На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

     Качественные  сдвиги в современной экономике  демонстрируют тот факт, что произошла  значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое  развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
     Инновационность становится неотъемлемой характеристикой  современной экономики. Это в равной мере относится как к государствам и их сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность — императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.
     Инновационная активность  экономики определяется возможностью распространять во все сферы новые продукты и технологии, завоевывать соответствующие рынки. Она зависит от экономического уклада, уровня научно-технического  и производственного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.
     Инновационный процесс - сложное, многоуровневое и многогранное явление, представляет собой главную движущую силу экономики, материализующую передовые достижения научно-технического прогресса. Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывному совершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях.
     Последние десятилетия проблемы инноваций, перехода к инновационному экономическому росту стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Такие особенности инновационной деятельности, как высокий социально-экономический потенциал, индивидуальность инноваций и высокая степень риска, обуславливают необходимость всестороннего изучения этой сферы деятельности. Для Беларуси вопросы перехода экономики на инновационный путь сегодня особенно актуальны.  Актуальность, теоретическая и практическая значимость решения задач,  связанных с переходом к устойчивому типу развития промышленного производства в новых условиях хозяйствования Республики Беларусь и обусловили выбор темы настоящей курсовой.
     Основная  цель работы заключается в  исследовании инновационной деятельности, инновационных  стратегий и рисков, цикличности и тенденций развития инновационной деятельности.
     Цель  исследования конкретизируется в его  задачах:
•      раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
•      раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
•    изучить  виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
•     рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
•   проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Объектом  исследования является инновации и  инновационная деятельность на предприятиях, предметом исследования является их роль и значение для повышения эффективности производства.
Курсовая работа содержит таблицы, диаграммы, рисунки. 
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ.
     Термин  «инновация» стал активно  использоваться  в  переходной  экономике Беларуси как самостоятельно, так и для обозначения ряда  родственных  понятий:  «новшество», «нововведение», «инновационная  деятельность»,   «инновационный   процесс»,   «инновационное решение» и т. п. До настоящего времени ни в зарубежной литературе, ни в работах отечественных экономистов нет единства в определении этих понятий. Нет и однозначного определения инновации, однако специфика и функционирование технических, технологических, управленческих и иных инноваций, их роль в экономическом развитии общества изучается учеными достаточно активно.
     Существуют  некоторые противоречия в значении слов «нововведение» и «новшество»  в русском языке. «Иногда они  достаточно схожи и оба могут  интерпретироваться как новое правило, новое явление, новый метод или изобретение. Однако, в теории инноваций эти понятия принципиально отличаются друг от друга по значению. Новшество представляет собой открытие - продукт фундаментальной науки, когда новшеством может быть установление неизвестных ранее закономерностей, свойств или явлений, то есть изменения в уровне познания; или изобретение нового поколения или модели техники, нового способа ее производства, предложение нового научно-исследовательского решения, рационализаторское предложение и т.д.». [6, с.10]. Категории же «инновация» и «нововведение» используются  как идентичные. Однако, некоторые авторы утверждают, что инновация более широкое понятие, чем нововведение.
     Для уточнения понятия «инновации»  рассмотрим различные взгляды на ее сущность. В литературе по экономике, социологии психологии, а также по организации и технике встречается большое количество определений инноваций, причем часто значительно отличающихся друг от друга. Почти все авторы единодушны только в том, что инновации связаны с прогрессом.
     Термин  «инновация» ввел в экономическую  науку австрийский экономист И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития».  Еще в 1911году он разработал концепцию нововведения как категории предпринимательской деятельности. Однако, в то время еще не говорилось об инновациях, а речь шла о «новых комбинациях», которые обусловлены изменениями в развитии производства и рынка. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как «…непостоянный процесс внедрения комбинаций в пяти следующих случаях:
     -  введение нового товара, т.е. либо товара, не знакомого потребителям, либо нового вида товара;
     -  внедрение нового метода производства продукции, т.е. метода, который еще практически не использовался в данной отрасли промышленности;
     -  открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны ранее не была представлена (при этом неважно, существовал ли рынок ранее или нет);
     -  завоевание нового источника сырья  или полуфабрикатов, также без  учета более раннего существования  этого источника;
     - внедрение новой организационной  структуры в какой-либо промышленности, например, оседание монополистической ситуации или наоборот — ее ликвидация.» [8, с.16]
          Й. Шумпетер трактует понятие инноваций очень широко. В его определении предметом инноваций является как продукт, производственный процесс, так и организация. Наиболее характерной особенностью инноваций является осуществление изменений: Й.Шумпетер в этом случае использует выражение „новый". Он подчеркивает, что мы имеем дело с инновациями только тогда, когда внедряются новые продукты, новая техника производства и т.п. Таким образом, в определении явно подчеркивается характер возникновения инноваций. Это определение можно считать классической основой для трактовки инноваций в экономической литературе.
     Аналогичное определение инноваций дает П.Витфилд, который пишет: «...инновация — это развитие творческой мысли и ее преобразование в готовый продукт, процесс или систему". Ла Пьерре считает, что „инновация — это идея, указывающая на пути достижения общественных целей новым способом или достижения новых общественных целей". При этом согласно Ла Пьерре эта идея или система идей может выражаться:
     —  в использовании новых орудий труда или в применении нового принципа их использования;
     — в использовании новых видов сырья и материалов;
     —  в использовании нового места  или пространства, ранее не известного людям, в реализации новых действий.» [8, с.17]
     Использование нового пространства Ла Пьерре трактует очень широко  - от рабочего места  на предприятии до социологических явлений в обществе, восприятие новых понятий, верований. Приверженцем широкой трактовки инноваций является и Ла Пьерре, один из самых выдающихся знатоков инновационной проблематики в странах Восточной Европы в наше время. Он выдвинул следующее определение: „Любое изменение во внутренней структуре производственного организма мы трактуем как инновацию. В этом смысле инновацией будет любой переход из первоначального в новое состояние во внутренней структуре хозяйственного организма". В отличие от значительного количества авторов, которые трактуют инновацию как результат  сознательной и целенаправленной деятельности людей, Ф.Валента считает инновацией и процессы дегенерации, происходящие в хозяйственном организме, и процессы, протекающие стихийно, не целенаправленно. Это инновации отрицательного типа. » [8, с.16-17]
     «Твисс  Б. показал, что нововведение — это  наука и искусство , так как с одной стороны необходимо профессионально управлять деятельностью, а с другой — создать условия для расцвета предпринимательства. Термин предполагает подход с позиций всей компании к проблеме эффективного применения техники». [ 3, с.8]
     Л.С. Барютин, проанализировавший в своей  монографии работы зарубежных авторов, приходит к выводу о том, что большинство из них определяют нововведение как процесс (в технике, технологии, организации производства и т.д.) внедрения в практику каких-то новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
     Отождествление  понятий «нововведение» с «инновационным процессом» характерно и для большинства работ экономистов советской школы. «Впервые в советской литературе, на основе изучения зарубежного опыта, разграничение этих понятий предложено в работе А.С.Коротаева  и позднее уточнено в монографии А.А.Кутейникова . Не разграничивая такие понятия, как "новшество", "нововведение" и "инновация", последний предлагает понимать под ними "новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающих прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники". Инновационный, или нововведенческий процесс определяется как процесс, в ходе которого производители для получения прибыли создают и продвигают новшества к их потребителям.                                                                
     Вместе  с тем автор приведенного определения  нововведения, анализируя в последующем рыночный аспект классификации инноваций, убедительно доказывает, что научно-техническая новизна не является определяющим фактором в понимании нововведения, и в большей степени характерна для изобретения.» [6, с.10]
     Яковец  Ю. В, проанализировал в своей  монографии подходы зарубежных и советских авторов к определению инноваций и предложил собственное определение термина. «Научно-технические достижения внедряются в производство в форме нововведений (инноваций). Лишь небольшая доля изобретений реализуется в нововведения, но именно они служат началом новых направлений, поколений и моделей техники. Нововведения — качественные изменения в производстве — могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Те и другие тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышении эффективности производства.
     Кудашов В.И. определил инновацию как существенное (на уровне изобретения) целенаправленное изменение, вносимое в технологию производства, технические средства и продукты, как практическое воплощение новых решений в объектах техники. Нововведения действительно составляют тот неоценимый потенциал, благодаря которому возможно перепрофилирование предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, оживление и подъем производительной деятельности .
     Наиболее  значительное разделение взглядов происходит при полемике по вопросу об отнесении инновации к процессу или результату. В работах, в которых инновация является объектом изучения, предлагаются, как правило, аргументированные позиции. Тем не менее даже в подобных работах в одинаковые аналогичные термины вкладывается в некоторых случаях противоположный смысл.» [3, с.8-9]
     В некоторых литературных источниках можно встретиться с тем, что  термин „инновации" используется только при первом внедрении любых изменений, а очередные изменения той же самой вещи или идеи называют „подражанием" или имитацией. «Однако значительное количество экономистов не сужает значение понятия инновации до первого использования; например, Р.Джонстон пишет: «Понятие инновации используется не только по отношению к первому внедрению, но и по отношению к очередным изменениям, даже в тех случаях, когда инновации применяются другими фирмами, отраслями промышленности и даже странами». Подобного мнения придерживается Ж.Пажестка, который утверждает, что «не имеет значения тот факт, что продукты или технологии известны в других местах; для данного общества, которое ничего не знало о них, они несомненно будут инновациями.» [ 8, с.22 ]
     Наиболее  близко к экономическому пониманию  инновации подошли американские исследователи Э.Роджерс и Р.Шумейкер. В их определении «Нововведение есть идея, практика или объект, расцениваемый индивидом как новый для себя. Таким образом, несущественно, является ли эта идея объективно новой, если измерить ее временем с момента ее первого появления или открытия». [6, с.11]  И хотя это определение отражает относительную рыночную новизну, в нем достаточно охарактеризовано основное свойство инновации как экономической категории, которая создается для получения предпринимательской прибыли через признание нововведения на рынке как нового способа удовлетворения общественных потребностей.
     Итак, при всем многообразии определений инновации, «существующие подходы можно объединить следующим образом:
•  инновация  — целенаправленный процесс изменения  или целенаправленная деятельность (Твисс, Койре, Инингс, Раппорт, Санта, Кабаков, Гвишиани, Макаров и др.);
• инновация  как система ( Лапин, Шумпетер);
• инновация  как изменение  (Валента, Яковец, Водачек , Кудашев и др.);
• инновация  как результат -  это идея, проект, объект, возникающий в результате инновационной деятельности (Левинсон, Бешелев, Гурвич, Фатхутдинов).» [17, с.36]
     Отдельные ученые предпринимают попытки поиска отличия инноваций от простых усовершенствований, которые не следует, с их точки зрения, считать инновациями. «Так, Яковец Ю. В. считает, что инновации — «качественные изменения в развитии производительных сил, повышении эффективности производств. По мнению Кабакова В. С, отдельные частичные обновления действующей системы не являются инновациями . С точки зрения Твйсса Б. этот термин предполагает подход с позиций всей компании к проблеме эффективного применения техники . Все эти точки зрения рассматривают инновацию с позиций макроуровня, принципиального изменения сложившегося порядка хозяйствования, воздействия научно-технического прогресса на развитие производительных сил, внедрения новых форм организации труда и повышения эффективности производства.
     Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. , Кулагин  А, Логинов В. , напротив, считают  инновацией «любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии», «все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы». [3, с.10] Так как для каждого конкретного предприятия любые инновации направлены на улучшение деятельности, экономию затрат, формирование дополнительного спроса, то данная позиция обоснована на микроуровне.
     Исследования показали,  что в современных экономических условиях инновация  возникает  в  результате  использования  результатов  научных исследований  и  разработок,  направленных  на  совершенствование   процесса производственной  деятельности,   экономических,   правовых   и   социальных отношений  в  области  науки,  культуры,  образования,   в   других   сферах деятельности общества.  Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения . Она  имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.
     В соответствии с государственным  стандартом «Инновации и инновационная деятельность», разработанным Белорусским институтом стандартизации и сертификации, инновацией  являются  создаваемые,  осваиваемые  новые  или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера». [ 3, с.26]
     «Объектами  нововведений могут быть:
     •  материальные ресурсы (разработка, использование  новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, позволяющих улучшить технические и качественные характеристики продукции и снижение издержек);
     •  технология производства (модернизация, использование новых технологических процессов, оборудования, инструментов и оснастки);
     •  продукция (модернизация, освоение производства новой продукции);
     •  организация производства и материально-технического обеспечения (использование систем типа «Канбан», «Точно во время»), управления (новые оргструктуры), труда (прогрессивные формы и системы оплаты труда, стимулирования труда);
     •  сбыт продукции (совершенствование  каналов и сети сбыта, расширение рынка сбыта) и другие объекты.» [4, с.172]
     В конце XX в. страны, поставившие у  себя исторический эксперимент построения социалистического строя, остро ощутили необходимость преобразований, обновления во всех сферах общественной жизни. На протяжении последних десятилетий XX в. инновационные процессы в странах-мировых лидерах приобретали все большие   масштабы и ускорялись. Социалистические же страны, несмотря на многие исторические свершения, за весь период своего существования не смогли по большому счету выйти за рамки догоняющего типа развития, преодолеть невосприимчивость к нововведениям, преимущественно подпитываясь западными технологиями. Политическое противостояние с капиталистическими странами вынуждало формировать социально неориентированную экономику. В результате этого фактора, а также вследствие того, что нередко отраслевые интересы доминировали над общегосударственными, был создан промышленный потенциал, не способный эффективно функционировать и выпускать конкурентоспособную продукцию. Их положение еще более осложнялось тем, что переход к постсоциалистической трансформации сопровождался в силу объективных и субъективных причин огромными потерями производственного потенциала и снижением жизненного уровня населения. 
     Единственно приемлемым вариантом будущего является лишь такое развитие, которое будет  базироваться на всеохватывающей модернизации экономики. Без этого Беларусь и  другие постсоциалистические страны не смогут воспользоваться преимуществами глобализации, будут испытывать на себе влияние в основном ее противоречий и недостатков и в результате будут обречены на неблагоприятное положение в мировом хозяйстве. Над нашей экономикой в последние годы нависла угроза физического износа средств производства. Большинство промышленных предприятий уже фактически превратились в производства, где используются устаревшие, экономически неэффективные и экологически опасные машины, оборудование и технологии. Все социально-экономические процессы должны включать в себя мощный инновационный элемент.
     Опыт  промышленно-развитых стран показывает, сколь велика сегодня роль инноваций. Интенсивность научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно-технического прогресса. Совершенствуя технические средства, можно реализовать возможности науки, которая, в свою очередь, выступает предпосылкой неуклонного развития техники и экономики. На основе достижений фундаментальных научных исследований появляются принципиально новые отрасли,  в  производстве используется все больше новшеств, с которыми человек никогда не сталкивался в своей практике. Наука и техника в процессе своего развития оказывают все большее влияние на производство материальных благ и интенсификацию темпов развития экономики, выступая звеньями одной цепи.
     Под воздействием инноваций перестраивается  технический базис производства, начиная с использования новых видов сырья, материалов, энергии, новых систем машин и кончая модернизацией форм организации производства и управления, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. При этом организация труда и производства определяет изменение финансовых, материальных и трудовых ресурсов в пространстве и во времени, необходимое для каждой инновации.
     Инновации призваны обеспечить выпуск продукции, наиболее полно удовлетворяющей общественные потребности, рост научно-технического уровня производства, решение задач экономического и социального развития, экологической безопасности. Это достигается благодаря эффектам, обеспечиваемым инновациями:
     •  прямой экономический эффект выражается в многократной окупаемость инвестиций в инновации, в экономии ресурсов, увеличении валовой прибыли в результате снижения себестоимости продукции и расширения рынка сбыта, продажи лицензий;
     • научно-технический эффект выражается в улучшении технических, качественных характеристик продукции, повышающих конкурентоспособность продукции, и в росте научно-технического уровня производства. Его величина определяется:
     - новизной и масштабностью (степенью радикальности) инновации
     - степенью соответствия параметров продукта инновации современным требованиям;
     -  перспективностью и возможностью реализации инновации в полном объеме;
     • экологический эффект проявляется  в снижении загрязненности окружающей среды благодаря использованию экологически чистых технологий, в повышении экологической безопасности продукции, а также  сокращении отходов и упрощения их утилизации;
     • социальный эффект определяется  положительным  изменением бюджета времени работающих, улучшении условий труда, росте оплаты труда на основе роста производительности труда,  повышении уровня занятости путем создания рабочих мест, росте выпуска необходимой продукции;
     • внешнеэкономический эффект: расширение экспорта продукции, вытеснение с внутреннего рынка импортных продуктов-заменителей ;
     • синергический (системный) эффект: дополнительный эффект от использования блока взаимодополняющих изобретений в одном объекте.
     Исключительная  роль инноваций на предприятии определяется тем, что они являются средством обеспечения долговременного стабильного развития предприятия. Посредством их реализуются стратегические альтернативы развития предприятия.  « Очень важным является уровень новизны применяемых технологий: чем он выше, тем больше эффективность использования ресурсов и возможность извлечь прибыль и добавленную стоимость. Так, продукция, произведенная на основе высоких технологий, позволяет получить значительные дивиденды за счет более высоких цен, обусловленных качественными технико-экономическими параметрами, потребительскими свойствами товара и монопольного владения. Следовательно, чем весомее в производстве доля продукции, выпущенной на базе высокой и продвинутой технологии, тем выше доходность конкретного предприятия, отрасли, наконец, национальной экономики» [20, с.46].
     «Интеллектуальный ресурс в наши дни превращается в  одно из первых условий экономического роста. В настоящее время мировой  рынок наукоемкой продукции составляет 2 трлн долл. в год, при этом доля США на нем 740 млрд долл., а России — только 1 млрд, то есть наблюдается значительное недополучение потенциальной прибыли от активного участия в мировом технологическом обмене. К 2010 г., согласно прогнозам, этот показатель может вырасти до 4—6 трлн евро. По данным независимой комиссии ООН, Беларусь обладает научными разработками, стоимость которых оценивается миллиардами долларов, в то же время в республике только формируется организационно-экономический механизм, позволяющий продвинуть их на рынок.
     Однако  проблема заключается не только в  потере возможной прибыли от коммерческой деятельности, но, что еще более важно, в низком технологическом уровне национальной экономики и отсутствии системы эффективного использования интеллектуального ресурса. Это приводит к неэквивалентному внешнеэкономическому обмену, неспособности привлечь иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Данное явление в большинстве случаев толкает ведущие отрасли промышленности в ловушку нарастающего технологического отставания, что подрывает государственную безопасность.» [27, с.46]
 

     2 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1  ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

     Новое знание расширяет наши представления  об окружающем мире, и в этом состоит  его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
     Судьба  научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.
     «Инновационная деятельность в экономике объясняется двумя гипотезами. Согласно первой — в основе процесса лежит технологический толчок, а второй — давление рыночного спроса. Гипотеза технологического толчка основана на идее автономного развития науки, не придающей значения обратной связи между экономической средой и направленностью технического прогресса (Я. ван Вейн, Ю.В.Яковец). Близкой к данной гипотезе является гипотеза экономического эффекта, взаимоувязывающая научно-изобретательскую активность и частоту последующих инноваций, при этом существует тесная корреляция между экономическим положением, общественной потребностью, количеством и масштабом стоящих между обществом практических задач, насущностью их решения. Формирование общественной потребности в инновационной деятельности опосредуется экономическим законом стоимости, вынуждающим экономических агентов сопоставлять размер применяемых ресурсов или совокупных издержек на инновации с результатами их освоения в материальном производстве.» [12, с.37]
     В национальной экономике как единой системе неизбежно формируется определенная область хозяйственной деятельности — инновационная, обособленная от производства товаров и услуг и собственно научной сферы. В процессе инновационной деятельности координируются интересы субъектов научной и производственной сфер, так что получает реализацию единый процесс — от создания новшества до его потребления в производственной сфере по цепочке наука — инновации — производства. В условиях рыночной экономики отношения всех участников процесса создания и использования новшества базируются на том основании, что частная собственность распространяется на продукт интеллектуальной деятельности. Инновационная  деятельность   предполагает   целый   комплекс   научных, технологических, организационных,  финансовых  и  коммерческих  мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
     В широком смысле слова инновационная  деятельность —- это целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других эффектов. В узком, специфически экономическом смысле слова «содержанием инновационной деятельности является создание и распространение новшеств в производстве. Инновационная деятельность — опосредующее звено между собственно наукой и производственной сферой, это своеобразная производительная сила, осуществляющая  интеграцию науки и производства, реализующая технико- экономические потребности экономических агентов посредством         использования научной продукции или услуг. В условиях рыночной экономики осуществление инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью..
     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и правового регулирования, особой системы мотивации субъектов инновационной деятельности. В конечном счете эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.» [1, с.30-31]
     Инновационная деятельность начинается с осознания  противоречия «субъект — внешняя  среда» и формирования цели деятельности, способной разрешить выявленное противоречие с учетом конкретных социально-экономических, культурно-этнических и прочих условий. Противоречия экономической среды представляют собой, в первую очередь, изменения ситуации. При этом возникновение новаторских идей объективно выступает в качестве ответной реакции на меняющиеся внешние условия, под воздействием которых меняются также стратегическая линия развития предприятий, причины, обусловливающие нововведения, структура организаций — инициаторов инноваций и источников финансирования и т.д.
     Между инновационной и производственной деятельностью в рамках единого  воспроизводственного процесса, также  имеют место противоречия. Производственная деятельность в текущем периоде  достигает эффективности в  условиях стабильности, тогда как инновационная деятельность приводит к изменению состава и структуры воспроизводственного процесса. В долгосрочном периоде именно необходимость эффективного развития побуждает производство к постоянному внедрению инноваций. Это обеспечивает достижение самим производством более высокого качественного состояния в результате применения принципиально новых орудий и предметов труда, прогрессивных технологических процессов, способов организации производства, труда, управления, что в конечном счете снижает издержки на производство продукции.
     Для рыночной экономики характерно многообразие организационно-правовых форм хозяйствования ее рыночных институтов, что переносится  и на инновационную сферу, равно  как и на противоречивое единство инновационной сферы, науки и производства. Инновационные процессы осуществляются на микро-, мезо- и макроуровнях, что предполагает достижение согласованности интересов соответствующих экономических субъектов. Процесс инновационной деятельности и внедрения инноваций происходит на любой стадии производственной деятельности.
     Согласно  различным определениям , инновационная  деятельность может состоять из разных этапов (рис. 1)
     
       

       
 

       Рис. 1. Этапы инновационной деятельности.  [20, с.30] 

     Но  все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.
       « На стадии проведения НИР   исследуются возможности реализации  возникшей идеи, разрабатываются  методические подходы к оценке  возможности создания нового продукта ( технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания ( опытное производство). Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения , когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям ( освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.) Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.
     Выход на рынок с новым продуктом  требует проведения особой дополнительной работы.» [20, с.31]
     Существует  определенный разрыв во времени между  вхождением различных участников в единый процесс "наука — инновации — производство'' и получением ими дохода. Противоречия между участниками единого процесса проявляются на стадии распределения между ними общего дохода, полученного на конечной стадии единой цепочки — производства конкретной продукции, обладающей инновационными свойствами. Ретроспективный анализ подтверждает: экономический эффект извлекает чаще всего экономический субъект, не обязательно создавший новшество, но применивший его. Не только техника, но и сама наука сильно зависима от практики.
     «Разновидностями  основных видов инновационной деятельности могут быть:
    подготовка   и   организация   производства,    охватывающие    приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в  них,  а  также  в процедурах,  методах  и  стандартах  производства  и   контроля   качества», необходимых   для   создания   нового    технологического    процесса;   
    предпроизводственные   разработки,   включающие   модификации   продукта   и технологического процесса, переподготовку  персонала  для  применения  новых технологий и оборудования;
    маркетинг новых  продуктов,  предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции  на  рынок,  включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к  различным  рынкам, рекламную кампанию;
    приобретение неовеществленной технологии  со  стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок,  конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
    приобретение  овеществленной технологии — машин и оборудования,  по  своему  технологическому  содержанию связанных с внедрением  на  ИП  продуктовых  или  процессных  инноваций; 
    производственное проектирование, включающее  подготовку  планов  и  чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.
         При осуществлении инновационной  деятельности различаются  ее  объекты  и субъекты. Объектами  инновационной деятельности являются  разработки  техники и  технологий  предприятиями,  находящимися  независимо  от  организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.  Субъекты инновационной деятельности —  юридические  лица  независимо  от организационно-правовой  формы  и  формы  собственности,  физические   лица, иностранные  организации  и  граждане,  а  также   лица   без   гражданства, участвующие в  инновационной  деятельности.  Права  субъектов  гарантируются  Конституцией РБ. Среди субъектов могут быть и  инноваторы.» [15,с.130]
     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и  усовершенствованные продукты, новые  или усовершенствованные технологические  процессы, появляются новые формы  организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
     Создатели новшеств приобретают на них авторские  и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В Беларуси законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РБ.
     Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе РБ установлено  такое средство индивидуализации продукции  - товарный знак. Право на использование  товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар. Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
     Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
     Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия - промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.
     Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
     Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
     Эффективность инновационной деятельности можно  оценить через конкурентоспособность  новой продукции, успешное представление  ее на внутреннем и внешнем рынках.
     Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.
     «Целью  инновационной деятельности является создание условий для обеспечения  эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
     Достижение  этой цели обеспечивается следующими задачами инновационной деятельности:
     •  разработкой инновационной стратегии  и политики;
     •  использованием достижений научно-технического прогресса;
     •  повышением конкурентоспособности  предприятия на основе развития научно-технологического потенциала, освоения модернизированных и новых технологий и продукции, совершенствования организации производства, сбыта продукции, труда и управления.»[4, с.180]
     • формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
     Конкретные  цели инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления определяются ресурсными возможностями  отдельных  экономических  агентов  и всего общества. Ресурсные возможности влияют на масштабы  инновационной деятельности,  полноту охвата его круга социально-экономических проблем, очередность их решения, и в самой широкой трактовке они включают фактически все, что может быть использовано в инновационном процессе, обеспечивая получение ее конечных результатов. Однако сами конечные результаты в определенном смысле становятся исходным пунктом следующего этапа инновационного процесса и поэтому могут также рассматриваться в качестве ресурсов.
       

 

2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Инновационная деятельность в Беларуси  переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.
       Проведение анализа инновационной  деятельности субъектов хозяйствования Беларуси представляет собой довольно сложную задачу поскольку в республике до сих пор отсутствует обобщенная статистическая информация о состоянии исследуемых процессов. Так, Министерством статистики и анализа страны соответствующего рода отчетность была введена только в 2002г.
     В 2006 г. число промышленных предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, составило 378 единиц, что на 18,8% больше чем в 2005 г., что достаточно невелико и свидетельствует о наличии существенных резервов роста новаторской активности в республике. Доля инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий увеличилась на 2,2 п.п. Основные показатели инновационной деятельности предприятий промышленности за последние 5 лет отражены в прил. №1.  Рост показателя наблюдался во всех областях республики, кроме города Минска, где уровень инновационной активности снизился до 22,9% против 25,5% в 2005 г. ( прил.№2).
     Рассматривая  распределение инновационно активных организаций Беларуси по регионам, важным также представляется обратить внимание на то, что их число за 2004-2006г.г. существенно не изменялось. Произошел более высокий рост по Гомельской области ( 2004г. – 40, 2006г. – 52), Могилевской области (2004г. – 21, 2006г. – 37), а в Брестской области в 2005году наблюдалось резкое снижение по сравнению с 2004г, а затем рост в 2006 году до уровня чуть выше 2004 года(прил.№3).
       «В отраслевом разрезе, наиболее активно технологические инновации осуществлялись в микробиологической промышленности, где уровень инновационной активности более чем в четыре раза превысил средний по промышленности (16,3%). Выше среднего по промышленности значением этого показателя характеризовались также: медицинская промышленность — 42,9%, цветная — 30%, электроэнергетика — 28,6%, машиностроение и металлообработка — 27,8%, химическая и нефтехимическая — 26,7%, черная металлургия — 23,8%, промышленность строительных материалов — 18,8%. Самый низкий уровень инновационной активности наблюдался в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 4,9%.
     Наряду  с усилением инновационной активности предприятий в 2006 г. наблюдалось  замедление темпов роста затрат на технологические инновации. По сравнению с 2005 г. объем финансовых средств, затраченных на инновации, увеличился только на 8,7% в текущих ценах, против 29,4% в 2005 г. В постоянных ценах данный показатель снизился на 1,9%. Динамика затрат по отраслям промышленности характеризовалась большой неравномерностью. Существенно уменьшились затраты на осуществление инновационной деятельности в электроэнергетике, полиграфической, микробиологической, лесной и топливной промышленности. Наибольший рост показателя отмечен в черной металлургии, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.»[24, с.172]
       На сегодняшний день наибольшее  число инновационно активных  предприятий республики занимается  осуществлением таких видов новаторской деятельности, как приобретение машин и оборудования связанных с технологическими инновациями  (72,8% инновационно активных предприятий осуществляли именно этот вид деятельности  против 71,4% в 2005 г.), затрачивая при этом 45,1% общего объема затрат на технологические инновации, против 33,8% в 2005 г. Исследования и разработки осуществляли 43,4% предприятий (в 2005 г. — 48,1%), увеличив свои расходы с 6,9% в 2005 г. до 26,5% в 2006 г. в общей сумме денежных средств, выделяемых на инновационную деятельность. Производственным проектированием занимались 30,4% организаций (в 2005 г. — 35,8%), затратив 5,7% общего объема инновационных средств, что ниже уровня 2005 г. на 1,8 п.п. Наименее осуществляемым видом инновационной деятельности в республике является приобретение новых технологий. Данное обстоятельство следует оценить с негативной стороны,  поскольку именно новые технологии  представляют о ключевые инновации, играющие основополагающую роль в обеспечении прогрессивного поступательного развития народного хозяйства страны (прил.№4).
     Исследования  показывают, что наибольшую инновационную  активность в республике проявляют предприятия машиностроения и металлообработки. Доля инновационно активных субъектов хозяйствования данной отрасли в общем количестве таких предприятий по стране  в период 2002 – 2004 росла  ( 2002 г. составляла 44,3 %, в 2003 г. - 45,9 %,  в 2004 г. – 46,6 %, 2005 -45%,  а в 2006 г. – 42,8. [ 26, с.40 ; 24, с.179] Относительно неплохие показатели новаторской активности характерны для пищевой, легкой промышленности, а также промышленности строительных материалов, доли инновационно активных субъектов хозяйствования которых в общем количестве соответствующего рода предприятий по Беларуси составили в 2006 г. соответственно 19,1 %, 10,3%, 6,7 % (прил.№5).
     «Интенсивность  затрат на технологические инновации, т.е. их величина по отношению к объему отгруженной продукции, составила в 2006 г. 7,6%. Значительная активность затрат отмечалась в отраслях: черной металлургии — 36,1%, стекольной и фарфоро-фаянсовой — 16,7%, медицинской — 13,3%, топливной промышленности — 7,9%. Самый низкий уровень интенсивности затрат в микробиологической промышленности — 0,8%.»[24, с.172]
     Удельный  вес затрат на продуктовые и процессные технологические в общем объеме затрат значительно не изменялся, и  в 2006г.затраты на процессные инновации составили 35,4%, продуктовые соответственно - 64,6% (прил.№6).
     Основным  источником финансирования технологических  инноваций по-прежнему остаются собственные  средства предприятий. В 2006 г. их доля в  общем объеме денежных средств составила 74,1%, что ниже уровня 2005 г. на 3,8 п.п. За данный период на 5,7 п.п. выросла доля бюджетных ассигнований (в 2005г. средства республиканского бюджета составили 5,87%, местных бюджетов - 0,46%) за счет роста в них средств республиканского бюджета (на 5,3 п.п.).»[24,с.172; 26,с.40]
     Инновационная деятельность предприятий страны в 2006 г. характеризовалась увеличением объемов отгрузки инновационной продукции на 17,2% в текущих ценах. Однако, несмотря на рост в абсолютном выражении ее доля в общем объеме отгруженной продукции снизилась на 0,4 п.п. и составила 14,8%. Доля принципиально новой продукции в объеме отгруженной инновационной продукции возросла на 7,3 п.п., до 28,9%. Объем усовершенствованной продукции в 2006 г. составил 40,9% от общего объема отгруженной инновационной продукции, против 35,3% в 2005 г. Как следствие отмеченных тенденций, в 2004-2006 г.г. имели место негативные сдвиги в структуре экспорта белорусской инновационной продукции.  Так, если в 2002 г. доля экспорта продукции, вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям в течение  последних трех лет в совокупной величине экспорта инновационной продукции   отечественными   субъектами   хозяйствования составляла   49,6%, то в 2006г. уже 28,9%. ( прил.№7). Почти половина всего объема (46,6%) — инновационная продукция, отгруженная предприятиями машиностроения и металлообработки. На топливную промышленность пришлось 32% объема отгрузки, на черную металлургию — 7,6%,  на химическую и нефтехимическую промышленность — 5,6%.
     В 2006 году снизился удельный вес экспорта инновационной продукции в объеме отгруженной инновационной продукции до 72,9% (в 2005 г. — 83%). Основными экспортерами в 2006 г. были предприятия топливной промышленности, машиностроения и металлообработки. На долю предприятий этих отраслей приходилось соответственно 40,6 и 38,3% отгруженной за пределы республики инновационной продукции. При этом предприятия топливной промышленности практически всю инновационную продукцию (92,7%) реализовывали за границу. Высокой долей отгрузки на экспорт характеризовались, наряду с этим, предприятия химической и нефтехимической промышленности — 88,8%, черной металлургии — 86%. Анализ распределения объема отгруженной инновационной продукции по рынкам сбыта указывает на то, что . значительно сократилась отгрузка инновационной продукции в страны вне СНГ  с43,1% в 2002г до 6,9% в 2006г. (прил.№8)
     Услуги  инновационного характера в 2006 г. оказывали 30 организаций, 22 из которых — организации  связи. Уровень инновационной активности обследованных организаций сектора услуг составил 15,2%. На инновационную деятельность организациями израсходовано 219,4 млрд руб., при этом инновационных услуг было оказано на сумму 567,5 млрд руб., что составило почти 20% общего объема услуг. Объем инновационных услуг, оказанных внутри страны, составил 72,9%.
     В 2006 г. инновационную деятельность в  промышленности осуществляли 88 субъектов малого предпринимательства, что на 23% меньше чем в 2004 г. Их удельный вес в общем числе организаций малого предпринимательства сократился с 1,8% в 2004 г. до 1,3% в 2006 г. Одновременно объем затрат на технологические инновации малых предприятий увеличился на 1,4% в текущих ценах по сравнению с 2004 г. и составил 17,0 млрд руб.
     Основным  источником денежных средств на инновации являлись собственные средства предприятий. Вместе с тем, существенно увеличилось финансирование за счет средств республиканского бюджета — с 172,4 млн рублей в 2004 г. до 2610,1 млн руб. в 2006 г., что привело к увеличению удельного веса бюджетных средств в финансировании инноваций с 1 до 15,4%.
     Объем отгруженной малыми предприятиями  инновационной продукции в 2006 г. увеличился на 14,7% по сравнению с 2004 г. При этом ее доля в общем объеме отгруженной продукции снизилась с 23,5 до 22,6%.
     В рамках критического осмысления полученных результатов исследований следует отметить, что отрасли промышленности, предприятия которых проявляют на сегодняшний день в республике наибольшую инновационную активность, относятся, как правило, к третьему и четвертому технологическим укладам. В то же время, в микробиологической промышленности, относящейся к пятому технологическому укладу, инновационно активным в 2004 г. было лишь 1 предприятие, что составляет всего 0,3 % от общего количества белорусских субъектов хозяйствования, проявлявших новаторскую активность, в 2005 году – 2 предприятия (0,6%) [16,с.185: 26, с.40] , а в 2006 году таких предприятий функционировало уже 3. Таким образом, может быть сделан вывод о том, что практика реализации инновационной деятельности в стране не ориентирована на первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей, относящихся к перспективным технологическим укладам. 
 
 
 

 

3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ  И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Инновация отличается от прочих бизнес-процессов  повышенной неопределенностью, высокими рисками, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Неопределенность в инновационной сфере экономики — неясная, точно не известная обстановка, неполнота или неточность информации об условиях инновационной деятельности, которые обусловливают частичную или полную неопределенность конечных, результатов этой деятельности и связанных с ней затрат.
     И.В.Афонин выделяет «три составляющие неопределенности: фундаментальную (обусловленную самими явлениями, включенными в проблемную ситуацию, стадией и скоростью их развития), информационную (связанную с отсутствием у ЛПР необходимой информации, которая может быть доступной) и интеллектуальную (обусловленную способностью ЛПР осмыслить информацию определенного масштаба и сложности)... Неопределенность — это возможность возникновения (с неизвестной вероятностью) большого числа явлений, представление о каждом из которых, в свою очередь, недостаточно структурировано, что исключает возможность достоверного предвидения развития ситуации.» [2, с.21-22]
     В современной экономической теории в качестве "индикатора", или "двойника", неопределенности выступает экономическая  категория риска. Основное различие между риском и неопределенностью в том, известны ли принимающему решения субъекту количественные вероятности наступления определенных событий. В отличие от неопределенности вообще риск  — «это вероятностная и стоимостная оценка реализации негативной составляющей экономической тенденции (явления, события), позиционированной в определенной сфере. Риски предполагают более высокую степень структурированности понятий об управленческой ситуации и ее угрозах (негативная составляющая явления, которое может рассматриваться как бинарное с точки зрения воздействия на организацию). В определенной степени можно принять утверждение, что риск - это особый случай неопределенности, измеримый количественно ( Найт и Шекле)» [2, с.22-23] Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок.
     Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски  представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком.
     Инновационный риск - риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности, инновационного предпринимательства. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. «По своей сути инновационный риск — экономическая категория, зависящая от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций и являющаяся измеримой величиной, количественной мерой которой может служить вероятность неблагоприятного исхода при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологии, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффект... В более узком смысле инновационный риск — это измеримая вероятность недополучения прибыли либо потери стоимости портфеля финансовых активов, доходов от венчурного (инновационного) проекта, венчурной компании в целом и т. д.» [1,с.274]  Инновационные риски увеличивают инвестиционные и технологические риски. В ряде случаев критическим моментом является коммерческий риск, тем более разрушительный, что к моменту вывода на рынок новшества затраты на разработку и реальные инвестиции достигают величины, близкой к максимальной. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности, чаще всего диверсифицированной. Малые фирмы более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых фирм от изменений внешней среды.
     Фирмы, активно финансирующие инновационную деятельность, сталкиваются с повышенными финансовыми рисками, которые не только аккумулируют финансовые последствия всех вышеперечисленных рисков, но и связаны с тем, что затраты на разработку ИП приводят к снижению текущей рентабельности, уменьшению выплачиваемых дивидендов и, как следствие, снижению рыночной стоимости фирм.
     Следует иметь в виду, что уровень неопределенности и величина рисков увеличиваются с повышением степени радикальности, т.е. собственно инновационности, разработки, что, естественно, снижает управляемость и планируемость нововведенческого процесса. Риск возрастает из-за возможности сбоев в сложной цепочке элементов инновационного процесса, в которую включены разработчики новшестве, изготовители техники, инвесторы, производители конечной продукции, ее потребители.  
 
 
 
 
 
 

3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

     Общая стратегическая ориентация предприятия  оказывает непосредственное влияние на формирование системы инновационных стратегий, которая должна учитывать различные варианты маркетинга в инновационной деятельности предприятия и факторы, которые оказывают на нее влияние. К таким факторам следует отнести: научно-технический и кадровый потенциал; уровень развития опытно-экспериментальной базы; состояние нематериальных активов и наличие результатов уже выполненных НИОКР; структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка и стадий жизненного никла, угрозу технологического и функционального замещения.
     «В  зависимости от способа получения  экономико-технологического эффекта при использовании инноваций можно выделить два типа инновационных стратегии в экономике: локально-точечную и последовательно-адаптивную, ориентированную на ликвидацию существующих узких мест в производственно-технологической структуре экономики. » [7, с.134]
     Локально-точечная инновационная стратегия, улучшающая производственно-технологическую цепь на отдельных ее участках, характеризуется последовательным увеличением выпуска продукции по комплексам отраслей с постоянными коэффициентами изменения межкомплексных объемов выпуска в зависимости от производительности добывающего комплекса. Считается, что производственно-технологические отношения функционируют в соответствии со сложившимися тенденциями развития производственно-технологического потенциала и обслуживающей его инфраструктуры. Одной из важных характеристик такого развития является аддитивное накопление эффективности экономики от инноваций, поскольку их реализация приводит не к улучшению всей цепи производственно-технологической структуры экономики, а лишь к локальным улучшениям. Распространение инноваций при данном варианте стратегии на однотипных предприятиях промышленности происходит с невысокой скоростью. При этом, как правило, увеличивается разрыв в технологическом уровне отдельных участков цепи.   Такое локальное приращение качества без учета пропускной способности всей производственно-технологической цепи не изменяет ее общего потенциала, который все равно лимитируется оставшимися узкими местами.
       Последовательно-адаптивная стратегия, использующая инновации для ликвидации  узких мест по всей технологической цепи и расширения ее пропускной способности, обеспечивает сбалансированное изменение и улучшение характеристик технологической структуры экономики, уменьшает разрыв между технологическими уровнями различных производственно-технологических цепей, что существенно снижает потери при переходе с одной технологической стадии на другую. Она характеризуется последовательным увеличением объемов выпуска продукции по комплексам отраслей с учетом изменения приоритетов, характеризующихся соответствующим изменением коэффициентов межкомплексного выпуска, на заданных этапах. Инновации здесь влияют прежде всего на улучшение качества производственно-технологической структуры экономики, в результате чего снижаются потери на стыках технологий, улучшается качественная структура выпуска, что в целом по экономике приводит к мультипликативному накоплению эффективности использования инноваций.
     Стратегии развития предприятия, в том числе связанные с материально-технологической инновационностью, могут различаться степенью агрессивности ( степень резкости перемен, которые вносит предприятие в сменяющиеся поколения стратегий, маркетинга, видов продукции и технологий) компании или иметь оборонительный характер.
     «Имея в виду тот факт, что материально-технологические  инновации неизбежно внедряются посредством реально инвестиционного  процесса, можно выделить следующие  основные типы инвестиционных стратегий  развития предприятия по отношению к нововведенческому  процессу:
• инновационная, обеспечивающая технологическое лидерство  путем самостоятельной разработки и внедрения новшеств высокой степени радикальности;
• имитационная, ориентированная на динамичное воспроизведение  достижений технологических лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка;
• венчурная  — стратегия использования услуг  фирм и подразделений, основным продуктом которых является инновация.
       

       
 
 
 
 
 

                                                                                    

       

       

       
 

     Рис.1. Инновационные стратегии развития предприятия.[2,с.69]
     На  приведенной выше схеме организационных  этапов ЖЦ инновации детализируются периоды каждой из перечисленных  стратегий. Обращает на себя внимание тот факт, что они существенно различаются длительностью, а следовательно, капиталоемкостью и степенью риска.     
 

3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ  СТРАТЕГИЯ И ЕЕ  РИСКИ

       Собственно инновационная стратегия  развития предприятия предполагает самостоятельную разработку и внедрение инноваций высокой степени радикальности с целью создания и развития рынков и технологий. Она охватывает полный жизненный цикл новшества, являясь, как следствие, наиболее длительной и ресурсоемкой. Стимулы использования этой стратегии в существенной мере совпадают с мотивацией разработки радикальных инноваций.
     «Инновационная  стратегия - это ведущая функциональная стратегия высокотехнологичного предприятие  являются базой общей стратегии  и одновременно - основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия  предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.
     Основные  компоненты инновационной стратегии - это стратегия инновационного продукта; стратегия инновационной технологии; стратегия управления знаниями.» [23, с.442].
     Инновационно-инвестиционная стратегия в отличие от «разовой»  разработки радикального новшества является сложным организационно-управленческим процессом, охватывающим существенную часть системных связей организации, предполагающим существование постоянных исследовательских подразделений и формирование особой инновационной культуры организации. Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и собственно инвестиционный этапы ЖЦ новшества, в максимально полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а также противоречиями инновационного процесса.
     Мыцких  Н.П. выделяет два основных типа инновационной  стратегии:
«¦  адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;
¦  конкурентную, когда нововведение используется в  качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.
     Адаптивную  стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продукте, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такой подход лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее стратегию весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов.» [22, с.188]. Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.
     Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.
     «Специалисты  выделяют четыре различных, но взаимосвязанных  уровня организационного опыта.
1.  Уровень  внешнего окружения - условия, конкуренты, потребители и т. п.
2.  Уровень  собственных действий организации  (менеджера) -инновационная стратегия,  процедуры и методы управления  и т. д.
3.  Уровень  процессов и методов выявления,  определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером) (например, культура, уровень знаний, функциональная специализация);
4. Уровень  организационного сознания, объединяющий  первые три.
Адаптивные  организации рассматривают в  каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.
Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать  успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности - системное мышление, открывающее возможности для творчества.
     Инновационные стратегии подразделяют на несколько  специальных: продуктовые, функциональные, ресурсные и организационно-управленческие.» [22, с.189]
     При самостоятельной разработке и внедрении  в достаточной степени радикальных  инноваций предприятие сталкивается с такими  существенными специфическими рисками: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый.
       Инновационный риск. Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной неопределенности. При всех отмеченных нами выше чертах нововведения (управляемость, планируемость, интенсивность, ценовая измеримость), отличающих его от революционной научной или, скажем, художественной идеи, на каждом из этапов исследовательской стадии его разработка может привести к отрицательным результатам, что, понятно, приведет к потере средств, выделенных на его финансирование.
     В.Г.Медынский  выделяет    риски ошибочного выбора инновационного проекта как один из видов рисков инновационной деятельности. Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать.
     Следующей причиной возникновения риска неправильного  выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Следует отметить, что именно «авторские» инновационные проекты являются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами.
     Технологический риск. Более частым проявлением этой формы риска является длительный по сравнению с предварительно оцениваемым период адаптации технологии (лаг освоения).  При сокращенных сроках жизненного цикла новшества это может быть решающим моментом с точки зрения его эффективности. А также риск финансовой неадекватности. Несоответствие содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации возникает по следующим причинам повышенные по сравнению с выполненными оценками текущие издержки. Первая состоит в том, что авторы технологии, как правило, плохо знакомы со спецификой калькулирования затрат на освоение технологии и производство конечной продукции, вследствие чего склонны переоценивать собственный вклад и недооценивать другие расходы. Другая группа причин отражает уже отечественную специфику и состоит в умышленной тактике - «завлечения» инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным для инвестора и он начнет вкладывать деньги. И будет вынужден впоследствии смириться с неизбежным удорожанием сметы проекта. Однако на практике часто случается иное.
     Другая  форма проявления технологического риска (для случая технико-технологических инноваций) — вероятность быстрого воспроизведения достижений инноватора конкурентами либо, что еще хуже, разработка ими более эффективного новшества. Итогом в обоих случаях будет моральное обесценивание результата инновационной деятельности предприятия. Нововведение даже после успешных опытно-промышленных опробований может оказаться неработоспособным непосредственно в сфере производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.