На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН  И НАЛОГОВ
     1.1Таможенные  пошлины: понятие ,виды
     1.2 НДС при перемещении товаров  через границу РФ
     2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ  КАК ИНСТРУМЕНТ 
     ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
     2.1. Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
     3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 
     РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ  И 
     НАЛОГИ
     3.1 Теоретические аспекты тарифного  регулирования в Таможенном 
     союзе ЕврАзЭС 
     Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема:Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Внешнеторговые пошлины и налоги являются финансово-экономическим инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Они могут содействовать как расширению торговых связей, так и ограничению внешнеторгового оборота. Внешнеторговые пошлины используются для перераспределения доходов от внешней торговли, играют определенную роль в системе ценообразования на экспортно-импортную продукцию.
     Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
     Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
     Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России.
     Отмечается, что основным инструментом тарифной политики является таможенная пошлина.
     Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
     Объектом исследования является процесс применения таможенных пошлин, как инструмент государственного регулирования экспорта и импорта.
     Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ  ПОШЛИН И НАЛОГОВ 

     1.1Таможенные  пошлины: понятие, виды 

     Таможенный  кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
     В правовой и экономической литературе нет единого представления о  природе таможенных пошлин и выполняемых  ими функций.
     Таможенная  пошлина (customs duty)– обязательный взнос (платёж), взимаемый таможенными  органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Взимание таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу РФ с целью вывоза или ввоза. Уплата таможенной пошлины обеспечивается мерами государственного принуждения.
     В России в соответствии со ст. 318 ТК РФ таможенные пошлины являются видом таможенных платежей.1 В мировой практике таможенная пошлина признана косвенным налогом, но в соответствии с изменениями в ст. 11 Налогового кодекса РФ в нашей стране таможенная пошлина является неналоговым доходом федерального бюджета.
     Назначение  таможенной пошлины, установленный  таможенным тарифом, характеризуется  двумя факторами:
    фискальным, в качестве источника пополнения доходов федерального бюджета;
    регулятивным, с помощью которой государство регулирует торговый оборот.
     В зависимости от цели перемещения  товаров через таможенную территорию в международной терминологии таможенные пошлины имеют следующие виды: импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные (провозные).
     Импортные (ввозные) таможенные пошлины уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию и используются:
     а) для защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке от иностранных конкурентов и обеспечения национальных потребностей в товарах, не производимых отечественными предпринимателями (организациями) или производимых в недостаточных количествах;
     б) в качестве дополнительного источника  пополнения бюджета страны.
     Экспортные (вывозные) таможенные пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории и используются для:
     а) ограничения вывоза товара, потребность  в которых полностью не удовлетворяется  внутри страны;
     б) регулирования вывоза из страны непереработанных видов сырья;
     в) рационального использования полезных ископаемых, активно вывозимых из страны;
     г) справедливого распределения сверхприбыли и получения доходов федерального бюджета.
     Транзитные (провозные) таможенные пошлины взимаются при перемещении товаров из каких-либо стран через таможенную территорию другой страны в третьи страны. Целью их введения является полное возмещение стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров при их перемещении по её таможенной территории в третьи страны. В соответствии с п. «3» ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации транзитные таможенные пошлины не применяются.
     По  происхождению:
     а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
     б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
     в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.2
     По  типам ставок пошлины бывают:
     а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
     б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ? довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
     По  способу вычисления:
     а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
     б) эффективные ? реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.3
     Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки.
     Ставка  таможенной пошлины - указанный в таможенном тарифе размер платежа, подлежащий взиманию за конкретный товар в соответствии с действующим законодательством. В России применяются: адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.
       Адвалорные ставки таможенной пошлины устанавливаются в виде фиксированного процента от таможенной стоимости товаров. Размеры поступлений от таможенных пошлин при использовании адвалорных ставок напрямую зависят от конъюнктуры цен на мировых товарных рынках.
       Специфические ставки таможенной пошлины не связаны с таможенной стоимостью товаров. Их величина устанавливается в определённых единицах пропорционально количеству или массе товара, перемещаемого через таможенную границу. Использование специфических ставок позволяет не допускать уменьшения поступления таможенных пошлин при падении мировых цен на отдельные товары, а также при занижении фактурных цен на импортируемые товары.
     Комбинированные (смешанные) ставки таможенной пошлины совмещают в себе адвалорные и специфические ставки. В большей мере смешанные ставки используются при импорте товаров как инструмент борьбы с занижением их таможенной стоимости. Имеет место установление комбинированных ставок при введении экспортных (вывозных) таможенных пошлин (например, при экспорте энергоресурсов).
     Для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товара Правительство РФ может устанавливать сезонные таможенные пошлины. Как правило, они применяются при необходимости установления тарифных барьеров для продукции сельскохозяйственного производства. Так, в пик сбора урожая, выращенного в нашей стране, такая мера может быть применена для защиты национального производителя. Срок действия сезонной таможенной пошлины не может превышать шести месяцев в году.
     Для защиты экономических интересов  страны к ввозимым товарам могут  временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые  и компенсационные.
     Специальные пошлины — применяются, если в ходе специального расследования будет установлено, что импорт определенного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объёму производства или потребления в стране конкурирующего производства) и на таких условиях, что это причиняет серьёзный ущерб отрасли национальной экономики или создаёт реальную угрозу причинения серьёзного ущерба.
     Антидемпинговые пошлины ввоза — применяются в случае товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
     Компенсационные пошлины ввоза — применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии иностранного государства, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.4
     В России эти пошлины вводятся в  качестве специальных, антидемпинговых  и компенсационных мер в порядке, установленном соответствующими статьями Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Законодатель отнёс эти пошлины к средствам нетарифного регулирования.
     При обложении товаров только таможенной пошлиной с применением адвалорных ставок, установленных в процентном отношении к таможенной стоимости товаров, таможенная пошлина рассчитывается по формуле 

     Сп = Тс х Па,                                                                                      (1) 

     где Сп – сумма таможенной пошлины;
     Тс  – таможенная пошлина;
     Па  – адвалорная ставка таможенной пошлины.
     При обложении товаров только таможенной пошлиной с применением специфической  ставки, установленной в количественном выражении за единицу облагаемых товаров таможенная пошлина определяется по формуле 

     Сп = Вт х Пс,                                                                                       (2) 

     где Вт – количественная или физическая величина товара;
     Пс  – специфическая ставка таможенной пошлины.
     При применении комбинированной ставки таможенной пошлины последняя устанавливается  в процентном соотношении от стоимости  товара, но не менее размера, установленного специфической ставкой. 
 

     Вывод??? 

     1.2 НДС при перемещении товаров  через границу РФ 

     Особенности налогообложения НДС при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ
     Следует обратить внимание на то, что налогообложение  НДС осуществляется как внутри страны, так и в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ.. Имеются существенные отличия порядка обложения «таможенным» НДС от обложения «внутренним» НДС. Если «внутреннее» обложение регулируется только НК РФ, то «таможенное» — одновременно НК РФ и ТК РФ. НК РФ изобилует отсылками на нормы, сформулированные в ТК РФ. Поэтому и в данном параграфе не обойтись без этих отсылок.
     Налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ признаются лица, определяемые в  соответствии с ТК РФ.
     НК  РФ содержит норму, согласно которой  при перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством.
     Кажется, что здесь возникает противоречие. Действительно, мы знаем, что плательщиками НДС физические лица не выступают. Однако вспомним также, что плательщиками НДС признаются лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, определяемые в соответствии с ТК ТС. Согласно этому Кодексу лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является он.
     В качестве декларанта имеют право  выступать:
     1) лицо государства – члена   Таможенного союза: заключившее  внешнеэкономическую сделку либо  от имени (по поручению) которого  эта сделка заключена; имеющее  право владения, пользования и  (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;
     2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного  пользования; лицо, пользующееся  таможенными льготами в соответствии  с главой 45 настоящего Кодекса;  организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена  Таможенного союза в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена  Таможенного союза;
     3) для заявления таможенной процедуры  таможенного транзита – лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства – члена Таможенного союза.(пп.3 в ред. Протокола от 16.04.2010).
     Обратим внимание на отсутствие в этом перечне указаний на то, что обязанные лица должны быть непременно лицами юридическими. Отсюда можно сделать обоснованный вывод: операции по перемещению товаров через границу облагаются вне зависимости от того, юридическим или физическим лицом является декларант.
     Как отмечалось организации и предприниматели  в установленных случаях имеют  право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и  уплатой налога. Однако в отношении  обязанностей, возникающих в связи  с ввозом товаров в РФ, освобождение ни при каких обстоятельствах не применяется.
     Каждому плательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров  через границу ТС, и на всей территории ТС идентификационный номер налогоплательщика.
     Налогоплательщики, уплачивающие НДС в связи с  перемещением товаров через границу, несут обязанности, предусмотренные  не только налоговым, но и таможенным законодательством.
     В таможенном законодательстве вместо термина  «налогоплательщик» применяют термин «лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов». Этим лицом является непосредственно декларант. Если же декларирование производится таможенным брокером (представителем), ответственным за их уплату является он. При этом, если иное не предусмотрено ТК РФ и ТК ТС, уплатить таможенные пошлины, налоги вправе любое заинтересованное лицо.
     Иными словами, как в налоговом, так  и в таможенном законодательстве предусмотрено право на представительство  в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах и таможенным законодательством. Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное им представлять его интересы в отношениях с налоговыми и таможенными органами. Не могут быть представителями должностные лица налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
     Уполномоченный  представитель налогоплательщика-организации  осуществляет свои полномочия на основании  доверенности. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     Объект  налогообложения «таможенного»  НДС — это факт перемещения  товаров через границу. Из перечисленных  четырех объектов нас здесь интересуют только первый и четвертый:
     реализация  товаров (работ, услуг) на территории РФ;
     ввоз  товаров в РФ.
     Ясно, что ввоз — это перемещение  товаров через таможенную границу. Но вывоз товаров — это тоже их перемещение через границу. Однако ссылка на вывоз как объект обложения НДС отсутствует. Из этого вовсе не следует, что вывоз товаров не является объектом обложения и вывозимые из РФ товары не облагаются НДС.
     При вывозе также возникает объект обложения, но он завуалирован в таком объекте, как реализация товаров на территории РФ. Действительно, ст. 147 НК РФ содержит норму, согласно которой местом реализации товаров признается территория РФ, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории. Очевидно, что непременным условием вывоза товаров из РФ является их отгрузка или транспортировка. Отсюда следует, что вывоз товаров можно интерпретировать как их реализацию на территории РФ, а потому рассматривать как объект налогообложения НДС. Другое дело, что эта операция облагается по нулевой ставке. О природе такой ставки будет сказано далее.
     Объектом  «таможенного» НДС являются также  операции реализации работ и услуг  на территории РФ. Работы и услуги также  могут «перемешаться» через таможенную границу.
     Так, при реализации товаров на экспорт (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства СНГ) осуществляются работы и услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией этих товаров. Одновременно с товарами реализуются за рубеж и сопутствующие работы и услуги. Они также облагаются налогом и также по нулевой ставке. Облагаются работы и услуги, непосредственно связанные с транзитной перевозкой товаров через Россию, поскольку транспортируются товары на транспортных средствах, являющихся в соответствии с международным правом иностранной территорией.
     Территория  иностранных дипломатических и  приравненных к ним представительств, расположенных в РФ, также является суверенной территорией иностранных  государств. Поэтому облагается реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования их дипломатического или административно-технического персонала, включая проживающих вместе с ними членов семей.
     НК  РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в  аренду на территории РФ помещений  иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ. Однако это положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором РФ.
     Не  подлежит налогообложению реализация на территории РФ товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.
     Не  подлежит налогообложению (освобождается  от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ:
     товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом  Правительством РФ в соответствии с  Федеральным законом «О безвозмездной  помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ»;
     медицинских товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, а также сырья и комплектующих изделий для их производства; материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
     художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;
     всех  видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
     товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
     технологического  оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций;
     необработанных  природных алмазов;
     товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования  их дипломатического и административно-технического персонала, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
     валюты  РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных  для коллекционирования), а также  ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей;
     продукции морского промысла, выловленной и  переработанной рыбопромышленными  предприятиями РФ;
     судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
     товаров, за исключением подакцизных (по перечню Правительства РФ), перемещаемых через границу РФ в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космоса, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. Предметом налогообложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. При этом товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных со взиманием «таможенного» НДС, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.
     Предметом обложения НДС в отличие от акцизов и таможенных пошлин являются не только товары, но и работы и услуги.
     Налоговая база. В отличие от таможенных пошлин и акцизов, при исчислении которых  применяются как адвалорные, так  и специфические и комбинированные ставки, НДС взимается исключительно по адвалорным ставкам. Поэтому налоговой базой при исчислении НДС может быть только стоимостная характеристика перемещаемых товаров.
     Напомним, что вывоз товаров (работ, услуг) можно толковать как их реализацию на территории РФ, а потому налоговая база НДС определяется на общих основаниях, рассмотренных в третьем параграфе настоящей главы.
     При ввозе же товаров в РФ налоговая  база определяется как сумма:
     таможенной  стоимости этих товаров;
     подлежащей  уплате таможенной пошлины;
     подлежащих  уплате акцизов (по подакцизным товарам). Предусмотрены два исключения из этого правила:
     1) при ввозе в РФ продуктов  переработки товаров, ранее вывезенных  из РФ для переработки вне  таможенной территории РФ, база  определяется как стоимость такой переработки;
     2) если в соответствии с международным  договором РФ отменены таможенный  контроль и таможенное оформление  ввозимых в РФ товаров, база  определяется как сумма стоимости  приобретенных товаров, включая  затраты на доставку указанных товаров до границы РФ, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
     Налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров одного наименования, вида и марки.
     Если  в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. База определяется в аналогичном порядке, если в составе партии ввозимых товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных из РФ для переработки вне таможенной территории РФ. При определении налоговой базы выручка плательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБР на дату реализации товаров (работ, услуг).
     Напомним, что налоговый период — это  срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. По НДС налоговый период установлен как квартал.
     Однако  при вывозе товаров из РФ НДС, а  стало быть и налоговая база, исчисляются  отдельно по каждой операции вывоза, а не по итогам налогового периода. При ввозе же база и сумма налога определяются по итогам налогового периода.
     При реализации товаров (работ, услуг), по которым  установлена нулевая ставка, моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий право на получение возмещения из бюджета при обложении по этой ставке.
     Такими  товарами (работами, услугами) являются:
     товары  на экспорт (кроме нефти, включая  стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства СНГ);
     работы (услуги), непосредственно связанные  с производством и реализацией  экспортируемых товаров;
     работы (услуги), непосредственно связанные  с транзитной перевозкой товаров  через Россию;
     припасы, вывезенные из РФ в таможенном режиме перемещения припасов.
     Если  полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения  товаров под режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, моментом определения  налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
     Налоговая ставка. При ввозе товаров в  РФ применяются налоговые ставки 10 и 18%, при вывозе — 0%.
     Обложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:
     товаров на экспорт (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства СНГ);
     работ (услуг), непосредственно связанных  с производством и реализацией  экспортируемых товаров; работ (услуг), непосредственно связанных с  транзитной перевозкой товаров через Россию;
     товаров (работ, услуг) для официального пользования  иностранными дипломатическими и приравненными  к ним представительствами или  для личного пользования дипломатическим  или административно-техническим  их персоналом, включая проживающих вместе с ними членов семей;
     припасов, вывезенных из РФ в таможенном режиме перемещения припасов.
     Экономический смысл нулевой ставки состоит  в следующем. Международное налоговое  право в части регулирования  косвенного налогообложения исходит  из принципа «страны назначения»: при перемещении товаров (работ, услуг) косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), как правило, в стране происхождения не взимаются, а взимаются в стране назначения. Однако в стране происхождения операции вывоза не освобождаются от обложения, а облагаются, но по нулевой ставке.
     В стране происхождения за товарно-материальные ценности уплачен НДСупл, но при  вывозе произведенных из них товаров  эти последние облагаются по нулевой  ставке, а потому НДСполуч = 0. Следовательно, в российский бюджет лицо, вывозящее товар, должно заплатить НДС6юаж = НДСполуч - НДСупл = - НДСупл, т.е. отрицательную величину. По этой операции налоговые вычеты (НДСупл) превысили сумму НДС, уплаченную налогоплательщиком своим поставщикам при покупке товаров в РФ.
     Превышение  возникло из-за того, что по этим операциям  НК РФ установлена нулевая ставка. Как нам уже известно, в случае такого превышения полученная разница  подлежит возмещению (в форме зачета или возврата) плательщику из бюджета.
     Налоговые органы производят возмещение после того, как налогоплательщик подтвердит свое право на получение возмещения при обложении по нулевой ставке. Это вызвано тем, что весьма распространенным налоговым преступлением является получение возмещения НДСупл из бюджета, притом что товар из России не вывезен и реализован внутри страны. В этом случае недобросовестный плательщик получает двойное покрытие НДС, уплаченного своим поставщикам: из бюджета (в связи с «лжеэкспортом») и от своих покупателей на внутреннем рынке РФ. В этой связи НК РФ предусматривает особый порядок подтверждения права на получение возмещения при обложении по нулевой ставке в случаях реализации.
     Порядок исчисления НДС. При вывозе товаров  из РФ сумма налога исчисляется аналогично тому, как она исчисляется при  «внутренней» реализации. Отличие состоит лишь в том, что, поскольку по экспортным операциям установлена нулевая ставка, подлежащий уплате в бюджет НДС исчисляется отдельно по каждой такой операции, а не по итогам налогового периода.
     Общая сумма налога при ввозе товаров в РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (произведение ставки на базу). Иными словами, при ввозе товаров НДС исчисляется по итогам налогового периода.
     Если  налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких баз.
     Порядок и сроки уплаты НДС при ввозе товаров в РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ. Здесь следует особо подчеркнуть, что налоговым администрированием по НДС являются таможенные органы (при ввозе товаров) и налоговые органы (при их вывозе).
     Принципиальным  моментом представленной схемы является то, что НДСупл налогоплательщик уплачивает не продавцу-нерезиденту (ясно, что последний не может предъявить к оплате в цене налог резиденту другого государства), а российскому таможенному органу.
     При ввозе и вывозе товаров в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке.
     При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для  производственной или иной предпринимательской  деятельности, может применяться  упрощенный либо льготный порядок уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством.
     В целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом  экспорта. Если в соответствии с  международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых в РФ, осуществляют налоговые органы РФ.
     Объектом  налогообложения в таких случаях  признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых в РФ, включая затраты на доставку их до границы РФ.
     Налог уплачивается одновременно с оплатой  стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных в РФ. Порядок уплаты налога на товары, перемещаемые без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ.
     НДС уплачивается по выбору плательщика  как в рублях, так и в иностранной  валюте, курс которой котируется ЦБР. Пересчет рублей в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты налога не связана с подачей таможенной декларации, — на день фактической уплаты.
     Налог может быть уплачен в любой  форме в соответствии с законодательством РФ.
     При ввозе товаров НДС должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня  предъявления товаров в таможенный орган в месте' их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
     При изменении таможенного режима налог  должен быть уплачен не позднее дня  завершения действия изменяемого режима.
     При использовании условно выпущенных товаров в иных целях чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты налога считаете первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установит невозможно, сроком уплаты НДС считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
     При нарушении требований и условий  таможенных процедур которое влечет обязанность уплатить налог, сроком его уплаты для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплат НДС считается день начала действия соответствующей таможен: ной процедуры. 

 

    2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ  И НАЛОГИ КАК  ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 

     Основные  инструменты государственного регулирования  внешнеторговой деятельности условно могут быть объединены в следующие группы:
     1) таможенно-тарифные инструменты  (импортный и экспортный тарифы);
     2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых  формально не связано с регулированием  внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);
     3) валютно-финансовое регулирование  (порядок совершения валютных операций и т.д.);
     4) антидемпинговые и компенсационные  пошлины, с помощью которых  осуществляется защита интересов  национальных производителей, борьба  с занижением цен экспортируемых  товаров и использованием экспортных  субсидий;
     5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
     6) технические барьеры;
     7) контингентирование (квотирование), лицензирование  внешнеторговых операций, иные административные  инструменты регулирования.
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются. В этом же Законе (ст. 4) в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.
     Статья 14 Федерального закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности". В  ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.
     Таможенный  тариф определяется в ст. 1 Закона РФ "О таможенном тарифе" как  инструмент "торговой политики и  государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком". В п. 1 ст. 2 того же Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).
     В таможенном тарифе устанавливается  соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой  и ставками таможенных пошлин. Можно  отметить, что еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3,5, в Египте - 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) появляются и сложные (многоколонные) тарифы.
     Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую  вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.
     По  своей правовой природе сложные  таможенные тарифы могут быть автономными  и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).
     Публикацию  национальных таможенных тарифов осуществляет Всемирная таможенная организация (Совет таможенного сотрудничества). В Российской Федерации таможенный тариф в качестве официального документа  издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации таможенного тарифа РФ осуществляет МЭРиТ РФ. Внесение изменений и размножение текста без согласования с данным Министерством запрещается.
     Основные  цели таможенного тарифа определены в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О таможенном тарифе". В качестве таких целей названы:
     - рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Россию. Как  правило, снижаются или полностью  отменяются таможенные пошлины  на товары, ввоз которых необходим  для развития российской экономики;  в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, т.е. повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин;
     - поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;
     - содействие прогрессивным изменениям  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;
     - защита экономики России от  неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
     - обеспечение экономической безопасности  России, под которой понимается  состояние экономики, гарантирующее  достаточный уровень социального,  политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской  Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности");
     - обеспечение условий для эффективной  интеграции России в мировую экономику.5 

2.1 Факторы, влияющие  на начисление  таможенных платежей 

    Рассмотрим  факторы, влияющие на начисление таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации  в режиме выпуска для внутреннего  потребления. При ввозе товаров на таможенную территорию России в режиме выпуска для внутреннего потребления необходима уплата:
    1) ввозной (импортной) таможенной  пошлины,
    2) налога на добавленную стоимость,
    3) акциза (если товар относится  к подакцизным),
    4) таможенных сборов.
    Помещение товаров под таможенный режим  выпуска для внутреннего потребления  предполагает полную уплату всех таможенных платежей. На рис. 1 представлена схема  факторов, влияющих на начисление таможенных платежей. 
 
 

                ---------------------¬      -----------------¬
        --------+        ТОВАР       +----->+Базисные  условия¦
       \¦/      L------T--------T--T--      ¦ поставки товара¦
--------+-------¬     \¦/       ¦  ¦        LT----------------
¦Нетарифные меры¦------+-----¬  ¦  ¦         ¦  -------------¬
¦регулирования  ¦¦Определение¦  ¦  L---------+->+Определение ¦
¦ВЭД: лицензиро-¦¦кода товара¦  ¦            ¦  ¦ страны про-¦
¦вание, квотиро-¦¦ по ТН ВЭД ¦  ¦            ¦  ¦ исхождения ¦
¦вание, эмбарго,¦L-----T------ \¦/          \¦/ L------T------
¦защитные меры, ¦      ¦      --+------------+--¬      ¦
¦антидемпинговые¦      ¦      ¦Определение тамо-¦      ¦
¦пошлины, ком-  ¦      ¦      ¦женной стоимости ¦      ¦
¦пенсационные   ¦      ¦      L--------T---------      ¦
¦пошлины       ¦      ¦              \¦/              ¦
L----------------      ¦      ---------+--------¬      ¦
                       L----->+  Расчет ввозной  +<------
                              ¦      пошлины    ¦
                              L--------T---------
                                      \¦/
                              ---------+--------¬
                              ¦   Расчет НДС    ¦
                              L--------T---------
                                      \¦/
                              ---------+--------¬
                              ¦  Расчет акциза  ¦
                              L--------T---------
                                      \¦/
                              ---------+--------¬
                              ¦Расчет таможенных¦
                              ¦      сборов     ¦
                              L------------------ 

    Рисунок 1- Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей 

    Первый  фактор, влияющий на уплату таможенных платежей, - определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД. Второй фактор, влияющий на возможность перемещения товара и уплаты таможенных платежей, - определение: попадает ли товар под нетарифные меры регулирования? К таким мерам относятся запреты и ограничения, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 8.12.03 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). К запретам и ограничениям Закон относит: лицензирование, квотирование, эмбарго, защитные меры, компенсационные, антидемпинговые пошлины и др. Таким образом, товар в ряде случаев может попадать под нетарифные меры регулирования, и на него могут быть начислены антидемпинговые или компенсационные пошлины.
    Следующим фактором, влияющим на расчет ввозной (импортной) таможенной пошлины, является определение таможенной стоимости товаров.
    Начисление  таможенной пошлины на товары, подлежащие таможенному оформлению, производится на базе их таможенной стоимости. Это  правило касается адвалорных и комбинированных пошлин. Размер же специфических пошлин, исчисленных в фиксированном денежном размере за единицу товара (либо единицу веса, объема, других количественных характеристик), не зависит от таможенной стоимости.
    Базисные  условия поставок товара, которые  содержатся в контракте, играют значительную роль при определении таможенной стоимости товаров, и это является следующим фактором, влияющим на расчет ввозной пошлины (гл. 12).
    Значительную  роль в получении тарифных преференций (понижение ставок пошлины) играет процедура определения страны происхождения товара (гл. 11). Следует напомнить, что товары, перемещаемые через таможенную границу в Российскую Федерацию из стран СНГ, освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин. Для товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций предусмотрены преференции по ввозным таможенным пошлинам по ставкам в размере 75% от действующих ставок таможенного тарифа. Товары из наименее развитых стран - государств Азии, Африки, Латинской Америки ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.
    Помещение товара под таможенный режим выпуска  для внутреннего потребления  предполагает полную уплату всех таможенных платежей. По общему правилу:
    таможенные  платежи = ввозные таможенные пошлины + НДС + акцизы + таможенные сборы за таможенное оформление.
    Таможенная  пошлина начисляется по ставкам  ввозных таможенных пошлин, содержащихся в импортном Таможенном тарифе РФ, утвержденном постановлением Правительства  РФ.
    Таможенная  пошлина определяется как соответствующая  таможенной ставке процентная доля таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу (для товаров, оплаченных адвалорными пошлинами):
    1. Таможенная пошлина = таможенная  стоимость товара x ставка таможенной  пошлины.
    Таможенная  пошлина в отношении товаров, облагаемых по специфической ставке, рассчитывается по формуле:
    2. Таможенная пошлина = количество  единиц товара, подлежащих налогообложению  x специфическая ставка x курс евро, установленный ЦБ России (Банком  России) на день принятия таможенной  декларации.
    Таможенная  пошлина в отношении товаров, облагаемых комбинированными ставками, рассчитывается следующим образом:
    а) в первую очередь рассчитывается адвалория ставок по формуле (1);
    б) во вторую очередь рассчитывается специфическая  ставка по формуле (2).
    Из  двух рассчитанных величин выбирается большая. Она и является величиной, необходимой для уплаты таможенной пошлины.
    При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего  потребления НДС уплачивается в  полном объеме (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК России). Ставки НДС применяются в зависимости от вида ввозимого товара в соответствии со статьей 164 НК России в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. N 131.
    Ввезенные на таможенную территорию РФ подакцизные  товары, заявляемые к помещению под  таможенный режим выпуска внутреннего  потребления, подлежат обложению акцизами. Расчет сумм акцизов в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, осуществляется на основании ставок, установленных статьей 193 НК России, в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 26 ноября 2001 г. N 1127.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.