На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы мирового влияния США

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                      
1. Характерные черты экономического развития США               
  Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство…..4                                                                                 1.1. Периоды развития …..6                                                                                      
1.2. Особенности развития…..7                                                                              
2. Мирохозяйственное положение США                                                             
2.1. Внутренний рынок США…..9                                                                         
2.2. Научно-технический потенциал США…..12            
2.2.1. Высококвалифицированные кадры…..13                                                  
2.3. Информационные услуги….. 13                                                                       
3. Факторы мирового влияния США                                                                      
3.1. Позиции США в мировой торговле…..14                                                       
3.2.Движение капитала США…..15                
3.2.1. Доллар – мировая валюта…..16                                                                   
3.2.2. Рынок ссудного капитала …..17                                                                  
4.Экономика США на сегодняшний день…..18                                                         
Заключение…..22                                                                                                              
Список использованных источников…..23                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Наступление 21 в. можно представить как обычное  течение времени. Но в жизни цивилизации  этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.
В полной мере этот вывод относится к США. США  – лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению  стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США – одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире.
Ход развития экономических  процессов в самих США оказывают  значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США. 

Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство. 

Сегодняшний уровень  развития экономики США – результат  длительного развития. Страна имеет  чрезвычайно диверсифицированную  экономику с высокой степенью самообеспеченности сырьевыми материалами. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции – ото ржи до цитрусовых.
США занимают площадь  около 9,3 млн. кв. км. С 1959 года территория страны состоит из трех несмежных  частей:
        1) собственно США (84 % всей площади);
        2) Аляски и Алеутских островов;
        3) Гавайских островов.
Основная территория включает четыре часовых пояса: Вашингтон  и Нью-Йорк – 5 часов после Гринвига, новый Арлеон – 6 часов, Денвер – 7 часов, Лос-Анджелес и Сан-Франциско – 8 часов, Гавайи и большая часть Аляски – 10 часов.
Большую часть  территории США на востоке и в  центральных районах занимают равнина  и не высокие Аппалагские горы. В западной части (включая Аляску) находятся высокие хребты, плоскогорья и плато Кордильер. Гавайские острова представляют собой ряд вулканов.
Население США  более 309 млн. человек. 85,9 % населения  составляют белые, 10,7 – черные, 0,6 –  индейцы, эскимосы и алеуты, 2,8 % лица других этнических групп. Официальный язык – английский, его считают родным с выше 80 % американцев. По вероисповеданию большинство населения США составляют протестанты (около57 %) и католики (около 28 %). Женщины в США составляют 51,4 % населения, мужчины – 48,6 %.
Заселенное индейцами  территория современных Соединенных Штатов была открыта европейцами в конце 15 века, что положило начало колонизации  Северной Америке.
Своими корнями  современная американская экономика  восходит к поискам экономической  выгоды европейскими поселенцами в XVIXVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и в конце концов сложнейшую промышленную экономику.
Во всех колониях люди жили в основном на небольших  фермах и вели экономически независимый  образ жизни. По мере роста колоний развивались вспомогательные производства.
К XVIII веку определились региональные модели развития: богатство колониям Новой Англии принесло кораблестроение и мореплавание; плантации Мэриленда, Вирджинии, а также Северной и Южной Каролины (многие из которых использовали рабский труд) выращивали табак и рис; лежащие посередине колонии Нью-Йорка, Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэр перевозили основные злаки и пушнину.
Историю своего государства американцы отсчитывают  с 4 июля 1776 г., когда была принята  Декларация независимости, заявившая  о независимости от Великобритании 13 североамериканских штатов. В 1787 году Конвентом, созванном в Филадельфии, бала принята Конституция, законодательно оформившая США как федеративное государство. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон.
Один из «отцов-основателей» страны и ее первый министр финансов Александр Гамильтон выдвинул стратегию  экономического развития, при которой  федеральное правительство поддерживало бы зарождающуюся промышленность с помощью открытых субсидий и введения протекционистских тарифов на импорт.
В 1801-1809гг. президентов  США стал Джефферсон. Он направил свои усилия на развитие более децентрализованной аграрной демократии. Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако еще больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. В эти бурные дни не было недостатка в планах как быстро разбогатеть. Финансовые воротилы мгновенно сколачивали огромные состояния.
В 1803 г. США приобрели  у Франции Луизиану, в 1819 году вынудили Испанию уступить им Флориду, в 1840 – 1850 годах добились отторжения части  территории от Мексики, в 1867 году купили у России Аляску и Алеутские острова.
   В 20 – 50-х годах 19 в. оформились основные политические партии США – Демократическая и Республиканская. Борьба между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом вылилась в гражданскую войну 1861 – 1865 годов. Победа северян ускорила социально-экономическое развитие страны.
Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне  промышленность Севера бурно росла. Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Большое количество открытий и изобретений привело ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе Пенсильвании была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, телефон, фонограф и электрический свет. Стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны. И наконец, к началу XX века автомобиль пришел на смену карете, а люди начали летать на самолетах.
После Первой Мировой  войны в 1921 году для США начинается небольшая эпоха процветания - "Просперити", продлившаяся 8 лет
    Послевоенный экономический подъем был прерван Великой депрессией 1929 – 1933 годов, крупнейшим экономическим кризисом в истории США. ''Новый курс'', провозглашенный в 1932 г. администрацией президента Ф. Рузвельта, существенно усилил государственное регулирование американской экономики.
     Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор в Тихом океане 7 декабря 1941г. послужило поводом вступления США во вторую мировую войну в составе антигитлеровской коалиции. США участвовали в Сан-Францисской колореенции 1945 года, утвердивший Устав ООН и являются постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1949 году при активном участии США создан блок НАТО; 1950 – 1953 годы – война в Корее; 60 – начало 70-х – война в Индокитае. С 1950 г. в состав США в качестве 49-го штата вошла Аляска и 50-го Гавайские острова.
В послевоенный период пост президента США занимали:
Г. Трумен  (1945 – 1953 гг.), Д. Эйзенхауэр (1953 – 1961 гг.), Дж. Кеннеди  (1961 – 1963 гг.), Л. Джонсон  (1963 – 1969 гг.), Р. Никон  (1969 – 1974 гг.), Дж. Форд  (1974 – 1977 гг.), Дж. Картер  (1977 – 1981 гг.), Р. Рейган  (1981 – 1989 гг.), Дж. Буш  (1989 – 1992 гг.), Б. Клинтон  (1992 -  2001 гг.), Дж.Буш (2001-2009 гг.), Барак Обама (2009-  )
США – федеральная  республика. В административном отношении  территория страны подразделяется на 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Каждый штат делится на округа, традиционно называемые графствами (всего 3041); округа делятся на муниципалитеты (всего 19078) и таунтипы (всего 16734). Первые осуществляют самоуправление в городах, вторые – в сельской местности.
Принципы государственного устройства были заложены Основным законом  страны – Конституцией США. Ныне действующая  Конституция принята в 1787 году, в 1791г. вступили в силу первые 10 поправок к Конституции, провозглашающие  основные демократические свободы.
В основу конституционной  системы американского государства  положены принципы разделения властей  и федерализма. Разделение властей  предполагает равноправие и организационную  независимость трех ''ветвей'' государственной  власти: законодательной, исполнительной и судебной. На федеральном уровне законодательная власть представлена Конгрессом, исполнительная – президентом, судебная – Верховным Судом США.
Конгресс США  состоит из двух палат – Сената (100 человек) и Палаты представителей (425 человек). Каждые два года переизбирается треть сенаторов и все члены Палаты представителей. Конституционные полномочия Конгресса включает принятие законов и утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, объявление войны и т.д. Законодательные собрания штатов по структуре и методам работы во многом копируют Конгресс.
Президент США  является высшим должностным лицом  страны, совмещающим полномочия главы  государства и главы правительства. Он избирается в первый вторник после первого понедельника января високосного года на четырех летний срок. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении законопроекта Конгресса, направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу, разрабатывает проект бюджета, является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры и т.д. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы.
Судебная власть в стране осуществляется Верховным судом США и нижестоящими федеральными судами, учрежденными Конгрессом. Девять членов Верховного суда назначаются президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд занимается конституционным надзором. В каждом из штатов США существует собственно организационно обособленные судебные системы.
Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой  у власти попеременно находятся  Демократическая и Республиканская  партии.
Существенную  роль в формировании политического  курса играют профсоюзы и различные общественные движения. Спецификой США является институт лоббизма, представляющий собой механизм воздействия частных лиц и общественных организаций на процесс принятия государственных решений.
1.1. Периоды развития
Уровень развития экономики США является плодом длительного развития, и достигнут благодаря действию многих факторов.
Страна имеет  богатые природные ресурсы и  благоприятные природные условия. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.
В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы развитию производительных сил. Свободные земли, относительно высокий уровень заработной платы и других доходов привлекли в свое время в США миллионы переселенцев из других стран.
Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое довольно быстро стало основой экономического роста, стимулируя развитие соответствующих базовых отраслей и влияя на формирование прогрессирующей структуры хозяйства. В ряде отраслей массовое производство было создано еще в начале века (производство легковых автомобилей).
На развитие экономики США не оказывали отрицательного влияния войны. Военные действия на их территории происходили последний  раз в 60-х гг. прошлого века во время  гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики.
Достаточно быстрому экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце прошлого века, было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияние компаний, ведущие к надрыву конкуренции.
Во второй половине 20 в. можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых  технологий; целями государственного регулирования экономики, положению  США в мировом хозяйстве.
Первый период – это время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 – 1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953г. – 55,3 % мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.
Второй период начинается с кризиса 1957 – 1958 гг. и  завершается кризисом 1973 – 1975 гг. В этот период в США расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США  ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26 % в 1960 г. до 23 % ВНП в 1970 г., а в производстве продукции обрабатывающей промышленности с 30,2 % в 1963 г. до 24,5 % в 1970 – 1973 гг. 

Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту  под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США  в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры – страны Западной Европы и Япония – становятся активными конкурентами для США  не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных  и резервных валют приобретают немецкая  марка, японская иена и ряд других валют.
Третий период начинается с конца 70-х годов, когда  рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые  технологии, а экономическое развитие страны стало в большей мере опираться  на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.
В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. Это охватило внутри – и внешнеэкономические сферы страны. Администрация отдала приоритет независимой политики над экономической координацией с союзниками. Региональные и двухсторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиции США  в мировой экономики преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики, что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы.
1.2. Особенности развития
Характерная черта  прошедших десятилетий – относительное  ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.
Во внутренней сфере экономического развития отягощалась  дефицитностью государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 и 164 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с дефицитом рос, и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80 – 90-е годы более чем в 5 раз.
В 1991 г. впервые  с конца 50-х годов государственный  долг превысил половину ВВП страны (1980 – 27,2 % ВВП, 1995 г. – 68% ВВП). Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образования, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.
Дефицит собственных  денежных ресурсов сложившийся с  конца 80-х годов, вызвал острую конкуренцию  за доступ к ним между государством, которому они были должны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями – для инвестиции  и населением – для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете, это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5 % на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6 – 4 % в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.
В 80-90-е годы в  целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше, чем в других странах (см. таблицу 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Среднегодовые  темпы экономического роста 
                                                                                                                    В процентах
  ВВП   Подушевой ВВП
  1981-1990 1991-1995 1981-1990 1991-1995
США 2,9 1,9 2,0 0,8
ЕС (15 стран) 2,3 1,3 2,0 0,9
Япония 4,1 1,3 3,5 1,0
Все промышленно развитые страны  
 
2,9
 
 
1,5
 
 
2,3
 
 
0,9
 
Данная тенденция  появилась, несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам  на 2 –3 пункта. Валовые  капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2 %, в 1985 г.  – 20,7 %, в 1990 г. – 17,4 %, 1994г. – 17,7 % ВВП
В результате абсолютно  низкого уровня инвестиций в США  разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего снизился. Низкозатратная стратегия  американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темами, чем в странах Западной Европы и Японии.
В результате промышленные страны значительно приблизились к  уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают  на 20 % японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, миниатюризации производственного оборудования, сокращения складских запасов.
Сравнительная динамика капиталоотдачи  была противоположна динамики роста производительности труда. В 1960 – 1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70 – 80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда. Вследствие этого рост совокупной факторной производительности в США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (см. таблицу 2). 

Таблица 2 – Динамика совокупной факторной производительности        
                                                                                                                
                                                                                                                  В процентах
  1961 – 1973 1974 – 1978 1979 – 1987 1988 - 1992
США 1,4 -0,1 0,4 0,2
Япония 3,0 0,2 1,9 1,2
ФРГ 2,5 1,5 0,6 1,7
Франция 3,3 1,4 1,3 1,3
Италия 2,5 1,4 1,2 1,3
Бразилия 1,9 0,5 1,2 - 0,2
 
Несмотря на отмеченные негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но и возросла и занятость. В течение 80 – 90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составил 6,3 %. 
 
 
 
 
 

2.МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США 

2.1. Внутренний рынок  США
Ныне лидерство  США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиции и банковского капитала.
Чрезвычайно высокая  емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой  экономике. После экономического ослабления конца 70-х – начала 80-х годов  американское хозяйство в середине 90-х годов вошло в полосу роста. Администрация Клинтона сумела поддержать процессы структурной перестройки национальной экономики и сегодня с обоснованным удовлетворением заявляет об успехе своего курса.
В 1977 г. реальный валовой внутренний продукт США  увеличился на 3,9 %, занятость выросла на 3,2 млн. человек. Безработица впервые за последнюю четверть века упала ниже уровня 5 %, а уровень инфляции оказался самым низким за 30 лет – 2,2 %. Доля занятых в частном секторе, объединенных в профсоюзы, сократилась почти вдвое в сравнении началом 80-х годов (до 11 %) и продолжает сокращаться. 
Производительность  труда в США увеличилась в  среднем ежегодно в период с 4-го квартала 1990 г. до 3-го квартала 1997 г. на 1,1 %. В перспективе до 2005 г., по прогнозу американской администрации, этот показатель составить 1,3 %. Бюджетные дефицит удалось сократить с 290 млрд. долл. 1992 г. до 22 млрд. долл. в 1997 г., а на 1999 г. запланирован сбалансированный бюджет.
В таблице 3 приведены  официальные американские данные о  развитии национального хозяйства США в 1996 – 1997 г.г. и прогноз на последующий период до 2004 г. 

Таблица 3 – Среднегодовые  темпы роста отдельных показателей  хозяйственного развития США в 1996 – 2004 гг.                    
                                                                                                                         
                                                                                                  В процентах
Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2004
Номинальный ВВП  
5,6
 
5,8
 
4,0
 
4,1
 
4,3
 
4,7
Реальный  ВВП  
3,2
 
3,9
 
2,0
 
2,0
 
2,0
 
2,4
Индекс  потребительских цен  
 
3,2
 
 
1,9
 
 
2,2
 
 
2,2
 
 
2,3
 
 
2,3
Уровень безработицы  
5,4
 
4,9
 
4,9
 
5,1
 
5,3
 
5,4
Занятость в несельскохозяйственном секторе (млн. человек)  
 
 
 
119,5
 
 
 
 
122,3
 
 
 
 
124,0
 
 
 
 
125,4
 
 
 
 
126,8
 
 
 
 
134,5
 
Завершение холодной войны позволило сократить военные  законы Пентагона на 65 %, высвободило  высокотехнические отрасли и  высококвалифицированные кадры  для производства гражданских услуг  и современных технологий. Многочисленные научно-технические новинки уже внедрены в гражданскую промышленность и повысили гражданскую конкурентоспособность американской продукции.
Хозяйственные успехи США связаны также с  тем, что в 90-е годы их участие  в мировых интеграционных процессах превратилась в мощные, динамичный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие, которое сегодня невозможно без использования глобальных факторов производства.
Важную роль в экономическом росте США  в 90-е годы  сыграло Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Большое значение имело возрождение экономики стран Латинской Америки. Позитивным фактором для роста американской экономики служило бурное развитие стран Восточной Азии.
Сравнение основных экономических показателей США и ряда стран не позволяет обнаружить признаков радикального экономического усиления США относительно большинства других ведущих государств мира (см. таблицу 4). 
Некоторые страны мира, претендующие на роль глобальных и региональных полюсов силы (Германия, Канада, Япония), в 90е годы действительно стали уступать США по важным показателям экономического развития: сократились относительные темпы роста национальных хозяйств, несколько снизилась сравнительная производительность труда, увеличились относительные издержки на рабочую силу, отстало развитие национальных финансовых рынков. 

Таблица  4 –  Сравнительные показатели хозяйственного развития США и некоторых других стран 

 В процентах 

Страна ВНП (в  долл. 1995 г.) США = 100 %                                                                     
ВНП (в  долл. 1995 г. на душу   населения)
США = 100 %
  млрд. долл.            %         долл.            %           
  1985 1995 1985 1995 1985 1995 1985
    1995
США 5758 7247 100 100 24140 27550 100
    100
Великобритания   
895
 
1110
 
16
 
15
 
15800
 
19020
 
65
 
    69
Германия 1689 2172 29 30 27670 26190 115 95
Франция 1226 1521 21 21 22330 26290 93 68
Италия 882 1082 15 15 15430 18850 64 149
Япония 3849 5153 67 71 31880 41160 132 69
Канада 437 542 8 7 17370 19000 72 9
Мексика 215 237 4 3 2806 2521 12 9
Турция 106 167 2 2 2100 2714 9 10
Индия 195 326 3 4 252 348 1 1
Китай 1095 2759 19 38 1040 2303 4 8
Бразилия 509 657 9 9 3718 4084 15 15
Аргентина 201 271 3 4 6627 7908 27 29
ЮАР 123 131 2 2 3394 3185 124 12
Австралия 254 342 4 5 16070 18920 67 69
Россия - 664 - 9 - 4478 - 16
 
 
Многие государства  в последнее десятилетие сумели укрепить свои международные экономические  позиции (Китай, Турция, Бразилия, Австралия, Индия, Италия).
В пользу сдержанности при оценке глобальных последствий нынешнего экономического продвижения США говорят также данные таблицы 5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 – Доли США и других развитых стран в  мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности в 1981 – 1995 гг.  

Страна 1981-1985 в среднем 1986-1990 в среднем   1991    1993
    1995
США в том числе  продукция машиностроения
Химические товары
другие
12,7 
17,1
15,0
8,5
10,7 
14,2
12,9
5,9
12,0 
15,1
13,3
7,6
12,1 
15,2
13,6
7,8
11,5 
13,5
13,0
8,2
Германия 13,4 14,6 14,2 12,0 12,2
Япония 13,4 12,4 11,9 12,5 11,4
Канада, Франция, Италия, Великобритания  
21,7
 
21,5
 
21,6
 
19,9
 
20,4
Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань  
6,4
 
7,8
 
8,2
 
8,9
 
9,4
Другие 32,4 33,0 32,1 34,6 35,1
 
Из них следует, что американским корпорациям не удалось пока вернуть себе позиции в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности, в т. ч. транспортного и иного машиностроения. Необходимо признать, что это не удалось и другим развитым странам. А вот доля стран, отнесенных к группе "другие", неуклонно возрастает.
Можно утверждать, что США удалось остановить и  повернуть вспять негативные процессы (потеря ими международной конкурентоспособности), развивавшиеся в 70-х – начале 80-х годов, а также создать определенный запас прочности.
Самый высокий  уровень ВНП в мире означает, что  США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и  инвестиции. Важным фактором, характеризующим  потребительский спрос в США, является общий высокий уровень  доходов относительно других стран  и большой слой среднего класса, ориентированных на высокие стандарты потребления.
Промышленность  США потребляет около одной трети  всего сырья, добываемого в мире. Страна обладает наиболее емким в  мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Научно-технический  потенциал США
США обладает самым  крупным в мире научно-техническим  потенциалом, который является в  современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 6) .
Таблица 6 – Доля стран в финансировании НИОКР  основных отраслей частного сектора  ОЭСР (100 % для каждой отрасли) 

                                                                                                            В процентах
Отрасль США Япония ЕС Другие страны
Электротехника  
47,4
 
18,1
 
26,5
 
8,0
Машиностроение  
61,1
 
13,6
 
17,5
 
7,8
Аэрокосмическая  
77,8
 
0,0
 
19,4
 
2,7
Транспорт 43,3 23,8 27,0 5,9
Металлургия 33,7 29,0 25,3 11,9
Базовая химия 43,7 10,5 29,9 9,9
Химические  продукты  
39,4
 
25,8
 
25,3
 
9,5
Услуги 29,7 20,7 26,4 23,3
Всего 51,3 16,0 26,7 6,0
 
Государственные ассигнования составляют 44 % этой суммы, 51 % ассигнуют частные корпорации, остальные 5 % составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов.
По – прежнему более половины государственных  ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Вместе с тем, США все еще существенно опережают страны Европы и Японии по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества.
На долю американских исследователей приходится около 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35 % научных публикаций в наиболее престижных журналах мира. Американские ученые получили наибольшее число престижных наград.
Огромную роль в обеспечении высокой результативности НИОКР в США играет и такой не поддающийся стоимостной оценке фактор, как накопленный опыт организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми другими областями экономической жизни, позитивное отношение предпринимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом.
Американские  корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и  космических аппаратов, сверхмощных  компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких технологий или наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36 %, Японии – 29 %, ФРГ – 9,4 %, ЕС в составе 12 стран – 29 %. 
 
 

2.2.1.Высококвалифицированные кадры
Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры  высококвалифицированных ученых и  инженеров, занятых проведением  научных исследований и разработок. В начале 90-х гг. общая численность  научных сотрудников в США  превышала 3 млн. человек. США продолжают также лидировать по отдельному весу ученых и инженеров в составе рабочей силы. По данным за 80-е гг. в США на 10 тыс. занятых приходилось 280 ученых и инженеров, в Японии – 240,  ФРГ – 210, Великобритании – 190, Франции – 165 человек.
Высоким обязательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х  гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное  среднее образование, 21,1 % - законченное  высшее и 17,3 – незаконченное высшее образование. Только 11,6 % взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе.
Мощный научно-технический  потенциал страны и общий высокий  уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американский корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.