На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная служба как публичный социально- правовой институт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 

    Практика государственного управления  свидетельствует, что государственная  служба – это не только аппарат  государственных органов, это  правовой, социальный институт. Поэтому  вполне обоснованно в понимании  государственной службы рассматривать  институциональный подход. Федеральная  программа «реформирование и  развитие системы государственной  службы Российской Федерации»  ставит в качестве первого  направления этого реформирования  и развития формирование системы  государственной службы Российской  Федерации как целостного государственного  – правового института.
    В ходе становления и развития  современной государственной службы  первостепенной значение приобретает  ее формирование как социального  и правового института. Это  было самым слабым звеном советской  административной службы, что на  ряду с другими объективными  и субъективными факторами ускорили  крах советской системы. В настоящее  время возросло понимание первостепенной  важности развития государственной  службы как социального и правового  института. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.
В действующем  законодательстве государственная  служба Российской Федерации конституируется  как профессиональная служебная  деятельность. То есть государственную  службу следует рассматривать в  комплексе всех ее аспектов.
Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
       - дать определение государственной службы как социального института;
       - дать определение государственной службы как правового института.;
      - исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Государственная служба как социальный институт.
 
    Государственная служба – это  прежде всего общественное явление,  имеющее не только правовую, организационную,  но и собственно социальную  природу.
    Тема государственной службы как социального института стола разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых – социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируется особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, В.С. Нечипоренко и ряда других ученных.                      В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил , принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В развитом виде социальные институты обычно представляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.
    В обществе в соответствии  с его функциональными качествами  действуют самые различные социальные  институты – политические, экономические,  духовные и т.д. В пределах  названной классификации существует  и такой институт, как государственная  служба, имеющий в первую очередь  политико – административный  характер.
    В социальном смысле слова  понятие «служба» имеет несколько  значений: вид общественной деятельности  людей; работа, занятие служащего,  место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное  напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.
    Уяснение социальной природы  государственной службы является  важным условием познания ее  сущности и особенностей, определения  ее места и роли в системе  социальных институтов государства  и общества.
    В силу специфики своего предмета  понятие «государственная служба»  как социальный институт отличается  от его нормативного понятия,  данного законодателем в федеральных  законах о государственной службе  в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует  не институциональный, а деятельный  подход. В российском законодательстве  о государственной службе отсутствует  упоминание о ее общественном  предназначении. На Западе именно  на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется  публичной.
    Впервые на государственном уровне  определение государственной службы  как социального института прозвучало  в 2001 г. в Концепции реформирования  системы государственной службы  РФ, утвержденной Президента РФ. Там было сказано, что государственная  служба является комплексным  – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.
    Социальное понятие «государственная  служба» очень многогранно, и  в широком смысле слова под  государственной службой как  социальным институтом понимается:
    •исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
    •особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге  на реализацию функций государства,  на обеспечение прав и свобод  граждан, на создание благоприятных  социальных условий для их  достойной жизни;
    • функция особого социального  слоя людей – государственных  служащих, которым присущи свои  корпоративные интересы, социальные  потребности и запросы;
    • срез общественных отношений,  складывающихся в процессе выполнения  государственным аппаратом функций  по обеспечению связи государства  и гражданского общества;
    • инструмент формирования и  повышения уровня социального  статуса чиновника;
    • носитель культуры и традиций  общества, должной морали и духовности.
    Будучи механизмом государственного  управления, государственная служба  имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:
    1)социальный характер, поскольку  представляет собой социальную  сферу профессиональной деятельности  особой социальной группы общества  – государственных служащих; всем  своим содержанием, формами и  методами эта деятельность направлена  на обеспечение исполнения полномочий  государства и государственных  органов;
    2) социальную ориентацию – ее  приоритетами является реализация  социальных функций государства,  направленных на производство  социальных услуг для населения  (безопасность, образование, здравоохранение  и т.д.);
    3) социальную природу, так как  представляет собой особую социальную  группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности  и социальные интересы;
    4) защита прав и свобод человека  и гражданина как главная социально  – политическая ценность;
   5) служба  чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной  службы за счет своих налоговых  отчислений.
    Эти особенности подчеркивают  социальный смысл и характер  государственной службы в любом  демократическом государстве, в  том числе и России.
    Чем определяется социальный  характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что  он определяется как минимум  тремя факторами:
    • сущностью политического строя  и политическим режимом в стране;
    • процедурами и технологией  управленческой деятельности чиновников;
    • профессиональным уровнем развития  государственных служащих, их деловыми  и нравственными качествами.
    1. Тоталитарный политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована, жестко формализована, строго централизована и направлена в конечном счете против гражданского общества. В обществе с демократическим режимом правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.
    2. Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.
    3. Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально – нравственным качествам относится честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными – это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба. 
    Учитывая все сказанное, можно  определить социальные цели, задачи  и функции государственной службы  Российской Федерации как социального  института. Есть две стратегические  социальные цели государственной  службы современной России: построение  социального государства и качественная  реализация социальной функции  государства.
    Типология социальных задач и  функций государственной службы  разнообразна.
    К социальным задачам государственной  службы можно отнести: защиту  и реализацию интересов, прав  и свобод граждан; эффективное  решение социальных задач и  обязательств государства перед  обществом; производство социальных  государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и  т.д.); борьбу с безработицей; разрешение  социальных конфликтов в обществе; регулирование социального статуса  чиновников; формирование корпуса  государственных служащих в соответствии  с конституционной нормой равного  доступа граждан к государственной  службе.
    К социальным относятся следующие  функции государственной службы:
    •социальной организации;
    • социальной коммуникации;
    • социальной информации;
    • социального регулирования;
    • контроля;
    • образовательная и воспитательная.
    Социальный характер государственной  службы проявляется на трех  уровнях: высшем – это уровень  общества и государства; среднем  – уровень государственной службы  как института государства; нижнем  – уровень социального статуса  государственного служащего, его  социального статуса.
    1.На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику – заботится о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизни структурами государственной и муниципальной службы.
    Поэтому реализация социальных  функций государства является  приоритетной задачей государственной  службы в ходе разработки проектов  и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека  и гражданина; усиление социальной  защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранение; пенсионного обеспечения; поддержка малоимущих слоев населения; борьба с преступностью; предотвращение социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной жизни.
    2. На уровне государственная служба как система рассматривается в первую очередь как социальный слой людей – чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности. По официальным данным, сейчас насчитывается около 900 тыс. гражданских служащих.
    3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том , что государственные служащие имеют свои статусные особенности – запреты и привилегии. Это прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности, высокий уровень организованности, служебной дисциплины и юридической ответственности, профессионализма, компетентности и образованности, доступ к информации, к государственным ресурсам и т.д.
    У государственных служащих имеются  корпоративные интересы, которые  требуют удовлетворения со стороны  государства. Это потребности  в стабильности своего положения,  в признании общественной значимости  их труда, создание системы социальной защиты государственных служащих и членов их семей. Когда государство об этом забывает, чиновники удовлетворяют такого рода интересы за счет граждан и хозяйствующих субъектов, прибегая к коррупции. Поэтому в Федеральной законе «О государственной гражданской службе  Российской Федерации » от 27 июля 2004 г. предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим. Но проблема преодоления коррупционности государственной службы остается одной из самых актуальных.
    Государственная служба содержится  за счет налогоплательщиков. В  связи с этим граждане вправе  предъявлять к государственной  службе и чиновникам высокие  требования. Но многие гражданский  государственные служащие считают,  что они служат не обществу, а только государству, и более  того – только своему руководителю.  Проводимые социологические опросы  подтверждают этот факт. На вопрос  о том, чем руководствуются  государственные служащие при  выполнении своих должностных  обязанностей, лишь 13,8 % респондентов  из числа государственных служащих ответили, что руководствуются интересами общества. Это седьмое по рангу место из восьми предложенных вариантов ответа.
    Итак, государственная служба как  социальный институт, проявляя себя  на трех социальных уровнях,  является важной гранью системы  государственной службы, недооценивать  которую нельзя.
    Вместе с тем на сегодняшний  день состоянии государственной  службы Российской Федерации  как социального института характеризуется  значительным количеством нерешенных  проблем и противоречий, обусловленных  становлением и развитием новой  российской государственности. В  числе таких проблем: 
    • неэффективность государственной  кадровой политики в государственной  службе (высокая текучесть кадров, недемократичные, авторитарные формы  подбора и расстановки кадров, частые структурные изменения,  нестабильность государственной  службы);
    • недостаточный уровень профессионализма  и компетентности гражданских  служащих, несовершенная система  их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации  и стажировки, особенно в сфере правовых и социальных знаний и навыков;
    • непрозрачность, закрытость государственной службы для гражданского общества и самих государственных служащих;
    • отсутствие законодательно утвержденного федерального органа управления системой государственной службы, который бы занимался в том числе вопросами защищенности государственных служащих;
    • недостаточно высокий социальный статус и престиж государственных гражданских служащих в обществе;
    •высокий уровень коррупции на государственной службе.  
 
 
 
 
 
 

    Государственная служба как правовой институт.
 
    Одним из главных направлений  реформирования и развития системы  государственной службы РФ в  современных условиях является  формирование системы государственной  службы Российской Федерации  как целостного государственно  – правового института. Говоря  о государственной службе Российской  Федерации  как государственно  – правовом институте, следует  прежде всего рассмотреть ее  законодательную базу.
    История существования российской  государственности насчитывает  более тысячи лет, но нормативное,  законодательное регулирование  государственной службы начинается с Табели о рангах Петра Великого. В настоящее время в Российской Федерации государственная служба в целом регулируется двумя общефедеральными законами, двумя десятка указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем было в монархической России. На начало 20 века российское законодательство насчитывало около 200 крупных нормативных правовых актов, которые регулировали государственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т.д.). Еще более обширное современное законодательство о государственной службе а США, Германии, Франции, Японии и других развитых странах.
    Законодательство о государственной  службе образует прежде всего  нормы права, т.е. нормативные  правовые акты, регулирующие ее  организацию и правовое положение  государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой РФ, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.
    На федеральном уровне источниками  права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон  «О системе государственной службы  Российской Федерации» от 27 мая  2003 г. №58 – ФЗ; Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»  от 27 июля 2004 г. №79 – ФЗ и некоторые  другие федеральные законы; указы  Президента РФ; постановления Правительства  РФ; нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти.
     На уровне субъектов РФ вопросы  государственной гражданской службы  регламентируются конституциями  (уставами), законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов РФ, а так же нормативными правовыми  актами государственных органов  субъектов РФ. Например, в Москве  гражданская служба регулируется  законом города Москвы «О государственной  гражданской службе города Москвы»  от 26 января 2005 г. № 3.
    Из перечисленных источников  законодательства России о государственной  службе вытекает, что это законодательство  имеет конституционное происхождение.
    Теперь к конкретным источникам, и прежде всего к Конституции  РФ. В ней нет ни отдельного  раздела, ни статьи, регламентирующей  основы государственной службы  России. Понятие «государственная  служба» в ней упоминается  всего 3 раза: в ст. 32, где говорится,  что граждане РФ имеют равный  доступ к государственной службе, в ст. 71, где сообщается, что к  ведению РФ отнесена федеральная  государственная служба, и в ст. 97, в соответствии с который  депутаты Государственной Думы  не могут находится на государственной  службе.
    Но это вовсе не означает, что  этими положениями исчерпываются  знания и возможности Конституции  РФ для государственной службы. Конституция содержит исходные  основы и принципы организации  и функционирование российской  государственной службы, кадровой  политики в системе государственной  службы, а так же основы правового  положения государственных служащих  современной России. В ней, в  частности, закрепляются: верховенство  конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  Российской Федерации (ч. 2 ст.4); единство  системы государственной власти  и разграничение предметов ведения  между Российской Федерации и  субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав  и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанности государства соблюдать  и защищать права и свободы  человека и  гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной  и судебной власти (ст. 10); равный  доступ граждан к государственной  службе (ч. 3 ст. 32); некоторые обязанности  высших должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч.3 ст. 46 и др.).
    Конституция РФ устанавливает,  что федеральная государственная  служба находится в ведении  Российской Федерации. Конституция в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. Такой подход был принят в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119 – ФЗ. В новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58 – ФЗ введено важное положение, дополняющее конституционную норму и укрепляющее вертикаль исполнительной власти в стране. В п. 4 ст. 2 разделяются понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной гражданской службы.
    Правовое регулирование и организация   федеральной гражданской службы, как и прежде, находятся в ведении  федерального центра. Что касается  гражданской службы субъектов  РФ, то теперь ее правовое регулирование  находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее  субъектов, а ее организация  - в ведении субъекта РФ, т.е.  в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся так же кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариат.
    Федеральное законодательство о  государственной службе представлено  законодательными актами двух  уровней.
    Первый уровень – это законы. Базовый – Федеральный закон  «О системе государственной службы  Российской Федерации» № 58 –  ФЗ, вступивший в юридическую  силу 27 мая 2003 г. Он определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой. Это закон регулирует общие основы российской государственной службы.
    Федеральный закон « О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает правовые, организационные  и  финансово – экономические  основы государственной гражданкой  службы РФ. Это первый из так  называемых видов законов. В  соответствии с федеральной программой  ожидается принятие новых федеральных  законов о военной и  правоохранительной  службе.
    Особый правовой статус других  видов государственной службы  устанавливается специальными нормативными  актами, например федеральными законами  «О прокуратуре Российской Федерации», «О федеральных органах налоговой полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и т.д.
    Пока не приняты новые видовые  федеральные законы, эти акты  регулируют отдельные виды государственной  службы, в основном воанную и  правоохранительную.
    Второй уровень федерального  закона – подзаконные нормативные  правовые акты Российской Федерации.  Это указы Президента и постановления  Правительства РФ, которые играют  большую роль в оперативном  регулировании государственной  службы.
    В ряду президентских указов, регулирующих государственную службу  РФ, важен указ Президента РФ  от 10 марта 2009 г. №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»». На основание этого документа в стране осуществляется реформирование и развитие системы государственной службы, целью которых является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации.
    Среди наиболее важных указов  Президента РФ о государственной  гражданской службе  - цикл указов  от 1 февраля 2005 г.: №110 «О поведении  аттестации государственных гражданских  служащих Российской Федерации», № 111 «О порядке сдачи квалификационного  экзамена государственными гражданскими  служащими Российской Федерации  и оценке и знаний, навыков  и умений», № 112 «О конкурсе  на замещение вакантной должности  государственной гражданской службы  Российской Федерации», № 113 «О  порядке присвоения и сохранения  классных чинов государственной  гражданской службы Российской  Федерации федеральными государственными гражданскими служащими», а так же указ  № 159 от 16 февраля 2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
    Эти и ряд других нормативных  правовых актов дополняют и  конкретизируют нормы и положения  законов о государственной гражданской  службе. Ожидаются, к примеру,  указы Президента РФ о федеральном  кадровом резерве, о федеральном  органе по управлению государственной  службой РФ.
    Современное законодательство России  о государственной гражданской  службе создает единую общефедеральную  правовую базу гражданской службы  Российской Федерации, обеспечивает  ее профессиональный характер, способствует  утверждению единой системы государственной  службы Российской Федерации.
    Государственная служба как правовой  институт  есть совокупность юридических  норм, регулирующих становление,  организацию и функционирование  государственных структур и государственных  служащих, их деятельность по  реализации Конституции и законов  Российской Федерации, а так  же личный правовой статус  этих служащих.
    Государственная служба как правовой  институт имеет свои особенности,  идентифицирующие ее правовой  характер.
    1. Главной задачей и целью государственной службы является реализация в жизни Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение правопорядка и законности в стране, а также решение других масштабных  задач – обеспечения национальной безопасности, государственного суверенитета, экономической самостоятельности т.д. Это прежде всего правовые приоритеты. Такие функции эффективно может выполнять только высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и хорошо подготовленный в правовом отношении аппарат государственных органов.
    2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе государственного закона, т.е. специального законодательства, имеющего свои источники, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы. Таким образом, государственная служба ведется прежде всего на правовой основе и регулируется только ею.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.