На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

Институт   Государственного управления и права
Кафедра    Государственного управления и политики 
 
 
 
 

      КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
      по  дисциплине «Система государственного управления»
      на  тему: «Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления» 
 

      Выполнила: студентка ГиМУ 5-2 ______________   А.В. Яковлева           

      Проверил: доктор ф. н., профессор   И.К. Харичкин
                    
 
 
 
 

      Москва  – 2011
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ                3
      ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ             6
      ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
      2.1. Общая характеристика судебной системы РФ           10
      2.2. Конституционная юстиция              12
      2.3. Суды общей юрисдикции              15
      2.4. Арбитражные суды РФ                24
      ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ         31
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 43
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ           45 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться  эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при  полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанностей их признания, соблюдения и защиты (ст. 2).
     Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
     Роль  правоохранительных органов в системе государственного управления значительна, ведь чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.
     Деятельность  правоохранительных органов реализуется  через выполнение следующих функций:
    конституционный контроль;
    осуществление правосудия;
    расследование преступлений;
    исполнение судебных решений;
    оперативно-розыскная деятельность;
    административная деятельность;
    прокурорский надзор;
    оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
    предупреждения преступлений и иных правонарушений.
     В совокупности эти функции характеризуют  разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, судебные органы представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти.
     Отправление правосудия имеет приоритетное, а  для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Поэтому суд как орган, олицетворяющий судебную власть, имеет особый статус среди иных органов, стоящих на страже права.
      Функция правосудия имеет особое значение для  каждого правового государства. Поэтому справедливость и честность  отправления правосудия, уважение к  праву и строгое соблюдения законов определяют и подчеркивают важность роли органов прокуратуры в системе государственного управления.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени государства надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на её территории. Прокуратура также  имеет особое положение в системе органов государственного управления, так как не относится ни к одной из ветвей власти и реализует свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления.
      В данной работе автор ставит своей  целью исследовать место и роль Прокуратуры Российской Федерации и судебных органов в системе государственного управления. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
    изучить общие положения правоохранительной деятельности государства, определить место Прокуратуры и судебных органов среди правоохранительных органов РФ;
    изучить систему судебных органов России, а именно:
    - дать  общую характеристику судебной  системы РФ;
    - рассмотреть  конституционную юстицию РФ;
    - рассмотреть  систему судов общей юрисдикции;
    - рассмотреть  организацию арбитражного судопроизводства  в РФ;
    изучить систему органов прокуратуры путем рассмотрения принципов ее деятельности, организационной структуры, основных функций и направлений деятельности.
      Объект  работы – правоохранительная деятельность органов государственного управления. Предмет исследования – место  и роль органов прокуратуры и  судебных органов в системе государственного управления, взаимодействие прокуратуры  и суда.
      Актуальность  данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций  прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
      Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
      Теоретическую базу исследования составили:
      - федеральные законы РФ;
      - авторские издания по исследуемой проблематике;
      - учебная литература (учебники и  учебные пособия, справочная и  энциклопедическая литература, комментарии  к законодательству);
      - специализированные веб-сайты.
      При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
      - анализ существующей базы по  рассматриваемой проблематике (метод  научного анализа);
       - обобщение и синтез точек  зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
      Работа  состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость.
      В первой главе рассмотрены основные моменты правоохранительной деятельности государства. Вторая глава представляет собой анализ системы судебных органов Российской Федерации. В третьей главе представлен анализ системы органов прокуратуры РФ. В конце каждой главы автором сформулированы выводы и отмечены основные положения.  

 

ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 

     Конституция РФ определяет Российскую Федерацию  как правовое государство. Это означает, что государство в лице его  органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.
     В ст. 2 Конституции РФ права и свободы  человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство  обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.
     Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
     Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком  смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
     Поэтому государство создает специальные  органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения.
     Традиционно к правоохранительным органам относят  суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы  правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы.
     Правоохранительная  деятельность является многообразной  и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному  органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:
    конституционный контроль;
    осуществление правосудия;
    расследование преступлений;
    исполнение судебных решений;
    оперативно-розыскная деятельность;
    административная деятельность;
    прокурорский надзор.
     Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный  Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
     Конкретные  правоохранительные функции имеют  право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и еще некоторыми другими органами. Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
     История развития правоохранительных органов  показала, что сосредоточение в одном  органе нескольких правоохранительных функций, отрицательно сказывается  на законности его деятельности. Поэтому  в последние годы наблюдается  процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием. 

     Таким образом, правоохранительные органы - это такие  государственные  органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
     Высшей  ценностью Конституция  РФ провозгласила  человека, его права  и свободы и  возложила на государство  обязанность их признавать, соблюдать и защищать. Поэтому защиту прав и свобод своих граждан Российская Федерация должна считать одним из основных направлений деятельности, так как соблюдение именно этого приоритета позволяет характеризовать государство как демократическое и правовое.
     Поэтому среди функций  правоохранительных органов наибольшую значимость приобретает  функция осуществления  правосудия. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению  к функции осуществления  правосудия.
     Разделение  государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную и провозглашение самостоятельности органов каждой из ветвей власти (ст. 10 Конституции РФ) означает распределение между ними и государственных функций. На судебную власть возложено осуществление правосудия как исключительного полномочия - «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции РФ).
     Система судебных органов  выступает в качестве носителя судебной власти, поэтому занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место.
     Профессиональный  внешний контроль за законностью и  справедливостью  правосудия призвана осуществлять прокуратура, система органов  которой занимает особое положение  в системе государственного управления.
     Статья 129 Конституции РФ, которая определяет основы организации прокуратуры, относится к Главе 7 «Судебная власть». Но так как «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» и «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (согласно ст. 118 Конституции РФ), прокуратура к судебной власти не относится, ведь она не занимается правосудием.
     К законодательной  ветви власти относится  Федеральное Собрание, состоящее из Государственной  Думы РФ и Совета Федерации РФ, так же к ней относятся представительные органы субъектов РФ.
     Есть  мнения, что органы прокуратуры ближе  к исполнительной власти. Но так как  Генерального Прокурора  назначает и освобождает  от должности Совет  Федерации по представлению  Президента, который находится вне «триады власти», можно говорить о системе противовесов и независимости Генерального прокурора (по крайней мере, в теории).
     Поэтому будем считать  прокуратуру независимым  контрольным органом. Что, в свою очередь, позволяет нам  выделить особое значение еще одной функции правоохранительных органов – прокурорского надзора. 

 

     ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 

     Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом "О судебной системе Российской Федерации".
     Судебная  система РФ состоит из следующих  судов:
      Конституционная юстиция.
     Это Конституционный Суд РФ, предусмотренный  Федеральным конституционным законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уставами и законами. Конституционная юстиция не составляет единой системы – конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны.
      2) Суды общей юрисдикции.
     Система судов общей юрисдикции состоит  из Верховного Суда РФ, Верховных судов  республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских  судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Суды общей юрисдикции организуются либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды, либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.
      3) Арбитражные суды.
     Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела.
     Закон о судебной системе РФ допускает  создание специализированных судов  по рассмотрению гражданских дел. Примером служат третейские суды, создающиеся для разрешения конкретного спора соглашениями сторон.
     Создание  чрезвычайных судов, образованных вне  общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных  законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться даже при самых экстремальных условиях.
     И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической, экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
     Единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
     Одной из важных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.
     По  общему правилу суды, объединенные в одно звено, наделены одинаковыми  полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие судебной деятельности, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции.
     Понятие "судебная инстанция" относится  к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются  в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
     В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются  на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.
     Так, мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает  дела по существу, то суд второй или  надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
     Далее рассмотрим систему судебных органов  более подробно. 

     2.2. Конституционная  юстиция 

     Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему, закрепляет, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
     Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
     Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом  Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Конституционный Суд РФ избирает на три года Председателя, заместителя Председателя и судью секретаря. Суд рассматривает дела и принимает решения в пленарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из 9 и 10 судей. Некоторые дела могут рассматриваться только в пленарных заседаниях (о соответствии конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, о выступлении с законодательной инициативой по предметам ведения суда и др.). Решения суда (постановление, определение, заключение, послание Парламенту, выступление с законодательной инициативой) принимаются открытым голосованием в совещательной комнате путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздерживаться от голосования.
     Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.
     Полномочия  Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «о Конституционном Суде Российской Федерации». К их числу относятся, прежде всего, полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ:
а)  федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ,  Совета  Федерации,   Государственной  Думы,   Правительства РФ;
б)  конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в)  договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ,   договоров   между   органами   государственной   власти   субъектов РФ;
г)  не вступивших в силу международных  договоров РФ.
     Конституция Российской Федерации закрепила  четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
     Конституционный Суд РФ разрешает   споры о  компетенции:
а) между  федеральными органами государственной  власти;
б)  между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в)  между  высшими органами государственной  власти субъектов РФ.
     Важным  полномочием обладает Конституционный  Суд РФ в области защиты прав и  свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
     Конституционный Суд РФ наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Также Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
     Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
     В целях недопущения втягивания Конституционного Суда в политическую борьбу и разграничения сферы его деятельности с деятельностью других судов в законодательстве закрепляются положения, ограничивающие компетенцию Конституционного Суда РФ. Так, ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. 

     Конституция РФ относит к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов «обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Эти положения и явились конституционной основой создания в субъектах Российской Федерации органов конституционного правосудия - конституционных (уставных) судов.
     Конституционные (уставные) суды наряду с мировыми судьями являются судами субъектов Российской Федерации. Эти суды не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, они формируются самими субъектами, а их финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования, состав и компетенция этих органов правосудия регулируются законодательными актами субъектов Федерации.
     Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», включив  в ее состав органы конституционного правосудия субъектов Федерации, закрепляет их назначение. Данные суды создаются  для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Это положение Федерального конституционного закона служит критерием разграничения компетенции Конституционного Суда РФ и органов конституционного правосудия субъектов РФ.
     Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ закреплена в конституциях, уставах, а также в специальных законах субъектов Федерации. В основном она совпадает по своему содержанию и направлениям с компетенцией Конституционного Суда РФ, хотя в законодательстве субъектов закреплены и особенности компетенции конституционного (уставного) суда.
     Согласно  действующему законодательству конституционные (уставные) суды и другие органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации  реализуют следующие функции:
     1.   Проверяют соответствие конституциям (уставам) субъектов РФ законов, нормативных актов главы субъекта, законодательного органа, правительства, актов органов местного самоуправления. Они решают также дела о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации международных договоров субъектов  РФ, договоров и соглашений с другими субъектами Федерации, между субъектом Федерации и РФ.
     2.  Разрешают споры о компетенции  между органами государственной  власти субъекта Федерации, между  органами государственной власти  и органами  местного самоуправления,  между  органами местного самоуправления.
     3.  Выносят решения по жалобам  граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
     4.  Дают толкование конституции  (устава) субъекта РФ.
     5. Участвуют в процессах по поводу  отрешения от должности главы  субъекта РФ.
     6.  Имеют право законодательной  инициативы в пределах их компетенции.
     Конституционные (уставные) суды субъектов решают исключительно вопросы права, воздерживаются от исследования фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Постановления органов конституционного правосудия субъектов Федерации являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
     2.3. Суды общей юрисдикции 

     Суды  общей юрисдикции представляют собой  систему судов, рассматривающих  уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
     Суды  общей юрисдикции в соответствии с Законом "О судебной системе РФ" представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.
     Все суды общей юрисдикции могут рассматривать  уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.
     Далее рассмотрим систему судов общей  юрисдикции. 

     Верховный Суд Российской Федерации
     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов. Его организация и правовое положение в судебной системе РФ предусмотрены ст. 126 Конституции, ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации.
     Верховный Суд РФ может действовать в  качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
     В качестве первой инстанции он рассматривает  гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.
     Как кассационная инстанция Верховный  Суд РФ проверяет приговоры и  решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов.
     В качестве надзорной инстанции Верховный  Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений  нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения  кассационных, надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.
     Верховный Суд РФ также рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказа в регистрации кандидата в Президенты РФ.
     Конституцией  РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено  право законодательной инициативы.
     Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать  новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.
     Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением  судами руководящих разъяснений, разрешает  в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
     Такого  место и роль Верховного Суда в  судебной системе России.
     Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.
     Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.
     Структурными  подразделениями Верховного Суда РФ являются Судебная коллегия по уголовным  делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум и Пленум.
     Судебная  коллегия по уголовным  делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерального прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.
     Судебная  коллегия по гражданским  делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная коллегия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.
     Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.
     Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
     Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. 

     Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция (далее – областные и соответствующие им суды)
     Областные и соответствующие им суды осуществляют все три судебные функции и имеют равные компетенцию и положение в судебной системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     В компетенцию областных и соответствующих им судов входят:
- рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;
- реализация других полномочий, предоставленных законодательством.
     В качестве суда первой инстанции областной  суд рассматривает:
а) гражданские  дела, связанные с государственной  тайной, о признании забастовок незаконными; по спорам, возникающим в результате отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу, и некоторые другие. Кроме этого они вправе изъять любое гражданское дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон.
б) уголовные  дела о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, которые  законодательством отнесены к его  компетенции.
     В качестве суда второй инстанции они  рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражданским делам.
     При осуществлении надзора данные суды рассматривает дела по протестам  указанных в законе должностных лиц на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов первой инстанции, а также на кассационные определения судебных коллегий областных судов по этим делам. Протест в порядке надзора в президиум областного суда вправе принести председатель этого суда, прокурор области, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
     В состав областного суда входят все  судьи и народные заседатели данного суда. Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом судьей областного суда может быть гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены.
     Председатели  и заместители председателей  областных и соответствующих  судов назначаются на должность  Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.
     Его структуру составляют три подразделения: президиум суда, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам.
     Верховные суды республик в составе Российской Федерации по своему положению в  судебной системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре  ничем не отличаются от краевых, областных  судов. Особенность Верховных судов республик состоит в праве законодательной инициативы, которое осуществляется Верховным судом в законодательных органах некоторых республик. 

     Районный (городской) суд, его  компетенция
     Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Районные суды образуются и действуют в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, кроме городов районного подчинения. В районе или городе районного значения, расположенном в этом районе, может быть образован либо один районный суд, либо два (по одному в районе и городе).
     Районные  суды рассматривают в качестве суда первой инстанции большинство гражданских  и уголовных дел. К их подсудности  относят гражданские и уголовные  дела, подведомственные судам общей  юрисдикции, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам.
     Кроме этого, районный (городской) суд рассматривает:
     а) дела об административных правонарушениях,
     б) разрешает вопросы, связанные с  исполнением приговора (условно-досрочное  освобождение, перевод из колонии  одного режима в колонию другого режима и т. д.),
     в) по месту содержания подозреваемых  и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия,
     г) выносит решение о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции  органами предварительного расследования,
     д) выносит решение о прослушивании  телефонных переговоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
     Итак, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также является непосредственно вышестоящей (второй) инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.
     Назначение  на должность районного (городского) судьи производиться Президентом  РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которая  распространяется и на их жилища, служебные  помещения, транспортные средства, имущество.
     В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается  председателем районного (городского) суда, который сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. На председателя суда возлагается ряд дополнительных обязанностей связанных с организацией работы в суде, в частности, он распределяет обязанности между судьями.
     Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным  и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда.  
 
 

     Мировые судьи
     В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, которые занимают в ней особое положение.
     Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка (участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность участка должна составлять 15-30 тысяч человек) на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более пяти лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. На практике используется только назначение мировых судей законодательными собраниями субъектов РФ. Порядок осуществления правосудия определяется федеральными законами, по административным делам – также законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение – из бюджетов субъектов РФ.
     Мировые судьи рассматривают единолично по первой инстанции ограниченную категорию  дел. Они вправе:
      рассматривать уголовные дела, предусматривающие наказание до двух лет лишения свободы;
      издавать судебные приказы;
      расторгать браки, если отсутствует спор о детях;
      рассматривать дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
      рассматривать иные дела, возникающие из семейно-брачных отношений (кроме установления отцовства, материнства, лищения родительских прав, усыновления);
      рассматривать дела по имущественным спорам, не превышающим 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
      рассматривать дела, возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе и коллективных трудовых споров);
      рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом;
      рассматривать дела об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции мирового судьи согласно КоАП РФ и законами субъектов РФ.
     Также федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.  

     Суды  присяжных заседателей 
     Особое  место в системе судов общей  юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. В России они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд или суд присяжных.
     Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных  заседателей. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ старше 25 лет, не имеющие судимости, не состоящие на учете в наркологических, психоневрологических диспансерах. Общий список лиц, которые могут быть присяжными заседателями, составляется высшим исполнительным органом субъекта РФ и направляется в суд. Суд для каждого процесса путем случайной выборки определяет состав присяжных заседателей. Они решают вопросы факта (было ли преступление, совершил ли его подсудимый, виновен ли и т.п.). Приговор выносит судья. Приговор, вынесенный судом присяжных, может быть обжалован обвиняемым и опротестован прокурором в Верховном Суде РФ.
     Военные суды
     Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.
     В соответствии со ст. 22 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
     Порядок осуществления правосудия военными судами, как и для других судов общей юрисдикции, установлен уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами. При рассмотрении дел в военных судах применяются те же принципы правосудия, что и в судах общей юрисдикции.
     К подсудности военных судов относятся:
    дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;
    дела обо всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;
    дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительных учреждений;
    дела о шпионаже;
    дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых есть специальное указание в законодательстве.
   Если  военнослужащий обвиняется в совершении преступления в составе группы гражданских  лиц, то все дело рассматривается  военным судом.
   Военные суды рассматривают в основном уголовные  дела. Гражданские дела рассматриваются военными судами в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, находящихся за границами России. Кроме того, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.
   Военные суды подразделяются на звенья. В каждое звено входят суды, имеющие одинаковую структуру и обладающие равной компетенцией. Низшее звено составляют суды гарнизонов, армий, флотилий. Среднее звено образуют военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого есть Военная коллегия.
   Военные суды состоят из судей и народных засе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.