На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Античная культура: содержание и особенности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ

 
По  дисциплине: Культуралогия 

По  теме: «Античная культура: содержание и особенности».

    Содержание

 
    Введение……………………………………………………………………………………..
    Характерные черты древнегреческой культуры………………………………….
    Основные этапы развития эллинской  культуры…………………………………
    Культура Древнего Рима……………………………………………………………..
    Список  используемой литературы…………………………………………………… 

Введение  

    Античная  культура Средиземноморья считается  величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2 тысячелетия до нашей эры до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине Х1Х века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале ХХ века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.
    Понятие «античность» появилось в эпоху  Возрождения, когда итальянские  гуманисты ввели термин «античный» для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды. 

    Характерные черты древнегреческой культуры.
 
    Прошли  века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в  свое распоряжение новые факты и  материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «греческое чудо», на котором так  настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. Тен и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, за частую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечества», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.
    Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, - это Запад, это Европа»,- писал А. Герцен.
    Греция  на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор – все различно в каждой из областей Греции», - пишет исследователь греческой культуры. Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.
    Несмотря  на указанные религиозные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры?
    Прежде  всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом.   Космос по–гречески – это не только мир, Вселенная, но не украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И.И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру. Природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.
    Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. В её основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
    Мера  понимается как исходный принцип  существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она – характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», - полагает философ Демокрит. « Меру во всем соблюдай» - рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» - учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Апполона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую культуру, представляя собой одну из основных её категорий.
    Природа Греции сама осуществляет меру -  в  ней ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе – полисе.
    Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию  гармонии между видимыми частями  созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками  и гармония – единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
    Античная  культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина 5 века до нашей эры), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена».
    Математические  расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной  личности античного мира. Идеал, к  которому должен стремиться каждый гражданин  греческого полиса – калокагатия. Прекрасная и хороший, добрый человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение; кто же хорош – сам собой и прекрасным покажется», - выражает эту мысль поэтесса Сапфо (7 век до нашей эры). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени – «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» - все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.
    Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:
    «Всем суждено умереть, и никто предсказать  не сумеет даже на завтрашний день, будет  ли жив человек. Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно… И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. М., 1960. С. 276).
      Античный грек высоко ценил  эти рекомендации. Он был способен  на героические самопожертвования,  но умирая, жалел о том, что приходиться оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самых популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь. Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашенный царем над умершими, готов к жизни, как «поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвым».
    Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.
    Куль  тела определялся и более прагматическими  причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.
    Культ тела был настолько велик, что  нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице  Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.
    Человеческое  тело стало мерилом всех форм греческой  культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики –  теории красоты и гармонии. Греческая  математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.
    Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена – с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и так далее. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации».
    Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм  имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком – для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становиться важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.
    Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные.
    Наиболее  яркими выражениями античного агона  стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 году до нашей эры было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Место Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из сими чудес света. Древние авторы писали, что взглянув на нее, человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа. В священной роще тысячи зрителей разбивали свои лагеря. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и веятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала – праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия – роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась и тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов – бег с факелами.
    Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские  игры в Дельфах, посвященные Апполону, Истмийские в честь дога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «аретэ», и моральное  право властвования над людьми.
    В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы  соперника, выдвигая и доказывая  собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть  убедимым». Отсюда преклонение перед  словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источноком культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели праклический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства – «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.
      Состязательный характер античной  культуры заставляет обратить  внимание еще на одну черту ее – греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов –покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднования факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем – музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она  подарила грекам оливковое дерево) –венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.
    Широкую известность получают и Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.
    Культура  античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство. 

    Основные  этапы развития эллинской  культуры.
 
    В античной Греции процветали различные  виды искусства: архитекторы создавали  величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они также бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.
    История античного искусства включает в себя несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период (3-2 тысячелетии до нашей эры) достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От 11 до 8 века до нашей эры продолжается период, называемый условно «гомеровский». Он характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики гомеровского стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на 7-6 ека до нашей эры, была временем возникновения самостоятельных городов-государств на балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает 5-4 века до нашей эры. В его пределах различают раннюю классику (первая половина 5 века до нашей эры), высокую классику (4 век до нашей эры). Последний период греческого искусства (3-1 века до нашей эры) – эпоха эллинизма – характеризуется широким распространением культуры эллинизма среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима.
    Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тысяч квадратных метров, своей архитектурой предвосхитил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных. Зная  лишь пять красок (черную, белую, голубую, желтую, красную), владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные картины.
    12 век до нашей эры явился  переломным в истории народов,  живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города – Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен. Цивилизация греков-ахейцев была разрушена пришельцами, жившими в условиях первобытнообщинного строя, но уже пользующихся железными изделиями. 12 век – начало пути развития Греции «гомеровской эпохи», формирование нового типа как культуры в целом, так и художественной культура в частности. «Гомеровская эпоха» отмечена прежде всего появлением «Илиады» и «Адиссеи» - великих эпических поэм. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых материальных возможностей становятся народы, более отсталые по общему уровню культуры. Вновь, как это было в начале бронзового века, гибнут города, не строятся дворцы, на многие десятилетия забывается письменность. Изобразительное искусство заменяется художественным ремеслом.
    В этот период – период художественного  ремесла – особо ценился мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные  вещи. Конечно, здесь главным является не изображение окружающего мира и не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, действие человеческих рук, претворяющих природный материал в новую вещь, не существующую в природе.
    Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, и  это означало, что человеческий разум становится более независимым от природы. Некоторые исследователи даже считают, что в форме сосудов выражается стремление создать разумную «очеловеченную композицию». С этих позиций стройность и упорядоченность стиля представляется как «модель мира», единство которой противостоит природному хаусу. Строгий арифметический расчет, ритм и симметрия воплощают идею, которая получила философское и художественное обоснование позднее: с помощью чисел можно не только определить существенные свойства предметов и явлений, но и создать нечто прекрасное, математически выразив правила этой красоты.
    Почвой  для новой более развитой формы  культуры стала греческая мифология  – «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией». На рубеже 8-7 веков до нашей эры создается «Теогония» Гесиода, систематизирующая мифологические повествования древнего грека, дающая космогоническую картину происхождения мира и определяющая важный момент в развитии греческой художественной культуры: бог, герой, мифологические существа получают человеческое обличие. Выразить это можно лишь в изобразительной, а не абстрактно-знаковой форме. К этому времени объем художественной культуры чрезвычайно расширился. Развивается мелкая пластика – терракотовые, костяные и бронзовые статуэтки изображают животных, целые сценки из быта воинов, героев, в некоторых из них можно узнать олимпийских богов. Начинает развиваться монументальная скульптура, скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела. Но вершиной культуры являются шедевры Гомера.
    Истоки  «илиады» и «Одиссеи» Гомера в  далеком времени героев-ахейцев, в микенской культуре. Гомер как  бы пытается передать слушателям видение  давно исчезнувшего мира. Но слепой поэт сумел заглянуть в будущее. Эпические поэмы Гомеры представлябт собой своего рода кодекс морали, утвердившейся в античной культуре на многие века.
    Но  время гомеровских певцов прошло. Уходит в прошлое патриархальный быт мелких поселений. Развивается  земледелие и торговля, растут города. Усложняется мифологическое осмысление эллином мира. В период архаики (7-6 века до нашей эры) прославляются архитекторы, вазописцы и даже рачительные земледельцы. Расцветает поэзия, сужающая представление о настоящей жизни до земных каждодневных радостей в стихах Архилоха, дружеских пиров и мирских наслаждений у Анакреонта, любви и искренности пережитых чувств в лирике Сапфо. Развивается музыка, виды которой дали замечательное сочетание поэзии, ритмического танца, музыкальной формы. В период архаики проявились важнейшие тенденции, характерные для высокоразвитой художественной культуры. В новый этап вступает греческая архитектура, прославившаяся в веках. Особое распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить, что раскрашивался он в синий и красные цвета. Но наиболее полно выражала основные тенденции греческого искусства периода архаики вазопись.
    К середине 6 века до нашей эры высокого уровня достигает так называемая чернофигурная вазопись – черный лак по красной глине. Вазописцы  вырабатывают навыки, позволяющие передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический символ-знак заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы Экзекия. Теперь стройный и упорядоченный космос, передаваемый в «гомеровскую эпоху» геометрическими символами-знаками, раскрывается в наглядных образах.
    Однако  черные силуэты фигур и предметов, и силуэтная чернофигурная роспись  сменилась краснофигурным стилем. В  ней черным лаком закрывался фон, а фигуры людей и предметов  сохраняли светлый, красноватый  цвет глины. На таком фоне легче передавать объём, изображать поворот человеческой фигуры, обозначать глубину пространства, т.е. изображать предметы, расположенные один за другим. Стремление передать человеческий образ, приближенный к реальности, определяют и развивают скульптуры этого периода.
    Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьёзными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. В мировозрении греков на рубеже У1-У вв. до н.э. наметился переход  к качественно новому осмыслению мира и новых форм его художественного выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Прославленный  филосов делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков, память о которых наследовали потомки, были поэтами.
    Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и  художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. Целью его было всестороннее воспитание личности.
    Афины У века поражают размахом монументального  строительства. Менее, чем за два  десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателем Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом их демократического государства. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Замечательные фризы Парфенова, созданы несколькими художниками под руководством великого Фидия. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор замечательной, всемирно известной статуи «Дискобол» и автор уже упоминающегося «Канона» Поликлет. Все они изображали людей такими, какими они должны быть, их герои идеальны.
    Известно, что эпоха архаики выразила себя в лирике. В Афинах У в. до н. э., ставших центром литературного, поэтического творчества, расцвели трагедия и комедия. Трагедия (буквально, «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утвержден общегосударственный праздник Великих Деонисий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.