Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нормативно правовй акт в системе источника права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Понятие и признаки нормативно-правового  акта 

      Понятие нормативно правового акта
 
      Признаки  нормативно правовых актов
 
Глава 2. Виды нормативных правовых актов 

2.1 Особенности  закона и его виды 

2.2 Значение  подзаконных актов 

Глава 3. Действие нормативно правовых актов 

3.1 Действие  нормативно правовых актов во  времени 

3.2 Действие  нормативно правовых актов в  пространстве 

3.3 Действие  нормативно правовых актов по  кругу лиц 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Понятие нормативного правового акта. 

     Нормативный правовой акт –  это разновидность правового  акта, принимаемого полномочным  на то органом и содержащего  правовые нормы , т.е предписания  общего характера и постоянного  действия, рассчитанные на многократное применение. 

    Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.  Нормативный акт является официальным  документом, носителем юридически  значимой информаций.
  
    Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. 

     Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
     Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
     Юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д.(
На современном  этапе развития нормативный правовой акт является доминирующей формой в  российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системную взаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты задают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятия требует его закрепления в законодательных актах. 

Говоря уже  о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентов, правовых доктрин  и иных правовых форм, нельзя не отметить то, что на данный момент в Республике Казахстан они занимают альтернативную, резервную или вспомогательную роль в регулировании тех или иных общественных отношений. 

В настоящее  время, в связи с отсутствием  легальной дефиниции "нормативный правовой акт", существуют различные точки зрения относительно понятия нормативного правового акта и его признаков. Многие учёные-теоретики зачастую берут за основу определение, сформулированное ещё в 1982 году С.С. Алексеевым. Звучит оно так: "Нормативный правовой акт - это официальный акт, документ правотворческого компетентного органа, содержащий юридические нормы (устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы). 

На наш взгляд, данное определение чётко раскрывает смысл понятия нормативного правового  акта, его функции и задачи. 

Стоит привести ещё несколько точек зрения на определение понятия нормативного правового акта, так как у каждого учёного существует своя позиция по данному вопросу.  

Нормативный правовой акт — это разновидность правового  акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. 

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. 

Нормативный правовой акт — это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. 

Современная юридическая  наука рассматривает формы права  непосредственно с содержанием  норм права. Определение таковых  норм в правовом обычае и судебной практике, зачастую, обладает казуистическим и не всегда конкретным характером. Данные нормы права вырабатываются постепенно, в связи с повторением частных случаев, применением определенного правила поведения. Поэтому эти нормы не могут в полной мере воплотить в себе чёткого и определённого выражения. Общественная жизнь не стоит на месте: она развивается, отношения в обществе усложняются и поэтому вышеуказанные обязательные установления замедляют общественный прогресс, становятся их тормозом. 

Необходимо уделить  внимание тому факту, что само понятие  «акт» в теории государства и права употребляется в двух смыслах. Во-первых, акт как действие, во-вторых, акт как документ. И именно во втором смысле определяется нормативный правовой акт как источник права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Признаки нормативных правовых актов

 
     
    нормативный характер
    это правовой акт
    является результатом правотворчества
    общеобязательность
    оформление в виде официального документа
    определённый порядок группировки правовых норм
    носит государственно-властный характер
    обладает юридической силой
    обеспечиваются гос. Принуждением
     Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными  лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.
     Правовой  акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.
     Результат правотворчества – это означает, что он был принят уполномоченным государственным органом.
     Общеобязательность  – его должны исполнять и соблюдать все лица, на которых направлен нормативно-правовой акт.
     Оформление  в виде официального документа – оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.
     Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.
     Государственное принуждение – это ряд мер  способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.
     Определенный  порядок группировки правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над другим.
Государственно-властный характер – это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации. 
 

Автор выделяет следующие признаки нормативного правового  акта: 

Нормативный правовой акт имеет волевое содержание. Здесь говорится о том, что правовой акт является выражением чьей-то воли. Вопрос уже в том, чью волю выражает тот или иной акт. Наиболее узким ответом является связь нормативного правового акта и воли государства. Рассматривая данный вопрос с позиции социологического подхода, следует отметить, что закон должен отражать интересы общества. Обобщая сказанное, можно отметить, что нормативный правовой акт выражает волю социальной общности. В акте закрепляются задачи и цели, на решение которых он направлен. 

Официальный характер изложения нормативного правового  акта. «Официальный характер акта заключается  в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать  правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность». Официальный характер нормативные правовые акты обретают в его связях с государством. Уже тот факт, что нормативный правовой акт необходим для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Данная роль выполняется опубликованием нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. 

Нормативный правовой акт входит в единую систему. Тем самым закрепляется иерархическое строение системы правовых актов. Системность показывает, что любой нормативный правовой акт является составной частью системы законодательства. Он не может идти вразрез с другими элементами данной системы. Законодательство в целом обязано выступать единой системой, в которой все правовые нормы взаимосвязаны между собой и друг другу не противоречат. Но на практике российское законодательство как таковой системы не образует, а лишь является совокупностью документов, которые конфликтуют впоследствии между собой. Несмотря на данный недостаток в законодательстве, этот признак очень важен, так как лишь благодаря ему, нормативные правовые акты могут выполнять стоящие перед ними задачи. По мнению С.С. Алексеева, "собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре"30. Благодаря иерархичности может осуществиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой невозможно функционирование их системы. Законодательная система обязаны в строгой последовательности включать в себя нормативные правовые акты. А органы государственной власти законными действиями обязаны защищать эту систему от нарушений. 

Нормативность. Нормативность обладает всеобщим и общеобязательным характером. Всеобщий характер нормативного правового акта заключается в том, что он обязан содержать общие требования в виде правовых норм и рассчитан на многократное применение. Нормативность выступает в роли одного из важнейших признаков нормативного правового акта. Этот принцип является основным для права в целом, так как именно благодаря нему реализуются регулятивные свойства права. Нормативность, прежде всего, выявляет всеобщность содержания и действия акта, который образует порядок отношений, действующий сколько угодно во времени. Для законодателя представляет сложность без юридического механизма, верно, установить и осуществить функционирование тех общественных отношений, которые возникли в общественной практике. Он обязан выявить типичное в единичном, которое и составляет правовую норму. Таким образом, типичность регулируемых отношений придаёт правовому акту нормативный характер. Он независимо ни от чего существует для всех субъектов и никому персонально не адресован. Именно благодаря нормативности право может выступать мерой, равной масштабам поведения для других лиц. 

Нормативный правовой акт является документом. В последнее время в научных трудах высказывается мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который обозначается и как правовой источник, и как правовая форма, и как акт-документ. Еще в 1973 г. С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, которая представляет собой "средства и приемы документарного выражения нормативного акта... средства и приемы специально-юридического изложения их содержания". В самом деле, нормативный правовой акт должен соответствовать всем требованиям: будь то стиль выражения и язык актов или установление формы документа. Относительно языка нормативных правовых актов можно отметить следующее: целью любого законодателя является то, что он стремится предельно чётко и доступно изложить содержание той или иной правовой нормы, сделать его наиболее ясным для простых граждан страны. Что же касается вопроса о форме, структуре и тексте, то в законах это освещено не в полной мере. Данный пробел решается с помощью подзаконных актов, которые в свою очередь, применительно к закону, регулируют вопросы юридической техники. Таким образом, нормативный правовой акт - это письменный документ, имеющий свою внутреннюю структуру, отличающийся языком и наличием специальных терминов. 

Нормативный правовой акт принимается  в специальной процедуре. Признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке. На данный момент в российском государстве достаточно хорошо развит механизм правового регулирования правотворчества. Основные вопросы законодательного процесса закреплены в Конституции Республики Казахстан. Отсутствие законодательного регулирования восполняется подробными нормами регламентов палат парламента Республики Казахстан. Роль процедурных вопросов огромна, так как в случае нарушения порядка принятия правовых актов, они могут быть отменены. Данный вопрос становится предметом обсуждения высших судебных инстанций. Недопустимо, чтобы между законом, обладающим высшей юридической силой, и подзаконными актами палат существовал вакуум. «Законодательный процесс лихорадит вследствие нечетких процедур. Страдает же от этого нормативный правовой акт как результат этой борьбы без правил». 

Нормативный правовой акт издаётся компетентными органами и лицами. Каждый правотворческий орган издаёт правовые акты в пределах своей компетенции, а их компетенция отражена в юридических нормах законов, Конституции, кодексов и других. Каждому органу выделен тот круг вопросов, который он вправе решать. Выход за эти рамки представляет собой нарушение компетенции. Компетенция правотворческих органов носит либо всеобщий характер, либо относится к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. В большинстве своём Верховный Суд Республики Казахстан по заявлениям сторон может участвовать в оценке компетенции участников правотворческой деятельности.  

Нормативный правовой акт регулирует общественные отношения. Общественные отношения регулируются путём запретов, дозволений и обязываний, с помощью различных юридических средств. Для характеристики нормативных правовых актов немаловажное значение имеют адресаты их предписаний, т.к. именно их конкретные отношения регулируются правовыми нормами. Логично, что общественные отношения возникают между людьми, однако не все отношения требуют правового воздействия. В данном случае имеется ввиду, что некоторые общественные отношения регулируются моральными, этическими и религиозными нормами. Социальность означает, что участники правоотношений не могут быть отношением между человеком и, скажем, вещью. Уже тот факт, что они являются регулятором общественных отношений, понимается так, что предписания описательного, декларативного характера не могут рассматриваться как нормативные. Они не регулируют все общественные отношения и не действуют на них вообще, а регулируют конкретные отношения. 

Гарантируется принудительной силой государства. Под этим признаком понимается, что  за нарушение предписаний нормативного правового акта, государством предусматривается  определённые меры воздействия, т.е. существует ответственность. Виды ответственности, объёмы, порядок наложения наказания конкретизируются в самих нормативных правовых актах. По сравнению с другими признаками, этот, на наш взгляд, не представляется сложным и не вызывает дискуссий между учёными-теоретиками. 

Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Остались неизменными такие признаки, как его связь с органами государственной власти, обеспечение принудительной силой государства. Несмотря на это граждане, либо организации, зачастую не видят в нормативных правовых актах абсолютной истины, что является проблемой. Это свидетельствует лишь о том, что необходимы новые подходы к такой доктрине нормативных актов, которая придаст ей юридической силы и будет доступна широкому кругу лиц 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Виды нормативно-правовых актов 

2.1 Особенности  закона и его виды 

В настоящее  время нормативные правовые акты в Российской Федерации по юридической  силе делятся на две группы: на законы и соответственно подзаконные акты. Попытаемся доказать данное утверждение.  

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной  власти или непосредственно народом  и регулирующий наиболее важные общественные отношения42. 

На протяжении многих тысячелетий понятие закон  используется в практической и научной  деятельности. Бывает и так, что закон  отождествляется понятию самого источника права. И в связи  с этим ещё в середине 19 века учёные-теоретики  внесли предложение о понятии закона в 2-х смыслах: формальном и материальном. В формальном смысле закон понимался как нормативный правовой акт, принятый законодательным органом в специальной процедуре; в материальном смысле - как тождественное понятие для всех источников права в целом.  

Всякие попытки  объединить эти понятия могут  привести к неблагоприятным последствиям. Во всех демократических государствах мира закреплён принцип независимости  судей. А в ст.120 Конституции Российской Федерации 1993 года, формула данного принципа звучит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»43. Из нашего примера видно, что понятие закона используется в широком смысле, т.е. как защита судебной деятельности от вмешательства в неё других ветвей власти (например, «от телефонного права»). А с другой стороны, данной формулой закрепляется принцип подчинения судьи основным нормативным правовым актам. Следовательно, судья Российской Федерации формально не является независимым.  

Как и любой  нормативный правовой акт, закон  обладает своими признаками:  

всегда содержит правовые нормы, является юридическим  документом; 

принимается высшим органом законодательной власти или самим народом, посредством  референдума; 

издаётся для  решения наиболее важных, для государства и общества, вопросов и устанавливает основу правового регулирования во всех отраслях права; 

правом отмены или поправки обладают только те органы, которые приняли данный закон, либо, в случае несоответствия Конституции, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными судами республик. 

Говоря о законе, как об источнике права, нельзя не отметить его отличие от других нормативных  правовых актов: 

от актов индивидуального  характера, т.е. тех актов, которые  содержат чёткие инструкции по конкретным вопросам (к примеру, нормативный акт о назначении на должность судьи районного суда РФ);  

от актов толкования, т.е. тех актов, которые лишь разъясняют действующие правовые нормы, но не могут  устанавливать какие-то новые (например, постановление).  

В демократическом  государстве законы должны быть ведущими источниками права, основой правопорядка и всей правовой системы в целом.  

«Законодательство - это вся совокупность законов, действующих  в стране»44.  

Но следует  знать, что под законодательством понимаются не только законы, но и иные нормативные документы с содержанием правовых норм (например, указы Президента РФ).  

В последнее  время указы Президента стали  обладать соответствующей, что и  закон, юридической силой до принятия и вступления закона в силу по конкретному вопросу. В частности, в части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»45.  

По значимости содержащихся правовых норм, законы подразделяются на два вида: конституционные и  обыкновенные. 

К конституционным  законам относятся законы, вносящие поправки в Конституцию, а также законы, предусмотренные для издания непосредственно самой конституцией. В нашей действующей, на данный момент, конституции существует четырнадцать таких законов: например, законы о Правительстве РФ (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128), об изменении конституционно - правового статуса субъекта РФ (ст. 137 Конституции Российской Федерации). Наравне с обычными законами, у конституционных законов предусмотрена наиболее сложная процедура принятия их в Федеральном Собрании. К примеру, на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции Российской Федерации).  

Обыкновенные  законы – это нормативные правовые акты действующего законодательства, которые охватывают различные сферы общества. Они также обладают высшей юридической силой, но, к тому же, обязаны соответствовать Конституции и конституционным законам.  

Обыкновенные  законы подразделяются на кодификационные  и текущие. К кодификационным  относятся законы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли права (например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании»46) и все кодексы, принятые Государственной Думой РФ. Кодексы достаточно детально регулируют лишь определённую область общественных отношений. В основном, кодексы относятся к определённой отрасли права (например, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ и многие другие). 

Текущие законы в Российской Федерации подразделяются на законы федерального значения и законы регионального значения (субъектов Федерации). Таким образом, помимо федерального закона «О языках народов Российской Федерации»47 в ряде многих республик, входящие в состав Российской Федерации, издаются собственные законы о языках. Законы федерального значения оказывают своё действие строго на территории всей Российской Федерации. Если закон субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному закону Российской Федерации, то действует лишь федеральный.  

Конституция в  Российской Федерации является основным законом, обладает высшей юридической силой и определяет правовую основу государства, систему правосудия, права и свободы граждан и многое прочее.  

В настоящее  время в Российской Федерации  действует Конституция, принятая в  ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основного (первого) раздела, состоящего из девяти глав и особого (второго) раздела, в котором содержатся заключительные и переходные положения. 

Следует отметить отличия конституции от других нормативных актов: 

конституция имеет  учредительный и основополагающий характер. Она регулирует наиболее важные общественные отношения, которые  коренным образом затрагивают интересы всех граждан. Конституция РФ устанавливает  исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально – территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления48. Поэтому, по отношению ко всем другим правовым нормам, конституционные нормы являются первичными.  

как уже было отмечено, конституция является основным законом государства, составляющим фундамент всей правовой системы; 

конституция обладает наивысшей юридической силой. Главенствующая роль Конституции как основного закона, выявляется в том, что любой закон обязан приниматься в строгом соответствии с ней; 

она характеризуется  стабильностью. Это объясняется  тем, что конституция закрепляет в себе устои государственного и  общественного строя.  

Важную роль в системе законодательства играют отраслевые законы, такие как: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы и т.п. Также существуют и межотраслевые законы, содержащие в себе правовые нормы нескольких отраслей права (например, право собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права49).
Подзаконные акты — это акты, принятые на основе Конституции  в соответствии с законом с  целью конкретизации и дополнения его нормативных положений50. 

Вследствие того, что подзаконные акты не так сильны в юридическом плане, чем законы, они основываются исключительно  на них. Несмотря на то, что закон  играет главенствующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты всё же играют вспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства. 

В настоящее  время известны следующие виды подзаконных  актов:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.