На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Встречная торговля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
     Введение………………………………………….……………3
          1. Понятие и содержание встречной торговли ...……………5
    2. Организационно-экономическая  характеристика субъекта встречной        торговли………………………………………………………..8
     3. Техника осуществления встречных  закупок…………….14
     4. Динамика и география встречной  торговли……………..18
     5. Перспектива развития встречной  торговли………………21
          Заключение……………………………………………………23
         Список литературы……………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Встречная торговля - самый давний вид международной  торговли, включавшийся ранее в натуральном  обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное раз-питие  в международном товарообмене. К  встречной торговле относятся такие  внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются  твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница  в стоимости покрывается денежными  платежами.
     Таким образом, суть встречной торговли заключается  в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной  из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных  закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей  страны, а заранее предназначаются  для продажи в других странах. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров  специальным торговым компаниям.
     По  экономической сущности встречная  торговля включает две стадии обмена:
     - на первой стадии - экспортная  операция,
     - на второй - встречная импортная. 
     Затем может быть стадия реализации товаров  на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция.
     Многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров - через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение. Тем не менее, встречная торговля в последние годы интенсивно развивается. Она занимает 40% мирового товарооборота и в ней участвуют более 100 стран мира, поэтому рассматриваемая тема данной работы сегодня является наиболее актуальной.
     В соответствии с поставленной темой  определены следующие задачи:
       • раскрыть понятие и содержание встречной торговли
           • охарактеризовать организационно-экономический субъект внешнеторговой деятельности
       • изложить технику осуществления встречных закупок
       • проследить динамику и географию встречной торговли
       • определить перспективу  развития встречной торговли
     Объект  исследования – процесс формирования и развития  встречной торговли.
     Предметом исследования является  встречная  торговля.
     Структура работы является традиционной и состоит  из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 
 
 

    Понятие и содержание встречной  торговли
     Встречная торговля (товарообмен) – это коммерческая практика, при которой продажа  увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров  обуславливается их продажей. Оплата предусматривается поставками товаров  и/или услуг в дополнение или  вместо финансового урегулирования. Встречная торговля охватывает широкий  диапазон внешнеторговых сделок: бартер, различного рода компенсационные соглашения, отличающиеся разнообразием форм и  имеющие самые различные характерные  признаки. Являясь древнейшим видом  национальной и международной торговли, встречная торговля процветала до появления  денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. С развитием денежного  обращения она во многом утратила свой смысл. Однако при каждом мировом потрясении торгового равновесия, вызванным экономическими кризисами или войнами, а также при возникновении недоверия к средству платежа, высокой инфляции меновая торговля снова становиться преобладающей в ме Встречная торговля – самый давний вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.
     К встречной торговле относятся такие  внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются  твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница  в стоимости покрывается денежными  платежами.
     Таким образом, суть встречной торговли заключается  в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной  из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных  закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей  страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров специальным торговым компаниям.
     Обязательное  звено во встречной торговле –  банки, открывающие для контрагентов специальные счета «условного депонирования», на которые зачисляются платежи  покупателей за импортированные  товары, а экспортеры получают с  этих счетов причитающиеся им средства только после выполнения всех своих  встречных обязательств. Но так как  часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты  вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При встречной торговле банки более охотно финансируют  экспортные операции, рассматривая встречные  обязательства как гарантии возврата кредитов импортерами.
     По  своей экономической сущности встречная  торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй – встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или  дополнительная экспортная операция. Многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров – через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что и ведет к росту расходов на обращение. И тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается.
     Наиболее  традиционная разновидность встречной  торговли – бартерные операции. Это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности  могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.
     Использование договорных цен может удовлетворять  хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным  интересам.
     Бартерный контракт – это два контракта  купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При  бартерных операциях взаимные претензии  решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с  поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как  товары и по стоимости и по дефицитности различны.
     В бартерных операциях участвуют  банки, но они играют роль простых  кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара.
     Бартерный контракт носит разовый характер. Попадая на внутренний рынок страны-контрагента, бартерный товар влияет на конкурентоспособность  адекватного местного товара. Это  явление в международной практике называется эффектом вытеснения внутренних продаж. В связи с этим организация  и осуществление бартерных контрактов во многих странах координируются или  контролируются государством.
     Практика  международных бартерных операций в Российской Федерации претерпела за последние годы существенные изменения, приобрела цивилизованный характер, перестала быть каналом нелегального перевода валюты.
     С 1 ноября 1996 г. в Российской Федерации  введен порядок составления и  государственной регистрации паспорта бартерной сделки, предусматривающий  ответственность российской стороны  за своевременный ввоз товаров на сумму, эквивалентную сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с учетом уровня цен мирового рынка. 

2. Организационно-экономическая характеристика субъекта внешнеторговой деятельности
В последние  годы наблюдается заметная активизация  внешнеторговой активности большинства  российских регионов (субъектов Российской Федерации). Для сохранения этой в  целом позитивной для российской экономики тенденции расширяются  права субъектов Российской Федерации  в сфере внешнеторгового регулирования.
     «Внешнеторговые»  полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  так же, как и при рассмотрении соответствующих полномочий на федеральном  уровне, сгруппируем в несколько  блоков.
     Во-первых, регионы в лице их государственных  органов наделены правом на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических  связей с субъектами иностранных  федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства  Российской Федерации с органами государственной власти иностранных  государств.
     Участниками этих отношений являются, с одной  стороны, субъекты Российской Федерации, а с другой — субъекты иностранных  федеративных государств, административно-территориальные  образования иностранных государств, а также органы государственной  власти иностранных государств (только в случае выражения согласия на то Правительством Российской Федерации). В соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации). В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации .
     Необходимо  также заметить, что федеральное  законодательство применительно к  международной деятельности субъектов  Российской Федерации использует термин «связи», а не «отношения», подчеркивая  тем самым неполитический характер этой деятельности. По своему статусу  заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения не могут рассматриваться  как международные договоры.
     Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации должны заблаговременно  уведомлять соответствующие федеральные  органы исполнительной власти о вступлении в переговоры, о заключении соглашения об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей. Проект соглашения об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей, которое  заключается органами государственной  власти субъекта Российской Федерации, должен представляться для согласования в Министерство иностранных дел  Российской Федерации, а при необходимости  — и в другие федеральные органы исполнительной власти (например, в  Минэкономразвития РФ).
     В случае возникновения разногласий  между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной  власти субъекта Российской Федерации в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются установленные согласительные процедуры.
     Во-вторых, субъекты Российской Федерации могут  содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством  иностранных дел Российской Федерации.
     В-третьих, субъекты Российской Федерации могут  открывать в установленном порядке  представительства в иностранных  государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических  связей и по согласованию с Министерством  иностранных дел Российской Федерации.
     В-четвертых, еще одним полномочием, которым  наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в области внешнеторговой деятельности, является формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. Целью таких программ является определение долгосрочной концепции их внешнеторговой деятельности.
     В качестве примера рассмотрим Постановление  губернатора Костромской области  от 27.12.2001 N515 «Об утверждении Концепции  развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года». В преамбуле данного документа  отмечается, что, учитывая важность для  экономики региона внешнеэкономических  связей, основной задачей Концепции  развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года является определение основных направлений  развития, повышение эффективности  внешних связей и совершенствование  структуры, конкурентоспособности  отечественной продукции, определение  соответствующих инструментов и механизмов. Целью Концепции устанавливается определение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности Костромской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное вхождение ее в систему общехозяйственных связей. В ней отмечается, что реализация Концепции должна содействовать стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области. Средствами достижения данной цели определены:
— повышение  эффективности и масштабов внешнеэкономической  деятельности области;
— совершенствование  товарной структуры экспортно-импортных  операций;
— оптимизация  географической структуры внешнеэкономических  связей;
— использование  прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;
— защита отраслей региональной экономики и  отдельных хозяйствующих субъектов  от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции;
— дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.
     При этом совершенствование внешнеэкономической  и межрегиональной деятельности распространяется не только на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность, но и на технологически связанные с ними производства, что  будет способствовать реструктуризации и развитию всего хозяйственного комплекса области.
     Данная  Концепция должна послужить основой  для разработки программ комплексного развития внешнеэкономической деятельности муниципальных образований.
     В-пятых, субъекты Российской Федерации осуществляют информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на своей территории.
     Информационное  обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъектов Российской Федерации обеспечивают специально на то уполномоченные органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты и т.д.). Так, например, одной из задач  министерства внешних связей Республики Саха (Якутия) является осуществление  сбора, анализа и хранения информации и документов по вопросам, связанным  с международной и внешнеэкономической  деятельностью и ее правовым регулированием. Анализ статистической, таможенной, коммерческой информации и подготовка материалов для принятия решений руководством Администрации области по вопросам международной и внешнеэкономической  деятельности является одним из направлений  деятельности Департамента международных  внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области  и т.д.
     В-шестых, на региональном уровне могут создаваться  страховые и залоговые фонды  в области внешнеторговой деятельности.
     Местное самоуправление в Российской Федерации  пока еще находится в стадии становления. Однако первые результаты муниципальной  реформы уже позволяют выявить  основные направления внешнеторговой активности муниципальных образований.
     Одним из «правофланговых» субъектов Российской Федерации, активно осуществляющих внешнеторговую деятельность и регулирующих внешнеэкономические связи органов  местного самоуправления, является Нижегородская область. В Нижегородской области установлен единый порядок координации международных и внешнеэкономических связей органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления. В соответствии с Законом Нижегородской области «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области» предусматривается, что органы исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области в пределах предоставленных им полномочий обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
     Соглашения  об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей, заключенные  органами местного самоуправления Нижегородской  области, предприятиями и организациями  всех форм собственности, осуществляющими  деятельность на территории области, должны быть зарегистрированы в областной  администрации. Только в этом случае возможно рассчитывать на получение гарантий (поручительств) Нижегородской области.
     По  официальным обращениям органов  местного самоуправления орган исполнительной власти Нижегородской области может  оказывать органам местного самоуправления необходимую организационную и  экспертно-консультационную помощь в  развитии международных и внешнеэкономических  связей, в организации и ведении  переговоров, а также оказывать  содействие в защите прав и законных интересов органов местного самоуправления.
     Как правило, органы местного самоуправления не могут иметь свои представительства  на территории иностранных государств и осуществляют свои внешнеэкономические связи на территориях иностранных государств в рамках представительств органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или дипломатического или торгового представительства Российской Федерации. 

           3. Техника осуществления встречных закупок
     Встречные закупки означают обязательства экспортера закупили на определенную сумму товар в стране импортера.
В зависимости  от объема обязательств возможны три  варианта встречных закупок.
  Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров против документов, подтверждающих поставку, а экспортер принимает на себя обязательство купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.
       Импортер для защиты своих  интересов определяет перечень  товаров встречной поставки, их  основные характеристики, цены или  способы их определения.
  В качестве финансового обеспечения встречных закупок импортер требует предоставления экспортером в комплекте платежных документов также и банковской гарантии должного исполнения обязательств по встречным поставкам.
  В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.
       Второй вариант встречных закупок  предусматривает подписание основного  контракта, согласно которому  импортер оплачивает часть суммы  денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) - встречными  поставками товара.
  На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен.
  В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере – 30%) деньгами.
  Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину – встречной поставкой товаров. Но он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки.
  Такие встречные закупки называются авансовыми или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки.
       Контракты на основную поставку  и на предварительную поставку  связаны между собой таким  образом, что окончание исполнения  обязательств по встречной авансовой  поставке товаров является началом  исполнения обязательств по основной  поставке.
     Экспортер защищает свои интересы включением в  основной контракт обязанности импортера  предоставить финансовые гарантии выполнения встречных поставок (банковские гарантии, резервные аккредитивы).
  Импортер защищает свои интересы тем, что авансовые поставки товаров по дополнительному контракту осуществляются только против банковской гарантии должного исполнения обязательств на всю сумму авансовых поставок.
       Международная практика ведения  встречных закупок предполагает  возможность участия различных  посредников в исполнении встречных  обязательств путем заключения  с ними посреднических соглашений  и выплаты им соответствующих  вознаграждений .
     К примеру техника осуществления таких операции заключается в следующем:
     Допустим, импортер из Беларуси закупает в Италии какое-то оборудование или другие товары на значительную сумму, тогда в процессе переговоров после согласования цены товара импортер ставит обязательным условием контракта закупку экспортером  товара в его стране на определенную сумму. При этом товары могут быть любые, не обязательно касательные  к предмету данного соглашения. Более  того, в период переговоров стороны  могут и не знать, какие конкретно  товары импортер может предложить и  что экспортер может закупили. Для импортера важно записать это обстоятельство в контракт с тем, чтобы путем встречной закупки сохранить часть валюты в своей стране. Экспортер, будучи заинтересованный в реализации своей продукции, обычно соглашается с такой записью в контракте.
  Предметом переговоров, и обычно очень рьяных, есть определение объема таких закупок, который фиксируется в контракте . Хорошо, если этот объем составит 40%, но даже если он будет всего 10%, то при больших объемах поставок по импорту экономия валюты для Беларуси будет значительной. Определив объем встречных закупке, стороны записывают в условиях контракта, что экспортер в течение, например, 12 месяцев из даты подписания контракта подпишет импортные контракты с контрагентами в Беларуси на закупку товаров (не, указывая которых) на определенную сумму. После подписания контракта белорусский импортер, предварительно выяснив заинтересованность итальянской фирмы-экспортера в тех или других товарах, начинает поиск этих товаров в своей стране и организует отправку предложений контрагенту в Италию. Предложения могут высылаться любыми фирмами в Беларусии, ровно как и контракты на поставку товаров по них в Италию могут подписывать любые итальянские фирмы, которых смогут привлечь итальянский экспортер и заинтересовать белорусский товар. Ряд стран юго-восточной Азии законодательным путем установили обязательность встречных закупок при импорте в эти страны. Распространение встречных закупок в настоящий момент набирает все большее действие, особенно в странах, которые развиваются. 
     Еще один пример осуществление встречных  закупок во внутри российской торговле.
     Фирма А, назовем ее «основной экспортер», заключила контракт купли-продажи с фирмой В, основным импортером, причем не важно, какая из фирм явилась инициатором встречных обязательств. В контракте купли-продажи стороны указали, что основной импортер оплатит, например, одну половину стоимости поставленного товара деньгами, а другую — поставками определенного товара в указанном количестве по согласованной цене. Таким образом, основной экспортер взял на себя в контракте вполне конкретное обязательство принять в частичную оплату поставляемого им товара определенный товар от основного импортера. Чтобы быть уверенным в получении платежей за поставленный товар, основной экспортер (фирма А) может настаивать на предоставлении основным импортером (фирма В) финансовых гарантий выполнения встречных обязательств. Это могут быть банковские гарантии, резервные аккредитивы.
     Однако, как показывает практика, нередко  основной импортер из-за недостатка средств  не может одновременно с платежом 50% общей суммы контракта предоставить еще и финансовые гарантии встречной  поставки товара. В таких случаях  стороны могут  договориться, что  основной импортер осуществит встречную  поставку товаров авансом, но уже  против банковской гарантии основного  экспортера на их стоимость. Этот вариант  осуществления встречных закупок  получил достаточное распространение  во внутри российской торговле, но недооценка использования взаимных гарантий нередко  приводит к неоправданным потерям  сторон. 

4. Динамика и география встречной торговли
     Независимо  от возможных различий в отношении, встречная торговля прочно укоренилась  и получила достаточно широкое распространение  в мире за последние два десятилетия. Материалы ООН свидетельствуют  о том, что во встречной торговле участвует подавляющее большинство  стран. Ее доля в общем объеме мирового товарооборота оценивается в  размере от 25% до 40%. Развитие встречной  торговли отличается стремительными темпами, и на современном этапе она  превратилась в один из важнейших  инструментов регулирования международного товарообмена, способствующий укреплению экономического и производственно–технического сотрудничества между странами. В  основе ее распространения лежат  объективные экономические интересы. Прежде всего, ее гибкость позволяет  отдельным странам целенаправленно  диверсифицировать свой экспорт, выходить на труднодоступные рынки сбыта, огражденные протекционистскими барьерами, ускорять процесс международного обмена товарами и услугами. Встречная торговля используется во внешнеторговой практике различных стран, государственное регулирование которых стимулирует или ограничивает различные ее виды с учетом складывающейся экономической ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.