На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство образования  и науки  РФ
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Волгоградский  государственный университет»
    Институт мировой экономики и финансов
    Кафедра мировой и региональной экономики 
     
     

Курсовая  работа 

«МЕЖДУНАРОДНАЯ  ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ» 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студент группы МЭ-081
Султангалиев  Салават Николаевич 

Научный руководитель:
кандидат  экономических наук, старший преподаватель
Батманова Виктория Викторовна 
 

Волгоград, 2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности  услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор недостаточно изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
     В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
     Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
     Степень разработанности проблемы. Изучением  международного рынка услуг занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно выделить следующих: Г. А. Аванесова, Н. Г. Адамчук, Г. Армстронг, Г. Ассель, О. Н. Балаева, Ф. Бастиа, С. Л. Брю, Т. Д. Бурменко, Э. ВанДузер, В. Вонг, Н. А. Восколович, Ф. Гваттари, Э. С. Гребенщиков, К. Гренрос, В. Д. Грибов,  Е. В. Данилова, Ж. Делез, Д. Джоббер, П. Дойль, И. И. Дюмулен, Дж. Зингельманн, Д. Йип, Т. Кларк, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ж. Ф. Лиотар, К. Р. Макконел, Р. Малери, К. Маркс, Р. Г. Мердик, М. Б. Миляева, Н. Панкратьева,  Е. В. Покровская, Д. Раджаратнам, А. В. Раков, Р. С. Рассел, Б. Рендер, В. В. Рудько-Силиванов, Ж. Б. Сэй, Б. М. Смитиенко, Дж. Сондерс, К. Хаксевер, С. Халлер, В. Д. Чухломин и др.
     Цель курсовой работы – рассмотреть состав, структуру и особенности развития международной торговли услугами и его специфику.
     Постановка  указанной цели обусловила следующие  задачи  
работы:

    Рассмотреть понятие услуги как объекта международной торговли, выделить его особенности и дать характеристику;
    Изучить международную и национальную практику по вопросам либерализации обмена на рынке услуг, а также имеющиеся барьеры в международной торговле услугами;
    Охарактеризовать отраслевую и географическую структуру международного рынка услуг и его динамику;
     –   Определить тенденции и факторы развития международного рынка услуг в мировой экономике.
     Объектом  исследования являются международная торговля услуг.
     Предметом исследования являются связи и отношения, складывающиеся в процессе международной торговли услугами.
      Методологической  базой работы послужили в рамках системного подхода структурно-функциональный метод, метод нормативного анализа, комплексный метод, сравнительный метод, метод сопоставлений, аналитический и  синтетический методы обработки данных, метод классификаций.
     Информационной  базой работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, справочниках, руководствах, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература зарубежных и отечественных авторов.
     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
      Во  введении определены актуальность темы исследования, степень разработанности  проблемы, цель исследования, объект и  предмет исследования, методологическая и информационная базы.
     В первой главе рассмотрено понятие  услуги на международном рынке, ее особенности, характерные черты и признаки. Приведена комплексная классификация услуг по различным аспектам. Описывается международное регулирование торговли услугами, либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами
     Во  второй главе дается комплексная отраслевая и географическая характеристика международным рынкам услуг и их динамике, а так же описываются тенденции и факторы развития международной торговли услугами.
     В заключении подведены итоги по теме курсового исследования: выявлены теоретические и практические проблемы, связанные с формированием общей терминологической базы и классифицированием услуг на международном рынке, их высокой степенью обмена на рынке и сложностью учета в статистической практике, особенностями услуг как объекта международной торговли и их высокой степенью подверженности к качественным изменениям.  
 
 
 
 

 


Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами

    Сущность, характеристика, классификация  и особенности  услуг на международном  рынке как объекта международной торговли
 
       «Торговля объединяет человечество во всеобщее
     братство  взаимной зависимости и интересов»
     Д. Гарфилд
     «Благодаря  торговле все народы узнали нравы
     других  народов и смогли сравнить их. Это 
     привело к благотворным последствиям»
     Ш. Монтескье
     «Каждый живет продажей чего-нибудь»
     Р. С. Стивенсон
     Термин  «услуги» (services) охватывает разнородный круг нематериальных продуктов и видов деятельности, которые с трудом поддаются простому определению. Зачастую бывает также сложно отделить услуги от товаров, с которыми они могут быть в той или иной степени связаны.
     Впервые данный термин ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй (1767 – 1832) в 1803г. в своей работе «Трактат по политической экономии». Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи, силы природы1. Позднее другой французский экономист Фредерик Бастиа (1801 – 1850), опираясь на «теорию услуг» Сэя, понимал под последними не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги)2.
     Проблемы  услуг и услуговой деятельности затрагивал также и К. Маркс. Однако научный интерес к этому термину, к его смысловой нагрузке стал активизироваться только во второй половине XX в., когда вплотную занялись исследованием сферы услуг.
     К. Маркс рассматривал понятие «услуга» в широком и узком смысле. В  широком смысле оно «основывалось на том, что результаты труда, предназначенные не для собственного потребления, могут выступать в различных формах и удовлетворять разные потребности других людей, предприятий, государства, стран, оказывая тем самым им услугу»3. Как видно, данное истолкование понятия «услуга» не раскрывает в полной мере всей ее сущности.
     В узком же смысле он выделял услугу как деятельность, не принимающую предметно-вещественную форму и соответственно не получающую в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этой услуги. Следовательно, по Марксу, услуга представляет собой особую потребительскую стоимость, поскольку она полезна как деятельность4.
     По  словам Р. Малери, услуги представляют собой нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По определению, нематериальные активы – это ценности, не являющиеся физическими, вещественными  объектами, но имеющие денежную, стоимостную  оценку5.
     По  мнению К. Гренроса: «Услуга — это  процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим  персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика услуг». Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми6.
     К. Р. Макконел и С. Л. Брю под услугой  понимают то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное7.
     В понимании С. Халлера, услуга трактуется в смысле готовности поставщика к  деятельности, в том числе синхронизации  всех необходимых ресурсов, создании материальных, правовых и других условий, позволяющих удовлетворить запросы  потребителя8. Весьма похожее определение дают и немецкие специалисты Мефферт и Брун (2000 г.). Они называют услугами самостоятельную рыночную деятельность, которая связана с готовностью (как страховые услуги) и/или с реальными действиями (как услуги парикмахера) в рамках сервисного процесса или комбинации различных первичных факторов воздействовать на потребителей, либо на другие объекты (например, ремонт автомобиля)9.
     К. Лавлок также как и К. Маркс предлагает два подхода к определению услуги:
     1) услуга – это действие или  процесс, предлагаемый одной стороной  другой, в ходе которого используются  физические объекты (товары), но  выполнение действий носит неосязаемый  характер и, как правило, не  приводит к получению права  собственности на что-либо;
     2) услуга – это вид экономической  деятельности, создающий ценность  и обеспечивающий определенные  преимущества для потребителей  в конкретном месте и в конкретное  время, в результате осязаемых  или неосязаемых действий, направленных  на получателя услуги или его  имущество10.
     К настоящему времени сложилась целая  плеяда определений услуги. Некоторые из них представлены в нижеследующей таблице.
Сводная таблица определений  понятия «услуги»
Определение услуги Источник
«Сервис, или услуги, - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Предоставление услуг может быть связано или  не связано с материальными продуктами» Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. /пер. с англ.; под ред. С. Г. Божук. СПб. : Питер, 2005. С. 301
«Услуги – это неосязаемые блага, которые  приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью»  Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 337
«Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности  на какой-либо материальный объект» Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб. : Питер, 1999. С. 448
«Услуги могут быть определены как экономический  вид деятельности. Услуги – это  действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы»  Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. М., 2002.  С. 25
«Услуга – это то, что может быть продано  или куплено, но не может упасть на ногу» Economist. Service market. 1994. № 3. С. 14
«Service (услуги): экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» Экономика: Толковый словарь: англо-русский. М. : ИНФРА-М, Весь мир, 2000. С. 661
«Услуги – работа, выполняемая на заказ  и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара» Новый экономический  и юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2003. С. 995
«Услуги – это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение  качества уже существующих, произведенных  вещей» Курс экономики: учебник. 3-е издание, доп. / под ред. Б. А. Райзберга. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 33
«Services (услуги), действия, направленные непосредственно на потребителя» Экономикс: англо-русский  словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М. : Лазурь, 1994. С. 400
«Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в  полезном эффекте, удовлетворяющем  какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом» Ширай В. И. Мировая  экономика и международные отношения: учебное пособие. М. : Дашков и К, 2003. С. 226
«Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека» Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая  теория. СПб. : Питер, 2000. С. 52
«Услуги – экономическая деятельность, непосредственно  удовлетворяющая личные потребности  членов общества, домашних хозяйств, потребности  разного рода предприятий, объединений, организаций и общественные потребности  или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме» Панкратьева Н. Система статистических показателей  сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики, 1999. № 4. С. 17
«Услуги представляют собой результат разнородной  деятельности, осуществляемой производителями  по заказу потребителей и обычно ведущей  к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги» Курс социально-экономической  статистики: учебник для вузов / под  ред. Проф. М. Г. Назарова. М. : Финстатинформ, 2002. С. 655
«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения» Экономика США: учебник для вузов // под ред. В. Б. Супяна СПб. : Питер, 2005. С. 125
     Источник: Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. С. 34.
     Согласно  Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) понятие «услуги» трактуется как «услуги», которые включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти («услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти» означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг)11. Но в отношении финансовых услуг понятие «услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, несколько шире (см. Приложение 1, Комментарий 1).
     В разработанном ЮНТАД и Мировым  банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами»  услуги представляют изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей12.
     В соответствии  с СНС 1993 года дается следующее определение данного термина: «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям»13.
     Вместе  с тем далее в СНС 1993 года это  относительно простое определение  формулируется следующим образом: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т. д. Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т. д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как услуги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице, делая, таким образом, возможными разделение труда и создание рынков»14.
     Все услуги обладают рядом отличительных  характеристик, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельного объекта международных экономических отношений между различными хозяйствующими субъектами.
     Такие авторы фундаментальных работ, как  Г. Ассель «Маркетинг: принципы и стратегии» (2001), Д. Джоббер «Принципы и практика маркетинга» (2000), П. Дойль «Менеджмент: стратегия и тактика» (1999), Ф. Котлер «Маркетинг, менеджмент» (1998), Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг «Основы  маркетинга» (1999), К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. С. Рассел, Р. Г. Мердик «Управление  и организация в сфере услуг» (2002), выделяют следующие характеристики услуги (ее отличительные свойства, особенности)15:
    Неосязаемость (service intangibility). Если материально-вещественное благо (физический товар) можно взвесить, потрогать, измерить, узнать химический состав и т.п., то услуга как деятельность не может быть заранее, до ее осуществления реально представлена, «прочувствована» потребителем. Все это проявляется на примерах простейших услуг (например, химчистка одежды, ремонт обуви), и сложнейших (космический туризм, консалтинг) и послужило основанием для очень образного определения услуги, которое появилось в лондонском журнале «Экономист»: «Услуга – это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу»16. Десятью годами ранее Д. Коуэлл подчеркивал: «Важнейшей отличительной чертой услуг является то, что в структуре товара – услуги превалируют неосязаемые свойства».
    Неотделимость услуг от их источника. Это свойство объективно вытекает из трактовки услуги как деятельности, что обычно при заказе и осуществлении услуги предполагает взаимодействие производителя и потребителя услуги, даже если в роли первого выступает машина, например, получение денег посредством банкомата, получение справки через автоматизированную справочную службу.
      Интерактивный характер процесса оказания услуги. Выражается в том, что при оказании большинства услуг потребитель принимает в этом процессе либо непосредственное участие (например, услуги медицинские, парикмахерские, косметологические, туристские), без чего осуществление подобных услуг вообще невозможно, либо участвует «дискретно» - во время заказа (оговаривая  свои пожелания, требования) и приемки (например, услуги автосервиса);
      Как правило, наблюдается совпадение производства и потребления услуги во времени и пространстве. Если товар, имеющий материально-вещественную форму, будь то автомобиль или компьютеры, может быть произведен в одной стране, а приобретен в другой и в другое время, то неосязаемость (более или менее выраженная нематериальность) услуги делает это невозможным. Даже если вы купили турпутевку в другую страну на следующий месяц, год, то реально процесс оказания услуги начинается только приезда в данную страну.
    Непостоянство качества, или качественная неопределенность (service variability). Это свойство услуги обусловлено спецификой процесса ее оказания и прямо зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Имеют значение как объективные факторы: профессионализм производителя услуги, совершенство технологии и т.д., так и субъективные: настроение работника , оказывающего услугу, его умение понять потребности (и даже прихоти) клиента, наладить с ним взаимоотношения.
    Недолговечность услуги (service perishability) связана с ее основным свойством – неосязаемостью и означает невозможность хранения услуги. Вследствие данной особенности  очень жесткие требования предъявляются к знанию спроса и его колебания на конкретные виды услуг, ведь услуги нельзя выполнить «про запас» и где-то складировать. Следовательно, проблема согласования спроса и предложения на рынке услуг стоит весьма остро. Более того, практические все услуги, так сказать, персонифицированы и индивидуализированы, если даже их заказчиком выступает юридическое лицо, государство, поэтому производство услуги начинается с поступления «заказа» от потребителя.
    Отсутствие передачи прав собственности при оказании услуги. Если, купив товар в материально-вещественной форме (компьютер, коробку конфет, яхту и т.д.), покупатель автоматически приобретает и право собственности на него, позволяющее использовать этот физический товар по своему усмотрению, в том числе перепродать его, то сама услуга как таковая не становится собственностью покупателя, а право на ее оказание остается у производителя.
     Наряду  с этими наиболее часто перечисляемыми в литературе характеристиками услуг  можно отметить еще и такие17:
      полное отсутствие или гораздо меньшая взаимозаменяемость услуг даже на одном виде услуг (так, если сахар можно заменить конфетами, то медицинскую услугу по удалению аппендицита нельзя заменить операцией по удалению почки; взаимозаменяемость, но только в определенной степени, может быть в транспортных услугах, средствах связи и некоторых других).
      услуги как таковые обычно нельзя транспортировать (перевозить), как физические товары. Хотя с развитием информационных технологий эта характерная черта становится не столь определенной. Вместе с тем нельзя считать транспортировкой услуги перемещение материального носителя, на котором, например, записана лекция, музыкальное произведение, фильм.
Сравнительная характеристика товаров (материально-вещественных) и услуг («чистых»)
Признак Товары Услуги («чистые»)
Сущность Вещь, предмет Деятельность, процесс
Осязаемость Да Нет
Видимость Да Нет
Хранение Да Нет
Связь торговли с производством Нет Да
Экспорт Вывоз товара с  таможенной территории за границу без  обязательств об обратном ввозе Оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны
Качественное  составляющее Определено Неопределенно
Сроки потребления После покупки  потребление может быть отсрочено Потребление не может быть отложено на будущее (при  условии уже начавшегося производства услуги)
Возможность перепродажи Возможно Невозможно
Передача  права собственности Может передаваться в соответствии с законодательством Нет
Накопление  блага  Возможно Нет
Участие потребителя в процессе производства Нет Как в производственном, так и в сервисном процессе
Производство  и распределение блага Отделено от потребления Осуществляются  одновременно, т.е. совпадают во времени  и в пространстве
Наличие товаров-субститутов Широкий спектр Ограничено 
Степень транспортируемости блага  Почти абсолютная В зависимости  от вида услуг может быть абсолютной, так же как и крайне относительной или минимальной
Возможность стандартизации Высокая Низкая
Степень регулируемости, государственной защиты и  контроля экспорта и импорта  Сравнительно  низкая Очень высокая
     Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 75-76.; Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения: учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 188. ; Восколович Н. А. Экономика платных услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» . М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 9.; Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007.  С. 86-87.
     Перечисленные свойства услуги в полной мере присущи  только так называемым чистым услугам, в которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами в материально-вещественной форме (физическими товарами) и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно. В западной литературе часто приводятся графические примеры физических товаров и услуг как континуума.
 
 
 

     Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 70.
     Континуум (от лат. continuum – непрерывное, сплошное): 
    Непрерывность, неразрывность явлений, процессов;
    Непрерывное (связное) множество;
    Сплошная материальная среда, свойства которой изменяются в пространстве непрерывно18.
     Некоторые экономисты, учитывая наличие различий между материальными товарами и  услугами, предлагают свое понимание  природы услуг. Так, известный экономист  Т. Хилл свой работе «О товарах и  услугах» писал, что в отличие  от товаров, обладающих материализованными свойствами, услугами присуща способность воздействовать на состояние их потребителя (медицинское обслуживание или образование) или на состояние других предметов материального мира (страхование, реклама), или же одновременно и на то, и на другое (банковские, финансовые услуги)19.
     Как уже было отмечено, ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должна произойти фактическая встреча продавца и покупателя услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов сделок по международной торговле услугами20:
    мобильность покупателя: покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентов другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов);
    мобильность продавца: продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство);
    одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги: и продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи)21.
     На  сегодняшний день услуги выступают  как системное явление, поскольку  характеризуются системной целостностью
     Сущность  услуг, их неотъемлемые свойства и качества служат основой для их классификации. Сфера услуг как объект экономических  исследований классифицируется по различным признакам. Классификация – это систематизированная дифференциация объекта исследования по наиболее значимым признакам и критериям. Любая классификация как теоретическая абстракция предполагает определенные допущения и некоторые условности. Однако возможности, получаемые в результате классификации, позволяют более оптимально вести аналитические исследования.
     В мировой экономико-статистической практике используются различные подходы  к классификации услуг.
     Первая  из классификаций связана с видами деятельности, осуществляемыми непосредственно  на рынке услуг. Они связаны с:
    услугами, связанными с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
    услугами, связанными с обменом технологий, в число которых можно включить капительное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
    путешествиями, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
    банковскими расходами, лизингом, платежами, связанными с доходами на капитал;
    заработной платой и другими трудовыми доходами (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия)22.
     Услуги  могут быть сгруппированы по признаку взаимозаменяемости и связи с  товарами. Такую классификацию использовал  секретариат Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ). Она состояла из 4 групп23:
    услуги, заключенные в товары (кинокартины, звукозапись на пластинках, магнитных лентах, дисках, кассетах и т.д.);
    услуги, дополняющие торговлю товарами (почтовые услуги, хранение, доставка, страхование груза, банковские услуги, связанные с продажей товаров, реклама);
    услуги, являющиеся заменителями при продаже товаров (лизинг, ремонт и хозяйственно-технические услуги);
    услуги, не связанные с реализацией товаров (инжиниринг, счетоводство, юридические, медицинские, информационные, архитектурные услуги, обработка данных, телекоммуникации, путешествия).
     Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе  они участвуют в международной  торговле; другими словами, их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемые между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.
     По  мнению К. Лавлока, рассматривающего услуги с точки зрения их операционной (функциональной) сущности, выделяет четыре укрупненные  группы услуг24:
      услуги, направленные на человека (медицинские, спортивные, гостиничные, ресторанные, траспортно-пассажирские и т.д.);
      услуги, направленные на сознание человека (информационные, образовательные, культурно-развлекательные и др.);
      услуги, направленные на физические объекты, находящиеся в собственности человека (транспортные, грузовые, ремонтно-технические, торговые и др.);
      услуги, направленные на нематериальные активы, основанные на обработке информации (банковские, финансовые, юридические, страховые, бухгалтерские, научно-исследовательские и др.).
     Обобщение наиболее значимых признаков классификации  услуг приведено в Приложении 4, Схема классификации услуг.
     Согласно  международной стандартизированной  промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым неторгуемым  товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории  официальной классификации товаров международной торговли):
      коммунальные услуги и строительство;
      оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;
      транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
      оборона и обязательные социальные услуги;
      образование, здравоохранение и общественные работы;
      прочие коммунальные, социальные и личные.
     В особый вид услуг, вовлекаемых в  международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.
     В силу особенностей услуг как объекта  торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента  сделки, невидимость перемещения  и т.д.), они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут  фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительств и т.д.) в той стране, где существуют (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант – перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т.д.) (Приложение 2).
     С учетом этого ГАТС классифицирует международную  торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:
     а. с территории одного Члена [страны] [ВТО] на территорию любого другого Члена;
     b. на территории одного Члена [ВТО] потребителю услуг любого другого Члена;
     c. поставщиком услуг одного Члена [ВТО] посредством коммерческого присутствия на территории любого другого Члена;
     d. поставщиком услуг одного Члена [ВТО] посредством присутствия физических лиц Члена на территории любого другого Члена25. (Характеристика международной торговли услугами по способам поставок (предоставления) приведена в Приложении 3).
     Как правило, услуги первых трех групп относятся  к факторным, четвертой – к  не факторным.
     В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Во Всемирном  банке, принят расширительный подход к  услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся  на:
    факторные (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным (межстрановым) движением (перемещением) факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
    нефакторные (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги)26.
     Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной  торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно  на нефакторных услугах.
     Очевидно  также, что предоставление услуг  в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или  осуществлением инвестиций в ту или  иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю  услуги делятся на:
    услуги, связанные с инвестициями (банковские, гостиничные и профессиональные услуги);
    связанные с торговлей (транспорт, страхование);
    связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные, личные, культурные рекреационные).
     Существует  полезное с аналитической точки  зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера  поведения продавца и покупателя услуг.
     Международные сделки с услугами
Производитель Потребитель
Не  перемещается Перемещается
Не  перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Перемещается  С. Прямые иностранные  инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами
     Источник: Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2000. С. 266.
     Классификация не только включает в себя услуги в  традиционном смысле слова, но также  отражает движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости  от конкретных обстоятельств могут  быть классифицированы в различных  клетках матрицы.
     Например, транспорт может быть отнесен  к разряду В, когда иностранный  турист летит на самолете местной  авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей  страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.
     Во  время международных переговоров  о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация  услуг основана на Международной  стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признанной в большинстве стран мира27.
     В пятом издании Руководства по платежному балансу (РПБ5) услуги сгруппированы  по 11 основным стандартным компонентам, что облегчает ее применение и адаптацию для самых разных целей, включая выработку политики, проведение аналитических исследований, составление прогнозов, проведение двусторонних сопоставлений по отдельным компонентам или по всем операциям, а также для регионального и глобального агрегирования данных:
    Транспортные услуги;
    Поездки;
    Услуги связи;
    Строительные услуги;
    Страховые услуги;
    Финансовые услуги;
    Компьютерные и информационные услуги;
    Роялти и лицензионные платежи;
    Прочие деловые услуги;
    Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха;
    Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям28.
 
    Классификация торгуемых услуг 

Вид Подвид Платежи между резидентами  и нерезидентами
Транспорт пассажирский за международную  перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг
грузовой международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Поездки деловые товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
личные товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующие по личным вопросам
Связь   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи  между резидентами и нерезидентами
Строительство   строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
Страхование   страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
Финансовые  услуги   финансовое  посредничество между резидентами  и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги т.д.)
Компьютерные  и информационные услуги   консультации  в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров
Роялти  и лицензионные платежи   пользование правами  собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование  оригиналов и прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
Другие  бизнес-услуги посреднические  услуги комиссию за посредничество
лизинг лизинг и  фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
прочие  деловые, профессиональные и технические  услуги правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
Личные, культурные и рекреационные услуги аудиовизуальные услуги производство  фильмов, радио- и телевизионных  программ, компакт-дисков, гонорары артистов
прочие  показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
Правительственные   поставку товаров  в посольства, консульства
     Источник: Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2000. С. 265.
     Также правомерно будет упомянуть о  статистике ТУЗФ («статистика торговли услугами через зарубежные филиалы»29), используемой на основе ОКЗФ («категории МСОК (международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности) для зарубежных филиалов»)30. В ее составе все услуги сгруппированы по 20 компонентам31:
      Сельское хозяйство, охота, лесоводство и рыболовство;
      Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров – из которых: услуги, связанные с добычей нефти и газа, кроме изыскательных работ;
      Обрабатывающая промышленность;
      Электроэнергия , газ и водоснабжение;
      Строительство;
      Торговля и ремонт;
      Гостиницы и рестораны;
      Транспорт, складское хозяйство и связь;
      Финансовое посредничество;
      Операции с недвижимым имуществом;
      Аренда машин и оборудования без оператора и прокат бытовых товаров;
      Компьютеры и связанная с ними деятельность;
      Исследования и разработки;
      Прочая коммерческая деятельность;
      Образование ;
      Здравоохранение;
      Канализация и удаление отходов, санитарная обработка и аналогичные услуги;
      Деятельность членских организаций, не отнесенная к другим категориям;
      Деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
      Предоставление прочих видов услуг.
     На  основании теоретических исследований, мною были установлены статистические соответствия между категориями услуг РПБ5, ТУЗФ и четырьмя способами поставок (предоставления) услуг на международном рынке. (см. Приложение 5, Таблица 1; Приложении 6, Диаграмма 1; Приложение 7, Диаграмма 1 и Приложение 8, Таблица 1).
     Таким образом, можно прийти к выводу о том, что единое мнение о том, что из себя представляют услуги и какова их роль в процессе международного производства, распределения и потребления, отсутствует. Причин для этого несколько:
    Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
    Это торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
    Сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
    Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
    Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
    Официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
    Сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. И любой материальный товар достаточно легко может стать услугой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


    Международное регулирование торговли услугами: либерализация  обмена на рынке услуг  и барьеры в  международной торговле услугами.
 
     Рост  международной торговли сдерживается множеством ограничений, а универсальные  принципы и инструменты, подобные тем, которые признаны и используются в торговле товарами, в торговле услугами зачастую отсутствуют.
       Существует много различных национальных  методов регулирования внешней  торговли услугами:
        количественные ограничения импортируемых услуг, определяющие лимиты количества услуг, допустимые доли иностранных поставщиков на внутреннем рынке и т.п.;
        обязательные расценки и тарифы;
        дискриминационные налоги, дающие преимущества национальным поставщикам услуг;
        специальные правила въезда в страну, учреждения и деятельности компании с иностранным капиталом и т.п.;
        системы лицензирования для занятия определенной профессией
     Защита  импорта в сфере услуг обычно осуществляется путем создания дискриминационных, более жестких условий в использовании  иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры  в торговле услугами часто принимают  форму национальных законов, административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще  более осложняет проблему либерализации ( и переговоров) то обстоятельство, что только часть услуг предоставляется  путем пересечения границы (подобно  тому, как это происходит с товарами). Значительная часть иностранных  и национальных (в случае продажи  иностранцу) услуг предоставляется  непосредственно на национальной территории. Наконец, в сфере услуг до последнего времени отсутствовало что-либо напоминающее универсальную и систематизированную базу данных, содержащую достаточно полную информацию о барьерах в торговле услугами. Сейчас такая база создается в рамках ВТО и ЮНКТАД. Это так называемая база данных по мерам, затрагивающим торговлю услугами (МАСТ).
     Секретариату  ЮНКТАД в середине 90-х годов было предложено создать автоматизированную базу данных для сбора и распространения информации о мерах, включая законодательство и нормативные положения, затрагивающих доступ для услуг и поставщиков услуг, в особенности из развивающихся стран, к мировым рынкам. В настоящее время основная работа над МАСТ осуществляется в контексте регионального сотрудничества и интеграционных усилий. В будущем эта работа будет сосредоточена практически полностью на национальных источниках. Создавая базу данных, ЮНКТАД сделал основной упор на обеспечение доступности информации для широкого круга пользователей, в особенности в развивающихся странах, включая правительства, региональные организации, научные круги и экспортеров услуг. МАСТ предназначена для снабжения участников переговоров, лиц, определяющих политику, бизнесменов и научных работников удобной в использовании юридической информацией о мерах, применяемых в сфере услуг в соответствии с определением ГАТС. Эта информация систематизирована по следующим разделам: а) страна, применяющая меру; b) сектор или подсектор услуг, затрагиваемый такой мерой, как это определено в Классификации ГАТС или в Классификации основных продуктов; с) затрагиваемый способ поставки; и d) тип используемых мер, как это определено в ст. VI ГАТС (внутреннее регулирование), в ст. XVI ГАТС (доступ на рынки) и в ст. XVIII ГАТС (национальный режим). База данных МАСТ имеется на компакт-дисках с набором приложений Windows.
     База  данных МАСТ способствует повышению  транспарентности режимов, регулирующих торговлю услугами. Страны могут использовать имеющуюся информацию для облегчения переговорного процесса на двустороннем, региональном или многостороннем уровне. Для развивающихся стран и России, осуществляющих в настоящее время разработку нормативных рамок в секторах услуг, эта база данных может стать источником информации о том, каким образом аналогичные сектора регулируются в других странах. База данных МАСТ может также служить действенным инструментом для сбора информации в связи с присоединением новых стран к ВТО и использоваться договаривающимися странами, предполагающими взять на себя дополнительные обязательства в секторе услуг, в ходе нового раунда переговоров о либерализации международной торговли услугами.
     В Приложении 9, Таблица 1 приведена схема барьеров, действующих в торговле услугами. Эти барьеры привязаны к двум направлениям ограничения торговли услугами: ограничение доступа на рынок и ограничение предоставления национального режима.
     Прямые  дискриминационные внутренние барьеры  в торговле услугами создаются обычно в форме четких внутренних административных или законодательных норм, определяющих долю иностранных услуг, которые могут быть использованы в отдельных отраслях производства услуг. Иногда эти барьеры выражаются в запрете и ограничении использовать иностранные услуги в отдельных областях. Например, запрет на работу иностранных граждан и на создание иностранных предприятий в области правовых услуг (юридическая и нотариальная службы), обязательная доля национальных программ на радио и телевидении, ограничение капиталовложений и найма иностранных граждан в определенных отраслях производства услуг. Многие из этих барьеров введены для защиты жизненно важных национальных, культурных, социальных и политических интересов и, как правило, не могут стать предметом переговоров. Однако во многих случаях метод преодоления подобных барьеров — использование национального режима применительно к регулированию импорта иностранных услуг или к их производству в стране потребления.
     Косвенные дискриминационные барьеры обычно выражены в форме ограничения  перемещения иностранных факторов производства услуг (физические лица, информационные потоки, капиталовложения).
     Как правило, эти запреты и ограничения  непосредственно не связаны с  производством и сбытом услуг. Они  носят общий характер, касаясь  общих правил иммиграции, капиталовложений и др.
     Поскольку эти барьеры носят общий характер, но серьезно влияют на международный  обмен услугами, либерализация этих барьеров, как правило, происходит путем  заключения широких соглашений, в которых обмен услугами составляет лишь часть соглашения. Например, Римский договор о создании ЕЭС, предусматривающий свободное движение товаров, рабочей силы и капиталов, или Кодекс ОЭСР в отношении так называемых невидимых статей торговли. Другой путь снятия барьеров — прямые переговоры по вопросам устранения препятствий в том или ином секторе услуг.
     Прямые  недискриминационные барьеры в торговле услугами широко распространены. Они представляют собой сложные системы организации некоторых видов производства и поставок услуг. Например, государственная монополия на телевизионную систему или железные дороги. Другой вид таких барьеров — установление фиксированных тарифов на телевизионные передачи на таком уровне, при котором значительная часть потенциальных производителей услуг (как иностранных, так и национальных) окажется неконкурентоспособной. Эти меры не направлены против иностранных поставщиков услуг. В равной степени они ограничивают поставку услуг национальными производителями. Устранение этих видов барьеров требует кардинальных изменений внутренних правовых и административных основ организации производства услуг в отдельных странах, и поэтому эта группа барьеров особенно устойчива. В ходе переговоров о либерализации рынка услуг эта группа барьеров обычно не становится предметом переговоров.
     Косвенные недискриминационные барьеры в торговле услугами охватывают большую группу внутренних регулирующих мер. Они заключаются в том, что действующие в различных странах технические нормы, стандарты, административные правила и предписания, прямо не направленные на ограничение иностранных поставок услуг, заставляют иностранных производителей услуг нести дополнительные расходы, связанные с сертификацией их услуг и приведением их в соответствие с национальными стандартами и требованиями различных стран.
     Основной  путь либерализации этой группы барьеров в торговле услугами – гармонизация и унификация национальных требований, стандартов и правил путем выработки соответствующих интернациональных правил и стандартов или взаимного признания норм, дипломов, свидетельств о квалификации физических лиц различных стран.
     Также в исследованиях Секретариата ЮНКТАД был выявлен еще ряд барьеров, с которыми сталкиваются в первую очередь поставщики услуг из развивающихся стран. К их числу относятся следующие:
    Запретительный режим доступа иностранцев на рынки услуг, зарезервированные для отечественных поставщиков: требования к гражданству, месту проживания или визовые требования могут блокировать или ограничивать перемещение физических дин.
    Тарифно-ценовые меры: налоги при выходе на рынок и уходе с него, а также визовые сборы при перемещении физических лиц; дискриминационные посадочные сборы на воздушном транспорте и портовые налоги, плата за получение лицензий; тарифы на товары, в которых воплощены услуги, или на товары, которые являются необходимыми компонентами для производства услуг (например, программное компьютерное обеспечение на дискете, компьютеры, телекоммуникационное оборудование).
     Субсидии, предоставляемые в развитых странах (например, в строительстве, сфере  связи, на транспорте, в сфере здравоохранения или образования), в том числе в высокотехнологичных секторах, а также горизонтальные субсидии и инвестиционные льготы, которые могут оказывать деформирующее влияние на торговлю в части экспорта из развивающихся стран. Если поставщики услуг из развивающихся стран обычно сталкиваются с финансовыми трудностями, которые ставят их в неблагоприятное положение, то предприятия из развитых стран пользуются финансовой поддержкой своих правительств: например, на торговле строительными услугами отрицательно сказываются массированные государственные субсидии экспортным предприятиям, связываемая определенными условиями помощь, пакеты внешнего финансирования и т.п.
     • Технические стандарты и процедуры лицензирования: в некоторых отраслях профессиональных коммерческих услуг процедуры лицензирования финансовых услуг и установленные стандарты используются для ограничения доступа в отрасль. Особенно важное значение для упрощения процедур торговли имеют соглашения о взаимном признании квалификации. Неучастие в таких соглашениях может приводить к фактическому блокированию доступа на рынки. Сложные природоохранные нормы и требования безопасности, процедуры стандартизации и регистрации — все это важные факторы, сдерживающие участие в торговле в строительном секторе. В некоторых странах эта проблема усугубляется еще и тем, что в разных штатах или регионах действуют неодинаковые процедуры.
     • Дискриминационный режим доступа к информационным каналам и распределительным сетям: например, поставщики услуг телекоммуникационной сети могут применять дискриминационную практику, исключая отдельных пользователей, взимая с них более высокую плату или устанавливая ограничения на подключение оборудования. В секторе воздушного транспорта дискриминация в вопросах доступа к вспомогательным услугам и их стоимости может снижать конкурентоспособность той или иной авиакомпании; распределение участников и запретительно высокие тарифы при приобретении в собственность участка на территории крупных аэропортов, а также режимы доступа к компьютерным системам бронирования (КСБ) и глобальным системам распределения (ГСР), равно как ограничения в сфере рекламы и маркетинга также могут использоваться для исключения потенциальных поставщиков услуг.
    Еще одним важным барьером на пути доступа развивающихся стран к мировым рынкам является недостаточная транспарентность государственных мер (например, иммиграционные законы и процедуры) и практики мегафирм.
    Растущая значимость доступности финансирования в качестве условия, позволяющего выиграть торги для осуществления проектов на экспортных рынках, и трудности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны в своих попытках воспользоваться международными финансовыми рынками.
     • Ограниченность доступа к заказам  на государственные закупки, а также предпочтение «всего отечественного» (например, в сфере строительных услуг).
     Тест  на экономическую необходимость, уже упоминавшийся выше, особенно часто используется многими странами — членами ВТО для регулирования торговли услугами, указывается в их перечне конкретных обязательств и поэтому заслуживает специального рассмотрения. Критерий экономической необходимости отмечен как барьер в сфере доступа на рынок в ст. XVI ГАТС. Однако ГАТС не содержит определения этого критерия, а также правил и процедур его применения.
     В самой общей форме тест на экономическую  необходимость означает, что иностранный поставщик или производитель услуг, а также и сами иностранные услуги будут допущены на национальный рынок только в том случае, если это необходимо для восполнения нехватки национальных поставщиков или самих услуг и будет таким образом содействовать удовлетворению отечественных потребностей в каких-либо видах услуг.
     Шестилетний период практического использования  этого критерия в рамках ГАТС привел к появлению довольно большого конкретного списка случаев его использования. Ниже они будут рассмотрены подробно на примере отдельных стран. Однако отсутствие четких правовых рамок, определяющих ТЭН, позволяет сделать вывод, что любой перечень примеров применения ТЭН носит скорее иллюстративный характер и не может рассматриваться как окончательный и достаточно четкий в правовом плане перечень всех случаев применения этого критерия в рамках ГАТС.
     ТЭН используется в отношении всех способов поставки услуг в рамках ГАТС. Однако наиболее часто он применяется в  отношении коммерческого присутствия (способ третий) и передвижения физических лиц (способ четвертый). Из 134 стран — членов ВТО 67 участников использовали ТЭН для того, чтобы регулировать торговлю услугами в одном или во всех способах поставки услуг, а также во всех или избранных секторах услуг. Во многих случаях неопределенность правового содержания ТЭН ведет к тому, что довольно трудно определить конкретные области его применения, опираясь на формулировку ТЭН в национальных перечнях многих стран.
     Роль  этого критерия различна в разных секторах услуг. Например, финансовые услуги, включая банковский сектор и страхование, — это область, где ТЭН применяется особенно часто и жестко. В целом ряде профессиональных и деловых услуг ТЭН также часто используется как средство защиты национальных производителей услуг. Это особенно касается медицинских и образовательных услуг, отчасти в силу их двойного — социального и экономического характера. ТЭН серьезно защищает сферу туристических услуг, поскольку она является важной областью занятости и генерирует значительный объем национального производства товаров и услуг.
     Далее будут приведены примеры того, как тест на экономическую необходимость формулируется в перечнях обязательств членов ВТО по доступу на рынок услуг.
     Методы  применения ТЭН в ряде стран —  членов ВТО носят разрешительный характер, фиксируя те случаи, когда  применение ТЭН не требуется. Это, в свою очередь, означает, что этот критерий может ограничивать доступ на национальный рынок услуг во всех остальных случаях.
     Ниже  приводятся примеры фиксации необходимости  прохождения теста на экономическую необходимость в перечнях специфических обязательств членов ВТО по доступу на рынок услуг. Эти обязательства могут носить позитивный характер. В этом случае указывается та категория поставщиков услуг или видов услуг, для доступа которых не существует ограничений.
     Например, Австралия разрешает доступ на рынок  услуг следующих категорий физических лиц — производителей услуг: специалистов, которые обладают продвинутыми знаниями и опытом, в качестве операторов компаний на период, не превышающий двух лет; продавцов услуг в роли деловых визитеров на срок от шести до двенадцати месяцев; руководящий персонал компаний на период до двух лет.
     Евросоюз  разрешает временное пребывание на территории стран — членов ЕС следующих категорий физических лиц, производящих услуги: высших должностных лиц корпораций (в порядке внутрикорпоративного перевода); лиц, которые обладают особым опытом и знаниями, необходимыми для работы на действующих на территории ЕС предприятиях; деловых посетителей (Франция и Италия по этому вопросу сделали резервации).
     Финляндия разрешает приезд на свою территорию руководителей и служащих корпораций, необходимых для работы ее отделений.
     Такая же система действует в Австрии, Чехии, Словакии, Исландии, Израиле  и в ряде других стран.
     Очевидно, что в этом случае ТЭН может  быть применен в отношении поставщиков  услуг и видов поставки услуг, не вынесенных в перечень разрешенных.
     В других случаях меры, связанные с  использованием ТЭН, носят более  четкий характер. Например, Кипр разрешает  временный въезд лиц, имеющих виды специальностей, по которым отсутствует квалифицированный местный персонал. Финляндия разрешает временный въезд специалистов при условии использования ТЭН в отношении конкретной организации, принимающей этих лиц, при условии, что они обладают более продвинутым уровнем знаний и опыта, необходимым в такой организации в сфере услуг. Монголия разрешает временный въезд физических лиц, обладающих управленческим и техническим опытом, в которых существует потребность. Польша разрешает въезд управленческого персонала и специалистов, обладающих специальными знаниями и опытом, необходимыми для функционирования конкретного предприятия.
     В приведенных и других аналогичных  случаях ТЭН применяется в отношении разрешенной к въезду категории лиц и определяет их количество, разрешенное к въезду.
     Во  многих случаях ТЭН касается сугубо конкретных секторов услуг. Например, в Евросоюзе оптовая торговля регулируется довольно жесткими условиями, ограничивающими доступ иностранцев. В Бельгии, Голландии, Франции, Италии ТЭН необходим для открытия иностранными производителями услуг новых универсальных магазинов. Эта мера в странах Евросоюза распространяется на медицинские услуги. В частности, в Бельгии, Голландии, Испании открытие новых больниц требует предварительного прохождения теста на экономическую необходимость, при котором разрешение дается в случае определенного соответствия числа мест в больницах потребностям того района, где больница открывается, В Республике Корея жестко регламентируется участие иностранных производителей услуг в оптовой и розничной торговле, В Швейцарии, Болгарии, Египте и ряде других стран — в гостиничном и ресторанном бизнесе.
     Как видно из приведенных примеров, требования, связанные с использованием ТЭН, могут приобретать самые различные формы. ТЭН может фиксировать определенные национальные отрасли услуг, как в масштабе всей страны, так и в привязке к отдельным регионам; может ограничивать временные рамки пребывания физических лиц; может регулировать формы и условия коммерческого присутствия производителей услуг.
     Сам факт принятия конкретных обязательств в этой области означает для члена  ВТО, что принятые условия не будут  ужесточаться. Однако чем более узкий и конкретный характер носят обязательства по применению ТЭН, тем большая свобода действий остается в секторах, не охваченных этим конкретным обязательством.
     Переговоры  по либерализации рынка услуг  в ходе Уругвайского раунда привели к группировке всех методов защиты национальных производителей услуг в две группы:
      меры, воздействующие на доступ иностранных производителей на рынок услуг;
      меры, ограничивающие предоставление национального режима иностранным производителям и поставщикам услуг.
     Кроме того, небольшая (по числу мер) группа объединила не вошедшие в эти две  основные группы меры (например, ограничения, связанные с правом на интеллектуальную собственность).
     Меры, воздействующие на доступ на рынок, ограничивают выход иностранного поставщика на национальный рынок, устанавливая количественные ограничения или запреты. Например, эти меры могут устанавливать долю каботажных перевозок, которые могут взять на себя иностранные транспортные компании. Могут быть установлены квоты на въезд иностранных физических лиц — производителей услуг, ограничения на деятельность иностранных производителей услуг в определенных отраслях услуг или в отдельных географических районах страны.
     Меры, связанные с ограничением национального  режима, делятся на две группы. Одна — это создание таких условий, при которых издержки иностранных  производителей услуг могут быть выше издержек национальных предпринимателей (налоги, субсидии, кредиты, тарифы на транспорт, энергосвязь и т.п.). Другая — это различные меры содействия национальным производителям услуг, в конечном итоге снижающие их издержки и дающие преимущества в ценовой конкуренции при поставке услуг. Например, отечественные банки могут иметь меньший объем резервного капитала, чем иностранные, или налогообложение для отечественных банков будет ниже, чем для иностранных.
     Переговоры  в отношении уступок в торговле услугами в основном группировались по названным выше двум направлениям. Их результаты показаны в Приложении 4, Таблица 2. В ней показано распределение уступок и обязательства стран – членов ВТО в сфере услуг.
     ГАТС  предусматривает две группы обязательств по либерализации торговых барьеров:
      общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг;
      конкретные (специфические) — в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги.
     Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть протокола о присоединении страны к ВТО.
     Списки  специфических (конкретных) обязательств сторон (specific commitments) по условиям доступа  на рынок и предоставления национального режима представляют собой уступки, сделанные странами в ходе переговоров, причем за стартовую основу принимались так называемые первоначальные обязательства (initial commitments), которые стороны готовы были взять на себя. Фактически списки специфических обязательств являются наиболее важной частью ГАТС, поскольку они конкретизируют условия, при которых иностранным поставщикам услуг предоставляется доступ на рынок услуг, и ту степень, при которой такие поставщики услуг трактуются равными национальным поставщикам услуг (Приложение 10, Таблица 1).
     Обязательства в сфере либерализации торговли услугами трудно выразить количественными  показателями подобно тому, как это  делается в торговле товарами (например, доля снижения тарифной ставки). Поэтому  либерализация в сфере услуг  обычно фиксируется путем предоставления иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам услуг, а также путем внесения оговорок о том, на какие виды услуг и формы их поставок распространяется национальный режим.
     Анализ  протоколов по доступу на рынки показывает, что большинство стран в качестве своих обязательств закрепило режим, реально действовавший в отношении  конкретных видов услуг. Наибольший уровень обязательств касается туризма» путешествий, некоторых видов деловых услуг.
     Телекоммуникационные  услуги, финансовые услуги и морские транспортные услуги стали объектом дополнительных переговоров. Наиболее низкий уровень обязательств коснулся таких секторов, как здравоохранение и образование. Из четырех видов поставок услуг наибольшие трудности возникли при Определении обязательств в сфере передвижения физических лиц (относительная либерализация в этой области была достигнута лишь в отношении руководящего персонала компаний).
     Переговоры  в сфере финансовых услуг, а также  в области телекоммуникационных и морских транспортных услуг  выявили серьезные противоречия» существующие между развитыми и развивающимися странами в сфере либерализации конкретных отраслей, производящих услуги» и рынков сбыта их продукции32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние  международной торговли услугами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.