На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ формирования прибыли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ПРИБЫЛИ ………………............ 6
      Сущность понятия прибыли как экономической категории …………... 6
      Планирование и распределение прибыли ……………………………... 12
      Экономические факторы, определяющие величину прибыли ………. 20
      Методика анализа уровня, динамики финансовых результатов и влияния факторов на прибыль …………………………………………. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ПРИБЫЛИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ «СОСНЕВСКИЙ» ………………………………………. 27
      Общая характеристика «Торговый Дом «Сосневский» ……………… 27
      Анализ уровня и динамики показателей прибыли …………………… 29
      Анализ себестоимости продукции ……………………………………... 33
      Оценка эффективности экономической деятельности предприятия ... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………... 41
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она представляет собой часть национального дохода, включает стоимость прибавочного продукта и отдельные элементы необходимого продукта.
     Финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью, поэтому она занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой.
     От  роста прибыли зависят развитие рынка средств производства, создание предметов народного потребления, деятельность рынка ценных бумаг, наличие бездефицитного бюджета, стабилизация народного хозяйства России, преодоление кризисных явлений в экономике страны.
     Как стоимостная категория прибыль  является одной из основополагающих элементов хозрасчетной деятельности предприятий и объединений, составной частью рыночной экономики.
     От  прибыли зависит финансовое положение  предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, полнота и своевременность выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой.
     Кроме того, прибыль является основным источником финансирования мероприятий по научно-техническому и социальному развитию предприятий и объединений. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития России, отдельных регионов, рост общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни народа.
     В целях укрепления коммерческого  расчета во всех звеньях производства решающее значение имеет выявление резервов роста прибыли на основе экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышения производительности труда, улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
     Прибыль является одной из самых сложных  экономических категорий. Изучив источники  получения прибыли, можно разработать научный подход к решению многих проблем. Например, повысить эффективность производства, усилить материальную заинтересованность и ответственность трудовых коллективов в достижении высоких конечных результатов при наименьших затратах. С переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в социально-экономическом развитии России.
      Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические основы формирования и использования финансовых результатов провести их комплексный  анализ на материалах конкретного предприятия  с целью совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли.
     В ходе достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
    Изучить теоретические и методологические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат финансового анализа; инструментарий осуществления финансового анализа, подразумевающий под собой совокупность методов, приемов и способов осуществления анализа финансового состояния предприятия, а также совокупность основных экономических показателей, расчет которых позволяет оценить динамику финансовых результатов деятельности предприятия;
    Провести анализ показателей прибыльности и рентабельности предприятия, а также практики распределения прибыли на данном предприятии на основании бухгалтерской отчетности;
    Разработать рекомендации по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и непосредственно рекомендации по совершенствованию процесса формирования и распределения прибыли предприятия.
     Структура работы включает в себя три главы, каждая из которых посвящена решению одной из поставленных выше задач.
     Объект  исследования – «Торговый дом  «Сосневский». 
 
 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
      Сущность понятия прибыли как экономической категории
 
      Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.
      За  счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия  по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.
      Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает видное место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Возможности самофинансирования во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В развитии предприятия важную роль также играет долгосрочный кредит, который возвращается с уплатой процентов за счет внутренних накоплений предприятия.
      Рыночные  отношения предусматривают наличие  свободных цен, поэтому важную роль играет система социальной защиты работающих. Часть прибыли направляется на удовлетворение разнообразных социальных потребностей: на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений; дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия; питание детей в детских дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях.
      Прибыль используется на поощрение работников за выполнение производственных заданий, оказание единовременной помощи. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, может использоваться на образование страховых фондов. Страховые общества активно работают с предприятиями, предлагают им различные виды страхования, например страхование предпринимательских рисков. Поскольку главной задачей предпринимательской деятельности является получение прибыли, то риск возможности ее неполучения, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков представляет собой объект данного страхования.
      В экономической литературе прибыль  часто определяется как разница  между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и затратами на ее производство и реализацию, или рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости [7,с.32; 21, с.64]. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России - довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования.
      Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции  над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки от реализации над полной себестоимостью продукции.
      Изучая  сущность прибыли, рассмотрим различные  источники ее происхождения. По мнению В.П. Кондацкого [17,с.7], источниками возникновения прибыли являются:
      • производственная деятельность субъекта хозяйствования.
      В результате этой деятельности возможны:
      • получение прибыли при благоприятных обстоятельствах;
      • неожиданные прибыли;
      • возникновение прибыли вследствие воздействия инфляции;
      • превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами;
      • безвозмездная помощь предприятию государства физических и юридических лиц.
      В основном источниками возникновения прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной помощи невелико.
      Безвозмездная помощь является прибылью предприятия. Предприятие получает доход, не затрачивая никаких ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса.
      На  предприятиях, работающих в более  благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах [6, с.40-42].
      Избыточная  прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.
      Избыточная  прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях, созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства.
      Избыточная  прибыль третьей формы появляется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.).
      Избыточная  прибыль четвертой формы может быть создана на основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению В.П. Кондацкого [17, с.8], цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования.
      Инфляция  заметно искажает результаты хозяйственной  деятельности предприятий и оказывает существенное воздействие на получение прибыли. Субъекты хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций.
      Финансовые  результаты деятельности субъектов  хозяйствования могут быть выражены балансовой (валовой) прибылью, прибылью от производства продукции (работ, услуг), прибылью (убытком) от реализации продукции (работ, услуг), чистой (остаточной) прибылью [1, с.215-216].
      Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности.
      Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью.
      Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
      Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.
      Использование оборотных средств предприятия, состояние его финансовых расчетов с поставщиками, заказчиками, банками также отражаются на прибыли. Размеры прибыли зависят от качества продукции, наличия потерь от брака, других непроизводительных расходов (штрафов, непредвиденных потерь и др.).
      С помощью прибыли и на ее базе развиваются  рычаги коммерческого расчета и срабатывает его механизм деятельности. От размера полученной прибыли зависят финансовое состояние предприятия, различные виды поощрений коллектива за выполненную работу и эффективность использования ресурсов.
      Прибыль - обобщающий показатель, поэтому одну и ту же сумму прибыли можно получить при различных затратах труда и средств. Ее величина во многом отражает масштабы и темпы роста производства, возможности общества удовлетворять целый ряд производственных и общественных потребностей.
      Превышение  результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме, характеризует прибыль. Она призвана суммарно соизмерять соотношение результатов и затрат труда и на этой основе определять эффективность производственно-финансовой деятельности предприятий.
      В хозяйстве прибыль применяется  для обеспечения сбалансированности развития экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов. Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана.
      Данные  о прибыли необходимы при определении  размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятий, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве.
      Прибыль используется в экономике для  укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли - одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета.
      Материальная  заинтересованность работников предприятия  в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий.
      Прибыль используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок. Каждое техническое новшество в производстве должно совершенствовать организацию труда работников, а значит и увеличивать конечный финансовый результат деятельности по сравнению с прежним. Размер увеличения конечного результата зависит от прироста объема производства продукции (работ, услуг) и снижения ее себестоимости, полученных от внедрения проведенных мероприятий.
      Показатель  прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием. Эта работа, как правило, осуществляется на базе обоснованных расчетов, подтверждающих, что от проводимого мероприятия предприятие получит выгоду. Количественный размер такой выгоды в итоге находит свое выражение в массе прибыли. Ее рост свидетельствует о том, что новая структура управления эффективна.
      Показатели  прибыли необходимы для осуществления  повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего, его осуществляют при составлении плана прибыли. Полный учет в плане факторов роста прибыли побуждает субъектов хозяйствования вести борьбу за экономию и бережливость в расходовании средств, сокращение и недопущение каких-либо потерь в хозяйстве. Работа структурных подразделений предприятия контролируется с помощью анализа выполнения плана по прибыли. Изучение причин изменения прибыли по сравнению с планом дает возможность оценить финансовую деятельность предприятия, вскрывать недостатки, упущения, разработать эффективные меры по их устранению.
      Конечные  результаты деятельности предприятия  характеризуются прибылью, которая поступает лишь в результате реализации продукции. Таким образом, прибыль выражает связь между производством и обращением.
      Прибыль оказывает стимулирующее влияние на общественное развитие. Стремление получать прибыль заставляет субъекты хозяйствования искать различные технические и организационные нововведения. С помощью таких новаций создаются возможности для увеличения прибыли.
      Итак, прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
      Для более глубокого изучения социально-экономической сущности прибыли необходимо рассмотреть источники ее формирования, влияние на прибыль различных производственных и внепроизводственных факторов. Это имеет огромное значение для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. 

      Планирование  и распределение прибыли
 
      Определяющая  роль прибыли требует правильного  ее исчисления. От того, насколько обоснованно  определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
      Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.
      Многообразие  форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требуют раздельного планирования прибыли по ее видам [17, с.15-16]. Раздельно планируется: прибыль от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных доходов [29, с.512].
      Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.
      Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:
      П - (В * Ц) - (В * С),           (1)
     где П - плановая прибыль;
      В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
      Ц - цена за единицу продукции (за вычетом  НДС и акцизов);
      С -  полная себестоимость единицы  продукции.
      Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  продукции в планируемом периоде  по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.
      Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен, но он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.
      Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.
      Преимущество  метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
      При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в  планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
    определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т. п.
      При этом методе прибыль по несравнимой  товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.
      Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).
      В ряде случаев применяется метод  совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов [22, с.175]. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
      Исчисление  оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.
      Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.
      Креме вышеназванных, существуют методы финансового  анализа, применяемые с целью  оперативного и стратегического  планирования.
      Ключевыми элементами операционного анализа  служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
      Использование этих ключевых элементов в системе  операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки  от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные.
      Известно, смешанные затраты в среднем  составляют небольшой удельный вес  в структуре себестоимости, что  позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.
      На  использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих  определить величину прибыли в плановом периоде.
      Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону [28, с.56].
      То  есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.
      Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т. е. каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
      При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.
      Сила  воздействия «производственного рычага»  в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, т. е. чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.
      Но  при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.
      Порог рентабельности - это такая выручка  от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, т.е. 

      Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = О,                               (2)
     или, что то же
      Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении.
      Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, т.е.
      Запас финансовой прочности  = Выручка  от реализации - Порог рентабельности.
      Сила  воздействия операционного «рычага», как уже отмечалась, зависит от относительной величины постоянных издержек.
      Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
      Рассмотренные выше методы определения прибыли  создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.
      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
      В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством [31, с.570].
      Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
      Экономически  обоснованная система распределения  прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения [34, с.571-572].
      Валовая прибыль уменьшается на сумму: платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей); доходов от долевого участия в деятельности других организаций, находящихся в пределах Российского государства; дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данной организации; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.
      Затем валовая прибыль уменьшается  на сумму прибыли: от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий  на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
      С 1994 г. из валовой прибыли исключаются  также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль [25, с.258].
      Оставшаяся  после этих корректировок валовая  прибыль является объектом налогообложения  и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею самостоятельно.
      В процессе дальнейшего распределения  валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом, а потому во избежание двойного обложения исключаются из состава валовой прибыли.
      Что касается доходов юридических лиц  по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению, то они исключаются из валовой прибыли, поскольку вообще не подлежат обложению налогом.
      Из  валовой прибыли исключаются  доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которым осуществляется в ином порядке. При этом следует учесть, что к посреднической деятельности не относится работа заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых организаций (кроме комиссионной деятельности), а также страховая деятельность, банковские операции и сделки производство и реализация сельскохозяйственной продукции
      В процессе дальнейшего распределения  часть валовой прибыли отчисляется  в резервный или другие аналогичные ему фонды. Эти фонды создаются на предприятиях исходя из действующего законодательства, но не выше 25% уставного капитала. Общий размер отчислений в резервные фонды ограничивается 50% налогооблагаемой прибыли предприятия.

      1.3. Экономические факторы, определяющие величину прибыли

 
      Для того чтобы сознательно и целенаправленно  принимать организационно-технические  и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы - внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) [14, с.42-43].
      К внешним относятся:
    рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
    хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).
      Под внутренними факторами понимают:
    материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
    организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
    экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
    социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
      Количественную  оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными  из которых являются [22, с.201-202]:
    изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
    изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
    изменения в структуре реализации продукции;
    экономия от снижения себестоимости продукции;
    изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
    изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
    изменение цен на 1 руб. продукции.
      На  величину прибыли оказывают влияние  также эффект производственного и финансового рычага.
      Эффект  производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.
      Эффект  финансового рычага характеризует  изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности организации при этом возрастает.

      1.4. Методика анализа уровня, динамики финансовых результатов и влияния факторов на прибыль

 
      Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2.
      Общий финансовый результат отчетного  периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.
      В ходе анализа рассчитываются следующие  показатели [1, с.250-254; 16, с.156-159]:
      1. Абсолютное отклонение:
                                                                                  (3)
     где П0 - прибыль базисного периода;
      П1 - прибыль отчетного периода;
      ?П - изменение прибыли.
      2. Темп роста:
                                                                                   (4)
     3. Уровень каждого показателя относительно  выручки от продажи (в %):
                                           (5)
     Показатели  рассчитываются в базисном и отчетном периодах.
      4. Изменение структуры:
                                                                                            (6)
     (уровень  отчетного периода - уровень базисного  периода).
      Методика  расчета влияния факторов на прибыль  от обычной деятельности включает следующие шаги:
      1. Расчет влияния  фактора «Выручка (нетто)  от реализации  продукции, товаров,  услуг»
      Расчет  влияния этого фактора нужно  разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
      При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
      Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах  будет равна: 

                                                                                                               (7)
      где В' - выручка от реализации в сопоставимых ценах;
      В1- выручка от реализации продукции в отчетном периоде.
                                                                                                (8)
                                                                                     (9)
      1.1. Расчет влияния  фактора «Цена»
      Для определения степени влияния  изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
                                                                                               (10)
     1.2. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)»
      Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной  продукции можно рассчитать следующим  образом:
                                                              (11)
     где ?ПП(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
      В1и В0 - соответственно выручка от реализации в отчетном (1) и базисном (0) периодах;
      Ч - показатель, изменение выручки от реализации под влиянием цены;
      R0Р- рентабельность продаж в базисном периоде.
      2. Расчет влияния  фактора «Себестоимость  проданной продукции» осуществляется следующим образом:
                                                                                    (12)
      где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
      Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.
      3. Расчет влияния  фактора «Коммерческие  расходы»
      Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
                                                                                    (13)
     где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
      4. Расчет влияния  фактора «Управленческие  расходы»
                                                                                    (14)
     где УУР1 и УУР0 - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
      Остальные показатели - факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.
      Все показатели нужно разделить на факторы  прямого и обратного влияния  по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
      Таким образом, можно обобщить влияние  факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ «СОСНЕВСКИЙ»
      2.1. Общая характеристика «Торговый  Дом «Сосневский» 

     «Торговый Дом «Сосневский» является торговым предприятием, состоящим из нескольких отделов, в каждом из которых осуществляется розничная торговля с населением города Иваново.
     Юридический адрес магазина: ул. Окуловой, д.44, тел. 33-09-63.
     С начала своего существования магазин  назывался «Булочная» и торговал в основном хлебобулочными изделиями  и рядом кондитерских изделий. С 1996 г. в магазине расширился ассортимент, появился гастрономический отдел, затем рыбный. Через три года была произведена реконструкция магазина, открылся отдел парфюмерии и бытовой химии, затем через шесть месяцев отдел хозяйственных товаров.
     Следует отметить, что розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.
     При этом розничная торговля осуществляет ряд функций: исследует конъюнктуру, сложившуюся на данном рынке; определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли; проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента; осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков; проводит операции по приемки, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены; оказывает поставщикам, потребителям транспортные, экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
     Показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, является товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров в денежном выражении, он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров. Розничный товарооборот отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объем и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.
    Основными целями деятельности ТД «Сосневский» являются:
    комплексное удовлетворение потребностей покупателей;
    получение прибыли.
     В настоящее время основными видами деятельности анализируемого предприятия являются следующие:
    реализация пищевой продукции населению;
    реализация хозяйственных товаров населению;
    снабженческо-сбытовая;
    торговая;
    торгово-закупочная.
     Основными потребителями Торгового Дома «Сосневский» являются жители ближайших районов, которым сподручно придти в магазин и купить товары для дома и быта.
     На  данный момент в Торговом Доме «Сосневский» работают 4 отдела, штат магазина состоит  из 13 человек. Следует отметить, что  в дальнейшем планируется реконструкция магазина, и реорганизация его части.
     Торговая  деятельность ТД «Сосневский» осуществляется согласно ассортиментному перечню, утвержденному центром Санэпидемнадзора. 
    Прибыль, получаемая предприятием в результате его торговой деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Оставшаяся после уплаты налога чистая прибыль поступает в полное распоряжение руководителя и соответственно магазина. 

    2.2. Анализ уровня и динамики показателей  прибыли 

    Основной  целью торгового предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли (дохода), которая представляет собой конечный результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий его эффективность.
    Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам. Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые либо ее уменьшают, либо увеличивают.
    Наиболее  важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме №2 финансовой отчетности (приложение 1). Основные показатели деятельности ТД «Сосневский» в период с 2006 по 2008 г.г. представлены в таблице 1. 

Таблица 1 – Динамика показателей финансовых результатов ТД «Сосневский» 

Показатели, тыс. руб.
2006 г. 2007 г. 2008 г.     Темп  роста, %
2007/2006 2008/2007
Выручка от реализации продукции 253,2 1510,9 2359,2 596,7 156,1
Себестоимость реализации продукции 140,3 1245,2 1869,4 887,5 150,1
Коммерческие  расходы 77,2 207,1 316,9 268,3 153
Прибыль от реализации 35,7 58,6 172,8 164 294,9
Внереализационные расходы 3,6     -     - - 3,6       -
Прибыль от финансово - хозяйственной деятельности 32,1 58,6 172,8 182,6 294,9
Налог на прибыль 7,7 14,1 41       -       -
Чистая  прибыль 24,4 44,5 131,8 182,4 296,2
 
    По  данным, представленным в таблице 1, можно сделать следующий вывод  – на предприятии наблюдается  положительная тенденция в динамике основных показателей прибыли.
    Так, выручка от реализации продукции  выросла в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 497%, а в 2008 году по сравнению  с 2007 годом – на 56,1%. Себестоимость  продукции также увеличилась  на 788% в 2007 году, на 50,1% - в 2008 году. При этом темпы роста себестоимости ниже темпов роста выручки от реализации продукции, что свидетельствует об эффективной финансовой деятельности данного ТД «Сосневский».
    Прибыль от реализации также увеличивается  стабильными темпами: на 64% в 2007 году, на 194,9% в 2008 году. 
    В целом динамику финансовых показателей  ТД «Сосневский» за рассматриваемый  трехлетний период можно считать  положительной. Вся прибыль поступает  от основной деятельности. 
    Следует отметить, что основным источником прибыли для предприятия ТД «Сосневский» является прибыль от реализации продукции. При этом важным моментом анализа уровня прибыли является проведение сравнительного анализа фактических результатов его финансовой деятельности с плановыми (таблица 2). 

Таблица 2 – Анализ прибыли от реализации продукции за 2008 г.  ТД «Сосневский» 

Показатели План Факт % выполнения  плана
Товарооборот, тыс. руб. 2188,3 2359,2 107,8
Валовой доход, тыс. руб. 456,2 489,8 107,4
Валовой доход, в % к обороту 20 21 105
Издержки обращения, тыс. руб. 301,4 316,9 105,1
Издержки  обращения, в % к обороту 13,8 13 94
Прибыль от реализации, тыс. руб. 154,8 172,8 116
 
    По  данным таблицы 2 видно, что в 2008 году предприятие перевыполнило план по товарообороту продукции на 7,8%. Валовый доход предприятия в 2005 году превысил план на 7,4%. Прибыль от реализации превысила плановую на 16%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.