На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма правления: понятие и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Липецкий  филиал Воронежской академии Министерства Внутренних дел России 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин  и гражданского права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
На  тему: «Форма правления: понятие и  виды» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: курсант 11 учебного взвода
                Дубова  Е.М.
                Проверил: преподаватель кафедры ГПД и  ГП
                капитан милиции 
                Голушкин  В.В.  
                 

Липецк
2009 г. 

      План 
 

Введение…………………………..………………….……………..…………….….3
1. Форма правления: понятие сущность  и виды……………………………...……5
1.1.Понятие формы государственного правления.…………….…….…………….5
1.2.Исторические формы государственного правления……………….……..….14
2.Формы  правления в современном мире…………………………………….…..17
2.1.Монархия и республика  основные виды формы правления………….…….17
2.2.Форма государственного правления в  Российской Федерации…………….27
Заключение………………………………………………..….……………………..35
Список  литературы………………………..………………….……………….……37
 

       Введение

 
      Государство является центральным институтом политической системы. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики. В этой связи изучение признаков, причин возникновения и исторических рубежей в развитии государства представляется принципиально необходимым для определения понятия “государство”.
        До XVI  - XVII веков государство трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно организует и представляет. Одним из первых широкое и узкое значение термина “государство” разграничил Н. Макиавелли. До него для обозначения государства использовались разнообразные, более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, тирания, правление и др. Он же ввёл в литературный оборот специальный термин “stato” для обозначения государство независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.
        Государство обладает не только  публичной властью, но и особенным устройством на которое оказывают влияние национальные, исторические, социально-политические, экономические и иные факторы. Такое устройство государства оказывает важнейшее влияние на развитие государства. Речь в данном случае идет о форме государства, особым элементом которого выступает форма правления.
      Форма правления государства оказывают  непосредственное влияние на развитие государственности. От характера  формы  правления, ее соответствия социально-политическим и экономическим реалиям зависит  судьба государства.  Данная проблема в полной мере актуальная для современного российского государства, это связано с тем, что Российская Федерация сравнительно недавно обрела современную форму правления. Процесс формирования и развития институтов власти в Российской Федерации еще не завершился. 
      Поэтому  является актуальным и значимым рассмотреть  в данной курсовой работе понятие  формы государственного правления, республику и монархию, как наиболее типичные формы правления, нетипичные формы правления  и форму правления России.
      Цель  работы состоит в изучении форм правления.
      Задачи  работы: 
      изучить понятие формы правления;
      исследовать исторические  формы правления;
      изучить монархию и республику как основные формы правления;
      изучить форму правления Российской Федерации.
      При написании работы использовались труды  Г. Атаманчука, Ф. Бурлацкого, А. Галкина, С. Данилова, В. Заколодного, Л. Энтина, посвященные данной проблеме.
      Проблемам формы государства и формы  правления посвящены работы Б. Страшуна, Е. Салыгина, Л. Тихомирова, А. Лашина.
      Важную  роль при написании курсовой работы так же сыграли труды Р. Лившица, В. Петрова, А. Хабибулина.
      Необходимо  так же отметить работы С. Алексеева, А. Коваленко.
 

       1. Форма правления: понятие сущность  и виды 

      1.1.Понятие  формы государственного правления 

      Форма государства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти1.
      Форма государственного устройства показывает не только характер взаимоотношения  между центральными и местными органами власти, но и взаимоотношения  центральных  и местных органов власти с  другими территориальными образованиями, государствами, а так же объем этих отношений. Необходимо отметить и то, что форма государственного устройства во многом определяет и динамику развития государства его перспективы и специфику.
      В отличие от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
      Форма государственного устройства показывает в первую очередь, из каких частей состоит внутренняя структура государства, а так же каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов как строятся отношения между центральными и местными государственными органами, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
        Таким образом, форма государственного  устройства является важнейшей  характеристикой формы государства  она определяет баланс власти  в государстве и во многом  определяет динамику его развития.
      Форму государства можно определить как  такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения. Форму правления можно определить и как совокупность государственных властных институтов традиций управления присущих данной форме правления.
       Существенные  черты той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание2.
       Среди факторов, обусловливающих специфику  конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.
       На  форму государства известное  влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
       При анализе формы государств следует  учитывать также и влияние  международных связей3.
       При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
       В этой связи происходит известная  адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
     Традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма государственно-территориального) устройства, форма политического (государственного) режима. Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом конституционного регулирования.
     В ряде конституций (Турции 1982 r., Сальвадора 1983 г., Эфиопии 1987 г.) есть или были главы с названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезированные формулировки, включающие все три названных выше элемента.
     Так, Конституция Бразилии 1988 г. говорит  о федеративной республике,
о демократическом правовом государстве, Конституция Марокко 1972 г. — об унитарной  демократической и социальной монархии, Конституция Франции 1958 г. — о неделимой, светской, социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г. характеризует государство как «партиципаторную республику»4.                 
     Таким образом, форма государства —  это комплексный институт  права, представляющий собой внутренне  согласованную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением.
      Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.
      Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
      В различных периодах истории форма  правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
      Таким образом, форма правления показывает:
      как создаются высшие органы власти в государстве,
      их  структуру,
      какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
      как строятся взаимоотношения между  верховной властью и рядовыми гражданами страны,
      в какой мере организация органов  государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
      При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.
     Элементы, составляющие в теории государствоведения форму государства (форма правления, государственного устройства и др.), в конституционном праве служат пединститутами комплексного института  «форма государства». В свою очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации (например, форма правления по отношению к парламентарной республике).
     С позиции теорий разделения властей  и единства государственной власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем зарубежным странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими.
     Каждая  из этих трех форм имеет множество  разновидностей. Но в целом поликратическая  государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент—законодательная власть, глава государства и правительство ~ исполнительная власть, независимые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическим государственным режимом, различными формами участия населения в управлении государством.
     Монократическая государственная форма характеризуется  единовластием определенного органа или должностного лица.
     В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управления, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче, каудильо — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха). В прошлом во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Кении и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственной разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях и были отдельные положения о разделении властей5.
     Наконец, реальная власть может находиться в руках хотя и не государственного, но наделе органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным комитетом, центральным комитетом) правящей коммунистической партии.
    При такой государственной форме  нет системы сдержек и противовесов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами (другими должностными лицами) или избранными советами, которым по конституции принадлежит вся власть, но которые на деле подчинены местным органам правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, например в Бенине, Гаити, Заире, Индонезии, Иране, Пакистане, это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует авторитарный или тоталитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для влияния на политику государственных органов в центре и на местах6.
     Сегментарная  государственная форма (лат. segmentum — отрезок) характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые главные принципы организации и деятельности. В данной государственной форме есть элементы и поликратии, и монократизма. частички демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма.
     Органы  государственной власти формируются  путем выборов, но выборы «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три было в Индонезии до 1999 г., две в Нигерии, в свое время три, а затем, до введения многопартийности, четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде)7. Разделение властей конституциями может признаваться, но наделе реалъной системы сдержек и противовесов не существует.
     В территориальной структуре государства  при сегментарной форме возможна автономия, даже политическая (например, Филиппины), на местах могут существовать выборные органы (советы, старосты), но автономные полномочия на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются и могут быть не утверждены вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. В деятельности органов государства значительное место занимает принуждение, партиципация граждан мала, хотя ее элементы и существуют.
     Термин  «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, Конституция Испании 1978 г.) или республика (Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она республика)8.
     Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
     В монархии глава государства (король, император, султан и др.) наследственный и пожизненный, в республике — выборный населением (избирателями) и на срок, хотя в том и другом случае бывают единичные исключения (о них — ниже). Более детальная классификация создается в рамках этих двух основных форм (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
      Эти классификации, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие  определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства, их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты)9.
      Итак, форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих.
 

      
      1.2.Исторические  формы государственного правления 

      Теория  государства и права выделяет два основных устройства государственной  власти, которые характеризуют содержание формы правления - монархию и республику. Монархическая и республиканская формы правления различаются как структурой и способом формирования органов власти, участием народа в управлении государство и традициями управления государством.
      Существует  целый ряд исторических форм правления. При этом говорится о тех формах правления, которые обладают как чертами и республики и монархии, так и чертами свойственными только этим формам правления10.
      К исторически наиболее древними нетипичным формам правления можно отнести  олигархию и теократию. Сущность олигархии как формы
правления заключается в том, что функции  управления в ней осуществляет целая  группа людей, которые делят между  собой власть и ответственность  за управление. Олигархия по структуре  управления близка к республике, а  по духу и принципам управления в монархии. Наибольшее распространение олигархия получила в Древней Греции, в настоящее время близки к олигархическими латиноамериканские режимы государственное правление, в которых осуществляет хунта – группа равных между собой людей делящих власть в государстве11.
      Теократия представляет собой власть церкви, целого сословия, при этом существует духовный лидер государства, которой  формально может и не является главой государства. Парадоксом теократии  является то, что власть в подобном государстве принадлежит не отдельному человеку, а Богу, что на практике выливается во власть сословия церковников. Классическим примером теократии является Ватикан, ряд государств Аравийского полуострова так же относят к теократическим12.
      Особым  родом нетипичных форм правления является социалистическое государство и народно-демократическая республика.
      Социалистическая  государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся.
      Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.
      Народно-демократическая  республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х — начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строительства13.
      К нетипичным формам государства можно  отнести и Ливийскую Джамахерию (народовластие) абсолютно нетипичную форме правления существующую в современной Ливии. Джамахерия близка по идее правления к народно-демократической республике, а на практике  государством управляет один человек – М. Кадаффи.
      Итак, нами рассмотрены исторические формы правления, среди них можно отметить деспотию, тиранию, а так же нетипичные формы правления.
      Таким образом, форма правления это  характеристика структуры и практики управления государством, форма правления  показывает особенность институтов государства.  

 

2.Формы правления в современном  мире 

      2.1.Монархия  и республика  основные виды  формы правления 

      Монархическая форма правления - “персональное  единовластие” - весьма древняя форма  правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники, представители разросшихся семей или соседских общин. Свои истоки монархическая форма правления имела  в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры, в итоге неолитической революции14.
      В этих раннеклассовых обществах организация  власти осуществлялась на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной  и понятной.
      Монарх  назначал чиновника по управлению регионами  или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления, при которой земледельцы – общинники, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры. Сам же монарх решал, в нормальном режиме прав, вопросы, связанные с организацией и осуществлением власти. Он советовался со своими чиновниками (советниками), среди которых были пророки, предсказатели, другие культовые служители15
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.