На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Республиканская форма правления. Понятия и признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                 ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                    ФАКУЛЬТЕТ «НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  специальности 030501 «Юриспруденция»
Тема: «Республиканская форма правления. Понятия и признаки». 
 
 

Выполнил: студент Маслюк А.В.
Проверил: доцент Лавриненко Н.И.
Дата сдачи  работы: «__»  февраля 2010 г.
Дата защиты работы: «__»  февраля 2010 г.
Оценка: ______________ 
 

Ростов-на-Дону                                                                                                                  2010  

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение 3
1. Республиканская форма правления. 5
1.1. Признаки республиканской формы правления 5
1.2. Виды республик. 6
1.2. Процесс передачи власти 14
2. Импичмент президенту 16
3. Российская федерация как смешанная республика 20
Заключение 22
Библиографический список 23
 


    ВВЕДЕНИЕ.
    Форма государства - одна из важнейших категорий  понятийного аппарата теории государства  и права. Она в значительной степени  обусловлена сущностью государства  и непосредственно связана с  главным вопросом политики - вопросом об организации государственной  власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную  организацию, принципы, способы образования  и взаимодействия органов государственной  власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное  затрагивает наиболее важные стороны  жизнедеятельности (функционирования) государства.
    Разнообразие  форм государства объясняется рядом  причин. В качестве основных среди  них можно выделить следующие:
    - исторические традиции развития национальных государств;
    - исторические особенности становления национальных государственностей;
    - реальное соотношение социальных сил в стране;
    - национальный состав населения страны;
    - менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
    - зарубежный опыт;
    - уровень жизни населения;
    - степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
    - роль мирового сообщества.
    Основными составляющими данной категории  являются такие понятия, как "форма  правления", "форма государственного устройства" и "политический режим".
    Формы государственного правления - это структура  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределения компетенции между  ними. Различаются две формы правления:
    - монархия (древневосточная, римская  централизованная, средневековая раннефеодальная,  сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);
    - республика (афинская демократическая,  римская аристократическая, спартанская  аристократическая, средневековые  города-республики, современные парламентские,  президентская, социалистическая).
    Для монархии (от греч. "monarchia" - единодержавие) характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.
    Республика (от лат. "res" - дело и "publicus" - общественный) - форма правления, при которой  в основе организации и функционирования высших органов государственной  власти лежат принципы выборности и  периодической сменяемости. Иными  словами, при республиканской форме  правления высшие органы государственной  власти либо избираются на определенный срок и к их избранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением. В данной курсовой работе попытаемся определить основные признаки республиканской формы правления, виды республик существующие сейчас, а так же поговорим о форме правления в Российской Федерации.
 


    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
      Признаки республиканской формы правления.
    Республика - это форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
    Общими  признаками республиканской формы  правления являются:
    1. Существование единоличного или коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
    2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.
    3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.
    4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
    5. Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.
    6. Обязательность решений верховной государственной власти.
   История становления республиканской формы  государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
    Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.
      Виды республик.
    Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
    - как избирается парламент;
    - как формируется правительство;
    - какой объем правомочий принадлежит  президенту.
    В большинстве современных республик  глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан  страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также  ограничена в зависимости от Конституции  - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских  функций (Австрия, Германия, Италия).
    В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических  государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и  в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют  все граждане страны. Однако и в  настоящее время в некоторых  странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х годов не имели  права голоса негры и мулаты.
    В республиках отменен институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рожденные на территории страны имеют гражданство.
    Однако  республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы президента либо происходят на безальтернативной основе. В тоже время  во многих государствах-монархиях  демократические институты широко распространены. И все же, в республиках  больше возможностей для развития демократии.
    Исторически сложились три основные разновидности  демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской). Но, наряду с этим, можно выделить советскую республику, исламскую  республику, народную республику.
    Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.
    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
    Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентских республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства  также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
    Глава государства в парламентской  республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики.
    Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу  личности; создает справедливые условия  человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К  парламентским республикам можно  отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
    Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.
    Наиболее  характерные черты президентской  республики:
    - внепарламентский метод избрания  президента и формирование правительства;
    - ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;
    - более широкие, чем в парламентской  республике, полномочия главы государства.
    Классической  президентской республикой считаются  Соединенные Штаты Америки. В  конституции США определено, что  законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре  государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через  коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих  к его партии.
    Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.
    Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; нередко представительствует в правительстве; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
    В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек  и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.
    Разновидностью  республиканской формы правления  является полупрезидентская, или смешанная  республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция  и др.). В государствах с такой  формой правления сильная президентская  власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность  одновременно перед президентом  и парламентом страны.
    История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости  централизации государственного управления в странах не только с большой  территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического  развития имеется в достаточной  мере. Следует заметить, что сильная  власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ  обладает очень большим объемом  властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.
    В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
    Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы  с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень  жизни населения находится на низком уровне.
    За  период с 1985 по 2004 г. средний темп роста  экономики Латинской Америки  составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах  Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки  в 90-х годах XX столетия, не позволили  решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%.1
    В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их "олицетворять нацию" (Конституция  Перу) или провозглашает "верховным  главой нации" (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует  всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы. В период внутренних беспорядков и межгосударственных вооруженных конфликтов он обладает широким кругом чрезвычайных полномочий.
    При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе  Программы развития ООН по Центральной Азии,
 
    Анатомия  семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми  проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
     

«президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной»1.
    В таких государствах при наличии  всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом  решения.
    В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически  стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. Как правило, назначение на руководящие должности в таких  государствах основывается прежде всего  на личной преданности кандидатов. Для удержания власти создается  система тотального централизованного  контроля за всеми сферами общественной жизни. Еще одной особенностью по вполне понятным причинам (притягательность к власти, страх перед возможным  юридическим преследованием) следует  считать проблему добровольного  ухода суперпрезидента с политической арены.
    По  оценкам специалистов, в мире насчитывается  более 130 глав государств, именуемых  президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность  переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время  находятся во главе руководства  страны. По состоянию на 2 марта 2005 года "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3
 
1. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).1
    В то же время региональные политические традиции в странах Латинской  Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания  Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии  сменилось по 30 глав государств, а  в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
    Нередко в ряде стран на высшие государственные  посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись  со следующей таблицей
    Президент Либерии Джонсон-Серлиф Элен, избрана 8 ноября 2005 г. 
    Президент Чили Бачелет Мишель, избрана 15 января 2006 г.
    Президент Финляндии Халонен Тарья, избрана 29 января 2006 г.
    Президент Ирландии Макализ Мэри, избрана 31 октября 1997 г.
    Президент Филиппин Макапагал-Арройо Глория, избрана 10 мая 2004
    Канцлер Гармании меркель Ангела, избрана 18 сентября 2005 г.2
 
 
 
 
 
__________________________________________________________________
1.Президенты  с самым большим стажем. Топ-10 // Коммерсантъ 2005. 2 марта
2.Васильева А. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля  

      Процесс передачи власти.
    Процесс передачи власти в государствах с  республиканской формой правления  также имеет свои особенности. В  странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в  строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес  в голосах победителя над проигравшим.
    Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в  Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская  коалиция усомнилась в объективности  и полноте подсчета голосов. После  дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный  кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока  во главе с Романо Проди. Такое  решение не вызвало негативной реакции  несогласной части избирателей.
    В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку  их проведения (Белоруссия в марте 2006 г.). Сценарии такого способа прихода  к власти разрабатывались и финансировались  из-за границы.
    Опыт  Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы  не только возможна, но является одним  из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации  механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность  пребывания высшего руководства  на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в  рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.
    Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в  марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Операция «Наследник» (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля. 
2. ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ.
   Исторический  опыт ряда государств свидетельствует  о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому  в качестве административно-предупредительной  меры, имеющей своей направленностью  не только недопущение, но при необходимости  и пресечение антиконституционных  действий, в государствах с республиканской  формой правления предусматривается  возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе  и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций  предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов или роспуском парламентов.
    Порядок объявления импичмента носит усложненный  процедурный характер. Временные  границы и последовательность действий определенных законом инициаторов  процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями  власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.
    По  обвинению в действиях, противоречащих интересам страны и не соответствующим  конституции были отстранены от занимаемых должностей: президент Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению  в коррупции); президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению  в присвоении государственных средств  и признанного физически и  умственно недееспособным); президент  Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президент Индонезии Абдуррахман  Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных  скандалов).
    В начале декабря 2003 г. специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную  историю связи президента страны Роландаса Паксаса с "русской  мафией", начала официальную процедуру  импичмента, сделав вывод о том, что президент не в полной мере независим и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны". 1
    31 марта 2004 г. Конституционный суд  Литвы в своем заключении признал  справедливыми три из шести  ранее сформулированных пунктов  обвинения в адрес президента:
    - грубо нарушил Конституцию страны, незаконно предоставив литовское  гражданство российскому предпринимателю  Юрию Борисову - главному спонсору  его избирательной кампании;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.