На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценообразование в условиях рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

  КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

    
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА
  По  курсу «Экономическая теория
  На  тему: «Ценообразование в условиях рынка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил  студент 2 курса
  Экономического  факультета
  Группа 521         
                                                                                      Е.Е.Тимофеева
   
  Зарегистрировано  на кафедре
  ________________       _____
                        дата                                       № 
 
 
 
 

  Ижевск 2011
  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5
                 1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5
                 1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9
             1.3.  Методология ценообразования…………….………………….10
           1.4.   Виды цен……………………………………………………….13
              1.5.   Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15
ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19
               2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19
               2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном  рынке………………………………………………...21
               2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23
               2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24
ГЛАВА   3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).
  Теория  стоимости и в настоящее время  не потеряла актуальности, не только оставаясь  одним из вопросов теоретической  экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами  в рыночной экономике, восходят к  проблеме общественно необходимых  затрат труда и их общественной полезности.
  Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности рыночной экономики. Особенно усилилась  роль цен в последнее время  в связи с переходом к рыночным условиям функционирования. Мировой  опыт ценообразования и ценовых  взаимоотношений в России плохо  освоен и применяется недостаточно эффективно. Необходимо более глубокое изучение теоретических вопросов ценового механизма, требуются конкретные меры по его совершенствованию. Необоснованное использование ценового механизма, отказ от управления и планирования цен, ошибки в ценовой политике отрицательно повлияли на российскую рыночную экономику. В связи с этим произошло падение  темпов экономического роста. В рыночных условиях хозяйствования проблемы формирования цен являются весьма важными и  сложными. Сложность обусловлена  многообразием теоретических подходов к ценообразованию в методологическом ракурсе.
  Цель  исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.
  В условиях допереходного периода к рынку проблемы ценообразования широко разрабатывались многими видными учеными-экономистами как в целом, так и в разрезе отраслей и регионов, (В.В.Новожилов, С.С.Шаталин, В.Р.Боев, Э.А.Сагайдак, Н.А.Борхунов, Л.И.Холод и др) . Зарубежная экономическая литература по проблемам теории цен и ценообразования довольно обширна. Можно выделить работы Маршалла К., Леонтьева В., Самуэльсона П., Макконела и Стенли Брю, Фишера и др.
  Для реализации темы необходимо решить следующие  задачи:
  1. Рассмотреть понятия цены, ценообразования, рыночной цены.
  2. Рассмотреть сущность и основные функции цены.
  3. Изучить методологию ценообразования, изучить основные виды цен и факторы ценообразования.
  5. Проанализировать формирование динамики цен на продукцию отраслей -естественных монополий и топливно - энергетических ресурсов.
  6. Проанализировать формирование динамики цен на продовольственном рынке.
  7. Выявить проблемы ценообразования в  условиях рыночной экономики.
  8. Рассмотреть какую ценовую политику  должно проводить государство  и основные задачи по регулированию  цен. 
  Объектом  исследования является взаимосвязи и взаимозависимости цен и тарифов различных видов возникающих как на различных стадиях воспроизводственного процесса, так и в процессе реализации товаров и услуг; сферы государственного воздействия на процессы ценообразования возможности влияния государства на уровень и динамику цен и тарифов.
  Методы  исследования:
  1.Монографический  метод.
  2.Абстрактно- логический.
  3.Экономико-статистический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 

    1.1 Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики 

  Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.(6.c.4).
        Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
         Сторонниками первого подхода были такие известные экономисты, как Адам Смит, Давид Риккардо. Ими были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.
       С точки зрения потребителя цена товара есть сумма денег, которую он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.
      «Современные теории рассматривают цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения».(7.c.24).
  И так, дадим определение понятиям цены, рыночной цены и ценообразования.
  «Ценаденежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар».(4. c.4).
  Рыночная  цена – это цена согласованная продавцом и покупателем.
  В условиях рыночной экономики значение цены определяет структуру и объем  производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу  прибыли, рентабельность продукции  и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.
  «Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.
  Основные  этапы включают процесс ценообразования, который следует начинать с постановки целей и задач, которые фирма  считает наиболее важными. Если четко  определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждое предприятие  имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными». (3.с.8).
  Наиболее  значимыми целями ценообразования  являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание  рынка.
  Ценообразование, является активной частью всего ценового механизма. Оно предопределяет величину цены. Но люди не видят сам процесс  ценообразования, так как  он скрыт, они видят только результат, т.е. цену.
  Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике.
  1.Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.
  2.Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.
  Балансирующую функцию той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.
  Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что  устанавливается обратная зависимость  между рыночной ценой и количеством  покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров  или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция  к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При  уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда  не хватает каких-либо товаров и  услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое  количество товаров и услуг данного  вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.
  Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию  рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже  имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.
  Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос  имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень  прибыли. Чем они выше, тем быстрее  растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах  или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска  и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение  их равновесия на основе цен реально  лишь на свободном рынке.
  3.Стимулирующая функция цены. Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.
  Посредством цен можно реально стимулировать  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и  потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли  в цене, надбавками, скидками с цены.
  4.Функция распределения и перераспределения.
  Эта функция цены связана с отклонением  ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают  инструментом распределения и перераспределения  национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через  акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость  и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.
  С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между .отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.
  Функция цены как средство более рационального  размещения производства. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где  имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право  самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.
  Из  вышеизложенного материала можно  сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться  в тесной связи с рынком - его  закономерностями, условиями и особенностями. 
     Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена в условиях рынка выполняет важные функции и определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на размер прибыли, рентабельность продукции и производства и на уровень жизни общества. 
 
 
 

  1.2 Принципы ценообразования 

  Важным  элементом являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами формирования цен.
  Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.
  Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей  в национальной экономике системы  цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение  уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в  том числе экономическую, при установлении цен.
  Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.
  Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе  развития национальной экономики страны.
  Принцип непрерывности процесса ценообразования  определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.
  Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдение» цен  заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др. В каждой отрасли национальной экономики имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений. В связи с этим выполнение всех общих принципов, правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен.
  Таким образом, цель контроля за соблюдением  государственной дисциплины цен - это  проверка правильности применения установленных  законодательством и нормативными документами общих принципов, положений, рекомендаций и правил ценообразования  в министерствах, ведомствах, органах  управления республик, краев, областей, на предприятиях, в организациях, объединениях, компаниях, фирмах, ассоциациях, концернах.
  Принципы  ценообразования - это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.  
 

  1.3 Методология ценообразования 

  «Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам». (1.c.4)
  Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности методов ценообразования.
  1. Метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
  Обычно  под издержками понимают затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних  постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы  изменений издержек на единицу продукции  по отношению к росту объема производства и продаж.
  Многие  менеджеры предпочитают устанавливать  относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта  для сведения к минимуму потерь при  организации массовых продаж.
  2. Метод минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.
  Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.
  Подобная  политика ценообразования рациональна  также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда  следует ожидать значительного  увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения  его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам  способна привести к активному расширению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов  сбыта. Но при неумелом использовании  рассматриваемой методики фирме  грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и  состояние конкурентной борьбы. Поэтому  столь важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую  прибыль с формированием условий  для принятия данной цены целевым  рынком.
  3. Метод надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости.
  Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет  данного коэффициента делением общей  суммы прибыли от продаж на цену продаж.
  4. Метод целевого ценообразования. Иначе данный метод именуют методом определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукции, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.
  Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требованиям спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определяя ее на уровне, обеспечивающим получение максимально возможной прибыли для фирмы.
  5. Метод определения цены продажи  на основе анализа минимальных  пределов убытков и прибылей. В условиях рынка развитой конкуренции следует определить концепцию: приемлема данная цена или нет, так как в подобных условиях рыночные цены являются главенствующими. Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Кроме того, спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения только или преимущественно цен, а объем продаж – показывать соответствующий уровень цены. В действительности трудно четко определить уровень расходов и их разграничение на постоянные и переменные издержки. Кроме того, на рыночный спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные маркетинговые мероприятия, а также конкурентные отношения между фирмами. По этой причине способ определения цены на основе анализа пределов помогает дать лишь определенный ориентир ее расчетного уровня.
  6. Метод определения цены продажи  на основе анализа максимального  пика убытков и прибылей. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей позволяет определить объем производства и продаж, соответствующий тому случаю, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. Данный способ применяется когда целью фирмы является выявление цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.
  При использовании этого способа  фирма ориентируется на продажи  одного и того же товара по различным  ценам с тем, чтобы на практике проверить, сколько же в реальности удастся продать.
  7.Определение  цены с ориентацией на конкуренцию. Важную роль играет определение цены с ориентацией на конкуренцию. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. Но в условиях зрелости рынка появляется много фирм, активно внедряющихся на него и развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации.
  В подобных условиях при определении  цены продажи эффективен метод, учитывающий  конкурентное положение фирмы и  данного товара или услуги, а также  всю конкурентную ситуацию на рынке. В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод определения цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
  В современных условиях нужно делать основной упор на обеспечение более  активной связи ценовой политики с требованиями и запросами покупателей, их платежеспособностью, критериями оценки ценностей, стилем жизни и т.д., а  также другими элементами маркетинга – товарной, дистрибьюционной и стимулирующей политикой. Маркетинговый подход к формированию продажной цены означает, что в качестве базиса определения уровня цены опираются на запросы самих покупателей, их возможности приобрести тот или иной товар.
  Существуют  различные методы образования цены. В рыночной экономике цена строится на использовании всей совокупности методов ценообразования. В основном на рынке используются следующие методы: «издержки плюс», минимальных затрат ,надбавки к цене, целевого ценообразования, определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей, на основе анализа минимального пика убытков и прибылей и метод с ориентацией на конкуренцию. 

  1.4 Виды цен 

  «Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков».(2.c.30).
  В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные  группы.
  По  характеру обслуживаемого оборота.
  1.Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
  2.Розничные цены– по которым товары и услуги реализуются населению.
  3.Закупочные цены – цены по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.
  На  строительную продукцию – представляет собой либо сметную стоимость  объекта(предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м жилой площади и т.д.).
  1.Тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
  2.Тарифы грузового и пассажирского транспорта –плата за перемещение грузов и пассажиров.
  В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции  на рынке.
  1. Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.
  2. Регулируемые цены – цены,  устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.
  По  способу установления, фиксации.
  1. Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока исполнения данного договора
  2. Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.
  3. Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
  По  способу получения информации об уровне цен.
  1.Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
  2.Расчетные цены –рассчитываются для каждого конкретного заказа.
  В зависимости от вида рынка.
  1.Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).
  2.Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
  3.Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
  С учетом фактора времени.
  1. Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
  2. Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
  3. Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
  4. Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.
  По  условию поставки и продажи
  1.Цена-нетто – цена на месте купли- продажи.
  2.Цена-брутто – цена с учетом условий купли-продажи.
  3.Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.
     В экономическом анализе, а  также в исследовательских целях,  наряду с  текущими, используются сопоставимые. Использование таких цен необходимо в связи  с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. По мере перехода в зону скачкообразного подъёма цен к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции (характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период). Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100 %. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен. 
  В этих же целях иногда применяют реальные цены(представляющие цену в денежном выражении относительно общего уровня цен).
  В ходе принятия потребительских решений  покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного  товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или  того же товара в другом регионе. С  этой целью устанавливается отношение  цен.
    Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, между ними существует взаимосвязь. 

  1.5 Факторы, влияющие на процесс ценообразования 

  Перед всеми коммерческими и многими  некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование представляет собой  весьма многогранный процесс, подверженный воздействию множества факторов.
  Основными из этих факторов являются следующие:
  1. Спрос на продукцию. Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
  Для количественного измерения колебаний  спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие  эластичности. Эластичность дает представление  о том, в какой степени изменение  цены воздействует на уровень спроса.
  Спрос на различные товары может быть как  эластичным, так и неэластичным. К товарам неэластичного спроса относятся, например товары повседневного  спроса, относительно недорогие товары. Кроме эластичного и неэластичного спроса, существует частный случай, когда процентное колебание цены приводит  к точно такому же изменению продаж и общая выручка остается неизменной.
  2. Государственное регулирование  цен.
  В условиях несовершенного рынка возникающая  равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно  создает новые условия равновесия.  Но при этом необходимо учитывать  следующее:
    устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции;
    полный отказ от вмешательства в процесс ценообразования лишает общества возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий.
  Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и  установления фиксированных цен  производителями товара, представителями  оптовой и розничной торговли.
  Независимо  от того, насколько «обоснованы» эти  фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие  нарушения получили название «горизонтальное  фиксирование цен».
  Во  избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  не должны: консультироваться или  обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о  временном сокращении производства с целью поддержания высоких  цен.
  Нарушением, преследуемым законом, является также  «вертикальное фиксирование цен». Оно  проявляется в том, что производители  или оптовая торговля требуют  продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя  таким образом розничные цены. Государство также запрещает и ценовую дискриминацию, если она приносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях.
      3. Издержки по производству и реализации продукции
  Основу  цены изделия составляют издержки, связанный с его производством  и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты  как зависящие (уровень использования  сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия.
  4. Ценовая конкуренция
  Конкуренция подталкивает фирмы к совершенствованию  своей продукции, детальному обоснованию  цены на нее. При этом фирма может  ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В этих условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находиться вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть  меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их и зависит ее благополучие.
  Ценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства (например, капитало- или трудоемкое); жизненный цикл товара (на какой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа.
  5. Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты и др.
  6. Участники каналов товаропродвижения.
  Все они стремятся увеличить объем  реализации и прибыли и установить больший контроль над ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам.
  Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому  участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной  торговле в получении продукции  по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены па определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной  торговлей.
  7. Потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой и восприятием ее различными потребителями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
    покупатели, проявляющие большой интерес, при выборе покупки к ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров (большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства  этого товара), это так называемая группа экономных покупателей;
    покупатели, создавшие себе «образ» товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от «образа», — это персонифицированные покупатели; они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
    покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные покупатели»; они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;
    покупатели,   мало  интересующиеся  ценами,   — «апатичные покупатели».
         Из всех факторов, влияющих на ценообразование основное воздействие на движение цен, оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным.
  Таким образом, цена представляет собой тонкий гибкий инструмент и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм .Цена, являясь регулятором экономики, отражает всю совокупность рыночных отношений и закономерности развития экономики , поэтому необходимо понимать природу, сущность цены, ее теоретические основы и практическую значимость для общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  ЦЕН В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

  2.1 Формирование динамики  цен на продукцию  отраслей – естественных монополий и топливно-энергетических ресурсов 

         Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
       Приведем данные  средних цен на некоторые виды естественных монополий за период 2006 – 2010 г. по Российской  Федерации.(табл.1) 

  Таблица 1 –Динамика средних цен и  темп их роста на некоторые виды продукций естественных монополий и топливно-энергетические ресурсы за  5 лет в рублях 

  
  2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Нефть добытая, т 5278,30 5502,9 6918,66 5466,53 6633,89 125,68
Газ природный, тыс м3 388,7 417,7 492,99 591,67 615,043 158,23
Электроэнергия, отпущенная различным  категориям потребителей, МВт ч 998,5 1152 1385,12 1648,78 1940,72 194,36
Теплоэнергия, Гкал 392,3 454,1 537,35 604,56 652,18 166,25
 
      Как свидетельствуют данные таблицы 1 можно проследить за ростом всех показателей. За период 2006-2010 гг. цена на нефть выросла на 25,7 %, газ природный - на 58,2%, электроэнергия - на 94,4%, теплоэнергия - на 66,2%. В среднем рост всех показателей составил 61,1%. Значительное увеличение цен на продукцию естественных монополий приведет к дальнейшему повышению всех категорий товаров, в особенности на энергозатратную продукцию и продукцию, в большей степени, зависящую от естественных монополий. Учитывая ценообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию, явился фактором макроэкономической инфляции. Предельные издержки естественных монополий растут. Причины этого роста разнообразны. В газовой и нефтяной отрасли – это истощение гигантских месторождений и расширение добычи газа в месторождениях с суровыми климатическими и горно-геологическими условиями, износ магистральных газопроводов, строительство новых магистральных газопроводов. В электроэнергетике – это ввод новых генерирующих и передающих электроэнергию мощностей, нарастающий износ основных фондов, рост стоимости труда и пр. Рост предельных издержек производства природного газа и электроэнергии сопряжен с негативными последствиями как для экономики страны в целом, так и для отдельных ее отраслей. Прежде всего, снижается конкурентоспособность российских производителей и экономики в целом.
  Далее можно рассмотреть, как влияет повышение  цены газа на цены электроэнергии и теплоэнергии. (рис.1). 

  
  Рисунок 1. Индексы цен на продукцию естественных монополий. 

    В составе затрат предприятия  теплоснабжения и электроснабжения  большой удельный вес занимают  затраты на топливо. В качестве  энергоносителя может выступать газ. Из данного графика мы видим что, темп роста средних тарифов на электроэнергию выше темпов роста цен на газ.
  В результате анализа мы выяснили, что  рост внутренних цен монополий в значительной мере обусловлен недостаточным уровнем конкуренции. Следует отметить, что естественная монополия-это довольно устойчивая  форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах  регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь  на самом деле систем  регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы  государственного  регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот  вопрос будет одним из основных  в поисковом плане, и интерес общества к нему, никогда не угаснет. 
 

  2.2 Формирование динамики  цен  на продовольственном рынке
  Либерализация цен и переход к свободным  ценам на продовольственные товары привели к существенным изменениям конъюнктуры продовольственного рынка  в России. Одной из проблем, от которой зависит устойчивость сельскохозяйственного производства, и эффективность его экономики является создание рыночной инфраструктуры. Для сельскохозяйственных  предприятий, ориентированных в недалёком прошлом в основном на удовлетворение государственных потребностей, с переходом к рыночным отношениям не был создан адекватный механизм обмена, а именно инфраструктура рынка, маркетинг продовольствия и сельхозпродукции, информационная система товародвижения, ценообразования и др. Такое положение сложилось из-за того, что государство и его структурные подразделения в регионах в начале реформы фактически  самоустранились от выработки стратегии развития и регулирования этого жизненно важного сектора экономики. Между тем, становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без системы организованных рынков.
  Приведем  данные  средних цен на некоторые  виды  продовольственных товаров за период 2006 – 2010 г. по Российской  Федерации. (табл.2).
  Таблица 2 – Динамика средних цен и темп их роста на некоторые виды продуктов на продовольственном рынке за 3 года в рублях  

  
  2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Сахар - песок, кг 26,1 22 23,8 30,6 36,1 138,5
Говядина  бескостная, кг 179,5 192 217,9 253,9 263,3 146,7
Масло сливочное, кг 106,4 123,9 168,2 180,1 213,2 200,4
Хлеб  ржаной, ржано-пшеничный, кг 15,9 18,4 24 26,0 26,7 167,9
Молоко пастеризованное стерилизованное 2,5-3,2% жирности, л 18,1 20,9 27,1 30,8 34,1 188,5
Сметана, кг 64,9 74 93,3 97,4 103,5 159,6
Сыры  сычужные твердые  и мягкие, кг 141,8 171,7 220,7 209,6 244,3 172,3
Яйца  куриные, 10 шт. 23,6 28,6 35,5 34,6 34,4 145,8
Пшено,кг 13,5 16,3 25,9 23,4 24,6 182,2
Крупа гречневая-ядрица, кг 22,9 24,7 27,2 26,8 43,2 188,6
 
Окончание таблицы 2
  
Картофель ,кг 13 13,6 18,5 17,6 20,8 160,0
Макаронные  изделия из пшеничной  муки высшего сорта, кг 26,5 29,4 41,7 46,8 45,7 172,5
Рис шлифованный, кг 22,6 27,5 39,4 46,4 42,5 188,1
Колбаса вареная I сорта, кг 105,3 112,9 134,5 162 169,1 160,6
Рыба замороженная неразделанная, кг 57,2 60,9 66,4 80,4 78,3 136,9
 
  По  данным, приведенным в таблице 2, за период 2006-2010 год можно проследить за динамикой роста цен товаров на продовольственном рынке. Общая инфляция по продуктам составляет 67,2%. Продовольственный рынок, прежде всего, зависит от рынка естественных монополий. Проследив за динамикой цен в таблице 2, можно сделать вывод о том, что повышение цен на продовольственном рынке могла быть вызвано ростом цен на энергоносители и сырье, ростом мировых цен на продовольственные товары, влияние природных катаклизмов, экономическим кризисом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.