На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анали внутренней и внешней среды предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      
     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     (контрольная  работа, реферат, тесты) 

     по  курсу «Менеджмент» 

       

     тема: Анализ внешней и внутренней среды  организации 

       

       

       

       

       

      
       

     Выполнил:  

       

       

       

     Проверил:___________________  

                                                   _____________________________ 

       Содержание 

     Введение 

     1.Понятие  «предпринимательская среда» 

     2.Анализ  внутренней среды 

     3.Анализ  внешней среды 

     3.1 Внешняя микросреда (среда прямого  воздействия) 

     3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного  воздействия) 

     4. Методы анализа внутренней и  внешней среды организации  

     4.1 SWOT- анализ 

     4.2 SNW – анализ 

     4.3 PEST – анализ 

     4.4 Профиль среды 

     4.5 Метод взвешивания каждого фактора 

     Заключение 

     Список  литературы 

       

     Введение 

       

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. 

     Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться  впервые в работах А. Богданова  и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций  было осознано только в 60-е годы в  условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений  в экономике. Это послужило отправной  точкой для интенсивного использования  системного подхода в теории и  практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться  как открытая система, взаимодействующая  с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению  ситуационного подхода, согласно ему  выбор метода управления зависит  от конкретной ситуации, характеризуемой  в значительной мере определенными  внешними переменными.  

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. 

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией. При этом внешнее  окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь  для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении. 

     Первоначальная  внешняя среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее  время приоритетной является точка  зрения о том, что для того, чтобы  выжить и развиваться в современных  условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней  среде путем адаптации своей  внутренней структуры и поведения  на рынке, но и активно формировать  внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней  среде угрозы и потенциальные  возможности. Это положение легло  в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами  в условиях высокой неопределенности внешней среды.  

       

     1.Понятие  «предпринимательская среда» 

       

     В менеждменте под предпринимательской  средой понимается наличие условий  и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации  принято рассматривать, как состоящую  из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия). 

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется  в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. 

     Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. 

       Однако набор этих факторов  и оценка их воздействия на  хозяйственную деятельность различны  у каждой фирмы. Обычно предприятие  в процессе управления само  определяет, какие факторы и в  какой степени могут воздействовать  на результаты его деятельности  в настоящий период и в будущей  перспективе. Выводы проводимых  исследований или текущих событий  сопровождаются разработкой конкретных  средств и методов для принятия  соответствующих управленческих  решений. Причем, прежде всего,  выявляются и учитываются факторы  внешней среды, оказывающие воздействие  на состояние внутренней среды  фирмы. Макроокружение создает  общие условия существования  организации во внешней среде.  В этой части анализа рассматриваются  политико-правовые, технико-экономические,  социокультурные, экологические  и подобные факторы.  

     Изучение  рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение  потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления. 
 
 

     Рис. 1 Среда фирмы 

     Внутрифирменное управление и управление фирмой как  субъектом рынка — две ступени  в иерархии управления жестко связаны  между собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает  как нечто заданное, внутренняя среда  фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.  

       

     2.Анализ  внутренней среды 

       

     Внутренняя  среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание  ее внутренних переменных. Но для этого  он должен уметь выделять и знать  их.
       Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри  организации. Поскольку организации  представляют собой созданные  людьми системы, то внутренние  переменные в основном являются  результатом управленческих решений.  Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные  полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть  нечто «данное», что руководство  должно преодолеть в своей  работе. Управленческий механизм  ориентирован на достижение оптимального  взаимодействия всех уровней  управления и функциональных  областей управления для наиболее  эффективного достижения намеченных  целей. Основные переменные в  самой организации, которые требуют  внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и  люди.  

       Цели - конкретные, конечные состояния  или желаемый результат, которого  стремится добиться группа, работая  вместе. Основной целью работы  большинства организаций является  получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации.  Гражданский кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих  организаций является извлечение  прибыли. Цели разрабатываются  руководством фирмы и доводятся  до сведения управляющих всех  уровней, которые в процессе  координации совместной деятельности  используют разнообразные средства  и методы для их достижения.  

     Структура организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. 

     Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения  все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др. 

     Все многообразие внутренней среды предприятия  можно свести к следующим укрупненным  сферам: 

     - производство;
      - маркетинг и материально-техническое  снабжение (МТС);
      - НИОКР;
      - финансовое управление, бухучет  и отчетность;
      - общее управление. 

     Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной  структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны  основными информационными потоками в управлении предприятием. 
 

     Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2 
 
 

     Рис. 2 Внутренняя среда фирмы 

              Глубокий и тщательный анализ  внутренней среды является необходимой  предпосылкой принятия управленческих  решений. Экономическая информация  – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы. 
 
 
 

     3.Анализ  внешней среды 

       

     Один  из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших  предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды  для предприятия невозможно переоценить. Именно она “заставляет” искать свою “нишу” в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления  его развития.  

     Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий  и факторов, действующих в окружении  предприятия и влияющих на различные  сферы его деятельности Внешняя  среда зависит от внешних и  внутренних факторов влияния.  

     Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые  организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные  постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько  заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические  изменения, можно утверждать, что  эта организация находится в  более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.  

     Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана  реагировать. 

     Управленческий  аппарат фирмы обычно стремится  ограничить учет действия внешнего окружения  в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит  эффективность деятельности фирмы  на конкретном этапе. Принятие решений  зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды  и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней  среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь  в целом принятой в менеджменте  классификации можно предложить следующую классификацию прямого  и косвенного воздействия: 

     §        Характер и состояние рыночных отношений 

     §        Хозяйственные факторы фирмы 

     §        Регулирование предпринимательской  деятельности 

     §        Общеэкономические 

     §        Общеполитические 

     Первые  две категории факторов относятся  к факторам прямого воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия. 

     Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами 

     §        взаимосвязанность факторов;  

     §        сложность;  

     §        подвижность;  

     §        неопределенность.  

     Как и факторы внутренней среды, факторы  внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней  среды понимается уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Так  же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора  внешнего окружения может обусловливать  изменение других.  

     Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень  силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. 

     Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариантности каждого из них.  

     Подвижность среды – скорость, с которой  происходит изменение в окружении  организации. Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций  изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации  и ниже для других. Учитывая сложность  функционирования в условиях высокоподвижной  среды, организация или ее подразделения  должны опираться на более разнообразную  информацию, чтобы принимать эффективные  решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений  более трудным процессом. 

     Неопределенность  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации. 

     Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве  в целом, непосредственным образом  сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт. 

     Анализ  внешней среды требует постоянного  внимания со стороны менеджеров, поэтому  он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует  конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.  

     Анализ  внешней среды - процесс, предназначенный  для контроля внешних факторов среды  с целью определения перспективных  возможностей организации и грозящих ее опасностей. 

     Внешнюю среду подразделяют на: 

     -       микросреду - среду прямого влияния  на предприятие, которую создают  поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) предприятия, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании;  

     -       макросреду, влияющую на предприятие  и его микросреду. Она включает  природную, демографическую, научно-техническую,  экономическую экологическую, политическую  и международную среду.  

       

     3.1 Внешняя микросреда (среда прямого  воздействия) 

       

     Внешняя среда организации прямого воздействия  – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое влияние  операций организации.  

       

     Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.3 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей. 

       
 
 

       

     Рис. 3 Внешняя микросреда фирмы 

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует  такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность конкретной организации: 

     §        поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;  

     §        государственные органы (организация  обязана соблюдать требования органов  государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов  в сферах компетенции этих органов);  

     §        потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать  потребителя, поскольку ее существование  и выживание зависит от способности  находить потребителя, результатов  своей деятельности и удовлетворять  его запросу);  

     §        конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;  

     §        трудовые ресурсы - часть населения  страны, располагающая совокупностью  физических и духовных способностей, необходимых для участия в  процессе труда.                                 

     Поставщики 

     С точки зрения системного подхода  организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями  входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран  может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания  обменных курсов или политическая нестабильность. Всех поставщиков можно разделить  на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов. 

     Законы  и государственные органы 

     Многие  законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация  имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести  свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство  к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов  или даже полного прекращении  бизнеса. 

     Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации  как косвенное влияние, прежде всего  через налоговую систему, государственную  собственность и бюджет, так и  прямое — через законодательные  акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности  и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов  способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской  деятельности. И таким образом, с  помощью налогов государство  может осуществлять управление развитием  нужных направлений в экономике. 

     Потребители 

     Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную  цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования  организации зависит от ее способности  находить потребителя результатов  ее деятельности и удовлетворять  его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение  в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации  ориентируют свои структуры на крупные  группы потребителей, от которых они  в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения  потребителей, оказывающих влияние  не только на спрос, но и на имидж  фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос. 

     Конкуренты 

     Влияние на организацию такого фактора как  конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия  четко понимает, что если не удовлетворять  нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию  долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а  как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно  продать и какую цену можно  запросить. Недооценка конкурентов  и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно  понимать, что потребители — не единственный объект соперничества  организаций. Последние могут также  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право  использовать определенные технические  нововведения. От реакции на конкуренцию  зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда  и характер отношений руководителей  с подчиненными. Вместе с тем, нужно  отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между  ними соглашений различных типов  от раздела рынка до кооперации между  конкурентами. 

     Трудовые  ресурсы 

     Влияние на организацию имеют уровень  образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность  за выполняемую работу) персонала. Выделяют самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих  персоналом – главной целью которых, является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности  производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки  персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение  вопросов, связанных с обучением  и повышением квалификации. 

       

     3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного  воздействия) 

     Внешняя среда организации косвенного воздействия  – это политические факторы, факторы  демографического,  природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные  события и другие факторы, которые  могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем  не менее, сказываются на них. 

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. 

     Рассмотрим  некоторые из них: 

     Технология 

     Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются  в выходящие. 

     Технология  явля
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.