На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Информационные системы и технологии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
       Содержание 

       Введение..............................................................................................3 - 6  

       Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24

       § 1. Информационные ресурсы как экономическая  категория………7

       § 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

 
       Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
       § 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
       §2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34 

       Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
       § 1. Виды информационных систем……………………………………42
       § 2. Классификация информационных технологий…………………..50
       § 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67 

       Заключение........................................................................................78 - 81
       Список  использованной литературы...............................................84 - 88
       Приложение  …………………………………………………..……….. 89 
 
 
 
 
 
 

       Введение
        В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. В информационной цивилизации к важнейшей задаче библиотек относят обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, в этих условиях все большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы. Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий ученые связывают с образованием на рубеже 80-90-х годов ХХ века мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации.
       Информация  является необходимым условием успешного  функционирования рыночной экономики. Рынки товаров и услуг не могут  развиваться без достоверной  и полной информации о производителях, товарах, услугах, ценах, условиях продаж. Однако общероссийская информационная база товарных рынков еще находится на начальной стадии развития. Информационная инфраструктура рынка страны пока еще не замкнута в единую сеть, слабо развито горизонтальное взаимодействие, недостаточно сформированы информационные ресурсы для массового обслуживания предпринимателей и населения.
       Информационная деятельность, рассматриваемая, как "деятельность по подготовке, распространению, обмену и потреблению информационных продуктов и услуг" превратилась в важнейший элемент рыночной инфраструктуры современного общественного производства и в качестве части информационного сектора признается одним из важнейших элементов, определяющих динамику развития современного постиндустриального общества.  
Уровень развития информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов не только оказывает существенное влияние и во многом определяет степень зрелости рыночных отношений в развитых странах и успехи России на пути построения рыночной экономической системы, но и, одновременно, выступает фактором, который способствует уходу от рынка в область нового типа экономических отношений, формированию постиндустриального общества.  
Информация и ее доступность в обществе в форме информационных услуг и продуктов определяет уровень деловой активности и результаты устойчивого развития и благополучие государства.

       Свободное распространение информации на рыночных основах в недалеком прошлом не рассматривалась как органически необходимая часть для развития процессов информационного обслуживания общества, обеспечения устойчивого развития процессов его информатизации и перехода на новую ступень экономического развития. В связи с этим необходимость исследования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов во многом определяется и задачами современного этапа становления рыночных отношений в России, которые отличаются значительной сложностью. Новые условия хозяйствования, новые отношения в процессах обмена и распространения информационных продуктов и услуг, развитие информационных технологий и телекоммуникационных сетей и необходимость определения направлений, обеспечивающих устойчивое развитие России и ее интеграцию в мировой информационный рынок, требуют экономической характеристики особенностей процессов формирования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов в России.
       В связи с этим актуальность проблемы исследования определяется следующими условиями:
       - информационный ресурс в современных  условиях становится одним из  самых важных и дорогих;
       - информационные технологии с  развитием компьютерных и сетевых  систем становятся доминирующими;
       - региональный рынок информационных  услуг находится в самом начале  своего развития, что требует  специальных исследований;
       - информационные технологии во  многом определяют динамику социально-экономического  развития регионов.
       Исходя  из чего, можно сказать, что изучение роли информационных технологий в рыночных условиях носит актуальный характер, поэтому в работе делается попытка  раскрыть содержание рынка информационных товаров и услуг и даётся оценка особенностей функционирования информации в условиях современного рынка.
       Развитие  представлений об информации как  экономическом ресурсе общества связано с работами И. Шумпетера, который ввел в экономическую  теорию понятие нововведения - фактора  нарушающего равновесие, Ф.А. Хайека, определившего информацию как производственный ресурс, А.И. Анчишкина, рассматривавшего информацию как часть непроизводственных ресурсов. 
С появлением теорий перехода к постиндустриальному, ноосферному, информационному обществу ключевыми становятся понятия «информация», «информационные ресурсы», которые вводятся в экономический анализ с точки зрения философии или теории информации. Это работы таких ученых как А.И. Ракитов, А.Д. Яглом, Г.Р. Громов, А.П. Суханов, и др.  
Отечественные экономисты Д.Г. Плахотная, А.И. Московский, А.И. Аузан, Р.Т. Зяблюк, Р.И. Цвылев и другие исследуют природу информационного продукта и информационного ресурса в экономике.1

       Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
       Исходя  из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
       - обосновать информацию как экономический  ресурс;
       - охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
       - раскрыть особенности функционирования  информационных систем технологий в условиях рынка.
     Методологической  основой исследования явились труды  В.В. Брежневой, В.Л. Тамбовцева, А.И. Ракипова, К.А. Багриновского, Е.Ю. Хрусталева.
       Объектом  исследования является рынок информационных товаров и услуг. Предметом исследования выступает совокупность организационно- экономических отношений складывающихся в процессе формирования, функционирования и развития рынка информационных товаров и услуг.
       Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества

       § 1. Информационные ресурсы как экономическая категория

       Информационные  ресурсы - новая экономическая категория. Информационные ресурсы являются субъектами отношений их собственников - физических, юридических лиц и государства. Эти отношения требуют обязательной правовой поддержки. Нарушение принципа соответствия приведет к краху благих намерений в развитии информатики. Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации”  является определенным гарантом этого  соответствия. Закон регулирует отношения, возникающие при формировании и  использовании информационных ресурсов. Эти вопросы должны найти дальнейшее отражение в нормативных актах, принимаемых на федеральном и  региональном уровнях.
       Информационные  ресурсы определены законодателем (государством) как элемент состава  имущества и находятся в собственности  граждан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, государства. Исходя из этого, отношения  по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством  Российской Федерации. Информационные ресурсы включаются в состав имущества  их собственников и могут быть товаром. Это важнейшее свойство предполагает наличие соответствующего рынка информационных ресурсов.
       Государство, как орган власти, несет определенные обязанности в сфере формирования информационных ресурсов. Эти обязанности  государства реализуются в государственной  политике, направленной на создание условий  для эффективного и качественного  информационного обеспечения решения  стратегических задач социального  и экономического развития Российской Федерации. Существенно важными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
    формирование и защита государственных информационных ресурсов;
    обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
    создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.
       В состав информационных ресурсов России входят:2
    государственные информационные ресурсы;
    негосударственные информационные ресурсы, из них:
    информационные ресурсы органов местного самоуправления;
    информационные ресурсы предприятий, организаций, прочих хозяйствующих субъектов, объединяемых общим понятием “юридические лица”;
    информационные ресурсы, собственниками которых являются отдельные индивидуумы - физические лица.
       Государственные информационные ресурсы формируются  в соответствии со сферами ведения  и разделяются на:
    федеральные информационные ресурсы;
    информационные ресурсы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации;
    информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
       Основу  информационных ресурсов всех видов  составляют информационные фонды. Информационные фонды формируются их держателями  в различной форме. Специализированными  держателями информационных фондов являются архивы, библиотеки. Формирование и ведение в них информационных фондов ведется в основном с использованием технологии, ориентированной на бумажные, фото и другие “твердые” носители информации.
       Применение  электронных образов информации и связанных с этим новых информационных технологий привело к использованию  таких форм информационных фондов как  базы данных. Определение базы данных дается в Законе “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (от 23.09.92 № 3523-1). Он определяет базу данных следующим  образом: “База данных - это объективная  форма представления и организации  совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким  образом, чтобы эти данные могли  быть найдены и обработаны с помощью  ЭВМ”. Для разработчиков информационных систем, возможно, более приемлемым является более простое определение, база данных - поименованная совокупность взаимосвязанных данных, находящихся  под управлением систем управления базами данных (СУБД). Там же СУБД определяется как совокупность языковых и программных средств, обеспечивающих выполнение процедур, связанных с организацией хранения данных, их корректировки и доступа к ним.
       В настоящее время в России существует несколько тысяч баз данных. Сбор, систематизацию и анализ сведений о  существующих в России базах данных осуществляет научно-технический центр  “Информрегистр”. НТЦ “Информрегистр” предоставляет заинтересованным пользователям информационные услуги по поиску и обработке сведений о существующих базах данных, поиск по тематике баз данных, их владельцам и другим параметрам.
       Одной из важнейших проблем при формировании информационных ресурсов различного уровня является проблема их соответствия информационным потребностям пользователя. Проведение конкретного обследования является трудоемким и дорогостоящим процессом, однако, без соответствующих исследований практически нельзя решить ряд существенных вопросов. Например, таких как:
    состав и назначение информационных фондов;
    режимы информационного обслуживания;
    рациональное распределение функций между внутренними (собственными) и внешними источниками информации;
    рациональное сочетание между государственными и негосударственными (независимыми) источниками информации;
    рациональное использование случайных (нерегламентированных) информационных потоков, например, писем и обращений граждан, организаций и т.п.
       На федеральном уровне практически все государственные органы власти и управления имеют в той или иной степени развитые информационные системы для формирования и поддержки информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование этих органов. В исполнительной власти формирование организационных структур, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, шло одновременно со становлением новых институтов власти в России с 1991 года и ранее.
       К настоящему времени сложилась структура  информационных потребностей федеральных  органов управления России. Информационные фонды, составляющие информационные ресурсы  обеих ветвей органов власти в  значительной мере перекрываются, поскольку  используют одни источники информации. Кроме того, в настоящее время в федеральных органах, особенно законодательных, для обеспечения информационных запросов пользователей, начали широко использоваться информационные ресурсы зарубежных стран, в частности зарубежных парламентских исследовательских структур, Библиотеки Конгресса США, доступ к которым обеспечивается через международные сети передачи данных (INTERNET).
       Формирование  и использование информационных ресурсов органов государственной власти в регионе характеризуется видоизменением вертикальных и горизонтальных связей. Потоки информации по вертикальным связям с федеральными органами власти и управления, несмотря на тенденцию сокращения директивной и отчетной информации не только не ослабевают, но и интенсифицируются за счет увеличения потоков правовой, нормативной и другой конъюнктурной информации, предоставляемой различными держателями на коммерческой основе.
       Горизонтальные  связи между регионами и субъектами хозяйствования существенно расширяются. Эти изменения предопределяют наличие  совершенно новых потоков информации, их смыслового содержания. Информационные системы органов государственной  власти в регионе, создаваемые на базе информационных ресурсов региона, должны рассматриваться как основной инструментарий создания и реализации механизма управления регионом.
       Порядок формирования информационных ресурсов органов государственной власти в регионе охватывает решение  следующих вопросов:
    определение специфики формирования информационных ресурсов органов государственной власти в регионе,
    создание правовой основы формирования и использования информационных ресурсов в регионе;
    формирование инфраструктуры (в первую очередь телекоммуникации и связи);
    создание систем информационного мониторинга;
    создание систем, обеспечивающих информационные потребности пользователя-гражданина, предприятия или объединения, государственного органа.3
       Информационные  ресурсы органов государственной  власти формируются на основе информации, предоставляемой ее собственниками (хозяйствующими субъектами, организациями  и общественными объединениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, информационными  системами местного самоуправления) непосредственно или через посредника (информационные агенства), территориальными структурами федеральных ведомств, расположенными на территории; мониторинга  состояния объектов исключительного  и совместного ведения региона  как субъекта Федерации с органами власти Российской Федерации.
       Имеется специфика в формировании информационных ресурсов органов государственной  власти субъектов Федерации. Органы государственной власти в пределах своей компетенции и полномочий, переданных на основании договора от федеральных органов, формируют  информационные ресурсы, определяют режим  их хранения и использования, максимально  эффективно используют их сами; предоставляют  другим пользователям и в соответствии с установленными правилами предоставляют  информацию в федеральные системы. Кроме того, имеются особенности  условий, в которых функционируют  государственные органы власти в  области и которые оказывают влияние на состав и структуру информационного ресурса, конкретные пути создания инфраструктуры и информационного мониторинга. Эти особенности определяются как общим уровнем развития территории как социально-экономической системы, так и уровнем развития базовых отраслей экономики, инфраструктуры связи, научного потенциала.
       Отношения, возникающие при формировании и  использовании информационных ресурсов, должны регулироваться соответствующим  законодательством. Особую важность имеет  задача формирования развитой законодательной  и нормативно-правовой системы регионального  уровня, сопряженной по всем более  высоким уровням в единую правовую систему. Необходимо нормативно урегулировать  информационное взаимодействие всех субъектов  региона, включенных в различные  информационные потоки, должны быть обеспечены их правовая сопряженность и соподчиненность  в системе конкретной реализации объявленных Федеральным Законом  прав и обязанностей собственников  информационных ресурсов. При этом крайне важно в рамках Федерального Закона конкретизировать отношения  субъектов, участвующих в информационных процессах на региональном уровне, региональным нормативным актом.
       Рассматривая  информационные ресурсы государственного органа власти в субъекте Российской Федерации как одну из составляющих информационных ресурсов субъекта Федерации (региона) в целом необходимо отметить, что он (информационный ресурс) является важнейшей структурной подсистемой  в информационной системе управления субъекта Российской Федерации. Если назначение информационной системы состоит  в предоставлении ее пользователям (органам или лицам, принимающим  решения) данных, обеспечивающих принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы и есть предмет труда, который, проходя  через технологические процедуры, опосредованный персоналом, должен быть преобразован в данные для подготовки и принятия управленческих решений.

       § 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации

       Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
    задача государственного управления;
    обеспечение прав и безопасности граждан;
    поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, образования и т.д.
       Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто информационными, поскольку их главной задачей  является формирование государственных  информационных ресурсов. В число  этих органов входят Министерство культуры РФ, Государственный комитет по статистике (Госкомстат), Государственный комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет). В Российской Федерации существует несколько видов государственных информационных ресурсов.
       1. Информационные ресурсы библиотечной сети России.
       Библиотечная  сеть России насчитывает около 150 тысяч  библиотек и включает:
    публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
    систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
    информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
    библиотечную сеть высших учебных заведений России;
    сеть медицинских библиотек;
    сеть сельскохозяйственных библиотек;
    другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).
       Информационные  ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных  принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с  этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная  общедоступная библиотека.
       На  фоне усиливающейся децентрализации  и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются  в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и  культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого  развития их информационных функций, аккумулирования  сторонних и создания собственных  информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым  информационным сетям. Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ", реализуемой под эгидой Минкультуры России.
       Одним из наиболее перспективных путей  поддержания и развития библиотечной сети является активное использование  для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.
       2. Информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации.
       Важнейшим условием эффективного использования  информационных ресурсов государственных  архивов является наличие качественного  научно-справочного аппарата, создаваемого как в традиционном, так и в  автоматизированном виде, обеспечение  его доступности для всех категорий  пользователей. С составом и содержанием  хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью  справочников о фондах. Ежегодно в  России издается 10-12 таких справочников, к настоящему времени российскими  архивистами издано около 300 справочников. Свыше 80 справочников издано в 1992-1997 гг., часть из них имеют электронные  аналоги. В государственных архивах ведутся 420 баз данных о составе и содержании документов. Их общий объем составляет в настоящее время 5289 Мб.
       3. Государственная система научно-технической информации.
       В состав ГСНТИ входят федеральные  органы научно-технической информации (НТИ) и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ, региональные центры НТИ. К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся более 30 организаций информационного профиля.
       Основной  принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники  федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование  потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. Важной составной частью ГСНТИ являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение "Росинформресурс" - специализированную федеральную информационную сеть с общей телекоммуникационной средой и единым информационным ресурсом.
       Основной  продукцией крупнейших центров НТИ  и одновременно основой информационных ресурсов всей системы органов НТИ, а также важнейшей составляющей информационных ресурсов любых научных  и научно-технических организаций  являются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические  указатели, экспресс-информация, сигнальная информация, обзорно-аналитическая  информация. Всего выпускается около 400 реферативных и библиографических  изданий (из них 312 - ВИНИТИ). Ряд этих изданий формируется в электронной  форме, подготавливаясь на основе баз  данных ведущих органов НТИ федерального уровня.
       4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.
       Информационные  ресурсы Государственной системы  статистики включают:
    информационные фонды по отраслям статистики;
    информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);
    статистическую информацию первичных отчетов.
       Информационные  ресурсы регионального уровня формируются  региональными комитетами государственной  статистики на основе средств электронной  обработки данных с последующей  загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики. На федеральном  уровне обеспечивается формирование информационных ресурсов, характеризующих макроэкономические показатели и экономические балансы, основные показатели деятельности отраслей экономики, институциальные преобразования в экономике и развитие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, трудовые ресурсы, заработную плату и занятость населения, финансы, внешнеэкономическую деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрана окружающей среды, социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, статистическую информацию федеральных органов исполнительной власти.
       Основной  формой распространения статистической информации является публикация статистических сборников и пресс-выпусков для  средств массовой информации. Для  распространения содержащихся в  БГД статистических публикаций в  электронном виде Госкомстат России отрабатывает три направления: на основе собственных телекоммуникационных средств, через сеть Интернет, на CD-ROM. Информация, предоставляемая Госкомстатом России, является основой для формирования значительной части информационных ресурсов органов государственной власти.
       5. Государственная система правовой информации.
       В соответствии с Президентской программой "Правовая информатизация федеральных  органов государственной власти", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808, задачи сбора, обработки, хранения, анализа  правовой информации и организации  ее использования возложены на Минюст России.
       Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах  Российской Федерации созданы учреждения Минюста России - центры правовой информатизации (ЦПИ).
       К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:
    комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) "ФОНД", содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.;
    база данных действующего российского законодательства "ЭТАЛОН", содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции;
    фонды правовых актов на бумажных носителях;
    Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;
    база данных судебной статистики.
       Значительные  ресурсы правовой информации имеются  в ФАПСИ. Фонд правовой информации ФАПСИ  представлен шестью информационно-справочными  системами:
    "Банк правовых актов",
    "Электронное собрание законодательства Российской Федерации",
    "Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации",
    "Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации",
    "Банк правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк ведомственных правовых актов".
       6. Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.
       Особый  характер и значение имеют информационные ресурсы органов власти и управления. Здесь имеются две схемы формирования информационных ресурсов:
    централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней, осуществляемое ФАПСИ;
    самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов - федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.
       Система централизованного информационного  обеспечения базируется на использовании  крупных политематических информационных ресурсов, включающих: фонд социально-экономической  информации о Российской Федерации  и ее регионах, фонд информации о  чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и фонд правовой информации. Основными источниками  информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом  России и др.), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений  Конституционного Суда, вестники и  бюллетени Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.
       7. Информационные ресурсы отраслей материального производства.
       Основу  информационных ресурсов предприятий  и организаций отраслей материального  производства составляют электронные  массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и традиционные справочно-информационные фонды.
       Электронные массивы информации имеют 60% предприятий  гражданских отраслей промышленности, 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного  комплекса (АПК). Предприятия ОК (23% от общего количества предприятий) используют 46% и создают 51,4% от суммарного количества электронных массивов информации. Почти  все массивы (93%) они формируют  самостоятельно. Предприятия АПК (46,4% от общего количества предприятий) используют 16% информационных массивов и создают не более 10% от их суммарного количества. Половину используемых массивов они формируют сами.
       8. Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.
       Основным  содержанием деятельности большого числа государственных организаций, относящихся к различным ведомствам, являются исследование разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбор и анализ данных о них. Требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах  обычно весьма высоки, также как  и стоимость, и трудоемкость выявления  и сбора этих сведений. К тому же такая информация многообразна и  часто трудно сопоставима.
       Проблема  сопоставимости разнообразной информации о природных объектах может быть частично преодолена за счет возможности  ее естественной пространственной привязки на основе географических информационных систем (ГИС). Работы по созданию ГИС  возглавляет Роскартография, которая  руководит всеми топографо-геодезическими и картографическими работами в  стране. Значительную часть работ  ведут российские университеты. ГИС  разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских  институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях. За последние 5 лет  появилось довольно много коммерческих фирм, занимающихся цифровым картографированием и ГИС в целом. В основном сложился небольшой, но быстро развивающийся  рынок российских ГИС-продуктов.
       В то же время разнообразие задач, для  решения которых необходима информация о природных ресурсах и явлениях, разнообразие самих описываемых  объектов, процессов и подходов к  отображению информации о них  не позволяют говорить о множестве  информационных ресурсов данной группы как о единой системе. В настоящее  время информация о природных  ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких (не всегда четко организованных) отраслевых системах и секторах информационной сферы.
       Наиболее  крупной из этих систем является создаваемая  в МПР России Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в  составе:
    Всероссийских геологических фондов - Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
    Государственного банка цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России - Главный научно-исследовательский и информационно-вычислительный центр, 9 специализированных и 11 региональных информационных компьютерных центров с филиалами;
    банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) - государственный, региональные (3) и территориальные (57) центры ГМГС;
    музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.
       9. Информационные ресурсы социальной сферы.
       Уровень развития информационных ресурсов в  значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных  информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении  и образовании.
       Специализированными информационными организациями  Минздрава России являются:
    Государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению),
    Информационно-аналитический центр Минздрава России,
    Информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов Российской Федерации,
    НПО "Медсоцэкономинформ".
       Основой системы информационных ресурсов в  области образования традиционно  являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
    создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России;
    создание Федеральной университетской сети RUNNet.
       В других отраслях социальной сферы (занятости  и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и  т.д.) информационные ресурсы создаются  и используются непосредственно  в функциональных организациях соответствующих  ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для  внутриведомственного справочно-информационного  обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию  информационных ресурсов социальной сферы  недостаточна. Несмотря на то, что все  отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями  различных служб ограничено. Также  узок спектр информационных услуг для  населения. Таким образом, создается  парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной  широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения. 4
       10. Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.
       К наиболее крупным государственным  информационным ресурсам в данной сфере  относятся:
    базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, Реестр паспортов импортных сделок, Реестр страховых организаций России (Минфин России);
    Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России);
    Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России);
    базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
    базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России);
    базы данных "Налоговая отчетность", Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам);
    данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России);
    фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.
       Исходя  из вышесказанного видно, что в условиях формирования рыночной экономики информация становится экономическим ресурсом, поэтому информационные ресурсы представляют собой важнейший фактор современного развития рынка информационных товаров и услуг. Состав информационных ресурсов определяется статусом владельца. Государственные информационные ресурсы, составляющие объект нашего исследования, подразделяются на информационные ресурсы библиотечной сети, органов государственной власти и местного самоуправления, отраслей материального производства, социальной сферы, сферы финансов и внешнеэкономической деятельности, архивного фонда, Государственной системы статистики, Государственной системы научно-технической информации, Государственной системы правовой информации, информация о природных ресурсах, явлениях, процессах. В современных условиях рынок информационных ресурсов значительно расширился, что повысило роль общества в процессе постоянного учета и оценки имеющихся ресурсов.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Современное состояние и структура
       рынка информационных продуктов  и услуг 
       § 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях
       Информационные  ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает  его собственное представление  о конкретной предметной области, для  которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического  свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
       Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
       Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
       В современном мире библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
    предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
    выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
    получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
    организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);
    выдача результатов исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
       Информационные  услуги возникают только при наличии  баз данных в компьютерном или  некомпьютерном варианте. База данныхсовокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных, и соответственно расширяется круг информационных услуг. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
       Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
    справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
    полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
    числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
    текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
    финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
    юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
       Исходя  из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг  представлена ниже.5
 

       Выпуск  информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических  и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
       Ретроспективный поиск  информации – это целенаправленный поиск информации в базе данных по заявке пользователя и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
       Предоставление  первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
       Традиционные  услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей, подготовку переводов текстов.
       Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг, благодаря:
    все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
    высокой оперативности предоставления услуг;
    возможности отказа от собственных информационных систем.
       Традиционно основными пользователями услуг  дистанционного доступа к базам  данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция  к существенному увеличению числа  индивидуальных пользователей.
       Услуги  дистанционного доступа к базам  данных можно классифицировать следующим  образом:
      непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
      косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
      услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
      регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
       Подготовка  и оказание информационных услуг:
    связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
    и обработка данных в вычислительных центрах;
    программное обеспечение;
    разработка информационных систем;
    разработка информационных технологий.
       В ходе исследования проблем информационного  обслуживания в информационно-библиотечной деятельности В.В. Брежнева предлагает типологию информационных продуктов и услуг, оказываемых в библиотечной сфере:6 

Типы  продуктов и услуг Виды  информационных продуктов  и услуг
Информационные  продукты и услуги, предоставляемые  в результате документного обслуживания Адресные справки Предоставление  во временное пользование (на абонементе или в читальном зале) документов из фонда
Предоставление  в постоянное пользование (скачивание) документов из полнотекстовых БД
Электронная доставка документов (ЭДД)
МБА
Информационные  продукты и услуги, предоставляемые  в результате библиографического обслуживания* (библиографическая  информационная продукция)
Устные справки:
    на уточнение библиографического описания
    тематические
Библиографические пособия (указатели, списки литературы, БД):
    тематические и проблемно-тематические
    новых поступлений
    биобиблиографические, трудов организаций
    страноведческие, краеведческие
Тематические  подборки
Библиографические и реферативные обзоры
Списки  цитируемой литературы
ИРИ (избирательное  распространение информации)
Информационные  продукты и услуги, предоставляемые  в результате фактографического  обслуживания (фактографическая  информационная продукция)
Фактографические  справки Фактографические  БД, справочники, досье (адресно-фирменные, биографические, ценовые)
Бизнес-справки
Пресс-клиппинг/мониторинг прессы (дайджесты прессы, новостные  ленты / бегущая строка, персональные газеты)
Информационные  продукты и услуги, предоставляемые  в результате проведения информационных исследований ДОР (дифференцированное обеспечение руководства) Тематические  аналитические обзоры
Отчеты  о результатах библиографических  исследований (рубрикаторы перспективных  направлений, атласы (карты) фронта научных  исследований и т. д.)
Отчеты  о маркетинговых исследованиях
Отчеты  о патентных исследованиях
Тексты  выступлений и доклады для  руководителей
Отчеты  по результатам коммуникативного аудита
Экспертные  системы
Консалтинговые  услуги (консалтинг)
Комплексная информационная продукция Выставки, презентации, ярмарки, бизнес-семинары, конференции, круглые столы, Дни информации, Дни  специалиста Профессиональные  клубы, клубы по интересам
Сайты, тематические порталы
 
Консультационные  услуги
Обучение пользователей, консультации по поиску в сетевых  ресурсах, фонде и СПА Подготовка  информационной продукции, облегчающей  навигацию в сетевых ресурсах, фонде и СПА (коллекции ссылок, путеводители, листовки, закладки, плакаты, указатели и т. д.)
Дополнительные (сопутствующие) услуги Ксерокопирование  и сканирование документов, перевод  файлов в другой формат Прием заказа по телефону, факсу, электронной  почте
Аренда  компьютеров
Организация Интернет-кафе
Продажа канцелярских принадлежностей и  др.
 
       Примечание: Расширенный перечень библиографической продукции см. ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения, раздел 3.3.2. Библиографическая продукция 

       Предложенная  типология может быть использована для разработки номенклатуры информационных продуктов и услуг, предлагаемых конкретной библиотекой или информационной службой. Товарная номенклатура ? совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых пользователям конкретным производителем. Под товарным ассортиментом понимается группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их приобретают, или по характеру каналов их распределения. Рассмотрим эти определения применительно к информационно-библиотечной деятельности. В качестве товара выступают отдельные виды информационной продукции тематические подборки, адресные справки, консультации библиографа, выдача литературы на абонементе и т. д.
       В соответствии с предложенной типологией, можно выделить следующие ассортиментные группы:
    информационные продукты и услуги, являющиеся результатом документного обслуживания;
    информационные продукты и услуги, являющиеся результатом библиографического обслуживания;
    информационные продукты и услуги, являющиеся результатом фактографического обслуживания;
    информационные продукты и услуги, являющиеся результатом информационных исследований;
    комплексная информационная продукция;
    консультационные услуги;
    сопутствующие услуги.
       Таким образом, товарная номенклатура весь спектр информационных продуктов и услуг, предоставляемых конкретной библиотекой или информационной службой.
       При разработке и обосновании товарной номенклатуры, важно учитывать:
    специфику информационных потребностей своих пользователей;
    наличие готовой информационной продукции;
    свои ресурсные возможности (сильные и слабые стороны);
    стадии жизненного цикла продукта или услуги и другие факторы.
       В сфере информационно-библиотечной деятельности (как и в любой  другой) принципиально новые продукты и услуги появляются не так уж часто, в основном прослеживается тенденция  к совершенствованию уже имеющихся (традиционных) за счет использования  новых информационных технологий, расширения ресурсной базы, интеллектуализации информационной деятельности, учета  ужесточающихся потребительских требований.  

       § 2. Рынок информационных продуктов и услуг и его структура
       Рынок информационных продуктов и услуг система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
       Поставщиками  информационных продуктов и услуг  могут быть:
    центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
    центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
    службы телекоммуникации и передачи данных;
    специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
    коммерческие фирмы;
    информационные брокеры.
       Потребителями информационных продуктов и услуг  могут быть различные юридические  и физические лица, решающие задачи.
       С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно–технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
       С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
       Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80–х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
       Совокупность  средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
       В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка  информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:7
    Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации (Internet, гипертекстовая среда, электронная почта).
       Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке (закон "Об информации, информатизации и защите информации", закон "Об авторском праве и смежных правах", закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", закон " О правовой охране топологий интегральных схем").
    Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию ("Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций").
    Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
       В России в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем следующее толкование этого понятия.
       Инфраструктура информационного  рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе В.Л. Тамбовцева предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
    научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
    объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
    услуги образования – все виды обучений;
    управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
    бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.8
       В этой инфраструктуре, по мнению некоторых исследователей, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
    технический – вся аппаратно–техническая база информатики;
    программный – все программные продукты информатики;
    коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.9
       Представляется  наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в работе А.И. Ракипова,10 который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис, 1.2).
       Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
       1–й  сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
    биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
    статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
    коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
       2–й  сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:
    профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
    научно–техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
    доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
       3–й  сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:
    новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
    потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
    развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
       4–й  сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
       5–й  сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
    программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
    технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
    разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
    консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
    подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
       В каждом секторе может быть организован  любой вид доступа:
    непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
    дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
 
       
       Рис. 1.2. Сектора информационного рынка
       Информационный  рынок, несмотря на разные концепции  и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи и обмена выступают информационные системы, технологии, инженерно-технические услуги и прочие виды информационных ресурсов. 

       Глава 3. Информационные системы и технологии
       § 1. Виды информационных систем
       Предприятие как организационная система  имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.
       Информационное  обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы. Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом,  предприятием, корпорацией. Подсистема — относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.11
       Информационная  система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация  управляется неэффективно, то никакая  информационная технология ей не поможет.
       В информационной системе, также как  и в организации, необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.2). Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.
       Обмен информацией в организации можно  улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного  обмена, развертывать системы сбора  предложений, печатать материалы информативного характера для использования  внутри организации. С помощью информационных систем можно планировать объем  работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Классифицировать  информационные системы можно по различным признакам. В отечественной  литературе по информационным системам управления  ИС классифицируют обычно по следующим признакам:12
      по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);
      по степени интеграции (локальные, интегрированные);
      по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);
      по уровню управления (информационные системы  управления предприятием, корпорацией, отраслью);
      по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством).
       Более подробно мы будем рассматривать  информационные системы по уровню управления предприятием. Эти системы наиболее широко распространены в практике управления предприятиями и корпорациями.
       
       Рис.3 .Типы информационных систем 

       В зарубежной литературе также отмечается, что, так как имеются различные  интересы, особенности и уровни управления в организации, то существуют и различные  виды информационных систем. Рассмотрим рис.2.
       В организации выделяют следующие  уровни:
      эксплуатационный;
      уровень знаний;
      тактический уровень;
      стратегический уровень.
       Также выделяют функциональные подсистемы: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.