Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование инновационной системы в КНР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Томский государственный  университет (ТГУ)
Исторический  факультет
Кафедра востоковедения
курсовая  работа
Формирование  инновационной системы  в КНР
Цулауф  Эльвира Германовна
                   
                   
                   
                   
                  Руководитель
                  Преподаватель
                         Анохина Е.С.
                  Автор работы
                         Цулауф Э.Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Томск 2011 

 


Введение

     Сегодня уровень развития и динамизм инновационной  сферы создают основу устойчивого экономического роста, определяют границы между богатыми и бедными странами. В настоящее время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие развитию инновационной деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса.
     Инновации – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Суть инновации состоит в качественном обновлении производственного процесса, которое может находить свое выражение как во внедрении новых технологий и техники, так и в изменении организационных структур, методов управления.
     Инновации сегодня выступают как материальная основа повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек, а инновационность становится неотъемлимым качеством фирм определяющих уровень экономического развития национальных экономик.
     Инновационная деятельность в наше время является приоритетом для государств, стремящихся  найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой  экономике. Кроме того, инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. 
     Сегодня в КНР наблюдается процесс  перехода от ресурсного типа экономического        развития к инновационному. Формируется  новая инновационная модель развития экономики, являющаяся следствием перехода к доминированию в экономике таких элементов как информационные и коммуникационные технологии, внешний и внутренний  трансферт инноваций, развитие рынка инноваций и интеллектуальной собственности. Таким образом, государственная инновационная политика является одной из важнейших составляющих всего комплекса проводимой в Китае государственной политики, а одной из важнейший целей на ближайшее время является цель создания государства инновационного типа.
     Целью данной работы является исследование процесса формирования инновационной сферы в КНР. В качестве задач выделяются следующие вопросы: определение периодов проведения государственной инновационной политики в КНР,  исследование программ научных исследований и развития высоких технологий, исследование современного состояния инновационной сферы КНР.
     Для написания данной работы использовались различные источники и литература.
     Во-первых, использовались научные статьи отечественных  авторов, таких как Я.М. Бергер, С.Н. Леонов, Е.Л. Домнич, В.В. Карлусов, которые уже немало времени занимаются вопросом изучения инновационной сферы КНР.
     Во-вторых, использовалась монография как отечественных, так и зарубежных авторов. Из монографии отечественных авторов использовалась книга Я.М. Бергера «Экономическая стратегия Китая», а из зарубежной монографии использовался труд Организации экономической кооперации и развития в сотрудничестве с Министерством науки и техники Китая «OECD Reviews of Innovation Policy, China, Synthesis Report».
     В-третьих, для проведения исследования также использовались интернет-ресурсы: официальный сайт Министерства науки и техники Китая, Энциклопедия Китая (www.abirus.ru), официальные сайти СМИ (сайт газеты «Женьминь жибао», канала CNTV).
     Особое  место среди источников занимают документы: тексты программ научных исследований и развития высоких технологий, где можно наглядно увидеть поставленные Правительством КНР цели, задачи, методы достижения поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Государственная инновационная политика в КНР в исторической ретроспективе. Программы научно-технического развития.
      Периодизация  государственной  инновационной политики
     Как уже было отмечено, научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Таким образом, инновационная политика стала неотъемлемой частью всей политики любого государства.
     По  мнению авторов статьи «Государственная  инновационная политика в КНР» С.Н. Леонова и Е.Л. Домнича, в истории КНР можно выделить 5 этапов проведения государственной инновационной политики.
     В качестве первого периода проведения инновационной политики Китая можно  выделить дореформенный период (1975-1978 гг.). Для данного периода характерно преодоление идеологических барьеров в части управления инновационной деятельностью. Важнейшим инструментом инновационной политики были прямые государственные заказы на научные исследования для научных организаций и на закупку иностранных технологий в виде комплектов оборудования для промышленных предприятий. Сектор высшей школы лишь осуществлял функцию подготовки кадров. Поэтому в 1970-х гг. до 40 % научных тем, разработанных в КНР, дублировали исследования, по которым за рубежом уже были получены результаты, и многие научно-исследовательские учреждения на конечной стадии разработок сталкивались с конкуренцией со стороны импортируемых готовых аналогов. В результате существовала ситуация, «когда предприятия – передовые, а наука – отсталая».1 Кроме того, опыт рыночных преобразований в стране отсутствовал.
      Следующий период  - «экспериментальный» период (1978-1985 гг.). После 1978 основные принципы ориентированной на рынок экономики начинали использоваться и при проведении государственной политики в научно-технической сфере. Происходит восстановление и развитие системы НИОКР, происходит интеграция методов и инструментов развития системы НИОКР в 6-й Национальный пятилетний план (1980 – 1985).2 Для данного периода характерны пробные эксперименты по организации взаимодействия на хозрасчетных началах между государственными агентствами и основными институциональными секторами, внутри институциональных секторов, а также институциональных секторов друг с другом.
     Руководство страны объявило о формировании многоуровневой технологической системы, сохраняющей комбинации традиционных и высоких технологий. Произошла определенная либерализация источников финансирования исследований и разработок, а частичное снятие госконтроля в сфере внешнеэкономической деятельности позволило ряду предприятий промышленности самостоятельно закупать за рубежом необходимое оборудование и технологии. Были открыты для иностранного капитала специальные экономические зоны, а затем и большинство крупнейших прибрежных городов.3
     Следующий период - период структурных реформ (1985 – 1995 гг.). В это время произошла ломка централизованного механизма сплошного финансирования науки по широкому фронту исследований, была внедрена грантовая система поддержки науки, произошло объединение научно-исследовательских организаций. Происходит установление регулярных горизонтальных связей научно-технического сектора и предприятий, заменена прежняя система финансирования науки и технологического развития, ранее основанная на государственных планах, системой государственных программ Государство снижает размер грантов, чтобы вынудить институты НИОКР сотрудничать с предприятиями.4 Была введена система контрактной ответственности на предприятиях, которая повысила заинтересованность менеджеров в увеличении рентабельности, в том числе за счёт внедрения новых технологий. К середине 1990-х гг. государственное финансирование науки, ранее дефицитное, стабилизировалось, а в некоторых отраслях даже увеличилось. Частные наукоёмкие предприятия начинают создаваться на базе НИИ и вузов, а также вместо них. В стране начинает формироваться рынок объектов интеллектуальной собственности.
     В рассматриваемый период в Китае  начинается накопление опыта широкомасштабных рыночных нисходящих преобразований «сверху  вниз», разрабатываются и внедряются международные стандарты статистического наблюдения научно-технологической деятельности.
     В период 1995–2005 гг. на фоне быстрого экономического роста и усиления технологической конкуренции на внешнем и внутреннем рынке происходило углубление реформы инновационной политики Китая: растет наукоёмкость ВВП благодаря активному инвестированию предпринимательского сектора, параллельно проведена пошаговая приватизация промышленных предприятий и научных организаций, законодательно оформлены и значительно расширены возможности по коммерциализации вновь созданных технологий для государственных вузов. Кроме того, получили развитие новые формы прямого государственного финансирования инноваций, охватывающие дополнительные участки инновационного цикла, внедряются специфические налоговые льготы для высокотехнологичных производств, намного расширяется участие иностранного капитала в технологической модернизации страны, в том числе во внутренних регионах за счёт снятия ряда регионально-отраслевых ограничений.5 К концу 90-х учреждениям НИОКР окончательно предоставлена всесторонняя экономическая автономия. Начинается преобразование учреждений НИОКР в предприятия, некоммерческие организации, посреднические организации, а также происходит объединение их с университетами.6
     Таким образом, китайское руководство  быстро накапливает практический опыт реализации инновационной политики, особенно благодаря интенсивному освоению зарубежного опыта, расширению международных контактов через членство в ВТО.
     С 2006 г. с принятия «Основ государственного плана среднесрочного долгосрочного развития науки и техники на 2006 – 2020 годы» в инновационной политике Китая начался новый период, который продолжается и в наши дни. Целью данного периода является обеспечение устойчивости текущей заданной траектории и темпов экономического развития. Важнейшими качественными целями инновационной политики на период до 2020 г. являются усиление инновационной восприимчивости использования достижений науки и технологий в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности, что увеличит общую способность страны осуществлять фундаментальные исследования и разработки на передовых рубежах науки и технологий.7
     1.2. Программы научных  исследований и  развития высоких  технологий.
     Основным  курсом развития Китая сегодня является четкое следование концепции, которую выработал еще Дэн Сяопин: «наука и технологии есть важнейшая производительная сила».8 Таким образом, осуществление стратегии «подъёма страны в опоре на науку и образование» является  крупнейшей задачей китайского правительства. В соответствии с основополагающим курсом и стратегическими целями развития науки и техники в Китае государство осуществило общее планирование работы в научно-технической сфере, образовав следующую трехуровневую модель развития: «Инновационные научные исследования, развитие высоких технологий и создание индустрии высоких и новых технологий, а также усиление фундаментальных исследований».9 Одновременно с 80-х годов XX века реализуется ряд правительственных программ развития научно-технических исследований, нацеленных на всестороннее повышение конкурентоспособности Китая в стратегически важных научно-технических направлениях в ХХI веке.
     На  первом уровне - программы инновационных научных исследований, ориентированных на экономическое строительство и социальное развитие: Штурмовой план, программа «Искра», Государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, научно-техническая программа социального развития.
     Штурмовой план – это план решения приоритетных научно-технических проблем государственного значения, принятый в 1982 году. Основной задачей плана является решение крупных и важных научно-технических проблем экономического строительства через овладение штурмом ключевыми технологиями и технологиями общего применения, которые играют роль несущих опор в социально-экономическом развитии.
     Программа «Искра» - это программа, главные цели которой заключаются в освоении передовой сельскохозяйственной техники, использовании данной техники в селах, оказании помощи крестьянам в развитии сельского хозяйства, продвижении научно-технического прогресса сельских предприятий, совершенствовании подготовки сельских трудящихся, а также продвижения стабильного, быстрого и здорового развития сельского хозяйства и сельской экономики. Программа принята в 1986 году.
     Давая ей такое название, ученые надеялись, что «искры новых технологий разгорятся в пламя прогресса в сельском хозяйстве».10 Осуществление плана «Искра» значительно продвинуло развитие современного сельского хозяйства, повысило доходы крестьян. Сегодня в рамках этой программы реализуются более 140 тыс. проектов, охватывающих около 90% уездов и городов в сельских районах страны.11 Благодаря программе более 850 тысяч жителей Цяньсинань-Буи-Мяоского автономного округа провинции Гуйчжоу избавились от бедности.12
     Государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений – это план, целью которого является всемирное  создание благоприятной среды и условий для организованного и планомерного внедрения передовых, готовых к применению научно-технических достижений в целях содействия тесному соединению науки и техники с экономикой. План принят в 1990 году.
       Научно-техническая программа социального развития – это программа, рассчитанная на период 1996-2010 года, целью которой является повышение качества жизни и природных качеств народа, улучшение среды существования и развития человека, регулирование отношений человека с природой, содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере и связанных с ней индустриях, продвижение реализации стратегии поступательного развития, намеченной правительством Китая. Основные охватываемые программой сферы: народонаселение, медицинское обслуживание и санитария, здоровье, рациональное использование природных ресурсов и их охрана, охрана и улучшение экологической среды; превентивные меры против стихийных бедствий; жилища и городское и сельское строительство.
     На  втором уровне - программы развития высоких технологий и образования индустрии высоких и новейших технологий: программы «863» и «Факел».
     Программа «863» - это государственная программа научных исследований и развития в области высоких технологий, принятая в 1986 году. Основная задача – придание Китаю роли локомотива в развитии высоких технологий, с тем, чтобы в период после 2000 года создать условия для образования обладающей определёнными преимуществами индустрии высоких технологий, а также подготовить заделы для обеспечения стабильного устойчивого развития экономики страны на более высоком уровне. Также план подчеркивает важность достижения прорыва в ключевых технических областях.13
     Программа направлена на стимулирование развития передовых технологий в различных  областях исследований. Основная цель программы 863 — независимость государства от импорта зарубежных технологий.
     Исходя  из мировых тенденций развития высоких  технологий, учитывая объем потребления и потенциал Китая, ключевыми точками исследования и освоения в «Плане 863» стали 7 областей и 15 тем, такие как биологическая, космическая, информационная, лазерная, автоматическая, энергетическая техника и техника новых материалов.
     Благодаря реализации Программы «863», в Китае  постепенно сформировалась стратегия  исследования и освоения высоких  технологий, отвечающая реальной ситуации в Китае, осуществилось комплексное  планирование исследований и освоения высоких технологий, создался ряд баз освоения технико-емких товаров, воспиталось новое поколение кадров для работы в техникоемкой области, добился ряд научно-технических достижений международного уровня. В ходе реализации Программы «863» уровень исследования и освоения высоких технологий в стране значительно повысился, заметно усилилась научно-техническая мощь Китая.14
     Программа «Факел» - это программа освоения индустрии высоких и новейших технологий, принятая в 1988 году. Программа нацелена на выявление преимуществ научно-технического потенциала Китая и оказание содействия коммерциализации достижений в области высоких и новейших технологий, индустриализации производства товаров высоких и новейших технологий и интернационализации индустрии этих технологий. 15
     Государственный план Китая по распространению достижений в сфере новых технологий, науки и техники «Факел» является ведущим планом по развитию техникоемкой индустрии. Цель данного плана — выявление преимуществ и потенциала китайской научно-технической базы, создание максимально комфортных условий для развития фундаментальных и прикладных исследований в китайской науке и технике, содействие применению техникоемких достижений в производстве, выведение предприятия техникоемкой индустрии на международный рынок. Кроме того, программа ориентирована на непрямую поддержку (косвенное субсидирование) «новых технологичных предприятий» на начальных стадиях развития проектов, разрабатываемых, как правило, в недрах научно-исследовательских институтов.16
     Ключевыми сферами являются: электроника и информатика, биология, новые материалы, актиноэлектричество и электромеханизмы, альтернативные виды энергии, энергосбережение и охрана окружающей среды.
     Главной целью программы «Факел» является не только развитие национальной науки  и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Хотя формально совместные предприятия считаются допущенными к участию в этой программе, фактически эта программа является до сих пор закрытой для иностранного участия.
     Именно  программа «Факел позволила Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку и технику, а вместе с ними и экспортно-ориентированные наукоемкие отрасли. Уже к середине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты, собираются на 100 процентов из китайских комплектующих. Кроме того, наблюдался небывалый рост количества совместных предприятий, импорт передовых технологий, рост производства наукоемких и технически сложных товаров, особенно бытового назначения. Однако во многих отраслях, в особенности в области электроники и IT, Китай по-прежнему значительно отстает от передовых стран мира.
     К настоящему времени, в Китае в рамках программы созданы 54 государственных зоны развития производств на высоких и новых технологиях.17 Эти зоны стали важными точками роста в развитии новых технологий в Китае, здесь был создан ряд крупных предприятий. Кроме зон высоких технологий были созданы научные парки, инкубаторы, внутри которых создаются десятки тысяч высокотехнологичных предприятий, благодаря которым создаются миллионы рабочих мест.18
     Важнейшими  результатами программы «Факел»  являются разработка и внедрение  механизма экономической реализации сравнительных региональных преимуществ, социальная поддержка работников высокой  квалификации в ходе структурных преобразований научно-производственного комплекса, ускорение диффузии нового, экономически выгодного знания в рамках национальной экономики, частичное преодоление технологического отставания страны на международном уровне.19
     На  третьем уровне - научно-техническая программа усиления фундаментальных научных исследований – программа «Ключевые технологии» и программа «973».
     Программа «Ключевые технологии» - это первая национальная программа развития науки и техники в Китае, принятая  в 1982 году. Программа обращена к главным проблемам науки и техники в рамках национально экономического строительства и социального развития. Программа «Ключевые технологии» должна способствовать технической модернизации и реструктурированию отраслей промышленности, а также должна заниматься главными техническими проблемами общественного благосостояния. Она должна помочь достигнуть прорыва в ключевых технологиях, вводя технические инновации, и применяя высокие и новые технологии.
     Главными  задачами плана являются: развитие многих ключевых технологий и продуктов для жизнеспособного сельскохозяйственного развития, защита окружающей среды, рациональное использование ресурсов, развитие обрабатывающей промышленности, модернизация традиционной китайской медицины, улучшение уровня жизни китайцев.20
     В программе «Ключевые технологии»  выделены стратегически важные области  знаний, навёрстывание технологического отставания по которым признавалось задачей первостепенной важности. Программа  исследований имеет ощутимую поддержку  из госбюджета, обеспечивает финансирование вузов и НИИ, а ее результативность оценивается по научным знаниям (статьям и патентам), полученным в результате проведённых исследований.21
     Программа «Ключевые технологии» сделала  значительный вклад в техническую  реконструкции, модернизацию традиционных отраслей промышленности и в формирование новых отраслей промышленности. Программа ускорила устойчивое развитие китайского общества, увеличило национальную силу и способности к собственным инновациям.
     Программа «973» - это государственный план Китая в сфере фундаментальных научно-технических исследований. План начал реализовываться с марта 1997 года. Главная цель программы - усилие фундаментальных исследований в соответствии с национальными стратегическими целями.
     Программы должна мобилизовать научные таланты Китая для проведения инновационных исследований по главным научным проблемам  сельского хозяйства, энергии, IT, сферы ресурсов и окружающей среды, населения и здравоохранения, материалов, которые тесно связаны с народным хозяйством, социальным развитием и научно-техническим развитием страны. План составляется на основе комплексного многоотраслевого исследования, предоставляет теоретическое обоснование и научную основу для разрешения вопросов.22
     К настоящему времени китайское правительство вложило в осуществление Программы «973» средства на сумму в несколько млрд. юаней, сдано более 300 объектов. Ряд объектов уже добился определенных успехов. Достижения китайских ученых в области «нано» технологий, генетики, изучения мозговой деятельности человека, палеонтологии известны во всем мире.23
     Таким образом, в Китае был принят целый  комплекс государственных программ научно-технического развития, благодаря  которому к 2000 году создана новая  система науки и техники, адекватная социалистической рыночной экономической системе и закономерностям научно-технического саморазвития. Заметно и повышение коэффициента вклада научно-технического прогресса в экономический рост. Экономическое строительство и социальное развитие стало опираться на научно-технический прогресс и повышение качества трудящихся.
     К 2011 году происходит дальнейшее укрепление и совершенствование в основном созданной новой системы науки и техники, реализация тесной связи науки и техники с экономикой, завершение формирования структуры интеграции науки и техники с экономикой, выход Китая по научно-техническому уровню в разряд 10-ти мировых научно-технических держав.24
    За 20 лет реформы система науки  и техники Китая претерпела глубокие изменения, заметно повысились научно-техническая  мощь и её уровень. Формируется новый механизм соединения науки и техники с экономикой, с каждым днём всё больше проявляется огромная роль этой первостепенной производительной силы. Во многом это отражено в принятых в 2006 году «Основах государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 – 2020 годы», который будет подробно описан в следующей главе.
 

    
      Инновационный курс  как новая национальная  стратегия Китая
    2.1. 17й съезд КПК как начало создания национальной инновационной системы. Государственный план развития науки и техники 2006-2020. Основные цели.
    17-й  съезд КПК, проходивший в октябре 2007 года, стал ключевым этапом в очень важный для Китая период реорганизации и реформ. На съезде были подведены итоги пятилетней работы, проведенной согласно решениям 16-го съезда Компартии Китая, намечены цели дальнейшего стратегического развития реформ и движения к социалистической модернизации Китая, а также всесторонней модернизации партийного строительства КПК.
    17-й  съезд утвердил пять базовых  принципов политики развития, а именно: научность, гармоничность, инновации, целостность, мирный рост мощи.25 Поставлена цель создания государства инновационного типа. «К 2020 году Китай должен превратиться в государство инновационного типа, такова цель нашей страны в области научно-технического развития на ближайшие 15 лет. Достижения в этой сфере должны способствовать экономическому и социальному развитию», - заявил Председатель КНР Ху Цзиньтао 9 января 2006 года на встрече с выдающимися представителями научно-технических кругов, в которой приняли участие более 2000 ученых со всей страны. Суть государства инновационного типа заключается в том, чтобы мощь науки и техники способствовала экономическо-социальному развитию и обеспечению национальной безопасности страны, синтез базовых научных исследований и изучения передовых технологий существенно усиливал и позволял достичь таких научно-технических результатов, которые были бы существенны для всего мира, отметил Ху Цзиньтао, выступая на церемонии открытия Всекитайской научно-технической конференции.26
          17-й съезд КПК  подчеркнул актуальность и важность  активизации в КНР процесса  формирования национальной инновационной  системы, как нового, адекватного  глобализации механизма саморазвития  экономики, в рамках и посредством которого в обществе постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются нововведения.
    Как  было отмечено на съезде, успешное функционирование национальной инновационной системы требует наличия не только сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий:
    Наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора как основного генератора нововведений;
    Интеграция в глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития национальных отраслей высоких технологий;
    Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста; 27
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.