На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, типы и цели фискальной политики…………………………………………………………………………………………………………………………………..4
1.1Понятие фискальной политики………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4
1.2Дискреционная фискальная политика………………………………………………………………………………………………………………………………………………………4
1.3 Автоматическая  фискальная политика……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Налоговая  политика один из инструментов фискальной политики………………………………………………………………………………………………..5
2.1 Налоговая политика…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
2.1 Сущность и значение  налоговой политики………………………………………………………………………………………………………………………………………………6
2.3 Налоговая система  в Республике Казахстан……………………………………………………………………………………………………………………………………………..7
Глава 3. Об утверждении  Правил разработки среднесрочной фискальной политики………………………………………………………………………………..9
3.1 Правила разработки  среднесрочной фискальной политики…………………………………………………………………………...........................................9
3.2 Структура среднесрочной  фискальной политики…………………………………………………………………………………………………………………………………….9
3.3 Разработка и  утверждение среднесрочной фискальной  политики………………………………………………………………………………………………………10
3.5 РБК одобрила  среднесрочный план социально-экономического  развития Казахстана на 2008 - 2010 годы…………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).
Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науки, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.
Траектория  движения экономики зависит от устремлений  и воли своих главных действующих  субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных  масштабах.
Самыми обширными  возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства  в: широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
Правительство проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической  стратегии, исходящей из целевых  установок и учитывающей сложившуюся  ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.
   Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через  законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают  прежде всего такие фискальные рычаги воздействия,       инструменты       фискальной       политики,      как      налоги,
государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами.
Наряду с  фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической  политики, такие, как общая масса  и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые  нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической  политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз  товаров, капитала.
В зависимости  от области государственного воздействия  на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды.     
Единой, общепринятой классификации видов экономической  политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий  перечень составных частей экономической  политики государства.
В укрупненном  плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую  политику.
В более  широком плане в государственную  экономическую политику включают такие  ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая  политика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, типы и цели фискальной политики
1.1 Понятие фискальной  политики
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система регулирования экономики  посредством изменений государственных  расходов и налогов. Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной  казны (фиска). Она непосредственно  связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными  доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической  политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом  фискальная политика проявляется в  совокупности государственных мероприятий  по организации управления финансовыми  ресурсами государства, их использовании  в целях решения социально-экономических  проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение  необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение  применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и  способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию  производственно-экономического и  научно- технического потенциала. Инструменты  фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и  услуги весьма велика, государство  выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах  около половины валового внутреннего  продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних  рынках. Таким образом, государство  обладает колоссальными возможностями  влияния на объем и структуру  совокупного спроса, если только оно  не связало себя по рукам и ногам  заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями  косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий  и домашних хозяйств, сдерживая или  стимулируя его с помощью налогов  и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.
В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области  занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что  в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют  стабилизировать экономическое  развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком  всех этих программ является то, что  они вводятся в условиях спада  и их тяжело отменить, когда экономика  находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки  зрения, является более эффективным  инструментом в стремлении стабилизировать  экономику. Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские  расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом  обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с  безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
Сознательное  манипулирование налогами и расходами  или АКТИВНАЯ фискальная политика
ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой  необходимые изменения в уровнях  государственных расходов и налогов  вводятся автоматически
Процесс ускоренного  развития экономики сопряжен с созданием  стимулирующих условий для функционирования предприятий и организаций. В  определенной степени это связано  с совершенствованием налогового режима.
Переход от политики выживания к стратегии  устойчиво высоких темпов экономического развития требует совершенствования  механизмов регулирования процесса перераспределения получаемого  дохода между государством, населением и предприятиями. Актуальность решения  этой проблемы состоит в том, что  основу экономического роста составляют отрасли, занятые добычей и первичной  переработкой сырья. Продукция этих отраслей занимает более 70% объема промышленного  производства и экспорта страны.
Цели фискальной политики:
Сглаживание колебаний экономического цикла;
Достижение  высокого уровня занятости и умеренных  темпов инфляции;
Стабилизация  темпов экономического роста;
Типы фискальной политики;
1.Дискреционная;
2.Автоматическая.
1.2 Дискреционная фискальная  политика
Под дискреционной  фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения  и государственных расходов с  целью воздействовать на реальный объем  национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие  тенденции макроэкономики, полностью  не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.
Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные  запаздывания, временные лаги, между  периодом возникновения потребности  в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются  друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
В период спада  стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
1)Увеличение  государственных расходов;
2)Снижение  налогов;
3)Сочетание  роста государственных расходов  со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции вызванной избыточным спросом  дискреционная фискальная политика складывается из:
1)Уменьшения  государственных расходов
2)Увеличение  налогов
3)Сочетание,  сокращение госрасходов с растущим  налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное  сальдо бюджета.
1.3 Автоматическая фискальная  политика
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может  измениться даже в случае, если правительство  не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и  автоматически реагируют на изменения  состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К  ним относят:
1. Изменения  налоговых поступлений. Сумма  налогов зависит от величины  доходов населения и предприятий.  В период спада производства  доходы начнут уменьшаться, что  автоматически сократит налоговые  поступления в казну. Следовательно,  увеличатся доходы, остающиеся у  населения, предприятий. Это позволит  в определенной степени замедлить  снижение совокупного спроса, что  положительно скажется на развитии  экономики.
Такое же воздействие  оказывает и прогрессивность  налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что  сопровождается уменьшением как  абсолютной суммы налоговых поступлений  в казну, так и их доли в доходах  общества. В результате падение совокупного  спроса будет более мягким.
2. Системы  пособий по безработице и социальные  выплаты. Они также оказывают  автоматическое антициклическое  воздействие. Так, увеличение  уровня занятости ведет к росту  налогов, за счет которых финансируются  пособия по безработице. При  спаде производства увеличивается  число безработных, что сокращает  совокупный спрос. Однако одновременно  растут и суммы выплат пособий  по безработице. Это поддерживает  потребление, замедляет падение  спроса и, следовательно, противодействует  нарастанию кризиса. В таком  же автоматическом режиме функционируют  системы индексации доходов, социальных  выплат. Существуют и другие формы  встроенных стабилизаторов: программы  помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.
Встроенные  стабилизаторы смягчают изменения  в совокупном спросе и тем самым  помогают стабилизировать выпуск национального  продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее  глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так  как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и  социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство  не дискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических  условий, т.е. здесь практически отсутствует  временной лаг.
Недостаток  автоматической фискальной политики в  том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может  их устранить. Следует отметить, чем  выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна не дискреционная политика.
Политика  встроенных стабилизаторов или автоматическая фискальная политика, под ней понимается экономический механизм, который  автоматически реагирует на изменение  экономического положения без необходимости  принятия каких-либо шагов со стороны  правительства. К основным встроенным стабилизатором относятся:
1)Изменение  налоговых поступлений сумма  налогов зависит от величины  доходов и в период активного  роста ВВП налогового поступления  автоматически возрастают, что обеспечивают  снижение покупательной способности  и сдерживания экономического  роста.
Система пособий  по безработице и различных соц.выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.
Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики
2.1 Налоговая политика
Налоговая политика — часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти  параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление  денежных средств за счет уплаты налогов  обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться  с главным противоречием налоговой  и всей фискальной политики.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений  в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств  в развитие экономики.
Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями  – фискальной и экономической. С  помощью первой формируется бюджетный  фонд; реализуя вторую, государство  влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Наше молодое  суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого  осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех  налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
-Стабильность  налоговой системы;
-Упорядоченность  механизма сбора налогов (что  упростит контроль за своевременностью  и полнотой уплаты налогов);
-Льготирования  конечной продукции, а не факторов  производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых  величин). Проблема налоговой реформы  тесно связана с проблемой  стимулирования производственных  инвестиций. Такая связь обусловлена  тем, что в рамках налоговой  и кредитной политики формируется  система льгот и других экономических  мер, которые направлены на  стимулирование инвестиций в  производство;
- Субординация  местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их  самостоятельного самоуправления  развития);
- Равенство  перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия  облегчит удовлетворение других  критериев удачной налоговой  политики, оно способствует упрощению  налогов и в это является  вкладом в их нейтральность);
- Законодательное  право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна  показывать населению сколько  стоят различные мероприятия  государства, которые совершаются  в разных масштабах, с тем  чтобы решение политиков, как  и на что, тратить деньги, подкреплялось  бы готовностью налогоплательщиков  платить за эти практические  действия);
- Простота  налоговой системы (Способ реального  упрощения - значительная переориентировка  налоговой политики от потребностей  относительного положения каждого  отдельного налогоплательщика в  строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть  экономического поведения и сделок);
Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет  времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан  не сможет за один период перейти к  полностью удовлетворительной и  современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и  налоговым организациям осмыслить  изменения по мере того как они  вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения  должна быть определенная очередность.
2.1 Сущность и значение  налоговой политики 
Налоги, как  известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они  отличаются от доходов с государственных  имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка  монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются  в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Положение налогового права служат отправным  моментом в осуществлении налоговой  политики. Таким образом, налоговая  политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. Это также правовые нормы  осуществления налоговой техники  при регулировании, планировании и  контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой  политики сводятся к: обеспечению государства  финансовыми ресурсами; созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение  налогов не сопровождается приростом  государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит  от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая  ему благоприятный налоговый  климат. Предприниматель максимально  выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению  социальных программ, поскольку государственные  поступления сокращаются.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая  политика введет к раскручиванию  инфляционной спирали.
При сильной  экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип  налоговой политики в сочетании  с третьим.
2.2 Стратегия и тактика  налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится  к согласованию общественных, корпоративных  и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые  руководством государства по координации  налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой  стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения  в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
социальные - перераспределение НД в интересах  определенных социальных групп путем  стимулирования роста прибыли и  недопущения падения доходов  населения;
фискальные - повышение доходов государства;
международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление  неблагоприятных условий для  платежного баланса.
Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном итоге - к экономическому кризису.
Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения.
2.3 Налоговая система  в Республике Казахстан
Основным  рычагом фискальной политики государства  является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства.
Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены  за счет ценных источников, например доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому  для формирования государственных  ресурсов правительство изымает  часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
Налоги - обязательные платежи физических и юридических  лиц, взимаемые государством.
Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов построения, органов  налоговой службы образует налоговую  систему государства. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, ста­жировать предпринимательскую  деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные  денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста  цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета.
По своему экономическому содержанию налоговая  система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально-экономических  отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками  поводу финансового обеспечения  деятельности государства, регионов и  муниципальных образований, а также  непосредственно участвующих в  нем предприятий и физических лиц. И чем гармоничнее эти  взаимоотно­шения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.
Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций:
1)фискальной;
2)регулирующей.
1)Фискальная  функция налогов, отражающая обязанности  налогоплательщиков (в том числе  и зарубежных) перед государством, позволяет формировать государственные  денежные доходы, обеспечивающие  реализацию экономической политики.
2)Регулирующая  функция налогов, отражая обязанности  государства перед налогоплательщиками,  характеризует способность системы  к стимулирующему воздействию  на экономику, обеспечивая равномерное  позитивное ее развитие.
3)Указанные  функции налоговой системы проявляются  через налоговую политику, через  размеры и ставки налогом, и  систему льгот и санкций налоговых  кредитов и скидок. В отлаженной  налоговой системе комплексно  реализуются все ее функции.  Однако в каждый определенный  момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической  политики приоритет может отдаваться (либо) фискальной т. е. регулирующей  функции налоговой системы. В  этом и состоит суть гармоничной  налоговой политики: ее способность  стать составляют формирующей  единое экономическое пространство  страны.
Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способе взимания налогов, налоговых  льгот.
Налоги классифицируются по разным принципам:
по объекту  обложения и взаимоотношениям плательщика  и государства;
по использованию  налогов; по виду органа, взимающего налог;
по экономическому признаку объекта обложения.
Современная налоговая система включает различные  виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество.( налог  на имущество, налог на землю, подоходный налог и т.д.)
Косвенные налоги — это налоги на товары и  услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. К косвенным  налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д. Владелец товара или  услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет  государству. В данном случае связь  между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) В республике функционировали  более 40 видов налогов:
общегосударственные налоги;
общеобязательные  местные налоги;
местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось  до 11. Они были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон  «О налогах и других обязательных платежах бюджет».
Количество  налогов и сборов увеличилось  до 18 видов.
 Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).
Разработка  налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов:
общая часть,
особенная часть,
налоговое администрирование.
Остановимся на последнем (третьем) этапе развитии налоговой реформы.
3 этап.
Основной  задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая  была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов  основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно  совершенствовать и число которых  также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-11.
Структура нового Налогового Кодекса состоит  из трех больших частей:
1. Общая
2.Особенная
3. Налоговое  администрирование
Общая часть - «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в  законодательстве могут допускаться  только с принятием бюджета, а  вводиться в действие с началом  календарного года. Однако, это не относится  к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения  и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей  части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений  в последующие годы.
Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство  является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части  методики и базы налогообложения.
В части  налогового администрирования определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний день о четкой формулировке всех положений и требований по данному разделу, так как назревает  второй этап правовой реформы.
Многие аспекты  Гражданского кодекса, его Особенной  части, других законов, регулирующих отдельные  сферы хозяйственной жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут  не претерпевать существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение и  в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками и  государством, особенно в процесс  апелляции.
Виды налогов  и других обязательных платежей в  бюджет (вводятся в действие с 01.01.2002 года)
Налоги:
Корпоративный подоходный налог;
Индивидуальный  подоходный налог;
Налог на добавленную  стоимость;
Акцизы;
Налоги и  специальные платежи недропользователей;
Социальный  налог;
Земельный налог;
Налог на транспортные средства;
Налог на имущества.
Сборы:
Сбор за государственную регистрацию юридических  лиц;
Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и принцип;
Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
Сбор за государственную регистрацию гражданских  воздушных судов;
Сбор за государственную регистрацию лекарственных  средств;
Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
Сбор с  аукционов;
Гербовый  сбор;
Лицензионный  сбор;
Сбор за выдачу разрешения на использование  радиочастотного спектра телевизионным  радиовещательным организациям;
Платы:
Плата за пользование  земельными участками;
Плата за пользование  водными ресурсами поверхностных  источников;
Плата за загрязнение  окружающей среды;
Плата за пользование  животным миром;
Плата за лесные пользования;
Плата за использование  особо охраняемых природных территорий;
Плата за использование  радиочастотного спектра;
Плата за пользование  судоходными водными путями;
Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы;
Государственная пошлина:
Государственная пошлина с подаваемых в суд  исковых заявлений, заявлений (жалоб) по делам особого производства, с  кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов;
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов;
Государственная пошлина за регистрацию актов  гражданского состояния, а также  за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи  с изменением дополнением и восстановлением  записей актов гражданского состояния;
Государственная пошлина за оформление документов на право выезда за границу и приглашение  в Республику Казахстан лиц из других государств, а также за внесение изменений в эти документы;
Государственная пошлина за выдачу визы к паспортам  иностранцев или заменяющим им документам на право выезда в Республику Казахстан;
Государственная пошлина за оформление документов о  приобретение гражданство Республики Казахстан, восстановление гражданство  Республики Казахстан и прекращение  гражданство Республики Казахстан;
Государственная пошлина за регистрацию местожительства  Государственная пошлина за выдачу разрешений на право охоты;
Государственная пошлина за выдачу паспортов и  удостоверений личности граждан  Республики Казахстан;
Государственная пошлина за выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан  и вывоз из Республики Казахстан  оружия и патронов к нему;
Государственная пошлина за регистрацию и перерегистрацию  гражданского оружия (за исключением  холодного охотничьего, пневматического  и газовых аэрозольных устройств).
Таможенные  платежи:
Таможенная  пошлина;
Таможенные  сборы;
Глава 3. Об утверждении Правил разработки среднесрочной  фискальной политики
Постановление Правительства Республики Казахстан  от 21 июня 2004 года № 677, с учетом изменений  и дополнений, внесенных постановлением Правительства Республики Казахстан  от 25 сентября 2006 года № 909
3.1 Правила разработки  среднесрочной фискальной  политики
Общие положения
1. Настоящие  Правила разработаны в соответствии  с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года и определяют порядок разработки среднесрочной фискальной политики Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения).
2. Среднесрочная  фискальная политика представляет  собой документ, определяющий налогово-бюджетную  политику на предстоящий трехлетний  период, в том числе: 
прогнозные  показатели государственного, республиканского и местных бюджетов; исключен;
приоритетные  направления расходования бюджетных  средств с учетом установленных  приоритетов стратегического, социально-экономического развития республики или региона  на среднесрочный период; исключен;
направления развития межбюджетных отношений; политику в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга; исключен;
возможные фискальные риски.
3. Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан разрабатывается  центральным уполномоченным органом  по бюджетному планированию (далее  - центральный уполномоченный орган).
4. Среднесрочная  фискальная политика местного  исполнительного органа разрабатывается  местным уполномоченным органом  по бюджетному планированию области,  города республиканского значения, столицы, района (города областного  значения) (далее - местный уполномоченный  орган).
5. Среднесрочная  фискальная политика разрабатывается  с учетом ежегодных посланий  Президента Республики Казахстан  народу Казахстана на основе:
 Бюджетного  кодекса Республики Казахстан;
 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
программы Правительства Республики Казахстан;
 стратегических  и среднесрочного планов социально-экономического  развития Республики Казахстан  и регионов;
государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ;
среднесрочной фискальной политики, утвержденной в  истекшем финансовом году;
анализа исполнения бюджета за истекший финансовый год, оценки программ с ежегодной корректировкой ее основных направлений, оценки разработки и реализации бюджетных программ.
6. Среднесрочная  фискальная политика разрабатывается  ежегодно на трехлетний период  на скользящей основе, предполагающей  продление планируемого периода  на один год. В среднесрочную  фискальную политику могут вноситься  изменения и дополнения в случаях,  если корректируются ее основные  направления при разработке или  уточнении бюджета.
7. Информационно-статистические  материалы, необходимые для разработки  среднесрочной фискальной политики, представляются в центральный  и местный уполномоченные органы  государственными органами, организациями  и предприятиями в установленном  законодательством порядке.
3.2 Структура среднесрочной  фискальной политики
1.Среднесрочная  фискальная политика состоит  из следующих основных разделов:
1)социально-экономическое  положение; 
2) цели и  задачи фискальной политики;
3) политика  доходов; 
4) политика  расходов;
5) бюджетное  кредитование;
6) исключен;
7) межбюджетные  отношения; 
8) управление  государственным и гарантированным  государством заимствованием и  долгом.
2. Раздел "Социально-экономическое  положение" должен содержать  краткий анализ социально-экономического  развития Республики Казахстан  или региона в прошедшем периоде,  основные направления и прогноз  основных показателей социально-экономического  развития Республики Казахстан  или региона на планируемый  период.
3. Цели среднесрочной  фискальной политики формируются,  исходя из стратегических и  среднесрочных планов социально-экономического  развития страны.
Задачи определяют пути достижения поставленных целей  наиболее эффективными методами.
4. Политика  доходов должна содержать цели  и задачи политики формирования  доходов бюджета и Национального  фонда Республики Казахстан в  среднесрочном периоде, а также  меры, стабилизирующие поступления  доходов, направленные на достижение  справедливого возможного уровня  налоговой нагрузки, позволяющие  реализовать цели экономической  политики государства.
5. Политика  расходов должна содержать цели  и задачи бюджетной политики  в части расходов бюджета и  Национального фонда Республики  Казахстан, приоритетные направления  расходов на трехлетний период, отражающие выполнение функций  государства и реализацию государственной  политики в республике или  по отраслям (секторам) экономики,  направления политики Правительства  Республики Казахстан или местного  исполнительного органа в части  приобретения и продажи финансовых  активов государства.
6. Бюджетное  кредитование должно определять  цели и задачи бюджетного кредитования  на трехлетний период, в том  числе по предоставлению и  возврату бюджетных кредитов.
7. исключен;
8. Межбюджетные  отношения устанавливают формы  регулирования и направления  развития межбюджетных отношений  между вышестоящими и нижестоящими  бюджетами на трехлетний период. При определении форм регулирования  межбюджетных отношений учитываются  налоговый потенциал каждого  из уровней бюджетов, результаты  оценки объективных бюджетных  потребностей регионов, утвержденные  натуральные нормы.
9.Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан должна  содержать цели и задачи политики  управления государственным и  гарантированным государством заимствованием  и долгом на трехлетний период, прогноз показателей государственного  и гарантированного государством  долга на трехлетний период.
Среднесрочная фискальная политика местного исполнительного  органа должна содержать цели и задачи политики управления внутренним государственным  заимствованием и долгом, прогноз  показателей внутреннего государственного долга местного исполнительного  органа на трехлетний период.
10.Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан должна  содержать прогнозные показатели  государственного бюджета на  трехлетний период.
Среднесрочная фискальная политика местного исполнительного  органа должна содержать прогнозные показатели соответствующего местного бюджета на трехлетний период.
11.Среднесрочная  фискальная политика должна содержать  прогнозные показатели расходов  бюджета по функциональным признакам,  отражающим выполнение функций  государства и реализацию государственной  политики, прогноз объема текущих  бюджетных программ и бюджетных  программ развития.
12. Разделы  среднесрочной фискальной политики  должны содержать перечень инструментов  и мер для достижения поставленных  целей и задач, экономические  и бюджетные показатели, характеризующие  степень достижения поставленных  целей, анализ возможных фискальных  рисков в результате проведения  фискальной политики в среднесрочном  периоде.
3.3 Разработка и утверждение  среднесрочной фискальной  политики
1.Предусматриваются  следующие этапы разработки и  утверждения среднесрочной фискальной  политики:
организационный;
разработка  проекта среднесрочной фискальной политики;
согласование  и утверждение среднесрочной  фискальной политики.
2. Организационный  этап разработки проекта среднесрочной  фискальной политики включает  в себя утверждение до 1 мая  текущего года руководителем  центрального уполномоченного органа  или местного уполномоченного  органа документов (координационного  плана разработки среднесрочной  фискальной политики, ее концептуальных  подходов, структуры основных разделов  среднесрочной фискальной политики, перечня показателей, необходимых  для прогнозирования объема государственного, республиканского или местных  бюджетов, государственного и гарантированного  государством заимствования и  долга).
3. Этап разработки  проекта среднесрочной фискальной  политики предусматривает:
представление государственными органами центральному уполномоченному органу и местному уполномоченному органу информации по основным разделам среднесрочной  фискальной политики;
подготовку  центральным уполномоченным органом  и местным уполномоченным органом  на основании предложений государственных  органов проектов среднесрочной  фискальной политики;
представление на рассмотрение соответствующей бюджетной  комиссии проекта среднесрочной  фискальной политики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.