На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная  проверка учащихся 8-х классов  технологии ДПТ с учетом индивидуального  подхода...............................................................30
Список литературы................................................................................................35
Приложения
 

      Введение 

     Стремительно  меняющаяся жизнь заставляет нас  пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.
     Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа весьма существенно сдерживается из-за досадной терминологической путаницы.
     В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «индивидуальный подход» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.
     Например, в последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то принципиально новом и нашей традиционной российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.
     Но тогда возникает вопрос, о какой новизне говорят сейчас ярые сторонники «метода проектов» в образовании. Ведь даже такой общеизвестный факт убедительно свидетельствует о том, что проекты делались детьми и в советские времена, а в идее проектирования ничего принципиально нового нет. Получается, что проектирование никогда не покидало отечественную школу. Бесспорность этого утверждения способна буквально загнать в тупик каждого, кто не решит проблему адекватного использования вышеназванных терминов и не разберется в обозначаемых ими понятиях. Разработанные на рубеже прошлого столетия идеи метода проектов со временем претерпели определенную эволюцию, и он все больше становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Современное понимание индивидуального подхода связано с понятием "проективность" - тенденцией, относительно недавно появившейся в образовании. Все возрастающее число исследователей и педагогов-практиков рассматривают проективность как одну из образовательных тенденций будущего. Учитывая ее направленность на формирование проектной культуры, которая, по словам И.А. Зимней[9], предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, проективность находит свое отражение в методе проектов, подчеркивая актуальность нашего исследования.
     Цель  исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
     Объект  исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
     Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
     Гипотеза  исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
      - проанализировать существующие  в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
     - определить роль и место индивидуального  подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
     - разработать методические материалы,  позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
     - экспериментально проверить возможность  индивидуального подхода учащихся  на уроках технологии с использованием  разработанной структуры совместной  учебно-творческой деятельности  учащихся и преподавателя.
    Методы  исследования:
     – анализ теоретических источников по теме исследования;
     – обобщение передового опыта ученых-педагогов;
     – наблюдение;
     – беседа;
     – поиск решения педагогических ситуаций;
     – анализ работы учащихся;
     – педагогический эксперимент.
 

      1. Теоретические  основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии 

     1.1. Сущность понятия  «индивидуальный  подход» 

     Анализ  зарождения, становления и развития в мировой педагогической практике метода проектов позволяет понять современный  подход к сущности индивидуального подхода. Сущность индивидуального подхода составляет понятие "проект", которое определяется как замысел, разработанный план сооружения, механизма, устройства[3].
     Разработке  личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, контекстного, проективного подходов к обучению, формированию профессиональных умений и личностно значимых качеств посвящены многочисленные исследования (А.М. Берестовский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.К Маркова, Н.Д. Никандров, Б.А. Сластенин, А.П.Тряпицина, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков, И.С. Якиманская и др.). Современные образовательно-профессиональные технологии, в основе которых лежат названные подходы, создают возможности для самореализации личности, обеспечивают приоритет субъектно-смыслового обучения, направленность на формирование множества субъективных картин мира, ситуативное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.
     Решению поставленных задач отвечает разработка и применение целесообразных педагогических технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся и обеспечивающих начальную подготовку будущего специалиста, готового не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и творческому решению проблем[12].
     Кардинальные  инновационные изменения в современной  образовательной практике поставили существующие психолого – педагогические науки, ориентированные на образование в критическое, рефлексивное отношение к своему историческому опыту, к собственным теоретическим основаниям. Образование сегодня оказалось в своеобразной ловушке реального жизненного противоречия: с одной стороны – свобода изобретательства и всяческих реформ, с другой стороны – их варварское, разрушительное действие, по сути, в любой сфере: в экономике, строительстве, образовании и т.д. Практическое противоречие, как известно, требует и практического решения, и, прежде всего – это нормирование, окультуривание самой стихии социокультурных преобразований.
     Такой развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование.
     Под проектом (от лат. Proectus – двинутый вперед) в «Словаре русского языка» С.И Ожегова  понимается:
     1) Разработанный план сооружения  какого – нибудь механизма,  устройства;
     2) Предварительный текст какого – нибудь документа;
     3) Замысел, план.
     Культура  проектирования имеет давнюю традицию. Это не только древнейшие утопии и  современные антиутопии, новейшие проекты  «счастливого социалистического (а теперь капиталистического) завтра», к этой культуре относится и атомный проект Курчатова и космический проект Королева, а так же и социально – педагогический проект Макаренко, который в этом своем качестве, к сожалению, так и не получил должной оценки в теоретической педагогике, и до сих пор по настоящему не проанализирован.
     Складывающаяся  проектная парадигма – как  основание и рамка инновационной культуры в образовании – в настоящее время имеет исключительное значение, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практике.
     С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего, он есть учебное средство, дающее надежду успешнее справиться с рядом «вечных» образовательных проблем; но само включение этого средства в учебный процесс дает учащимся некое жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику, независимо от избранной им профессии, специализации и дальнейшей карьеры. 
Проектом (от латинского projectus – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости[22].

     Иначе говоря, проектный замысел указывает  нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь.
     Индивидуальный  подход - альтернатива классно-урочной системы, используется как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения[24]. Индивидуальный подход раздвигает узкие рамки отдельных предметов. Помогает получить комплексные знания. Проекты могут быть многопредметными, межпредметными и однопредметными. Индивидуальный подход усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно:
     - личностно-ориентированное.
     - использует множество дидактических  подходов (обучение в деле, независимые знания, совместное учение, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение и т. д.);
     самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения;
     - позволяет учиться на собственном  опыте и опыте других;
     - приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
     Рассмотрим  обще дидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой  проблемой познавательного плана.
     Типологические  признаки[21]:
     - доминирующий в проекте метод  или вид деятельности: исследование, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный и др.
     - предметно-содержательная часть:  монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
     Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий  участника проекта).
     Количество  участников проекта.
     Продолжительность проекта.
     По  доминирующему в проекте виду деятельности проекты делятся на:
     - исследовательские
     - творческие
     - ролево-игровые
     - информационные проекты
     - практико-ориентированные
     Структура проекта:
     - цель проекта 
     - предмет информационного поиска
     - источники информации (средства  СМИ, базы данных (электронные), интервью, анкетирование и др.)
     - способы обработки информации 
     - результат информационного поиска (статья, аннотация, доклад, видео  и др.)
     - презентация (публикация, в т.ч. в сети, обсуждение в телеконференции и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реализация  индивидуального  подхода в обучении школьников 

     Проект - слово иноязычное, происходит оно  от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план[29].
     В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.
     Под проектом понимается самостоятельная  творческая завершенная работа, выполненная  под руководством учителя.
     Работа  над проектом включает в себя составление  обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
     Результаты  проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и  обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников[13].
     Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
     Работа  над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
     Тематика  проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения по курсу «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой[20].
     В тематике проектных заданий следует  учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
     Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
     Количество  участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).
     Организуя творческие группы, учителю следует  оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.
     Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности; 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема 

     Можно выделить следующие этапы выполнения проекта[21]:
     - выбор темы проектного задания  с учетом анализа потребностей  дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;
     - оценка интеллектуальных, материальных  и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;
     - сбор и обработка необходимой  информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги,  рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;
     - разработка идеи выполнения проекта  с учетом экономических и экологических ограничений;
     - планирование, организация и выполнение  проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности;
     - оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
     Сроки выполнения проектов в большой степени  зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
     Обзор этапов педагогического проектирования, выделяемых различными авторами показал, что в подходе к данному вопросу принципиальных различий у авторов нет. Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом. Основные этапы педагогического проектирования могут быть представлены следующим образом: анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, программирование, реализация, оформление и представление, мониторинг, рефлексия. При этом каждый этап можно считать частью образовательного процесса, где наряду с получением продукта педагогической деятельности формируется целый комплекс умений, в том числе и гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские, осознаются ценности, установки, инициируются творческие способности.
     В процессе педагогической деятельности (на этапах прогнозирования, проектирования, реализации, представления) формируются  гностические умения, связанные с  переработкой информации[11]:
     - пользоваться учебной, научной  литературой при разработке проекта;
     - формулировать цели индивидуальной  и групповой работы по интегрированным вопросам учебных дисциплин и определять способы их достижения;
     - выделять в информации главное,  логическую структуру материала,  систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные);
     - сравнивать, делать выводы, высказывать  собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям;
     - составлять тезисы своего сообщения,  доклада и др.
       Проектировочные умения[2] (включая некоторые собственно конструктивные действия) формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений:
     - выявление проблемы, прогноз изменения  ситуации;
     - определение источников, способов  сбора информации;
     - определение содержания, объема, частей  проекта; 
     - проектирование этапов работы  над проектом, выявление особенности  деятельности на каждом из них, выработка плана действий;
     - овладение элементами исследования  в процесс е работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее  проверка и др.);
     - формулирование личностных и  коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
     - установление критериев оценки  процесса и результатов педагогической деятельности др.
       Формирование коммуникативных умений в проектном обучении происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие:
     - умение передавать информацию  в процессе общения; 
     - умение устанавливать позитивные  контакты, воздействовать на партнера;
     - умение понимать других или  социоперцептивные умения.
     Последняя составляющая является определяющей и может рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать[25].
     С проектировочными и коммуникативными умениями тесно связаны организаторские умения. Они проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения:
     - рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность;
     - распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом;
     - утверждать в коллективе отношения  оптимизма и перспективы; 
     - осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;
     - корректировать свои собственные  действия и действия членов  проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.;
     - организовывать помощь и взаимопомощь  в процессе работы над проектом.
     Учитывая  диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное учеником в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретения новых знаний[30].
     Выделенные  группы умений представляют собой совокупность профессиональных и личностных умений. Индивидуальный подход, выступая средством их формирования, способствует решению задач, стоящих перед школой: вооружение учеников специальными и общеобразовательными знаниями и профессионально-ориентированными умениями, формирование личности школьников.
     Индивидуальный  подход представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер.
     Творчество  в проектной деятельности выступает, на наш взгляд, связующим звеном, объединяющим рассматриваемые умения в интегральную совокупность. Как высшая форма гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности человека, оно становится ценностью и позволяет формировать творческие умения школьников.
     Мотивационный компонент творческой деятельности связан с готовностью учащихся участвовать в процессе педагогической деятельности: определять темы, проблемы, задачи, источники информации проекта. Результатом выступает не только реальный продукт, но и самораскрытие личности[22].
     В основе креативного комnонеита творческой деятельности лежит понятие креативности, которая рассматривается как особое свойство человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность. В связи с тем, что в проектном обучении нет заранее предписанного пути решения, а проблема определяется, в ходе работы над проектом, в данном случае идет речь о развитии так называемого "дивергентного мышления". Оно предполагает наличие таких интеллектуальных способностей, присущих креативности, как гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность выдвигать гипотезы, идеи в нерегламентированной условиями деятельности), любознательность и др.
     Структуру операционного компонента творческой деятельности составляют:
     - личностно-мотивированное выполнение  проекта, его интерпретация, вычленение важных в профессиональном плане проблем, активный поиск информации;
     - профессионально-мотивированный анализ  собственных возможностей в процессе творческой разработки проекта;
     - принятие решения об использовании  его результатов в педагогической практике;
     - формулирование целей проекта  и средств их достижения, прогнозирование трудностей в процессе проектной работы, выявление возможности использования продукта.
     Опыт  применения индивидуального подхода позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам[17].
     Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося[4]. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
     Трудность выполнения проектов заключается в  необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
     Работа  над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
     Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии 

     Учащиеся 8 класса относятся к подростковому  возрасту[5].
     Подростковый  возраст это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ребенка. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. У подростка возникает ощущение собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у ребенка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.
     Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.
     Подросток стремится к активному общению  со сверстниками, и через это общение  он познает самого себя. У него возникают  потребности, которые он должен удовлетворять только сам (потребность в общении со сверстниками, дружбе и любви). Родители и вообще взрослые не могут при всем желании решить проблемы подростков, связанные с их новыми потребностями, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном, от родителей. Все это часто болезненно сказывается на отношении учащихся к взрослым, в том числе и учителю, и к учению.
     Общая картина работы учащихся на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. Тетради ведутся неряшливо. У многих учеников меняется почерк, он становится неразборчивым и небрежным. При решении математических задач некоторые подростки не проявляют нужной настойчивости и прилежания[22].
     В этом возрасте дети обнаруживают особую расположенность к совместным действиям. Склонность к активному времяпрепровождению ярко обнаруживается в играх. Рост умственных сил проявляется в интересе к играм и умственным упражнениям. Многие любят задачи на сообразительность, осваивают шахматы и т.п.
     Таким образом, рост умственных и физических сил изменяет характер активности подростков: в гораздо большей степени, чем  раньше, их начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства и самостоятельности.
     Одним из важных средств, активизирующих учебный  процесс, является побуждение познавательной потребности. Познавательная потребность  занимает важное место в общем психологическом развитии личности, и особенно ее мотивационно-потребностной сферы. Познавательная потребность - это мотивационно-личностное образование, которое почти на всем протяжении школьного возраста проявляется в любознательности учащихся, находя отражение в системе его учебных и вне учебных интересов.
     Выделяют  два уровня познавательных потребностей у учащихся 13-17 лет.
     1) Любознательность (характерна для  учащихся 7-9 классов).
     2) Целенаправленная познавательная  деятельность (чаще всего наблюдается у учащихся 10-11 классов)[16].
     Значительно менее очевидно, хотя, может быть, гораздо более важную роль в успешности обучения играет воля учащегося. Начинать воспитание воли следует с приобретением привычки решать задачи сравнительно незначительной трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, учащиеся тренируют и закаляют свою волю.
     На  умственные процессы и, следовательно, на успешность обучения влияет так  же ряд факторов, которые с виду не имеют к ним никакого отношения. Это такие стороны личности человека, как эмоции, чувства, настроение в данные момент, темперамент, характер и другие.
     Только  при условии того, что если задача доступна учащемуся, если цели ее решения  ясны, если он чувствует свое движение вперед, то создающиеся при этом положительные эмоции облегчают дальнейшее решение.
     Вопрос  о влиянии внушения и самовнушения чрезвычайно важен в обучении решению задач. Педагог должен проявлять  чуткость в своих беседах с учащимися. Всевозможные замечания вроде таких, что " у тебя все равно ничего не получится ", способны в сильнейшей степени деморализовать учащегося, особенно подростка. И наоборот, уверенное убеждение, что "задача должна решиться потому, что ты серьезно занимаешься, а ты не хуже других", во многих случаях сыграет свою положительную роль.
     Может быть, еще большую роль играет самовнушение. Если учащийся почему-то пришел к выводу, что "он не способен", что "ничего не получится", то, конечно, сколько времени он ни сидел бы над задачей, он все равно задачи не решит. Такое самовнушение подростка парализует его волю, лишает его концентрации мысли, и он не сможет мобилизовать столько энергии на преодоление стоящих перед ним задач, сколько он мог бы проявить в нормальных условиях. В этом случае надо добиться перелома в психике учащегося-подростка, вселить в него уверенность в своих силах, возбудить волю. Возможно, что учащемуся, потерявшему веру в себя, целесообразно сначала дать для решения самые простые задачи, чтобы дать ему возможность поверить в свои силы[10].
 

      Выводы 

     В первой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические основы применения индивидуального подхода к обучению учащихся. Раскрыта сущность понятия «индивидуальный подход.
     Большое внимание в методике индивидуального подхода необходимо уделить структуре и этапам индивидуального подхода, основным требованиям к индивидуальному подходу, а также технолого-педагогическим подходам к организационной деятельности учащихся в ходе индивидуального подхода.
     Важно также учитывать возрастные особенности  учащихся при рассмотрении данного вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Разработка приемов  реализации индивидуального  подхода в подготовке  учащихся к выбору  профессии 

     2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода
     Анализ  существующих программ
     Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования  и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
     Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
      
     Рассмотрим  некоторые программы по технологии:
     1.Хотунцев  Ю.Л., В.Д. Симоненко. Программа  трудового обучения. М.: «Просвещение», 1997г.
     2. Н.В.Синица, Л.Н. Абакумова, Е.Д. Волохова. «Дом – семья» программа экспериментального курса предметной области «Технология». С-П.: «Русский издательский дом», 1997 г.
     3. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица  Н.В., Симоненко В.Д. Программы  начального и основного общего  образования «Технология». М.: «Вентана-Граф», 2008г.
     В первой программе на вышивку выделяется 6 часов. В ней рассматриваются такие темы: ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в традиционных ремеслах; правила работы с ножницами, иглами; вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства; разметка рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани; подбор игл и ниток; технология выполнения простейших ручных швов (стебельчатого, тамбурного, вперед иголку и др.); рабочее место вышивальщицы. Примерный перечень практических работ.
    Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
    Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
    Определение регионального стиля вышивки по репродукциям и коллекциям.
    Определение общих изобразительных мотивов и их различие в вышивке северных, южных и центральных регионов.
    Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
    Подбор рисунков для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки.
    Перевод рисунка на ткань
    Отделка вышивкой уголка салфетки или носового платка.
    Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
 
     Во  второй программе на ручную художественную вышивку выделяется 68 часов. Теоретические сведения. Материалы и инструменты. Подготовка к вышивке. Прямой стежок и швы на его основе. Петлеобразный стежок и швы на его основе. Крестообразный стежок и швы на его основе. Косой стежок и швы на его основе. Счетные швы. Сквозные швы. Аппликация. Вышивка бусинками. Разработка проекта и изготовление изделий с вышивкой. Шов узелки. Шов рококо. Атласная гладь. Владимирские швы. Двусторонняя гладь без настила. Двусторонняя гладь с настилом. Художественная гладь. Разработка проекта и изготовление изделий с вышивкой.
Практические  работы. Увеличение рисунка с помощью растровой сетки. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, крестообразными, косыми стежками, счетных, сквозных, владимирских швов. Швов узелки, рококо. Выполнение индивидуального творческого проекта с использованием изученных швов.
       В третьей программе на декоративно-прикладное творчество выделяется 16 часов.
     Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов: мастерская вышивка; торжоское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, швов «узелки» и «рококо».  Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
     Практические  работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторонней гладью без настила, художественной гладью, швами «узелки» и «рококо». 
 
 
 
 
 
 

      Теперь проанализируем программы на предмет соответствия заданной темы «Ручная художественная вышивка».
    Первая  программа не соответствует нынешним стандартам, она уже устарела. Раздел ручная вышивка в этой программе рассматривается только в 5 классе, что недопустимо для тематики данной курсовой работы. Также количество часов на данный раздел недостаточен, для подробного изучения этого раздела. Вторая программа очень подробно рассматривает ручную художественную вышивку. На этот раздел предусмотрено 68 часов. Разработана программа для учащихся X(XI) класса, что не соответствует тематики данной курсовой работы. Третья программа подробно рассматривает декоративно-прикладное творчество – 16 часов. В 8 классе по этой программе изучают художественную вышивку гладью, а хотелось бы подробно изучать вышивку крестом. Проанализировав существующие программы, я пришла к выводу, что нужно разработать элективный курс по теме «Ручная художественная вышивка» с уклоном на вышивку крестом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Элективный  курс «Ручная художественная вышивка» 

Пояснительная записка 

     Ручная  художественная вышивка - яркое явление  национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
     Настоящая программа курса составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.
     Основной  формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.
     Выполнение  изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.
     В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
     В основу содержания программы курса положены сведения о вышивке народов России. Программа курса включает цели и задачи раздела, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание раздела, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов - предпрофильный раздел. 

Основные цели программы:
· С позиции  актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
· Возможность  практического применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.  

Основные задачи программы:
· Сохранить  и развивать древний вид искусства - вышивка.
· Развивать  творческий потенциал учащихся.
· Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.
·Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.
· Спецраздел предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и навыков.  

     Формы проведения занятий:
     1. Демонстрация изделий.
     2. Занятия с элементами лекций.
     3. Практические занятия.
     4. Самостоятельная работа с литературой.
     5. Работа над проектом. 

     Наглядность:
     1. Таблицы: орнаменты, простейшие  швы, гладь, мережка, крест.
     2. Рисунки - плакаты: мережки, крест,  гладь, простейшие швы. 
     3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, 
     образцы орнаментов.
     4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца,
     салфетки, скатерти в различных техниках. 

     Учащиеся  должны научиться:
     1. Правильно подобрать или составить  рисунок для вышивки.
     2. Уметь вышивать на пяльцах  и без них. 
     3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
     4. Подбирать ткань, нитки в зависимости  от техники вышивки, 
     рисунка.
     5. Знать способы и уметь переводить  рисунок на ткань. 
     6. Выполнять работу простым, тамбурным  швом, гладевым швом,
     мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным
     крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться 
     правильно, ухаживать за изделием.
     7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.  

     Учащиеся  должны знать:
     1. Виды ручной вышивки. 
     2. Историю и традиции вышивки.
     3. Способы нанесения рисунка на  ткань. 
     4. Способы закрепления нитей. 
     5. Способы выдергивания нитей. 
     6. Способы зашивок. 
     7. Применение мережек, креста, свободных  швов.  
 

     Преподаватель, который будет работать по данной программе элективного курса, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.
     Таблица 1
     Тематическое  планирование раздела «Ручная вышивка»,
     8 класс
п/п
Тема Часы Теория Практика
1. Место вышивки  в истории костюма, интерьера.  
2. Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. 1
3. Виды гладевого  шва. 1
4. Виды швов крестом.
5. Другие виды вышивок, их использование.     2
6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.     2
7. Практическое  занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. 2
8. Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. 1
  Всего: 16  9
 
 
Таблица 2
Календарно-тематический план 

п/п
Тема Теоретические сведения
Практическая  работа Дидактическое обеспечение урока
1. Место вышивки  в истории костюма, интерьера. Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками   Журналы с работами, вышитыми крестом, плакаты, образцы работ.
2. Приспособления  материалы, инструменты для рукоделия. Как подобрать  пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет. Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань. Подбор ниток, иголок, ткани для вышивания крестом. Инструменты и  материалы,  необходимые при вышивке  крестом.
3. Виды гладевого  шва. Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами. Практический  показ и пробы выполнения стежков. Образцы работ.  Плакат видов глади.
4. Виды швов крестом. Крест простой  и болгарский, гобеленовая вышивка. Практический показ и пробы выполнения стежков. 
Образцы работ.  Плакат виды вышивки крестом.
5. Другие виды вышивок, их использование.   Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков. Журналы с работами, вышитыми крестом в этих техниках, плакаты, образцы работ.
6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.   Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом. Журналы с работами, вышитыми крестом.
7. Практическое  занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. Навыки вышивки  выбранного вида
Практический  показ и выполнения вышивки выбранного вида.  
8. Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. Информация  о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. Оценивание: защита творческого проекта. Плакаты и презентация  об учебных заведениях данной профессии.
 
     Содержание  программы: 

     Место вышивки в истории  костюма, интерьера.
     Теория: Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками.  

     Приспособления, материалы, инструменты  для рукоделия.
     Теория: Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет. Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.