
     Лимитирование- первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.
     Анализ. В его процессе выявляются взаимосвязи и взаимозависимости между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины. Анализ взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими.
     Контроль- завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения [1,с.33-35]. 

 


      Классификация и поведение затрат
 
1.2.1. Классификация и  характеристика затрат 

           Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции- один из важнейших разделов управленческого учета, именно себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например:
    Продолжать или прекратить выпуск продукции;
    Производить или покупать комплектующие изделия;
    Какую цену установить на продукцию;
    Заменять или не заменять оборудование;
    Изменять или оставить прежней технологию и организацию производства.
Большое значение для правильной организации  учета производственных затрат имеет  их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, видам продукции и видам расходов [1,39].
          По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.
          По видам продукции затраты группируют для исчисления их себестоимости.
          По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.
          Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:
    Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
    Затраты на оплату труда;
    Отчисления на оплату труда;
    Отчисления на социальные нужды;
    Амортизация основных фондов;
    Прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др).
          Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты организации группируют и  учитывают  по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно предъявить в следующем виде:
    «Сырье и материалы»;
    «Возвратные доходы»;
    «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций»;
    «Топливо и энергия на технологические цели»;
    «Заработная плата производственных рабочих»;
    «Отчисления на социальные нужды»;
    «Расходы на подготовку и освоение производства»;
    «Общепроизводственные расходы»;
    «Общехозяйственные расходы»;
    «Брак в производстве»;
    «Прочие производственные расходы»;
    «Коммерческие расходы».
          Итог первых одиннадцати статей образует производственную стоимость продукции.
          Помимо указанных группировок затраты на производство классифицируют по ряду других признаков (табл.1).
Таблица 1
      ВИД КЛАССИФИКАЦИИ         
    ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ
    По  экономической роли в процессе производства 
    По составу (однородности) 

    По способу  включения в себестоимость продукции 

    По отношению  к  объему производства 

    По периодичности  возникновения 

    По участию  в процессе производства 

    По эффективности
           
    Основные и  накладные 
     
    Одноэлементные  и комплексные 

    Прямые  и косвенные 
     

    Переменные  и условно постоянные 

    Текущие и единовременные 

    Производственные  и коммерческие 

    Производственные  и непроизводственные
 
          В зависимости от экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
          Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
         Одноэлементными называются затраты, состоящие их одного элемента,- заработная плата, амортизация.
          Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов,-например цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.
          По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные.     Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие. К прямым затратам относятся прямые материальные затраты и затраты на оплату труда основного производственного персонала. Все прямые затраты на производство продукции регистрируются по дебету счета «Основное(незавершенное) производство» [4,с.43]. При поступлении готовой продукции из производства на склад производственная себестоимость готовой продукции списывается с кредита счета «Готовая продукция». Остаток счета «Основное(незавершенное) производство» представляет собой сумму производственных затрат, относящуюся к изделиям, производство которых еще не закончено.
          К прямым материальным затратам относятся затраты сырья и основных материалов. Величина их рассчитывается умножением количества материала, которые могут быть определенно отнесены к конкретному изделию, на цену единицы материалов.
          Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо отнести на определенный вид продукции.
          Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции - например в угольной промышленности, где вырабатывается один вид продукции, все затраты являются прямыми.
          Расходы, необходимые для реализации продукции и обеспечения работы предприятия как хозяйственной единицы в отчетном периоде, называются периодическими. Эти расходы не входят в производственную себестоимость. Например, коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции, и общехозяйственные(административные) расходы.
           К переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объем производства продукции сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих.
          Размер условно – постоянных расходов почти не зависит от изменения объема производства продукции; к ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы и некоторые другие.
          В зависимости от периодичности расходы на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, имеющие частую периодичность, например расход сырья и материалов,  к единовременным – расходы на подготовку и освоении выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств.
          К производственным относят все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость.
         Внепроизводственные расходы связаны с реализацией продукции покупателям.  Производственные и непроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.
          Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.
          Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства. Производительные расходы планируются, поэтому они называются планируемыми [3,с.77-79]. 

1.2.2.Способы  подсчета затрат 

          Позаказный метод подсчета себестоимости.
         Позаказный метод учета себестоимости  – один из основных методов  исчисления себестоимости на предприятиях, где производственные расходы учитываются по отдельным или по специальным заказам, в промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным типом организации производства, в военно-промышленных комплексах, предприятиях тяжелого машиностроения.
     Все   прямые основные издержки производства учитываются в разрезе установленных статей калькуляционного листа по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество изделий (продукции) данного вида. Остальные издержки производства учитываются по местам возникновения, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Следовательно, объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его выполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему производственные расходы считаются незавершенным производством.
     Таким образом, непременным условием применения позаказного метода является система производственных заказов, которые открываются соответствующими службами предприятия. Ими заполняется бланк заказа ("открывается заказ") — по существу, распоряжение на выполнение производственного заказа.
          Принятые к исполнению заказы регистрируются, и им присваиваются очередные с начала года номера, которые становятся их кодами до окончания исполнения. После открытия заказа на изделие или работу вся первичная технологическая и учетная документация должна составляться с обязательным указанием кода (шифра) заказа. Копия извещения об открытии заказа направляется в бухгалтерию. На ее основании заводится карта аналитического учета издержек производства (составляются соответствующие ведомости) по данному заказу.
     По  окончании изготовления изделия  или выполнения работы заказ закрывается. После сообщения о закрытии заказа никакого отпуска материалов и начисления заработной платы по нему не должно быть. В этих случаях определяется не средняя, а индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа или работы). В мелкосерийном производстве после закрытия заказа фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы издержек производства на количество изготовленной по этому заказу продукции.
     На  предприятиях должен быть организован  надлежащий контроль за издержками производства и составлением первичных документов в соответствии с подетальными и пооперационными нормами расхода материалов и денежных средств на оплату труда. Этот контроль призван предотвращать выполнение работ, не предусмотренных технологическим процессом, а также обеспечивать правильность отнесения издержек производства на соответствующие заказы. 
 

     Попроцессный  метод подсчета себестоимости  продукции.
     Попроцессный  метод калькулирования себестоимости продукции обычно применяется на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие в большинстве случаев незавершенного производства. Примером могут служить предприятия добывающих отраслей промышленности, электро- и теплостанции, некоторые предприятия химической промышленности, промышленности строительных материалов и др.
     Сущность попроцессного метода заключается в том, что прямые и косвенные издержки производства учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим средняя себестоимость единицы продукции (работы, услуги) определяется делением суммы всех издержек производства за месяц (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. Объекты учета издержек производства часто совпадают с объектами калькулирования. Для усиления контроля за издержками производства и местами их возникновения на многих предприятиях производственный процесс подразделяется на стадии.
     Комплексные статьи расходов образуются в связи  с необходимостью учета и контроля издержек вспомогательных производств (ремонтные и подготовительные работы) и расходов на управление. Издержки производства распределяются по стадиям в том случае, когда учет организуется не по производству в целом, а по отдельным процессам, например на лесозаготовках выделяются заготовка хлыстов, трелевка леса, разделка леса на конечных складах.
     Если  добывается или производится продукция  одного вида и отсутствует незавершенное  производство, определяемая общая величина издержек производства за месяц и представляет себестоимость месячного выпуска. В большинстве же случаев возникает необходимость распределения издержек производства.
     Нормативный метод учета затрат на производство.
     Нормативный метод учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости  продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным  производством разнообразной и сложной продукции.
     Сущность  его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учёт отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменения норм:
     Зфн+О+И,
     Зф- затраты фактические;
     Зн- затраты нормативные;
     О- величина отклонения от норм;
     И- величина изменения норм.
          При этом  фактическую себестоимость можно установить двумя способами: прямым путём и способом прямого расчёта. Если объектом учёта производственных расходов является отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов определяют способом прямого расчёта по приведённой формуле.
          Если объектом учёта производственных затрат является группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство видов продукции.
          Применение нормативного метода учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет по расходованию и обслуживанию производства и управлению. В организациях отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этих организациях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.
          Текущий учёт затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам ( сырьё и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учёт затрат на производство продукции осуществляют в карточках или  особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным группам продукции.
     Нормативный метод учёта  производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путём учёта затрат по текущим нормам и отдельно — отклонений от норм и их изменений.
     Однако  некоторые организации и отрасли  ограничивают применение этого метода использованием его лишь, как приёма калькулирования себестоимости продукции. В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции— оперативного контроля за производственными затратами.
     Попередельный метод учета затрат.
     Многие  производства характеризуются    последовательной    переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья для получения законченного готового продукта на основе химико-физических, биологических и термических процессов. Особенностью таким производств является наличие последовательных технологических стадий, которые получили название передела.
     Передел — это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.
     Объектом  учета издержек производства в таких  производствах является каждый самостоятельный  передел. Перечень переделов определяется на основе технологического процесса, в зависимости от которого строится система формирования и учета издержек производства, оценка незавершенного производства и калькулирование себестоимости продукции.
     Все перечисленные особенности и  предопределяют суть попередельного метода, который заключается в следующем. Прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам либо стадиям процесса производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета издержек производства обычно является передел. При этом следует иметь в виду следующее: чем больше переделов, тем сложнее организовать учет издержек производства попередельным методом.
     Указанный метод используется на предприятиях таких отраслей промышленности, как нефтеперерабатывающая, металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная, хлопчатобумажная, текстильная и др.
     На  предприятиях, применяющих попередельный  метод учета, получают распространение  важнейшие элементы нормативного метода, в первую очередь учет издержек производства по нормам и отклонениям от действующих  норм и нормативов.
     Продукция, полученная в каждом переделе (кроме  последнего) является полуфабрикатом собственного производства. Поэтому  различают полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты исчисления себестоимости. Полуфабрикатный метод калькуляции позволяет учитывать затраты по каждому переделу и движение полуфабрикатов из цеха в цех. Полуфабрикаты входят в себестоимость продукции отдельной статьей, т.е. себестоимость продукции каждого передела состоит из затрат передела и себестоимости полученных полуфабрикатов. Бесполуфабрикатный метод учитывает исключительно затраты по каждому переделу. Остатки незавершенного производства на конец периода определяются путем инвентаризации передела. Себестоимость единицы каждого вида продукции калькулируется комбинированным или одним из пропорциональных способов.
     Система учета затрат «Директ-костинг».
     Современный директ-костинг имеет два варианта:
     1)   простой директ-костинг,  основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
     2)   развитой директ-костинг (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
     Обобщенно сущность системы директ-костинг  состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие  в  зависимости  от изменения объема  производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
     Для системы учета директ-костииг  и обобщенном виде характерны  следующие  черты:
     ¦  постоянная направленность учета  в  первую очередь на  определение  промежуточного  результата  маржинального дохода;
     ¦   учет продукции только в разрезе  переменных затрат и определение ее производственной себестоимости;
     ¦  определение  маржинального дохода как базы процесса  оперативного  управления  ценами  и  ценообразованием;
     ¦  определение взаимосвязи и взаимозависимости  между объемом продажи,  себестоимостью и  прибылью;
     ¦  установление точки безубыточности, при которой величина выручки от продажи продукции равняется ее полной себестоимости.
     Организация учетной практики отечественных  предприятий по системе директ-костинг — не дань моде, а требование сегодняшнего дня. Ее применение способствовало бы повышению Эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения  себестоимости  продукции.
     «Система учета затрат «Стандарт-костинг».
     Система Стандарт-кост удовлетворяет запросы  предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
     В основе системы стандарт-кост лежит  предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
     ¦   основные материалы;
     ¦   оплата труда основных  производственных  рабочих;
     ¦   производственные  накладные  расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
     ¦  коммерческие расходы (расходы  по сбыту,  реализации продукции).
     Предварительно  исчисленные нормы рассматриваются  как твердо установленные ставки, с тем чтобы принести фактические затраты в соответствие со стандартами путем умелого руководства предприятием. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями, значительным повышением или снижением стоимости материалов, рабочей силы или изменением условий и методов производства.
     Для исчисления стандартной себестоимости  продукции нормативные затраты на материалы, рабочую силу и накладные расходы суммируются.
     Главное в стандарт-косте — контроль за наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат, что способствует совершенствованию и самих стандартов затрат. При отсутствии же такого контроля применение стандарт-коста будет иметь условный характер и не даст надлежащего эффекта.
     Принципы  этой системы являются универсальными, поэтому их применение целесообразно  при любом методе учета затрат и способе калькулирования себестоимости продукции.
     Вместе  с тем этой системе присущи  свои недостатки. На практике очень  трудно составить стандарты согласно технологической карте производства. Изменение цен, вызванное конкурентной борьбой за рынки сбыта товаров, а также инфляцией, осложняет исчисление стоимости остатков готовых изделий на складе и незавершенного производства.
     Несмотря  на эти недостатки, руководители фирм и компаний используют систему учета стандарт-кост как мощный инструмент контроля за издержками производства и калькулирования себестоимости продукции, а также для управления, планирования и принятия необходимых решений.
     Также существуют такие методы, как система Just in time, Таргет-костинг, Кайзен-костинг, Абзорпшен-костинг [4,с.55-61]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Практическая часть 

          По исходным данным задания произвести выборочную проверку начального остатка средств по синтетическому счету, составить начальные проверочные балансы по состоянию на 01 января и 01 апреля текущего года, проверить валюту баланса по активу и по пассиву, по хозяйственным операциям отчетного периода указать корреспонденцию счетов с оформлением бухгалтерских проводок, определить полный перечень всех подтверждающих, оправдательных, распорядительных и обязательных документов по каждой операции и\или по каждой частной сумме, вывести сводные рабочие обороты и конечные остатки по синтетическим счетам, обобщить учетные данные в учетных регистрах и вывести итоги с записью в Главную книгу, разработать заключительный сальдовый баланс. По данным сальдовых балансов составить бухгалтерский баланс по форме №1.
          По фактически имевшим место кассовым, банковским и расчетным операциям учетного периода при наличии дополнительных данных оформить первичные и сводные бухгалтерские документы, представив их как приложения в курсовую работу.
На основании  первичных данных заполняем начальный сальдовый баланс  за 2-й квартал 2010 года ( таблица 1). 

Таблица 1
№ счета Наименование  счета На начало квартала
дебет кредит
01 Основные средства 255900 -
04 Нематериальные  активы 3400 -
10 Материалы 327050 -
19 НДС по приобретенным  ценностям 3600 -
20 Основное производство 138000 -
41 Товары 2700 -
43 Готовая продукция 300000 -
50 Касса 450 -
51 Расчетный счет 750000 -
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 153900
62 Расчеты с покупателями и заказчиками - 545720
66 Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам - 119000
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам - 376000
68 Расчеты по налогам  и сборам - 23000
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению - 20140
70 Расчеты с персоналом по оплате труда - 793530
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям - 720
76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами - 4000
80 Уставный капитал - 83490
  Итого 1781100 1781100
 
          На основании первичных документов  фиксируем исходные  хозяйственные  операции в накопительных ведомостях, т.е. заполняем журнал хозяйственных операций(таблица 2). 
 

Таблица 2
Дата Содержание  операции Дебет Кредит Сумма по операциям, руб.
1. 01.04. Списано кредитной  организацией за расчетно-кассовое обслуживание клиента за март месяц текущего года. 91 51 100
2. 07.04. Зачислена на расчетный  счет выручка за проданную заказчику  продукцию основного производства, отгруженную в 1-м квартале текущего года, в т.ч. НДС по ставке 18%. 68 90 360000
3. 09.04. Получено наличными  на выплату зарплаты работникам организации  за март месяц 2010 года (страховые взносы начислены и уплачены, НДФЛ перечисляется  в день выдачи банком наличных). 50 51 150000
4. 09.04. Перечислен  с общего ФОТ за март 2010 года налог на доходы физических лиц
68 51 19500
5. 10.04. Выплачена по платежным  документам работникам основного производства зарплата. 70 50 141000
6.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.