На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального  образования
«Нижнетагильская  государственная социально-педагогическая академия»
Кафедра управления и права 
 
 
 

Зарубежный  опыт социального партнерства.
конвенции и рекомендации
международной организации труда
(контрольная  работа по предмету Социальная  политика региона) 
 

                                                                Исполнитель:
                                                     студентка 5 курса СЭФ ОЗО
                                                           Кузнецова А.А. 

                                             Научный руководитель:
                                             Табуркина  И.В., к.и.н., доцент
                                             кафедры управления  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2010 
 

План
Введение
1. Понятие и  сущность социального партнерства
2. Зарубежный  опыт социального партнерства
3. Деятельность МОТ
4. Конвенции  и рекомендации МОТ
Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Радикальные  преобразования российского общества  сопровождаются сложными процессами  конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально- экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в социальной политике.
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием  форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в  их переходном характере: не сложились  до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.
      Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.
Соответственно  задачами работы являются:
    Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
    Ознакомиться с деятельностью МОТ.
    Рассмотреть конвенции и рекомендации  международной организации труда.
     Отсутствие  в западном мире на протяжении  нескольких десятилетий крупных  общественных потрясений, в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости "трехстороннего сотрудничества" представителей трудящихся, предпринимателей и государства.
     Идеей  трехстороннего сотрудничества  пронизана вся деятельность Международной  организации труда (МОТ) со  времени ее основания в 1919 году (организация изначально была призвана содействовать мирному урегулированию после Первой мировой войны, и ее устав был частью Версальского договора). Принятые МОТ конвенции, в частности Конвенция № 144 (1976) о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, исходят из нескольких важных положений, легших в основание современного трехстороннего сотрудничества. Одно из них заключается в признании социального плюрализма группами, отстаивающими разнообразные интересы, но готовыми соблюдать принцип сосуществования и не выходить за юридические рамки, определяемые государством. Другое касается необходимости совершенствования представительной демократии, поскольку интересы предпринимателей и трудящихся не находят полного выражения на парламентских трибунах. Третье положение предусматривает безусловное соблюдение достигнутых договоренностей всеми сторонами, подразумевая безоговорочное осуждение действий, направленных на срыв соглашений (например, правительства Бельгии, добившегося в начале 1980-х годов принятия королевских указов об ограничении заработной платы). 1
     Идея  социального партнерства получила  правовую материализацию, закрепившись  в конституциях и законодательстве  многих западных государств, например  Бельгии - в 1948 году, ФРГ - в 1952 году, Австрии - в 1957 году, Франции - в 1958 году, странах Северной Европы - в 1970-х годах.  

_____________________________________
1 Костин Л.А. Международная организация труда. – М., 2002 – С. 37
    Понятие и сущность социального партнерства.
     Социальное партнерство  — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.2
     Сторонами  социального партнерства  являются  работники  и работодатели  в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
     Взаимодействие  может проявляться в проведении  консультаций, ведении коллективных  переговоров и заключении коллективных  договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства . Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.3
     Социальное  партнерство в сфере труда  включает как двусторонние отношения  между представителями работников  и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так  и трехстороннее взаимодействие  с участием 
_________________________________
2 Социальное партнерство – М., 1999 – С. 193
3 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 4—12  

органов государственной  власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.4
     Целью  социального партнерства признается  согласование интересов работников  и работодателей, т.е. принятие  решений, которые в равной степени  учитывают необходимость обеспечения  эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.
Система социального  партнерства  включает несколько  уровней:
• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
• межрегиональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
• региональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
• отраслевой уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
• территориальный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
• локальный уровень , устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство  осуществляется в следующих формах.5
• Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-
_______________________________
4 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 4—12
5 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 45 

договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и  установление условий труда в рамках социального партнерства.
• Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.   Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.
• Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ ).
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).6
Кроме указанных  форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти
предложений профсоюзных  органов и т.д. 

_________________________________
6 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 45
Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.
• Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.
• Уважение и учет интересов сторон.
• Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
• Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (прежде всего путем законодательного урегулирования, позволяющего каждой стороне проявлять инициативу, отстаивать свою позицию и т.д.). Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
• Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.7
• Полномочность представителей сторон (представители сторон обязаны иметь
_________________________________
7 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 26
письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение
переговоров и  подписание соглашений).
• Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (содержание и структура договоров устанавливаются только по соглашению сторон). Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»  (1949 г.) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
• Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров). Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.
• Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть привлечена к ответственности). Нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.8
• Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (все коллективные договоры и соглашения обладают юридической силой, за их неисполнение предусматривается юридическая ответственность).
• Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений
___________________________________
8 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 27
(осуществляется  сторонами).
• Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений (предусмотрена в гл. 9 ТК РФ  и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ ).
     В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по- прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.9
     Признаваемая всеми необходимость совершенствования правового поля социального партнерства выдвигает па первый план проблему улучшения механизмов исполнения законов. Законов принято немало, по они не выполняются, и прежде всего из-за нестабильной экономической ситуации. Спад производства, кризис, разразившийся в августе 1998 г., не способствуют развитию системы социального партнерства. Институты социального партнерства как формы созданы, но в них отсутствует содержание, из-за кризиса сторонам уже нечего делить.
    Зарубежный опыт социального партнерства.
  Значительный опыт социального партнерства накоплен в государствах Западной Европы, где, в отличие от США и Японии, оно закреплено в законодательстве. Однако конкретные формы его проявления в разных странах различны.10
____________________________________________________
9 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 28
10 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 48  

   В Германии, например, в период действия коллективного договора запрещено проведение забастовок. Если трудящиеся недовольны тем, как реализуется коллективный договор, то профсоюз может обратиться в суд.
     Официально действующих трехсторонних структур в стране нет, но периодически на федеральном уровне проводятся консультации по социально экономическим проблемам, в которых участвуют от государственных органов - Совет экономических экспертов, от профсоюзов - Социально-экономический институт Объединения немецких профсоюзов.11
     Во Франции коллективный договор заключается и вступает в силу, если за него проголосует не меньше половины наемного персонала предприятия. Положения, включенные в него, не могут ущемлять права трудящихся, закрепленные в законодательстве.
     За реализацией коллективного договора следят паритетные (в случае необходимости - примирительные) советы на предприятиях. Их решения любая сторона может обжаловать в суде, но профсоюз имеет право объявить забастовку независимо от рассмотрения дела в судебной инстанции.
Общенациональный  трехсторонние органы во Франции отсутствуют, но периодически правительство проводит консультации с привлечением представителей неофициальных органов.
     В Великобритании нет официальных форм общенационально социального партнерства. Это не означает, что не ведется никак консультаций правительства, Британского конгресса тред-юнион и конфедераций Британских промышленников. Чаще всего здесь используются коллективные договоры, и решение зависит от соотношения сил в каждой отрасли или отдельном регионе, а то и в каждом отдельном предприятии.12
     В Бельгии, наоборот, сложилась четкая система трехсторонних органов. На уровне предприятий вопросы решаются преимущественно на двусторонней
___________________________________
11 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 30
12 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 56 

основе (предприниматель - профсоюз) Кроме советов по труду, существующих в 
каждой фирме и наделенных консультативными функциями, а также контролирующих соблюдение норм по трудовым и социальным вопросам, разрешено создавать «профсоюзные делегации», которые ведут договорную работу и следят за выполнением трудового законодательства.
    На уровне отраслей существуют совместные комиссии, задача которых состоит в том, чтобы предотвращать передачу трудов споров в суды и даже консультировать правительство по социальным вопросам.
     На основании равного представительства всех трех сторон создается национальный совет по труду, являющийся официальным консультативным органом правительства. Он же имеет право вести коллективные переговоры на общенациональном уровне.13
     В странах Северной Европы (в рамках Северного совета) страны стремятся к созданию единой системы осуществления социальной политики. Вместе с тем в Финляндии и Швеции все-таки большинство социальных вопросов регулируется законодательным путем, а в остальных странах решается в ходе коллективных переговоров.
     Коллективные переговоры ориентированы на поиск соглашений между сторонами, забастовки здесь редки.
     Посредническая служба в большинстве северных стран действует на постоянной основе и рассматривает споры между профсоюзами и предпринимателями сразу, как только они возникают, не дожидаясь обострения конфликта.
     В период действия коллективного договора стачки запрещены.
Трипартизм проявляется  и в судебной системе. Для рассмотрен трудовых споров существует трудовой суд. Его председатель и несколько  членов назначаются правительством, а остальные - профсоюзами и союзами предпринимателей.14
__________________________________
13 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 31
14Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 2001 - №10-11
Модели социального  партнерства в зарубежных странах
Формирование  социального партнерства могло  реально начаться и началось тогда, когда появилась организованность рабочих, их профессиональные союзы. До того момента работодатели могли диктовать все свои условия работнику.
Когда же сформировались профсоюзы, капиталистам труднее стало  пользоваться своими односторонними преимуществами по отношению к наемным рабочим и они вынуждены были пойти на определенные уступки.
В разных странах  Запада процесс формирования двустороннего  партнерства, а затем и трипартизма  протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов (В. А. Михеев3, например) выявили ряд общих черт.15
     На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнерства, сформировавшегося в зарубежных странах.
Так, в зависимости  от уровня переговорных процессов можно  выделить три основные модели социального партнерства. Первая модель сформировалась на севере Европы — в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.
     В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трех партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются "паритетные комиссии". На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели — профсоюзы.16
    Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе
____________________________________
15Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 2001 - №10-11
16 Социальное партнерство - М.: Издательство «Экономика», 1999 – С.203 

 во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.
Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки.
      Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.