На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ
         С.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи  инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы  с инфляцией и  безработицей 12
1.3 Международный опыт  регулирования инфляции  и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель  регулирования инфляции  и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией  в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы  с безработицей  в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38 

 


       ВВЕДЕНИЕ
       Актуальность  данной темы заключается в необходимости  исследования связи таких макроэкономических нестабильностей, как инфляция и  безработица, а также способов борьбы с ними. Инфляция и безработица  есть проблемы мирового масштаба. Если государство не предпринимает корректных мер по их решению, это может грозить крахом всей экономической системы. Поэтому государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен есть важнейшая цель макроэкономического регулирования. Эффективность белорусской экономики может быть существенно повышена в случае успешного разрешения проблемы инфляции и безработицы. В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы приоритетными целями заявлен рост уровня занятости населения и прирост индекса потребительских цен не более 5-6%. В связи с этим данная курсовая работа является актуальной и своевременной.
       Цель  работы:
       На  основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи  инфляции и безработицы на высоком  методологическом уровне.
       В ходе написания курсовой работы автор  ставила перед собой следующие  задачи:
    исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
    проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.
       Объект  исследования – социально-экономические  отношения в Республике Беларусь в сфере государственного регулирования инфляции и безработицы.
       Предмет исследования – белорусская модель взаимосвязи инфляции и безработицы.
       Анализ  литературных источников: на основе исследования работ отечественных и зарубежных авторов (Бондарь А., Желиба Б., Калечиц  Д., Егоров А., Сакс Дж. и др.), нормативно-правовых актов Республики Беларусь, статистической и фактологической информации за 2007-2010 годы, информации официальных  сайтов Национального Банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь была проанализирована взаимосвязь инфляции и безработицы и меры борьбы с ними как с теоретической, так и с практической точки зрения.  Особо следует отметить следующих белорусских авторов и их статьи: С.Никитин и М.Степанова - «Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт»;  Д.Калечиц - «К вопросу взаимосвязи инфляции, денег и реального выпуска»; А.Бондарь – «Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла».
       Научная новизна курсовой работы заключается в том, что автор, изучив официальные статистические данные по уровням инфляции и безработицы в республике за несколько лет, объединила их на основе простейшей модели – кривой Филлипса, и сделала вывод.
 

 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
     1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы
     Модель  взаимосвязи инфляции и безработицы  на самом доступном уровне она  представляет собой обратную зависимость  между темпами инфляции и разницей между текущим и естественным уровнями безработицы. Однако имеются  и более сложные модели, учитывающие  также инфляционные ожидания. В данной курсовой работе эти модели будут  рассмотрены в порядке «от  простого к сложному». Перед тем, как непосредственно рассмотреть  их, необходимо ввести понятия инфляции и безработицы. Определение инфляции не является предметом спора экономистов. Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен в стране в течение некоторого времени. [8, с.457] Что касается понятия безработицы, то, согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно не имел работы, искал работу, был готов приступить к работе.
     Простейшей моделью взаимосвязи инфляции и безработицы является так называемая кривая Филлипса. В конце 50-х годов британский экономист Албан Филлипс (1914 - 1974) проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты). Первоначально она имела следующий вид:
     ),              (1.1)[7, с.202]
     где Wt-1, Wt — величины номинальной заработной платы в предыдущий и исследуемый периоды соответственно; Nt — фактическое количество работников; N* — количество работников, соответствующее полной занятости; ? — положительный коэффициент.
     Позднее Пол Самуэльсон и Роберт Солоу объяснили данную связь тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой — ведет к повышению заработной платы и цен. Графическая интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей была названа кривой Филлипса.
     
     Рисунок 1.1 - Простая кривая Филлипса.
     Источник: [8, с.278]
     Аналитически  кривая Филлипса имеет следующий  вид 
     , где:              (1.2)[7, с.227]
     ? – темп инфляции (разница между  фактическим уровнем цен в  данном и прошлом периодах);
       – инфляционные  ожидания (разница  между ожидаемым  уровнем цен в  данном году и  уровнем цен в  прошлом году);
     ? – коэффициент, отражающий степень  реакции инфляции на циклическую  безработицу;
      - фактический уровень безработицы;
      - естественный уровень  безработицы.
     Учет  шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса:
         (1.3) [7, с.204]
     Изменения инфляционных ожиданий () и шоки предложе- 
ния () приводят к ее сдвигу. При снижении ин- 
фляционных ожиданий или возникновении позитивных 
шоков предложения уровень инфляции снизится и кривая сме- 
стится влево вниз. Напротив, при росте инфляционных 
ожиданий или появлении негативных шоков предложе- 
ния кривая сместится вправо вверх.

     Обратная  связь между темпами инфляции и безработицы в модели кривой Филлипса частично объясняется негибкостью рынка труда, который представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификации, местоположению и т.п. Это приводит к тому, что по мере продвижения экономики к полной занятости на одних сегментах рынка труда безработица будет сохраняться практически без изменения, в то время как на других будет отмечаться неудовлетворенный спрос. В них будет происходить рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.
     Другое  объяснение кривой Филлипса заключается  в том, что производителям и трудящимся (особенно монополиям) легче добиваться повышения цен и заработной платы в периоды роста экономики. Высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую зарплату, что разрывает инфляционную спираль "зарплата-цены". Кроме того, плохая экономическая конъюнктура препятствует желанию производителей повышать цены. В противоположной ситуации, по мере приближения к полной занятости происходит рост спроса на дополнительные факторы производства. Следствием этого становится рост зарплаты, обгоняющий рост производительности труда. Раскручивается инфляционная спираль "зарплата-цены". Во времена экономического подъема монополиям также легче повышать цены на продукцию. Результатом этих процессов будет ускорение темпов инфляции.
     Если  в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь инфляции и безработицы, то в долгосрочном такой четкой связи не наблюдается. Опыт второй половины XX в. показал, что одновременно могут существовать и высокие темпы инфляции, и значительный уровень безработицы. Для объяснения данного явления были выдвинуты две теории. Первая из них – теория адаптивных ожиданий.
     Основоположник монетарной школы Милтон Фридмен (1912 - 2006) и кейнсианец Эдмунд Фелпс (р. 1933) преобразовали простую кривую Филлипса с учетом:
    естественного уровня безработицы;
    существования инфляционных ожиданий у индивидуумов;
    ориентации экономических агентов на реальную, а не номинальную зарплату.
     Уравнение модифицированной кривой Филлипса выглядит следующим образом:
     где:              (1.4)[7, с.210]
       – ожидания будущей  инфляции;
       – фактический  уровень инфляции  в предыдущем периоде;
       – ожидания относительно  инфляции в предыдущем  периоде;
       - коэффициент, показывающий возможности субъектов адаптироваться к изменяющимся условиям.
     Адаптивные инфляционные ожидания есть ожидания будущей инфляции, сформированные хозяйствующими субъектами на основе предшествующих уровней инфляции; изменение этих ожиданий происходит медленно. Люди в своих предположениях относительно предстоящих тенденций в экономическом развитии руководствуются прошлым и настоящим опытом и изменяют ожидания лишь по мере того, как эти тенденции набирают полную силу. Изменение цен в будущем, которое влияет на темп роста номинальной заработной платы, экономические агенты в настоящий момент времени определить не могут. Экономические агенты могут только строить ожидания по поводу изменений, которые произойдут в будущем.
     Согласно  данной модели, в долгосрочном периоде уровень безработицы не зависит от уровня изменения заработной платы. Это значит, что в долгосрочном периоде кривая Филлипса есть вертикальная линия на уровне естественного уровня безработицы.
     Адаптивные  инфляционные ожидания имеют существенные недостатки. Во-первых, такие ожидания предполагают наличие систематических ошибок, во-вторых, этот механизм означает наличие временного промежутка, во время которого инфляционные ожидания приспосабливаются к фактическому уровню инфляции.
     Следующей моделью, описывающей взаимосвязь  инфляции и безработицы, является кривая Филлипса с точки зрения теории рациональных ожиданий (Роберт Лукас, Томас Сарджент).
     Данная  теория объединяет кейнсианские и неоклассические подходы к модели кривой Филлипса. Её предпосылки:
    все рынки являются высококонкурентными
    заработная плата и цены являются гибкими
    экономические субъекты функционируют как с учетом доступной для них информации прошлого периода, так и на основании своих предвидений результатов будущей экономической политики. При этом их прогнозы не содержат систематических ошибок.
     Уравнение кривой Филлипса в условиях рациональности ожиданий:
                     (1.5)[8, с.282]
     где ? - случайная ошибка прогноза.
     Согласно  теории рациональных ожиданий, экономические субъекты осознают принципы функционирования экономики и рационально используют имеющуюся у них информацию для максимизации собственных выгод. Они учитывают последствия проводимой правительством макроэкономической политики и действуют так, чтобы она не повредила их интересам, во многом нейтрализуя тем самым действия правительства. Экономика развивается "елочкой": происходит переход на все более и более высокие кривые Филлипса.
     
     Рисунок 1.2 – Цикл развития экономики «елочка».
     Источник: [8, с.282]
     Кривая  Филлипса не будет иметь стандартный  наклонный вид даже в краткосрочном  периоде.
     Стабилизационные  действия правительства в краткосрочном периоде приведут к желаемым результатам только в случае неожиданных изменений условий хозяйствования («политика сюрпризов»), из-за чего у экономических агентов возникнут информационные проблемы. Но в целом дискретная политика государства неэффективна, так как хозяйствующие субъекты полностью информированы обо всех событиях в экономике и полностью предвидят их последствия, равно как и последствия своих собственных действий, поэтому их поведение рационально.
     Из  модели Роберта Лукаса следует, что использовать инфляцию в борьбе с безработицей можно лишь в качестве кратковременной тактики, но не как постоянную стратегию. Эта же модель позволяет выбрать наиболее эффективную методику борьбы с инфляцией.
     Чтобы погасить рост цен, следует смириться  с временным повышением безработицы - происходит движение по нисходящей траектории "елочки". Если правительство пользуется доверием, то уже начальные мероприятия  по борьбе с инфляцией изменят  инфляционные ожидания граждан, которые  перестанут закладывать в свои долговременные планы рост цен. В результате инфляцию удастся уменьшить почти без  снижения занятости.
     
     Рисунок 1.3 – Движение по нисходящей траектории «елочки».
     Источник: [8, с.283]
     Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непредсказуемое увеличение предложения денег будет аналогичной той, которая изложена в концепции адаптивных ожиданий. Разница заключается в том, что для сокращения безработицы ниже естественного значения и дальнейшего поддержания ее на этом уровне все денежные вливания должны быть не неожиданными, а непредсказуемыми даже с учетом всей имеющейся информации.
     Подводя итог, можно сказать, что в современной  экономической теории рассматривается  три основных модели взаимосвязи  инфляции и безработицы – кривая Филлипса как базис, отправная точка  для дальнейших исследований, а также  неоклассическая модель адаптивных ожиданий Фридмена-Фелпса и объединяющая кейнсианские и неоклассические  подходы модель рациональных ожиданий Лукаса-Сарджента. В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном периоде традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале. Главное различие между последними двумя моделями состоит в толковании инфляционных ожиданий. В первом случае инфляционные ожидания формируются исходя только из прошлого опыта индивидов, а во втором они учитывают также и будущее повышение цен. 

     1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей
     Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде  данные направления противоречат друг другу. Однако, как свидетельствует  международный опыт, в долгосрочном периоде возможно поддерживать и  инфляцию, и безработицу на приемлемом уровне одновременно.
     Целью государственной политики занятости  является поддерживание естественного  уровня безработицы. В масштабах  экономики его можно представить  как средневзвешенную уровней естественной безработицы, определённых для различных  демографических групп, причем в  некоторых группах этот уровень  выше, чем в других.[10, с.542]. Также для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина, взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические колебания. При таком расчете естественный уровень безработицы за период с 1948 по 1985 года в США составил 5,6%. На конец 90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой он составлял примерно 6,5-7% рабочей силы.
     Теоретически  меры правительства по воздействию  на уровень безработицы делят  на активные и пассивные. Активные мероприятия направлены на повышение уровня занятости. Это можно произвести как стимулированием совокупного спроса, так и ограничением совокупного предложения. К мерам, стимулирующим совокупный спрос, относится, прежде всего, создание дополнительных рабочих мест, а также [6, с.115-116], [11, с.207-208]:
      организация системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и самих предприятий;
      регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
      расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
      осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, оказанию услуг по ремонту и др;
      создание рабочих мест для подросткового и молодежного труда;
      субсидии по занятости, организации своего дела;
      стимулирование самостоятельной занятости населения в сфере предпринимательства, малого бизнеса, фермерства.
     К мерам, ограничивающим совокупное предложение, относятся:
    увеличение продолжительности школьного образования;
    расширение дневной формы обучения;
    увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков;
    создание фондов и разработка специальных программ занятости;
    установление нормативных актов тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений;
    индексирование заработной платы.
     К пассивным мерам по уменьшению размеров безработицы относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичное возмещение безработным их потерь в доходах, создание системы социального страхования и др.
     Очевидно, что данные меры направлены на решение  проблем, связанных с различными видами безработицы: фрикционной, структурной, циклической и др. Наиболее важной представляется задача устранения циклической  безработицы. При ней возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
     Антиинфляционная  политика государства представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному  на ограничение инфляции. Эти меры можно разделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного  характера, и тактические, ориентированные  на получение краткосрочных результатов. Вначале следует рассмотреть общие стратегические меры, устраняющие причины инфляции. К ним можно отнести [17, с.106]:
    оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
    наведение порядка в капиталовложениях с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);
    нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
    активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп (комбинации двух противоположных конверсионных сделок на одинаковую сумму с разными датами валютирования) или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;
    конверсию военного производства;
    развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.
     Наряду  с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры (тактика) по содержанию инфляции и превращению ее в регулируемую, так как для преодоления инфляции требуются годы. Имеется два варианта антиинфляционной тактики в зависимости от состояния экономики:
    дефляционная политика. В зависимости от выявленных причин инфляции могут применяться следующие меры дефляционной политики: ограничение или полное прекращение эмиссии денег правительством, сокращение объемов кредитования банков путем установления норм обязательного резервирования и повышения процентной ставки по кредитам, снижение государственных расходов, контроль за скоростью оборота денежной массы, ведение политики, направленной на поддержание стабильного обменного курса национальной валюты и другие. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого "перегрева" экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;
    политика доходов. Она применяется при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и заключается в ограничении государством платежеспособного спроса населения с помощью контроля над заработной платой и ценами. Так как рост издержек производства, а, следовательно, и заработной платы, является причиной инфляции, необходимо контролировать увеличение зарплаты работников, не допуская ее необоснованный рост. По причине ограничения доходов населения данная политика не является популярной, она может привести к забастовкам, простоям производственного процесса, что может повлечь еще большее увеличение издержек производства. [11, с.81]. Тем не менее политика доходов является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.
     К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения  и сдерживание инфляции, можно отнести [17, с.107]:
        ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует о том, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;
        оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов — банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п. Характерно, что во Франции после второй мировой войны устанавливался лимит обязательной покупки государственных ценных бумаг частными банками. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;
        гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует о том, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;
        совершенствование денежного обращения. На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены денежные реформы. Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции.
     Наиболее  эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В  то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую. Такая скрытая инфляция десятилетиями поддерживалась в Советском Союзе, что привело к тотальному дефициту товаров, процветанию спекуляции, а в конце концов – к экономическому кризису.
     Таким образом, политика борьбы с безработицей предусматривает активные (направленные на повышение занятости) и пассивные (направленные на компенсацию последствий  безработицы) меры. Основными принципами являются ограничение предложения  рабочей силы и повышение спроса на труд. Меры антиинфляционной политики подразделяются на стратегические и  тактические. К стратегическим относятся  наиболее общие меры: устранение структурных  перекосов, убыточных предприятий; развитие рынка услуг; конверсия  военного производства; совершенствование  налоговой системы и др. – они  подготавливают почву для последующих  тактических мер. Имеется два  варианта антиинфляционной политики: дефляционная политика (направлена на ограничение роста денежной массы) и политика доходов (направлена на снижение платежеспособного спроса населения). К первоочередным мерам, направленным на снижение инфляции, относятся: ограничение роста заработной платы; размещение государственных ценных бумаг; гибкое регулирование деятельности банков; денежные реформы и др.
     1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы
     Как утверждал Милтон Фридмен, «устойчивого компромисса между инфляцией  и безработицей не существует, поскольку  имеется естественный уровень безработицы, соответствующий реальным факторам.<...> Безработицу можно удерживать ниже этого уровня лишь с помощью ускоряющейся инфляции или выше этого уровня –  с помощью ускоряющейся дефляции». Значит, чтобы постоянно поддерживать уровень занятости выше естественного, необходимо непрерывно стимулировать  инфляцию, переходить от одного темпа, к которому привыкли экономические  субъекты, к новому, - еще более  высокому. По мнению монетаристов, необходимо убрать с повестки дня политики государственного регулирования лозунг о стремлении к полной занятости. В конечном счете, государственная политика стимулирования экономического роста и искусственного поддержания занятости выше естественного  уровня ведет к утрате контроля над  инфляцией.[15, с.58-59]
     До 30-х годов в западной экономической  теории господствовала денежная трактовка инфляции. Она рассматривалась прежде всего как результат излишнего (по сравнению с потребностями товарооборота) количества бумажных денег в обращении. Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей тогда в результате войн и связанной с ними экономической разрухи, сводилась, как правило, к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, чаще всего в форме послевоенных денежных реформ, ведущих к замене обесценившихся старых денег новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.
     Глубокий  экономический кризис 1929-1933 гг. опрокинул привычные подходы. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, обосновывающее необходимость активного участия государства в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Применительно к инфляции кейнсианцы отбросили тезис об ее чисто денежном происхождении и признали ее многофакторность. Кейнсианство подразумевает полезность низкой инфляции для стимулирования производства и деловой активности. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии, особенно в периоды экономических кризисов и спадов.
     После Второй мировой войны экономическая  политика всех ведущих капиталистических  стран опиралась на кейнсианскую теорию. Используя ее, правительства  этих стран добились достаточно быстрого экономического роста; однако параллельно усиливалась инфляция, которая в 70-х годах перешла из ползучей формы в галопирующую и стала экономической опасностью номер один. В результате авторитет кейнсианской теории упал. Вперед вышли другие теоретические концепции, прежде всего монетаристская теория, которая в противоположность кейисианству категорически отрицает активное вмешательство государства в рыночную экономику. В соответствии с идеями монетаристов задача государства сводится к равномерному увеличению количества денег в обращении (примерно на несколько процентов в год), что должно обеспечить нормальное развитие рыночной экономики.
     В 80-90-е годы Мировым Валютным Фондом (МВФ) были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две программы финансовой стабилизации: ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования смешанных программ).
     Ортодоксальная  программа опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса [13, с.18]:
    уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета; повышение налогов; поддержание высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;
    упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);
    уменьшение государственной собственности за счет приватизации;
    максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета (желателен профицит) и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.
     Гетеродоксная программа опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, "экономики предложения", "структурной инфляции"). Она исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства.
     К основным предлагаемым мерам относятся [13, с.18]:
    временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (политика доходов);
    либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;
    стимулирование производства путем значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов;
    участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;
    государственный контроль монополистических процессов - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США - антитрестовскую политику;
    регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;
    государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики;
     Опыт  показывает, что наиболее удачные  результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной - достаточно ортодоксальной политики.
     В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен.
     В развивающихся странах используются также более специфические меры - поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.
     Мировой опыт свидетельствует, что такие  меры смягчают отрицательные экономические последствия высокой инфляции и социально-политическую напряженность в обществе.
     Регулирование инфляции и безработицы будет рассмотрено на примере Великобритании. На иллюстрации ниже видно, что до конца 1970-х годов уровень инфляции превышал уровень безработицы. Это было связано прежде всего с нефтяным шоком 1973 года. С 1979 по 1993 год меры правительства были направлены на борьбу с инфляцией, а конкретно на сдерживание роста денежной массы. Резкое повышение курса фунта стерлинга в 1980 году также повлияло на снижение инфляции. Быстрое реагирование на валютном рынке в сочетании с вялой регулировкой заработной платы и цен привело к росту уровня безработицы в этот период. Однако после Великобритания пришла к низкому уровню инфляции и низкому уровню безработицы.
     
     Рисунок 1.3  Инфляция и безработица в  Великобритании в1973-2003гг
     Источник: [18]
     Также показателен пример Новой Зеландии, где был взят курс на таргетирование инфляции. Переход  к  инфляционному  таргетированию –  это изменение  основ  денежно-кредитной  политики.  До  инфляционного таргетирования экономические агенты Новой  Зеландии  несли  ощутимые  издержки,  связанные  с более высоким уровнем инфляции по сравнению с уровнем  в  странах – основных  торговых партнерах. Именно поэтому  сначала  в  обществе  возникла  потребность  в низком уровне инфляции, а потом в ответ на эту потребность  вводились  элементы  инфляционного  таргетирования. Причем в низком уровне инфляции было  заинтересовано не только население, в наибольшей степени страдающее от инфляции, но и реальный и финансовый сектора  экономики.  В  результате  в  рамках  реформы  центрального правительства в 80-х годах центральному банку было поручено обеспечить низкие и устойчивые темпы инфляции. В первые годы инфляционного таргетирования  широкая  общественность  сомневалась  в  возможностях центрального банка достичь целевых показателей инфляции,  однако  в  Новой  Зеландии  было  понимание необходимости  придать  высший  приоритет  цели  по инфляции  и  соответственно  иным  целям  денежно-кредитной  и  валютной  политики –  качественно  более  низкий  приоритет. Что  касается безработицы,  то на первой  стадии  введения инфляционного таргетирования практически во  всех  странах фиксируется ее  рост. Однако,  в  Новой Зеландии в 90-х годах наблюдалось устойчивое снижение уровня  безработицы.
     Таким образом, касательно инфляции Мировым  Валютным Фондом было разработано два  варианта антиинфляционной политики: ортодоксальная и гетеродоксная. Наиболее удачные результаты получаются от применения смешанных программ. Гетеродоксная  политика используется в случае высокой  инфляции, ортодоксальная – в случае умеренной.  Важнейшим условием успешного  развития экономики, низкой безработицы  и инфляции является наличие и  функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающего подстройку производства под запросы потребителей. Закономерность, отраженная в кривой Филлипса, проявляется  достаточно четко в крупнейших развивающихся  странах, например, Индии. В высокоразвитых же странах такой закономерности не наблюдается.
 

     
       2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ
       2.1 Белорусская модель  регулирования инфляции и безработицы
       Отличительной чертой макроэкономических процессов  в Республике Беларусь является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к  рыночной. При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран  СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской  модели социально ориентированной  рыночной экономики. Главное отличие  состоит в том, что наше государство  пошло не по пути шоковой терапии, а применило политику градуализма. Как известно, стержнем экономической  политики при шоковой терапии  является борьба с инфляцией путем  проведения жесткой денежно-кредитной  политики; градуалисты же считают  первостепенно важным избежать массовой безработицы и резкого падения  уровня жизни населения. [2, с.355-356] Поэтому в рамках сегодняшней белорусской модели развития рыночных условий складывается также и белорусская модель регулирования инфляции и безработицы.
       Для анализа ситуации, сложившейся в  стране, можно использовать простейшую модель взаимосвязи инфляции и безработицы  – кривую Филлипса.
     Рисунок 2.1 – Долгосрочная кривая Филлипса для Республики Беларусь в 2000-2009гг 
     Источник: собственная разработка
     Следует отметить, что упрощенная модель, представленная выше, использует статистические данные из официальных источников. В период с 2000 по 2003 год кривая Филлипса имела свой классический наклонный вид. Имели место снижение инфляции и увеличение безработицы. Начиная с 2003 года и инфляция, и безработица снижалась вплоть до 2006 года, в котором наблюдался их минимум. Однако затем наблюдалось повышение темпов инфляции и снижение уровня безработицы. В эти годы в республике сложился особенный, инфляционный тип поддержки занятости. Это во многом объясняется социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен. Имеется множество путей взаимовлияния инфляции и безработицы. Например, можно провести такую логическую цепочку: кадровая политика не позволяет проводить массовые увольнения работников – это ведет к переводу их в режим неполного рабочего времени, предоставлению им административных отпусков – так как заработная плата остается на прежнем уровне, то наблюдается снижение выработки при стабильности издержек – это ведет к росту себестоимости продукции и к росту уровня цен. Таким образом, инфляция увеличивается, но и в сфере занятости появляется проблема неполной занятости.
       Однако  последствием финансового кризиса  стал некий перелом в экономической  ситуации. Наблюдаются тенденции  к снижению уровней инфляции и безработицы. Уровень инфляции в 2008 году составил 13,5%, в 2009 под дефляционным воздействием мирового кризиса снизился до 10,1% (на декабрь месяц). В октябре 2010 года инфляция составила 7,9% по отношению к декабрю 2009 года, однако к новогодним праздникам ожидается традиционное повышение цен. (Известно, что инфляция подвержена сезонному фактору: пик роста цен обычно приходится на зимние месяцы, что связано с выдачей новогодних премий, «тринадцатых зарплат» рабочим. Летом же инфляция снижается по причине снижения на плодоовощную продукцию) [4, с.15].
       Таким образом, трансформационная экономика  Республики Беларусь имеет особенности  в отношении государственного регулирования  инфляции и безработицы. Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в 2006  году: 6,6% инфляции и 1,2% безработицы. Последствием мирового финансового кризиса стало снижение уровня инфляции. Официальная статистика на сегодняшний день демонстрирует благоприятную ситуацию – одновременное снижение уровней инфляции и безработицы. Однако следует отметить, что методология расчета уровня безработицы не соответствует методологии МОТ и существенно занижает действительный показатель. Поэтому представленная выше модель не может корректно отразить настоящего положения дел.
       2.2 Борьба с инфляцией  в Республике Беларусь
       Как свидетельствует зарубежный опыт, в  рыночной экономике избавиться от инфляции невозможно. Экономисты отмечают, что  целесообразно удерживать инфляцию на умеренном уровне – в пределах 10% в год. Считается, что такая  ползучая инфляция оказывает положительное  воздействие на экономику. Следовательно, целью правительства является преобразование текущей инфляции в умеренную, управляемую. Для этого используется комплекс мер антиинфляционной политики, довольно подробно описанных в первой главе  курсовой работы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.