На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Искусство Древнего Египта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Более десяти тысяч лет назад, когда  климат в прилегающих к Нилу степях и саваннах был более влажным, здесь обитали кочевые племена  охотников, избегавших селиться в болотистой и нездоровой долине Нила. Однако постепенное  иссушение климата превращало саванны  и степи в бесплодную пустыню, что заставило первобытных охотников  с течением времени заселить берега Нила. Параллельно формировалась  египетская народность: с коренным населением протокушитами и протоберберами смешались протоселиты, возможно, пришедшие  из Аравии. Пустыни тормозили дальнейший приток кочевых племен, и к концу 4 тыс. до н.э. здесь сложился относительно однородный этнический тип.
     Свою  страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое  название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира.
     Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная географическая замкнутость, дававшая возможность  стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры, без  тех больших внешних политических потрясений, которые приходилось  переживать соседним странам.
     На  этом огромном протяжении времени можно  проследить историю возникновения  и развития искусства Древнего Египта. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства  представляет большой интерес, так  как можно выяснить пути сложения и развития искусства в одном  из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни  египетского рабовладельческого общества.
     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано  египетским народом в истории  человечества впервые. Египет первый в  мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного  ремесла.
     Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели  в подавляющем большинстве культовое  значение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил  застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов  и средств. Поэтому возникшее  уже в древнейший период развития культуры страны египетское искусство  продолжало сохранять свои характерные  особенности в течение многих веков, нескольких тысячелетий. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство видоизменялось, рождая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.
     Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства  подчинялись ей, зависели от нее. Иными  словами, египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.
     Актуальность. Древний Египет – “дар Нила” и страна пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. Изучение искусства Древнего Египта представляет большой интерес, так как многое было создано египетским народом в истории человечества впервые; мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества; школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – ученики греков.
     Степень изученности. Истории зарождения, становления и развития искусства древнего Египта посвящено множество работ отражающих специфику, характерные черты искусства данного региона. Характер и содержание работ довольно разнообразен и многогранен. Это и монографические издания, статьи, справочные издания, словари, хрестоматии. При написании данной курсовой работы были использованы следующие работы:
     1) Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. Автор рассказывает о религиозных воззрениях и общих стилевых закономерностях искусства Древнего Египта.
     2) Целлар К. Архитектура страны  фараонов. Жилище живых, усопших  и богов. В труде венгерского исследователя хорошо описаны способы и методы, применяемые в строительстве. Книга богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.
     3) Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. Автором были использованы многочисленные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. В частности автор акцентирует внимание на амарнском периоде (переворот Эхнатона).
     4) Тураев Б.А. Древний Египет. Автором подробно описывается искусство Древнего Египта на протяжении многих веков. В состав работы входит также глава, посвященная раннехристианскому Египту.
     5) Афанасьева В., Луконин В., Померанцева  Н. Малая история искусств: Искусство  древнего Востока. Процессы становления  искусства и его стилистическая  эволюция рассматриваются авторами  в связи с общей историей  человечества. В книге широко  представлены иллюстрации, на  которых изображены пирамиды, храмы,  статуи и множество других  произведений архитектуры и искусства  Древнего Египта.
     В качестве источников для данной работы были использованы энциклопедические и справочные материалы по искусству таких авторов как Радугин А.А и Петкова С.М.
     Цель  работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
      проследить историю развития искусства Египта в древности;
     – четко выделить главные этапы  в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
     – выявить роль религии и мифологии  в культуре древнего Египта, а также  их влияние на развитие искусства;
     – изучить развитие главных направлений  искусства: архитектура, живопись, скульптура;
       – обозначить значение и влияние  древнеегипетского искусства на  мировую культуру.
     Поставленные  цели и задачи обусловили структуру данной работы. Курсовая работа представлена в нескольких частях: введение, основная часть и заключение, включает список использованной литературы и приложения.
     Основная  часть включает два раздела. Первый раздел посвящен исследованию истории  развития искусства в древнем  Египте. Также в этой части работы отражается влияние древнеегипетской мифологии на развитие культуры. Второй раздел освещает главные ориентиры  древнеегипетского искусства –  архитектура, уделяется особое внимание пирамиде как символу египетской культуры; живопись; скульптура.
     Работа  изложена на 41 странице, включает 4 приложения, для написания работы было использовано 13 научных источников.
 


     1 Основные этапы  становления искусства  и мировоззрения  древних египтян 

     Историю Древнего Египта, равно как и историю  его искусства принято делить на несколько больших периодов. Современная египтология выделяет следующие этапы:
     – додинастический период (4 – 3 тыс. до  н.э.)
     – раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до  н.э.)
     – древнее царство (28 – 23 века до  н.э.)
     – первый переходный период (23 – 21 века до  н.э.)
     – среднее царство (21 – 18 века до  н.э.)
     – второй переходный период (18 – 16 века до  н.э.)
     – новое царство (16 – 11 века до  н.э.)
     – третий переходный период (10 – 9 века до н.э.)
     – поздний период или позднее царство (11 – 4 века до н.э.)
     Периодизация  наиболее полно отражает этапы становления, утверждения, расцвета и упадка искусства  древнего Египта.[1, с. 32]. 
 

     1.1 Характеристика искусства в ее историческом развитии 

     Додинастический период (4 – 3 тыс. до  н.э.). Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая герзейская культура эпохи энеолита (4-е тыс. до н. э.). Названа по могильнику Герзе (Нижний Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками. Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин.
     В этот период в древнеегипетском искусстве  так же, как и во многих культурах  первобытного общества на стадии его  разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.
     Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия  до н. э., было гончарное дело. Происходит совершенствование орнамента сосудов, получает распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, позже сосуды стали  расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.
     Важное  место в изображении в этот период занимает образ человека. Устанавливаются  и надолго фиксируются правила  изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать  стихию жизненного потока, закрепить  её в определённых правилах. Как  следствие возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавное, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному.
     Раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до  н.э.). Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей.
     Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего  Египта, завершившейся победой последнего. К этому времени относится  и основание «Белых стен» —  Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга.
     Египет  Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные  в погребениях металлические  орудия соседствуют с каменными  и деревянными), а керамика изготавливалась  еще без применения гончарного круга.
     Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в додинастический  период. Происходит официальная культовая  канонизация изображения, творчески  развиваются приёмы мастерства.
     Строились дворцы для фараонов. Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Во всех скульптурных изображениях - фараонов, слуг или зверей, господствует основной принцип воплощения образов при помощи обобщённых объёмов и лаконичных силуэтов.
     Древнее царство (28 - 23 вв. до н. э.). Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные походы на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.
     Единство  Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны и верховных собственников всех земель. Власть фараона постепенно усиливалась. Он был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён, его считали сыном солнца, которое почиталось как бог живых царей. Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны.
     С усилением культа обожествления  царя получил дальнейшее развитие заупокойный  культ. В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни  земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. Выражением этого было строительство в этот период пирамид – гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).
     Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его  строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия  и равновесия поз, фронтальности  постановки фигур.
     Рельефы и росписи, которыми украшались стены  гробниц и храмов, также были связаны  с заупокойным культом.
     Среднее царство (21 - 18 вв. до н. э.). Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления центральной власти и политического распада страны (в конце правления фараонов IV династии), её экономического упадка и запустения ирригационной системы страны.
     В конце XXI в. до н.э. страна была вновь  объединена усилиями фиванских правителей, основавших XI династию фараонов. Они  подчинили себе весь Египет и сделали Фивы столицей государства. Позже в Египет из Азии вторглись гиксосы, кочевые племена скотоводов, которые покорили весь Египет и почти на 100 лет утвердили в нём свою власть.
     Гиксосские  вожди приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет.
     Происходят  изменения в области государственной  религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого  небесного божества - Амона.
     Фараон  по-прежнему обожествляется, но он уже  не царствует так абсолютно. Большие  гробницы-пирамиды сменились в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца. Культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага. Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи.
     Статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами. Постепенно происходят изменения в канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Проявляются своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи древнеегипетского искусства.
     Эпоха Среднего царства закончилась с  обрывом XII династии. На Египет обрушились волны завоевателей – «народов мира» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиции номовой власти, а в сфере внешней политики – в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений. [2, с. 24].
     Новое царство (16 - 11 вв до н. э.). Время правления XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Египетское владычество простиралось и на острова Средиземного моря, в первую очередь на Крит. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. В этот период армия Египта стала регулярной. Египетское государство превратилось в централизованную раннерабовладельческую монархию военного типа.
     В общественной жизни страны огромную роль стало играть жречество. С целью ослабить всё возрастающую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил сам солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из местных культов. Изображать единственное божество можно было только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.
     В честь этого бога строится новая  столица Ахетанон (Небосклон Атона). Своё имя Аменхотеп («Амон доволен») изменил на Эхнатон – «Благой для Атона», а имя жены - царицы Нефертити («Прекраснейшая») - изменил на Нефер-Нефру-Атон («Прекрасная красотою Атона»).
     Искусство этого периода не порывало со старыми  традициями, но творчески их переосмысливало. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. Атон светит одинаково и добрым и  злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов  и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы  создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.
     В рельефах и росписях дворцов и  гробниц Ахетатона появилось  множество новых сюжетов и  бытовых деталей, не встречавшихся  ранее, связанных главным образом  с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей  и их детьми. В искусств формируется новый образ человека: подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам. Однако в изображениях сохраняются канонические черты.
     Изменился и материал скульптуры: твёрдые и  холодные породы камней сменились мягким пористым известняком.
     Вскоре  после смерти Эхнатона в первой четверти XIV века до н.э. при Тутанхамоне наступила  реакция, было восстановлено почитание  прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта.
     Что касается архитектуры, царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм. Складывается новый тип храмового сооружения.
     Скульпторы  стали особо внимательно относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма.
     Стиль прикладного искусства отличается образной пластичностью и очень большой декоративностью.
     В XIV - XI вв. до н. э. искусство было призвано подавлять, поражать своей грандиозностью, славить мощь великой египетской державы.
     Во  многих памятниках периода Нового царства  заметно намеренное обращение к  традициям Древнего царства, вызванное  тем, что подавляющая тяжесть  форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним  традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах  самых основных, типичнейших портретных признаков.
     У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к  природе ещё более возрос, и  в росписях домов богатых египтян  стали воспроизводиться целые ландшафты.
     Мелкая  пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством  исполнения, следовали традициям  большого искусства. [3, с. 95].
     Поздний период (11 - 4 вв. до н. э.). Время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI саийской династий.
     С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией  форм. Это объяснялось, с одной  стороны, нежеланием художников творить  в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с  другой - искусство поддавалось влиянию  жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство  отказалось от достижений предыдущего  времени, далёкое Среднее царство  считалось идеалом, творения древних  фиванских художников - образцами, достойными подражания.
     Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Некоторое оживление художественной жизни наступило при XXV (эфиопской) династии. Эфиопская (нубийская) культура уже со 2-го тысячелетия находилась в очень тесной взаимосвязи с  египетской, что отразилось на стиле  египетского искусства конца VIII - начала VII века до н. э. Особенно большой  расцвет в эту эпоху получил  скульптурный портрет.
     Последний краткий расцвет египетского  искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами  в конце VII - начале VI веков до н.э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций. Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Живопись изобиловала яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустированные золотом, нарядны, но лишены тепла амарнских портретов. От многочисленных и очень однообразных саисских портретов с их неизменной играющей на лице улыбкой веет холодом. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.
     В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. В  течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого  ига.
     Искусство в этот период отражало лишь общий  и окончательный упадок великой  египетской державы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое  в эпохи расцвета. И хоть техническое  мастерство не утрачено, до былого уровня искусство уже не возвышается. Техническое  мастерство не утрачено, и в этот наиболее тяжёлый период древнеегипетское искусство всё же сохраняет свои реалистические традиции, которые ярко сказываются в отдельных шедеврах.
     При общем упадке культуры в этот поздний  период всё же процветает искусство  прикладное. Высокое мастерство наблюдается  в металлических изделиях, особенно в период XXI династии, когда достигает  значительной степени развития полихромия металлических изделий.
     Египетское  искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда  в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический  мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство  и в этот период сохраняет неугасшие  творческие импульсы и большое традиционное мастерство. [2, с. 63]. 
 

     1.2 Религия и мифология  древних египтян  и их влияние  на культуру древнего  Египта 

     Египетская  религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это  фетишизм и тотемизм, политеизм и  монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные  и противоречивые мифы, не менее  разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии  с этикой, наукой и искусством, организации  клира и его положения в  обществе, обожествления фараона  и т. д. Все эти аспекты с  течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.
     Многобожие  Египетской религии. В Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. [4, с. 13].
     Атум  символизирует первоначальное и  вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший  сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и  Нижним Египтами. В Мемфисе Атума  отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал  свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом. [5, с. 146].
     Появление детей у Атума влечет появление  двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация  полярности неба и земли особенность  только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а  небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида  и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог  эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся  в движении слева направо. [6, с. 253].
     Отличительной особенностью египетской религии был  культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили «живые боги», считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.
     Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями  генезиса и древнейшего состояния  египетской религии, в интересах  полной объективности целесообразно  начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые  были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог  бы привести к качественно иному  состоянию. [5, с. 153].
     Типологически религия древнего Египта относится  к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон  входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др. [4, с. 28].
     Очень важно подчеркнуть, что государственной  религии, в нашем понимании, в  Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных  догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень  сложный феномен, соединение часто  противоречивых, а порой и взаимоисключающих  верований, возникших в разные времена  и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние  египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие  коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить  исторически возникшее хаотическое  нагромождение религиозных верований  и воззрений. Но осуществить это  им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности. [6, с. 267].
     Мировоззрения древних египтян  в разные эпохи. В период Древнего царства (28 - 23 в. до н. э.) Египет является крупным государством, распространявшим своё влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную особенность составляющих Египет областей с их пёстрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных предметов и т. д.- выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной наиболее её ярких черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.
     Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих  мудрецов - полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой  век египетской культуры.
     Свою  цивилизацию египтяне изначально считали  созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных  текстах, до земных царей Египтом  правили боги, затем - полубоги. В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящим к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец». [6, с. 273].
     Существование государства не мыслилось египтянам  без Маат - божественного Порядка  и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный  хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам царь также должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка».
     Порядок часто понимается как правопорядок, справедливость: боги и цари - как  владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири, начиная  с эпохи Древнего царства, выступают  в роли жрецов истины, что соответствовало  их судейским обязанностям. Понятие  Маат становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений – «Премудрость Птаххтепа» (V династия) - провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: «Велика справедливость, и превосходство (её) непоколебимо, неизменна (она) со времён Осириса, и карают преступающего законы».
     Боги  для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и  создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была  в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданых и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
     В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса  впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. [7, с. 38].
     Ни  один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых  смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.
     По  рисункам на гробницах сановников и  жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как  выглядела траурная процессия в  Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки  и женщины, которые издавали пронзительные  вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги  несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры. У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды.
     Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых  и боге загробного мира. Осирис был  на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала  эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал  Осириса, чтобы тот мог ожить  и получить власть над загробным  миром, поскольку сохранность мумифицированного  тела обеспечивала вечную жизнь. С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё в период 5 династии. Тогда же заметным становится рост этического элемента в общем контексте религиозной культуры Египта. Поступки и заслуги в земной жизни, уже могут оцениваться как угодные богам и царю в этом мире, и в загробной жизни. В гробничных надписях появляются уверования в том, что умерший был «любим своим отцом и хвалим своей матерью», что он «подавал хлеб и одежды нуждающимся». «Я - тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Никогда не говорил я дурного властелину против каких-либо людей, ибо хотел я, чтобы было мне хорошо перед Богом Великим», - повествуют о себе вельможи Хуфхор и Пепинахт. В одном из фрагментов «Книги мертвых» (около 1300 года до нашей эры) изображено как, Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую - перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека «пусто от зла всякого» и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала «пожирательница мертвых» - чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - и он умирал во второй раз, уже окончательно. [7, с. 45].
     Таким образом, религия древнего Египта была собранием различных культов, которые  подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного.
 


     2 Искусство древнего Египта как результат влияния мифологии на культуру египтян 
 

     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано  египетским народом в истории  человечества впервые. Египет первый в  мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного  ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород  камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные  работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.
       Как вехи, возвышаются на далеком  горизонте истории египетские  пирамиды – обветренные рукотворные  каменные горы. И какими бы  чуждыми и неприступными они  не казались, они могут многое  рассказать о себе. Пирамиды повествуют  об обществе настолько четко  организованном, что стало возможным  соорудить эти гигантские искусственные  холмы всего лишь за время  жизни царствующей особы.
     Самая главная отличительная особенность  искусства Древнего Египта заключается  в том, что оно было призвано обслуживать  потребности религии, в том числе  заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия  – первооснова древнеегипетского  искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего  времени ее существования. Памятники  древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели  в подавляющем большинстве культовое  значение. [8, с. 108]. 
 

     2.1 Архитектура 

     Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление  о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия  до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в  течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале  лишь своими размерами; святилища также  устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося  духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища – яма - послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества - рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.
     Древнее  царство (28 – 23 века до  н.э.). Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».
     Гробница дом умершего должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
     Гробницы  знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили  гроб с мумией, и массивной надземной  постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя  ложными дверьми и двором, где  приносились жертвы. Этот «дом» представлял  собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже  при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и  помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и  количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства  появляются коридоры, залы и кладовые.
     Для истории архитектуры большое  значение имело строительство царских  гробниц, сооружению которых посвящались  огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству  царских гробниц придавалось  большое значение и потому, что  они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ  предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона  были перенесены пережитки представлений  о том, что предводитель племени  является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов  будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий  на Египет», а на верхушках некоторых  пирамид были изображены глаза. [8, с. 114].
     Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». (Прил. А). Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
     Пирамида  Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей  планировки, был расположен на искусственной  террасе и занимал площадь  в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и  в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала  в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна  не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного  материала камень. Правда, камень еще  не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены  со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются  формы, свойственные деревянным  и  кирпичным постройкам: потолки вырублены  в виде бревенчатых перекрытий, колонны  и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна  и по своей декорировке, богатой  и разнообразной. Интересны формы  колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные  стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные  в камне пилястры в форме раскрытых  цветов папируса и лотоса. Стены  залов были облицованы алебастровыми  плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера  в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны  и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и  художественными возможностями.[9, с. 33].
     Пирамида  Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница  царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э.) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). (Прил. Б).
     Наиболее  грандиозная из трех - пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в  основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло  свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные  блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной  в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры - известняком  лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Ее массив четко выделялся  на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.
     Каждая  из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным  ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее  умение зодчих дать четкий план всего  комплекса и уравновесить его  части. Пирамида стоит теперь одна в  центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого  впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие  пирамиды цариц; разница их масштабов  по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной  стороне примыкал царский заупокойный  храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились  там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них  зеленели орошаемые Нилом поля, а  к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как  бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба  придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных  храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное  здание с плоской крышей, сложенное  из массивных известковых блоков. В центре его находился зал  с четырехгранными монолитными  гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для  заупокойных царских статуй. За залом  был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две  двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти  ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.
     Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые  в Египте встречаются свободно стоящие  столбы. Вся декорировка зданий построена  на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани  колонн заупокойного храма прекрасно  гармонировали с облицовывавшими  его стены плитами розового гранита  и с алебастровыми полами, так  же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное  по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.
     Иной  характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э.). Хотя эти усыпальницы и  сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных  памятников их предшественников. Они  намного уступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших  блоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло  слишком тяжелым бременем на экономику  страны, отрывая массу населения  от земледельческих работ, и вызвало  недовольство номовой знати. Возможно, что результатом этого недовольства явилась происшедшая около 2700 г. до н. э. смена династии. Новые фараоны  были вынуждены считаться с номовой  знатью и не могли напрягать все  силы страны для сооружения своих  гробниц. Тем большее внимание уделялось  ими оформлению храмов, которое теперь и должно было выражать основную идею гробница фараона- прославление царской  власти. Стены этих заупокойных храмов и залов в воротах стали  покрываться цветными рельефами, прославляющими фараона, как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта. Богини кормят его грудью, в образе сфинкса  он топчет врагов, из победоносного  похода прибывает его флот. Размеры  храмов при пирамидах увеличивались, их архитектурное убранство усложнялось. Именно здесь впервые появляются ставшие потом столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме  связок нераспустившихся папирусов.
     Особое  внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем  развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый  вид зданий - так называемые солнечные  храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась  медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым  устраивался огромный жертвенник. Как  и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. [8, с. 125].
     Среднее царство (21 – 18 века до  н.э.). Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов развития литературы и искусства Древнего Египта.
     Очень важным моментом явилось возобновление  строительства пирамид. Первым начал  сооружать свою усыпальницу в  виде пирамиды Аменемхет I, который  решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом  связь с гробницами предков, - шаг  достаточно трудный в условиях мировоззрения  древних египтян. Предшественники  Аменемхета I, фактические объединители Египта - фараоны XI династии, сделать  это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в  их оформлении к своеобразному компромиссу- сочетанию пирамиды с обычной  для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к  ней из долины вела огражденная каменными  стенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницы  составлял заупокойный храм, расположенный  на террасе, перед которой был  устроен портик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась  сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. С западной стороны зала с  пирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля  и святилище были вырублены в  скале, а гробницы фараонов - под  гипостилем.
     Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор  места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему  добиться гармоничного сочетания двухъярусного  леса колонн с бесконечными вертикалями  скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.
     Однако  в архитектуре Среднего царства  он остался единичным явлением, так  как возобновившееся при Аменемхете I строительство царских гробниц  в виде пирамид и стремление фараонов начала XII династии всемерно подражать  памятникам Древнего царства заставили  египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.
     Действительно, планировка пирамид и заупокойных  храмов начала XII династии полностью  совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий. Однако вследствие изменившихся экономических условий  сооружение гигантских пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились (пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в 107 м ), строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел коридор к монументальным воротам в долине; по – прежнему вокруг пирамид располагались мастаба придворной знати. [9, с. 46].
     Первая  половина Нового царства. Архитектура  времени  XVIII  династии  (16 - 15 вв. до н. э.). Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.
     Храм  времени XVIII династии представлял собой  в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к  Нилу, с которым храм соединяла  дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие  мачты с флагами. Перед пилоном  ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился  открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее  в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные  помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более  высокий средний проход, через  верхнюю часть которого в зал  проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства  широкое применение и явилось  наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.
     К подобному типу относятся самые  крупные храмы Нового царства, в  том числе и оба прославленных  храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. Первый из них был  главным храмом бога Амона и официальным  верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для  изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах  стояло множество статуй.
     Поскольку Карнак строился в течение веков  различными зодчими, естественно, что  он уже к концу XVIII династии представлял  собой сложный комплекс. Первым крупным  этапом в строительстве Карнака  следует считать сооружение в  конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен  к Нилу и имел вид пилона. Перед  ним стояли два обелиска в 23 м  высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее– пилон  меньших размеров, затем - прямоугольный  двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Таким образом, храм Инени  имел уже все основные черты храмов Нового царства. В стилистическом отношении  это был гармоничный памятник. Декорировка, не перегруженная излишними  деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.
     Однако  вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшими добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройный зал  Инени был отяжелен добавлением  колонн и статуй; с восточной стороны  был пристроен особый большой  зал с четырьмя рядами колонн.
     Вторым  крупным этапом в истории строительства  Карнака явились работы, произведенные  здесь при Аменхотепе III, когда  перед храмом зодчим Аменхотепом, сыном  Хапу, был построен огромный пилон  и все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился  как бы новый храм небывалых еще  в Фивах масштабов. Одновременно изменился и облик других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно  было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма  Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм с боков, удачно сочетались с общей  симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада  первого зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннада между пилоном  и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяя путь торжественных  процессий, она сливалась с кончавшейся  у ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением  столь характерной для египетского  зодчества идеи бесконечной линии  храмовой дороги, благодаря которой  так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады  было тем более удачным, что она  словно продолжала линию дороги и  внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной  смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества. Это новое понимание внутреннего  пространства было важным достижением  египетской архитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру  принцип последовательного восприятия ее во времени. В то же время такая  колоннада украшала храм, усиливая в нем ту декоративность, которая  все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформления храма Мут  с его пышной центральной колоннадой и обилием портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.