На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическое содержание и структура государственного кредита. Управление государственным долгом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                    
     

              Реферат 

    Дисциплина: Финансы и кредит
    Тема: Экономическое содержание и структура государственного  кредита. Управление государственным долгом.
                                                         
                   
               
               
               
               
               
               

                   
             
             
             
             
             

                 2010 год 
             
             

     Введение 

    Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической  сущности государственные финансы  — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
    Специфической частью государственных финансов выступают  денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита.
    Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике, что обусловливает актуальность исследования этой темы. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. 
    Вопросы, касающиеся управления государственным долгом также актуальны на сегодняшний день. Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из значимых в российской экономике, при этом размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
    Целью данного доклада является изучение и анализ государственного кредита и государственного долга. Для этого необходимо обозначить ряд решаемых задач. 
1. Рассмотреть  понятие государственного кредита 
2. Определить  экономическое содержание и структуру государственного кредита.
3. Изучить сущность государственного долга и особенности его управления
4. Охарактеризовать экономическое состояние современной России.
       

     
     
     Сущность  государственного кредита.
     Государство как хозяйствующий субъект является полноценным участником кредитных  отношений, которые опосредуют движение денежных средств от кредитора к заёмщику на условиях возвратности и возмездности. При этом государство может выступать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. Государственный кредит, его ещё называют муниципальным, функционирует на тех же принципах, что и кредит в целом: возвратность, срочность, обеспеченность, платность, целевой характер.
     Движение  публичных финансовых ресурсов в  кредитной форме составляет экономическое  содержание государственного кредита  и его специфику по сравнению  с другими формами движения денежных средств. Определённая договором или законодательством сумма денежных средств передаётся во временное пользование владельцем кредитором (органом публичной власти, юридическим и физическим лицом) другому лицу – заёмщику (органу публичной власти, юридическому лицу) и возвращается последним владельцу в установленный срок с определённым процентом. Для кредитора ссуженная сумма выступает формой вложения денежных средств с целью извлечения дохода в виде процента, а для заёмщика – формой привлечённого дохода, направляемого на покрытие дефицита бюджета с целью финансирования публичных расходов, не покрытых собственными доходами.
     Выделение государственного кредита в относительно самостоятельное звено обусловлено  тем, что он тесно связан с бюджетом как элемент межбюджетных отношений, основной источник покрытия дефицита бюджетов и инструмент межгосударственных (международных) кредитных отношений.
     В целом государственный кредит можно определить как совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта.
     В количественном отношении преобладает  деятельность государства как заёмщика средств. Объёмы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
     Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, и несёт черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
     Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер и основой его является возвратность и платность: через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами.
     Государственный кредит отличается от других видов  кредита.
     Во-первых, как правило, он носит непроизводительный характер. А значит, и источником погашения долга и ссудного процента является не стоимость, созданная в результате его использования, а будущие налоги. (Вот прямая связь госкредита с классическими финансами). 
     Во-вторых, если кредит, как правило, носит строго целевой характер и имеет конкретное материальное обеспечение. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива. То госкредит центрального правительства не носит конкретного целевого характера. Его назначение  - покрывать дефицит государственного бюджета.
     В-третьих,  Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершённое производство, то при заимствовании средств государством обеспечение кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо его доход.
     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
     1. Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляется  формирование  централизованных  денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности  и возвратности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
       2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
     3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порождённые особенностями этой категории:
     - очень тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;
     - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
     - осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.
     Таким образом, госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура государственного кредита. 

       Государственный кредит неоднороден по своему составу.  Его можно классифицировать, разделить на укрупнённые группы, которые сами нередко имеют сложную структуру. Рассмотрение классификационной структуры государственного кредита позволит конкретизировать содержание этого понятия во всём многообразии его проявления на практике.
     По  субъектному составу, в зависимости  от типа государственного устройства страны, государственный кредит может  быть федеральным, региональным и местным. В зависимости от  того, в какой роли органы публичной власти участвуют в кредитном процессе – кредитора или заёмщика, выделяют бюджетные кредиты и государственные заимствования.
     Бюджетные кредиты – это денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основе бюджетом одного уровня бюджетной системы страны бюджету другого уровня, а также негосударственному юридическому лицу.  Бюджетные кредиты в зависимости от направлений кредитных ресурсов делятся:
     - на внутренние кредиты (межбюджетные  кредиты и кредиты юридическим  лицам);
     - и на внешние кредиты, или международные долговые требования (межгосударственные кредиты и кредиты иностранным юридическим лицам). В свою очередь внешние долговые требования подразделяются на следующие виды:
     - государственный финансовый кредит (представляет собой форму бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заёмщику); 
     - государственный  экспортный  кредит (при котором за счёт за счёт бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заёмщика);
     - государственные гарантии иностранного  государства (по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком–агентом Правительства РФ иностранному заёмщику или его банку-кредитору).
     Государственные заимствования представляют собой передачу в распоряжение органов публичной власти денежных средств, которые заёмщики в соответствии с условиями займа обязаны возвратить кредитору в той же сумме и с уплатой процента или дохода в иной форме. Основная масса государственных заимствований осуществляется путём эмиссии ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги представляют собой вид финансовых обязательств, который, во-первых, закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, во-вторых, размещается выпусками (эмиссией), имеет равные объёмы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Наиболее распространенный вид государственных и муниципальных ценных бумаг – облигация. Она представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право её держателя на получение в установленный срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного дохода.
     Государственные заимствования в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов могут быть: внутренними (производятся на национальном рынке и в национальной валюте); и внешними, или международными (производятся на  внешних рынках и в  иностранной валюте).
     Заимствования осуществляются  в двух формах: государственных  займов и прямых кредитов. При этом внешние заимствования могут быть только государственными.
     Государственные займы отличаются видовым разнообразием. Обычно их классифицируют по ряду следующих  признаков.
     1. В зависимости от типа держателей государственных ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Первые размещаются среди и юридических и физических лиц, а вторые – только среди типа держателей ценных бумаг. Если необходимо быстрее и успешнее провести заёмные операции, то осуществляют выпуск универсальных займов, обеспечивая широту охвата потенциальных покупателей ценных бумаг. Если нужно защитить интересы каких-либо групп потенциальных держателей ценных бумаг, то выпускается специальный заём.
     2. По способу обращения государственных ценных бумаг займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, а нерыночные – на вторичном рынке после первичного их размещения не обращаются. Наибольшее распространение имеют рыночные займы. Нерыночные займы выпускаются для аккумуляции в бюджет денежных средств определённых инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.).
     3. По формам выплаты дохода государственные  займы можно разделить на:
    - процентные (держатели получают доход в виде процентов, начисленных к номиналу, путём оплаты купонов);
    - выигрышные (владельцы получают доход не  по всем ценным бумагам, а  только по тем из них, на которые выпал выигрыш);   
    - процентно-выигрышные (предполагают комбинацию выплаты процентного дохода по купонам и дохода в форме выигрыша);
    - беспроцентные (бездоходные) – выпускаются под гарантию предоставления конкретного социального общественного блага (строительство дороги, моста, другого социального объекта);
    - беспроигрышные (гарантируют выигрыш по каждому  из ценных бумаг в течение  всего срока их обращения);
    - дисконтные (предполагают выплату дисконтного дохода в виде разницы между ценой продажи облигации и ценой её покупки);
    - процентно-дисконтные (предполагают собой комбинацию процентных и дисконтных выплат);
    - твердодоходные (держатели акций получают на каждую ценную бумагу твёрдый доход в абсолютной сумме).
      4. В зависимости от способа определения купонного дохода выделяют государственные займы с постоянным, фиксированным и переменным купонными доходами. В первом случае процентный доход устанавливается заранее, в соответствии с условиями выплаты займа, и является постоянным по годам. Фиксированные займы отличаются от постоянных дифференциацией купонного дохода по годам. По займам с переменным купонным доходом процентный доход определяется к заранее установленной базе (доходность другого займа средняя доходность государственных облигаций и др.). Фиксация купонного дохода применяется в условиях стабильности рынка, а метод переменного дохода – в условиях нестабильности рынка, когда установление твёрдого процента может привести к повышенным процентным расходам бюджета или к потере потенциальных инвесторов, рассчитывающих на более высокую доходность ценных бумаг.
     5. По срокам выпуска займы делятся  на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные  (до5  лет) и долгосрочные (более 5 лет).
     Как уже отмечалось, кроме займов ещё  одной формой государственных заимствований  является прямой кредит, который представляет собой средства, привлекаемые органами публичной власти в качестве заёмных источников финансирования публичных расходов. Такие кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами и банками, международными финансовыми организациями.  
 
 

     Понятие государственного долга
        
     Государственный долг – это по существу сумма  задолженностей государства по размещенным  и непогашенным государственным  займам (включая начисленные по ним  проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним и внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние – в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берет у Центрального Банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.
     Внутренний  долг - это то, что государство  взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета  внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг - это задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом.   
     Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями
     Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), местных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.
     В общую сумму государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:
      - основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
      - объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
      - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
      - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
     В общую сумму государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
      - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
      - объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам от правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций
     Многообразные формы и пути воздействия государственной  задолженности на функционирование экономики объясняют необходимость  постоянного внимания со стороны правительства к проблеме регулирования государственного долга. 
          
 
 
 
 
 
 

            Управление государственным долгом
        Государственный муниципальный  долг требует эффективного управления. Под управлением государственным  долгом понимается система мер по регулированию его объёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заёмных средств.
        С одной стороны  государственный долг используется в качестве финансового механизма (инструмента) управления публичными финансами  путём регулирования с его  помощью денежного обращения, финансового рынка, инвестиций и обеспечения бесперебойности процесса производства и предоставления общественных благ.
        С другой стороны, государственный  долг сам является объектом финансового  управления. Органы публичной власти определяют виды долговых обязательств, структуру государственного долга, порядок заимствований и предоставления гарантий, выпуска, размещения и погашения займов, а также управляют доходностью заимствований и расходами на обслуживание долга.
        Субъектами управления государственным долгом выступают Правительство РФ либо уполномоченный им Минфином России, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо его финансовый орган, исполнительный орган муниципального образования (местная администрация).
        Управление государственным долгом направлено на эффективное использование органами публичной власти долговых отношений для создания благоприятных условий социально-экономического развития страны и её территорий путём решения следующих задач:
        - аккумуляция в  бюджетах всех уровней временно свободных средств юридических и физических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций, средств других бюджетов бюджетной системы страны в случае недостатка собственных доходов для исполнения бюджетных обязательств органами публичной власти или в случае эффективности замещения собственных доходов заёмными средствами;
        - оптимизация структуры  государственного долга (соотношения  внутреннего и внешнего долга,  видовой структуры заимствований,  соотношения объёмов заимствований и гарантий и т.д.);
        - минимизация долговых рисков и стоимости долга путём снижения доходности государственных бумаг, увеличения сроков заимствований или долгосрочного погашения внешних долгов, перехода на другие рынки и на других инвесторов, реструктуризации долга, диверсификации обязательств по доходности, валюте, срокам, видам доходных выплат и т.д.;
        - поддержание стабильности  финансового рынка, включая рынок  государственных ценных бумаг;
        - обеспечение целевого, эффективного и экономного использования органами публичной власти заёмных средств и гарантированных ими заимствований других лиц;
        - иные задачи управления  долговыми обязательствами. 
        В управлении государственным  долгом обычно выделяют пять последовательных этапов.
        1.  Осуществление  процесса обоснования предельных объёмов внутреннего и внешнего долга, предельных объёмов внутренних и внешних заимствований, верхних пределов гарантий в национальной и иностранной валюте, а также формирование программ внешних и внутренних заимствований и гарантий. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и видовая структура предстоящих заимствований.
        2. Формирование программы  эмиссии государственных ценных  бумаг и определение конкретных параметров предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям владельцев, порядку размещения и другим условиям с целью повышения привлекательности каждого вида заимствований для инвесторов.  Качественная разработка названных программы и параметров позволит равномерно распределить платежи по долгам в перспективе и обеспечить своевременное поступление средств для погашения ранее произведённых заимствований в порядке их рефинансирования.
        3. Проведение размещения облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. 
Регулирование котировок государственных ценных бумаг позволяет влиять на бюджетную  эффективность  проводимых заимствований  на объёмы текущего долга.
      4. Осуществление  мероприятий, направленных на минимизацию проблемных долгов и предотвращение кризисных долговых ситуаций, например путём вступления в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долга, в результате чего можно добиться отсрочки платежей, частичного или полного списания задолженности, досрочного выкупа обязательств, проведения реструктуризации и секъюритизации долга.
      5. Исполнение первоначальных и  с корректированных графиков  платежей по обслуживанию и погашению государственного долга.
     Управление  государственным долгом должно соответствовать  критериям эффективности, т.е. удовлетворять  определённым оптимальным параметрам долга по объёму, структуре, расходам на обслуживание и другим показателям. Задача органов публичной власти – удерживать долг  в таких оптимальных параметрах, которые создают наиболее благоприятные условия для развития страны и её территорий, исполнения принятых бюджетных обязательств и полномочий, обеспечения финансовой безопасности страны. Эффективность и результативность управления государственным долгом можно определить на основе следующих показателей:
     1) объёмы ежегодных поступлений  средств от осуществления государственных  заимствований для финансирования  дефицита соответствующих бюджетов;
     2) показатель (в процентах) отношения суммы превышения поступлений от займов над расходами по их привлечению к сумме расходов;
     3) Показатель (в процентах) долговой  нагрузки, который определяется как отношение государственного долга к объёму ВВП, в том числе отдельно по внутреннему и внешнему долгу;
     4) показатель (в процентах) отношения  платежей по погашению и расходов  по обслуживанию государственного  долга по объёму ВВП, а также  к доходам или расходам федерального  бюджета, в том числе отдельно по внутреннему и внешнему долгу;
      5) коэффициент  (или показатель в процентах) обслуживания государственного внешнего долга страны как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров, верхним предельным считается его уровень 0,25 (25%).
     Эффективное управление государственным и муниципальным  долгом можно обеспечить на основе проведения единой долговой политики в стране, которая позволяет обеспечить комплексное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, возможность замещения долгов, единство планирования и учёта операций по привлечению, обслуживанию и погашению внутренних и внешних заимствований.
     Единая  долговая политика призвана решить следующие задачи:
     - своевременное и полное выполнение долговых обязательств перед внутренними и внешними кредиторами;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.