На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные классификации политических режимов в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Основные классификации  политических режимов в современном  мире
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие  «политический режим»……………….……………………………………..5
2. Классификация  политических режимов……………………….……………………..8
2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11
2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15
2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17
3. Политический  режим России ………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….............25
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список  использованных источников…………………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………………..32 

     Введение       

     Проблемы  политической жизни государства  всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства. В своем многообразии сами государства очень не похожи друг на друга: от демократических до деспотических, - они различаются, в первую очередь, совокупностью используемых ими приемов и методов осуществления власти, обуславливающей множество других отличий.
     Государство и право – это сложные, но взаимосвязанные  явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе реализации наших прав, свобод и обязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют, и какова их внутренняя природа. Для человека, не являющегося юристом это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что представляет собой государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.
     Учитывая  сказанное, можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться  ближе с механизмом взаимодействия и функционирования государства  и права, а точнее осветить основные политические режимы в современном  мире. Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим является важнейшей составной частью политического режима существующего в обществе.
 «Он  является наиболее динамичной  составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической, социально – политической среде, в частности, в соотношении социально – классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства»1.
        Политический режим – понятие  более широкое, поскольку включает  в себя методы государственного  властвования и характерные способы  деятельности негосударственных  политических организация (партии, движения).
       Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Венгеров А.Б.,
Марченко  М.Н., Петров В.С., Лазарев В.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством. Целью автора является знакомство и обобщение известной литературы касающейся политических режимов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
_____________________
1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зеркало, 1997. С.98

     Основная  часть

    Понятие политический режим
                        
         Термин «политический режим»  появился в 1960 – 1970гг. В юридической  литературе отсутствует единый  подход к пониманию термина «политический режим». Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.
Некоторые авторы считают, что политический режим  является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В.С. Петров вводит термин «политический режим» в триаду формы государства.
Понимая так форму государства, он дает определение  ее трех элементов:
«Форма  правления – это организация  верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и  принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма государственного устройства – это  административно – территориальная и национально – государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.
Политический  режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».
Другие  авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. «Под формой государства понимается  в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».
Первая  точка зрения стала ведущей в  теории государства и права.
Необходимо  заметить, что при характеристике формы того или иного государства полный ответ можно дать лишь тогда, когда мы рассматриваем форму государства, учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует, что без рассмотрения политического режима нельзя до конца понять форму того или иного государственного образования.
«С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием».
        По определению Юридического словаря, политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».
Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. Так  в рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга.
«В отличие  от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивающих привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев».
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свою форму».
По учению Платона, появление частной собственности  ведет к тимократии, т.е. господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито – спартанский  тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в  олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Именно демократию Платон считал одной из «испорченных» форм государства. И наконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность – тиранию». Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».
     Античный философ Аристотель  – учение Платона, имел свои  взгляды. Он делил государства  «по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды)».
      В современном мире можно говорить  о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. «О  характере режима, существующего  в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:
-    способы и порядок формирования  органов государственной власти;
- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
- степень  гарантированности прав и свобод  граждан;
- роль права в жизни общества и решении государственных дел;
- место  и роль в государственном механизме  армии, полиции, контрразведки,  разведки и других аналогичных  им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно – политической жизни,  в управлении государством;
- основные  способы разрешения возникающих  в обществе социальных и политических  конфликтов».
      Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующее определение:
политический  режим – это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

     2. Классификация политических режимов

 
     Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым  можно провести классификацию:
     по  тому, в чьих руках  власть
     по  тому, как эта власть используется
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д..
 Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом.
Эта идеология  соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными  органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы.
В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или  коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
         «Один из критериев определения  вида политического режима является  правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной ответственности органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые осуществляются за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера. Политический режим, как правило, всегда является политико – правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых и антиправовых формах он предстает перед исследователем.
Именно  конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных  актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
Вывод о неразрывной связи политического  режима и его правовой формы, подкрепленной  историческим анализом и теоретическим  рассуждениями в рамках современного социального значения, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства государства)».2
 Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан – с другой. В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом, тип легитимности, способы урегулирования конфликтов.  
 
 
 
 
 
 

_____________________
2 Теория государства и права: учебник для вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.

     2.1. Демократический  политический режим

 
         В переводе с греческого «демократия»  означает «власть народа». Более  развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном – правление народа, избранное народом и для народа.          
«Собственно демократический режим – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством».3
     «Среди теоретиков режимов также  нет полного единства в том,  что следует понимать под демократической  формой правления. Однако большинство  исследователей склонно проводить  принципиальную грань между традиционно - греческой и современной, или либеральной формой демократии. Греческая (или античная, прямая,  также полисная – существует множество различных терминов) демократия несомненно допускает прямые и равные выборы правителя.
     Такая демократия мало чем напоминает современную, отличительное свойство которой – либерализм, проявляющийся в уважении и легитимной защите прав оппозиции, прав на выражение и отстаивание мнения тех, кто в настоящий момент находится в меньшинстве, права ставить под сомнение правильность курса действующего правительства и отстаивать необходимость альтернативной политики. Особенностью отражающей специфику современной демократии является – возможность участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современной демократии. Таким образом, в отличии от античной, современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно.  

_____________________
3 Теория государства и права: учебник для вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.
Либерализм  современной демократии может быть пояснен с помощью выявления  универсальных характеристик демократического устройства, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и волеизъявления оппозиции. А. Пшеворский выделил шесть таких характеристик:
    Существование и организация конфликтующих интересов, означающие, в частности, что: а) для защиты своих интересов могут формироваться самые различные группы; б) эти группы имеют гарантированный доступ к политическим институтам; в) соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение участники игры не лишаются права на ее продолжение.
    Развитие и разрешение конфликтов осуществляется в согласии с правилами, которые определены заранее, являются ясными и доступными для всех участников. В этих правилах определяются: а) особенности допуска к процедуре политического участия; б) возможные направления деятельности, совокупность которых представляет собой признаваемые стратегии поведения; в) критерий, позволяющий ограничить сферу действия конфликта.
    Некоторые направления действий исключены в качестве возможных стратегий, как например, постоянное обращение к использованию физической силы. Использование силы регулируется правилами, специально предусматривающими те случаи, в которых это может допускаться. Тем не менее физическая сила все же может быть использована, поэтому демократии могут испытывать чувство страха перед лицом возможности приобретения этой силой статуса независимости.
    Как и любая иная система, демократия стремится к стабилизации отношений, возникающих между действиями различных групп и результатами этих действий. Итогом этого стремления оказывается переплетение защищаемых различными  акторами стратегий. Но специфика демократии заключается в том, что здесь каждая группа обладает возможностью самостоятельного выбора стратегии, каждая из которых имеет индивидуальные и вполне осязаемые последствия.
    Поскольку каждый индивидуальный и коллективный участник имеет право выбора стратегий, ведущих к различающимся последствиям, результаты конфликта в условиях демократии до известной степени разнонаправлены. Нельзя сказать заранее, какой будет позиция участников в различных типах социальных отношений, включая и производственные.  В условиях демократии капиталисты далеко не всегда одерживают победу в конфликтах; им приходится вести постоянную борьбу для защиты собственных интересов. Одержать победу раз и навсегда оказывается невозможным. Даже занимаемое в политической системе положение не является гарантией преуспевания в будущем. Такое положение может обеспечить определенные преимущества в электоральной конкуренции, но не является достаточным, чтобы обеспечить перевыборы в будущем.
    Результаты демократических конфликтов не просто разнонаправлены. Они непредсказуемы, поскольку демократия предоставляет возможность реализации интересов каждой политической группе. Исходя из распределения экономических, идеологических и иных ресурсов, демократическое устройство определяет, у каких из этих интересов существуют наибольшие шансы быть удовлетворительными, у каких – средние а какие – удовлетворить будет почти невозможно».4
    В современных  демократических режимах важную роль играет стабильность. И важнейшим  условием стабильности является –  наличие в его распоряжении достаточных  материальных и духовно – психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного режима. В тоже время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы обладают способностью к самовозобновлению в рамках сложившейся системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, ей оказывается по силам задача проведения экономических и социальных реформ без существенного потрясения имеющихся норм и институтов.
     _____________________
       4 Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.:1995.
    Один  из наиболее распространенных примеров – Соединенные Штаты в эпоху  Ф. Рузвельта. «Социально ответственное  государство», впервые возникшее  в условиях самого «безответственного» в мире государственного устройства, произвело колоссальные перемены в функционировании экономики и самих структурах общественного мнения.
    Однако  система политической демократии при  этом не только сохранилась в своих  основах, но и получила новый толчок для последующего развития.
    Среди условий стабильности демократии правомерно выделить внутренние (экономические  и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним  условиям демократической стабильности вполне правомерно отнести наличие  такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможности вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. В зависимости от размеров и ресурсов страны, не связанных с характером политической системы и позволяющих ей противостоять потенциальному агрессору, как относительно благоприятные могут рассматриваться самые различные условия. Небольшие по своему размеру и ресурсам страны европейской демократии чувствовали себя относительно комфортно в условиях сложившегося во время «холодной войны» баланса сил мировых держав. Наоборот, сегодня такие страны, как Австрия и Германия, оказавшиеся в окружении модернизирующихся посткоммунистических стран, значительно в меньшей степени застрахованы от пограничных конфликтов, вспышек национализма и многих иных проявлений нестабильности.
          Экономические условия могут  отслеживаться по самым различным критериям. Это и показатель валового внутреннего продукта и социально – экономическое расслоение и рыночная организация экономики и многие другие экономические факторы.  

     2.2. Авторитарный политический  режим

 
        Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель их элитной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
         Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
    Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
    Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.
    Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.
    Господствующую  роль играют вертикальные, иерархическо – бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.
    Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.
    Относительно  независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
    В мировом  обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно – диктаторский (частное явление в странах Латинской Америки), конституционно – авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно – патриархальные, клерикальные и расистские режимы.
    Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.
    Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости.
    Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.