На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности на примере ОАО "Газпром"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»
Кафедра аналитического управления и оценочной  деятельности 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации»
Тема: «Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности» 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                                Гилязеев Р.И.
Группа                                                                                                             251
Научный руководитель                                   ассистент Мухаметзянова Г.М.
                                                                     «___» __________________ 2010 г. 
 
 

Казань 2010
    Содержание
    Введение ………………………………………………………………3
    Понятие и виды инноваций…………………………………………..6
    Повышение инновационного потенциала, как фактор обеспечения конкурентоспособности………………………………………………………....11
    Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром»...........................................................................................................17
    Заключение…………………………………………………………...27
    Список используемой литературы………………………………....29
    Приложения…..……………………………………………………...30
 

    
    Введение.
    Мы  живем в мире высоких технологий и прогресса. Почти все, что нас  окружает – достижение умственной деятельности человека, результат долгой и упорной работы. Мы сами делаем свой мир лучше и решаем, как  нам развиваться. Помогают нам в  этом такие, казалось бы, таинственные и непонятные на первый взгляд инновации. Ведь если бы не инновации, мы бы до сих  пор печатали на печатных машинках, а расчёты можно было бы произвести только с помощью счётов.
    Нововведения  всегда имели большое значение в  развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает с каждым днем.  Именно инновации становятся основополагающими  факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России эта роль особенно велика.
    В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям.
      Актуальность предлагаемой курсовой  работы заключается в том, что  на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. На сегодняшний день возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого роста. 

    Повышение эффективности национальной экономики  и обеспечение конкурентоспособности  выпускаемой продукции зависит  от уровня развития инновационной деятельности, науки и технологий. Обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества возможны на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки,  импортозамещения на внутреннем рынке.
      Для достижения выше сказанного  необходимо решение следующих  вопросов, направленных на формирование  целостной эффективной инновационной  системы:
    - интеграция имеющихся ресурсов  и организационных структур и  их сосредоточение на приоритетных  направлениях развития инновационной сферы.
    - обеспечение условий для формирования  прогрессивного технологического  уклада и привлекательности инновационного  пространства путем создания  инновационной инфраструктуры, реализации  институциональной, ресурсно-кредитной,  налогово-бюджетной и тарифной политики.
    -повышение  спроса на инновации и привлечение  частного капитала к финансированию  отраслевых проектов технологического  перевооружения промышленности и других отраслей производства.
    - вовлечение научно-технического  кадрового и промышленного потенциала в процесс инноваций.
    - сокращение транзакционных издержек инновационных процессов в республике, в том числе путем минимизации рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты.
    -обеспечение  инновационного развития наукоемких  сфер народного хозяйства республики  путем создания и развития  отраслевой технико-технологической  базы для разработки и внедрения  высокотехнологичной и наукоемкой  продукции и технологий в производство  в форме  промышленных округов,  технополисов, технопарков .
    Целью работы является изучение инноваций  как фактора конкурентоспособности  компаний.
    Объектом  курсовой работы является система инноваций  (на примере организации ОАО Газпром).
    В соответствие с озвученной выше целью  были поставлены следующие задачи, впоследствии вошедшие в основу структуры курсовой работы:
    -  изучение понятия «инновация» и «инновационная деятельность», а также видов инноваций;
    - рассмотрение путей стимулирования инновационной деятельности;
    - анализ возможностей повышения конкурентоспособности путем внедрения инновационных технологий на примере ОАО Газпром.
 

    
    Понятие инновации и инновационной деятельности. 

    Инновация, с точки зрения Д.И. Кокурина,  — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. 
    Борисов А.Б. рассматривает понятие инновации как вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; и в то же время это новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.
    Сущность  понятия инновация заключается  в том, что — это не всякое новшество  или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность  действующей системы.
    Термин  «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
      Инновационная деятельность - процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами[2,c.11].
    Осуществление инновационной деятельности предполагает наличие соответствующего механизма  реализации ее целей и задач, базовый  элементом которой, позволяющей оценить принципиальную возможность такого осуществления, является инновационный потенциал.
    Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие совокупности различных ресурсов, включая:
    - интеллектуальные (патенты, лицензии, инновационная программа предприятия);
    - материальные (технологическое оборудование, ресурс площадей);
    -  финансовые (собственный, заемные,  инвестиционные);
    - кадровые (персонал, заинтересованный  в инновациях, партнерские и личные  связи сотрудников, опыт управления  проектами);
    - инфраструктурные (собственные подразделения  НИОКР, отдел главного технолога,  отдел конкурентной разведки);
    - иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности.
    Кроме того, представляется целесообразным классифицировать виды инноваций.  Рассмотрим виды инноваций и их особенности в таблице №1.
    Таблица №1
Вид инновации Сущность, особенности  инновации
Технологические Деятельность  организации, связанная с разработкой  и внедрением технологически новых  продуктов и процессов, а также  значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных  услуг, новых или значительно  усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Технологическими инновациями  могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация  разрабатывает впервые, так и  те, которые перенимаются ею у других организаций.
Социальные Процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Продуктовые Разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Организационные Процесс реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
Маркетинговые Процесс реализации новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.
 
    Рассмотрим, какие виды инновация присущи деятельности предприятия:
    продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;
    рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;
    процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;
    потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.
    По  инновационному потенциалу в зависимости  от предметного содержания и темпа  реализации новшества различают  следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально  новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой  и внедрением новых высокоэффективных  технологических процессов, нового технологического оборудования, которые  позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций  и форм новшеств(небольшие изобретения, рационализаторские предложения).
    В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса.
    Итак, мы рассмотрели понятия «инновация»  и «инновационная деятельность»  с точки зрения разных авторов  и ознакомились с основными видами инноваций. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов. 

    Повышение инновационного потенциала, как фактор обеспечения конкурентоспособности. 

    Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1,с. 55].
    Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его  составляющих - ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность (см.приложение №1).
    Рассматривая  многочисленные вариации определений, “Инновационного потенциала”, можно  заметить, что основной упор в исследованиях  термина обычно происходит с привязкой его к конкретному уровню хозяйствования. При этом мало трактовок общего содержания категории. Поэтому целесообразно представляется следующее общение анализируемого понятия:
    - в широком смысле инновационный  потенциал это общая характеристика  способностей и возможностей к развитию и совершенствованию исследуемых (анализируемых) институциональных образований с применением инновационных идей;
    - в узком смысле это степень  способности и готовности ресурсов (материальных, кадровых, финансовых  и инфраструктурных) объекта исследований (предприятия, организаций) к восприимчивости  новаций (новшеств).
    Для того, чтобы определить инновационный потенциал нужно выявить его функции, главные характеристики которых, опираясь на приведенные материалы, можно представить следующим образом:
    функции инновационного потенциала проявляются в эффективности инновационной динамизации производственных процессов, под которой подразумевается использование модернизаций и усовершенствований, уже примененных в хозяйственной деятельности (предприятий организаций, субъекта).
    2. функции инновационного потенциала  выражаются в стимулировании  создания инновационных решений,  идей, технологий, разработок, новаций  путем использования имеющихся  ресурсов и приложения новаторских  способностей с целью достижения  коммерческих результатов.
    Таким образом, из проделанного анализа можно  сделать следующие выводы:
    Во-первых, понятие “Инновационный потенциал” является важной экономической категорией сущность, содержание и функции которой  еще далеко не раскрыты.
    Во- вторых, “Инновационный потенциал” точнее всего можно представить как  степень способности, возможности  и готовности финансовых, материальных, интеллектуальных, кадровых, инфраструктурных, а также иных ресурсов экономической  системы к восприимчивости новаций (новшеств) с целью выполнения модернизационных изменений в этой системе для достижения коммерческих результатов.
    Как мы уже упоминали ранее, инновация, как экономическая категория представляет собой результат трансформации идей, исследований, разработок в новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, получившее воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), нового или усовершенствованного производственного процесса, организационного метода, результат которого должен получить признание, т. е. найти применение в практической деятельности.
    Инновационная деятельность, предполагающая комплекс научных, технологических, организационных, финансовый и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям, являются критерием  поступательного высокотехнологического развития и повышения технического уровня предприятий. Степень развития государств все больше определяется не количеством природных ресурсов или объемами производства, а эффективностью национальной инновационной системы и состоянием научно-исследовательского комплекса.
    Таким образом, проблемы устойчивого экономического роста, базирующегося на инновациях, формируются на стыке науки и  производства, фундаментальных и  прикладных разработок, и этим вызвана  их сложность и неоднозначность.
    Успешная  реализация инновационных проектов во многом зависит от того, насколько  отчетливо руководство предприятий  представляет себе основные тенденции  рынка: его объем и динамику, продажи  роли рынка основных производителей, рекламные стратегии, факторы, влияющие на изменения положения на рынке. Сегодня уровень инновационной активности в данной сфере очень низкий. Следует отметить преимущественную роль инновационных организаций в реализации совместных исследовательских проектов. Из числа организаций, осуществляющих совместные проекты по выполнению исследований и разработок новых товаров, услуг, доля инновационно-активных значительно больше удельного веса совместных проектов, в которых участвовали эти организации.
    Интенсификация  инновационных процессов, кроме  собственно технологических разработок, во многом способствует технологический  обмен. Наиболее распространенными формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организации большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений).
        Инновационные и новые технологии обеспечивают не только рост валового регионального продукта, но и его качественное, прогрессивное изменение. Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование действующих видов продукции.
    Одной из проблем являются дефицит финансовых ресурсов, необходимых для поддержки  предприятий, внедряющих инновации.
    Проблемы  устойчивого экономического роста, базирующегося на инновациях, формируются  на стыке науки и производства, фундаментальных и прикладных разработках, и этим вызвана их сложность и  неоднозначность.
    Инновации, воплощенные в новых научных  знаниях, изделиях, услугах, технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации  производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.
    Основным  обобщающим показателем экономической  эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение  частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др. 
    Показатель  экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов  над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления  мероприятий. 
    При расчетах экономического эффекта в  первую очередь должен соблюдаться  народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических  нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. 
    Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 
    Э = Р - З.
    Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных  их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных  фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия  затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов. При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp. Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году рассчитывается по формуле: 
    где - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году; - норматив приведения, равный процентной ставке. 
    При оценке эффективности организационных  инноваций их подразделяют на две  группы:  
1) нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);  
2) нововведения, не требующие дополнительных инвестиций. 

    Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких  организационных инноваций. При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций). 
    Вместе  с тем, существует ряд общефедеральных  тенденций в рамках инновационной  деятельности. К негативным тенденциям в экономике относятся:
    - исчерпание объема наукоемких  продуктов и технологий, наработанных  за время существования СССР,
    - утечка прогрессивных отечественных  технологий за рубеж из-за неразвитости  рынка инноваций,
    - преимущественное вложение ресурсов  в инвестиционные, а не в инновационные  проекты промышленными предприятиями,  финансовыми институтами и фондами,  что создает реальную угрозу  экономической безопасности, как  региона, так и государства  в целом из-за увеличения зависимости  экономического роста страны  от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы,
    - все большее отставание от  развитых стран из-за низкого  уровня технического и технологического  производства, что не способствует  повышению конкурентоспособности  продукции, производимой в регионе,  и выходу республиканских предприятий  на международные рынки.
    Для того, что быть полноправным субъектом  рыночной системы, предприятиям необходимо самостоятельно осуществлять поиск  источников финансирования, выбор эффективных  технологий, способных обеспечить конкурентоспособность  выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта, установление связей с новыми поставщиками и другое.
    Достичь кротчайших сроков инновационного цикла  возможно через развитие малого предпринимательства  в науке и технологии, так как  производитель знания, в этом случае, становится участником превращения  своей идеи в товар. Этот производитель  очень динамичен, требует малых  капиталовложений и, кроме того, он массовый.
 

    
    Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром». 

    Инновационным является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто  был автором инновации - работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.