На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 

           
                      Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка
УЭФ, 2 курс, РЭГ-1         (подпись)                                Е.В. Шпилевская
                                        
                                                       (дата) 

Руководитель                                                                                        
ассистент               (подпись) (оценка)    

                                                        (дата)          
 
 
 
 

МИНСК 2011
 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 43 с.: 8 рис., 2 табл., 16 источников, 1 прил. 

     ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР, СТАБИЛИЗАТОРЫ 

     Объект  исследования - фискальная политика.
     Предмет исследования - эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.
     Цель  работы: изучить бюджетно-налоговую политику и ее особенности в Республике Беларусь
     Методы  исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
     Исследования  и разработки: произведён анализ эффективности фискальной политики, выделены основные проблемы, предложены пути их решения.
     Элементы  научной новизны: определены основные проблемы эффективности фискальной политики и предложены конкретные способы их решения в Республике Беларусь.
     Область возможного практического  применения: лекции, семинарские занятия.
     Апробация (внедрение): сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогам года, выступление на университетской конференции.
     Результаты  внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.
     Технико-экономическая, социальная и экономическая  значимость:
     В процессе работы раскрыта сущность понятия  бюджетно-налоговая политика, охарактеризована дискреционная и недискреционная фискальная политика, описана эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

________________
(подпись  студента)
 

СОДЕРЖАНИЕ
   
 
 
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
      Краткосрочные и долгосрочные цели  бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
      Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
      Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
      Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список  использованных источников……………………………………….. ….41
Приложение  А. Государственные закупки и равновесный национальный продукт……………………………………………………………….…………....43 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Фискальная  политика является очень сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
     Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет  неосознанной и непоследовательной.
     Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика  республики переживает далеко не самые  лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
     Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь.
     Единство  политики Республики Беларусь в сфере  бюджетно-налоговых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.
     Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь.
     Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая  политика.
     2. Охарактеризовать дискреционную  и недискреционную фискальную  политику.
     3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ. МЕХАНИЗМЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 
 

     1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и её инструменты 
 
 

     Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна  и fiscalis  - относящийся к казне).
     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. [1]
     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. 

       

       

       
 
 
 

Рисунок 1 - Цели фискальной политики
     Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
     В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:
    дискреционную;
    недискреционную.
 

     
       

     
     
       
 

     
           
        
 
 
 
 

Рисунок 2 - Типы фискальной политики
     Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
     Фискальная  политика как способ  финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов [5]. 
 

1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика 
 

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Выделяют два  вида дискреционной политики:
    стимулирующую,
    рестриктивную.
    Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
В краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
     Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов.[6]
     В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
     Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.
     Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
     Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее  проводить  регулярную  антициклическую  политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.
     Конечно, эти программы занятости могут  модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке. [2] 
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.
     Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения,
     предотвращая  тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так  как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после  преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
     Однако  узнать, во что выльются возникшие  тенденции макроэкономики полностью  не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.
     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
     Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. 
 

1.3 Дискреционная фискальная  политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор 
 
 

     Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как  прямых, так и косвенных инструментов.  К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.[7]
     Рассмотрим  механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы» и полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) уровень цен постоянен; 4) первоначально в экономике не существует налогов; 5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.
     Учитывая  эти допущения, проанализируем влияние  изменения государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.
     Предположим, что первоначально совокупные расходы  включали потребительские расходы  С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1 (Приложение 1, рисунок 1).
     В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение  поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных  закупок G (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило закупки товаров и услуг на сумму X млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на X млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I  вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I  и C+I+G  показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1  - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов Мg  показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:
     Мg = ?Y/ ?G
     Изменение государственных  расходов.
     Мультипликатор  государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:
     Мg = ?Y/ ?G.
     Чтобы определить изменение реального  национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов  ?G.
     В периоды подъема экономики, когда  частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки  товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.[9]
     Так же, как изменения государственных  закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных  выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.
     Чтобы государственные расходы имели  стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых  поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
     В модели «расходы-доходы» дискреционная  политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.
     Недостатком бюджетно-налогового регулирования  является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое  проходит от осознания того, что  в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. 

Налоги выступают  одной из экономических предпосылок  существования государства. По мере изменения его хозяйственных потребностей и возникновения новых направлений деятельности появлялись новые виды налогов. В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и инструментом государственного регулирования. Государство, изменяя виды, ставки, механизм изъятия налогов, структуру налогообложения, предоставляя льготы, скидки и пр., воздействует на микро- и макроэкономические процессы.[9]
     Налоги  можно определить по-разному: как  платеж, взнос, сбор, как цену за государственные  услуги, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических  лиц в пользу государства.
     Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.
     На  неё оказывают влияние следующие  условия:
    величина полученных доходов;
    традиции, сложившиеся в стране;
    фазы промышленного цикла.
     Чем выше доходы, тем больше доля налоговых  отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.
     В соответствии с действующим Законом  «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы, чрезвычайный налог.
     Традиции  экономической политики оказывают  существенное влияние на уровень  налогового бремени. В странах социально  ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП.  Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
     Тяжесть налогообложения зависит от циклических  колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре. [11]
     Налогообложение в вашей стране выполняет главным  образом фискальную функцию и  направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговая система строится на основе высоких налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.
     Согласно  кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. (рис.3) 
 
 

Совокупный спрос (AD),E 
 

                                                              Y=E

                                                      A2                                      AD1+[C0+MCP (Y)]+I 

                                                                          
                                                                                                  AD2=[C0+MCP (Y-T)]+I
                                        A1 
 
 
 
 

                                                      Y2              Y1                              ВНП(Y) 
 

Рисунок 3. Последствия изменения ставки  пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели 

     Здесь срабатывает эффект мультипликатора.
    Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.  
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.  
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS) :

     

    В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора  меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
     
.

     
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

     
.

    Подобно мультипликатору государственных  расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.  
Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора. 

    Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных  расходов действуют на экономику  разнонаправленно. Тогда что же происходит при одновременном изменении  налогов и государственных расходов?  
     Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.  
     Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это приведет?  
     Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.  
     Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину — на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям - 0,2. 
     Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый мультипликатор — 4 (0,8 : 0,2).  
     В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы — на 100 ден. ед. (500 – 400).  
     Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.  
 

1.4 Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы» 
 
 
 

     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая  к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких  стабилизаторов в индустриальных  странах обычно выступают прогрессивная  система налогообложения,  система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти  механизмы  "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.[8]
     Так как механизм осуществления социальных трансфертов требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.[1]
     Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство  регулирует деятельность учреждений и  предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.
     Работа  предприятий, учреждений и организаций  социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:
    обеспечение доступности услуг всем потребителям;
    учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
    разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
    обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
    эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
    обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.
     Социальные  статьи занимают львиную долю бюджетных  расходов и рассматриваются как  источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
     Согласно  Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.
     Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда.
     Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.
     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
           
         
 
 
 

Рисунок 4. -  Встроенные стабилизаторы
     G — государственные расходы;
     Т— налоговые поступления
     На  графике размеры государственных  расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения  зависят от решений парламента и  правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.[14]
       В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
     Встроенный  стабилизатор - любая мера, которая  автоматически увеличивает бюджетный  дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:
    Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.
     Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y).
     Однако  для эффективного использования  налогов в качестве встроенного  стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой  системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией "эластичности налоговой системы" средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам - шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.
     Показатель  эластичности налоговых поступлений  определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.
     Степень налогового реагирования на конъюнктуру  зависит от структуры налоговой  системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной  эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).
     Доходная  эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.
     Встроенным  стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски - в соответствии с заранее утвержденными "правилами игры" - сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада - когда на "пульте управления" в правительстве "зажигается лампочка", означающая запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого "праздного класса", который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного "курса Рузвельта".
     Встроенным  стабилизатором являются и программы  помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера "выбрасывается" со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.
    Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.[16]
    Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.
     Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинством является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматические стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.
     Будучи  ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут  им слишком помешать. В то же время  признание факта наличия у  встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира - наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., - делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики. 
 
 
 
 
 

 


     2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ. АНАЛИЗ  В МОДЕЛИ IS – LM  
 

     Эффективность фискальной политики прежде всего в  том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая  политика может быть использована для  предотвращения длительного спада, о чём говорит опыт ряда стран  с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая – для упреждения инфляции.
     Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая  политика позволяет сгладить колебания  совокупного спроса, а значит и  делового цикла. Её инструменты либо непосредственно являются составляющими  первого () государственные закупки, либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма – сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.
     Фискальная  политика способна изменять и структуру  совокупного спроса. Так, экспансионистская  политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объёме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения.
     Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Её рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные – в этом и состоит эффект вытеснения.
     Сдерживающая  – наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных  расходов.
     Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой – позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.
     Чаще  бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение.
     В среднесрочном и долгосрочном плане  она должна приобрести три основные черты, а именно: нейтральность (чтобы  свести к минимуму искажения, вызванные ею), справедливость (чтобы обеспечить ее эффективность) и простоту (чтобы облегчить ее функционирование).
     Все это позволит значительно усовершенствовать  фискальную политику Республик Беларусь.
       

     Рассмотрим  особенности фискальной политики в модели 1S—LM.
     Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось  в точке Е при процентной ставке rE и доходе YE (рисунок 9).
         r
     
     
          r1                         Е1
          rE               Е
                             Е2
     
                   Y Y1 Y2                  Y 

     Рисунок 5. Фискальная политика в модели IS-LM 

     Экономическая ситуация в стране потребовала проведения стимулирующей фискальной политики. Правительство приняло решение  увеличить государственные расходы на ?G, оставив все другие элементы совокупных расходов неизменными. Эти меры обусловят увеличение совоупных расходов, а следовательно и дохода. Кривая IS сдвинется вправо, в положение IS1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.