На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы сбора социальной информации (на конкретном примере)

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО «Калининградский Государственный  Технический Университет»
Кафедра социальных наук, педагогики и права. 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Тема: Методы сбора социальной информации (на конкретном примере) 
 

Выполнил  студент группы
КР.63.080301.Д.08.ПЗ
Букарев Николай Андреевич 
 
 

Контрольная работа сдана:                                 Контрольную работу проверил:
_____________(число,  месяц, год)                     Кретов Юрий Алексеевич 

К защите:____________ 
 

«Калининград  – 2010» 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………3
Глава №1. Метод опроса. Анкетирование ……………………………..4
Глава №2. Методы анализа документов                                                               и метод экспертной оценки……………………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………….15
Список  использованной литературы …………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Социология - наука, изучающая общество. Эта  наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.
     Социология  особенно важна в наше нестабильное время. Она должна помогать правящим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе, таком хрупком в последнее время. Все это более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы узнаем общественное мнение, уже будет ясно - что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше.
     А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора социологической информации?
     Ответ на этот вопрос и будет целью данной работы.
      Для сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящена эта контрольная работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава №1. Метод опроса.   

Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.
      Специфика метода состоит прежде всего в  том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
      Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса(1. с.52-54).
      Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или  интервьюеров, позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей  природе информацию.
      Однако, всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, связанное с особенностями  процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей. 
 
 
 

Анкетирование
Наиболее  распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
      При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
      Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
      Все вопросы можно классифицировать:
    по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
    по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
    по функции (основные и неосновные).
 
      Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
      Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
      Открытые  вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
     Полузакрытые  вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
      Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
      Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы)(2. с.41-46). 

     При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
    подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
    оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
     3)результирующий  этап – обработка полученной  информации 

Любая анкета включает в себя три основные части :
    вводную
    содержательную (основную) часть
    заключительную часть (паспортичку)
     Во  введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
     Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
     Особое  значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
     Содержание  анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).
Почтовый  опрос
Почтовый  опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.
Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и  респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Метод анализа  документов и метод  экспертной оценки
Анализ документов – один из широко применяемых и  эффективных методов сбора и  анализа первичной информации. Документы  с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Виды  документов

 
К этому понятию  в прикладной социологии относятся в первую очередь различного рода материалы (документы), предназначенные для хранения и передачи информации.
     Существует  ряд оснований для классификации  документов:
      по статусу документы различают на официальные и неофициальные;
      по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические;
      по своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.
      по степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.
 
      Принципиальное  значение для исследователя имеют  официальные документы, которые отражают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.
      Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.
     Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.
     Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний(3. с 12-15). 

      Следует выделить ещё одно основание для  типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы “целевые”, то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.
      Информацию, содержащуюся в документах, принято  разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи(3. с.18-20).

Виды  анализа документов

Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контр-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.
           Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов. Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ, при котором исчерпывается все содержимое документа(9.с.33-35).
           Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность  в социологическом изучении и  обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом. Количественный анализ уместен если:
     а) требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных
б) достаточно много  материала, чтобы оправдать усилия по его обработке, и он репрезентирует области изучения
     в) материала настолько много, что  нельзя обойтись без суммарных оценок
     г) изучаемые начальные характеристики появляются с достаточной частотой
           Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.
           Плодотворным оказывается  при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими; обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность – это тоже вид деятельности); объект её направления.
     Огромную  роль играет опыт исследователя, глубина  его знаний по предмету и интуиция(9. с.42-46).  
 
 

Метод экспертной оценки
Такие формы сбора первичной социологической  информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью возможностей InterNet или E-mail предназначены, прежде всего, для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на  выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к каким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь не противоречит научнообразному способу её получения. Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования(8. с.98-101).
           Вышеуказанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт – это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования. Как сформировать группу экспертов? На самом первом этапе обора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, возраст. Центральный среди критериев отбора экспертов – их компетентность. Для определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.
      Наиболее  простая и удобная  форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих  знаний, опыта и  способностей по ранговой шкале с позициями  “высокий”, “средний”  и “низкий”. При  этом первой позиции  присваивается числовое значение “1”, второй – “0,5”, третий – “0”. В таком случае совокупный индекс –коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:

где k1 – числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 - числовое значение самооценки практического опыта и k3 – числовое значение самооценки способности прогноза. Коэффициент уровня компетентности колеблется в интервале от 0 до 1. Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого индекс компетентности не менее среднего 0,5 и выше –1(8. с.122-123)
      Метод коллективной оценки применяется для  формирования группы экспертов в  том случае, когда они имеют  представление друг о друге как  специалисты. Такая ситуация характерна для учёных, творческих деятелей, политиков, экономистов.

Прогноз

В прогнозе наиболее наглядно проявляется отличие  экспертной оценки от информации, получаемой в результате массового опроса. Оно  заключается в стремлении к согласованности, единообразию суждений и оценок, высказываемых экспертами. Действительно, возможно ли использовать для практических целей, скажем, мнение тридцати экспертов, если они включают 5-7 взаимоисключающих прогностических оценок? Далее достоверность данных в массовом опросе, как и некоторых среднестатистических показателей, тем выше, чем больше совокупность опрошенных. В принципе прогностическая экспертная оценка осуществима для любых социальных процессов и явлений.
      В прикладной социологии разработан ряд  приёма опросов экспертов, используемых для получения прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методические приёмы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою значимость при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, имеющие своей целью выявить “скрытые” позиции респондента. Более того, использование таких приёмов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова – активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.
      Основной  инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе.
      В отличие от массового опроса, программа  прогнозированного опроса экспертов  не столь детализирована и носит  преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматривается в виде гипотез возможные варианты его исхода.
      Весьма  часто применяется в прикладной социологии и такой метод экспертного  прогноза, как “дельфинийская техника”1. Он заключается в выработке согласованных мнений путём многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в себе 3-4 прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей точке зрения(3. с.87-89).

Оценка  степени достоверности  результатов массовых опросов

В процессе выработки управленческих решений  при помощи социологических исследований зачастую возникает вопрос о достоверности  массового исследования и соответственно о правомерности сформулированных на их основе выводов. Словом, речь идёт об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами.
      Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете респондента. Задача эксперта – с учётом объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказать по поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку(3. с.103-104)..

Аттестация  членов коллектива

В последние годы в практике исследования состояния идейно-воспитательной работы широко применяется такая разновидность метода экспертной оценки, как аттестация. При этом в роли экспертов вступают руководители коллектива, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия(3. с.145-147) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
      Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они ещё  не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить  гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.
     В данной работе, я постарался разобрать основные методы сбора социологической информации. Надо сказать, что это было очень интересно. Много нового узнаешь о науке, которой прежде не интересовался вовсе. В социологии, по-моему, сочетаются многие направления человеческих знаний: психология, философия, логика, естествознание и т.д. Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.
     Ну  и конечно встает вопрос о большой  важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.