На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и значение бюджета госудаства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3
1.СУЩНОСТЬ  БЮДЖЕТА                                                                              4
      1.1.   Определение бюджета                                                                     4
      1.2.   Функции и роль бюджета государства                                          4
2. БЮДЖЕТЕАЯ  СИСТЕМА И ЕЕ ПРИНЦИПЫ                                           7
3. ДОХОДЫ  И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА                                                         10
4. ИСПОЛНЕНИЕ  БЮДЖЕТА                                                                        17
      4.1. Общие принципы исполнения бюджета                                         17
      4.2. Казначейское исполнение бюджета                                                18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  22
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                         24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
     Актуальность   темы   заключается    в первостепенной   важности   бюджета   для   функционирования    национальной экономики, в его сложности и многогранности. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.
     Целью данной работы является сущность и значение государственного бюджета.
     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
    Раскрыть сущность бюджета;
    Описать бюджетную систему и ее принципы;
    Дать характеристику доходов и расходов бюджета;
    Описать  процесс исполнения бюджета.
 
 
СУЩНОСТЬ  БЮДЖЕТА
      Определение бюджета
     Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных  сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
      По  мере развития финансовых отношений  у государства появляются новые  виды этих отношений, которые непосредственно  не связаны с бюджетом. Это:
      1. Формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий.
      2.   По мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.
      Бюджетные отношения в современных условиях отражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием общегосударственного и общемуниципальных фондов денежных средств.
     Бюджет  государства как экономическая  категория это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе образования и использования  общегосударственных и общемуниципальных  денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.
      Функции и роль бюджета  государства
      Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его функции: распределительную, контрольную  и функцию по обеспечению существования государства. 

     Проявление  распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ? государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
     Распределительная функция бюджета используется также  для вмешательства государства  в процесс общественного производства ? регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
     Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств  между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
     Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ? через формирование и использование денежных средств государства ? отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
     Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.
     Функция обеспечения существования  государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
      Роль  Бюджета:
      1.  Фискальная роль. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов.
      2. Регулирующая роль.   При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов. 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
      Бюджетная система представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны.
      К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
    - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    - местные бюджеты, в том числе:
    - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    - бюджеты городских и сельских поселений.
      В РФ применяется также термин консолидированный  бюджет. Различают консолидированный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.
      В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ – это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях.
        Бюджетная система функционирует  на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов сейчас записано в кодексе 10:
      1. Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единство правовой основы бюджетных отношений, единство денежной системы РФ, единство форм бюджетной документации и принципов организации бюджетного процесса. Кроме того, принцип означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и единые правила ведения бухгалтерского учета всех видов бюджета.
      2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ. Он предполагает закрепление доходов полностью или частично за соответствующим бюджетом и определение полномочий по осуществлению расходов федеральными, региональными и местными органами власти.
      3. Принцип самостоятельности бюджетов. Включает в себя право органов государственной и местной власти на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных доходов у каждого бюджета и закрепление регулирующих доходов, поступающих из вышестоящего уровня бюджетной системы. Предполагает право государственной и местной власти на самостоятельное определение направлений расходов бюджетов и источников финансирования бюджетного дефицита. Предполагает недопустимость изъятия доходов и сумм экономии по расходам, полученных в процессе исполнения бюджета, а также компенсации за счет других бюджетов дополнительных расходов и потерь в доходах.
      4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета. Предполагает, что все доходы и расходы, установленные законодательством, подлежат включению в бюджет в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств.
      5. Принцип сбалансированность бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита.
      6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов, государственные и местные органы власти и бюджетополучатели должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств.
      7. Принцип общего  покрытия расходов бюджета. Предполагает, что все доходы бюджета и источники финансирования бюджетного дефицита носят общий характер, т.е. используются для финансирования любых расходов бюджета. Поэтому запрещается закрепление доходов и источников финансирования бюджетного дефицита за конкретными видами расходов, за исключением средств целевых бюджетных фондов и целевых иностранных кредитов.
      8. Принцип прозрачности (открытости). Означает обязательное опубликование в открытой печати бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в федеральном бюджете.
      9. Принцип достоверность бюджета. Связана с обеспечением надежности показателей прогноза социально-экономического развития отдельных территорий и реальностью расчета доходов и расходов.
      10.   Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются бюджетополучателям с обязательным указанием направлений их целевого использования 
 
 
 

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
        Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
      Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
      Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
      К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
      Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
      - федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством  РФ, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. 
      - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
      - государственная пошлина в соответствии  с законодательством РФ.
      К неналоговым доходам  относятся:
      - доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
      - доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
      - части прибыли унитарных предприятий,  созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
      - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
      - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд  и бюджетных кредитов;
      - доходов от внешнеэкономической  деятельности
      - иные неналоговые доходы.
     Безвозмездные перечисления состоят  из подгрупп:
     - от нерезидентов;
  - от бюджетов других уровней;
     - от государственных внебюджетных  фондов;
      - от государственных организаций;
      - от наднациональных организаций;
      - средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды.
      Штрафы  подлежат зачислению в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  НК й другими законодательными актами РФ.
      Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке  изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в  соответствии с законодательством  РФ и решениями судов.
      Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
      К собственным доходам бюджетов относятся:
      - налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами,  бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
      - неналоговые доходы, а также безвозмездные  перечисления.
      Регулирующие  доходы бюджетов—федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
      Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
      Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
      Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
      Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
      Первый  уровень функциональной классификации  расходов бюджетов РФ составляют разделы, определяющие расходование бюджетных  средств на выполнение функций государства.
      Вторым  уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
      Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
      - ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
      - ассигнований на оказание государственных  (муниципальных) услуг; 
      - субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам; 
      - ассигнований на социальное обеспечение  населения; 
      - субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями;
      - инвестиций в объекты государственной  и муниципальной собственности; 
      - бюджетных ссуд, дотаций, субвенций  и субсидий бюджетам других  уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
      - кредитов и займов внутри страны  за счет государственных внешних  заимствований; 
      - кредитов иностранным государствам;
      - средств на обслуживание долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.
      Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
      Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
      Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
      Возврату  в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях  их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными  органами исполнительной власти, а  также в случаях их неиспользования  в установленные сроки.
      В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.
      Исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие  функциональные виды расходов:
      - обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
      - функционирование федеральной судебной  системы; 
      - осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
      - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;
      - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
      - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
      - государственная поддержка атомной  энергетики;
      - ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
      - исследование и использование  космического пространства;
      - содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;
      - формирование федеральной собственности; 
      - обслуживание и погашение государственного  долга Российской Федерации; 
      - компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  других социальных выплат, подлежащих  финансированию в соответствии  с законодательством РФ за счет средств  федерального бюджета;
      - пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального  резерва; 
      - проведение выборов и референдумов  в Российской Федерации; 
      - федеральная инвестиционная программа;
      - реализация решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней; 
      - осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
      - финансовая поддержка субъектов  РФ;
      - официальный статистический учет;
      - прочие расходы. 
      Исключительно из бюджетов субъектов  РФ финансируются  следующие функциональные виды расходов:
      - функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
      - обслуживание и погашение государственного  долга субъектов РФ;
      - проведение выборов и референдумов  субъектов РФ;
      - реализация региональных целевых  программ;
      - формирование государственной собственности субъектов РФ;
      -осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
      - содержание и развитие предприятий,  учреждений и организаций, находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ;
      - обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.