На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     В современной России в условиях рыночной экономики на одно из первых мест выходит конкурентоспособность и эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого экономического субъекта, в связи продолжающейся интеграцией в экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение.
     Россия - часть мировой экономики, и это  свершившийся факт. Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.
     Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
     Тема  выпусконой работы на сегодня является актуальной, т.к. в исследовании проблем конкурентоспособности предприятий организации, фирмы и ученые системно не занимались разработкой теории управления конкурентоспособностью, так как они под нею понимают фактическую (сложившуюся) конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке. Ее не надо прогнозировать, поэтому не нужна никакая теория. Этот подход сомнителен, особенно для переходной экономики, не имеющей отлаженных механизмов рыночных отношений. Экономика предприятия в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности на уровне организаций. Этот вывод поддерживается различными учеными, по данным которых практически все показатели, характеризующие конкурентоспособность экономики, имееют весьма невысокий уровень.
     Целью работы является разработка путей повышения  конкурентоспособности предприятия .
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
    проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
    разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
     В качестве объекта исследования выбрано предприятие пищевой промышленности города Камышина ОАО «Камышинпищепром».
     Предметом исследования являются организационно-экономические отношения,возникающие в процессе деятельности предприятия, а также роль оценки конкурентоспособности как основы для разработки путей по её повышению.
     Работы  состоит из двух глав.
     В первой главе выпускной работы рассмотрены  теоретические основы конкуренции  и конкурентоспособности в организации; факторы и резервы обеспечения конкурентоспособности предприятия; типы рыночных ситуаций, виды конкуренции; взаимосвязь конкурентоспособности с различными уровнями управления.
     Во  второй главе работы рассмотрены организационная характеристика предприятия ОАО «Камышинпищепром»,его основные показатели деятельности; методические основы оценки конкурентоспособности предприятия; предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия.
     В заключении сделанные обоснованные выводы.
     Практическая  значимость: результаты выпускной работы могут быть использованы при определении направлений работы по повышению конкурентоспособности ОАО «Камышинпищепром», а именно в :
    развитии внутреннего рынка и рост ВВП;
    росте экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния сырьевых рынков;
    стабильных налоговых поступлениях в бюджет;
    рациональном использовании природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
    сохранении и развитии научно-технического потенциала;
    занятости населения;
    социальнай и политическай стабильности;
     Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка литературы и приложений. 

 

      1 Конкурентоспособность предприятия
       1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 

     В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования
     В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
     Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (Таблица 1).
            Таблица 1 - Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность».
Автор Определение
М. Гельвановский В самом общем  смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [ 10]
Р. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Р.Ф. Фатхутдинов Свойство объекта, характеризующееся степенью реального  или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Е. Дж. Визер Способность фирмы  приобрести, сохранить и увеличить  долю на рынке
 

     Продолжение таблицы 1
П.У. Зулькарпаев, Л.Р. Ильясова Интегральная  конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю
М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури Выраженная  компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем  ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей
     Однако  в современной экономике все  чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (Рисунок 1).
     
     Рисунок1 - Пирамида конкурентоспособности
     Надо  отметить неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обусловливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявления национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.
 

      1.2 Сущность факторов и резервов конкурентоспособности предприятия 

     Факторы конкурентоспособности предприятия. Многоугольник конкурентоспособности.
     Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А. Дайана  и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень  конкурентоспособности  по восьми факторам. Это:
    концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
    качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
    цена товара с возможной наценкой;
    финансы - как собственные, так и заемные;
    торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
    послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
    внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
    предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
     Оценка  возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности » (Рисунок 2). 


          Рисунок 2 - Многоугольник конкурентоспособности: сплошная и пунктирная линии-различные предприятия
     Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы  друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (Рисунок 2 - предприятия А и Б).
     Весьма  схожую точку зрения высказывают  и отечественные экономисты. В  частности, К «ключевым факторам рыночного успеха» относят: «финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей».
     Анализ  же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных  и слабых сторон как в своей  деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной  стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.
     Ряд других авторов, анализируя факторы  конкурентоспособности предприятия, предлагают иные принципы систематизации. В частности, предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.
     Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют:
    коммерческие условия - возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
    организация сбытовой сети - расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик релейшенз»;
    организация технического обслуживания продукции - объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.;
    представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции;
    воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.
     На  конкурентоспособность предприятий, перерабатывающих сырье, оказывают  влияние, прежде всего, такие факторы, как величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости других производственных ресурсов - рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии; состояния конъюнктуры рынка конечного продукта переработки сырья, динамики цен в результате колебаний спроса и предложения, расходов на транспортировку сырья к месту переработки или потребления; формы коммерческих и других связей между производителями и потребителями.
     Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где  и как эти товары потребляются.
     Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, М.Портер представляет в виде нескольких больших групп:
     Людские ресурсы - количество, квалификация и  стоимость рабочей силы.
     Физические  ресурсы - количество, качество, доступность  и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
     Ресурс  знаний - сумма научной, технической  и рыночной информации, влияющей на  конкурентоспособность  товаров  и услуг и сосредоточенной  в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
     Денежные  ресурсы - количество и стоимость  капитала, который может быть использован  на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
     Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
     Отраслевые  особенности, безусловно, накладывают  свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.
     Все факторы, влияющие на  конкурентоспособность  предприятия, М.Портер предлагает делить на несколько типов.
     Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы - это природные ресурсы, климатические  условия, географическое положение  страны, неквалифицированная и полуквалифицированная  рабочая сила, дебетный капитал.
     Развитые  факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.
     Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.
     Гораздо большее значение для конкурентоспособности  имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.
     Особенностью  развитых факторов является то, что, как  правило, их трудно приобрести на мировом  рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной  деятельности предприятия. Успехи предприятий  многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов.
     Развитые  факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного  преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.
     Другим  принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся  на общие и специализированные.
     Общие факторы, к которым М.Портер относит систему автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.
     Специализированные  факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.
     Следует отметить, что эти факторы связаны  с использованием такого подвижного вида капитала, каким является венчурный  капитал.
     Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.
     Специализированные  же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения  конкурентоспособности . Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.
     Из  сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия  при наличии у него развитых и  специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
     Следует отметить, что критерии отнесения  факторов к развитым или специализированным постоянно ужесточаются. Это результат  воздействия НТП. То что сегодня  считается на уровне развитого фактора (скажем научные знания), завтра будет отнесено к основному. Аналогично и со степенью специализации (к примеру тех же научных знаний). Здесь также наблюдается тенденция к повышению. «Она имеет место также и у людских ресурсов, инфраструктуры и даже источников капитала». Поэтому ресурс фактора как основа долговременного конкурентного преимущества обесценивается, если постоянно его не совершенствовать и не делать более специализированным.
     Создание  факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.
     Нужно отметить следующую важную особенность. Выше указано, насколько велика роль существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их развивают сами фирмы и предприятия, как наиболее знающие что им нужно  именно сейчас для обеспечения конкурентного преимущества. Правительственное же финансирование создания факторов ориентируется на основные и общие факторы, как создающие базу для факторов более высокого порядка.
     Мировой опыт показывает, что государственные  меры по совершенствованию специализированных и развитых факторов, как правило, терпят неудачу из-за не динамичности самой государственной системы.
     Конечно, создавать и совершенствовать сразу  все типы факторов невозможно. То, какие  факторы создаются, совершенствуются и эффективно используются, зависит от характера спроса на рынке, наличия и возможностей родственных и смежных предприятий, характера конкуренции и целей самого предприятия.
     Как мы уже отмечали, факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня  конкурентоспособности  самого предприятия.
     Факторы могут воздействовать как в сторону повышения  конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности . Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности . Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются. 

     Резервы конкурентоспособности предприятия
     В отличие от факторов, процесс превращения  потенциальных возможностей повышения  конкурентоспособности  в реальную действительность составляет содержание использования этих резервов.
     В экономической литературе различают  два основных понятия резервов.
     Во-первых, резервы как планируемые запасы, наличие которых в производстве и обращении необходимо для непрерывного развития производства как на уровне любого субъекта хозяйствования, так и на макроэкономическом уровне.
     Во-вторых, резервы как неиспользованные возможности развития субъекта хозяйствования. Именно эти резервы, обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда; эффективным использованием сырья, материалов; умением максимально воспользоваться рыночной ситуацией и формальными условиями деятельности и представляют особый интерес.
     Резервы  конкурентоспособности  не следует  смешивать с резервами как  запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной  продукции. Дело в том, что одно и  то же предприятие, обладая одним и тем же запасом товарно-материальных ценностей, одного качества и состава, может создавать продукцию абсолютно разной  конкурентоспособности . И это будет определяться не только и не столько количеством и качеством запасов сырья, полуфабрикатов и т.п., а тем, насколько эффективно и адекватно рыночной ситуации будет использоваться внутренний потенциал предприятия.
     Поэтому, думается, было бы правомерно всю совокупность резервов  конкурентоспособности  предприятия подразделить на потери, обусловленные нерациональным использованием собственного потенциала и условий внешней рыночной среды, и новые возможности, порождаемые развитием техники, технологии, передового опыта, способов хозяйствования, изменяющимися рыночными и нерыночными условиями деятельности.
     При этом следует отметить, что в известной  степени резервы  конкурентоспособности  самого предприятия обуславливаются  его макроэкономическими резервами, выступающими как условия, определяющие в известных пределах структуру  и величину внутренних резервов конкурентоспособности предприятия.
     Потенциальные возможности повышения  конкурентоспособности  предприятия, прежде всего, связаны  с устранением всякого рода нерациональных потерь имеющихся ресурсов и неиспользованных возможностей рыночной ситуации.
     Известно, что потери, непроизводительные затраты и неиспользованные возможности обусловлены нерациональным использованием всего потенциала предприятия в условиях существующей технологии, техники, определенных форм организации труда, производства; условий конкретной среды конкретного рынка; социально-экономической и политической обстановки в мире и стране.
     Однако  сводить понятие резервов  конкурентоспособности  только к ограниченному понятию  «потерь» в корне неверно. Потенциальные  возможности повышения  конкурентоспособности  не сводятся лишь к устранению потерь, хотя эта работа и важна.
     Понятие резервов  конкурентоспособности  гораздо шире и многоаспектнее. Наличие  неиспользуемых резервов  конкурентоспособности  далеко не всегда является свидетельством недостаточного внимания к ним. К моменту их анализа многие возможности, выступающие в дальнейшем как резервы, еще не сложились, не сформировались и поэтому не могли быть учтены. Научно-технический прогресс, связанный с ним рост квалификации кадров и появление новой техники, технологии и продукции - непрерывный процесс. Поэтому в каждый данный момент времени возникает разрыв между учтенными и новыми возможностями производства и рыночной ситуации. Этот разрыв и проявляется в виде наличия резервов  конкурентоспособности , то есть неиспользованных возможностей.
     Следует отметить, что состав резервов не является постоянным, застывшим. Непрерывное  появление новых конструкций  изделий, новых прогрессивных технологий и самой техники, форм организации  производства и управления деятельностью предприятий, новых рыночных ситуаций и форм конкуренции обуславливает возникновение новых видов резервов и необходимость их выявления, учета и использования.
     Резервы  конкурентоспособности  как неиспользованные возможности связаны, с одной стороны, с особенностями использования отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, что также немаловажно, с использованием факторов внешней рыночной среды. Последние включают резервы использования «формальных правил игры», устанавливаемых государством, и резервы использования самих рыночных механизмов, также формирующих отношение потребителей к предприятию.
     Исходя  из такого подхода, предлагается классификация  резервов повышения  конкурентоспособности  предприятия по 5-ти основным группам, представленная ниже
     Классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия представленна в таблице 2.
            Таблица 2 – Классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия
Группа Вид Классификация
I Резервы использования рыночной ситуации
    резервы использования налоговых льгот;
    резервы использования государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;
    резервы использования государственной системы страхования деятельности;
    резервы использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;
    резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования
II Резервы использования  организационного потенциала предприятия
    резервы повышения  эффективности рекламы;
    резервы использования научно-технического потенциала предприятия;
    резервы сертификации;
резервы предприятия  по постпроизводственному обслуживанию продукции
 

     Продолжение таблицы 2
III Резервы использования  производственно-технологического потенциала предприятия
    резервы использования основных фондов
    резервы совершенствования технологии производства
    резервы улучшения материально-технического обеспечения;
    резервы улучшения монтажных и пусконаладочных работ;
    резервы улучшения погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг
IV Резервы использования  финансово- экономического потенциала предприятия
    резервы финансовой устойчивости предприятия
    резервы инвестиционной привлекательности предприятия;
    резервы использования ценовых факторов повышения  конкурентоспособности  предприятия, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены; сроков и объемов гарантий)
V Резервы использования  кадрового потенциала
    резервы уменьшения потерь рабочего времени
    резервы повышения квалификации кадров;
    резервы повышения творческой активности кадров
 
     1.3 Типы рыночных ситуаций, виды конкуренции 

     В условиях рыночной экономики предприятия, обеспечивая выпуск продукции требуемого потребителю качества, действуют  в конкурентной среде, являющейся неотъемлемой чертой рынка. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на допуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют возможные конкурентные структуры в распространенной стратегии рынков (Таблица 3).
 

      Таблица 3 - Характеристика основных типов рынка
Параметры Виды  конкуренции
 
 
Совершенная конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Количество  предприятий, производящих продукт Много независимых предприятий; нет контроля по рынкам Много предприятий, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги Один продукт  и одно предприятие
Контроль  над ценами Контроля нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние «ценового лидера» Практически полный контроль
Товарная  дифференциация Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству Товары и  услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для  отдельных продуктов. Мала для стандартизованных Отсутствует
Уровень усилий для входа на рынок Относительно  легкий вход и выход Относительно  легкий вход и выход Трудный вход, часто  требующий больших инвестиций Очень трудный вход и выход
     Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуг (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т. п.). Здесь одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встретится только но ограниченному кругу товаров или услуг.
     Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары
     В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента (например, по новизне, уникальности, универсальности, надежности, качеству, низкой цене и экономичности в использовании и др.).
     Олигополистпическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.
     В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компании, железнодорожный транспорт, трубопро-и т. п.). Чистая монополия может возникать и на основе других форм собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства литературы и т. п.), рыночные приоритеты (например, зарегистри-янный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы и различные виды информационной собственности и т.п.). Роль сдерживающего монополию регулятора выполняет государство.В России существуют и действуют антимонопольное законодательство-и антимонопольный комитет, в США – антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется и в других с рыночной экономикой .
     Рассмотренные в таблице 2 типы рынков и конкуренции в чистом виде встречаются сравнительно редко и распространяются на весьма ограниченный круг товаров и услуг. В реальных условиях чаще встречаются такие ситуации на рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную конкуренцию, но-и с точки зрения факторов и параметров имеют смешанный характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции важно для методически осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия, структура которой представлена на рисунке 3.
 

     
Предприятия, вступающие на данный рынок           Предприятия, производящие товары-заменители
         
Угроза новых конкурентов           Угроза товаров-заменителей
 
 
  Предприятия отрасли    
 
Давление  поставщиков   Конкуренция с предприятиями отрасли   Давление потребителей
 
 
           
 
Поставщики       Потребители
продукции на отраслевой рынок           продукции
     Рисунок 3 - Структура конкурентной среды предприятия
     Конкурентная  среда, т. е. изучение и вариативный  анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим  товарам и услугам, необходимы для  целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включает значительное количество факторов и показателей.
     Анализ  характеристик основных конкурентов  целесообразно проводить по следующим направлениям.
     Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.
     Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; многовариантность в использовании; габариты; упаковка; уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок; престиж торговой марки и др.
     Цена  и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы и сроки платежа; условия кредита; политика ценообразования конкурентов в отношении освоенных в производстве и создаваемых изделий и услуг.
     Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты); каналы сбыта; степень охвата рынка; эффективность размещения складских помещений, системы контроля запасов, системы транспортировки и др.
     Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов изделий, обучение и подготовка персонала; продвижение по каналам торговли (организация ярмарок и выставок, продажа на конкурентной основе, премии торговым посредникам, купоны, демонстрация товаров в действии и рекомендации по их использованию, использование средств электронной рекламы и коммерции) и др.
     Объективная оценка положения предприятия в  конкурентной среде должна проводиться по всем функциям, подразделениям и направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы, маркетинг, менеджмент). При этом различают несколько видов конкуренции и конкурентоспособности: функциональная, видовая., предметная.
     Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворении данным товаром наряду с товарами других предприятий конкретной потребности, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, велосипед как средства транспорта; штанги, гири, эспандеры как спортивные товары и т. п.).
     Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется хотя бы один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей у велосипеда, количество диапазонов частот у радиоприемника и т. п.).
     Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. Такая конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности, между предприятиями, производящими продовольственные товары.
     Изучение  конкурентной среды, деятельности конкурирующих пред-Вриятий и конкурентоспособности продукции позволяет выявить достижения предприятия в этой среде, его сильные и слабые с точки зрения конкурентоспособности стороны. Для этого необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования с тем, чтобы оценить положение на рынке предприятия и выпускаемой продукции в сравнении с конкурентами.
     Термин  «конкурентоспособность организации», часто используемый в настоящее время, имеет несколько трактовок. Так, под конкурентоспособностью организации предложено понимать способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточные для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильной и эффективной оргпнизации. 

     1.4 Сущность конкурентного преимущества 

     С понятиями «конкурентоспособность»  и «конкуренция»тесно связан и термин «конкурентное преимущество» - фундаментальное понятие в теории конкуренции, отражающее характеристики товара, марки или предприятия над конкурентами в рыночной борьбе. Конкурентное преимущество организации (фирмы) – превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Эти свойства, или атрибуты, могут быть самыми различными и относиться как к самому базовому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства и сбыта, специфичным для фирмы или товара. Чтобы добиться успеха и процветания, любая фирма должна найти источники этого превосходства, создать условия для его устойчивости и на этой основе разработать конкурентную стратегию.
     Фактор  конкурентного преимущества – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.
     Конкурентное  преимущество с позиции субъекта рынка – это его активы и различные характеристики (например, для фирмы – оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию права собственности на сырье и материалы и т.д.), дающие ему преимущества над соперниками в конкуренции.
     В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ, т. е. формирования устойчивых преимуществ высокого ранга: патентованной технологии, дифференциации продукции, репутации предприятия, тесных связей с потребителями.– длительное время одна из самых актуальных задач.
     Тактический фактор конкурентного преимущества фирмы – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие фирмы. Стратегический фактор конкурентного преимущества фирмы – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества фирмы может быть не менее двух лет.
     С позиции конкурентных преимуществ  конкурентоспособность рассмотрел М.Портер и в дальнейшем сформировал идею «национального ромба». "Национальный ромб" характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества , компоненты которой содержатся не только во внутренней среде предприятия , но и в его внешнем окружении,и,находясь во взаимодействии , взаимно усиливают или ослабляют уровень конкурентных преимуществ предприятий страны. Эти детерминанты представляют собой условия для факторов; стратегии фирм, их структуру и соперничество, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли, а также характер внутренней конкуренции и действий правительства (Рисунок 4). Каждый детерминант формируется особым образом, под влиянием на него других детерминантов. Конкурентное преимущество , основанное на одном либо двух детерминантах, также возможно, но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество не является устойчивым, обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм
     
     Рисунок 4 - Национальный ромб М. Портера
     Действие  каждого фактора зависит от трех остальных. Слабая позиция любой  из составляющих ограничивает возможности  развития в целом. Вместе с тем  позиции в ромбе взаимно усиливают  друг друга и образуют единую систему. Эти факторы и их связи при системном подходе обуславливают возникновение национальной конкурентной среды и выход на уровень международной конкуренции
     Поэтому преимущества по каждому в отдельности  из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.
     Из  изложенного выше подхода ясно видно, на сколько велика роль правильного  выявления и использования факторов  конкурентоспособности .
     М. Портер определяет конкурентоспособность  фирм местом, которое она занимает в системе национального хозяйства. Причем во многом связывает с успехом  или неуспехом в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.
     «Фирмы  добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции  в своей отрасли и выходя с  ними на рынок, что можно назвать  одним словом - "нововведение"» М. Портер классифицировал источники конкурентного преимущества с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга (дешевая рабочая сила или сырье) довольно легко могут получить и конкуренты. Также на нижних ступенях иерархии находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от применения технологий, оборудования или методов, взятых у конкурентов (или доступных им). Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров и услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время5.
 

      1.5 Взаимосвязь конкурентоспособности с различными уровнями управления 

     На  наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность организации» в широком смысле характеризуется  экономической и политической ролью организации в масштабе страны. Методологически уровень конкурентоспособности организации должен определяться степенью возможности реализации основных целей организации в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ организации должны корреспондироваться с её основными задачами: экономическими, политическими, социальными и др.
     Правомерно  выделить, определить содержание и  особенности понятия «экономическая конкурентоспособность» организации. Концепция повышения конкурентоспособности фирмы в системе  экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие организации (с обеспечением благополучия населения города и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс .
     Количественно уровень экономической конкурентоспособности  организации может быть определен ее долей национального рынка, что во многом зависит от объемов её экспорта и внутреннего потребления
     Ряд авторов также отмечают, что в каждой стране должна быть собственная концепция макро-, мезо- и микроэкономического регулирования конкурентоспособности. Отсутствие такой в России - одна из основных причин нынешнего состояния нашей экономики. "Экономика России неконкурентоспособна только потому, что неконкурентна макроэкономическая политика, проводимая правительством". При этом важно не только разработать макроэкономическую стратегию обеспечения конкурентоспособности, но и четко структурировать ее, исследовав главные составляющие конкурентных преимуществ на разных уровнях. Это в свою очередь может послужить основанием для выстраивания стратегии повышения конкурентоспособности как всей хозяйственной системы, так и отдельных ее элементов.
     Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом связывать с конкретным уровнем управления. На каждом из уровней действуют различные субъекты конкуренции.
     Исходя  из общего положения о связи характеристик  конкурентоспособности и уровня, на котором ведется соревнование между отдельными субъектами конкурентной борьбы, можно выстроить методологию исследования конкурентоспособности.
     Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
    микроуровень, объединяющий конкретные виды продукции,
    производства, предприятия;
    мезоуровень - отрасли и корпоративные объединения предприятий и фирм;
    макроуровень - народнохозяйственные комплексы.
     При этом микро- и мезоуровень могут иметь как национальный, так и международный масштаб.
     В соответствии с предлагаемой методологией анализа изучению подлежат не только конкурентоспособность как таковая, но и отчетливо различающиеся  аспекты микро- , мезо- и макроконкурентоспособности. В каждом из этих направлений исследования используются специфические подходы и методы, свои наборы показателей.
     Единого сформулированного общепринятого  определения конкурентоспособности  нет, несмотря на кажущуюся очевидность  содержания данной категории и ее близость к категории эффективности. Экономическая наука предлагает различные определения конкурентоспособности и различные подходы к ее измерению. Проблема конкурентоспособности является сложной, многоуровневой. Поэтому ее решение невозможно только на микро- или макроуровне. Конкурентоспособность определяют качество среды и действующих в ней механизмов.
     Исходя  из вышесказанного, универсально и  независимо от уровня проявления, конкурентоспособность  можно определить как имманентную экономическому субъекту способность участвовать в рыночной экономике в условиях конкуренции при росте доходов, расширении производства, повышении уровня и качества жизни участников экономического процесса.
     Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или фирме, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. В ходе уже давно продолжающихся дискуссий по поводу определения национальной конкурентоспособности единые подходы так и не выработаны, хотя экономическая конкуренция становится все острее, и, соответственно, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов все возрастает.
     Макроконкурентоспособность  представляет собой наиболее сложную для оценки категорию, выражающую зависимость от множества разнообразных, трудно классифицированных факторов, многие из которых оцениваются экспертными методами.
     Очень важно для предприятия при  выработке стратегии четко определить целевой рынок своей деятельности. При этом рынок может быть мировым, национальным или отраслевым. Резервы правильного выбора целевого рынка возможно выявлять на основе анализа соответствующих показателей рынков или сегментов этих рынков, где предприятие может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать свою производственную программу.
     При определении резервов целевого рынка  обращается особое внимание на стадию жизненного цикла продукта, так как  на одном рынке или сегменте рынка  возможен спрос на товары рыночной и технологической новизны, на другом рынке - на товары традиционные, находящиеся в стадии зрелости и требующие небольших усовершенствований, на третьем - может выявиться проблема срочного изъятия товара с рынка в связи с появлением на нем принципиально новых изделий.
     В современных условиях, когда мировой  рынок и национальные отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов рынка и  выявление в связи с этим резервов предприятия за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей.
     Сегмент рынка - это часть конкретного  товарного рынка, на котором определенная группа потребителей ориентируется  на определенную модификацию продукта. В основе сегментации рынка лежит положение о том, что отдельное предприятие в условиях конкурентной борьбы не в состоянии удовлетворить все потребности в определенном товаре и должно ориентироваться в своей деятельности на те сегменты, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения его  конкурентоспособности .
     Сегментация рынка в зависимости от целевой  функции может быть различной. Выделяют географическую, демографическую сегментацию; сегментацию по социально-психологическим  факторам; сегментацию по группам  конкретных потребителей (разовые покупатели, постоянные покупатели, потенциальные покупатели и т.п.) и ряд других.
     Тесно связаны с резервами правильного  выбора целевого рынка и его сегмента резервы оценки условий деятельности на целевом рынке. Эти резервы  могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий интересующих рынков и их сегментов, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции, рентабельности.
     В группу резервов использования рыночной ситуации отнесены и резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно использует возможности повышения своей  конкурентоспособности  за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы, связанные с использованием различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности; резервы использования системы государственных дотаций, субс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.