На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая эффективность производства и реализации продукции на примере СХА «Заря»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНЕСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ  

КАФЕДРА  ЭКОКОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине « Экономика организации (предприятия)»
на тему: «Экономическая  эффективность  производства  и  реализации продукции» 
 
 
 
 

                 Выполнил:
  студент группы ээ 09-1
                                                                              Коротких К.В. 

                                                                         Проверил:
                                                                                  Лазаренко А.Н. 
 
 
 

      Кемерово 2011 

 

Содержание 

Введения  ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты эффективности производства и реализации продукции ……………………………………………………………………………5

     1.1.Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия…..5
     1.2.Особенности процесса реализации и показатели его эффективности.12 

Глава 2.Экономическая эффективность производства и реализации продукции СХА «Заря»………………………………………………………………………....16
          2.1. Экономическая характеристика  СХА «Заря»…………………………16

          2.2. Эффективность производства продукции СХА «Заря»……………...21

          2.3.  Эффективность реализации продукции СХА «Заря»…………………

 
     Глава 3. Основные направления повышения эффективности производства и    реализации продукции………………………………………………………………..36
  Выводы и предложения…………………………………………………………... 39
Список  используемой литературы………………………………………………...41
Приложения………………………………………………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

Введение 
           Сегодня наша экономика  переживает кризисную ситуацию, то есть снизились объемы производства продукции в целом по отраслям и в сельском хозяйстве в частности. Вместе с тем располагает большими ресурсами, позволяющими улучшить положение именно сельское хозяйство.
           В условиях рыночной экономики предприятиям агропромышленного комплекса (АПК) требуется повышение эффективности производства на  основе эффективных форм хозяйствования и управления производством, внедрения научно-технического прогресса (НТП), активизации предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия.
    На  развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами. [8]
     Если  не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях значительно усилено значение бухгалтерского учета реализации продукции и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий.
    Для повышения эффективности деятельности любого предприятия необходимо регулярное получение ключевых  информативных  параметров, дающих объективную и  точную картину экономического состояния  предприятия, его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Владелец любого предприятия стремится к получению максимальной прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам. Для руководства предприятия такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия. Торговые операции представляют собой совокупность действия связанных с приобретением товаров и их дальнейшей продажей по более высоким ценам. [10]
      Целью данной курсовой работы является экономическая  эффективность  производства и реализации  продукции   в СХА «Заря». Объектом исследования курсовой работы являются процесс производства и реализации  сельскохозяйственной продукции СХА «Заря».
      Для реализации поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
      - изучить теоретические аспекты эффективности производства и реализации продукции;
      - ознакомиться с экономической  характеристикой предприятия и  проанализировать его деятельность за три последние года;
              -   разработать мероприятия  по  повышению эффективности производства  и реализации продукции.
    По  теме «Экономическая  эффективность  производства  и  реализации продукции» достаточно много материала.
        И.А. Минаков, Н.И.Куликов, О.В. Соколов раскрыл сущность экономической эффективности производства и реализации продукции сельскохозяйственных предприятий.
        В учебнике «Аграрная экономика» М.Н. Малыш предложил пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. 
        Полученный анализ экономической эффективности производства и реализации продукции позволит предприятию улучшить свою производственно-финансовую деятельность путем выявления резервов повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов для достижения намеченных целей.
Глава 1. Теоретические  аспекты эффективности  производства и реализации продукции

1.1. Оценка эффективности  хозяйственной деятельности  предприятия

     Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.
     Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его  развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Соотношение прибыли и единовременных затрат становится исходной основой для реального повышения эффективности производства. Однако в соответствии с законами рынка нельзя отожествлять эффективность производства с производительностью труда. Производительность труда означает плодотворность производственной деятельности людей и определяется величиной затрат живого и овеществленного труда, приходящихся на единицу продукции. Отсюда рост производительности труда отражает использование лишь потребляемых ресурсов (текущих затрат), тогда как повышение эффективности производства характеризует использование всех ресурсов, включая текущие и единовременные затраты.
    В рыночной практике хозяйствования встречаются  самые различные формы проявления экономической эффективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды). [9]
     В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным  товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства в рамках установленных государством налоговых отчислений и социальных ограничений.
      Принципы  определения экономической эффективности
 
     Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, то есть главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации, производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия.
     При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности производства должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:
Е=П/К=(Ц-С)/К
 
     где Е - норма прибыли на вложенный  капитал, %; П - чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К - вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, руб.; Ц - годовой объем производства продукции в продажных цехах, руб.; С - полная себестоимость годового выпуска продукции, руб.
     Расчетные значения нормы прибыли могут  изменяться в зависимости от структуры  капитала, уровня прогнозируемых цен  на продукцию, объема спроса и других факторов. Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения различных факторов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.
     Показатель  чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.
     Рентабельность  капитала – это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.
     Внутренний  коэффициент эффективности  представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений.
     Период  возврата капитальных  вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:
     Т=К/П,
     где Т – срок окупаемости капитальных вложений, лет; П – чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.
     Максимальный  денежный отток –  это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.
     Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», то есть равенство доходов от продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
     Нопости/(Цедпер)
    где Но - точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; Ипост - суммарные постоянные издержки производства; Цед - удельная цена продукции, руб.; Ипер -  удельные переменные издержки производства, руб. [3]
     Развитие  любого производства всегда требует  определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:
     Ввр=(1 + Ед)t ,
     где Ввр - коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед - норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t - год приведения.
     Другим  не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. На основе прибыли рассчитываются следующие показатели:
    рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:
    Робщб /(Осб),
     где Пб - балансовая прибыль; Ос и Об - среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных средств;
    фондоотдача  Фот = С / Ос ;
 
         и фондоемкость Фемк = Ос / Q, 

     где Q – выпуск продукции. Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость - это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;
    рентабельность продаж (оборота):
Рп=(Прибыль/Объем продаж)*100 %
     Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
    рентабельность основного капитала:
Рок=(Прибыль/Основной капитал)*100 %
    рентабельность собственного капитала:
Рск=(Прибыль/Собственный капитал)*100 %
     Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
     Важным  показателем является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок):
     Коа=Объем продаж/Общая сумма активов
     Кок=Объем продаж/Основной капитал.
     Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.
     Показатели  финансового состояния  предприятия 

    Финансовое  состояние предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью.
    Платежеспособность  предприятия - способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется соотношением: 

     Кп=(Собственный капитал/Общие обязательства)*100 %
     Коэффициент измеряет финансовый риск, то есть вероятность  банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.
     Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи  актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.
     Коэффициент общей ликвидности (Кол) определяется отношением:
Кол=(Оборотные средства в деньгах/краткосрочные обязательства)
     Чем выше Кол, тем выше платежеспособность фирмы.
     Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:
Кп=(Все оборотные средства/Краткосрочные обязательства)
    Коэффициент показывает, в какой мере краткосрочная  задолженность предприятия покрывается  его оборотными активами. Выбор и  использование тех или иных показателей  диктуется целями проводимого анализа. Следует отметить, что для определения реального состояния дел предприятия необходим анализ его баланса и основных показателей не менее чем за три года. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1.2.Особенности процесса  реализации и показатели  его эффективности 

     Организация сбыта продукции является завершающей  стадией производственного цикла. В условиях рыночной экономики это  один из важнейших этапов работы всего  предприятия и каждого работника.
     Процесс реализации продукции можно разделить  на четыре периода. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.
     На процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать следующие:
    установленные сроки поставки продукции;
    увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
    производительность труда;
    ввод в действие новых мощностей и оборудования;
    обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
    повышение серийности производства;
    количество рабочих дней в каждом квартале;
    сезонность и сменность работы;
    сезонность реализации продукции;
    возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;
    снятие  с производства устаревших, нерентабельных изделий. [6] 
 

Показатели  эффективности реализации продукции 

     В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. На рынке предприятия выступают обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
     Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
     На  каждом предприятии формируется  четыре показателя прибыли:
    Балансовая прибыль. Основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
    Валовая прибыль. Рассчитывается для целей налогообложения.
    Прибыль, облагаема налогом.
    Прибыль, не облагаемая налогом.
 
 
Балансовая  прибыль
     Балансовая  прибыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализованных операций.
     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
     По  реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении.    
     Прибыль от реализации продукции равна сумме  прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало периода, прибыли от выпуска товарной продукции отчетного периода и прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на конец периода.
     Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.
     Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
     Финансовые  результаты от внереализационных  операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг.
     По  средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.
    Доходы  от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных фондов. Прибыль включается в арендную плату как процент от стоимости имущества. [8] 

 

     Глава 2. Основные экономические  показатели СХА «Заря» 

2.1. Экономическая характеристика  СХА «Заря» 

    Сельскохозяйственная  артель (колхоза) Заря, в дальнейшем « колхоз», создан физическими лицами, путем объединения их денежных средств, имущественных и земельных паев бывших членов и работников колхоза Заря для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, связанных с ними производственных и иных функций, основанных на личном трудовом участии членов колхоза.
    Колхоз действует на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ и Законом Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации от 8.12.95 г. № 193- ФЗ и действует на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
    Колхоз  является коммерческой организацией и  создан на неопределенный срок. Обладает  обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в Российских и зарубежных банках, штамп и печать со своим наименованием, имеет право от своего имени заключать договора, приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, Федеральном и третейских судах.
       СХА «Заря» находится на территории  Кемеровской области, Ленинск-Кузнецкого района, с. Шабаново.
       Основные цели колхоза обеспечение эффективного использования земли, повышение ее плодородия, производства, переработка и реализация сельсхозяйственной продукции с наибольшей выгодой. Производно сельсхозяйственной продукции в стоимости выражении должна составлять не менее 50 процентов от общего объема производства.
    Колхоз  осуществляет свою деятельность по следующим  основным направлениям:
    производство сельскохозяйственной продукции;
    переработка собственной и закупленной у членов колхоза и третьих лиц сельсхозяйственной  продукции;
    реализации произведенной и  закупленной продукции и услуг;
    осуществляет содержание, ремонт имущества, находящегося в собственности колхоза или его членов, пользовании, аренде;
    предоставляет членам колхоза и третьим лицам имущества и земельные участки в пользование или аренду;
    ведет строительство и ремонт объектов производственного, непроизводственного назначения для собственных нужд и других юридических и физических лиц;
    осуществляет производственно- хозяйственную, финансовую, инвестиционную, внешнеэкономическую деятельность;
    выполняет иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в соответствии с целями и задачами колхоза и интересами его членов. 
     Весь  земельный фонд сельскохозяйственного предприятия подразделяется на несколько видов угодий. Сельскохозяйственные угодья включают пашню (посев и пар), залежь, многолетние насаждения (без полезащитных, лесных полос), сенокосы, пастбища. Несельскохозяйственные угодья включают лес, болота, кустарники, земли под дорогами и прогонами, земли под постройками, прочие земли (овраги и т.д.).
     Специфическим видом земельных угодий являются приусадебные участки. Небольшая площадь этих земель занята постройками, другая большая часть – огородами или многолетними насаждениями.
     В СХА «Заря» размер общего земельного массива за анализируемые годы не изменился. В структуре земельных  угодий значительных изменений не произошло. Хозяйство располагает несколькими  видами угодий, что в значительной мере определяет специализацию хозяйства. Наличие естественных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) способствует развитию животноводства, прежде всего – молочного скотоводства. В структуре земельных угодий сенокосы и пастбища занимают 17%. Наивысший выход продукции с единицы площади дает пашня.
     Чтобы увидеть, как развивалось СХА  «Заря» в последние три года можно просмотреть основные экономические показатели за этот промежуток времени.
       Таблица 1
       Основные  экономические показатели СХА «Заря» за 2008– 2010 годы.
Показатели Единица измерения Годы Отклонение 2010 к 2008, %
2008 2009 2010
Стоимость валовой продукции  
тыс. руб.
 
41858
 
  47118
 
63840
 
152,5
Выручка от реализации продукции тыс. руб. 60714 66475 70899 116,7
Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 46399 54180 57137 123,1
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 50375 53430 61257 121
Площадь сельхозугодий в том  числе пашни
 
га 
га
 
17161 
13179
 
18629 
14685
 
18667 
14636
108,7 
111
Урожайность сельскохозяйственных культур в том  числе зерновые
 
ц / га 
ц / га
 
22,7 
 
24,9
 
22,1 
25,3
 
38,6 
26,4
 
170 
106
Продуктивность  животных в том  числе надой
привес  живой массы
 
 
ц кг
 
 
46561 4888
 
 
51140 4331
 
 
52305 4380
 
 
112,3 89,6
Численность работников Чел 389 351 359 92,2
Затраты труда Т / чел-дней т / чел-часов
108 
871
100 
804
98 
748           
90,7 
86
Кредиторская  задолженность тыс. руб. 3287 4656 5701 173
Дебиторская задолженность тыс. руб. 4973 4932 4396 88
Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 14315 12295 13762 96,1
Рентабельность  продукции % 30,9 22,7 24 77,7
       
     Исходя  из данных таблицы, можно сделать  следующие выводы:
       Стоимость валовой продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 52,5% в связи с расширением посевных площадей, поголовье скота, за счет внедрение новых технологий.
     Выручка от реализации продукции в 2010  году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 16,7 % в связи с расширением объема производства, увеличение стоимость продукции растениеводства и животноводства.
     Себестоимость продукции является важнейшей экономической  категорией и характеризует затраты  предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим  качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень  использования всех ресурсов находящихся в распоряжении предприятия.
     Себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 23, 1 % из-за увеличения материальных затрат, затрат на оплату труда отчислений на социальные нужды, амортизацию и прочие затрат.
     Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 21 % за счет ввода новых основных средств.
     Площадь сельхозугодий  увеличилась незначительно в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 8, 7 %  за счет аренды сельхозугодий.
     Урожайность сельскохозяйственных культур увеличилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 70 % за счет применения удобрений, обработка земли по новым технологиям.
     Численность работников остается примерно на одном уровни, произошли лишь незначительное снижение численности за анализируемый период,  на 8 %.
     Кредиторская задолженность в 2010 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 73 % из-за отсутствия собственных денежных средств для развития производства.
       Дебиторская задолжность изменилась незначительно, (уменьшилась на 12%), т.е. за оказанные услуги потребители не имеют задолжности перед предприятием.
     Прибыль от продаж в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 3,9 %  это связано с увеличением себестоимости товаров.
     Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки обращения. Рентабельность продукции показывает какова доля прибыли от продаж в сумме затрат на реализацию продукции. Рентабельность продукции в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 22,3%  это связано с тем что предприятия получило меньше прибыли с большими затратами на реализации продукции.
       В целом в 2008 – 2010 годах изучаемое предприятия можно отнести к стабильно работающим.  
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Эффективность производства  продукции  СХА  «Заря» 

       Объем производства сельскохозяйственной продукции  является одним из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия.  Материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.
       Растениеводство - одна из основных отраслей сельского хозяйства, оно включает возделывание культур в полеводстве, овощеводстве  и т. д. Человек получает от него продукты питания, сырье для легкой и пищевой промышленности, корма для животных и др.
       Основная  задача растениеводства – достижение устойчивого сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.
      Производство зерновых культур – основа сельского хозяйства любого государства. Зерновые культуры занимают более половины посевных площадей страны. Валовой сбор зерна колеблется в пределах 65-80 млн.т в год а зависимости от урожайности культур и динамики  изменения посевных площадей. [6]
     Зерно является одним из важнейших видов  продукции сельского хозяйства  с основой сельскохозяйственного производства. Продукты переработки зерна, такие как хлеб, крупы, макаронные изделия и др., занимают центральное место в питании населения любой страны.
    Производство  зерна отличается высоким уровнем  механизации и не требует привлечения значительного количества трудовых ресурсов. В Российской Федерации выращиваются различные виды и сорта зерновых культур, приспособленные к самым разнообразным почвенно-климатическим  условиям. [7]
     Рассмотрим  эффективность производства зерна  СХА «Заря»  в таблице 2.  

     Таблица 2
     Исходные  данные
Показатели Условные обозначение 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Валовое производства зерна, с 1 га,ц Впз 20,6 28,1 38,6
Площадь посевных зерновых культур, тыс. га Sзк 44,4 48,50 53,5
Затраты живого труда на производства зерна, млн. чел.- ч Tз 191 179 164
Себестоимость всей зерновой продукции, тыс. руб. Cз 18775 24110 30585
Стоимость зерновой продукции, тыс. руб. Цз 17200 28600 39680
Материальные затраты на производство зерна, тыс.  руб. Mз 15680   20300 25000
 
 
     В настоящее время в структуре посевных площадей зерновых культур наибольший удельный вес занимает пшеница – озимая и яровая (около 50%). Наиболее ценные твердые сорта пшеницы составляют около 40 % ее производства. Ячмень составляет около 25%, овес – около 7 и ржи – около 5 % валового сбора зерна. Остальная часть приходится на зернобобовые, кукурузу, просо, гречиху  и рис.
     Цены  на реализуемое зерно значительно  дифференцированы в зависимости  от его качества и региона. Себестоимость  зерна также различается: в Западной Сибири она довольна, высока, а в регионах, имеющих благоприятные природные условия - ниже.
    Высокие мировые цены на зерно способствуют увеличению его экспорта. Рост экспорта и сокращение производства зерновых в последние годы привело к  повышению рентабельности производства зерна. Но так как зерновые культуры служат основой кормового рациона скота, повышение внутренних цен на зерно вызывает рост себестоимости животноводческой продукции, что, в свою очередь, увеличивает цены на продукты питания. [5]
     Государственные закупки зерна, а также ограничение экспорта путем временного введения вывозных пошлин в некоторой степени сдерживают рост цен на зерновом рынке.
     Проведем  анализ эффективности  производства зерна на  примере данных за 2008 г. и 2010 годы ( см. табл. 2) 
     Рассчитаем  основные показатели эффективности.
    1) Урожайность  зерновых культур (Уз) определяется отношением объема валового производства зерна к площади посевов зерновых культур:
     Уз = Bпз / Sзк .
                Отсюда
Уз2008 = 20,6 / 44,4 = 0,46 т/га;
Уз2009 =  28,1/ 48,5= 0,57 т/га;
Уз2010 = 38,6/ 53,5 = 0,72 т/га. 

     2) Трудоемкость продукции (Те) - это отношение затрат живого труда к валовому производству зерна:
     Те = Тз / Bпз;
Те2008= 191/20,6 = 9,3 чел.- ч/т; 
Те 2009=  179/28,1 =6,4 чел.- ч/т;
Те 2010=  164 / 38,6 =4,3 чел.- ч/т. 

     3) Производительность труда:
             Пт = Bпз  / Тз; 
 

Пт2008  = 20,6/191=0,10 т/чел.- ч;
Пт2009 =28,1/179=0,15 т/чел.- ч;
Пт2010 = 38,6/164 = 0,23 т/чел.- ч. 

     4) Себестоимость 1 т зерна (Стн) рассчитывают отношением себестоимости  всей зерновой продукции к валовому производству зерна:
     Стн = Сз /Bпз;
Стн2008 =18775/20,6 =911 руб/т;
Стн 2009 =24110/28,1= 858руб/т;
Стн 2010 = 30585/38,6= 792 руб/т.
     5)  Цену 1 т зерна (Цтн) рассчитывают отношением стоимости всей зерновой продукции к валовому производству зерна:
     Цтн = Цз / Bпз;
Цтн2008 = 17200/20,6 = 834 руб/т;
Цтн2009=28600/28,1=1018 руб/т;
Цтн2010=39680 / 38,6= 1029 руб /т.  

     6) Валовой доход (Вд) при производстве зерна – это разница между стоимостью всей зерновой продукции и материальными затратами на ее производство:
     Вд = Цз – Мз;
Вд1=21800-15680=6120 тыс.руб; 
Вд2 = 25600-20300=5300 тыс.руб;
Вд2 = 31680-25000=6680 тыс.руб. 

     7) Общая сумма прибыли при производстве зерна (П) – это разница между стоимостью  зерновой продукции и ее себестоимостью: 
     П = Цз – Сз;
П2008=17200-18775=-1575 тыс.руб; 
П2009 = 28600- 24110= 4490 тыс.руб;
П2010=39680 – 30585= 9095 тыс.руб. 

     8) Производства зерна в стоимости  выражении в расчете на 1 га  посевов определяется как отношение  стоимости всей произведеденной зерновой продукции (Вз) к площади посевов зерновых культур (Sзк):
     Ц з. .га = Цз / Sзк;
Цз..га 2008=17200/44,4=384,9 руб/га;
Цз..га 2009=28600/48,5= 589 руб/га;
Цз..га 2010= 396808/53,5 = 741,9 руб/га. 

     9) Валовой доход в расчете на 1 га посевов зерна (Вд. га) – это отношение валового дохода при производстве  всей зерновой продукции к площади посевов зерновых культур:
     Вд. га = Вд / Sзк;
Вд. га2008= 6120/ 44,4=138 руб/га;
Вд. га2009=5300 /48,5= 109 руб/га;
Вд. га2010= 6680/ 53,5= 124 руб/га. 

     10) Прибыль в расчете на 1 га посевов (Пга) -  отношение общей суммы прибыли при производстве зерновой продукции к площади посевов зерновых культур:
           Пга = П / Sзк;
     В 2008 году производство убыточное, поэтому показатель не определяется.
Пга2009= 4490/ 44,4= 101 руб/га;
Пга2010= 9095/53,5 = 170 руб/га.
     11) Уровень рентабельности по себестоимости  (Рс) – отношение прибыли к себестоимости продукции, выраженное в процентах:
     Рс = П / Сз  * 100.
     В 2008 году производство убыточное, поэтому показатель не определяется.
     Рс2009= 4490/ 18775 * 100 = 24%;
     Рс2010= 9095 / 30585 * 100 = 29%.
                                                 
                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 3  

     Расчетные показатели эффективности производства зерна 

 
Показатели
Условные обозначение       2008 г.
  2009 г.
 
2010 г.
Отклонение 2010 к 2008, %
Урожайность зерновых культур, т/га Уз  
0,46
 
0,57
 
0,72
 
154,3
Трудоемкость  продукции, чел.- ч/т Те 9,3 6,4 4,2  
45,1
Производительность  труда, т/чел.- ч Пт 0,10 0,15 0,24 240
Себестоимость 1 т зерна, руб/т Стн 911 858 792 86,9
Цена 1 т зерна, руб /т Цтн 834 1018 1029 123,3
Валовой доход, тыс.руб Вд 6120 5300 6680 109
Общая сумма прибыли при производстве зерна, тыс.руб П  
- 1575
 
4490
 
9095
 
-
Получено  в расчете на 1 га посевов зерновых культур, руб/га:          
Зерна Ц з. .га 364,9 589 741,9 203
Валового дохода Вд. га 138 109 124 89,8
Прибыли Пга - 101 170 -
Уровень рентабельности по себестоимости, % Рс  
-
 
24
 
29
 
-
 
     Эффективность производства зерна в 2010 году значительно выше, чем в 2008 году. Так, если в 2008 году производство зерновых культур было нерентабельным, то в 2010 году рентабельность составила 29 %. Этому способствовало несколько факторов. Главный – рост урожайности зерновых (на 54,3%). Кроме того, в 2010 году цены на зерно по сравнению с 2008 годом увеличились, что повлияло на увеличение валового дохода.
     Производительность  труда в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом, однако, учитывая увеличение урожайности зерновых в 2010 году, можно предположить, если бы не данный факт, производительность труда в 2010 году была бы значительно ниже.
    Важнейшим путем увеличения производства зерна  является интенсификация отрасли, в  основе которой лежат применение оптимальных доз удобрений, повышение  технического уровня производства, улучшение сортового состава зерновых культур. Результатом является повышение урожайности зерновых культур, что может обеспечить существенную прибавку валового сбора. [7]
     Рассмотрев  производство продукции растениеводства, рассмотрим производство продукции животноводства.
     В России к животноводству относят  скотоводства, свиноводства, овцеводств и птицеводство. Вспомогательными животноводческими  отраслями являются коневодство, оленеводство, верблюдоводства, звероводство, пчеловодство и рыбоводство. На долю скотоводства приходится 65 % всей производимой продукции, птицеводства – 13, свиноводства – 12, овцеводства – 7, остальных отраслей – около 3 %.
    Различают молочное, молочно- мясное, мясо – молочное и мясное скотоводства. Каждому направлению  соответствует определенная структура стада, система содержания, характер кормления животных, породный состав. Если доля коров в структуре стада составляет от 65 до 90% , то в данный местности преобладает молочное скотоводство. Молочно-мясное скотоводстве  предполагает наличие в структуре стада 40 – 50 % коров. В мясо – молочном  и мясном скотоводстве доля коров в структуре стада составляет 35- 40 %. Скотоводство как наиболее интенсивная отрасль с быстрым равномерным оборотом средств играет существенную роль в экономике сельского хозяйства. [10]
     Рассмотрим  эффективность производства животноводства  СХА «Заря»  в таблице 4. 
     Таблица 4
           Исходные данные  
Показатели Условное обозначение 2008 г 2009 г 2010 г
Поголовье реализованного скота, тыс.гол Nр 2800
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.