На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ » 
 
 
 
 

Кафедра экономической  теории

 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
на тему: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 

Студентка

УЭФ, 2 курс, ДЭУ                                                                 А.Н.Гаврилина 
 
 

Руководитель                                                                        Е.М.Анципович
доцент, канд. эк. наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2009 
 

РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 27 с., 3 формулы, 19 источников, 10 приложений  

     УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, БЕДНОСТЬ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ИНДЕКС РАЗВТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 

    Объектом  исследования является уровень жизни в Республике Беларусь. 

    Цель  работы – рассмотреть подробнее «уровень жизни» процесс рассмотрения такой категории как «уровень жизни»,  исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели. 

    При выполнении работы использовались методы: анализ, синтез, статистический анализ, сравнительный анализ, моделирование, индукция, дедукции. 

    Материал, приведённый в работе, правильно  и объективно отражает состояние  исследуемой категории, а все  теоретические, методологические и аналитические положения, взятые из литературных источников, сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ

      Введение …………………………………….……………………………..4 

    Уровень жизни: понятие, показатели………………………………………………………………6
      Уровень и  качество жизни…………………………6
      Основные показатели уровня жизни………………………9
      Распределение доходов: неравенство и бедность……………………………………………………………………………14
      Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта………………………………………………………………14
      Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире…………………………………………………………………17
    3.  Особенности состояния и динамика  уровня жизни в Республике  Беларусь………………………………………………………………………21
      Динамика уровня жизни  в Республике Беларусь……..….21
      Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси…25

         Заключение………………………………………………………………..30      

    Список используемых источников  ……………………………………....32
        Приложения……………………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Мы  живём в XXI веке. Это век научно-технического прогресса, компьютерных технологий и иных новшеств. В Японии изобретают роботов, умеющих бегать, прыгать, играть в футбол и выполнять другие действия. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг.
     А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Основа экономики этих стран – сельское хозяйство. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.
    Под уровнем жизни подразумевают  фактически сложившиеся условия  жизнедеятельности и степень  удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Но не следует забывать и о том, что с  ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяется предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться параметры  уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них мы постараемся найти в данной работе, целью которой и является рассмотрения такой категории как «уровень жизни»,  исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.
    Исходя  из указанной цели, к задачам работы можно отнести:
    - дать определение понятию «уровень  жизни»;
    - выявить основные факторы, влияющие  на уровень жизни;
    - рассмотреть основные показатели  уровня жизни населения Республики Беларусь и зарубежных стран;
     - рассмотреть механизм расчета  ИРПЧ, его свойства, недостатки и достоинства;
    - проследить динамику уровня жизни  в РБ (денежные доходы, заработная  плата, расходы населения);
    - выявить перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси.
    В ходе создания данной работы мы исследовали  многие литературные источники. Данной проблемой занимаются многие авторы. Комлик Е.М. рассмотрел индикаторы уровня жизни населения. Куркин В.М. посвятил свою работу резервам роста уровня жизни населения. Садков В.Г., Греков И.Е. описали основные показатели уровня жизни населения, Потапова И.О. выявила основные формы и факторы роста уровня жизни населения и др. При написании второй главы наиболее ценным оказался доклад ООН об уровне человеческого развития за 2006 год. Основной источник, используемый в третьей главе – «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В работе использованы статистические материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

             

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие уровня жизни и  его показатели
      .
       Понятие «уровень жизни» в  его современной трактовке является  весьма емким, охватывающим все  стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно- просветительные мероприятия и т.д.). С другой - возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы [3, с.77], т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [17, с.484]. Для анализа, а также для оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, величина товарооборота, объем услуг на душу населения и т.д. Но полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Кроме общих величин существуют также и другие показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей человека. В экономической теории можно выделить три основные группы потребностей:
    физические потребности;
    духовные (интеллектуальные) потребности;
    социальные потребности.

         Для оценки степени удовлетворения  основных человеческих потребностей используются группы показателей и их индикаторов. (см. приложение А)

        К показателям уровня жизни  населения также можно отнести  такие понятия, как продовольственная  и потребительская корзины, прожиточный  минимум, потребительский бюджет. Продовольственная корзина - это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания. [3, с.78] . Минимальные нормы потребления продуктов обычно включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты ( соль, перец, т.д.). Нужно учитывать, что в состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Совокупный минимальный объем потребностей человека в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. [2, с.338] . Потребительская корзина обычно включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Данный показатель зависит от достигнутого уровня и качества жизни, поэтому сильно различается по странам. Например, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. [2, с.335] . В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. [2, с. 335] . При расчете потребительской корзины рекомендуется брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Прожиточный минимум- стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. [2, с.335] . Можно рассматривать этот показатель как наименьшее количество жизненных средств, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Этот показатель определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики. Более сложным является показатель качества жизни. По мнению известного американского специалиста по маркетингу Ф. Котлера, качество жизни складывается из: 1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, 2) качества физической среды и 3) качества культурной среды.[17, ст.485]. Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. В мировой практике определены основные принципы развития человеческого потенциала, реализация которых позволяет говорить нам об улучшении качества жизни. Например, рост продолжительности жизни, личная безопасность, расширение возможностей получения образования, благоприятные условия окружающей среды, экономическая безопасность граждан, социальных  групп, равные права на социальную поддержку и доступ к социальным благам, снижение заболеваемости наряду с адекватным и доступным медицинским обслуживанием. Смысл данных принципов заключается в том, чтобы каждому человеку создать достойные условия жизни.
         Система показателей уровня жизни имеет свои отличительные черты в различных странах мира. Если в стабильных экономических системах особое значение придают таким показателям, как уровень заработной платы, динамика безработицы, доходы, то в трансформационных системах особое внимание уделяют показателю потребления продовольственных товаров на душу населения, показателю обеспеченности семей товарами длительного пользования и т.д. Их анализ помогает измерить глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики.  

     
      Соотношение понятий уровень жизни, бедность, благосостояние.
         В экономической теории можно выделить 4 уровня жизни населения:
     достаток  - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека [4, с.199];
     нормальный  уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека [4, с.199];
     бедность  – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы  воспроизводства ресурсов для труда [4, с. 199];
     нищета  – минимально допустимый по биологическим  критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет  поддерживать жизнеспособность человека. [4, с.199].
        Бедность – состояние постоянного  отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае.[2, с.335]. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. Бедность характеризуется следующими показателями:
    число бедных;
    коэффициент глубины бедности;
    коэффициент остроты бедности.  [2, c.339]
        Обычно оценка бедности предполагает, что существует некоторый определенный, четко установленный уровень  жизни, называемый чертой бедности, достижение которого необходимо для того, чтобы тот или иной человек не считался бедным. И поэтому можно сказать, что черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Если население не располагает таким минимум, то оно относится к бедным слоям. Также следует различать абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей того или иного человека в продуктах питания, одежде, жилище. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности. Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.[2, с.340]. Можно выделить 3 различных подхода к определению бедности: бедность по доходам, по невозможности реализации способностей, заложенных в человеке, бедность, определяемая существенной разницей в уровне жизни по сравнению с существующим окружением. [5, c. 18] . В первом подходе обычно выделяют относительную и абсолютную бедность. В общепринятом понимании  в странах СНГ определение абсолютной бедности подразумевает то, что возможно определить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и крове. Здесь важно заметить, что основной упор делается на физиологичес -       кие, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды, пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется относительно общепризнанного уровня жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только относительно минимальных физиологических потребностей.
       Второй подход в определении  бедности – невозможность реализации  способностей, заложенных в самом  человеке. Здесь доходы становятся  лишь средством, позволяющим людям  развивать свои способности. Конечной  целью при таком подходе становятся  не доходы, а продолжительность жизни, хорошее здоровье и т.д. Здесь люди относятся к категории бедных, если по каким-то причинам их возможности в развитии заложенного в них потенциала ограничены. Исходя из этой концепции, обычно выделяют так называемые уязвимые группы населения, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее подвержены бедности в связи с ограничением потенциальных возможностей: инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты и т.д.
     Третий  подход относит к бедным тех людей, которые по уровню своего дохода, возможностям развития потенциала, другим характеристикам уровня жизни заметно отличаются от окружающих его людей и норм, которые приняты в данном обществе. Быть бедным, согласно данной концепции, означает оказаться ниже стандартов, принятых в этом обществе. Человек беден не потому, что ему не хватает доходов или он не имеет возможности реализовать свои способности, а потому, что он ограничен в этом по сравнению с другими людьми из ближайшего окружения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10 %.[2, с.340]. По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 дол. в день, нищета – в 1 дол. в день.[2, с.340].
       Бедность, в первую очередь, связана  с неравномерностью распределения  доходов и имущества. Она различна  между городским и сельским  населением, в различных территориальных  регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.
       Уровень жизни  и благосостояние неразрывно связаны между собой. Некоторые экономисты ставят знак равенства между ними, а другие указывают на то, что благосостояние в большей степени связано с качественной характеристикой, хотя и считают их близкими понятиями. Во все времена вопрос благосостояния людей стоял в центре главных проблем любой экономической системы.  Нужно заметить, что понятие общественного благосостояния стало предметом экономической теории начиная именно с работ А. Смита. Он связывал благосостояние с обеспечением справедливости в распределении доходов. Затем примерно до 20 века благосостояние рассматривалось как сумма полезностей или благ для всех членов общества, которые поддаются подсчету. Значит, оптимальное распределение ресурсов – это такое распределение, которое в итоге давало большее арифметическое значение.
     Значительный  вклад в теорию общественного  благосостояния внес В. Парето. Он утверждал, что уровень благосостояния можно считать оптимальным, если невозможно улучшить чье-либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, их распределения, обмена без нанесения ущерба благосостоянию какому-нибудь другому человеку. Также Парето считал, что нельзя считать нормальным явлением в обществе такое положение, когда один человек обогащается за счет обнищания других людей. 
     Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей  материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования.[2, с.341]. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни. Главными показателями являются объемы производства валового внутреннего продукта и национального дохода, исчисляемые на душу населения. Не менее важным показателем общественного благосостояния можно считать соотношение между производством материальных благ и сферой услуг, т.е. , чем выше доля сферы услуг в общем объеме ВВП, тем выше общественное благосостояние. Для определения уровня благосостояния населения существуют различные показатели: потребление основных продуктов на душу населения, структура потребления, минимальный уровень потребления и т.д. Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения путём увеличения доходов малоимущих слоев населения, в создании системы обучения и переквалификации безработных. Также государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.
           Итак, уровень жизни является  важнейшим показателем, который  характеризуется степенью удовлетворения  различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории  выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни. 
 
 

    Особенности расчёта уровня жизни. Уровень человеческого развития в мире.
     2.1.Индекс  развития человеческого потенциала, значение, методика расчёта.
     В начале 90-х годов в международном  лексиконе и терминологии специалистов появилось новое определение  – индекс развития человеческого  потенциала (ИРПЧ), или сокращённо – индекс человеческого развития (ИЧР), значение которого  позволяет говорить о том или ином уровне жизни в стране. Он ранжирует государства мира по нескольким десяткам базовых показателей, касающихся экспорта и импорта, преступности и детской смертности, возможностей для получения образования.
     ИРЧП  – показатель, разработанный специалистами  Программы развития ООН для оценки степени оптимальности развития общества. Он показывает, насколько  условия жизни в данной стране близки к таким общепринятым критериям благополучия отдельного человека и всей нации , как возможность жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. ИРЧП измеряют с помощью системы показателей, включающих:
      ожидаемую продолжительность жизни (характеризует долголетие новорождённого, который проживёт жизнь в условиях ныне существующего уровня смертности);
      уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (старше 15 лет) и совокупной доли учащихся на всех ступенях обучения (начальной, средней, высшей) в общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет;
      уровень жизни населения, который характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования; изменяется на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения.[6, с. 487]
       Все эти показатели отражают  различные стороны человеческой  жизни. Так, на продолжительность  жизни человека влияют качество  питания, состояние здоровья и  уровень медицинского обслуживания, состояние окружающей среды и т. п. По каждому показателю разработаны специальные нормативы.
     Для того чтобы рассчитать отдельные составляющие индекса, фактические показатели по той или иной стране сравнивают с фиксированными стандартами минимальных и максимальных значений. При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве минимального стандарта принят возраст 25 лет, максимального - 85 лет; для индекса уровня образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100%; для индекса среднедушевого реального ВВП – 100 и 40 тыс. долл. (ППС).
     Индексы, характеризующие уровень образования  и грамотности, рассчитываются по формуле: 
,
     где  ИРЧП – индекс развития человеческого  потенциала;  - фактическое значение  i-го показателя; - минимальное значение i-го показателя; максимальное значение i-го показателя. [6,с. 487 ]
     С 1999 г. при расчёте индекса реального  среднедушевого ВВП в данную формулу  подставляют не сами значения, а  их логарифмы:
     
,
     Где Y –реальный ВВП на душу населения той или иной страны по ППС, в долларах США.[6, с. 488 ]
     Показатель  достигнутого уровня образования вычисляется  через совокупный индекс грамотности  взрослого населения  и совокупной доли учащихся, поступившие в учебные заведения всех уровней по формуле:
     
,
     где  – индекс достигнутого уровня образования, - индекс грамотности взрослого населении , - доля учащихся, поступивших во все учебные заведения.[6, с. 489]
     ИРЧП  представляет собой среднюю арифметическую индекса ожидаемой продолжительности  жизни, индекса образования населения  и индекса реального среднедушевого ВВП. Величина ИРЧП может изменяться от 0 до 1, при этом, чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению желаемых ориентиров. К странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП< 0,8, но >0.5; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП< 0,5 [6,с. 488]. Таким образом, низший ИРЧП будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, с ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) 100 долларов США. 100% взрослого населения там неграмотны, и никто не получает никакого образования. Сегодня ближе всего к этому показателю Нигер, где ИРЧП=0,311 [17] И, наоборот, чтобы подняться на верхнюю строчку ИРЧП, необходимы средняя продолжительность жизни, равная 85 годам, ВВП на душу населения 40000 долларов США, гарантия того, что 100% взрослого населения является грамотным, посещает начальную или среднюю школу, учится в высшее или среднем учебном заведении. Высшую строчку по данным ООН занимает Норвегия с ИРЧП=0,965.
     Надо  отметить, что хотя между уровнем  доходов любого общества и развитием  его человеческого потенциала существует взаимосвязь, она не является автоматической. Так, в 2000 году для большинства исследуемых  стран (98 из 173) рейтинг по ИРЧП был выше, чем рейтинг ВВП. Это показывает, что увеличение затрат на развитие человека становится приоритетным направлением развития мировой экономики. При этом особое значение имеет не столько величина дохода, которым располагает общество, сколько характер распределения результатов экономического роста в интересах развития нации. Существует целый ряд факторов, не связанных с доходом, но вносящих серьёзный вклад в человеческое развитие. К ним можно отнести уровень преступности, состояние окружающей среды, здоровый образ жизни, возможность пользоваться уважение общества и др.
     Необходимо отметить, что ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.  

     2.2.Сравнительная  характеристика уровня  человеческого развития в мире
       В данной главе хотелось бы  охарактеризовать ситуацию с уровнем жизни, сложившуюся в мире, опираясь на индекс развития человеческого потенциала, который стал основой ежегодного доклада ООН о развитии человека. Как уже говорилось, определение индекса сводится к 3 основным показателям: продолжительности жизни, степени образованности граждан и уровню дохода по паритету покупательной способности. Считается, что основное влияние на индекс оказывает именно уровень дохода, ведь недостаток средств лишает людей права на полноценное питание, образование, лечение, несмотря на то, что все страны по-разному распределяют своё национальное богатство: кто-то в медицину, а кто-то в вооружение. Например, материально не богатый Вьетнам с ВВП 2745 долларов на душу населения имеет достаточно высокий ИРЧП, а Чили, где среднедушевой доход вдвое больше, чем в Бахрейне опережает его за счёт образования и  грамотности. Американцы занимают второе место в мире по уровню дохода, однако их позиция в рейтинге всего лишь восьмая, потому что продолжительность жизни в США на 3 года меньше, чем в Швеции, которая на четверть беднее [16, с.146].
     Итак, согласно «Докладу о развитии человека» за 2007/2008 год, первое место в мире по уровню жизни шестой год подряд занимает Норвегия. Средняя продолжительность жизни в этой скандинавской стране составляет 79,6 лет, все взрослое население имеет среднее или высшее образование, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, составляет 38,454 долларов в год на каждого норвежца.[17]
     На  второе и третье места авторы доклада  поместили Исландию и Австралию. В прошлом году эти страны также  занимали эти места. Кроме них  в десятку наиболее благоустроенных  держав планеты входят Ирландия, Швеция, Канада, Япония, США, Швейцария и Голландия. К наихудшим странам в Азии авторы доклада причислили (Пакистан – 134-е место), Бутан (135), Бангладеш (137) и Непал (138). Конечно, в этой части света имеются и такие государства как Северная Корея, Ирак и Афганистан, однако в данный рейтинг они не попали ввиду невозможности собрать там необходимые сведения.
     В группу стран с низким развитием  человеческого потенциала авторы доклада  поместили 29 африканских стран и  одну неафриканскую - Гаити. Замыкают рейтинг  государства, существование в которых находится на низком уровне - Сьерра-Леоне и Нигер. Средняя продолжительность жизни в них составляет чуть более сорока лет. (смотрите приложения Б,В)
     Такой важный показатель как ВВП на душу населения, рассчитанный в долларах по паритету покупательной способности, среди постсоветских республик распределился следующим образом: Эстония – 19692 долларов, Беларусь – 9143, Украина – 7832, Казахстан – 7440, Армения –5177, Грузия – 3642, Азербайджан – 6476, Туркменистан – 4584, Киргизия – 2121, Узбекистан – 2304, Молдова – 1578, Таджикистан – 1494. Видно, что среднестатистический житель бывшей советской республики Эстония сегодня имеет доход в 12 раз больший, чем житель бывшей советской республики Таджикистан.[17] (смотрите приложение Г)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.