Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Курсовая работа 

     по теме: 

     «Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире к организации  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста предъявляются высокие  требования, что заставляет психологам и педагогам искать новые психолого-педагогические подходы. Новые и современные психолого-педагогические подходы  нацелены на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. При этом особое значение приобретает проблема готовности дошкольников к обучению в школе.
     Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривали  зарубежные и отечественные педагоги и  психологи (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Л.И. Божович, Л.А.Венгер, А.Л. Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец и многие другие).
     Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста  является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
     До  сих пор в психологии нет четкого определения понятию «психологическая готовность», или «школьная зрелость».
     Приведем  некоторые определения известных  психологов.
     А.Анастези в своих трудах так трактует понятие «школьной зрелости»: «Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».
     И.Шванцара определяет «школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении».
     Л.И.Божович  указывает, что «готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника». 

     Предмет исследования: дети старшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
     Актуальность исследований определила тему нашей работы «Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения»
     Цель  работы: найти и проанализировать оптимальные пути психологической помощи в период подготовки детей к школе.
     Задачи  работы:
    Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования.
    Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
     Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе

      Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
 
     В последнее время задача проблема подготовки детей к школе занимает одно из важных мест в развитии  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
     А.В. Запорожец отмечал,  что готовность к обучению в школе «представляет  собой целостную систему взаимосвязанных  качеств личности, включая особенности  ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее»1 [8].
     В психолого-педагогической литературе дается следующее определение понятию  «школьная зрелость» - «достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе».
     В России впервые к этой проблеме обратился  К.Д.Ушинский. Занимаясь изучением психологических основ обучения, Ушинский К.Д. рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления  и установил, успех обучения будет достигнут при определенных показателях развития психических функций.
     Значительный  вклад в решении проблемы подготовки ребенка к школьному обучению внес Л.С.Выготский. Он не отрывал школьное обучение от предыдущего  этапа развития.
     При изучении трудов Выготского Л.С. можно  выделить два общих момента:
    предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития;
    обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения.
     Вот что говорил С.Л.Рубинштейн о проблеме подготовки к школе: «Поскольку продвижение  детей с одного уровня или ступени  психического развития на другой совершается в процессе обучения... надо изучать ребенка, обучая его».
     Большое значение в подготовке ребенка к  школьному обучению С.Л.Рубинштейн придавал игре. С.Л.Рубинштейн писал: «Игра  – одно из замечательнейших явлений  жизни, деятельности, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для ученой мысли»2 [8].
     Говоря  о готовности к школьному обучению, большинство отечественных исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов.
     Данное  положение нашло отражение в  работах А.Н.Леонтьева (по отношению  к мотивам), З.М.Истоминой (по отношению  к запоминанию), Л.С.Славиной (по отношению  к интеллектуальной активности и пассивности), А.В.Запорожца (по отношению к движениям).
     Большое количество исследований посвящено  готовности к обучению, которая рассматривается  с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к обучению определяется:
    генетическими программами развития организма и психики;
    предшествующими условиями жизни ребенка, индивидуально накопленным опытом и знаниями.
     В зарубежных исследованиях проблема готовности к школьному обучению отражена в работах, изучающих школьную зрелость (А.Керн, С.Штребел, Я. Йирасек и др.)  и уровень обученности дошкольников (А.Анастази).
     Исследования, посвященные выявлению параметров готовности к школе, провели Ф.Л.Илг, Л.Б.Эймс. В результате данных исследований возникла система, которая позволила проводить обследования детей 5-10 лет. В исследованиях были разработаны специальные тесты, которые позволяли прогнозировать способности детей. В случае неподготовленности  детей Ф.Л.Илг и Л.Б.Эймс предлагают детей из школы и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности.
     Д.П.Озубел, наоборот, в случае неподготовленности ребенка к школе, изменить программу  обучения, что позволит выравнить  развитие всех детей.
     Сравнивая исследования отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод: основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
     Выделяют  три аспекта школьной зрелости3 [4]:
    интеллектуальный;
    эмоциональный;
    социальный.
     Перечислим  признаки интеллектуальной зрелости:
    концентрация внимания;
    дифференцированное восприятие;
    логическое запоминание;
    сенсомоторная координация;
    аналитическое мышление и т.д.
     Признаки  эмоциональной зрелости:
    уменьшение импульсивных реакций;
    возможность длительное время выполнять непривлекательное задание.
     Социальная  зрелость:
    потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
    способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
     Высокие требования  жизни к организации  воспитания и обучения интенсифицируют  поиски новых психолого-педагогических подходов, которые нацелены на приведение методов обучения в соответствии с психологическими особенностями  детей.
     Таким образом, проблема подготовки детей к школьному обучению получает особое значение, т.к. от ее решения зависит успешность последующего обучения детей к школе.
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет
     Проблема готовности детей к обучению в школе – это не  только научная, но в первую очередь реально-практическая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит судьба наших детей, их настоящее и будущее.
     Критерии готовности или неподготовленности детей к школьному обучению связаны с их психологическим возрастом, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психического развития.
     Психическое развитие детей осуществляется в стабильные и критические периоды. В критический период происходит качественный скачок в жизни ребенка, в его развитии. Именно кризисы бывают сопряжены с началом новой организации жизни детей. Наступающий в конце дошкольного периода кризис 7 лет совпадает с началом новой школьной жизни детей. Он и обеспечивает интересующую нас психологическую готовность к школе.
     Приведем следующую ситуацию. Приходят дети в школу. Одни дети посещали детский сад. Но есть дети, которые не посещали детские сады. При этом дети, не посещавшие детские сады, ничем не отличаются по знаниям, умениям и навыкам от детей, посещавших ДОУ. Но вот начинается обучение в школе. И сразу же все сходство исчезает. Те дети, кто был психологически подготовлен к школе, успешно справляются с требованиями в школе, а кто не готов – испытывают постоянные трудности в учении. Сразу же возникает вопрос: как можно определить, кто из детей психологически готов к школе, а кто нет?
     Главным показателем готовности ребенка к школе является его отношение к школьному обучению. Если ребенок сумел приспособиться к новым требованиям, то он не только не потеряет интерес к учению в школе, а, наоборот, этот интерес будет развивать дальше.
     А если ребенку трудно учиться? Наблюдения за детьми позволяют выделить три основные сферы, где обнаруживаются трудности:4[6]
    Непонимание самой ситуации урока, истинного смысла вопросов учителя, его профессиональной роли.
    Недостаточное развитие у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми.
    Специфическое отношение дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.
     Психологическая готовность к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития детей.
     К этому времени игра уступает место учебной деятельности. При этом возникает единственный вопрос: разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Обучение в данном случае как побочный результат, а в учебной деятельности – прямая цель.
     Занятия, которые проводятся в ДОУ, очень похожи на школьные уроки. Воспитатель ставит цель занятия, организует активность детей, контролирует их. Отсюда можно сделать вывод, что развивающий эффект от занятий, проводимых в ДОУ, равен нулю.
     В исследованиях В.Давыдова и Д.Эльконина установлено, что основой учебной деятельности является учебная задача. Учебная задача – система задач, которая содержит в себе учебную проблему.
     Для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если дошкольник можно сказать, что он практик, то младший школьник – теоретик.
     Учебная задача решается с помощью учебных действий.
     Учебные действия относится ко второму компоненту учебной деятельности.
     Третьим компонентом считается действия самоконтроля и самооценки.
     Существует связь между тремя компонентами и тремя сторонами психологической готовности детей к школе: отношением ребенка ко взрослому, к сверстникам и отношениям к самому себе.
     Теперь рассмотрим, какие изменения и новоприобретения в общении ребенка с окружающими обеспечивают возникновение психологической готовности к школе. Действительно, в сфере общения ребенка к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения.  

     Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат в сфере общения ребенка со взрослыми, в системе взаимоотношения со сверстниками и т.д.
     Третий аспект психологической подготовки детей к школе относится к сфере самосознания личности. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, расширяется и его внутренняя жизнь. Это отражается и в такой области проявления самосознания, как самооценка.
     Дошкольнику трудно дать объективную оценку своих возможностей, результатов своей деятельности.
     Таким образом, три сферы являются основными сторонами психологической готовности детей к школьному обучению. С ними связана сама возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют психологические условия перехода от игры к учению.
     Важнейшим итогом психологического развития в дошкольном возрасте и, одновременно, фундаментом, на котором в младшем школьном возрасте будет формироваться учебная деятельность считается произвольность.
     Иными словами, проблема психологической готовности детей к школьному обучению в своем решении тесным образом связана с проблемой развития произвольности в дошкольном возрасте.
     Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности – физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.
     Интеллектуальная готовность рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
     Человеческий мозг, функционируя как единое целое, объединяет два аспекта – логико-дискурсивный и интуитивно- иррациональный, обеспечивая их согласованную работу на основе смены доминанты мышления, переключения эмоций, эмоциональных переживаний (Дж.Брунер, И.Я.Березная, Б.М.Теплов и др)5[10].
     Анализируя природу мышления дошкольника, остановим внимание на характеристике его форм. Наглядно-действенное мышление характеризуется как разновидность практического мышления, основной признак которого – неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями; наглядно-образное – как решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами (С.Л.Новоселова, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.). Логическое мышление отождествляется с речевым, словестным.
     В данном возрасте у детей открываются  большие возможности для совершенствования  когнитивных процессов, в первую очередь восприятия через формирование сенсорных действий, сознательно регулируемых и направляемых на преобразование воспринимаемой действительности с целью построения ее адекватных образов. Сенсорные способности детей, по мнению Л. А.. Венгера, определяются количеством тех перцептивных действий, которыми владеет ребенок6 [1].
     Эталонными  образцами при восприятии формы  предметов могут служить известные  геометрические фигуры (линия, угол, треугольник, прямоугольник, круг, квадрат и т. п.); при восприятии цвета — спектр и различные оттенки его основных цветов по насыщенности и яркости; при восприятии величины предметов — градации мер и различия величин (длина, площадь, объем).
     Параллельно с развитием восприятия в дошкольном детстве идет процесс улучшения памяти ребенка, причем, если для восприятия возможности развития в этом возрасте более или менее ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.
     В старшем дошкольном возрасте благодаря  постановке перед детьми специальных  мнемических задач совершается  переход к непроизвольной памяти. Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить.
     Развитие  речи, как показал Л. С. Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализации.
     Огромную  пользу в развитии речи приносит чтение рассказов и сказок, пересказ, самостоятельное придумывание рассказов и сказок.
     Совершенствование чтения сопровождается развитием письма, и наоборот, развитие письма предполагает улучшение чтения, так как обе  эти функции являются взаимосвязанными.
     Следует иметь в виду, что положительный результат в обучении детей дошкольного возраста чтению и письму может быть достигнут лишь в том случае, если применяемые методы обучения сами учитывают возрастные психофизиологические особенности детей, их интересы и потребности.
     Готовность  ребенка дошкольного возраста к  учению в школе определяет его  мотивационная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.
     В представление о мотивационной  готовности входит высокий уровень  развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие самооценки и высокого уровня притязаний.
     Таким образом, психологическая подготовка к школе – это не узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Следует подчеркнуть, что детство – не только подготовка к школе, а сама жизнь ребенка.
     Детство нуждается в охране и защите, в бережном отношении.  Поэтому  задача подготовки ребенка к школе должна решаться подходящими методами и средствами. Задачи воспитания и обучения не должны противоречить психологической специфике дошкольного периода детства и жизненным интересам ребенка.
     Психологическая подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребенка, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра.
     Психологическая готовность детей к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

2.1 Дифференцированный  подход в обучении  младших   школьников.
 
     В настоящее время  общечеловеческой ценностью является образование.
     Образование — это целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах личности.
     Деятельность  личности выступает как детерминанта содержания образования. По В.С. Ледневу содержание образования можно считать как содержание организованной деятельности учащихся. Основа содержания образования – это опыт личности.
     В работах Занкова Л.В. была предложена эффективная концепция повышения развивающей функции традиционного обучения. Разработанная Занковым Л.В. дидактическая система главным образом  ориентирована на младших школьников, которая оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:
     1. Построение обучения на высоком уровне трудности.
     2. Быстрый темп изучения материала.
     3. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
     4. Осознания учащимися процесса учения.
     По  мнению Занкова Л.В. - не всякая учебная  деятельность обеспечивает оптимальные  условия для воспитания и развития личности.
     Выявление задатков и способностей у учащихся в процессе обучения еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется тем, что у каждого ребенка свои задатки и способности. Педагогам и психологам в современном образовании необходимо разработать  систему определенных мер, которые будут в процессе обучения обеспечивать развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.
     С целью выявления способностей разработаны  специальные тесты. Тестирование ребенка на выявление уровня способностей и задатков психолог в ДОУ поводит к моменту поступления ребенка в школу.
     Н.М. Шахмаев в своих исследованиях писал следующее: дифференциация образования на базе высокого общего уровня обеспечивает всестороннее развитие каждого человека и открывает перед каждым человеком дорогу для получения специальных знаний.
     Заинтересованность  общества в создании режима для выявления  и развития задатков способностей привело  к необходимости дифференцированного  обучения.
     Дадим определение понятию «дифференциация».
     Дифференциация  — это ориентация образовательных  учреждений на достижения при учете и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может реализовываться разными способами:
    через группировку учащихся по признаку их успеваемости;
    разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору;
    разделение учебных заведений на общего типа и специализированные;
    составление индивидуальных планов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и т.д.
     Это же понятие Рабунский Е.С. трактует по другому: «Дифференциация обучения - разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов».
     Дифференциация  обучения применяется для тех учащихся , у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.
     И.Унт  в своих исследованиях выделил следующие цели дифференциации: обучающая, развивающая, воспитывающая.
     Совершенствование знания, умения и навыки детей; углубление и расширение знания учащихся, исходя из их интересов и способностей –  все это можно отнести к  обучающей цели дифференциации.
     Формирование  и развитие логического мышления, креативности при опоре на зону ближайшего развития – развивающая цель дифференциации обучения.
     Воспитывающая цель дифференцированного обучения трактуется следующим образом:  вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебе.
     Выделяют  следующие формы и методы дифференциации, которые используют в образовании:
    Фронтальный;
    Групповой;
    Работа в паре;
    Индивидуальная самостоятельная работа.
     Для фронтальной работы подходят следующие приемы:
    Опрос;
    Рассказы в устном изложении педагога;
    Учебная беседа;
    Учет индивидуальных различий в ролевой игре, дискуссии.
     Для индивидуальной работы применимы следующие  способы:
    учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в
зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
    путем группировки учащихся внутри класса по разным признакам.
     В малой группе ребенок находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Особенно благоприятными считаются группы, которые сформированы педагогом на основании уровня развития ребенка.
     Отсюда  можно сделать вывод, что дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:
    Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;
    Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной;
    Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;
    Организация диалога различных педагогических систем и технологий;
    Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.