На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование занятости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ    
Введение                                                                                                                            3
1 Рынок труда 5
 1.1 Особенности рынка труда 5
 1.2 Понятие занятости и безработицы 7
2 Процесс стабилизации рынка труда 12
2.1 Концепции занятости 12
2.2 Дерегулирование на рынке труда 15
2.3 Комплекс мер государственного  регулирования 18
3  Политика занятости в России 21
   3.1 Политика занятости на разных государственных уровнях 21
3.2 Кризис и политика занятости 23
Заключение                                                                                                                                                                                                                                                                                28
Список  использованных источников и  литературы                                                                                30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ 

      Занятость это экономическая и очень  важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества1.
      Одной из главных социальных форм проявления макроэкономической нестабильности является безработица. Она представляет собой неизбежный спутник рыночной экономики, в рамках которой формируется рынок труда, где действует спрос и предложение рабочей силы. С развитием рыночных отношений масштабы безработицы неизбежно возрастают. В развитых странах за последние 30 лет она увеличилась в абсолютных показателях более чем в 2 раза. Не случайно Дж. М. Кейнс называл безработицу наиболее значительным пороком общества. Вслед за Кейнсом западные экономисты вынуждены были признать безработицу как объективную социально-экономическую проблему2.
      Безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующий фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она является социально-политической проблемой. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества3.
      Экономическая теория утверждает, что безработица является одним из классических случаев «провалов рынка». Следовательно, заботу о преодолении неблагоприятных последствий для общества этого явления обязано взять на себя государство. И это должно стать частью государственной социально-экономической политики4.
      Актуальность  темы заключается в том, что задача поддержания занятости населения  на стабильном и приемлемом для общества уровне приобретает в современных  условиях особое значение, т.к. практически  для всех стран мира характерен определенный уровень безработицы.
      Цель  курсовой работы - изучение государственного регулирования занятости: макроэкономическая теория и институциональная практика. Объект исследования - занятость. Предмет исследования – государственное регулирование занятости.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
      1) изучить особенности спроса и предложения на рынке труда;
      2) рассмотреть сущность занятости  и безработицы;
      3) описать концепции занятости;
      4) проанализировать комплекс мер государственного регулирования занятости;
      5) исследовать государственное регулирование  занятости в России. 
 
 
 
 
 

      1 РЫНОК ТРУДА 

      1.1 Особенности рынка труда 

      Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Существование рынка труда возможно при условии, что работник является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
      На  рынке труда под воздействием спроса и предложения трудовых ресурсов формируется средней уровень зарплаты на тот или иной вид деятельности (рисунок 1).
      

      Рисунок 1 - Равновесие на рынке труда D1 (labour demand) — спрос на труд; L (labour) — количество трудочасов; S1 (labour supply) — предложение на рынке труда; W (wage) — заработная плата 

      Однако  необходимо понимать, что рынок труда  обладает некоторыми особенностями, которые влияют на процесс установления равновесия (в частности, речь идет о деятельности профсоюзов или наличии монополии на рынке труда, когда предприятие является единственным покупателем рабочей силы).
      Особенностью  рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом —  «человеческим капиталом», который  часто обозначается буквой «К» (от англ. knowledge — «знание»). Сегодня считается, что самыми эффективными являются именно инвестиции в этот вид ресурсов.
      Сущность  рынка труда определяется спецификой его объекта:
      - работники обладают разными физическими  данными и способностями;
      - рабочая сила бывает различной  квалификации, поэтому рынок труда делится по профессиональному, отраслевому и географическому признакам;
      - рабочая сила мобильна и географически,  и по профессиям;
      - понятие рабочей силы включает  сегодня социальный, психологический, политический и духовный аспекты, кроме того, работники имеют определенные права в отличие от других видов ресурсов5.
      Спрос на труд зависит:
      а)  от потребности производства, т.е. что и сколько производить;
      б)  от производительности труда, которая в свою очередь зависит:
      — от квалификации,
      — от техники и технологии,
      — от объема основного капитала,
      — от организации (управления) производством,
      — от количества и качества природных  ресурсов.
      Спрос на труд считается вторичным, т.е. зависит  от потребностей производства, а также от производительности труда.
      Главная особенность рынка труда состоит в том, что на этом рынке формируется заработная плата как основной доход подавляющей части населения любой страны. Закон спроса на труд гласит: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд6.
      Особенности трудовых ресурсов определяют и специфические черты предложения этого вида ресурсов на рынок:
      1) наличие демографических факторов, таких как прирост населения и изменение половозрастной структуры;
      2) экономические условия, определяемые  уровнем безработицы, социальной обеспеченности и т. д.;
      3) социальные аспекты, которые подразумевают  общественное отношение к той  или иной профессии, т. е.  ее престижность;
      4) психологические мотивы, включающие  желание человека работать, существование  выбора между потреблением, определяемым уровнем зарплаты, и досугом; личностные характеристики «человека самореализующегося» в процессе трудовой деятельности;
      5) факторы, связанные с образованием  и подготовкой кадров; фактор  времени, связанный с инвестициями  в человеческий капитал7.
      Предложение труда на рынке осуществляют домохозяйства. Закон предложения труда гласит: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда8. 

      1.2 Понятие занятости  и безработицы 

      Занятость — деятельность людей, связанная  с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход. Людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законом деятельность. Государство призвано обеспечивать проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права на труд. Уровень занятости определяется количеством занятых в общем объеме экономически активного населения.
      Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период осуществляли следующую деятельность:
      а) выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников (т. е. индивидуальную предпринимательскую деятельность);
      б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения вне своего рабочего места, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации (продолжительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;
      в) выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии.
      Занятыми  считаются также лица, выполняющие  работу по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично)9.
      Понятие «полная занятость» не означает 100%-ной занятости рабочей силы. Для нормального функционирования рыночной экономики необходим рынок труда, предложение труда. В каждый данный момент в стране должно существовать определенное количество незанятой рабочей силы, т.е. безработных. Вообще проблема полной занятости — это проблема безработицы.
      Безработица представляет собой циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
      Всем  рыночным экономикам присущ определенный уровень безработицы.
      Согласно  определению Международной организации  труда (МОТ) безработным считается человек, который может работать, хочет работать, самостоятельно активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Из этого краткого определения следует, что понятия «неработающий» и «безработный» — нетождественны. Престарелые, инвалиды не относятся к безработным (они не могут работать), также не считаются безработными те, кто не хочет работать (бродяги, нищие)10.
      Уровень безработицы — отношение числа  безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.
      Статистика  безработицы основывается на обследованиях по проблемам занятости и данных органов государственной службы занятости о регистрации безработных, которые обратились за содействием в эти органы11.
      По  мнению большинства экономистов, безработица  в современной экономике представляет собой центральную проблему. Экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Рассмотрим последствия экономических издержек безработицы:
      - недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;
      - отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, то есть в условиях полной занятости;
      - чем выше уровень безработицы, тем больше отставание валового внутреннего продукта от полного объема производства;
      - неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.
      Наиболее  серьезное следствие безработицы  — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня12.
      В каждый данный момент в стране имеется определенная фрикционная и структурная безработица. Эти виды безработицы и образуют так называемую «естественную» или «нормальную» безработицу, существующую всегда и в любой стране. Она характеризует состояние рынка труда, при котором имеется примерное равенство между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу. Наличие безработицы на нормальном, естественном уровне обеспечивает безынфляционный экономический рост. Таким образом, проблема обеспечения полной занятости населения превращается в проблему поддержания безработицы на естественном уровне13.
      Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена, который гласит: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 %. Если предположить, что уровень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.
      Последствия социальных издержек безработицы:
      1) потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;
      2) деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения;
      3) упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека. По оценкам, средний годовой темп роста преступлений, совершаемых безработными, в 4—5 раз превышает «скорость» совершения всех преступлений;
      4) чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний. Ведущий эксперт по этому вопросу доктор М. Харви Бреннер утверждает, что в США повышение уровня безработицы на один процентный пункт, сохраняющийся в течение более 6 лет, вызывает преждевременную смерть 37 000 человек;
      5) общественные и политические беспорядки.
      Массовая  безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальное обострение и даже взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ПРОЦЕСС СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА 

      2.1 Концепции занятости 

      Методы  борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
      Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
      Пигу  и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой  заработной плате, предлагают:
      - содействовать снижению заработной платы;
      - разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
      - государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
      Из  рекомендаций Пигу широко применяется  деление ставки заработной платы  и рабочего времени между несколькими  работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
      Кейнсианские  программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (таблица 1).  

Таблица 1 - Кейнсианская программа борьбы с безработицей
Тактические меры Стратегические  мероприятия
Организация государст-вом общественных работ Государственные заказы частному сектору Снижение учетной  ставки процента
 
      Первый  блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Кейнс шутя говорил, что если по каким-то причинам отсутствует фронт работ, то можно закопать ассигнации и заставить искать их. Главное — занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.
      Второй  блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру  рынка, сформировать инвестиции и, как  следствие — потребительский  спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
      Это стратегическое экономическое мероприятие  государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
      Кейнсианские  программы успешно применялись  после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.
      Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство  не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
      Такие пути были найдены экономической  школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы  предлагают в условиях, когда безработица  и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
      Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
      Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым - малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок — основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.
      Эффективный рынок рассасывает безработицу  до естественных пределов.
      Монетарные  программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса15.  

      2.2 Дерегулирование на рынке труда 

      Дерегулирование, или «борьба с элементами жесткости  на рынке труда», будучи практическим воплощением взглядов современных неоклассиков, предполагает также и ряд других мер.
      1) Введение более гибкой системы оплаты труда, причем не на основе аналитической оценки рабочих мест, которая господствовала в 60— 80-е гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Повысилась значимость единовременных выплат, они стали увязываться не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Шире используются такие формы оплаты, как участие в прибыли, при этом работник несет и риск убытков предприятия.
      2) Расширение возможностей работника в плане выбора форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени. Распространились нестандартные виды занятости: паломничество (особенно среди женщин), временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость. Они наполнились новым содержанием, отражающим специфику современных технологий. Так, все чаще используется надомная работа специалистов высокой квалификации, программистов, конторских служащих, которая предполагает широкое задействование персональных компьютеров, включенных в информационные системы.
      3) Постепенный отказ от индексации заработной платы. По мнению теоретиков дерегулирования, она ослабляет гибкость рынка труда. Приводя к сближению минимальной и средней заработной платы, индексация провоцирует рост институциональной безработицы. Стремление не допустить последнюю привело к нарастанию дифференциации в оплате труда.
      4) Ожесточенные атаки на систему страхования по безработице, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования (в том числе во избежание переноса деятельности компаний за рубеж, где это страхование развито слабее).
      5) Активный процесс «либерализации» правил найма и увольнения. Сокращается срок предупреждения о предстоящем увольнении. Во Франции в 2006г. президент все же подписал (несмотря на ожесточенное сопротивление молодежи) закон о первом найме, позволяющий компаниям увольнять работников, не достигших 26-летнего возраста, без объяснения причин своего решения. Широкое распространение получает практика срочных трудовых соглашений, когда увольнение по истечении срока договора является автоматическим актом, не требующим никаких согласований и не предполагающим выплаты выходного пособия.
      6) Расширение временной занятости, доля которой колеблется от 5—6% в Италии и Бельгии до 20—28% в Австралии и Испании. Наряду с занятостью по срочным контрактам появилось множество агентств, специализирующихся на сдаче работников «в аренду» на определенное время. Услуги подобных агентств позволяют компаниям покрывать потребности в дополнительных кадрах во время конъюнктурного подъема, не неся при этом никаких издержек, связанных с наймом или увольнением в период спада деловой активности.
      7) Изменение механизма установления длительных трудовых связей компании с работниками. Он распространяется лишь на часть персонала, который нанимается на условиях фиксированной рабочей недели и стабильного уровня оплаты труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.