На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы государственного регулирования рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства  в экономике………………………………………………………5
1.1. Эволюция  идей меркантилизма на вмешательство  государства в экономику…………………………………………………………………………5
1.2. Экономические идеи Томаса Мана………………………………………13
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике……………………….18
2.1.Причины  государственного вмешательства  в экономику………………18
2.2. Функции государства в рыночной экономике………………………….23
Глава 3. Методы государственного регулирования
  рыночной экономики………………………………………………………….36
3.1.Административные  методы………………………………………………..37
3.2.Экономические  методы……………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….47
Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  данной темы не вызывает никаких сомнений, потому что государственное  регулирование играет значительную роль в экономике и в развитии государства. Цель  написания курсовой работы - рассмотреть  роль государства в рыночной экономике и методы государственного вмешательства
Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач:
- стимулирования  экономического роста
- регулирования  занятости
- поощрения  прогресса развития в отраслевой  и региональной структурах и  д.р.
 
 

Объект  исследования - социально-экономические явления жизни государства.

Предмет исследования - процесс управления системой государственного регулирования экономики.

 
Проблема  государственного вмешательства в  экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.
Остается  рыночный путь развития. Однако, в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства  в экономике. 

1.1. Эволюция идей  меркантилизма на  вмешательство государства  в экономику
Вытеснение  натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.
Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов, собственников-предпринимателей и наемных работников.
Основные  представители: Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни  и смерти не известны).
По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть».[№9,с.73]
Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами меркантилистов, как-то:
- золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
- регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
- поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
- протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
- поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
- рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.
[№7, С.76]
Наряду  с этим следует отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли, исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».
Такого  рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813--1814 гг. был аннулирован Статут о ремесленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский Закон о бедных.
Тем не менее ярко выраженная протекционистская экономическая политика государственной власти времен меркантилизма, которая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на превышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально изменила роль торгового капитала в экономике. Дело в том, что при меркантилизме именно благодаря непосредственному участию купцов в национальной промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно перешла под их контроль. Подобное стало возможным еще и потому, что купец «знал рынок, знал объем и качество существующего спроса, он мог, наконец, обеспечивать поставки... товаров, которые использовались в надомном производстве... но так как дорогое оборудование еще не существовало, то купец особенно ничем не рисковал, беря на себя ответственность за производство». Вот почему вплоть до конца XVIII в. промышленное производство в Западной Европе оставалось простым придатком торговли.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в доиндустриальной экономике  меркантилизма еще отсутствовали проблемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэластичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения общественных работ, а также предубеждение.
Таким образом, меркантилизм как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:
    в качестве предмета изучения (экономического анализа) предпочитают рассмотрение проблем сферы обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства;
    в качестве метода изучения используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе внешних проявлений экономических явлений и исключающий возможность системного анализа всех сфер экономики;
    возникновение денег считают следствием искусственного изобретения людей, а сами деньги отождествляют с богатством;
    происхождение стоимости (ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и серебряных денег и их количеством в стране;
    повышение предложения труда увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;
экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.
Ранний  меркантилизм возник еще до великих  географических открытий и был актуален до середины XVI в. На том этапе торговые связи между странами были развиты слабо, имели эпизодический характер. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:
    устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;
    всемерно ограничивать импорт товаров;
    не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство).
Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса».
Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.). Последний, как известно, полагал, что монета «существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Рассуждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.
Однако  во времена раннего меркантилизма, как и в средние века, правительство  занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше товаров. Превращение денег в условный знак, фиксированное соотношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и мировых денег.
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в., хотя отдельные его элементы продолжали проявлять себя и в XVIII в. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными, что во многом было обусловлено поощрением развития национальной промышленности и торговли государством. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: завоевывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам (т.е. невысоким ценам), а также перепродаже товаров одних стран в других странах; допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса; вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса.
Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетаризма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних меркантилистов идею «торгового баланса».
Признавая товарную сущность денег, их ценность поздние меркантилисты по-прежнему усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Однако именно они обусловили переход от металлической к количественной теории денег и системе монометаллизма. И если ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, то поздние -- функцию средства обращения.
Возникновение количественной теории денег стало как бы естественной реакцией на «революцию цен» XVI в., вызванную огромным приливом в Европу из Нового Света золота и серебра и показавшую причинную взаимосвязь изменений количества денег и цен товаров. По убеждению поздних меркантилистов, ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уровень цен на товары прямо пропорционален количеству денег. Они тенденциозно полагали, что увеличение предложения денег, повышая спрос на них, стимулирует торговлю.
Рассмотрим  кратко основные позиции наиболее популярных меркантилистов позднего или, как еще говорят, зрелого периода.
Например, Томас Мен название своей книги  озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Этот автор хотя и признавал, что приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены, тем не менее настаивал только на этом положении. Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта...». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Мен видел в том, что достигнутое увеличение «...в конце концов, после вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз гораздо большего количества денег».[№2,с.138]
Во многом похожие с Т. Меном суждения высказывал Дж. Локк, считавший, кстати, что «богатство»  надо рассматривать не просто как  большое количество золота и серебра, а большее в сравнении с другими странами.
Почти повторил Дж. Локка и Р. Кантильон, утверждая в своем «Очерке  о природе торговли» (1755), что «любое государство, где в обращении  находится больше денег, нежели в  соседних странах, имеет над ними преимущество, пока поддерживает данное изобилие». Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989. С.238
Наконец, следует упомянуть и о так называемом бумажноденежном меркантилисте Дж. Ало, который в своей работе «Анализ денег и торговли» (1705) настойчиво аргументировал положение о том, что небольшое увеличение цены приводит к существенному росту предложения, т.е. о том, что эластичность предложения товаров достаточна высока. Отсюда вполне логичен вывод о возможности значительного воздействия на рост производства посредством увеличения количества денег в обращении.
Сейчас  все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного  метода накопления золотого запаса через  введение огромных пошлин на импорт товаров  и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма.
Но в  данный момент существуют такие страны, которые отказались от этой политики и живут за счет корпораций, которые получают огромные деньги за счет экспорта своей продукции. Т.е. они живут по одному из принципов Адама Смита, который звучит так: "Для любого предусмотрительного главы семьи является непреложным правилом: никогда не пытаться производить дома то, что обойдется ему дороже сделать, чем купить... Если другая страна может поставлять нам товар дешевле, чем обойдется его производство внутри страны, лучше его купить". [№7,с.234]
Потому  что пошлины, которые, по сути, являются ничем иным, как налогами, увеличивают цену товаров, а зачастую и ограничивают их выбор, а после того, как они купят более дешевые импортные товары, они могут покупать товары отечественного производства на сэкономленные деньги или инвестируют их. Импорт заставляет также отечественный бизнес конкурировать за доллар потребителя, производить товары более высокого качества за меньшую цену (посмотрите, что сделали автозаводы США в ответ на японскую конкуренцию). Кроме того, импорт сокращает общий уровень инфляции.
Таким образом, в ходе своего развития, идеи меркантилизма о вмешательстве государства в экономику нашли свое практическое применение.  
 

1.3. Экономические идеи  Томаса Мана

Одним из идеологов развитого меркантилизма  явился Томас Ман. В 1621 году он выпустил «Рассуждения о торговле с Ост-Индией» [A Discourse of Trade from England into the East Indies»], целью которых было оправдание деятельности Ост-Индской компании. Компания создана не только как предприятие, приносящее прибыль своим владельцам (акционерам), но и в качестве инструмента государственной политики. Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из Англии, ибо, в конце концов, это оборачивается ввозом в страну еще большего количества денег. Нельзя брать лишь одну стадию торгового оборота для оценки конечных результатов деятельности какого-то хозяйствующего лица. Для пояснения своей позиции Ман использует «метафору земледельца»: земледелец, разбрасывая зерна (читай «деньги»), рассчитывает на сбор урожая, который не только покроет затраты зерна, но и окупит их сторицей. Иными словами, чтобы увеличить приток драгоценных металлов в страну, нужно вначале потратить какое-то их количество. В 1664 году вышла вторая его книга «Богатство Англии во внешней торговле» [England's Treasure by Foreign Trade»]. Главная идея этой работы состоит в том, что потребление иностранных благ должно быть меньше, чем экспорт отечественных благ.

Ман был  также одним из тех, кто разработал концепцию торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги.

    Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса, являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу. Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:

-  Внешнеторговая  политика. Запрещается ввоз в  страну многих иностранных товаров,  вводятся охранительные и запретительные  пошлины, устанавливаются экспортные  премии; поощряется создание торговых монополий.

- Промышленная  политика. Насаждаются и развиваются  мануфактурные производства, так  как промышленные продукты обладают  большей ценностью, чем первичные  блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.

Томас Ман в своем труде «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией ответ  на различные возражения, которые  обычно делаются против нее» писал: «Торговля  товарами является не только похвальной практикой, которая так достойно осуществляет общение между  народами, но и, как я бы сказал, поистине пробным камнем процветания государства, если только при этом заботливо соблюдаются известные правила».[№10,с.88]

Рассматривая  хозяйство частных лиц, мы можем  считать, что только тот человек  процветает и богатеет, который, имея больший или меньший доход, соответственно соразмеряет свои расходы; он может в таком случае ежегодно производить сбережения для своего потомства.

То  же происходит в тех государствах, которые с большой заботой  и бережливостью стараются продать  больше своих отечественных товаров, чем ввозят и потребляют иностранных товаров; ведь вследствие этого остаток, несомненно возвращается к ним в виде денег. Но если вследствие легкомыслия и расточительности поступают иначе, чрезмерно тратят свои и чужеземные товары, то необходимо вывозить деньги, как средство оплаты этих излишеств; и так, из-за распущенного образа жизни, многие богатые страны крайне обеднели.

Поэтому трудолюбие, которое увеличивает  богатство, и бережливость, которая  его сохраняет, являются поистине верными стражами богатства государства даже в тех случаях, когда сила и боязнь королевских запретов не в состоянии удержать его. Совершенно ясно, что в ввозе иностранных товаров всегда должна быть соблюдаема известная пропорциональность, точно также необходимо учитывать их качество и назначение.»[№2,с.35]

По  мнению И. Плотникова, Томас Ман (1571-1641 гг.) в своем памфлете Рассуждение о Торговле Англии с Ост-Индией (1621 г.) впервые формулирует основные принципы меркантилизма в Англии. Маркс писал о Мане в гл. 10 второй части Анти-Дюринга: Это произведение (Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией.) имеет уже в первом издании то специфическое значение, что оно направлено против первоначальной, защищаемой еще тогда в качестве государственной практики, монетарной системы, поэтому является сознательным обособлением меркантилизма от материнской системы. Уже в своем первоначальном виде это произведение выдержало много изданий и оказало непосредственное влияние на законодательство. В совершенно переработанном автором и появившемся лишь после его смерти издании 1664 г. под названием Богатство Англии во внешней торговле ("England's treasure by forreign trade") оно осталось для последующего столетия евангелием меркантилизма Если у меркантилизма можно найти создающее эпоху произведение, то им несомненно является это произведение". Ман был членом правления знаменитой Ост-Индской компании и правительственного торгового комитета (Commission of trade). В предисловии к "England's treasure by forreign trade" Джон Ман писал о нем: "В свое время он пользовался большой славой среди купцов и хорошо известен был большинству деловых людей, благодаря большому опыту в делах и глубокому пониманию торговли". Его основное произведение - "Богатство Англии во внешней торговле" (6 изданий в XVII и XVIII вв.) А. Смит упоминает в Богатстве народов, где пишет: "Само название книги Мана... стало основным положением политической экономии не только в Англии, но и во всех других торговых странах".[№ 10,с.133]. Кроме двух названных нами и помещенных в сборнике произведений Мана, ему же принадлежит содержащая те же основные идеи Петиция лондонских купцов, торгующих с Ост-Индией, представленная палате общин в октябре 1628 г. Между двумя произведениями Мана: Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией и Богатство Англии во внешней торговле - большое различие не только внешнее, но и внутреннее. Первое произведение в основном представляет апологию и защиту ост-индской торговли против нападок на нее с разных сторон (сторонников монетарной системы и защитников торговли с Левантом). Основные положения меркантилизма высказываются лишь попутно. Напротив, во втором памфлете автор не касается непосредственно ост-индской торговли, а систематически излагает меркантилистическое credo, критикуя сторонников монетарной системы. Первый памфлет представляет интерес еще в том отношении, что он дает довольно отчетливое представление о первых двух десятках лет английской торговли с Ост-Индией (первая поездка в Ост-Индию была организована в 1600 г.;. Сравнение Маном двух путей следования индийских товаров в Европу (по суше от Персидского залива до берегов Малой Азии через турецкие владения и морской путь вокруг Африки от Персидского залива) ясно показывает тот переворот в торговых путях, который привел к упадку итальянские города (а заодно и Левантийскую компанию в Англии) и к экономическому возвышению европейские государства, примыкающие к Атлантическому океану. Интересны также сведения о размерах этой торговли, ее содержании, ценах и т. п.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике.
Прежде  всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование. Согласно общепринятому определению, государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
2.1. Причины государственного  вмешательства в  экономику
Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.
По сей  день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но, что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит отметить, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических  пропорций. При построении системы  государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.
Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов:
- прямое;
- косвенное.
Прямое  регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в  национальное производство в следующих  формах:
- создание новых промышленных объектов;
- национализация убыточных частных предприятий;
- покупка акций частных предприятий.
Прямое  регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически  обусловлено, что прямое вмешательство  государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой.
Общие условия производства создаются  в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством — обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.
Совокупность  же отраслей, которые непосредственно  связаны с созданием общих  условий для воспроизводства  рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляет собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли.
Подобное  разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития, как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны.
Круг  инфраструктурных отраслей и элементов  достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса.
В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство  государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной.
Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли  национального производства.
Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.
Государственное регулирование в долгосрочном аспекте  выступает как экономическое  программирование или прогнозирование  развития отдельных экономических  систем (например, энергетических или  транспортных) либо экономики в целом.
Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным  сектором экономики. Это, прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов.
2.2. Функции государства в рыночной экономике
Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
    - установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
    - поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
    - решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
    - предоставление общественных товаров и услуг
    - стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
    - распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-     экономической поддержки.
    - участие в хозяйственной деятельности.
Установление  и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.
Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные  отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями  и государственными институтами  и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.
Если  права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.
Обеспечение рыночной конкуренции.
 Свободное  предпринимательство не всегда  обеспечивает открытость рынков
для конкуренции. Если компании на определенном рынке  ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.
Данное  министерство является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние  эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).
Когда рынок не может регулировать такие  издержки, государство предпринимает  всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.