На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: Экономический анализ
по теме: «Анализ объема, ассортимента и
качества  продукции» 
 
 
 

                                                                       Выполнила студентка: Негрова  И.А. 
                                                                       Проверил:_____________________ 
 
 
 
 
 
 

Нерюнгри  2011 г.
Содержание 

Введение...................................................................................................................

3
1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции ……………………… 5
1.1.Цель и задачи анализа объема, ассортимента и качества продукции…………………………………………………………………….. 5
2.Анализ формирования и выполнения производственной                          программы…………………………………………………………………...… 6
2.1.Анализ объема продукции………………………………………..……. 6
    2.2.Анализ ассортимента продукции…………...…………………………….. 10
2.3.Анализ структуры продукции…………….……………………………… 12
3.Анализ качества продукции………………………………………………..… 14
4. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции……….… 18
4.1. Анализ ритмичности производства……….…………………………… 18
4.2. Анализ сезонности производства…………………..…………………….. 22
4.3. Анализ выполнения договорных обязательств…...…………………….. 23
Заключение.............................................................................................................. 26
Список  использованной литературы……...………….......................................... 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     В сегодняшних условиях жесткой конкуренции  чтобы удовлетворять самые разнообразные  потребности потребителей, средние  и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа (рисунок 1). 


     Рисунок 1 – Система комплексного анализа результатов производства и продажи продукции. 

     Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
     Основной  задачей промышленных предприятий  является наиболее полное обеспечение  спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства и реализации продукции, изменение её ассортимента и структуры, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. С помощью анализа данных показателей обосновываются управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия.
     Осуществление производственной деятельности связано  с использованием различных материальных ресурсов, необходимых для создания, переработки продукции. Материальные ресурсы являются важнейшим элементом  затрат предприятия.
     В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают качественные показатели использования материальных ресурсов, например такие, как снижение материалоёмкости продукции, экономия и т.д.
     Эффективное использование материальных ресурсов играет огромную роль в организации производственного процесса, поэтому анализ материалоёмкости продукции является актуальным вопросом. В ходе анализа выявляются случаи нерационального использования материалов в производстве; на основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются конкретные управленческие решения и меры по устранению отклонений от плана для достижения положительных результатов.
     Таким образом, учитывая важность анализа  объема, ассортимента и качества продукции, а также важность анализа материалоёмкости продукции, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы.
 

     1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции 

     1.1 Цель и задачи  анализа объёма, ассортимента  и качества продукции 

     Целью анализа объёма, ассортимента и качества продукции является оценка объема производства и реализации продукции и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции. В связи с этим можно выделить следующие задачи анализа:
     1) оценка степени выполнения плана  и динамики производства и реализации продукции;
     2) изучение ассортимента и структуры  продукции;
     3) оценка качества произведенной  продукции;
     4) определение ритмичности работы  предприятия;
     5) оценка выполнения договорных  обязательств по поставкам продукции; 
     6) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
     7) выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции;
     8) разработка мероприятий по освоению  выявленных резервов.
     Источниками информации для данного анализа служат формы статистической и бухгалтерской отчетности. При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов предприятия, планов производственных участков и отчетов о работе цехов.
 

     2.Анализ формирования и выполнения производственной программы 

     2.1 Анализ объема  продукции
     Ориентиры для деятельности любой организации  задают ее планы: план производства и  продаж, план развития и т.д. Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.
     В производственной программе определяется объем производства продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном  выражениях.
     Основными показателями объема производства являются валовая  и товарная продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС).
     Объем производства и продажи продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через  трудоемкость – в нормо-часах) и  стоимостных измерителях.
     Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
     Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции: например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях – тысячи условных печатных листов, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой) получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
     Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
     Анализ  объема продукции должен проводиться в двух направлениях:
     а) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;
     б) анализ динамики выпуска продукции  за ряд лет.
     Анализ  выполнения плана по объему производства продукции проводят по данным формы  № 1 годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми, и, определяя абсолютное отклонение от плана, рассчитывают процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году.
     Для оценки динамики объемов выпуска используют следующие показатели:
     1) абсолютный прирост объема производства  за анализируемый период (ВП1) по  сравнению с предыдущим (базовым)  годом (ВП0), который позволяет  дать оценку скорости изменения: 

       

     2) общий прирост продукции за  рассматриваемые годы:
     
     где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции;
     3) среднегодовой абсолютный прирост  продукции:  

       

     4) темп роста и темп прироста  продукции, которые характеризуют динамику развития организации, позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:  

       

     5) среднегодовой темп роста (прироста) объема реализации продукции  определяется по следующей формуле:  

       

     где – темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала; n – число лет в рассматриваемом временном интервале.
     Комплексный анализ динамики выпуска и продажи  продукции целесообразно проводить на основании сводных данных, аналогичных данным таблицы 1.2.1.
     Таблица 1.2.1 – Динамика производства и продажи продукции
Период Объем производства в текущих ценах, руб. Индекс  цен Объем производства в ценах базисного года, руб. Темпы роста, % Объем реализации, руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
2008 2009
2010
201 100 317 540
416 167
1,0 1,3
1,32
201 100 211 693
189 167
100 98,0
93,6
100 98,0
95,5
201 000 190 500
180 200
100 98,0
94,0
100 98,0
95,8
 
     Базисные  темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода, цепные – по отношению к предыдущему году.
     Анализируя  динамику объема продаж, необходимо учитывать  показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих  ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие ценового фактора. Чтобы определить стоимость выпуска продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов.
     Например, за 2009 год: 317 540 руб./1,3 = 211 693 руб.;
     за 2010 год: 416 167 руб./(1,3х1,32) = 189 167 руб. и т.д.
     Анализ  данных таблицы 1.1 свидетельствует  о том, что происходит снижение объема реализуемой продукции, при том, что объем ее производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.
     Комплексную оценку выполнения плана по производству и продаже продукции за период можно провести с помощью данных таблицы 1.2.2.
     Таблица 1.2.2 – Оценка выполнения плана по выпуску и продаже продукции
Наименование  продукции Объем производства продукции в плановых ценах, руб. Продажа продукции в плановых ценах, руб.
план факт +, – % к плану план факт +, – % к плану
Балки 30 000 42 000 +12 000 40 32 000 34 000 +4000 12,5
Катанка 20 000 14 000 – 6000 – 30 20 120 11 200 – 8920 – 44
Итого 50 000 56 000 + 6000 12 52 120 45 200 – 6920 – 13,3
 
     Анализ  данных таблицы 1.2.2 свидетельствует о том, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 12%. а по продаже недовыполнен на 13,3%, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в организации существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе. 

     2.2 Анализ ассортимента  продукции
     Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.
     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
     – определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
     – оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;
     – изучение жизненного цикла изделий  на рынках, принятие своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
     – оценку экономической эффективности  и степени риска изменений в ассортименте продукции.
     Для комплексного анализа выполнения плана  по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту): 

     
     где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);
       – суммарный объем продукции  базисного (планового) периода. 
     Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует  о нестабильности ассортимента.
     Рассмотрим  пример анализа выполнения плана  по ассортименту продукции на основе таблицы 1.2.3. 

     Таблица 1.2.3 – Выполнение плана по ассортименту продукции
Вид продукции Объем производства, тыс.руб. Темп  роста, % Зачтено по ассортименту, тыс. руб.
план факт
А 337 218 433 600 128,58 337 218
Б 113 934 131 374 115,31 113 934
В 39 195 51 325 130,95 39 195
Г 59 184 73 362 123,96 59 184
Д 17 297 22 609 130,71 17 297
Е 5 833 5 146 88,22 5 146
Итого 572 661 717 416 125,28 571 974
 
     Коэффициент стабильности ассортимента будет равен:
     
     Полученное  значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен.
     При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.
     Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). 

     2.3 Анализ структуры  продукции
     Структура продукции – это соотношение  отдельных видов изделий в  общем объеме ее выпуска. Выполнить  план по структуре – значит сохранить  в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
     Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д.
     Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы 1.2.4, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле: 

       

     где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре);
       – суммарный объем продукции отчетного периода.
     Максимально возможное значение этого показателя – 1, которое будет получено при  стабильности структуры продукции.
     Рассмотрим  пример оценки структурных сдвигов  на основе таблицы 1.2.4. 

     Таблица 1.2.4 – Анализ структуры товарной продукции
Продукция Структура продукции, % Выпуск  продукции, тыс. руб. Зачтено по структуре
прошлый отчетный прошлый отчетный фактический при  базисной структуре
Балки 57 67 40000 48500 37300 37300
Швеллеры 43 33 20000 11600 18400 11600
Итого 100 100 60000 60100 55700 48900
 
     Коэффициент структурных сдвигов будет равен:
     
     Полученное  значение меньше 1. Основными причинами  изменения структуры продукции  могут быть:
     – изменение спроса на продукцию;
     – недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;
     – нехватка персонала необходимых  профессий и квалификаций;
     – стремление организации производить  менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.
     Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов: 

     С = Пзачт – Потч,
     где С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов.
     По  данным таблицы 1.2.4 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100).
     Для характеристики интенсивности структурных  преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле: 

       

     где – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
     n – число видов продукции (номенклатурных  групп).
     Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
     Таким образом, анализ влияния структуры  продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. 

     3.Анализ качества продукции 

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
     Качество  продукции – это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
     Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.
     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
     а) удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;
     б) удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;
     в) удельный вес продукции высшей категории  качества;
     г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
     д) удельный вес экспортируемой продукции.
     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:
     а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);
     б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);
     в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость);
     г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).
     Косвенные показатели характеризуют несколько  свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:
     1) оценивается технический уровень  продукции; выявляются отклонения  этого уровня по отдельным  изделиям по сравнению с базовым  уровнем и теоретически возможным;
     2) анализируется структура выпуска  продукции по параметрам, характеризующим  качество ее изготовления и  поставки;
     3) выявляются факторы, сдерживающие  рост технического уровня;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.