На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая карта мира - зеркало эпохи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

      Введение 3
      1. Этапы формирования политической карты мира 4
      2.  Страны мира 8
      2.1. Территория и границы 8
      2.2. Главные объекты политической  карты мира 11
      2.3. Государственный строй стран мира 13
      2.4. Типология стран мира 15
      4. Современная политическая карта мира 18
      4.1. Политическая карта Европы 18
      4.2. Политическая карта Америки 20
      4.3. Политическая карта Азии 22
      4.4. Политическая карта Африки 24
      4.5. Политическая карта Австралии  и Океании 26
      Заключение 28
      Список  литературы 29
      Приложение 30
 

       Введение 

      В век информатизации необходимо постоянно  пополнять свой багаж новыми сведениями, а главное, уметь их оценивать, сравнивать, анализировать и обобщать. Географическая информация одна из самых изменчивых и быстротечных. И это естественно, так как ее содержание затрагивает географические аспекты природопользования, населения, мирового хозяйства, региональные различия, т.е. наиболее динамичную область географических знаний.
      Я выбрала тему «Политическая карта мира – зеркало эпохи», потому что политическая карта является одним из самых важных источников информации в географии мира, так как на ней показаны разные страны.
      Если  посмотреть на политическую карту мира, кроме границ государств на политической карте можно увидеть крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.
      На современной политической карте мира сейчас находится более 230 стран. Границы государства формируются довольно долго. Они постоянно изменяются по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.
      Для того чтобы знать политическую карту  мира или отдельных материков  и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов.
      Понятие «политическая карта» очень емкое. Изучение всех ее аспектов в динамике, в исторической последовательности представляет особый интерес для историков, политологов, географов и других специалистов. 

 

       1. Этапы формирования политической карты мира 

      Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Выделяют: древний, средневековый, новый и новейший периоды.
      Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.
      Средневековый период (V-XV вв.) ассоциируется в нашем сознании с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства уже были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевалась  обособленность  регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватим, к поиску новых (морских) путей в Индию, так как по суше торговые пути на Восток (после падения Константинополя) были под контролем Османской империи.
      В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др. Сильно изменилась политическая карта мира в эпоху Великих географических открытий. Хронология событий произошедших в этот период:
      1420-е  гг. – первые колониальные захваты Португалии: Мадейра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).
      1453 г. — падение Константинополя.
      1492-1502 гг. – открытие Америки (4 путешествия Колумба в Центральную Америку и северную часть Южной Америки). Начало испанской колонизации Америки.
      1494 г. – Тордесильясский договор – раздел мира между Португалией и Испанией.
      1498 г. – плавание Васко да Гама (путь из Европы вокруг Африки в Индию).
      1499-1504 гг. – путешествия Америго Веспуччи в Южную Америку.
      1519-1522 гг. – кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.
      Именно  с рубежа XV-XVI веков начался Новый период истории (который продолжался вплоть до I мировой войны в начале XX в.).
      Это была эпоха зарождения, подъема и  утверждения капиталистических отношений в мире. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.
      В эпоху Великих географических открытий крупнейшими колониальными державами  были Испания и Португалия. Но с развитием мануфактурного производства на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории характеризовался большими колониальными захватами. Мир перекраивался неоднократно.
      Особенно  неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX-XX вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. лишь 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. – уже 90%. И к началу XX в. фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.
      Начало  Новейшего периода в формировании политической карты мира связывается с окончанием I мировой войны (первый этап). Следующими этапными моментами явились II мировая война, а также рубеж 1980-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.). Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (РСФСР, а позже СССР) и заметными территориальными изменениями на политической карте, причем не только в Европе.
      Распалась Австро-Венгрия, изменились границы  многих государств, образовались новые суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Австрия, Венгрия и др. Была разделена Османская империя. Расширились колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Японии (за счет переданных им под управление по мандату Лиги наций территорий — бывших колоний Германии и территорий Османской империи).
      Второй  этап (после II мировой войны), кроме территориальных изменений на политической карте Европы, ассоциируется прежде всего с распадом мировой колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке.
      С начала 90-х годов выделяют третий этап Новейшей истории, который продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказавшим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества в этот период, можно отнести следующие:
      — распад в 1991 г. Союза ССР; объявление о политическом суверенитете сначала  трех бывших союзных республик (прибалтийских), а затем и остальных республик бывшего СССР, в т. ч. России;
      —  образование Содружества Независимых  Государств (СНГ);
      — осуществление преимущественно  мирных («бархатных») народно-демократических революций 1989-90 гг. в странах Восточной Европы (бывших социалистических странах);
      — объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ (май 1990 г.) на национально-этнической основе и образование Йеменской Республики со столицей в г. Сана;
      — объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ) (3 октября 1990 г.);
      — прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире.
      — распад СФРЮ, провозглашение политической независимости республик Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Союзная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты;
      — продолжение процесса деколонизации: независимость получила Намибия – последняя из колоний в Африке; образовались новые суверенные государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов (бывшие «подопечные» территории США);
      —  образование двух независимых государств – Чехии и Словакии (распад Чехословакии, 1 января 1993 г.);
      —   1993 г. – провозглашение независимости государства Эритрея (бывшего ранее провинцией Эфиопии на берегу Красного моря и боровшегося за самоопределение около 30 лет).
      Масштабы  будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами. 

 

       2.  Страны мира 

      2.1. Территория и границы 

      Современные ученые-географы используют два термина: географическое пространство и территория, часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.
      Территория  – часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Роль пространственного (территориального) фактора в жизни общества нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать.
      Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Вся обитаемая часть суши (т.е. все материки, кроме Антарктиды) и, прилегающие к ней обширные морские пространства, разделены политическими границами. Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные.
      Границы государственные линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета.
      Сухопутные  и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы – делимитация и демаркация. Делимитация – определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту.
      Демаркация  – проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.
      На  пограничных озерах линия государственной  границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют также границы административно-территориальных единиц (республик, штатов, провинций, земель, областей и др.) и экономических районов.
      Выделяют  государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.
      1. Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами.
      2.   К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
      Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны разделили его на «полярные сектора». Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран. «Полярный сектор» – пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы.
      Следует отметить также особый международно-правовой режим, установленный в Антарктиде по договору 1959 г. Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран.
      Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.
      3. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона.
      В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.
      Экономические зоны – это районы акватории мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).
      Особые  территориальные  режимы — это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией или пространством. Они могут устанавливаться в интересах некоторых или всех государств мира.
      Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим "свободных экономических зон", привилегированных в таможенном отношении и т.д. 

      2.2. Главные объекты политической  карты мира 

      Главными  объектами политической карты являются суверенные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя, меньшая по размерам – французская. Они сохранили свои владения и после Первой мировой войны. Были колонии и у других государств – Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
      Крушение  колониальной системы империализма после Второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений (борьбы народов за независимость) кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне Второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. – их стало 81, а к 1995 г. суверенитетом обладало уже около 190 стран.
      Суверенитет государства – это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.
      В принципе суверенитет государства  всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства.
      Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др. 

      Наряду  с суверенными государствами  в современном мире насчитывается  более 30 несамоуправляющихся территорий (см. таблицу в конце главы). Их можно условно разделить на две группы:
      — колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении им независимости);
      — территории, фактически колонии, не включенные однако В перечень ООН, так как  по утверждению управляющих ими государств, они являются: «заморскими департаментами», «заморскими территориями», «свободно ассоциированными государствами» и т.п.
      Не  определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей до 1976 г. колонией Испании  в Западной Африке). После многих лет вооруженной борьбы различных политических группировок за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось перемирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко?).
      Вопрос  о предоставлении независимости  всем современным колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты  или представляют другой интерес.
      Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марманские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом океане. На островах находятся многие американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атомных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т.д.
      Образование и развитие государств – сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических.
      Специалисты по международным проблемам насчитывают  в настоящее время на земном шаре около 300 объектов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, пограничные; в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация. 

      2.3. Государственный строй стран мира 

      Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Различают следующие формы правления: республику и монархию.
      Республикой называют такую форму государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная власть — правительству. Республиканская форма правления широко распространена: 3/4 всех государств мира — республики. В 1991 году, после распада СССР и Югославии, в мире насчитывается более 140 республик. Среди них различают президентскую республику и парламентскую республику. В государствах первого типа президент возглавляет правительство и наделен большими полномочиями (США). В парламентских республиках роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Австрия).
      Монархией считают такую форму правления, при которой главой государства является император, князь, герцог, султан, король и т.д. В монархических государствах власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монарх избирается на 5 лет.
      В 1992 году на политической карте мира насчитывалось 29 монархий (13 в Азии, 12 в Европе, 3 в Африке и 1 в Океании). Среди этих стран различают три вида монархий:
      а) конституционная монархия. Это подавляющее  большинство существующих ныне монархий, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх, можно сказать, «царствует, но не правит». Таковы, например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония.
      Роль  монарха в этих государствах преимущественно  представительно-церемониальная, но политическое влияние в ряде случаев заметно. Самой старой конституционной монархией в мире является Великобритания. Монарх ее (ныне королева Елизавета II) пользуется правом созывать и распускать парламент, назначать и смещать премьер-министра, утверждать законы, принятые парламентом, возводить и пэры королевства, награждать и объявлять помилование, считаться главой судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государства и англиканской церкви, главой возглавляемого Великобританией Содружества. Однако в решениях всех вопросов монарх руководствуется советами или решениями парламента и правительства.
      б)  абсолютная монархия. В этих государствах власть монарха почти не ограничена. Таковы Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бруней. Кувейт и Бахрейн фактически являются абсолютными монархиями, хотя юридически это представители конституционной монархии.
      в) теократическая (греч. theos — бог) монархия, иногда рассматривается как разновидность абсолютной монархии. Примером такой монархии является Ватикан, которым правит не светское, а духовное лицо — папа римский. Ему принадлежит законодательная, исполнительная и судебная власть. Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Функции премьер-министра в таком государстве исполняет государственный секретарь, высшими консультативными органами являются Вселенский собор римско-католической церкви, коллегия кардиналов и епископский синод.
      Государственный строй любой страны характеризуется не только формой правления, но и формой, территориально-административного устройства. Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную. Унитарное государство (от лат. Unitas - единство) имеет такую форму устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Таких государств в мире подавляющее большинство. В федеративном государстве (от лат. foederatio — союз) наряду с едиными (федеральными) органами власти существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы управления. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство территориальных единиц государства (республик, провинций, штатов). В конце 1994 года в мире насчитывалось 21 федеративное государство. Это Россия, Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Югославия, Индия, Малайзия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Республика Коморские острова, Нигерия, ЮАР, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Австралийский Союз, Федерация Микронезии.
      Довольно  широко распространено мнение о том, что федеративная форма характерна прежде всего для двунациональных  и многонациональных стран. Действительно такие страны есть: Россия, Индия, Бельгия, Канада, но все же большинство федераций являются странами с более или менее однородным национальным составом. Поэтому их возникновение отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности развития. 

      2.4. Типология стран мира 

      На  современной политической карте  мира представлено более 230 стран и территорий, из них более 190 – суверенные государства.
      Среди них есть страны с очень большой  территорией и численностью населения (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные – такие как «микрогосударства» Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино.
      Есть  однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия, США и др.); есть богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы (России, Канада, Китай и др.) и не имеющие его, то есть внутриконтинентальные страны (такие как Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Непал, Бутан). Причем очень часто географическое положение страны сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или Группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.).
      У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран.
      Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой – выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.
      При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.
      Типологии бывают разные. Они учитывают большое число Показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т.п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.
      Кроме научной ценности любая типология  имеет и практическое значение. Так, в ООН при выработке стратегии дальнейшего развития стран мира, для оказания финансовой или гуманитарной помощи определяют группу наименее развитых государств. Выделяют эту группу стран на основании трех основных критериев: очень низкие доходы на душу населения; доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства составляет менее 10%; доля неграмотных среди взрослого населения – более 80%.
        В настоящее время по типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:
      —  экономически развитые государства;
      —  менее развитые страны, (по терминологии ООН «развивающиеся страны»);
      — страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны.
      К последней группе относят республики бывшего СССР, страны Центральной  и Восточной Европы, в Америке  – Кубу, а также азиатские государства – Китай, Вьетнам, Монголию и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Ранее они были странами социалистического лагеря.
      Лишь  четыре государства в мире остаются по-прежнему социалистическими: Китай, Куба, Вьетнам и КНДР. Однако в  экономике и политике этих стран также наблюдаются существенные сдвиги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.