На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Автоматизация расчета заработной платы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Автоматизация расчета заработной платы
  (на примере МУП “Аптека 461 МО
(город)  Каменск-Уральский”) 
 
 
 

Факультет Центр дистанционного  образования
Специальность Прикладная информатика в экономике
Кафедра информационных систем в экономике              
Дата  защиты   
Оценка  
Исполнитель
Группа
Шифр  личного дела
Научный руководитель
Консультант 

Рецензент  
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4 

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
      Технико-экономическая характеристика объекта. Организационная структура объекта 8
      Экономическая сущность комплекса экономических информационных задач 15
         1.2.1. Общие сведения о задачах 15
        Декомпозиция комплекса задач 23
      Обоснование проектных решений по автоматизированному решению экономико-информационных задач 36
          Обоснование выбора задач, входящих в комплекс 36
    1.3.2. Обоснование необходимости использования  вычислительной техники и создания  программного обеспечения для решения данного комплекса задач 38
        Обоснование проектных решений по информационному обеспечению комплекса задач 39
          Обоснование проектных решений по технологии сбора, обработки и выдачи информации 41
        Обоснование проектных решений по программному обеспечению комплекса задач 43
 
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 47
      Информационное обеспечение комплекса задач 47
        Внемашинное информационное обеспечение 47
          Информационная модель (схема данных) и её описание 47
          Используемые классификаторы и системы кодирования 48
          Характеристика входной информации 49
            Нормативно-справочная информация 50
            Входная оперативная информация 53
          Характеристика выходной информации 55
        Внутримашинная реализация комплекса задач 57
      2.1.2.1. Формализация расчетов (алгоритмы  расчета и решения задачи) 57
          Структурная схема использования комплекса программ (дерево диалога) 68
      Технологическое обеспечение 71 
        Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации 71
        Схема технологического процесса сбора, обработки и выдачи информации 73
      Программное обеспечение комплекса задач 75
        Общие положения 75
        Структурная схема программного обеспечения 76
        Описание программных модулей 79
      Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов 79
 
    ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 81
      Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта 81
      Расчет показателей экономической эффективности проекта 84
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92 

ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ВВЕДЕНИЕ 

     Становление рыночных отношений в экономике  и успех экономических реформ в значительной степени зависят от масштаба использования новых высокоэффективных технологий во всех сферах деятельности, создания информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной, социальной структуры. Одной из сфер применения информационных технологий является бухгалтерский учет.
     Бухгалтерский учет, согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” от 28 января 1996г. № 129-ФЗ, представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Эта информация дает возможность внутренним и внешним пользователям принимать обоснованные решения, как при управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия, так и при установлении договорных и инвестиционных отношений с партнерами. Естественно такая информация должна быть полной, достоверной и объективной. При значительных объемах учетной информации, циркулирующей в любом хозяйствующем субъекте, достичь этого можно лишь используя преимущества новых информационных технологий.  Сегодня современные персональные компьютеры – необходимый инструмент в работе бухгалтера и вместе с тем следует заметить, что никакая система автоматизации учета не в состоянии полностью заменить бухгалтера-профессионала. Она способна только повлиять на стиль и качество выполняемых им функций за счет освобождения от рутинной работы.
В течение  последнего десятилетия десятки  тысяч российских предприятий внедрили в практику управления автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета. Это стало возможным благодаря  доступности персональных компьютеров  и наличию на рынке широкого спектра программных продуктов, предназначенных для автоматизации учета.
     Расчёт  заработной платы на малом предприятии, учитывая большую трудоёмкость данного  процесса и высокую стоимость  предлагаемых на рынке программных  средств,  в настоящее время  является довольно актуальной задачей. При автоматизированном расчёте заработной платы значительно облегчается труд бухгалтера и сокращается вероятность ошибок в расчётах. 
     Специфика работы бухгалтера, осуществляющего  расчет заработной платы, заключается, прежде всего, в следующем:
    на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д., делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие;
    в процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом законодательных и нормативных актов гражданского и налогового законодательства, основными из которых являются Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), локальными нормативными актами, разрабатываемыми каждым предприятием, а также трудовыми договорами, заключенными с каждым отдельным работником;
    важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные учетные документы должны быть составлены по установленной форме и содержать все необходимые реквизиты [1, с.7].
     При предварительном обследовании организации  и методологии расчета заработной платы в МУП “Аптека 461 МО (город) Каменск-Уральский” был изучен документооборот  бухгалтерии предприятия и  следующие  экономические и организационно-распорядительные документы:
    первичные документы бухгалтерского учета;
    сводные регистры бухгалтерского и налогового учета;
    бухгалтерская и налоговая отчетность, предоставляемая предприятием внешним пользователям: ИМНС РФ по г.Каменск-Уральскому, Каменскому отделу статистики, Комитету по управлению имуществом г.Каменск-Уральского;
    учетная политика предприятия на 2004г., применяемая для целей бухгалтерского и налогового учета и утвержденная приказом директора по предприятию;
    трудовые договора с работниками, коллективный договор, положение о премировании;
    нормативно-правовая база законодательства  Российской Федерации, регулирующая отношения в сфере оплаты труда и налогообложения данных выплат.
     Также была изучена и обобщена информация о техническом оснащении предприятия средствами вычислительной техники, периферийными устройствами, средствами сбора и обработки учетной и управленческой информации, а также оснащенности программными средствами. На основании обследования сделан вывод о целесообразности автоматизации  расчета заработной платы на данном предприятии посредством выполнения дипломного проекта по данной теме.
     Целью настоящей работы является описание на примере МУП “Аптека 461 МО (город) Каменск-Уральский” системы учета  труда и заработной платы работников предприятия, освещение, по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме и, как итог, создание автоматизированной системы расчета заработной платы, которое предполагается решить практически.
     Дипломный проект “Автоматизация расчета заработной платы на примере МУП “Аптека 461 МО (город) Каменск-Уральский” включает три раздела.
     Аналитическая часть посвящена рассмотрению теоретических  вопросов, касающихся форм и методов  оплаты труда работников предприятия, описанию организационной структуры и основных показателей финансово-хозяйственной деятельности МУП Аптека 461, а так же тех разделов учетной политики предприятия, которые имеют непосредственное отношение к теме дипломного проекта. Приводится декомпозиция рассматриваемого комплекса задач, обоснование выбора задач, вошедших в комплекс, а также обоснование необходимости использования вычислительной техники и создания программного обеспечения для автоматизации расчета заработной платы на предприятии. Обосновываются проектные решения по информационному, технологическому и программному обеспечению.
     В проектной части диплома содержится характеристика проектируемой системы  и описание технологии её работы.
     Обоснование экономической эффективности проекта  освещает вопросы целесообразности автоматизации комплекса задач “Расчет заработной платы”  для данного предприятия. 

 


1. Аналитическая часть 

     
      Технико-экономическая  характеристика объекта.
Организационная структура объекта 

     МУП “Аптека 461 муниципального образования (город) Каменск-Уральский” существует в виде муниципального унитарного  предприятия. Учредителем предприятия является Комитет по управлению имуществом г.Каменск-Уральского. МУП Аптека 461 передано в хозяйственное ведение двухэтажное здание, находящееся по адресу: Свердловская обл. г.Каменск-Уральский ул.Каменская 80, а также производственные основные фонды общей стоимостью 1093 тыс. руб.
     Целью работы МУП Аптека 461 является максимальное и оперативное удовлетворение потребности  рынка Красногорского района г.Каменск-Уральского  в готовых лекарственных формах и изделиях медицинского назначения, а так же  в лекарственных формах внутриаптечного изготовления; обеспечение лекарственными средствами, в т.ч. наркотическими и сильнодействующими препаратами, и изделиями медицинского назначения ряда лечебно-профилактических учреждений. На данный момент МУП Аптека 461 обслуживает следующие лечебно-профилактические учреждения города: ГБ №1, ДГБ №2, ГБ №3, ДГБ №7, МУЗ наркологический диспансер, МУЗ стоматологическая поликлиника, а так же поликлиники, здравпункты и профилактории следующих промышленных предприятий города: СУАЛ-УАЗ, ОАО “Исеть”, ОАО СМК.
     Через аптеку реализуются:
    Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства в адекватной для индивидуального применения лекарственной форме и оптимальном оформлении, со стандартным составом и неизменным названием, снабженные маркировкой и аннотацией на русском языке о свойствах и применении.
    Изделия медицинского назначения: вата и изделия из ваты; марля и изделия из марли; нетканые материалы и изделия из них; перевязочные материалы с клейкой поверхностью; изделия санитарии и предметы ухода за больными.
    Парафармацевтическая продукция – пищевые и аналогичные им товары, содержащие биологически активные вещества и обладающие лечебно-профилактическим эффектом. К парафармацевтической продукции относятся: лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей; санитарно-гигиенические средства; минеральные воды; диагностикумы.
     Также аптека оказывает услуги по изготовлению лекарственных средств по требованиям лечебно-профилактических учреждений и по индивидуальным рецептам населению. Доля выручки от оказания данных услуг в общем товарообороте составляет 15%.
     Комплексная оценка хозяйственно-финансового состояния  МУП Аптека 461 на 01.10.2004г. приведена в Приложении 1.
     На  основании проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:
    МУП Аптека 461 имеет высокое и стабильное значение удельного веса материальных вложений и денежных средств в имуществе (79%) из-за наличия на балансе здания. Наибольший удельный вес в имуществе имеют запасы (35%) и основные фонды (40%), процент денежных средств очень мал (3%). Незначительное снижение удельного веса материальных вложений и денежных средств в имуществе предприятия к концу сравниваемого периода произошло за счет уменьшения доли денежных средств (с 8% до 3%) и увеличения доли дебиторской задолженности (с 7% до 20%) в валюте баланса. Доля самых мобильных ресурсов в оборотных средствах имеет очень низкий показатель – 6%. Доля оборотных средств в имуществе предприятия составляет 59%, что обеспечивает удовлетворительную общую мобильность.
    Предприятие имеет довольно высокий и стабильный удельный вес производственных активов в имуществе (75% -77%). 28% стоимости основных средств погашена амортизационными отчислениями. Изношенность оборудования вдвое ниже допустимого (< 50%).
    Анализ деловой активности показал, что предприятие проводит умеренную политику комплексного оперативного управления текущими активами и пассивами предприятия, которая характеризуется средним уровнем краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия. Экономическая рентабельность активов, риск неплатежеспособности и период оборачиваемости оборотных средств также находятся на средних уровнях.  За 9 месяцев 2004г. предприятие 5 раз возвратило себе стоимость имущества, обернуло оборотные средства 9 раз (норма 10 раз в год), товарно-материальные запасы 12 раз (норма 12 раз в год). Средний срок оборота товарно-материальных запасов составляет 23 дня (на 01.01.03г. – 29 дней).
    Показатели финансовой устойчивости определяют степень риска, который связан со способом формирования структуры заемных и собственных средств, используемых для финансирования активов предприятия [10, с.191]. По результатам, полученным в результате проведенного анализа, можно сделать вывод, что МУП Аптека 461 в течение всего исследуемого периода самостоятельно, независимо от внешних кредиторов и финансово устойчиво, так как все коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, принимают допустимые значения. На 1 рубль собственных средств привлекается 0,72 рубля заемных (оптимальное значение не более 0,7 руб.), 29 % собственных средств находится в обороте. Также следует отметить, что предприятие не имеет долгосрочных заемных средств.
    Финансовая устойчивость, с точки зрения краткосрочной перспективы характеризуется платежеспособностью. Под платежеспособностью понимается возможность предприятия своевременно в полном объеме оплачивать свои обязательства [10, с.195]. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что все текущие обязательства предприятия могут быть покрыты при мобилизации текущих активов, однако доля собственных оборотных средств в товарно-материальных запасах превышает допустимые пределы (223 - 210% при норме 80-120%).
    Показатели рентабельности представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующем в получении прибыли. Анализ данных показателей позволяет сделать вывод, что эффективность использования капитала постепенно возрастает (общая рентабельность с 2002г. возросла на с 14% до 21%), на 01.10.2004г. предприятие с каждого 1  рубля имущества извлекает 1,25 рубля валового дохода.
    Прибыльность продаж характеризует возможность предприятия получать не только выручку от реализации, но и доходы от развития своей деятельности.  Величина  прибыльности продаж для аптечных предприятий  имеет значения от 1,2% до 7,6%.  Рост данного коэффициента для МУП Аптека 461 (с 2,5% в 2002г.  до 3,4% в 2004г.) является положительной тенденцией. Уровень торговых наложений соответствует установленному предельному уровню наценки в нашем регионе и составляет 25% - 26% [10, с.203].
     На  основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что показатели финансово-хозяйственной деятельности МУП Аптека 461, характеризующие эффективность использования активов, соответствуют среднему отраслевому уровню, существует возможность повышения эффективности, чему в частности служит автоматизация учетной  и управленческой деятельности, одним из элементов которой является автоматизация учета труда и заработной платы на предприятии.
     Организационная структура МУП Аптека 461 приведена  в Приложении 2. Тип организационной структуры управления предприятия – линейно-функциональный.
     Во  главе предприятия стоит директор, который самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, на основании Устава действует от его имени, представляет его интересы во всех фирмах, организациях и в Комитете по управлению имуществом. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность МУП Аптека 461, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.
     В подчинении директора находятся: главный  бухгалтер, заместитель директора по снабжению, заместитель директора по реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения лечебно-профилактическим учреждениям, заместитель директора по работе с наркотическими и сильнодействующими лекарственными средствами, а также провизор-аналитик рецептурно-производственного отдела, провизор-технолог отдела готовых лекарственных форм и работники хозяйственной части.
     Заместитель директора по снабжению обеспечивает бесперебойное снабжение аптеки медикаментами и изделиями медицинского назначения, занимается вопросами ценообразования и контроля качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
     Заместитель директора по реализации производит отпуск медикаментов и средств медицинского назначения лечебно-профилактическим учреждениям, отделу готовых лекарственных форм и производственному отделу, во время отсутствия директора руководит работой предприятия.
     Заместитель директора по работе с наркотическими и сильнодействующими лекарственными средствами единолично отвечает за  закуп, хранение и реализацию наркотических и психотропных веществ, а также ядов, используемых при изготовлении некоторых видов лекарственных форм.
     Провизор-аналитик, вместе с подчинённым ему рецептурно-производственным отделом, осуществляет изготовление лекарственных форм по индивидуальным рецептам врачей и заказам лечебно-профилактических учреждений.
     Провизор-технолог отвечает за рациональное распределение  обязанностей и график сменности  работников отдела готовых лекарственных  форм, занимающихся отпуском лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению.
     В состав хозяйственной части входят хозяйственно-технический работник, две уборщицы производственных помещений  и электрик. Все они непосредственно  подчиняются директору.
     Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии осуществляется  бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера. Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проводит работу по планированию и экономическому анализу на предприятии и др.

     На  предприятии применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с планом счетов, утвержденным  Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н, а также утвержденным руководителем организации рабочим планом счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых на предприятии и закрепленных приказом руководителя от 27.12.2003г. №87 об утверждении “Положения об учетной и налоговой политике на 2004 год”. Хозяйственные операции оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно.

     МУП Аптека 461 является плательщиком единого  налога на вменённый доход в части  доходов от розничной реализации лекарственных средств и изделий  медицинского назначения, а также  услуг по изготовлению лекарственных средств, оказываемых за наличный расчет; доходы от остальных видов деятельности предприятия попадают под действие упрощённой системы налогообложения. Для целей исчисления данных налогов устанавливается ведение раздельного налогового учёта доходов и расходов по каждому виду деятельности. Для целей налогообложения расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объёме всех доходов.
     Бухгалтерия МУП Аптека 461 состоит из трех человек. Главный бухгалтер в соответствии с законом от 21.11.96 № 129-ФЗ  “О бухгалтерском  учете” подчиняется непосредственно  руководителю организации и несет  ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
     Бухгалтер, отвечающий за учет товарно-материальных ценностей, в соответствии с учетной  политикой предприятия ведет стоимостной учет товаров по продажным ценам, совместно с материально-ответственными лицами ежемесячно составляет товарный отчет, ведет расчет торговых наложений, отслеживает состояние расчетов с поставщиками и покупателями товаров и услуг. Также на него возложены обязанности по учету материалов (порошков, растворов, субстанций, посуды и т.п.) используемых при оказании услуг по изготовлению лекарственных средств рецептурно-производственным отделом аптеки.
     Бухгалтер-кассир, отвечающий  за ведение кассовых операций, заполняет кассовую книгу, принимает и выдает наличные денежные средства из кассы предприятия, оформляет кассовые документы в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком РФ и другими нормативными документами. В обязанности данного бухгалтера также входит осуществление безналичных платежей предприятия с использованием системы “Клиент-Банк”. Другой обязанностью бухгалтера-кассира является расчет заработной платы и налоговых отчислений, связанных с оплатой труда. Вопросам автоматизации учета труда и заработной платы и будет посвящен данный  дипломный проект. 
 

      Экономическая сущность комплекса экономических 
информационных  задач 

1.2.1. Общие сведения о задачах 

     Функциональная  часть информационной системы “Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности”  отражает задачи, призванные формировать  полную и достоверную информацию о производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимую внутренним и внешним пользователям. Бухгалтерская информационная система должна обеспечивать выполнение необходимых расчетов, подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов, перенос данных из одной отчетной формы в другую, накопление итогов, предоставление возможности обращения к данным и отчетам прошлых периодов. Отдельные задачи бухгалтерского учета распределяются по комплексам задач [13, с.19]. В МУП Аптека 461 в информационной системе бухгалтерского учета выделяются следующие комплексы задач учета: основных средств, материальных ценностей, труда и заработной платы, товаров и услуг и их реализации, финансово-расчетных операций, расходов на продажу, сводного учета и составления бухгалтерской отчетности, налогового учета и составления отчетности, предоставляемой в ИМНС России по г.Каменск-Уральскому.
     В данном дипломном проекте будет  рассмотрен комплекс задач “Учет  труда и заработной платы”, как  относительно самостоятельный участок  бухгалтерского учета,  имеющий свои обособленные от других комплексов задач методики расчетов и нормативно-правовую базу. Данный комплекс задач  предназначен для реализации учета информации по оплате труда работников предприятия в соответствии с поступающими документами и   технической обработки данной информации.
     Заработная  плата – это основной источник дохода персонала организации, с  ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления. Основные принципы учета и оплаты труда определены в разделе  VI “Оплата и нормирование труда” ТК РФ. В соответствии со ст.129 ТК РФ под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий  выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера [11, c.109].
     Оплата  труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости  от его личного трудового вклада. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы  и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. Доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.
     Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную. К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки. Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д. [6, c.73].
     Кроме того, работникам в соответствующих  случаях производятся выплаты пособий  по социальному страхованию, в том  числе пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам, страховых  выплат в возмещение вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и иные выплаты социального характера. Такие выплаты не относятся к фонду заработной платы согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 ноября 2000г. № 116 [1, c.143].
     Действующее законодательство предоставляет организациям право самостоятельно выбирать и  устанавливать системы оплаты труда, наиболее целесообразные в технических условиях работы. Виды, формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, системы премирования фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых в организации.
     Основными формами оплаты труда являются повременная  и сдельная (тарифные формы оплаты труда), а так же бестарифная система  оплаты труда [6, c.73].
     В МУП Аптека 461 применяется повременно-премиальная  форма оплаты труда. Каждому работнику  установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием предприятия. На основании положения о премировании, действующего на предприятии, работникам выплачивается ежемесячная премия (размер премии устанавливается в процентном отношении). Коллективным договором предусмотрена оплата дополнительных отпусков работникам, имеющим продолжительный стаж работы на данном предприятии и работникам с ненормированным рабочим днем. При наличии свободных денежных средств возможна выплата материальной помощи, а также других  единовременных поощрительных  и компенсационных выплат.
     Синтетический учет расчетов с персоналом, как  состоящим, так и не состоящим  в списочном составе организации, по оплате труда осуществляется на пассивном счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате”. По кредиту данного счета отражаются начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 фиксируются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и другие удержания. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной заработной плате [6, c.74].
     Для организации учета заработной платы  используются соответствующие учетные регистры. В МУП Аптека 461 в синтетическом учете используются: Главная книга, журнал-ордер №8-тз “Сводка данных по расчетам с рабочими и служащими”, оборотная ведомость по расчетом с бюджетом и внебюджетными фондами. К документам аналитического учета относятся: расчетная ведомость (унифицированная форма Т-53, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1), налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (утверждена Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583), индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (приложение 2 к Приказу МНС РФ от 27.07.04г. № САЭ-3-05/443) и другие документы как предусмотренные законодательством РФ, так и разработанные организацией самостоятельно.
     При начислении заработной платы и других выплат работникам необходимо правильно  определить их источники. Так, заработная плата в МУП Аптека 461 в соответствии с учетной политикой предприятия может:
    включаться в состав издержек обращения (счет 44 “Расходы на продажу”);
    включаться в состав вложений во внеоборотные активы (счет 08  “Вложения во внеоборотные активы”;
    включаться в состав внереализационных расходов (счет 91 “Прочие доходы и расходы”);
    включаться в состав расходов будущих периодов (счет 97 “Расходы будущих периодов”).
     В соответствие с Уставом, МУП Аптека 461 по итогам отчетного года имеет  право за счет чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов, сформировать фонд материального стимулирования, направленный на выплату квартальных премий, дополнительных премий работникам, показавшим высокие показатели работы и на другие выплаты согласно положения о премировании сотрудников.  В этом случае счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” корреспондирует со счетом 84 “Нераспределенная прибыль”. По  итогам 2003г. на предприятии такой фонд сформирован  не был. Также законодательство разрешает списывать заработную плату за счет резервов предстоящих расходов, однако учетной политикой МУП Аптека 461 для целей бухгалтерского и налогового учета  на 2004г. создание таких резервов не предусмотрено.
     Источником  выплат социального характера  могут  служить средства Фонда социального  страхования РФ. За счет этих средств  могут производиться выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и др. (счет 69 “Расчеты по социальному страхованию”). Определение источника выплаты играет определяющую роль при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование и единого налога взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, плательщиком которых является предприятие.
     Удержания из заработной платы работников могут  производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Их можно разделить на три группы: обязательные удержания, удержания  по инициативе администрации организации, где работник трудится и удержания по заявлению работника [1, c.462]. К обязательным удержаниям относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и надписям юридических контор в пользу юридических и физических лиц. По инициативе администрации могут быть удержаны: суммы аванса, выданного в счет заработной платы; суммы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок; суммы возмещения материального ущерба, причиненного по вине работника организации. Все удержания, производимые на основании письменных заявлений или обязательств работников, производятся сверх обязательных удержаний. Основаниями для удержания тех или иных сумм из заработной платы являются заявления работника или заключенные с ними договоры (например, договор о предоставлении займа) [6, c.77].
       В МУП Аптека 461 из заработной платы работников по их заявлениям могут удерживаться, а затем перечисляться соответствующим организациям и учреждениям: профсоюзные взносы, взносы по договорам добровольного страхования, платежи за коммунальные услуги и т.п.
     Выплата заработной платы в МУП Аптека 461 производится в соответствии с требованиями ст.136 ТК РФ два раза в месяц. 18-го числа выдается аванс за первую половину отработанного месяца, а 3-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляется окончательный расчет. Выдача заработной платы производится наличными из кассы предприятия  и оформляется проводкой: дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” – кредит 50 “Касса”. Фактическую выдачу заработной платы осуществляет бухгалтер-кассир на основании платежных ведомостей (унифицированная форма Т-53) или расходных кассовых ордеров (форма КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. № 88). Данные документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. Без этих подписей денежные средства выданы быть не могут. Платежные ведомости по форме Т-53 регистрируются в специальном журнале по форме Т-53а “Журнал регистрации платежных ведомостей” [12, c.279].
     Не  полученная работниками в срок заработная плата депонируется. Аналитический  учет депонированной заработной платы ведется по каждому работнику в книге учета депонированной  заработной платы, которая открывается на один год. Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер. Сумма депонированной заработной платы отражается проводкой: дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”– кредит 76/4 “Расчеты по депонированным суммам” – депонирована не полученная работниками заработная плата; дебет 51 “Расчетный счет” – кредит 50 “Касса” – депонированная заработная плата внесена на расчетный счет.
     Депонированная  заработная плата из кассы организации  выдается по расходным кассовым ордерам. При этом производится запись: дебет 76/4 “Расчеты по депонированным суммам”  – кредит 50 “Касса”.
     Невостребованная депонированная заработная плата хранится на расчетном счете предприятия в банке в течение трех лет. По истечении этого срока неполученные суммы относятся на финансовые результаты деятельности организации [6, c.77].
     Учетной политикой предприятия предусмотрено ведение раздельного налогового учета расходов на оплату труда. Это сделано с целью правильного исчисления ЕНВД и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Расходы на оплату труда между двумя видами налогообложения распределяются следующим образом: расходы на оплату труда работников отдела готовых лекарственных форм полностью относятся к розничной торговле, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности; расходы на оплату труда работников рецептурно-производственного отдела  распределяются  между двумя видами налогообложения  пропорционально выручке от реализации услуг по изготовлению лекарственных средств; расходы на оплату труда прочих работников (администрации, бухгалтерии, хозяйственной части) относятся к общехозяйственным и распределяются пропорционально общей выручке от реализации,  как товаров, так и услуг по изготовлению лекарственных средств по каждому виду деятельности (ЕНВД и упрощенная система налогообложения). Для расчета пропорции используется сумма полученной выручки за тот квартал, в котором были произведены расходы.
     Согласно  подпункту 6 пункта 1 ст.346 гл.26 “Упрощенная  система налогообложения” НК РФ при  исчислении единого налога налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на оплату труда признаются в целях налогообложения в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль на основании ст.255 НК РФ.
     В состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие  начисления и надбавки, компенсационные  начисления, связанные с режимом  работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     К расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде затрат на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (пп.21 ст.270 НК РФ). Перечень расходов на оплату труда, приведенный в статье 255 НК РФ является открытым и в то же время его отдельные подпункты можно применять в целях налогообложения, если такая норма предусмотрена законодательством РФ [4, c.95].
       С целью правильного исчисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы  налогообложения, бухгалтерией МУП Аптека 461 самостоятельно разработаны следующие налоговые регистры: промежуточный регистр расходов на оплату очередных и дополнительных отпусков и  регистр расходов на оплату труда, которые составляются ежемесячно, а также бухгалтерская справка-расчет распределения расходов на заработную плату и взносы в ПФ РФ и ФСС РФ (0,2%) по видам деятельности (упрощенная система и ЕНВД) за квартал.
     Регистры  бухгалтерского и налогового учета, применяемые МУП Аптека 461 для учета расходов по оплате труда приведены в Приложении 4. 
 
 
 
 
 

1.2.2. Декомпозиция  комплекса задач 

     Укрупненный алгоритм действий бухгалтера, отражающий порядок операций по оплате труда  и связанных с нею расчетов, в общем случае состоит из следующих этапов:
    начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия; отражение указанных сумм на счетах бухгалтерского учета;
    расчет удержаний из заработной платы;
    расчет сумм начислений (единого социального налога, страховых взносов (платежей) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ) на фонд заработной платы;
    выдача заработной платы;
    депонирование заработной платы [1, c.7].
     В соответствии с данным алгоритмом  комплекс задач “Учет труда и  заработной платы” можно последовательно декомпозировать на следующие задачи и подзадачи (см. Приложение 3):
    учет рабочего времени;
    расчет заработной платы;
      начисление заработной платы
      расчет основной заработной платы;
      расчет дополнительной заработной платы;
          расчет оплаты очередных, дополнительных и ученических отпусков;
            расчет сохраняемого среднего заработка;
      расчет выплат социального характера (пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и пр.);
    расчет удержаний  из заработной платы;
      расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц;
      расчет прочих удержаний;
    выплата заработной платы;
    учет и отчетность по налогам и взносам, начисляемым на фонд оплаты труда;
      учет и отчетность по взносам на обязательное пенсионное страхование;
      учет и отчетность по взносам  на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
     Назначение  задачи  “Учет рабочего времени” – формирование полной и достоверной  информации о времени труда и  отдыха работников предприятия. Данная информация необходима для исчисления размера оплаты труда за фактически отработанное время, за работу в выходные и праздничные дни, за время пребывания работника в командировке, очередном, дополнительном или ученическом отпусках и прочих ситуациях, предусмотренных законодательством РФ. Состав показателей, рассчитываемых при решении данной задачи следующий:
    количество отработанных смен в пределах нормы рабочего времени;
    количество смен, отработанных в выходные и праздничные дни;
    количество дней очередного, дополнительного или ученического отпуска;
    количество дней нахождения в служебной командировке;
    количество дней отпуска без сохранения заработной платы с разрешения работодателя;
    количество дней невыходов на работу без уважительных причин;
    количество прочих дней отсутствия работника на рабочем месте при условии сохранения среднего заработка;
    количество прочих дней отсутствия работника на рабочем месте без сохранения среднего заработка.
     Данные  показатели рассчитываются в табеле учета рабочего времени по форме  Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 (см. Приложение 6), который по истечению месяца сдается в бухгалтерию предприятия для оплаты.
     Первичные показатели, необходимые для решения  данной задачи  заносятся в табель учета рабочего времени работником, ответственным за данный участок учета, исходя из данных, содержащихся в соответствующих документах (например, приказах директора по предприятию, листках оплаты временной нетрудоспособности и т.д.) и собственных наблюдений.
     Назначение задачи “Расчет основной заработной платы” – расчет   сумм оплаты труда работников предприятия за отработанное время в расчетном периоде.
     Исходные  показатели для решения данной задачи:
    количество рабочих смен расчетного периода;
    оклад (тарифная ставка);
    постоянные доплаты и надбавки к окладу;
    количество отработанных смен в переделах нормы рабочего времени;
    количество отработанных выходных и праздничных дней; 
    % премии;
    прочие начисления.
     Первичные показатели содержатся в табеле учета  рабочего времени, штатном расписании, трудовых договорах с работниками, приказах руководителя по предприятию о премировании, переводе работников на другую должность и других документах.
     При решении данной задачи рассчитываются следующие экономические показатели:
    оплата за отработанное время;
    сумма доплат и надбавок к окладу;
    оплата за работу в выходные и праздничные дни;
    сумма ежемесячной премии;
    сумма районного коэффициента;
    сумма прочих начислений;
Данные  показатели заносятся в расчетную  ведомость по заработной плате (форма Т-51 (см. Приложение 4)).
     Назначение  задачи “Расчет дополнительной заработной платы” – расчет выплат, производимых работникам за не отработанное ими  время в соответствии с действующим  законодательством. Общим моментом в определении размера любой  выплаты за не отработанное время является то, что расчет ведется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней, подлежащих оплате. Таким образом, чтобы приступить к расчету суммы оплаты за неотработанное время, бухгалтеру необходимо:
    определить количество дней, которое подлежит оплате;
    рассчитать средний дневной заработок, пользуясь правилами, определенными законодательством РФ [1, c.260].
     Задачу  “Расчет дополнительной заработной платы” можно декомпозировать на следующие подзадачи: “Расчет оплаты очередных, дополнительных и ученических отпусков” и “Расчет сохраняемого среднего заработка  в иных случаях, предусмотренных законодательством”.
     Назначение  подзадачи “Расчет оплаты очередных, дополнительных и ученических отпусков”  – определение сохраняемой заработной платы работникам в связи с наступлением данных событий в соответствии с ТК РФ. Основными нормативными актами, определяющими порядок решения данной задачи, являются ст.139 ТК РФ и Постановление правительства РФ от 11.04.2003 № 213 “Об особенностях исчисления средней заработной платы”. Решение задачи осуществляется по следующей общей схеме: в зависимости от даты начала отпуска, указанной в приказе руководителя, определяется расчетный период. В соответствии с законодательством РФ расчетный период равняется трем полным месяцам (с 1-го по 1-ое число), предшествующим месяцу, в котором наступило событие (под событием в данном случае понимается очередной, дополнительный или ученический отпуск). В соответствии с коллективным договором расчетный период может быть иным, если это не ухудшает положение работников,  но не более 12 месяцев (ст. 139 ТК РФ) [11, c.115]. Затем определяется среднедневной заработок путем деления суммы заработной платы, начисленной в расчетном периоде на коэффициент 29,6 умноженный на количество месяцев расчетного периода. Но это если расчетный период отработан полностью. Если же работник в это время по каким-либо причинам отсутствовал на рабочем месте, то расчет ведется по следующей формуле [12, c.185]: 

               ,               (1.1) 

     где  - заработная плата, начисленная за расчетный период;
           - количество  полностью отработанных месяцев  в расчетном периоде;
            - количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах.
         Количество  календарных дней в не полностью  отработанных месяцах рассчитывается по формуле [12, c.185]: 

                                                 ,                                        (1.2) 

         где - рабочие дни по календарю пятидневной рабочей недели, приходящейся на отработанное время.
     Когда же среднедневной заработок все-таки рассчитан, сумма отпускных определяется как произведение данного среднедневного заработка на количество дней отпуска (в соответствии с ТК РФ все отпуска предоставляются работникам только в календарных днях).
     Для решения задачи “Расчет оплаты очередных, дополнительных и ученических отпусков ” используются следующие первичные показатели:
    дата начала отпуска;
    дата окончания отпуска;
    сумма заработной платы, начисленной в расчетном периоде;
    количество смен, отработанных в расчетном периоде.
     Первичные показатели содержатся в приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6) и  расчетной ведомости по заработной плате (форма № Т-51).
     Результатом решения данной задачи является сумма  начисленных отпускных, которая  заносится в записку-расчет о  предоставлении отпуска работнику (форма Т-60) (см. Приложение 6).
     Задача  “Расчет сохраняемого среднего заработка  в иных случаях, предусмотренных  законодательством”  предназначена  для расчета выплат, производимых работникам исходя из среднего заработка:
    при оплате дней служебной командировки;
    при оплате дней вынужденного прогула;
    при переводе работника на нижеоплачиваемую работу из-за травмы, профессионального заболевания или другого повреждения здоровья, связанного с работой;
    в других случаях, предусмотренных ТК РФ.
     Трудовым  кодексом определено, что при любом режиме работы расчет среднего заработка производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты (ст.139 ТК РФ). При расчете учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от источников этих выплат [2, c.56].
     Для решения данной задачи используются следующие показатели:
    дата наступления события;
    дата окончания события;
    количество отработанных дней в расчетном периоде;
    сумма выплат, которая была начислена в расчетном периоде.
     Исходные  показатели содержатся в приказах директора  по предприятию  и  расчетной ведомости  по заработной плате (форма № Т-51).
     Средний дневной заработок рассчитывается по формуле [12, c.111]: 

                             ,                              (1.3) 

       где   - заработная плата, начисленная за расчетный период;
                  - количество рабочих дней в расчетном периоде.
     Сумма к выплате рассчитывается по формуле [12, c.111]: 

                                 ,                                 (1.4)      
              
     где    - средний дневной заработок;
              - количество дней, за которое выплачивается средний заработок.
     Результатом решения задачи является сумма сохраняемого среднего заработка, которая заносится  в расчетную ведомость по заработной плате (форма Т-51). Сам расчет оформляется справкой бухгалтера в произвольной форме.
     Назначением решения задачи “Расчет выплат социального  характера” является расчет пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочих подобных выплат. Исходные показатели для решения  задачи содержатся в листках нетрудоспособности, выдаваемых учреждениями здравоохранения РФ и расчетной ведомости по заработной плате (форма № Т-51). Перечень исходных показателей:
    количество лет непрерывного трудового стажа;
    дата начала периода нетрудоспособности;
    дата окончания периода нетрудоспособности;
    сумма заработной платы, начисленной в расчетном периоде;
    количество смен, отработанных в расчетном периоде.
          Алгоритм расчета суммы среднедневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам аналогичен алгоритму предыдущей задачи. Отличительной особенностью данной задачи является то, что оплата дней нетрудоспособности производится с учетом непрерывного трудового стажа работника и вида нетрудоспособности (заболевание, несчастный случай на производстве, бытовая травма, карантин, уход за больным и другие виды нетрудоспособности). Также следует учитывать, что сумма пособия по временной нетрудоспособности ограничена – она не должна превышать за полный календарный месяц 11700 руб. плюс районный коэффициент. Без ограничения максимального размера пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам, получающим пособие в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Сумма пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда плюс районный коэффициент [12, c.218].  Результатом решения задачи является сумма исчисленного пособия, которая заносится в листок нетрудоспособности. Периодичность решения данной задачи – по требованию.
     Задачи  “Расчет основной заработной платы”, “Расчет дополнительной заработной платы” и  “Расчет выплат социального  характера” являются составными частями  задачи  “Начисление заработной платы”. Итоговым показателем решения данной задачи является общая сумма начисленной заработной платы каждому работнику в расчетном периоде.
     Задачу  “Расчет удержаний из заработной платы” можно декомпозировать на две основные подзадачи: “Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц” и “Расчет прочих удержаний из заработной платы”.
     Задача  “Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц” является одной  из самых сложных в данном комплексе  задач. Назначение решения данной задачи – расчет сумм налога на доходы физических лиц и формирование отчетности по данному налогу. Расчет НДФЛ  ведется в соответствии с гл.23  Налогового кодекса РФ.
     Большинство доходов, выплачиваемых организацией работникам в течение календарного года, облагается данным налогом. Работник может получить доходы в денежной форме, в натуральной форме и в виде материальной выгоды.
     К доходам, полученным в денежной форме, в частности, относятся:
    заработная плата;
    надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное и вечернее время и т.д.);
    выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
    премии и вознаграждения.
     К доходам, полученным в натуральной  форме, относятся:
    оплата за работника товаров (работ, услуг);
    выдача работникам товаров (выполнение для них работ или оказание работникам услуг) на безвозмездной основе, то есть бесплатно;
    оплата труда в натуральной форме.
     Материальная  выгода возникает:
    если работник получает по сниженным ценам товары (ценные бумаги, работы, услуги) от организации;
    если работник получает от организации заем и уплачивает проценты за пользование денежными средствами по ставке, которая ниже ? ставки рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) и 9% годовых (по займам, выданным в валюте).
     Выплачивая  работникам доходы, организация обязана  удержать налог на доходы и перечислить  сумму налога в бюджет. Налог удерживается непосредственно из суммы дохода, которую получил работник и исчисляется  по ставке 13%, однако для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки. Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации в календарном месяце, уменьшенная на сумму доходов, не облагаемых налогом (ст.217 НК РФ) [5], и на сумму налоговых вычетов (ст.218 НК РФ) [12, c.293].
     Организация обязана вести учет доходов, которые  она выплачивает работнику и  сумм удержанного налога, в специальной  налоговой карточке по форме № 1-НДФЛ (утверждена приказом МНС России от 2 декабря 2002г. № БГ-3-04/686)(см. Приложение 4). В конце каждого года на каждого работника организации составляется справка о доходах физического лица по форме №2-НДФЛ (утверждена тем же приказом), которая представляется в налоговую инспекцию ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (см. Приложение 5) [12, c.307].
     Входными  показателями задачи “Расчет прочих удержаний из заработной платы” являются выходные показатели задачи “Начисление  заработной платы”, а также дополнительно:
    % профсоюзных взносов;
    аванс и прочие выплаты, произведенные работнику в течение месяца;
    сумма  удержаний по исполнительным листам;
    сумма удержаний по заявлениям работников;
    сумма прочих удержаний.
     В соответствии с Федеральным законом  “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12 января 1996г № 10-ФЗ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением [1, c.584]. В МУП Аптека 461 в соответствии с письменными заявлениями работников, являющихся членами профсоюза, из их заработной платы ежемесячно удерживаются и перечисляются профсоюзному комитету взносы в размере 1% от начисленных сумм (расчет ведется исходя из полной суммы без учета удержанного НДФЛ и других удержаний).
     В результате решения задачи “Расчет  удержаний из заработной платы”, составными частями которой являются подзадачи  “Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц” и “Расчет прочих удержаний из заработной платы”, рассчитываются следующие показатели:
    сумма налога на доходы физических лиц;
    сумма профсоюзных взносов;
    общая сумма удержаний из заработной платы.
     Показатели, рассчитываемые при решении данной задачи, заносятся в расчетную ведомость по заработной плате (типовая форма Т-51).
     Конечным  результатом решения комплекса  задач “Расчет заработной платы” является формирование расчетной ведомости  по заработной плате по форме Т-51, в которой по итогам расчетного периода  формируется сумма заработной платы к выплате по каждому работнику предприятия. Периодичность формирования расчетной ведомости – 1 раз в месяц. Печать выходных документов – ежемесячно и по запросу пользователя в случае порчи, утраты и т.п.
     Решение задачи “Выплата заработной платы” осуществляется посредством формирования платежной ведомости по форме Т-53 (см. Приложение 4), которая заполняется на основании данных, содержащихся в расчетной ведомости за отчетный период. Также при выплате заработной платы в соответствии со ст.136 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников [11, c.112].
     Задача  “Учет и отчетность по налогам  и взносам, начисляемым на фонд оплаты труда” в МУП Аптека 461 состоит  из двух подзадач: “Учет  и отчетность по взносам на обязательное пенсионное страхование” и “ Учет и отчетность по взносам в Фонд социального страхования РФ ”. Так как предприятие применяет упрощенную систему налогообложения плательщиком единого социального налога (ЕСН) оно не является.
     Порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  установлен ст.24 Закона от 15 декабря 2001г.№ 167-ФЗ. Ежемесячно страхователи исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст.22 Закона  № 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     По  итогам отчетного периода страхователь (организация) рассчитывает разницу  между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с  начала расчетного периода, включая  текущий расчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период (п.2 ст.23 Закона №167-ФЗ). Под расчетным периодом в целях исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование понимается календарный год. Уплата страховых взносов  производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц.
     Страхователи  обязаны вести учет сумм начисленных  выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов  и сумм страховых взносов, относящихся  к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты [1, c.700]. Для этого в МУП Аптека 461 используются: индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Приложение 2 к Приказу МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443) и сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Приложение 2.1 к Приказу МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443). Формы данных документов приведены в Приложении 4.
     Для учета начисленных сумм страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в бухгалтерском  учете используется счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению”. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете по форме 1151058 (приложение №1 к приказу МНС России от 27.01.2004 №БГ-3-05/51) (см. Приложение 5), предоставляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в ИМНС  РФ. Декларация по страховым взносам предоставляется не позднее 30 марта, следующего за истекшим расчетным периодом. Также страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования [1, c.708].
     Заработная  плата, начисленная работникам организации, облагается взносом на страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Форма выдачи заработной платы (денежная или натуральная) при исчислении взноса значения не имеет. Взносы начисляются также на заработную плату работников, работающих по договору подряда (поручения), если страхование от несчастных случаев и профзаболеваний предусмотрено условиями этого договора. Страховыми взносами не облагаются те доходы, которые указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (утвержден постановлением правительства РФ от 7 июля 1999г. № 765).
     Сумма взноса, подлежащая перечислению в  Фонд социального страхования РФ, определяется исходя из тарифа, установленного для организации. Тариф страховых  взносов определяется в зависимости  от того, к какой группе (классу) профессионального риска относится организация. МУП Аптека 461 относится к первому классу профессионального риска (группа – розничная торговля), для которого установлен тариф страховых взносов 0,2% от сумм облагаемых взносом.
     Сумма взноса, подлежащая уплате в ФСС России, определяется как произведение суммы выплат, начисленных в пользу работников и облагаемых взносом, на тариф страховых взносов. Суммы начисленного взноса учитываются на счете 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” и перечисляются в Фонд социального страхования РФ ежемесячно в срок, установленный для получения средств на выплату заработной платы за истекший месяц [2, c.250].
     Суммы начисленного взноса указываются в  расчетной ведомости по форме 4-ФСС  РФ (утверждена постановлением ФСС России от 01 декабря 2003г. № 130) (см. Приложение 5). Ведомость предоставляется в Фонд социального страхования РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.
     Для решения задач “Учет  и отчетность по взносам на обязательное пенсионное страхование” и “ Учет и отчетность по взносам в Фонд социального страхования РФ ” в качестве входных данных используется выходная информация задачи “Начисление заработной платы”. Выходными показателями являются исчисленные суммы взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 
 

      Обоснование проектных решений по автоматизированному
 решению экономико-информационных задач 

1.3.1. Обоснование  выбора задач, входящих в комплекс 

     Данный  дипломный проект будет рассматривать  вопросы автоматизации комплекса  задач “Расчет заработной платы”,  который составят следующие задачи: “Начисление заработной платы” и  “Расчет удержаний из заработной платы”, так как эти задачи имеют общую информационную базу, общую нормативно-справочную информацию и результатом решения данных задач является формирование  единого документа “Расчетная ведомость по заработной плате” на основании которого ведется весь синтетический и аналитический учет оплаты труда работников предприятия. На основании показателей, содержащихся в данном документе, рассчитываются практически все виды налогов и взносов, плательщиком которых является МУП Аптека 461, формируется  отчетность, предоставляемая в ИМНС РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Данный документ является основным источником информации о доходах работников и должен хранится в архиве организации не менее 75 лет.
     Также в данный комплекс задач будет  включена задача “Выплата заработной платы”, как логическое завершение операций по расчету с персоналом организации по оплате труда.
     Задачи “Расчет дополнительной заработной платы” и  “Расчет выплат социального характера” имеют некоторую обособленность от выбранных задач – они имеют сложный алгоритм расчетов, требующий учета множества “если”. Необходимость их решения на малом предприятии возникает периодически и потребность в их автоматизации незначительна и экономически нецелесообразна. Данные задачи решаются  бухгалтером-расчетчиком МУП Аптека 461 с помощью табличного редактора Excel.
     Задачи  “Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц”, “Учет  и отчетность по взносам на обязательное пенсионное страхование”  и“ Учет и отчетность по взносам в Фонд социального страхования РФ ” в МУП Аптека 461 решаются посредством программы “Арча – учет доходов физических лиц”. Данные задачи достаточно сложны для программной реализации посредством индивидуального проектирования, так как при их решении должны учитываться множество нюансов постоянно изменяющегося налогового законодательства, к тому же решение данных задач предполагает создание множества форм регламентированных отчетов, предоставляемых в ИМНС России и Пенсионный Фонд РФ, как на бумажных, так и на магнитных носителях. Стоимость готового программного комплекса невелика  даже для небольшого предприятия (в 2003г. стоимость базовой версии составляла 1800 руб., ежегодное обновление – 700 руб.), программа проста в эксплуатации и не требует дополнительных настроек на конкретное предприятие.
     Задача “Учет рабочего времени” отлична от предыдущих задач, но может быть в дальнейшем автоматизирована с помощью табличного редактора Excel.
     Комплекс  “Расчёт заработной платы” функционально  связан с другими задачами комплекса  “Учет труда и заработной платы” МУП Аптека 461: в качестве входной информации используются данные  задачи “Учёт рабочего времени”; выходная информации используется для решения  задачи “Учет и отчетность по налогам и взносам, начисляемым на фонд оплаты труда”. 
 

        1.3.2. Обоснование  необходимости использования вычислительной техники и создания программного обеспечения для решения данного комплекса задач 

        Вычислительные операции по расчету заработной платы многократно  повторяются и носят рутинный характер. Они имеют точный алгоритм расчета и могут быть представлены простой математической моделью. В среднем, на выполнение расчетов и заполнение документации бухгалтер МУП Аптека 461 затрачивает в месяц до 32 часов рабочего времени. От своевременности и правильности расчетов зависят исчисление и уплата налоговых платежей. Налоги и взносы, уплачиваемые предприятием с фонда оплаты труда работников согласно законодательству, должны быть перечислены в бюджеты  соответствующих уровней  на позднее дня получения с расчетного счета средств на оплату труда, или дня выдачи заработной платы из кассы предприятия, то есть, в нашем случае, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным. При использовании вычислительной техники и создании программного обеспечения для решения данной задачи будут значительно сокращены затраты рабочего времени и вероятность появления ошибок в расчетах.
        В бухгалтерии МУП  Аптека 461 имеется достаточно технических  средств для автоматизации рассматриваемой  задачи без привлечения дополнительных капитальных вложений.  На предприятии функционирует локальная вычислительная сеть, которая помимо сервера включает четыре клиентские машины. Бухгалтерией используется две из них.
        Локальная вычислительная сеть выполнена на основе файл-сервера. Топология сети – звезда.
     Технические характеристики:
    Сервер на основе  процессора CPU Pentium III 800, емкость дисковой системы 40Gb, которую составляют два жестких диска SEAGATE  включенных в RAID-массив. Емкость оперативной памяти DIMM 256 Mb 133 Mhz. Сетевой адаптер 100 Мбит/в сек.
    Автоматизированное рабочее место главного бухгалтера – ПК на основе процессора Intel Celeron 1,7 Ггц. Емкость оперативной памяти DDR 256 Mb. Винчестер 040Gb/5400 Maxtor. Лазерный принтер Canon LBP-1120. 
    Автоматизированное рабочее место бухгалтера – ПК на основе процессора   Intel Celeron 1,2 Ггц. Емкость оперативной памяти  DDR 256 Mb.     Винчестер 040Gb/5400 Seagate. Струйный принтер Epson Stylus 1000. Модем Аcorp 56600.    
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.