На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация финансирования инновационных проектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





 

Организация финансирования инновационных проектов
Курсовая  работа 

 

Оглавление

 

Введение

 
     Актуальность  темы исследования. Инвестиционная деятельность признается всеми учеными и практиками существенным элементом экономического развития.
     Однако  в связи с тем, что в последнее  десятилетие прошлого века отечественное  хозяйство находилось в глубоком структурном кризисе, осложненном  мощнейшим инфляционным давлением, инвестиции осуществлялись преимущественно  на пополнение оборотных активов хозяйствующих субъектов. В результате воспроизводственные процессы были лишены необходимых средств и материально-техническая база национального хозяйства имеет высокий уровень износа, как физического, так и морального.
     Необходимость развития инновационной сферы в направлении, соответствующем современным требованиям функционирования национального хозяйства, обусловлена следующими причинами:1
     Во-первых, она является существенным фактором, обеспечивающим масштабы и характер воспроизводственных процессов в экономике страны.
     Во-вторых, развитие этой сферы приводит к развитию целого комплекса отраслей и производств, входящих в первый концентр сопряжения, то есть обеспечивает повышение инновационной активности во всей макроэкономической системе страны и тем самым создает предпосылки для роста национального инновационного потенциала.
     В связи с этим проблемы, связанные  с расширением масштабов инвестиционной деятельности как ресурсной основы инновационных процессов и повышением эффективности управленческих решений в данной сфере, следует считать очень важными и приоритетными. Существенная роль в решении данных проблем принадлежит теоретическим и методологическим подходам к экономической оценке инновационных проектов.
     Однако  существующие официальные методические материалы по экономической оценке проектных решений базируются на принципах, не в полной мере соответствующих требованиям рыночной экономики. Например, в них не используется показатель рентабельности; отсутствуют четкие правила отбора проектов для финансирования и их сравнительного анализа; методика расчета эффективности инновационных проектов крайне запутана и не ясна.
     В результате отбор инновационного проекта  зачастую осуществляется просто волевым  решением административных структур.
     Не  менее важной проблемой является отсутствие четких теоретических и  методических положений, позволяющих  оценить инновационный проект с  позиций возможностей его практической реализации и его итогового воздействия  на положение организации.
     В данном случае имеется в виду формирование прямого инвестиционного потока — имущественные и финансовые вложения в создание и практическую реализацию проекта и обратного инвестиционного потока, отражающего параметры возврата вложенных средств. Этот аспект находит лишь слабое отражение в системе дисконтирования затрат и результатов инвестирования.
     Однако  при этом никоим образом не используются возможности оптимизации параметров инновационного проекта за счет создания рациональной конфигурации его реализации в пространстве и во времени, что существенным образом снижает обоснованность проектных решений, равно как и решений, связанных с осуществлением проекта в реальной жизни.
     Цель  и задачи исследования. Целью работы является развитие теоретико-методических основ финансирования инновационных проектов коммерческими банками, обеспечивающих более обоснованное принятие управленческих решений по выбору варианта их кредитования на основе повышения корректности экономической оценки.
     Для достижения указанной цели в процессе исследования поставлены следующие задачи:
      Рассмотреть Предметом исследования являются процессы финансирования инновационных проектов.
     Объект  исследования — банковская система Российской Федерации.
     Методологическую  основу составили научные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономической оценки инвестиционных и инновационных проектов.
     Общей методологической базой решения поставленных в работе задач является системный подход, основу которого составляют принципы диалектического материализма, требующие изучения явления в развитии, единстве и целостности. При выполнении работы использовались методы экономико-математического моделирования, экономического, терминологического, экспертного анализа и др.
     Информационную  базу исследования составили справочные материалы Росстата РФ; первичная информация об инновационных и инвестиционных проектах, предлагаемых различными организациями коммерческим банкам для кредитования; сборники научных трудов и материалы научных и научно-практических конференций по вопросам анализа инновационных процессов.
 

Глава 1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации

§ 1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития

 
      В современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.
      Производство высокотехнологической конкурентоспособной продукции сейчас становится еще и одним из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений и освоения мировых рынков. Это крайне выгодный бизнес и важнейший фактор для развития современного рынка труда.
      Учитывая  эти обстоятельства, следует отметить, что жизненной необходимостью для  России становится успешное овладение и эффективное использование современных технологий и инновационных разработок.
      В этих целях Президентом страны, по предложению Правительства в  мае 2006 года утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.2
      Инструментом  реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база».3
      Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения.
      При этом точечное воздействие со стороны  государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.
      Мега-проекты  изначально рассматривались как  модель государственно-частного партнерства, в рамках которого государство финансирует начальную, рисковую стадию проекта, а инвесторы вместе с разработчиками затем доводят продукт до рынка и возвращают свои затраты при значительном росте объемов продаж продукции.
      Для государства, при этом, важны не только прямой эффект от возврата денег в виде налогов и других отчислений в госбюджет, но и косвенный, такой, как создание рабочих мест, решение социальных и экологических проблем.
      Более того, через мега-проекты предпринимательский  сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технической но и с экономической точки зрения.
      С 2005 г. до настоящего времени выполнялось 18 проектов, ориентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и освоение новых высокотехнологичных рынков.4
      В качестве результативного примера  можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конструкционных материалов.
      В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов  наукоемких производств высокотехнологичной  металлопродукции для обеспечения строительства и эксплуатации магистральных газо-и нефтепроводов разработаны и внедрены экономичные легированные, высокопрочные и хладостойкие стали с двухкратным повышением эксплуатационных характеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом до 1 млрд руб. в год.5
      Важнейшие инновационные проекты, кроме вышесказанного, выявили и ряд проблем, тормозящих динамику развития высоких технологий. К таким проблемам можно отнести распределение прав на создаваемую интеллектуальную собственность, удовлетворение новых требований к кадровому обеспечению специалистами в области инновационного менеджмента, инженерными работниками.
      Как и во всех странах нацеленных на технологическое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как «породнить» ученых и бизнесменов. От этого союза ожидается экономический рост, формируется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую волну экономического роста, но и как придать ей высокотехнологичный характер.

§ 1.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа

 
      Важнейшие инновационные проекты — это  инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: государственно-частное партнерство, где задача науки это новые разработки, миссия государства — комфортные условия, а роль бизнеса — материализация разработок.
      Такого  рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613).
      Важнейшие инновационные проекты государственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение» были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов.
      Статус  важнейших инновационных проектов государственного значения был определен во время принятия решения об их организации двумя обстоятельствами: 6
      масштабность, с точки зрения объема финансирования, который на два порядка превышал среднюю стоимость НИОКР;
      значимость, то есть решение наиболее важных научно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
      Первые  государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены весной 2003 года.
      Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.
      Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд руб. (3,68 млрд руб. — бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г.
      К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.7
      Минпромэнерго реализует 5 проектов общей стоимостью 5,4 млрд руб., от вложенных бюджетных средств на сумму 1,9 млрд руб. на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6,9 млрд руб. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции на 15,1 млрд руб. без дополнительных бюджетных расходов. 

      
 

      Рисунок 1 - Инновационный проект «Уплотняющие и огнезащитные композиты» (2003-2006 гг.) 

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения» (рис. 1) (головной исполнитель ЗАО «Унихимтек», Москва).
      Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (рис. 2) (головной исполнитель ЗАО «Нанотехнология МДТ», Зеленоград).
      
 

      Рисунок 2 - Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» 

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербург).
      Освоены новые рецептуры высококачественных сталей и сварочных материалов в рамках импортозамещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буровых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строительных конструкций. Данные технологии имеют двойное назначение.8
      Важнейший инновационный проект государственного значения «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции» (головной исполнитель ОАО «ОАО «НПК «Механобртехника», Санкт-Петербург).9
      На  базе универсальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энергосберегающей переработки пластмассовой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины.
      Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург второй очереди мусороперерабатывающего завода.
      Важнейший инновационный проект «Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт» (головной исполнитель ОАО «Ленинградский Металлический завод», Санкт-Петербург).
      Конечным  результатом выполнения работ явилось  освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную эксплуатацию.
      Кроме того, освоение производства газотурбинной установки ГТЭ-160 для ПГУ-230 (ТЭС Банхида, Венгрия).
      Успешный  опыт создания первой отечественной  парогазовой установки большой  мощности ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2, совпавший по времени с разработкой РАО «ЕЭС России» концепции технического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходимость внедрения перспективных парогазовых технологий на базе отечественного оборудования. В результате заключены новые контракты на поставку ПГУ-450 на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 Мосэнерго и на поставку ПГУ-325 на Ивановскую ГРЭС.10
      Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора» (головной исполнитель ООО «Научно-инженерный центр «Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко», Санкт-Петербург).
      Реализация проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотурбинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рынке оборудования для перекачки топлива по магистральным газопроводам, электроэнергетики, транспорта.
      Контракт  расторгнут в июле 2006 г. из-за несоблюдения исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансового обеспечения проекта. Всем остальным требованиям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую очередь, технологической значимости, данный проект соответствовал.
      Подобные  вопросы заставили проанализировать пути совершенствования подходов к  отбору и реализации важнейших инновационных проектов.
      В настоящее время Минобрнауки  приступило к реализации Федеральной  целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
      Здесь общий объем финансирования проекта  за счет средств федерального бюджета  должен составлять около 1 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования проекта.
      Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет. Не исключается возможность участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний, и, что еще более важно, национальных — по всему миру.
      В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта  обязаны после его окончания  обеспечить ежегодное 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
      
 

      Рисунок 3 - Важнейшие инновационные проекты — инструмент масштабной коммерциализации технологий 

      Индикаторами  выполнения являются:11
      объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
      объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
      число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников;
      число внедренных в экономику передовых технологий;
      число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов.
      Таким образом, будет осуществлена и уже  осуществляется полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
      В ФЦП на 2007-2012 гг. приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламентированы процедуры их отбора и реализации.
      Научно-технологической  основой и связующим звеном между  поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования (рис. 3).
      Срок  реализации комплексного проекта 2-3 года, объем финансирования за счет средств федерального бюджета 50100 млн руб. в год, доля средств внебюджетных источников — не менее 25% от общего объема.  

 

       Таблица 1. Важнейшие инновационные проекты ФЦНТП: паритетное финансирование инвестиций (млн руб., в текущих ценах) 

     Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Суммарный объем финансирования 946 1614 2722 2022 1090 138 50 308
Бюджетные средства 620 842 1102 1041 74 Н.д Н.д 95
Внебюджетные  средства 326 772 1620 981 1016 138 50 213
Доля  внебюджетных средств, % 34,5 47,9 59,5 Н.д 93,2 100 100 69
 
      Уже в рамках этого этапа фиксируются  обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.
      В состав важнейшего инновационного проекта могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности (информация, технические данные и другое).12
 

Глава 2. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками

§ 2.1. Задачи в области обеспечения инновационного развития

 
      Приоритетной задачей в области обеспечения экономического роста является усиление инновационной составляющей экономики, переход на интенсивный путь развития, связанный с внедрением новых промышленных технологий и производством конкурентоспособных на мировом рынке товаров.
      Ключевой момент инновационного развития - формирование финансового механизма, гарантирующего непрерывность поступления финансовых ресурсов для инноваций и способствующего осуществлению инновационного процесса на всех его важнейших стадиях.
      Рассмотрим механизм финансирования инновационных проектов за счет кредитов, предоставляемых коммерческими банками.
      В силу ряда факторов банковская деятельность, связанная с финансированием инновационных проектов (ИП), характеризуется высоким уровнем рисков, что мешает развивать эту деятельность и расширять перечень услуг, предоставляемых отдельными кредитными учреждениями.
      Для снижения рисков кредитным учреждениям необходимо иметь в наличии отработанную технологию, позволяющую осуществлять оценку предлагаемых к рассмотрению проектов.
      Такая технология должна включать в себя процедуру тщательного анализа каждой заявки на подобный кредит и процедуру комплексного рассмотрения ИП.
      Наличие адекватных методик, дающих возможность просчитать перспективность, выгодность проекта и все неблагоприятные финансовые последствия, которые могут иметь место в ходе его реализации, позволит существенно снизить кредитные риски, трудоемкость аналитического процесса и финансовые издержки, связанные с проведением комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.
      В идеале каждому банку, планирующему работать на этом сегменте кредитного рынка, необходимо добиться эффективного сокращения внешнего разнообразия сопровождаемых ИП за счет процедурной формализации всех этапов их оценки на базе разработанных внутренних организационно-управленческих стандартов.
      На наш взгляд, в таких стандартах определенным образом заинтересован и инициатор ИП. Эта заинтересованность обусловлена как минимум тремя моментами:13
      Во-первых, кредитные ресурсы банков не позволяют решить все проблемы финансирования инноваций, и дело здесь не только в ограниченном объеме этих ресурсов и их краткосрочном характере. Отдельные стадии инновационного процесса, равно как и отдельные типы инноваций, могут характеризоваться слишком высокими рисками с точки зрения банковского капитала, и инициатор инновации должен представлять, когда можно обратиться в банк, а когда следует рассчитывать на другие источники финансирования.
      Во-вторых, при разработке ИП, который может быть потенциально интересен для банковского капитала, у предприятия должно быть четкое представление, по каким критериям инвестор будет оценивать риски проекта, его экономическую и финансовую эффективность, реализуемость и т.д. Соответственно уже на этапе разработки бизнес-идеи, если планируется, что инновация будет реализовываться с помощью банковских кредитов, специалисты должны решить, будет ли отвечать проект критериям инвестора.
      Конечно, на раннем этапе эти оценки будут весьма приближенными, но, по крайней мере, они отсекут заведомо непроходные идеи либо заставят искать другие источники финансирования.
      В-третьих, бизнес-план ИП должен отличаться от бизнес-плана обычного инвестиционного проекта, соответствующим образом отражая собственно инновационную составляющую.14
      Банк эти отличия будут интересовать далеко не в последнюю очередь. Понимание сути всех дополнительных требований, которые инвестор будет предъявлять к представленной информации, весьма важно не только с точки зрения экономии времени и денег при подготовке презентации проекта, но и с точки зрения оценки адекватности уровня квалификации персонала (разработчиков проекта) предъявляемым требованиям.
      Ведь нередко именно научно-технологический менеджмент предприятия-инноватора является слабым звеном.
      В результате инновационная активность компании не всегда может быть поддержана в должной мере банковским капиталом по причине отсутствия специалистов, способных оценить коммерческий потенциал производственно-технологических проектов и степень их рисковости, выполнить технико-экономическое обоснование их реализуемости, эффективно управлять ими и т.д.

§ 2.2. Состояние и перспективы взаимодействия банков и инновационно активных предприятий

 
      Потенциал банковской системы позволяет улучшить ситуацию с финансированием инноваций в стране. При этом актуальным становится анализ направлений фактического использования данного потенциала. В свете изучаемой проблематики такой анализ следует рассматривать как тенденцию, характеризующую уровень готовности банковских структур к достаточно долговременным и рискованным вложениям, необходимым для инновационного развития российской экономики.
      Одним из главных показателей, описывающих эту тенденцию, является объем финансирования банками технологических инноваций. Оценить верхнюю границу этого показателя позволяет информация Росстата о затратах на технологические инновации предприятий промышленности и сферы услуг по источникам финансирования. По Сибирскому федеральному округу и его регионам эта информация выглядит достаточно пессимистично (табл. 2). 

      Таблица 2. Затраты на технологические инновации предприятий Сибирского федерального округа в 2006-2010 гг., млн руб. 
 

Регион Затраты на технологические инновации Из них осуществлено с привлечением кредитов и займов
  2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010
Сибирский федеральный округ 2352,7 3502,3 3822,0 5087,6 7648,9 341,6 190,7 273,5 987,2 1221,3
Республика Алтай - 0,1 2,5 - - - - - - -
Республика Бурятия 24,1 41,6 40,4 53,3 16,9 - 6,0 5,0 10,0 1,0
Республика Тыва - - - - - - - - - -
Республика Хакасия - - - - 163,8 - - - - 43,0
Алтайский край 156,6 355,6 508,7 222,8 828,5 0,4 66,9 47,7 47,4 301,2
Красноярский край 259,0 709,0 511,2 617,9 946,4 Нет свед. Нет свед. Нет свед. Нет свед. Нет свед.
 
 

     Продолжение таблицы 2 

Иркутская обл. 329,1 201,2 463,9 1674,3 1173,0 29,5 4,0 38,5 774,1 48,4
Кемеровская обл. 288,7 519,7 661,2 374,4 1225,0 0,2 52,7 36,5 52,8 430,3
Новосибирская обл. 687,4 662,1 638,2 273,2 278,5 160,8 40,1 19,4 1,0 31,4
Омская обл. 335,2 76,9 94,4 199,6 528,2 106,1 18,5 7,6 20,4 221,2
Томская обл. 231,0 828,8 835,4 1558,4 2244,3 - 2,0 43,6 6,6 39,5
Читинская обл. 41,6 107,3 66,1 113,7 244,3 - 0,1 0,5 20,7 62,8
 
 
      Практический опыт свидетельствует о том, что прецеденты участия банковских структур в кредитовании наукоемких проектов в регионах Сибирского федерального округа единичны, да и те относятся в основном не к освоению принципиально новых видов продукции и перспективных технологий, а к традиционному производству.
      При существующей ситуации банковское кредитование, по сути, не влияет на общую динамику финансирования инновационного процесса в округе. Между тем имеется ряд предпосылок, позволяющих говорить о привлекательности и перспективности данного бизнеса, в том числе на уровне региональных банков.
      В отечественной промышленности существует огромный пласт разработок и исследований. В большинстве проектов, поступающих, например, в Российский фонд развития высоких технологий, речь идет о финансировании не самих исследований, что как раз является наиболее рискованной стадией инвестирования, а о вложении средств в коммерциализацию результатов уже проведенных научно-исследовательских работ.
      Объем вложений определяется только уровнем затрат на доведение наукоемкого продукта до товарного вида и на решение вопросов патентования, сертификации, маркетинга и т.д. Более того, существует большое количество проектов, почти или уже доведенных до стадии коммерческого использования.
      Причем в ряде случаев на запуск подобных проектов требуется небольшой объем инвестиций, остальную же часть необходимого финансирования могут составить обычные кредиты на пополнение оборотных средств.
      К числу дополнительных позитивных факторов следует отнести наличие большого числа проектов, обладающих значительным экспортным потенциалом, а также существенный научно-технологический отрыв от среднемирового уровня в ряде отраслей, пока сохраняющийся, несмотря на многолетнюю хроническую нехватку средств в сфере высоких технологий.
      Следует заметить, что участие в значительном количестве проектов не требует от них крупных вложений, ибо большинство ИП реализуются малыми и средними предприятиями. Эти предприятия, как правило, ориентированы на достижение максимального результата и способны за короткое время увеличивать свои обороты в десятки и сотни раз, они гораздо эффективнее используют достижения научно-технического прогресса, более агрессивны в своей экспортной политике.
      На совершенствование своих изделий и технологий малые предприятия тратят по отношению к своему обороту примерно в 6 раз больше средств, чем крупные.
      С учетом численности малых предприятий, функционирующих в высокотехнологичных секторах, в сфере науки и научного обслуживания и т.д., не менее 70 тыс. российских компаний могут стать объектами интереса для банковского капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных технологий.
      На первый взгляд, особых условий для участия кредитных организаций в реализации инновационных проектов не требуется. При усиливающейся конкуренции на рынке банковских услуг они уже ищут свою нишу, позволяющую им эффективно развиваться и наращивать собственную капитализацию. В немалой степени этому способствует и сохранение определенной политической и экономической стабильности, являющейся важнейшим стимулом долгосрочных инвестиций.
      В связи с этим достаточно интересно взглянуть на факторы, сдерживающие финансирование ИП коммерческими банками. Условно их можно разделить на факторы, связанные с потенциальным заемщиком, и факторы, связанные с кредитующей стороной (факторы внешней среды в настоящей работе подробно рассматриваться не будут).
      Для предприятия, планирующего использовать заемные средства банков для финансирования инновационных проектов, кроме преимуществ применяемой схемы, которые заключаются в получении кредитных ресурсов на долгосрочный период с возможностью погашения задолженности за счет будущей прибыли, сохраняются и определенные минусы:15
      более высокие затраты по предпроектным работам в течение прединвестиционной фазы;
      -достаточно длительный период времени от подачи заявки до принятия решения о финансировании (это связано с тщательной оценкой предпроектной документации банком и большим объемом работ по организации финансирования) и выдачи заемщику финансовых ресурсов;
      -жесткий контроль за деятельностью заемщика со стороны банка-кредитора;
      -повышенный процент по кредиту в связи с высокими рисками, а также повышенный комиссионный процент1;
      -риск потери заемщиком юридической независимости (если кредитор оговаривает за собой право приобретения акций компании в случае эффективной реализации проекта).
      К серьезным факторам, сдерживающим финансирование ИП коммерческими банками, относится низкая компетенция менеджеров компаний как в части разработки и обоснования бизнес-проектов, так и в части их практической реализации.16
      Как следствие, нередко при технической проработке проектов отсутствует четкое позиционирование продукции и торговой марки компании на рынке, нет качественно проведенного сравнительного анализа с конкурентами, не прорабатываются проблемы снижения рисков и контроля качества продукции, во многих случаях наблюдается неурегулированность вопросов собственности и патентной защищенности разработок, не уделяется должного внимания выработке стимулов для инвестора и т.д.
      В этой связи заметим, что для инвестора личные и профессиональные качества менеджеров компаний являются одним из главных критериев отбора объекта инвестирования, ибо квалифицированный менеджмент - эффективный показатель снижения неопределенности, связанной с финансированием ИП.
      Что касается факторов второй группы, то их наличие обусловлено повышенным риском для банков при кредитовании инновационных проектов в силу их долгосрочности, новизны, сложности для экспертизы по доходности, окупаемости и проч. Если при традиционном кредитовании банки уже научились оценивать и страховать свои риски, то в отношении ИП в полной мере этого сказать нельзя: не до конца отработаны процедуры оценки, механизмы гарантий и т.д.
      Помимо перечисленных факторов важнейшее стимулирующее действие на принятие инвестиционных решений оказывает позиция государственных регулирующих и законодательных органов.
      В этой связи интересным представляется вопрос о возможности установления Центральным банком РФ каких-либо льготных условий для банков, финансирующих инновационные проекты (многие из которых имеют и государственную значимость). Сегодня официальная точка зрения регулирующих органов состоит в том, что предоставление льгот по формированию резервов для банков, финансирующих как инвестиционные, так и инновационные проекты, противоречит требованию создания равных конкурентных условий для деятельности банков.
      С точки зрения ослабления нормоконтроля (как стимулирующей функции) также подчеркивается, что меры, направленные на стимулирование участия кредитных организаций в инновационных проектах не должны приводить к искажению показателей их деятельности, включая данные по финансовому состоянию, величине капитала и кредитных рисков. Таким образом, можно сделать вывод, что официальные регулирующие органы от решения данной проблемы пока отстраняются.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.