На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Современный этап экономического развития России характеризуется дефицитом  денежных средств в экономике  и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской  и кредиторской задолженности. Поэтому  вопросы эффективного управления дебиторской  и кредиторской задолженностью имеют  большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента. Проблема низкой ликвидности дебиторской  и кредиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она  расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.
     В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета задолженности  на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в  силу которых у фирмы сложилось  негативное положение с ликвидностью задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы финансовой политики и внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим  состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.
     Целью настоящей работы является комплексное  исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях.
     Объектом  исследования являются методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
 

     

      Теоретическая часть
     1. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия 

     В наиболее общем виде структура оборотных  средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения  в составе его компонентов  прямо или косвенно влияют на его  размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается  как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных  дебиторов вряд ли удовлетворит финансового  менеджера.
     Дебиторская задолженность – важный компонент  оборотного капитала. Под дебиторской  задолженностью понимается задолженность  организаций и физических лиц  данной организации (например, задолженность  покупателей за приобретенный товар  или оказанные услуги, задолженность  подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации  и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.
     Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, это совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или  счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской  задолженности – векселя к  получению, являющиеся по существу ценными  бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера  по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска  неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
     Практически у любого предприятия в ходе хозяйственной  деятельности возникает потребность  в привлеченных средствах. Такие  средства оформляются как кредит и отражаются в финансовой документации предприятия как кредиторская задолженность.
     Трактовка понятия кредиторской задолженности  несколько разнится у разных авторов. Так, по мнению С.Н. Щадиловой, "кредиторская задолженность – денежные средства, временно привлекаемые предприятием как  кредит и подлежащие возврату по месту  выдачи". М.И. Баканов и А.Д. Шеремет  понимают под кредиторской задолженностью "денежные средства, временно привлеченные предприятием в порядке кредита и подлежащие возврату соответствующим юридическим и физическим лицам", т.е. расширяют определение предыдущего автора введением понятий "юридические и физические лица".
     В работе А.К. Шишкина, С.С. Вартаняна и В.А. Микрюкова "Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях" дается еще более развернутое определение кредиторской задолженности: "Суммы долга кредиторам, отраженные в бухгалтерских книгах предприятия, но не подтвержденные векселями, траттами или акцептами (открытые балансовые счета); совокупная сумма долга торговым кредиторам; контрольный счет в главной бухгалтерской книге для отражения общей суммы причитающихся кредиторам остатков по счетам на открытых балансовых счетах, как это отражено во вспомогательной книге (кредиторская задолженность, покупки или кредиторы).
     Кредиторская  задолженность является одним из видов текущих обязательств (если она должна быть погашена на дату отчета или через 12 месяцев после даты отчета, в соответствии со стандартной  бухгалтерской практикой)". [7, c. 76]
     Таким образом, все  авторы сходятся в одном: кредиторская задолженность – это долг предприятия  сторонним организациям или физическим лицам.
     Кредиторская  задолженность – это суммы, причитающиеся  к выплате кредиторам за купленную  продукцию (полученные услуги). В балансе  кредиторская задолженность отражается единой суммой, которая складывается из отдельных сальдо. Кредиторская задолженность, векселя выданные, задолженность  по процентам, задолженность по дивидендам, задолженность по заработной плате  и авансы полученные относятся к  краткосрочным обязательствам.
     Векселя к оплате – это безусловное  письменное обязательство выплатить  определенную сумму в установленное  время в будущем. Причинами векселей выданных являются получение банковских кредитов, покупка активов или  выдача векселей в обеспечение кредиторской задолженности.
     Задолженность по краткосрочным кредитам и займам – непогашенные на конец отчетного  периода суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами в течение 12 месяцев  после отчетной даты.
     Задолженность по процентам – это начисленные  проценты, например, по векселям или  облигациям, краткосрочным кредитам и ссудам. На дату составления баланса  эти начисленные проценты еще  не выплачены.
     Задолженность по дивидендам – это дивиденды, подлежащие выплате акционерам, и они представляют собой распределение прибыли. На дату составления баланса эти  объявленные дивиденды еще не выплачены, и, следовательно, они являются задолженностью компании.
     Задолженность по заработной плате представляет собой  суммы оплаты труда сотрудникам  причитающиеся, но еще не выплаченные  на дату составления баланса. На дату составления баланса заработная плата еще не выплачена в связи  с тем, что срок выплаты заработной платы не наступил.
     Прочая  кредиторская задолженность – это  суммы, причитающиеся к оплате за продукцию или услуги, не связанные  непосредственно с основной деятельностью  предприятия.
     В составе данной задолженности по Международным стандартам бухгалтерского учета (IAS) следует учитывать также задолженность, отражаемую в российской системе учета по расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по страхованию имущества предприятий.
     В соответствии с требованиями IAS следующие  данные относятся к кредиторской задолженности: банковские ссуды и  овердрафты, текущая часть долгосрочных обязательств, кредиторская задолженность  и векселя выданные, задолженность  по выплатам директорам, кредиторская задолженность по расчетам с дочерними  предприятиями, задолженность перед  зависимыми компаниями, задолженность  по налогу на прибыль, задолженность  по дивидендам, и прочая кредиторская задолженность или начисленные  расходы. Значительные суммы, указанные  в вышеперечисленных краткосрочных  обязательствах, должны быть в дальнейшем детализированы для того, чтобы пользователь финансовой отчетности смог понять состав краткосрочных обязательств, отраженных в балансе.
     Существенные  отличия в ведении бухгалтерского учета в соответствии с российской системой учета и IAS заключаются  в сроках и соблюдении принципа отнесения  кредиторской задолженности к соответствующим  отчетным периодам и учетной политике в отношении начисления расходов по процентам. В частности, отличия  по кредиторской задолженности заключаются  в учете безакцептных списаний сумм по решению банка и учете неотфактурованных  поставок.
     Все выплаты и остаток денежных средств  предприятия могут быть выверены по банковским выпискам по состоянию  на дату составления отчетности. Для IAS очень важно, чтобы при такой  выверке выплаты и поступления  денежных средств относились бы к  соответствующему отчетному периоду. В связи с дефицитом наличности в российской экономике процесс выверки усложняется из-за того, что допускается безакцептное списание сумм задолженности, что в свою очередь приводит к тому, что кредиторская задолженность, указанная предприятием в балансе, может быть представлена неверно.
     Безакцептные  списания – это практика, которой  пользуются банки для определения  приоритетов по предстоящим выплатам со счета предприятия. Российские банки  имеют право снять имеющиеся  в наличии денежные средства или  будущие денежные поступления предприятия  для оплаты счетов поставщиков, которые  выставляют свои платежные требования. Таким образом, хотя предприятие  официально не авторизировало выплату  средств, по решению банка имеющиеся  в наличии денежные средства предприятия  передаются для оплаты поставщикам, которые требуют произвести с  ними расчеты. Это приводит к отличиям по статье баланса Касса в финансовой отчетности, составленной в соответствии с российской системой учета и IAS, если не проводятся соответствующие  выверки с банком. [4,c. 81]
     Для крупных и средних российских предприятий характерно наличие  неотфактурованных поставок материальных ценностей или услуг (например, по коммунальным платежам). Недостаточные  связи поставщика с заказчиками, неэффективность контроля за авторизацией отгрузок или технические сложности  с оказанием услуг являются теми причинами, которые приводят к неотфактурованным  поставкам. При отсутствии платежных  документов система внутреннего  контроля предприятия обычно позволяет  выявить пропущенные (неучтенные) счета-фактуры, которые незамедлительно будут  приняты к учету. Однако для большинства  российских предприятий характерно отсутствие адекватной системы внутреннего  контроля, и неучтенные (неидентифифицированные) счета-фактуры могут быть в течение  длительного периода времени  не отражены в бухгалтерском учете.
     Несмотря  на то, что в соответствии с требованиями IAS задолженность должна определяться, исходя из цены приобретения, во многих случаях это не подходит для многих российских предприятий. Поэтому для  тех случаев, когда выявлены неотфактурованные  поставки и нет ни какой возможности  уточнить у поставщика точную сумму  по счету-фактуре, российские предприятия  должны использовать для учета поступлений  либо учетную цену, либо цену аналогичных  товаров. Учетная цена или цена на аналогичные товары должна быть сопоставима  с ценой приобретаемых товаров.
     В соответствии с вышеприведенным  определением, начисленные проценты – это проценты, подлежащие к  уплате, по определенной задолженности, например, проценты по векселям, облигациям, краткосрочным кредитам и займам. На дату составления баланса эти  начисленные проценты могут быть еще не выплачены в связи с  тем, что дата выплаты еще не наступила.
     В соответствии с российской системой учета (РСУ), сумма подлежащих в соответствии с договорами процентов к уплате по облигациям, а также проценты к уплате по векселям должны отражаться в финансовой отчетности соответствующего периода.
     Что касается отражения в отчетном периоде  процентов к уплате за пользование  краткосрочными ссудами и кредитами  то, в зависимости от принятой на предприятии учетной политики, остатки  по полученным займам могут быть показаны в отчетности с учетом причитающихся  на конец отчетного периода к  уплате процентов, либо проценты за пользование  кредитами отражаются в бухгалтерском  учете по мере их выплаты.
     Таким образом, в соответствии с РСУ  начисление процентов в одних  случаях обязательно, в других возможно. Однако на практике не все предприятия  следуют данным принципам учета.
     В соответствии с IAS проценты за пользование  заемными средствами должны быть начислены  в отчетном периоде, так как выгоды (доходы) от использования полученных заемных средств относятся к тому же отчетному периоду. [2,c. 70]
     В этой связи при подготовке финансовой отчетности в соответствии с требованиями IAS, российские предприятия должны начислять  проценты по задолженности и правильно  учитывать их в том же самом  отчетном периоде, в котором они  возникли.
     Для составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями IAS указанные выше отличия могут  быть легко устранены в результате получения необходимых данных по безакцептному списанию сумм, по неотфактурованным  поставкам или услугам, а также  по начисленным процентам. В соответствии с вышеизложенным, сальдо, которые  должны быть отражены в соответствии с требованиями IAS, могут быть получены на основании данных российской главной  книги.  

      
 

     

2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

     2.1. Управление дебиторской  задолженностью

 
     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.
     К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей  сокращения среднего промежутка времени  между завершением операции по продаже  товара и выпиской счета-фактуры  покупателю. Также должны оцениваться  возможные издержки, связанные с  дебиторской задолженностью, т. е. упущенная  выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.
     Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени  – на выписку счета-фактуры и  отправку почтой. Время на выписку  счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки  счета. Очевидно, что компании следует  отправлять счета одновременно с  товаром. Время почтовой доставки –  между подготовкой счета-фактуры  и получением его покупателем. Время  почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации  выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных  почтовых отправлений для крупных  счетов-фактур с вручением в предусмотренные  сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).
     Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда предприятие хочет избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если оно работает в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если товар является скоропортящимся, фирма должна использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
     При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную  надежность покупателя можно оценить  количественными методами анализа  регресса, который рассматривает  изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении  независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда  требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует  тщательно оценивать возможные  потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям  и длительное время не меняет свою кредитную политику.
     Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы  деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.  Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.
     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание  долгов. [5,c. 120]
     При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут  быть первыми, кому выставляются счета  в первый день месяца, тем, чьи фамилии  начинаются на "Б", счета будут  выставлены во второй день и так  далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и  составления.
     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять  гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании  работы. Во всяком случае, необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно.
     Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов: предприятием предлагает продление срока платежей для  стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи  раньше, чем в конце сезона.
     Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую  информацию от финансовых консультативных  фирм. Необходимо избегать высоко рискованной  дебиторской задолженности, такой  как в случае с покупателями, работающими  в финансово неустойчивой отрасли  промышленности или регионе. Также  предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 % коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
     Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления  счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После  того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские  задолженности, с дебиторскими задолженностями  прежних лет, промышленными нормативами  и показателями конкурентов, можно  подготовить отчет об убытках  по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у  малых компаний.
     Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать  ли такую защиту, необходимо оценить  ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и  стоимость страхования.
     Можно перепродать права на взыскание  дебиторской задолженности, если это  приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
     При предоставлении коммерческого кредита  следует оценить конкурентоспособность  предприятия и текущие экономические  условия. В период спада кредитную  политику следует ослабить, чтобы  стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после  того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку  в такие периоды компания, как  продавец, имеет возможность диктовать  условия.
     В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской  задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.
     Анализ  дебиторов предполагает прежде всего  анализ их платежеспособности с целью  выработки индивидуальных условий  представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов  ликвидности могут привести менеджера  к выводу о целесообразности продажи  продукции только при предоплате или, наоборот – о возможности  снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
     Анализ  дебиторской задолженности и  оценка ее реальной стоимости заключается  в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной  задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
     Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду  оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений  средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
     Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей – характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового  менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая  делает невыгодным снижение дебиторской  задолженности без изменения  кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает  коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности  и становится уязвимой со стороны  государственных органов и кредиторов.
     Дебиторская задолженность – элемент оборотных  средств, ее уменьшение снижает коэффициент  покрытия. Поэтому финансовые менеджеры  решают не только задачу снижения дебиторской  задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской задолженностью.
     При анализе соотношения дебиторской  и кредиторской задолженностями  необходим анализ условий коммерческого  кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
     На  уровень дебиторской задолженности  влияют следующие основные факторы:
    оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
    контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
    анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
     Для определения инвестиций в дебиторскую  задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
     Можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит  два подхода:
     1) сравнение дополнительной прибыли,  связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации  продукции; 
     2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской  задолженностей. Данные сравнения  проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии  скидок, доходам и расходам по  инкассации.
     Оценка  реального состояния дебиторской  задолженности, т.е. оценка вероятности  безнадежных долгов – один из важнейших  вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам  дебиторской задолженности с  различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии  статистику, а также прибегнуть к  услугам экспертов-консультантов.
     Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение  разумного соотношения между  дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий  кредитования покупателей, но и условий  кредита поставщиков сырья и  материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного  дохода, получаемого предприятием при  использовании скидок.
     Система скидок способствует защите предприятия  от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует  ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
     Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в  этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности  объясняются возможным увеличением  безнадежных долгов и вложением  денежных средств в дебиторскую  задолженность на более продолжительный  период времени.[9, c.80]
 


     2.2. Управление кредиторской  задолженностью

 
     Для того чтобы, эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.
     Вторым  шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.
     На  третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
     Стратегический  подход
     Для того, чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала.
     Первый  основополагающий вопрос, который в  связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
     Принято считать, что предприятие, которое  пользуется в процессе своей хозяйственной  деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне  не верно.
     С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница  может заключаться в различиях  стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать  чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал  не является "бесплатным", так  как вложения производятся в надежде  получить прибыль, выше той, которую  платят банки по депозитным счетам.
     С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.
     Следовательно, менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:
    максимизации прибыли компании,
    минимизации издержек,
    достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство),
    утверждения конкурентоспособности,
     которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
     Тактические особенности
     Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько  потенциальных возможностей привлечения  заемных средств:
     1) средства инвесторов (расширение  уставного фонда, совместный бизнес);
     2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
     3) товарный кредит (отсрочка оплаты  поставщикам);
     4) использование собственного "экономического  превосходства".
     Средства  инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе изначально собственный капитал может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору.
     Отсюда  следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных  инвесторов: в общем случае их не должно быть больше первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
     Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей.
     Несмотря  на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского  кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией  на все 100%. Если проект, реализуемый  компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень  рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита  всегда будет превышать необходимый  к уплате процент. Банки хотя и  дают предпочтение такому виду обеспечения  предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией  третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также  обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей  стороной. Наличие презентабельных  отчетных показателей, хотя и выступает  обязательным условием для банковского  служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком  финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.
     Товарный  кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций).
     В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего  представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи  с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется  бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости  начисления и уплаты процентного (или  какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег  во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной  выгоды" от торможения оборачиваемости  активов, замороженных в дебиторской  задолженности предприятия. Поэтому  компенсация таких потерь закладывается  в цену товаров, которая может  колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.
     Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании. [10, c.45]
     Экономическое превосходство  очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).
     Экономическое превосходство заемщика перед кредитором может возникать в силу следующих  обстоятельств:
    монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
    различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;
    маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
    покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
     Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических  платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ  без предварительной оплаты и  т. д. Данный вид кредиторской задолженности  нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в  собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.
     Как следствие всего вышесказанного, можно сделать вывод, что менеджеры  компаний в своем стремлении максимально  использовать возможности всех доступных  кредитных средств, в том числе  и в виде задержек по зарплате, нарушения  сроков плановых платежей поставщикам  и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.
     Структурные показатели
     Как уже было сказано выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность, необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный  с оценкой кредиторской задолженности  предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.
     Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент "кислотного теста", который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:
    они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
    расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.