На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый потенциал предприятий ЖКХ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы финансово – хозяйственной  деятельности предприятий ЖКХ …………...……………………………………………..  
5
  1.1 Формирование  рыночного механизма..…………………………….. 5
  1.2 Перспективы развития жилищно – коммунальной отрасли................................................................................................... 12
  1.3 Экономическая сущность и содержание понятия финансового  потенциала предприятия……………………………………………..  
15
Глава 2. Оценка финансовых показателей (по балансу) на примере бухгалтерского баланса ООО «Лист-Групп»…………………………………………………………………….....  
 
22
  2.1 Расчет основных коэффициентов предприятий ЖКХ…………….. 22
  2.2 Предварительный обзор бухгалтерского баланса ООО  «Лист-Групп»……………………………...……………………………….....  
23
  2.3 Оценка финансового  потенциала предприятия……………………. 30
  2.4 Приближенный  анализ ликвидности и платежеспособности……... 40
  2.5 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………….………………………………..  
43
  2.6 Оценка деловой активности предприятия………………………….. 46
  2.7 Анализ рентабельности……………………………………………… 50
  2.8 Анализ угрозы банкротства…………………………………………. 53
Заключение………………………………………………………………………………. 55
Список  используемой литературы……………………………………………………... 56
Приложение 1– бухгалтерский баланс форма № 1 и форма №2 ООО «Лист-Групп за 2007 год (на 4 страницах) Приложение 2 – расчет по услугам, коммунальным ресурсам за сентябрь 2010, счет за услуги июнь 2010 (газ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл. Во многих городах и посёлках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, теплом и электроэнергией.
       Предметом исследования курсовой  работы являются финансовые отношения по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг, поэтому рассмотрим финансово - хозяйственную деятельность тех подразделений, которые обеспечивают их предоставления. Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
     -принадлежность  к группе жизнеобеспечения;
     -социальная  значимость;
     -низкая  заменяемость другими услугами.
     Как видно из вышеперечисленных особенностей, основной обобщающей характеристикой жилищно - коммунальных услуг является их необходимость для функционирования жизнеобеспечения городов и населённых пунктов.
     Услуги, предоставляемые предприятиями  отрасли, могут быть в виде доведённых до потребителей материальных носителей с определёнными качественными показателями (теплоснабжение, вода и др.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т.д.).
     Современное состояние предприятий городского хозяйства ЖКХ, вызванное не только неудовлетворительным состоянием отрасли в целом, но и сопутствующими проблемами, включая финансовый кризис, отразившийся на российской экономике в целом и на отрасли ЖКХ в отдельности, может быть признано не отвечающим требованиям существующей ситуации развития экономики и задачам жилищно-коммунального комплекса.
      Основная  проблема заключается в неэффективности  финансово-хозяйственной деятельности, вызванной совокупностью факторов, включая недостаточное финансирование предприятий и неполное выполнение финансовых обязательств со стороны населения.
      При этом большинство исследователей проблем  предприятий ЖКХ отмечают, что  кризисное состояние предприятий ЖКХ зачастую связано  не с низкими тарифами, а с неумением и нежеланием чиновников местных администраций управлять жилищно-коммунальным комплексом города в интересах потребителей жилищно-коммунальных услуг.
      Исследования особенностей финансово-хозяйственного функционирования предприятий показывают, что существующие механизмы функционирования предприятий ЖКХ не являются экономически эффективными, однако их изменение зачастую представляется невозможным вследствие кризисного положения отрасли в целом.
     Теоретические концепции управления сферой ЖКХ, ее развитием в условиях рынка занимают значительное место в экономической литературе. Однако реструктуризация предприятий в системе реформирования ЖКХ в условиях переходной экономики освещена в экономической литературе недостаточно.
      Необходимость определения путей повышения  эффективности финансово-хозяйственной деятельности  предприятий городского хозяйства ЖКХ определила актуальность данного исследования.
      Объект  исследования – оценка финансовых показателей.
      Предмет исследования - особенности функционирования финансовых механизмов работы предприятий ЖКХ в условиях современной ситуации экономики и отрасли.
      Цель  исследования - определение основных финансовых показателей предприятий на примере общества с ограниченной ответственностью «Лист-Групп».
      Задачи  исследования:
     1. Рассмотреть   теоретические основы финансового механизма жилищно – коммунального хозяйства.
     2. Описать возможные пути совершенствования механизмов финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.
     3. Провести расчет основных коэффициентов  предприятий ЖКХ.
     4. Провести анализ финансового потенциала компании ООО «Лист-Групп».
     5. Сформулировать выводы на основе полученных данных.
     Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки программы совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.
     Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
1.1 Формирование рыночного механизма
   
     Факторами, определяющими наиболее существенные черты финансовой системы ЖКХ, являются: тарифы, нормативы, цены, материально-финансовые ресурсы, кредиты, прибыль, себестоимость, резервные запасы, основные фонды, оборотные средства, доходы, налоги, выручка, бюджет, дотации, оправданные или неоправданные расходы и т. д. Каждый из этих элементов может влиять на другие как в отдельности, так и в совокупности. Например, нормативы, цены, прибыль, спрос, предложение в системе рыночных отношений действуют самостоятельно, т. к. характер и условия изменения каждого из них в отдельности подчиняются собственным закономерностям. Однако все они тесно связаны между собой, поэтому условия роста или снижения цен на жилищно-коммунальные услуги можно рассматривать как результат изменения соотношения спроса и предложения, цен и нормативов, прибыли и прочих факторов системы. Функциональные взаимосвязи вышеназванных факторов определяют финансово-экономическую модель нового хозяйственного механизма ЖКХ, соответствующего условиям рынка [1].
     В сфере ЖКХ – финансовые ресурсы  обусловлены формированием средств  от населения и предприятий, которые  создают оборотный капитал предприятия  ЖКХ. Внутренние ресурсы предприятия  связаны с государственными субсидиями и бюджетными средствами, которые  финансируются из целевых программ. Специфика издержек связана с высоким износом основных средств до 80% и затратами на поддержание состояния.
     При определении возможных масштабов  ресурсов для целевого финансирования жилищно-коммунального хозяйства  следует в обязательном порядке учитывать следующие моменты:
     1. Совокупная величина доходов  всех контрагентов общественного  производства: государства (включая  все уровни управления), предприятий  и организаций, а также населения  – есть окончательная и однозначно  определенная величина в каждый конкретный период времени, и увеличение доходов одних может происходить лишь за счет сокращения доходов других. В случае дополнительной эмиссии денежных средств, не подкрепленных соответствующим увеличением произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, их инфляционное обесценение в адекватных размерах уменьшит реальные доходы всех участников процесса воспроизводства [4].
     2. Выделение дополнительных средств  для целевого финансирования  жилищно-коммунального хозяйства  должно осуществляться за счет солидарного участия всех участников воспроизводства совокупного общественного продукта. Однако степень такого участия для них должна быть различной. В первую очередь это связано с тем, что пропорции участия в покрытии затрат ЖКХ со стороны населения, предприятий и организаций, а также государства в лице органов управления различного уровня, сложившиеся в настоящее время, не являются оптимальными. Недостаточность финансовых ресурсов муниципальных органов управления в сочетании с довольно низкой степенью участия федеральных властей в финансировании ЖКХ вызывает объективную необходимость в увеличении доли налогов, остающихся на местном уровне.
     В рамках каждой территориальной общности (населенного пункта) затраты, связанные  с функционированием ЖКХ (равно как и всей социальной сферы), следует рассматривать как издержки по воспроизводству рабочей силы, а в более широком смысле – всего производственного потенциала территории. Это обусловливает целесообразность введения на уровне местных органов управления специального социального налога, средства от которого будут покрывать все расходы муниципалитетов, связанные с социальной сферой, в том числе, естественно, и с жилищно-коммунальным обслуживанием. Уровень социального налога целесообразно определять либо в расчете на одного проживающего на данной территории, либо в расчете на единицу стоимости основных фондов социальной сферы с распределением по отраслям. Второй вариант позволит более обоснованно подойти к распределению ресурсов на социальные нужды, но фактически закрепит сложившееся положение в развитии социальной сферы (т. е. без учета настоятельности потребностей). Целевое расходование средств, поступивших за счет введения данного налога, должно быть подкреплено защищенностью отдельных статей расходов, причем лучше – исходя не из абсолютных показателей, а на основе квот. Однако даже с преодолением организационных трудностей его введения (изменение основ налогового законодательства, увеличение дефицита федерального бюджета и т. п.), вряд ли следует рассчитывать на эффективность действия данного налога в условиях спада производства и высоких темпов инфляции, поскольку реальные уровни доходной части местных бюджетов, полученные за счет его внедрения, будут постоянно снижаться. Поэтому реального введения данного налога следует ожидать лишь при достижении стабилизации экономики России.
     Основные  источники финансирования деятельности ЖКХ:
     1. средства населения, поступающие в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги;
     2. средства организаций – потребителей услуг в виде оплаты за пользование услугами ЖКХ;
     3.  ассигнования из местного бюджета – прямые дотации за разницу в тарифах, оплачиваемых населением, и покрытие субсидий и льгот, предоставляемых гражданам;
     4. средства от сдачи в аренду объектов ЖКХ;
     5.  средства от местных налогов на содержание городской инфраструктуры;
     6.  разовые внесения гражданами средств для финансирования конкретных мероприятий по ремонту жилых домов, объектов коммунального хозяйства и по благоустройству населенных пунктов, в том числе за счет банковских кредитов на эти цели;
     7.  средства местного бюджета на развитие и реконструкцию объектов ЖКХ данного населенного пункта;
     8.  средства бюджетов субъектов РФ, выделяемые на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку развития городов, имеющих слабую градообразующую базу;
     9.  средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения льгот по оплате строительства, обслуживания и ремонта жилья и других объектов ЖКХ, установленные на федеральном уровне;
     10.  средства юридических лиц, в том числе финансово-строительных компаний, и граждан, выступающих инвесторами по строительству объектов ЖКХ;
     11.  средства акционерных обществ, специально созданных органами местного самоуправления, организациями градообразующей базы и иными юридическими лицами;
     12.  средства потребителей услуг в виде инвестиционной составляющей тарифа, обеспечивающей частичное покрытие затрат на реконструкцию и новое строительство объектов ЖКХ. Основу составляет расчет оплаты исходя из различных факторов. Поступление финансов на предприятие ЖКХ включат оплату населения плюс субсидии из бюджета:
, (1.1)

где
     Сосн. – основные платежи по нормативу,
     Сдоп. – дополнительная плата за сверхнормативное потребление.
      Кроме того, учитывают сверхнормативное потребление:
     
,  (1.2)

     где
     С'осн  – основная плата по нормативу  в конкретном жилом доме,
     j – количество жилых домов.
     
, (1.3)

     где
      - стандарт нормы площади,  которая подразделяется на 3-и  части:
     - 33 кв. метра федеральный стандарт  ;
     - 42 кв. метра на 2 – х человек  ;
     - 68 кв. метров на 3-ч человек или по формуле 18*n, где n>3 чел., .
     р1 – плата за обслуживание 1 кв. метра,
     р2 – плата за теплоснабжение 1 чел.,
     р3 – плата за снабжение водой 1 чел.,
     р4 – плата за холодное водоснабжение  и канализацию на 1 чел.,
     р5 – плата за газ 1 чел.,
     р6 – плата за вывоз мусора,
     р7 – плата за лифт,
     р8 – плата за электричество по счетчику,
     р9 – плата за капитальный ремонт,
     n – количество членов семьи.
     
, (1.4)

     где
      - переменная плата за сверхнормативное  потребление,
     j – количество жилых домов.
      Для определения средств, которые поступают  за оказанные услуги, необходимо вычесть сумму льгот предоставляемые населению, так как бюджетные средства, поступающие по субсидиям, учитываются отдельно в структуре налога облагаемой базы, так как поступления осуществляются неравномерно по месяцам и расчет налогов согласуется по срокам поступлений.
      Источники финансирования различаются по 5-ти направлениям:
     1. Платежи из бюджетной сферы;
     2. Перекрестное субсидирование промышленных предприятий;
     3. Дотации из бюджета на покрытие  разницы в тарифах;
     4. Платежи населения без учета  льгот;
     5. Компенсация номинальных услуг  льготным слоям населения.
      Указанные параметры финансирования различаются  по факторам, присущим данной территории:
     1. Административно расположение;
     2. Географические особенности;
     3. Климатические особенности;
     4. Демографические особенности;
     5. Уровень платежеспособности населения;
     6. Характеристика собственных материальных  ресурсов;
     7. Уровень товарооборота и потребления населением;
     8. Количество населенных пунктов  на территории.
      Факторы, влияющие на сроки финансирования предприятий  ЖКХ различают по трем группам:
     1. Промышленные потребители – объем  платежей за коммунальные услуги  является максимальным из всех  групп, но присутствуют платежи по бартеру и зачетные вексельные схемы.
     2. Сельскохозяйственные предприятия  используют льготные тарифы, а  платежи осуществляют неравномерно  по кварталам. Максимальный –  осенью, минимальный – весной.
     3. Потребители бюджетной сферы  являются 100% - ными плательщиками коммунальных услуг на основе перекрестных зачетов по бюджетному финансированию. Финансирование этих организаций первоначально отражается в поквартальной росписи доходов и расходов муниципальных бюджетов. Бюджетные организации федерального назначения финансируются из федерального бюджета, и вопрос взаимозачетов является трудоемким.
      Основной  элемент платежей – это уровень  платежеспособности и заработной платы  в регионе. Расчет платежеспособности ведется по децельным группам, которые объедены их ежемесячным среднедушевым доходом. Расчет каждого децела зависит от минимального размера заработной платы и рассчитывается по методике индикаторов уровня жизни в каждой децельной группе. 

, (1.5)

где
     n – количество членов семьи,
     аj – доход j-го члена семьи на 1 месяц.
     Удельная  численность населения каждой группы определяется: 

,(1.6)

 где
     К – количество жителей,
     ml-n – % соответствующие по группам доходности.
     Предельно допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья в совокупном семейном доходе каждой группы населения с определенным уровнем средств душевой доходности:
, (1.7)

где
     D  - максимально допустимая доля собственных расходов граждан,
     al-n – доходность i – ого члена семьи.
     Установлена плата населения за услуги:
, (1.8)

где
     П – затраты предприятия на ЖКУ  на 1 человека в месяц,
     V – уровень оплата населения, по отношению к уровню затрат на ремонт жилья.
П = N*Т, (1.9)
где
     N – норма жилья,
     Т – фактическая стоимость ЖКУ  для данного административного  образования на 1 кв. м.
      Величина  субсидий на группу граждан в месяц:
, (1.10)

где
      - расчетная величина жилых  субсидий на 1 человека в месяц.
     Величина  средств, собираемых с населения, поступившие  на предприятие ЖКХ:
  (1.11)

     Величина  средств, собираемых с населения, которые  входят в группу с низким уровнем  дохода:
(1.12)

     Величина  платежей влияет на формирование выручки, которая увеличивается за счет следующих факторов:
     1. Создание структур по управлению  жилищными фондами.
     2. Формирование договорных отношений  с новыми потребителями.
     3. Создание конкурентной среды  за счет образования новых  холдингов по управлению ЖКХ.
     4. Формирование резервных фондов  бюджетов.
     5. Разработка финансовых схем с  дифференцируемой оплатой тарифов.
     Важным  источником аккумуляции средств  для нужд ЖКХ являются муниципальные займы. В мировой практике облигации такого займа представляют собой способ получения средств для местных администраций. К тому же облигации местных займов не облагаются подоходным налогом (в том числе и согласно российскому законодательству), налог на операции с муниципальными облигациями втрое меньше, чем на операции с коммерческими. Они являются одними из самых надежных ценных бумаг и гарантируются налоговыми полномочиями местных администраций и муниципальной собственностью. Погашение займа возможно осуществлять как за счет предоставления квартир (посредством лотереи), так и за счет поступлений от депозитных вкладов, куда будут помещены оставшиеся от финансирования средства.
     Следует рассмотреть возможность вовлечения жилья и объектов коммунального  назначения в систему страхования имущества, в первую очередь это относится к страхованию рисков, возникающих у юридических (в первую очередь) и физических лиц вследствие аварий в коммунальных сетях. В этом случае страхователями будут выступать государственные и негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также частные лица, а страховщиками – имеющиеся или специально созданные страховые компании. Последние, стремясь к минимизации своих расходов, будут экономически заинтересованы в контроле за состоянием коммунальных сетей и в своевременном проведении планово-профилактических ремонтов оборудования. Установление льготного налогового режима деятельности страховых организаций (к примеру, освобождение от НДС) должно, в определенной степени, снизить уровень страховых взносов на оплату услуг такого рода, что является весьма важным, поскольку вследствие высокой аварийности коммунального хозяйства в большинстве регионов России данный взнос будет достаточно высоким. Однако, поскольку добровольное страхование осуществляется из прибыли (личных доходов) физических и юридических лиц, то весьма велика вероятность, что данный вид страховых операций может не получить достаточного распространения. В этой связи при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство возможно разделение страховых платежей на обязательную и добровольную части, первая из которых будет включаться в себестоимость продукции учреждений, предприятий и организаций. Для физических лиц можно предусмотреть уплату обязательных страховых взносов лишь в случае получения высоких доходов (заработной платы), например кратных минимальному уровню оплаты труда. Несовершеннолетних, безработных, инвалидов, пенсионеров можно было бы вообще освободить от уплаты обязательных взносов такого рода либо руководствоваться для последних теми же соображениями, что и для работающих граждан. Разделение страховых взносов на обязательную и добровольную части должно проводится или на федеральном, или на местном уровне, но обязательно дифференцированно, с учетом состояния коммунальных сетей, охвата населения централизованным коммунальным обслуживанием, а также состояния бюджетной сферы предприятий промышленности и других факторов [3].
     Необходимо  привлечение средств в виде субсидий на строительство и приобретение жилья, на предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные кредиты, на выпуск жилищных ценных бумаг, образование и использование фондов развития жилищного строительства, на привлечение средств банков и других коммерческих структур, на продажу на аукционах части построенного жилья, на привлечение иностранных инвесторов, сокращение незавершенного жилищного строительства и снижение его стоимости путем проведения конкурсов и подрядных торгов.
     В свою очередь, в целях реализации механизма страхования и ипотечного кредитования, привлечения средств  банков, коммерческих структур и других инвесторов для ремонта и эксплуатации жилищного фонда необходимо установление стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, с учетом его потребительских качеств, как основы залоговой стоимости недвижимости (квартиры) при получении кредитов банков и иных инвесторов.
     Установленная залоговая (страховая) стоимость квартиры будет служить надежной основой  привлечения финансовых ресурсов для  строительства, эксплуатации, ремонта  и модернизации жилищного фонда  и объектов инженерной инфраструктуры, что в значительной степени облегчит местной власти изыскание средств на эти цели в муниципальных бюджетах. 
 

1.2 Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли 

     Отрасль ЖКХ на сегодняшний день находится  в достаточно тяжелом положении, вызванном множеством факторов. Сегодня предприятия отрасли сталкиваются с двумя проблемами: с одной стороны, российские банки, столкнувшись с трудностями финансового кризиса, не вдаваясь в детали функционирования жилищно-коммунальной сферы, предпочитают прекратить или приостановить кредитование, с другой стороны, в ближайшее время предприятия отрасли столкнуться с резким сокращением выручки от конечного потребителя. Продолжающийся рост безработицы, коснувшийся не одной или двух отрасли экономики, а носящий всеотраслевой размах, приведет к тому, что уровень собираемости платежей постепенно вернется на дореформенный уровень.
     Наблюдается существенное сокращение инвестпрограмм – практически в два раза. Инвестпрограмма включает в себя и программы модернизации, а значит, и она, в существенной степени, тоже корректируется. И эта корректировка будет иметь серьезные последствия совсем скоро.
     В качестве поддержки развития отрасли  предполагается проведение следующего комплекса мероприятий:
- банкам  вменить в обязанность рефинансировать не только программы строителей, но и кредиты, выданных под коммунальное хозяйство.
- разрешить институциональным инвесторам приобретать облигации с кредитными рейтингами.
- сделать коммунальное хозяйство неотъемлемой частью ЖКХ, и финансировать его по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ.
     Публичный сервис и публичные услуги, которые  оказываются населению, гражданам, не могут быть полностью профинансированы публичным сектором. В большинстве  стран развитой экономики именно частника приглашают для того, чтобы оказать эффективную помощь. В России пока идет становление эффективного взаимодействия публичного и частного сектора в сфере ЖКХ.
     По  оценкам экспертов, одной из главных  причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики муниципальных образований и превращается в источник угроз для социально-экономического развития.
     Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой аварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей.
     Существующая  непривлекательность комплекса  городского хозяйства для частных  инвестиций обусловлена невыполнением  бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
     ЖКХ, при всей стабильности, пугает современного предпринимателя по следующим причинам:
     - большая «затратность» производства;
     - высокая стоимость капитального строительства;
     - долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
     - нестабильность тарифной политики;
     - недостаточная прозрачность финансовых потоков;
     - риски потери инвестиций от непрогнозируемой политики региональных властей.
     Как отмечает большинство специалистов, в целях обеспечения условий для привлечения частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо:
     - финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;
     - законодательное установление единого порядка тарифного регулирования;
     - перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость;
     - проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований;
     - создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом.
     Можно выделить три ключевые задачи, которые необходимо решить:
     - решение межведомственной «неразберихи», то есть создание четкой нормативно-правовой базы, которая прописывала бы обязанности всех ведомств в ходе реформы ЖКХ;
     - привлечение бюджетных средств для организации реформы ЖКХ;
     - создание городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ [4].
    Если  эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса  в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.
    Финансы  являются индикатором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке. Поэтому устойчивое финансовое состояние предприятия является залогом его жизнедеятельности в условиях рыночной экономики.
    Экономика РФ развивается по законам рынка, что предусматривает проявление экономических отношений между производителями и потребителями продукции. Каждый из них имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. Рынок представляет собой своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления в высшую стадию развития товарно-денежных отношений. Функционирование рынка ведет к становлению рыночной экономики.
    В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов предприятия, при котором есть возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению. 

1.3 Экономическая сущность и содержание понятия финансового потенциала предприятия 

     В современных экономических исследованиях  понятие совокупного экономического потенциала предприятия не разработано, что связано с многозначностью  данного понятия. В настоящее время существуют различные подходы к определению экономического потенциала предприятия.
     В процессе исследования финансового  потенциала предприятия требуется  увязать это понятие с более  общим понятием совокупного экономического потенциала предприятия, определяющим возможности последнего в различных сферах деятельности.
     Такие авторы, как Е.Б. Стародубцева, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский под экономическим  потенциалом понимают совокупную способность  экономики предприятия осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, выпускать продукцию, удовлетворять общественные потребности, определяемую вовлекаемыми природными ресурсами, трудовым, научно-техническим потенциалом, накопленным капиталом.
     В.В. Ковалев рассматривает экономический  потенциал, как способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Он выделяет две стороны экономического потенциала: имущественный потенциал организации и ее финансовое положение. По его мнению, имущественный потенциал (ресурсы, приобретенные предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых оно ожидает экономической выгоды в будущем) как составляющая экономического потенциала предприятия сопоставляется с величиной заимствованных средств (источников финансирования) и результатом этого сопоставления является определение финансового состояния, которое определяет возможность дальнейшего развития хозяйствующего субъекта и создает результат его финансово-хозяйственной деятельности.
     В научной литературе потенция определяется как способность обладать достаточной  силой для проявления каких-либо действий, какой-либо деятельности; то, что существует в скрытом виде и может проявиться при определенных условиях. Потенциал – это возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход, использованы. Производным от этих понятий является понятие потенциала, под которым понимается степень мощности, скрытых возможностей в каком-либо отношении, совокупность средств, необходимых для чего-либо.
     В других источниках приводится определение  термина "потенциал" как "…  средства, запасы, источники, имеющиеся  в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".
     Некоторые источники под потенциалом предприятия  подразумевают всю совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.
     К особенностям потенциала предприятия  можно отнести его вероятностный  характер, поскольку величина потенциала зависит и от "слабого звена" – наименее развитой его составляющей, от изменений в качестве, пропорциях ресурсов, а также условий среды, в которой действует предприятие.
     Опора на эти данные делает возможным формулирование понятия совокупного экономического потенциала предприятия, наиболее полно  и точно отразить его сущность. Таким образом, совокупный экономический потенциал предприятия следует понимать как степень мощности, уровень возможностей для обеспечения своей конкурентоспособности, обусловленные имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами и способностью предприятия к их эффективному использованию и воспроизводству. Совокупный экономический потенциал предприятия определяется размерами производственной мощности, количеством и качеством трудовых и финансовых ресурсов, доступом предприятия к природным ресурсам, инновационным и образовательным заделом развития, другими запасами и источниками простого и расширенного воспроизводства, необходимых для достижения заданного уровня конкурентоспособности предприятия.
     Совокупный  экономический потенциал предприятия представляет собой интегрированную систему, объединяющую в себя взаимосвязанные, взаимозависимые и производственный, финансовый, трудовой, инновационный, природный и образовательный потенциалы.
     В непосредственной зависимости от финансового  потенциала, его величины и эффективности, находится производственный потенциал предприятия. Он представляет собой производственную мощность предприятия и определяется наличием материальных факторов производства, размером капитала предприятия, то есть потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов. Это объясняется тем, что уровень развития трудового потенциала влияет на возможности повышения производительности труда, что, в свою очередь, определяет возможность увеличения производственной мощности и прибыли.
     Производственный  потенциал может возрастать в  зависимости от размера и качества финансового потенциала, а также  вследствие получения незатрудненного  доступа к природным ресурсам, а совокупный экономический потенциал предприятия в целом определяется возможностями предприятия вовлекать в производство финансовые и природные ресурсы, (то есть природным и финансовым потенциалом).
     Трудовой  потенциал посредством использования  знаний, просвещенности персонала предприятия, необходимых для выявления и решения проблем, стоящих перед предприятием, взаимодействуя с другими элементами совокупного экономического потенциала, создают условия для повышения степени мощности предприятия и обеспечения его конкурентоспособности.
     Экономический потенциал и конкурентоспособность  предприятия напрямую зависят от взаимодействие производственного, финансового, трудового, образовательного и инновационного потенциала (воплощающего в себе наличный научно-технический задел) создает  возможность своевременного проведения и внедрения в производство научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что позволяет обеспечивать высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции.
     В зависимости от структуры ресурсов, формирующих совокупный экономический потенциал, структуры вложений в формирование и развитие совокупного экономического потенциала, а также по преобладающему фактору развития можно выделить следующие классификационные группы совокупного экономического потенциала:
    совокупный экономический потенциал с высокой долей затрат на формирование производственного потенциала;
    совокупный экономический потенциал с высокой долей затрат на формирование финансового потенциала, что характерно для холдинговых компаний;
    совокупный экономический потенциал с высокой долей затрат на формирование трудового потенциала (характерный для предприятий с трудоемким производством);
    совокупный экономический потенциал с высокой долей затрат на формирование научно-технического и образовательного потенциала (предприятия, обладающие наукоемким производством, требующим применения высоких технологий);
    совокупный экономический потенциал с высокой долей затрат на вовлечение природных ресурсов в производство.
     Существует  еще один подход, согласно которому к составляющим потенциала промышленного предприятия необходимо отнести:
    рыночный потенциал: потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию предприятия, предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства;
    производственный потенциал: потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров;
    финансовый потенциал: потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности.
     Оценка  рыночного потенциала на текущий  момент времени уже детально исследована  и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки финансового и, особенно, производственного потенциала промышленного предприятия остается открытой.
     Анализ  научной литературы в области  финансового менеджмента, как и в случае определения сущности совокупного экономического потенциала предприятия, также не дает, исчерпывающего понятия финансового потенциала.
     Другие  авторы под финансовым потенциалом  понимают совокупность финансовых и  экономических ресурсов предприятия, обеспечивающих его поступательное развитие и самостоятельность.
     Факторами, формирующими финансовый потенциал  являются:
    финансовая устойчивость предприятия;
    способность точно и своевременно осуществлять свои финансовые обязательства;
    инвестиционные возможности предприятия;
    возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
    эффективность использования капитала (собственного и заемного);
    эффективность управления активами;
    используемая политика в области управления рисками.
     Источником  формирования финансового потенциала являются финансовые, инвестиционные и кредитные ресурсы.
     Финансовые  ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в  распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.
     Формирование  финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и заемных средств. Первоначально финансовые ресурсы  появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде.
     Кредитные ресурсы нужны для предприятия, потому что во время колебания  потребностей финансовых ресурсов их наличие может не равняться, необходимо оценить возможность для предприятия  возместить заемные средства с процентами в срок, если существует возможность, так как автоматически увеличиваются затраты.
     Сущность  управления финансовым потенциалом  заключается в эффективном использовании  финансового механизма для достижения стратегических и тактических целей  предприятия. Важнейшим аспектом финансового потенциала является не наличие финансовых ресурсов как таковых в конкретный момент времени, а способность предприятия в кратчайшие сроки, в полном объеме и с минимальными потерями воссоздать необходимые активы. Этот аспект очень важен тем, что в эру жесточайшей конкуренции все ресурсы предприятия задействованы в производстве и к ним предъявляются достаточно жесткие требования в отношении эффективности использования. Поэтому предприятие просто не в состоянии держать какие-нибудь существенные резервы для вероятных колебаний в деловой активности. В этом и заключается, пожалуй, главная сущность понятия потенциала: "не иметь сейчас, а способность создать".
     Существование финансового потенциала предприятия  возможно при следующих условиях:
    наличие собственного капитала, достаточного для реализации текущей деятельности при выполнении минимально необходимых условий ликвидности и финансовой устойчивости;
    возможность привлечения заемного капитала как показателя развития предприятия;
    рентабельность вложенного капитала.
     Финансовый  потенциал отражается в совокупном денежном потоке предприятия. Именно структурам состав денежного потока отражает текущее  состояние потенциала предприятия  и тенденции в его изменении.
     Финансовый  потенциал характеризуется финансовой независимостью предприятия, его финансовой устойчивостью и кредитоспособностью (ликвидностью).
     К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих, неустойчивое финансовое состояние следует отнести:
    неудовлетворительную структуру имущества предприятия;
    падение степени ликвидности;
    производство продукции невысокого качества;
    значительная доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
    невысокий уровень собственных источников;
    нарушение финансового равновесия, а соответственно нестабильность;
    обеспечения финансовыми ресурсами предприятия;
    нерациональная структура и соотношение активов и пассивов;
    низкий уровень использования производственных мощностей.
     Большинство авторов современных публикаций отождествляют финансовый потенциал  с финансовыми ресурсами. Но эти два понятия не идентичны, хотя близки по содержанию.
     Финансовые  ресурсы предприятия – это  все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в  целях осуществления всех видов  деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений. Сегодня в формировании финансовых ресурсов важную роль играют привлеченные средства в виде банковского кредита, займов, кредиторской задолженности, долевого участия и т.п. Предприятие должно руководствоваться общими принципами максимизации доходности и минимизации рисков.
     Фоминым П.А., Старовойтовым М. К. предлагается другое определение финансового  потенциала предприятия. Финансовый потенциал  промышленного предприятия – это отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного финансового результата при условии:
    наличия собственного капитала, достаточного для выполнения условий ликвидности и финансовой устойчивости;
    возможности привлечения капитала, в объеме необходимом для реализации эффективных инвестиционных проектов;
    рентабельности вложенного капитала;
    наличия эффективной системы управления финансами, обеспечивающей прозрачность текущего и будущего финансового состояния.
     Таким образом, опираясь на предложенное определение, под финансовым потенциалом в  данной работе подразумевается способность  предприятия достигать поставленные перед ним цели максимизации финансовых результатов деятельности, эффективно оперируя и используя имеющиеся у него финансовые ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗЕТЕЛЕЙ (ПО БАЛАНСУ) НА ПРИМЕРЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ООО «ЛИСТ – ГРУПП»
2.1 Расчет основных коэффициентов ЖКХ
      Поступление финансов на предприятие ЖКЖ включает оплату населения  и субсидии из бюджета.
     Рассмотрим  расчет платы за услуги, предоставляемые  предприятиями ЖКХ населению (Приложение 2):
  1. Плата за газ осуществляется исходя из тарифа (руб./ м3), норматива потребления (м3/чел./м2) и количества проживающих:
= 3,85374*11,00*4 = 169,56 руб.
2.  Плата  за водоотведение:
 или
где
Тс.в. - величина платы семьи за холодное (горячее) водоснабжение (водоотведение), руб./мес.;
Тв - тариф на предоставление единицы услуги, отпущенной холодной (горячей) воды, отведенной сточной жидкости, руб./м3;
Ncp.в. - среднестатистический норматив потребления услуг водоснабжения (холодного и горячего) и водоотведения, м3/чел.;
n - количество  членов семьи; n = 4 чел.;
Тчв - величина платы за предоставление услуг водоснабжения (водоотведения) в расчете на человека, руб./чел.
Горячая вода:
Т с.в. = 216,75*4=867 руб.
В связи с тем, что  два члена семьи  – пенсионеры, данной категории граждан  предоставляется  субсидия – 50% тарифа. Таким образом,
Тс.в. = 216,75*2 + 216,75*2*0,5 = 650,25 руб.
Холодная  вода (с учетом субсидий):
Т с.в. = 70,52*2 + 70,52*2*0,5 = 211,56 руб.
Водоотведение (с учетом субсидий):
Т с.в. = 64,47*2 + 64,47*2*0,5 = 193,41 руб.
3. Плата за электричество по счетчику осуществляется исходя из показаний прибора.
Тариф*кол-во кВт*ч:
=2,10*167 кВт*ч=350,70 руб.
4. Плата за отопление осуществляется исходя из тарифа и кол-ва отапливаемой площади:
= 18,36*66,2 = 1215,43 руб.
5. Плата за содержание и ремонт осуществляется из тарифа и объема отапливаемой площади:
= 17,54*66,20 кв.м = 1161,15 руб.
6. Плата  за капитальный ремонт осуществляется из тарифа и объема отапливаемой площади:
= 1,55*66,20 = 102,61 руб.  

2.2 Предварительный обзор бухгалтерского баланса ООО «Лист-Групп»
     Бухгалтерский баланс служит индикатором оценки финансового  состояния предприятия. Для общей оценки финансового состояния предприятия составляется уплотненный баланс, в котором объединяются в группы однородные статьи, при этом число статей баланса сокращается, что повышает его наглядность.
     Непосредственно из уплотненного баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. К ним относятся:
     Общая стоимость имущества предприятия, равная итогу баланса (строка 300 или 700).
     Стоимость иммобильных (внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I актива баланса (строка 190).
     Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II актива баланса (строка 290).
     Стоимость материальных оборотных средств (строка 210).
     Величина  собственных средств предприятия, равная итогу раздела III пассива  баланса (строка 490).
     Величина  заемных средств, равная сумме итогов разделов IV и V пассива баланса (строка 590 + 690).
     Величина  собственных средств в обороте, равная разнице итогов разделов III и I баланса (строка 490 - 190).
     Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно получить на основе выявления “больных” статей баланса, которые условно подразделяются на две группы:
     1. свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и сложившемся в результате этого плохом финансовом положении: «Непокрытые убытки прошлых лет», «Убытки отчетного года»;
     2. свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия, которые могут быть выявлены по данным аналитического учета или в приложении к балансу предприятия для годовой бухгалтерской отчетности: «Долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок», «Долгосрочные займы, в том числе не погашенные в срок», «Краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок» и т.п.
     Бухгалтерский баланс ООО «Лист-Групп» представлен в табл.2.1.
Таблица 2.1 Бухгалтерский баланс ООО «Лист-Групп», тыс. руб.
АКТИВ Код строки На начало периода На конец  периода
I Внеоборотные активы      
1.1 Нематериальные активы 110 94 84
1.2 Основные средства 120 2632 257
1.3 Незавершенное строительство 130 236 400
1.4 Долгосрочные финансовые вложения 140    
1.5 Прочие внеоборотные активы 150    
Итого по разделу I 190 2962 741
II Оборотные активы      
2.1 Запасы 210 465 610
2.2 НДС 220 628 842
2.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230    
2.4 Дебиторская  задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты) 240 67823 54208
2.4 Краткосрочные финансовые вложения 250    
2.5 Денежные средства 260 1554 57
2.6 Прочие оборотные активы 270 306 484
Итого по разделу II 290 70776 56201
БАЛАНС (I + II) 300 73738 56942
ПАССИВ      
III Капитал и резервы      
3.1 Уставный  капитал 410 1287 1287
3.2 Добавочный  капитал 420 1088 1221
3.3 Резервный  капитал, фон-ды, целевые финансиро-вания и поступления 430    
3.4 Фонд  социальной сферы 440 2252 1017
3.4Убытки 460    
Итого по разделу III 490 4627 3525
IV Долгосрочные пассивы      
V Краткосрочные пассивы      
5.1 Заемные  средства 610   13773
5.2 Кредиторская задолженность 620 68850 39644
5.3 Доходы  будущих период 640    
5.4 Прочие  краткосрочные пассивы 660 261  
Итого по разделу V 690 69111 53417
БАЛАНС (III + IV + V) 700 73738 56942
 
     Из табл. 2.1 видно, что за анализируемый период у предприятия произошло уменьшение стоимости имущества, главным образом в результате уменьшения стоимости основных средств.
     Пассивная часть баланса уменьшилась за счет фонда социальной сферы.
     На  основании данных бухгалтерского баланса ООО «Лист-Групп» (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2) определим коэффициент прироста имущества (Кб) и коэффициент прироста выручки от реализации продукции (Кv ):
     1. Коэффициент прироста имущества (Кб):
                                                        Кб = Бср1 - Бср0 * 100, где (2.1)
                                                                     Бср0
Бср1, Бср0 - средняя величина имущества за отчетный и предыдущий периоды соответственно.
     2. Коэффициент прироста выручки от реализации продукции:
Кv = V1 - V0 * 100, где (2.2)
                     V0
V1, V0 - выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущий периоды.
             Кб = 56942 - 73738 * 100% =  - 22,78%;
                                                                73738
               Кv = 4200 - 5324* 100% = - 26,76%
                                                                           4200
       Отрицательные значения коэффициентов прироста выручки от реализации и прироста имущества свидетельствуют об ухудшении использования средств на предприятии по сравнению с предыдущим периодом.
     Далее рассмотрим структуру активов компании ООО «Лист-Групп». Согласно табл. 2.2 внеоборотные активы уменьшились за счет уменьшения основных средств (вывода из активов зданий, машин и оборудования).
Таблица 2.2 Анализ структуры активов ООО  «Лист-Групп».
Статьи баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу
Внеоборотные  активы 2962 4,02% 741 1,30% - 2221 - 2,72 %
Оборотные активы 70776 95,98% 56201 98,70% - 14575   2,72 %
Итог  баланса 73738 100% 56942 100% - 16 796 0,00
 
     В то же время произошло и снижение оборотных (мобильных) активов предприятия.
     Проанализируем  структуру внеоборотных активов.
     Таблица 2.3 Анализ структуры внеоборотных активов ООО «Лист-Групп».
Статьи  баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу
Нематериальные  активы 94 3,17% 84 11,34% -10 8,17%
Основные  средства, в т.ч. Здания, сооружения и оборудование 2632 88,86% 257 34,68% -2375 -54,18%
Незавершенное строительство 236 7,97% 400 53,98% 164 46,01%
Всего внеоборотных активов 2962 100% 741 100% - 2221 0,00%
 
     Актив баланс характерен тем, что практически  всю его величину (более 90%) занимают оборотные активы. Это говорит о том, что практически всё имущество предприятия мобильно.
     Из  табл. 2.2 видно, что все оборотные активы составляют основные средства, что характерно для предприятий ЖКХ.
     Анализ  структуры оборотных активов представлен в табл.2.4.
Таблица 2.4 Анализ структуры оборотных активов ООО «Лист-Групп».
Статьи  баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу
Запасы 465 0,66% 610 1,09% 145 0,43%:
НДС на приобретенные ценности 628 0,89% 842 1,50% 214 0,61%
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 67823 95,83% 54208 96,45% -13615 0,62%
Денежные  средства 1554 2,19% 57 0,10% -1497 -2,09%
Прочие  оборотные средства 306 0,43% 484 0,86% 178 0,43%
Всего оборотных активов 70776 100% 56201 100% -14575 0,00
 
     Как видно из табл. 2.4, за отчетный период произошло снижение оборотных активов на 14575 тыс.руб. Данное снижение произошло благодаря уменьшению краткосрочной кредиторской задолженности на 13615 тыс.руб. Это положительный момент, т.к. у предприятия имеется хроническая проблема с дебиторской задолженностью в связи с неоплатой населения и некоторых организаций за используемые услуги. Также произошло некоторое увеличение по статье «Запасы» и по статье «НДС на приобретенные ценности».
     Проведем  анализ пассива баланса компании ООО «Лист-Групп» (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5 Анализ структуры пассива баланса ООО «Лист-Групп».
Статьи  баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу
Собственный капитал 4627 6,27% 3525 6,19% -1102 -0,08%
Долгосрочные  заемные средства 0 0 0 0 0 0
Краткосрочные пассивы 69111 93,73% 53417 93,81% -15694 0,08%
Общая стоимость имущества 73738 100,00% 56942 100,00% -16796 0,00
 
     Общее уменьшение источников предприятия составило 16796 тыс.руб. Данное снижение обусловлено как снижением собственного капитала предприятия на 1102 тыс.руб., так и уменьшением краткосрочных пассивов на 15694 тыс.руб.
     Собственный капитал занимает всего около 6% величины всего имущества предприятия, что негативно сказывается на его финансовой устойчивости.
     Для определения характера краткосрочной  задолженности предприятия проведем анализ краткосрочных пассивов (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6 Анализ краткосрочных пассивов.
Статьи  баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу
Краткосрочные кредиты 0 0% 13773 25,78% 13773 25,78%
Кредиторская  задолженность 68850 99,62% 39644 74,22% -29206 -25,4%
Прочие  краткосрочные обязательства 261 0,38% 0 0 -261 -0,38%
Итого 69111 100,00% 53417 100,00% 15694 0,00%
 
     Снижение краткосрочных пассивов произошло благодаря значительному уменьшению статьи «Кредиторская задолженность» (за отчетный период по данной статье произошло снижение с 69111 тыс.руб. до 53417 тыс.руб.). Данная тенденция позитивно отражается на финансовом благополучии предприятия, т.к. происходит снижение самой «дорогой» и самой срочной задолженности.
     Т.к. кредиторская задолженность составляет наибольший удельный вес в заемных  средствах предприятия необходимо более детально изучить состав кредиторской задолженности (см. табл.2.7).
Таблица 2.7 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности.
Статьи  баланса На начало отчетного периода. На конец  отчетного периода, тыс. руб. Изменение
Абсолютное значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб В % к итогу Абсолютное  значение, тыс.руб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.