На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ 3
     ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5
     1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5
     1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9
     1.3. Средства и методика развития подвижности  сустава 13
     1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15
     ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
     2.1. Задачи исследования 27
     2.2. Методы исследования 27
     2.3. Организация исследования 30
     ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА  ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
     3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32
     3.2. Обсуждение результатов исследования 38
     ВЫВОДЫ 46
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 47
     Приложения 51 

       
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявления силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок (А.Д.Железняк,2001).
    Любое движение человека производится благодаря  подвижности в суставах. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  (Г. П. Богданова,  1986).
     Физические  качества, в том числе и гибкость, должны развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, большой эффект достигается в том случае, если целенаправленное развитие воздействия е начинают осуществлять в 10 - 14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старше школьном возрасте, что объясняется большой растяжимостью мышечно - связочного аппарата у детей (А.А.Гужаловский,1986).
     Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.
     Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.
     Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.
     Научная новизна - впервые разработана и экспериментально обоснована поэтапная методика развития гибкости юных пловцов с использованием статических упражнений растягивающего характера.
     Практическая  значимость работы состоит в том, что разработанная методика развития гибкости может использоваться тренерами при работе  с пловцами 10-11 лет, и ее применение позволяет эффективно развивать гибкость, оптимально используя тренировочное время и решая задачи физической и технической подготовки.
     Гипотеза  исследования - мы предполагаем, что применение методики развития гибкости пловцов 10-11 лет с использованием статических упражнений растягивающего характера на основе оптимальных режимов их выполнения будет способствовать эффективному развитию подвижности в суставах и совершенствованию техники плавания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ

      Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
 
     Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.
     Младший школьный возраст характеризуется  относительно равномерным развитием  опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных  размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в  этот период в большей мере, чем  его масса.
     Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет  большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший  школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного  роста подвижности во всех основных суставах.
     Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в  своем составе лишь небольшое  количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты  больше, чем мелкие  (Иванов А.В., 1996).
     Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры  двигательных действий, методов воздействия  на организм.
     Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность  в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком  в процессе повседневной жизни. При  свободном режиме в летнее время  за сутки дети 7 – 10 лет совершают  от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в  меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются  в большей доле организованных форм физического воспитания (Вультров Б.3., 1983).
     По  сравнению с весенним и осенним  периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 % (Хрипкова Л.Т., 1988).
     С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе  у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 % (Хрипкова Л.Т., 1988).
     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается  при переходе из класса в класс, а  наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом  и состоянием здоровья достаточный  объем суточной двигательной деятельности.
     Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.
       Примерно к 12 годам форма грудной  клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается  к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо  учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется  значительно быстрее. Сращение  тазовых костей начинается с  5 - 6 лет.
      Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В  целом, костная система детей  характеризуется более высокой  эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую  податливость при воздействии внешних  факторов, в том числе - физических нагрузок (Аулик И.В., 1979).
      Мышечная  система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%.
      Прежде  всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит  от развития двигательных качеств. Между  этими параметрами существуют сложные  прямые и обратные, положительные  и отрицательные взаимоотношения.
      Формирование  двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной  работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем,  а развитие силы мышц наиболее тесно  связано с ростом костной и  мышечной систем, а также с двигательными  центрами. Каждому возрасту свойственен  определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в  силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки (Холодов Ж.К., 2003).
      Сила. С 8 до 10 лет прирост силы наблюдается относительно равномерно, к 11 годам темпы роста мышц увеличиваются. В последующие годы темпы роста силы мышц замедляются, причем у более крупных мышц сила увеличивается в более поздние сроки. Наряду с ростом абсолютной максимальной произвольной силой мышц происходит увеличение и относительной силы мышц. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет (Холодов Ж.К., 2003).
      Быстрота. Впервые время реакции удается определить у детей 2 -3 лет. Этот показатель наиболее быстро снижается до 9 - 11 лет, и после 12 - 14 лет скорость снижения замедляется.
      Наибольшая  эффективность развития скорости одиночных  движений установлена в 9 - 13 лет (Аулик И.В., 1979).
      Выносливость. Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно. В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы  характерно для возраста от 10 до 14 лет (Хрипкова А. Г., 1978).
      Ловкость. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется (Хрипкова А. Г., 1978).
      Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно  улучшаются,  развиваются раньше и превышают соответствующие  показатели в своих возрастных группах.
      В ходе физической активности у детей  физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно  более выраженным может быть предстартовое  состояние.
      Период  врабатывания у детей несколько  короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у  детей 7 - 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.
      В упражнениях на выносливость у детей  несколько раньше стабилизируются  некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
      Способность удерживать устойчивое состояние также  зависит от возраста, дети в меньшей  степени способны сохранять его  по сравнению с взрослыми. Дети быстрее  достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют  его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций (Иванов А.В., 1996).
      От  возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в  большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в  период развивающегося утомления у  детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.
      Возраст влияет и на характер восстановительных  процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно  анаэробных нагрузок восстановление работоспособности  и вегетативных функций у детей  происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках  восстановительные  процессы у детей протекают медленнее (Иванов А.В., 1996).
      Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах
 
     Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также под гибкостью подразумеваются морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений. Это качество определяется подвижностью в суставах.
     Подвижность в суставах является необходимой  основой эффективного совершенствования. При не достаточной гибкости резко  усложняется и замедляется процесс  условия двигательных навыков, а  некоторые из них, часто являющиеся узловыми компонентами эффективной  техники, не могут быть основаны вообще. Недостаточная подвижность в  суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных  способностей, ухудшает внутримышечную и межмышечную координацию, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок (Ю.В.Верхошанский, 1987).
     Гибкость  может быть общей и специальной. Общая гибкость определяется подвижностью во всех суставах, позволяющей выполнять  с большой амплитудой различные  движения. Специальная гибкость зависит  от уровня подвижности в отдельных  суставах, что определяется спецификой вида спорта.
     Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных групп, проходящие через соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Однако активная гибкость имеет наибольшее практическое значение, так как она не в незначительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения показателей активной подвижности в суставах, и именно величины пассивной подвижности являются особенно показательными. Так же выделяют анатомическую, или скелетную, подвижность. Ограничителями является строения соответствующих суставов. Анатомическая подвижность относительно постоянно и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе (Холодов Ж.К., 2003).
     По  мнению М. Дж. Алтера (2001) следует различать три вида гибкости:
     1. Статическая гибкость характеризует диапазон движения в суставе без акцента на скорость. Примером статической гибкости может быть медленный наклон вниз до касания пола.
     2. Баллистическая гибкость обычно связана с подпрыгивающими, прыгающими ритмичными движениями.
     3. Динамическая гибкость - способность использовать диапазон движения сустава при занятиях двигательной активностью либо с нормальной, либо с высокой скоростью. Данная М. Дж. Алтером классификация видов гибкости может служить дополнением к общепринятой.
     Проявления  гибкости зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать при  разработке программ по развитию гибкости:
     1. Строение суставов. Виды суставов определяют их подвижность. Наибольшая суммарная подвижность отмечается в шаровидных (запястно-пястные суставы). Средний подвижности обладают эллипсовидные и цилиндрические суставы (лучезапястные, коленные).
     2. Эластичность мышц, связок, суставных сумок. Мышца при растягивание может значительно увеличивать свою длину, связки и суставные сумки менее подвержены воздействию и требуют большого времени для увеличения своей длины.
     3. Психическое состояние. При эмоциональном подъеме, на соревнованиях, гибкость может быть выше.
     4. Разминка. После интенсивной, хорошей разминки, разогретые мышцы и связки лучше поддаются растягиванию.
     5. Массаж. Предварительный массаж также положительно влияет на увеличение кровообращение, повышение эластичности мышц и связок.
     6. Пол. Считается, что у женщин гибкость выше,  чем у мужчин.
     7. Возраст. В детско-юношеском возрасте гибкость проявляется лучше, чем в среднем и пожилом, за счет большей эластичности мышц и связок.
     8. Уровень силовой подготовленности. Так, уровень проявления активной гибкости напрямую зависит от силы мышц, участвующих в движении, однако, слишком большая мышечная масса может препятствовать увеличению гибкости.
     9. Исходное положение тела и его частей.
     10. Ритм движений. При выполнении маховых, рывковых движений с большой скоростью, зачастую сложно контролировать амплитуду движений.
     11. Предварительное напряжение мышц.
     Гибкость  важна для различных видов  спорта, не только для таких, как  спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, но и для видов  спорта, в которых на первый взгляд кажется, что это качество не играет большой роли. Так, например, развитие гибкости создает основу для повышения эффективности техники стрельбы при занятиях стрелковым спортом, и является важным элементом в подготовке стрелков. В игровых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей) развитие гибкости необходимо для более качественного освоения технических элементов выполнения их во время игры, а также для профилактики травм.
     Следовательно, представляется интересным выяснить: каким образом влияет пол и  уровень тренированности на проявление гибкости у юных спортсменов с  небольшой разницей в стаже спортивной деятельности.
     Так же гибкость необходима представителям таких видов спорта как гребля, конькобежный спорт, легкая атлетика, достаточный уровень развития который, позволяет выполнять движения с оптимальной амплитудой. Степень развития гибкости является одним из факторов, обеспечивающих уровень спортивного мастерства в борьбе, так как эффективность некоторых приемов находится в прямой зависимости от подвижности в определенных суставах. Уровень развития гибкости тяжелоатлетов существенно влияет на проявления силовых и скоростно-силовых способностей, на эффективность техники выполнения специальных и соревновательных упражнений. Пловцам так же необходимо работать над развитием гибкости, так как движения в водной среде предъявляют особые требования к развитию данного качества. При езде на велосипеде (велоспорт) спортсмен находится в относительно однообразной позе, а углы сгибания ног при педалировании далеко не предельны для человека. Поэтому как специальное качество гибкость для велосипедистов не имеет большего значения, но в подростковом и юношеском возрасте велосипедистом необходимо развивать подвижность в суставах для гармоничного развития спортсмена.
     Следует отметить, что различные виды спорта предъявляют специфические требования к уровню развития подвижности в  отдельных суставах, что объясняется  спецификой вида спорта, и здесь  мы можем говорить о специальной  гибкости. Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в данном виде спорта.
     Таким образом, развитие гибкости (подбор и применения упражнений на увеличение подвижности в суставах) должно строиться с учетом спортивной специализации (уровня проявления подвижности в отдельных суставах в каждом данном виде спорта), лишь в этом случае они будут положительно влиять на процесс спортивного совершенствования, что создает предпосылки для достижения высоких спортивных результатов.
     Научные исследования так же подтверждают, что развитие гибкости необходимое условия для успешной спортивной деятельности. Однако, небольшое их количество, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных спортсменов (научные исследования проведены в основном на высококвалифицированных спортсменах), не дает полного представления о методике развития гибкости и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами.
      Средства  и методика развития подвижности  сустава
 
     Развитие  подвижности в суставах и гибкости проводится с помощью пассивных, активно-пассивных и активных упражнений. В пассивных упражнениях максимальная амплитуда движения достигается  за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движениях  увеличение амплитуды достигается  за счет собственного веса тела (шпагат, подтягивание в висах на перекладине и кольцах и т.п.). К активным упражнениям, направленным на развитие подвижности в суставах, относятся махи, медленные движения с максимальной амплитудой, статические напряжения с сохранением позы (В.М.Зацировский,1970).
     Для эффективного развития подвижности  в суставах и для избежание  травматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания, обычно после разминки или в конце основной части  тренировочных занятий на суше или  между отдельных подходами в  силовых тренировках. В последнем  случае растяжение мышц и сухожилий  после силовых упражнений снижает  тоническое напряжение мышц и тем  самым способствует повышению скорости восстановления после нагрузок. Экспериментальные  исследования последних лет показали, что предварительная электростимуляция, так же как вибростимуляция, способствует развитию обоих видов подвижности  в суставах за счет улучшения эластичности связок, сухожилий и мышц и притупления  болевых ощущений, неизбежных при  развитии гибкости. Хотя данные по  вибростимуляции получены на артистах балета и гимнастах, эти средства развития подвижности в суставах представляют интерес и для специалистов по спортивному плаванию (Т.Инясевская,1982).
     Подбор  упражнений для развития подвижности  в суставах и гибкости обусловлен специфическими требованиями избранного вида спорта. У пловцов уровень  подвижности в различных суставах обусловлен специализацией в одном  или нескольких способах плавании, то есть влиянием отбора (естественного  или направленного) и спортивной подготовки. Так, для брассистов характерны высокая подвижность в коленном, тазобедренном суставах, большая  амплитуда тыльного сгибания в голеностопе, малая амплитуда подошвенного сгибания и низкая подвижность плечевых суставов. Для пловцов-дельфинистов свойственны  высокая подвижность в плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая  гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Наибольшей подвижностью в плечевых суставах, как и амплитудой подошвенного сгибания в голеностопе отличаются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Среди кролистов-спринтеров одинаково часто можно встретить пловцов с высокой и низкой подвижностью в плечевых, коленных и голеностопных суставах. Кролисты, специализирующиеся в плавании на средние и длинные дистанции, как правило, опережают по уровню гибкости кролистов-спринтеров, но уступают дельфинистам и спинистам. В соответствии со специфической топографией подвижности в суставах пловцы разных специализаций используют свои специфические комплексы упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах. Увеличение подвижности в суставах у пловцов благоприятно отражается на техническом совершенствовании и создает предпосылки для роста спортивных результатов. Однако при скоростно-силовой динамической работе, к которой относится спринтерское плавание, излишняя подвижность в некоторых суставах может отрицательно сказаться на реализации силовых способностей в технике плавания. Комплексы упражнений на развитие подвижности в суставах и гибкости рекомендуется начинать с активных и активно-пассивных упражнений. Применение пассивных упражнений для развития гибкости требует специального обучения спортсменов и постоянного контроля со стороны тренера, так как высока степень риска получения тяжелых травм суставов и мышц. После пассивных упражнений целесообразно выполнять активные упражнения на развитие подвижности в тех же суставах (Л.П.Макаренко,1989).
      Методические  особенности развития гибкости в системе физического воспитания
 
     В практике подготовки юных пловцов нередко  возникает необходимость выбора средств и методов для развития физических качеств зависимости от пола и возраста. Группы в плавание набираются по возрасту (посещения одного класса в школе), являются смешанными по полу, зачастую к концу этапа начальной подготовки, перейдя из учебной в тренировочную группу, дети, как девочки, так и мальчики, попадают в возрастной интервал 10-11 лет.
     Таким образом, возникает необходимость  рассмотреть данный возрастной период с точки зрения различий в показателях  гибкости по полу и возрасту (Н.М.Максимов,1980).
     Развитие  физических качеств, в том числе  и гибкости, должны развиваться с  учетом естественного возрастного  развития организма. Подвижность в  суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, большой эффект достигается в  том случае, если целенаправленное развитие воздействия начинают осуществлять в 10-14 лет. В этом возрасте подвижность  в суставах развивается почти  в два раза эффективнее, чем в  старше школьном возрасте, что объясняется  большой растяжимостью мышечно - связочного аппарата у детей.
     Н.Я. Алисов отличает, что наиболее интенсивный  рост гибкости наблюдается в возрасте 10-13 лет у девочек и 11-13 лет у  мальчиков. В дальнейшем показатели гибкости снижаются.
     По  мнению В.К. Бальсевич, по особенности  возрастных изменений подвижности  в суставах, их (суставы) разделяют  на две группы:
     - в первую, которая характеризуется  увеличением показателей 14-15 лет  с последующим уменьшением, включены - позвоночный столб и тазобедренные суставы.
     - во вторую группу входят плечевые  суставы. Их отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели остаются на одном уровне и снижаются к 16-17 годам.
     Для остальных суставов автор так  же выделяет общие закономерности: в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный  прирост подвижности во всех суставах, в 12-15 лет она достигает постоянной величины, а с16-17 лет подвижность снижается.
        Ряд авторов (В.Н.Аверин, 1998; В.П.Бисярина, 1973; В.Н.Платонов, 1992.) считают, что больший эффект в воспитание гибкости достигается в том случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять в возрасте 10-14 лет, в этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей 10-14 лет. Таким образом, данный возраст признан сенситивным периодом для развития подвижности в суставах, как у девочек, так и у мальчиков.
     Весь  процесс воспитания гибкости у спортсменов делят на 3 этапа:
    Обще-подготовительный этап или этап «суставной гимнастики».
    Этап специализированного развития подвижности в суставах.
    Этап подержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.
     Первый  этап характеризуется выполнением  упражнений, направленных на повышения  общего уровня развития гибкости, а  так же на укрепление и самих суставов и тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создания прочности мышц и связок.
     Второй  этап. Его задачей является развитие максимальной амплитуды в
тех движениях, которые способствуют быстрейшему  овладению спортивной техникой и  на этой основе - улучшению спортивных результатов. Так же очень важен учет спортивной специализации.
     Третий  этап. Задачей его является поддержание  достигнутого уровня в развитии гибкости. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на достигнутом уровне. Если упражнения на растягивания исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшается. Поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего  года, меняя их дозировку.
     Основным  средством развития гибкости являются упражнения на растягивания, они подразделяются на две группы: активные (динамические и статические) и пассивные, М.Дж.Алтер добавляет еще смешанные.
     К динамическим относят маховые, рывковые, пружинящие движения, упражнения без  отягощений (с опорой, без опоры), с отягощениями (снаряды, партнеры).
     К статическим относятся упражнения с самозахватами, с партнером, на снарядах, с отягощением.
     В последние годы за рубежом и в  нашей стране получил широкое  распространение стретчинг –  система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского  слова «stretching» – натянуть, растягивать.
     В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать  растянутые мышцы.
     Физиологическая сущность стретчинга заключается в  том, что при растягивании мышц и  удержании определенной позы в них  активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.
     В практике физического воспитания и  спорта упражнения стретчинга могут  использоваться: в разминке после  упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной  тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.
       Существует различные варианты  стретчинга. Наиболее распространена  следующая последовательность выполнения  упражнений: фаза сокращения мышцы  (силовое или скоростно-силовое  упражнение) продолжительностью 1 – 5 с, затем расслабление мышцы 3 - 5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.
     Методика  стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.
    Продолжительность одного повторения (удержание позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей – 10 – 20с.)
    Количество повторений одного упражнения - от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 – 30 с.
     3.  Количество упражнений в одном  комплексе от 4 до 10.
     4.  Суммарная длительность всей  нагрузки от 10 до 45 мин.
     5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.
     Во  время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную  группу мышц  (Холодов Ж.К., 2003).
     Довольно  часто в научно - методической литературе в различных видах спорта рекомендуется применение упражнений, выполняемых с помощью партнера, так выделяют ряд преимуществ, сущность которых заключается в том, что при выполнении упражнений вдвоем более качественно осуществляется проработка суставов, проявляется чувство товарищество, повышается интерес. Однако, М.Дж.Алтер в своих исследованиях говорит, о том, что не всегда в парах положительно влияют на развития гибкости, особенно когда это касается юных спортсменов. Дети в юном возрасте не могут адекватно прилагать усилия в процессе работы в паре, что в конечном итоге приводит к нарушениям дисциплины на занятиях, и может способствовать получению травм занимающихся.
     Занятия по развитию гибкости рекомендуется  проводить ежедневно, от 20-30 до 45-60 минут. Занятия по развитию гибкости проводятся либо в конце основной части, либо после интенсивной разминки в  начале основной части занятия.
     Упражнения  по развитию гибкости объединяются в  комплексы, выполнять их рекомендуется  в определенной последовательности: упражнения для суставов, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей. В основном, в состав комплексов многие авторы включаются динамические упражнения и лишь небольшую часть составляют статические упражнения, что дает невозможным отследить их влияние на развитие данного качества, что так же является противоречием и требует дополнительного исследования.
     Количество  повторений варьируется в зависимости  от суставов, на которые направлено воздействие и этапа, в котором  осуществляется работа.
     Выполнять упражнения рекомендуется с постепенными увеличениями амплитуды до максимальной, и некоторое время можно еще  выполнять упражнения на уровне максимальной амплитуды, хотя это и к возникновению  болевых ощущений. На наш взгляд, такой подход не способствует эффективному развитию гибкости, и попросту может  приводить к возникновению травм.
     Интервалы отдыха варьируется от 10 - 15 секунд до 2 - 3 минут, в зависимости от уровня подготовленности и должны восстанавливать работоспособность. Не менее двух раз в течение года спортсменом необходимо измерять подвижность и корректировать программу развития гибкости в зависимости от результатов тестирования
     Особенности развития гибкости пловцов.
     Высокий уровень развития гибкости пловца один из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень спортивного  мастерства в плавании. Специфические условия водной среды предъявляют особые требования к физической подготовке пловца. Эффективность рабочих движений в плавании, как известно, зависит не только от силы конечностей, производящий гребок, но и в значительной мере от подвижности суставов и эластичности мышц спортсменов. Так же хорошая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть эффективной техникой плавания, позволяет спортсмену выполнять движения более качественно и экономично, создает благоприятные условия для образования силы тяги при плавании и способствует более продуктивной работе мышц (С.М.Вайцеховский,1976).
     При недостатке гибкости резко усложняется  и замедляется процесс условия  двигательных навыков. Так, например, при  недостаточной подвижности позвоночника вокруг продольной его оси (ротации), при повороте плеч во время вдоха  при плавании кролем на груди, во вращении вовлекается таз, и движении ног  меняет свое направления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшает внутримышечную и мышечную координацию и часто является причиной повреждения мышц и связок.
     Особенно  важно для пловцов развитие специальной  гибкости. Высокой подвижностью должен обладать позвоночный столб относительно продольной оси во время плавания кролем на груди и на спине. При  плавании дельфином важна подвижность  поперечных осей позвоночного столба и тазобедренных суставов. То же можно сказать и про шейный отдел позвоночника, обеспечивающий во время вдоха поворот головы в сторону или разгибание ее (Минеев М.,1972).
     Хорошая подвижность плечевого пояса  важна всем пловцам, а подвижность  в плечевых суставах — спортсменам, плавающим кролем на груди, на спине  и дельфином. Для увеличения подвижности  используются движения плеча относительно поперечной, переднезадней и промежуточных  осей плечевого сустава и различные  движения плечевого пояса: поднимание и опускание, движение вперед и назад, круговые движения, движение лопатки  нижним углом внутрь и кнаружи. Особое место занимают упражнения, направленные на повышение подвижности стопы. Здесь используются сгибания, разгибания и вращения стопы внутрь и кнаружи. Спортсмены, плавающие кролем на груди, на спине и дельфином, больше растягивают мышцы и связки передней поверхности стопы и голени, пловцы-брассисты — боковых и задней поверхностей. Для брассистов необходима подвижность в коленных суставах. Для ее совершенствования применяются: движения в коленном суставе вокруг поперечной и вертикальной осей (движение голени относительно вертикальной оси возможно при согнутом положении ноги); вращение ноги вокруг вертикальной оси, сочетаемое со сгибанием и разгибанием стопы и голени (Булгакова Н.Ж.,2001).
     На  суше основными средствами повышения  специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения с увеличением и различные маховые движения с постепенным увеличением амплитуды. (Вакулов А.Д., 2003).
     Основным  методическим условием, которого нужно  придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
      Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен  мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее  выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
      Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.
      Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.
     1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс:
                 – круговые движение головой вправо;
                 – круговые движения головой влево.
     2. И. п. – Ноги на ширине  плеч, руки перед собой:
      – круговые движения руками вперед;
                  – круговые движения руками назад.
      И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой:
          – отведение рук в стороны.
     4. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс: 
             – наклоны туловища вперед;
        – наклоны туловища назад.
     5. И.п. – Руки на пояс. Поднять правое бедро:
                  – вращательное движение голени вправо;
                  – вращательное движение голени влево.
     6. И.п. –Руки на пояс. Поднять левое бедро:
               – Вращательное движение голени  влево;
             – Вращательное движение голени вправо.
        Затем рекомендуется проделать  комплекс из 8-10 упражнений на  растягивание.
      Упражнения  на растягивание необходимо выполнять  сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней  конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера, в среднем, по 10 повторов.
     1. И.п. – основная стойка:            
                 – рывки руками, правая рука наверху, левая внизу;
             –  рывки руками, правая рука  внизу, левая наверху.
     2.  И.п. – основная стойка, руки перед собой:
              – наклоны туловища вперед, стараясь достать до пола;
              – наклоны туловища назад.
     3. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой:
              – тянуться к носкам ног, не сгибая колени.
     4. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой, партнер стоит сзади:
                – тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
  5. И.п. – ноги на  ширине плеч, руки на полу:
             – приседание на шпагат.
      При выполнении упражнений махового характера  необходимо максимально расслаблять  мышцы ноги, так как только в  таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого  необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
      Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно  с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у  стенки, опираясь на нее руками.
      Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
      Темп  движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны  туловища) - 40-50 движений в минуту. После  упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.
Таблица 1
Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей  младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
     
Сустав Количество  повторений
                          Учащиеся,  лет
     7 - 10      11 – 14      15 - 17
Позвоночный столб 20 – 30 30 – 40 40 – 50
Тазобедренный 15 – 25 30 – 35 35 – 15
Плечевой 15 – 25 30 – 35 35 – 45
Лучезапястный 15 – 25 20 – 25 25 – 30
Коленный 10 – 15 15 – 20 20 – 25
Голеностопный 10 – 15 15 – 20 20 – 25
 
     Согласно  последним исследованиям, у девочек гибкость проявляется, лучше, чем у мальчиков: десятилетние девочки в семи тестах из десяти имеют результат незначительно выше 10 - летних мальчиков, 11 - летние девочки в девяти тестах из десяти показали результат чуть лучше мальчиков этого же возраста.
     При сравнении результатов пловцов 10 – 11 лет, 10 – летние в семи из десяти тестов оказались успешнее 11 – летних, что может свидетельствовать  о том, что в данной возрастной группе стаж спортивной специализации  не влияет на результат при выполнении тестов на гибкость. При сравнении  пловчих отмечена другая тенденция: в шести из десяти тестов 11 – летние пловчихи выполняют лучше 10 – летних, что может свидетельствовать  о влияние стажа спортивной специализации  на результаты в проявлении гибкости у девочек – пловчих.
     Однако, так как в большинстве тестов разница в результатах не подтвердилась  статически, это позволяет утверждать, что влияние стажа спортивной специализации на проявление гибкости на данном этапе не столь велико, и возможно объединение девочек 10 и 11 лет при работе по развитию гибкости.
     Таким образом,  результаты исследования подвижности в различных суставах у пловцов 10 - 11 лет показывают отсутствие по большинству параметров достоверных различий между мальчиками и девочками в этой возрастной группе, что позволяет рекомендовать единую методику развития гибкости с применениями статических упражнений в группах юных пловцов, в которых занимаются как мальчики, так и девочки. Такой подход является оптимальным при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов. Хотя и не достоверная, но имеющая тенденция снижения уровня развития гибкости у детей к 11 годам, свидетельствует о необходимости повышенного внимания к развитию данного качества именно с 10 лет, когда появляются наиболее благоприятные условия для совершенствования подвижности в различных суставах, и создается определенный запас гибкости, а также умений и навыков при выполнении упражнений, для более эффективного развития в 11 – летнем возрасте (Панова Е.В., 2005). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

      Задачи  исследования
 
     В соответствии с поставленной целью  были сформулированы следующие задачи:
    Изучить состояние вопроса развития гибкости у пловцов 10-11 лет по данным научно- и учебно-методических источников.
    Разработать комплекс упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием.
    Экспериментально определить эффективность разработанного комплекса.
      Методы  исследования
 
     Для решения поставленных задач в  работе нами были использованы следующие  методы:
     1. Теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы;
     2. Педагогическое тестирование;
     3. Педагогический эксперимент;
     4. Методы математического анализа и статистики;
     5. Метод экспертной оценки. 

     
    Анализ  и обобщение данных специальной и научно-методической литературы осуществлялись на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология. Всего в нашей работе было проанализировано 57 источников. Результаты анализа научно-методической литературы по данной теме позволили выявить недостаточную разработанность данной проблемы.
     2. Педагогическое тестирование включало в себя проведение тестов с линейными измерениями. Были использованы следующие тесты: для оценки подвижности плечевых суставов в различных плоскостях – «Выкрут», «Рыбка», «Бабочка»; для оценки подвижности в суставов позвоночника – наклон вперед на скамейке, наклон туловища сидя, наклон туловища вправо; влево, «Мостик»; гибкость в голеностопных суставах оценивалась по результатом сгибания, разгибания стоп. Данные тесты выполнялись согласно общепринятым рекомендациям (Алисова Н.Я., 1977; Быков В.С., 2000). Подробное описание тестов представлено в приложении (Приложение 1).
     3. Педагогический эксперимент проходил на базе спортивного бассейна города Лесозаводска.
      Нами  были сформированы две группы:  экспериментальная  и контрольная. Группы состояли из девочек  и мальчиков в возрасте 10-11 лет.
     Контрольная группа  занималась развитием гибкости по той же схеме, что и экспериментальная, но по предложенным в литературе рекомендациям  с использованием динамических упражнений. Экспериментальная группа  занималась по разработанному нами комплексу с использованием статических упражнений.
      Методы математической статистики используются при обработке и
анализе полученных данных в педагогическом эксперименте.
      При помощи программного обеспечения Microsoft Excel вычислялись следующие статистические характеристики:
     Сравнение достоверности различных средних  арифметических значений по t - критерию Стьюдента (t) (Железняк Ю.Д., 2001).
     Порядок действий:
     а) Вычислить средние арифметические величины X по следующей формуле:

     Где Х – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в  группе.
     б) В группе вычислялось стандартное  отклонение по следующей формуле:

     Где Xi max – наибольший показатель; Xi min – наименьший показатель;
     К – табличный коэффициент (при n=10 К=3,08).
     Порядок вычисления стандартного отклонения (?):
     - определить Xi max в группе;
     - определить Xi min в группе;
     - определить число измерений в  группе (n);
     - найти по специальной таблице  значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (n);
     - подставить полученные значения  в формулу и произвести необходимые  вычисления.
     в) Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

     г) Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

     д) По специальной таблице определить достоверность различий. Для этого  полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = nнач + n кон – 2.
     Для нашего эксперимента t0.05=2,10 (f=18)
      Если  окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средним арифметическим группы до эксперимента и после считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, т.е., с 95%-ной вероятностью, и, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показатели групп имеет случайный характер.
     5. Метод экспертной оценки проводился для оценки эффективности техники плавания. При оценке учитывалось проявление подвижности в трех группах суставов: плечевых, голеностопных, суставов позвоночника. На основе педагогических наблюдений была разработана трехбалльная система оценки.
     Оценка  «3» выставляется при наличии  недостатка гибкости, который приводит к появлению грубых ошибок, и как  следствие, снижению эффективности  выполнению технических элементов.
     Оценка  «4» выставлялась при наличии  небольшого недостатка гибкости, который  приводил к снижению эффективности  выполнения технических элементов, однако, компенсировался за счет проявления других качеств.
     Оценка  «5» выставлялась при наличии  оптимальных показателей гибкости, которые без ошибок выполняли  движения с достаточной амплитудой.
     Экспертная  оценка проводилась тремя тренерами высшей категории по плаванию. Подробное описания метода экспертной оценки в приложении (Приложение 2).
      Организация исследования
 
     Вся программа исследования была выполнена в три этапа.
     На  первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания детей младшего школьного возраста в целом, и развития гибкости, в частности. Изучались различные методы тренировки гибкости у спортсменов различных направлений и, непосредственно,  пловцов.
     Второй  этап предусматривал проведение педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач было сформировано 2 группы школьников 2-го года обучения плавания (средний возраст 10 - 11 лет) спортивного бассейна города Лесозаводска. Под наблюдением  находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 человек - экспериментальную группу. В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием, определялась эффективность разработанного комплекса.
     На  третьем этапе проводилась обработка  и интерпретация полученных результатов  и оформление выпускной квалификационной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

      Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет
 
     Гибкость - одно из важнейших качеств пловца, которое обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка (Вакулов А.Д., 2003).
     В исследуемом нами возрасте (пловцы 10-11 лет) по программе для ДЮСШ планируется  всесторонняя физическая подготовка, развитие общей выносливости, подвижности суставов, быстроты, а также совершенствование
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.