На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правление и реформы Петра Великого

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Содержание 
Введение  
Глава 1. Споры о личности Петра  
1. Западники  
2. Славянофилы  
Глава 2. Характеристика Петра  
1. Отношение Петра к науке и просвещению  
2. "То мореплаватель, то плотник..."  
3. Семейные отношения Петра 
Заключение  
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
Личность Петра Великого всегда поражала своим своеобразием и его современников и потомков. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой жестокостью; целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка; неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко неполноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением,а в молодости и с преклонением перед западной культурой.Научно-теоретическое значение изучение темы личности Петра определяется ключевой ролью этой проблемы в оценке петровских преобразований, споры о которых начались еще в XIX в. Эпоха петровских реформ заняла важное место в историческом процессе, поскольку долгие годы являлась предметом споров западнической и славянофильской школ.Отголоски этих споров ощутимы и в современной российской исторической науке.Проблема личности Петра вполне актуальна и сегодня, - не смотря на всю противоречивость, в отечественной истории она стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного,не щадящего ни себя,ни других,служения Российскому государству. Российское государство за свою многовековую историю пережило самые разные периоды западного влияния, знало оно и самых разных реформаторов и преобразователей. Однако личность Петра и дух его преобразований могут являться своеобразным эталоном служения государству, что собственно и определяет современность данной темы. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на объективные тенденции развития, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень.Всего лишь за четверть века, причем века XVIII- го, отнюдь не такого стремительного как XX-й, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. 
Созданное Петром I новое "регулярное" государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г.Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичность петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке личности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Споры о личности  Петра I
Интерес к личности Петра I в отечественной исторической науке возник достаточно давно. Русскими историками было очень много сделано для издания источников эпохи Петра Великого. Среди представленных в многочисленных исторических исследованиях о Петре точек зрения можно с определенной долей условности выделить два направления: западническое и славянофильское, которые достаточно четко прослеживались в XIX – начале XX вв. 

1.1. Западники
Одним из первых историков Петра I был И.И. Голиков (1735-1801) - купец, который собрал огромные по объему материалы и опубликовал 12 томов "Деяний Петра Великого" и 18 томов "Дополнений к ним. Особое внимание Голиков уделял внутренней политике и преобразованиям императора.По содержанию этот труд - панегирик Петру.И.И. Голиков весьма восторженно оценивает Петра и его преобразования, безусловно считая все западные нововведения полезными и необходимыми.В отличие от И.И. Голикова, который не был профессиональным историком, а его работа зачастую сводилась к простой компиляции всего известного автора без сколько-нибудь серьезной научной критики, совсем иначе подошел к теме личности Петра и его преобразований видный историк и общественный деятель М.П. Погодин (1800-1875). Погодин - убежденный защитник петровских реформ. Первому российскому императору он посвятил книгу "Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого" и обширную статью "Суд над царевичем Алексеем Петровичем". М.А Погодин считал Петра выдающейся личностью и все его преобразования выводил из потребностей развития России. 
Гораздо дальше своего учителя в изучении Петра I пошел С.М. Соловьев. В "Истории России" он посвятил петровскому времени пять томов. Позднее историк выступил в зале политехнического музея с "Публичными чтениями о Петре Великом", где в более кратком и доступном виде изложил свои выводы. Оба названных труда являются вершиной научного творчества историка, где наиболее полно проявился его аналитический талант и виртуозная работа с источниками.В этих работах заметна перестановка ударений в общей оценке петровских реформ. В "Истории России" они оцениваются как революция начала XVIII в., когда "один человек, одаренный небывалой силой, взял в свои руки направление революционного движения, и этот человек был прирожденный глава государства".Однако, в дальнейшем историк пересмотрел свое суждение и в "Публичных чтениях о Петре Великом" показал ограниченность и историческую неподготовленность преобразований. Он дал классическое определение обусловленности реформ всем предшествующим развитием: "Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился".  
Эти взгляды и оценки стали общепринятыми в отечественной историографии Петра I. Их разделял приемник Соловьева по кафедре истории Московского университета В.О. Ключевский. В отличие от своего учителя Ключевский гораздо более критично оценивал результаты реформ, показывая несоответствие между их замыслом и результатами. "Самодержавие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием", - писал он, заключая характеристику Петра I и его реформ и как бы оправдывая за промахи и издержки.
 

1.2. Славянофилы
Исторические взгляды Н.М. Карамзина были достаточно своеобразны. Признавая этого государя Великим, он в то же время гораздо осторожнее своих современников подошел к оценке его деятельности. В "Записке о древней и новой истории" он довольно сурово критикует преобразователя за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Жестокая ломка старого быта и национальных традиций, предпринятая Петром, по мнению историка и писателя, далеко не всегда была оправдана. В результате русские образованные люди стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. 
Н.М. Карамзин и другой несомненно талантливый историк и публицист М.М. Щербатов положили начало славянофильским оценкам царствования Петра I. К славянофилам восходит наиболее последовательная критика Петра как разрушителя органичной национальной жизни, хотя, подобные упреки ему делались и гораздо раньше.Еще более усилил критические акценты в отношении петровских реформ ученик Ключевского П.Н. Милюков. В монографии "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого" и в обобщающих "Очерках по истории русской культуры" он развивает мысль о том, что реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; были "реформами без реформатора". Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы". 
Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития. Славянофилы в противовес западникам поставили вопрос о особом "русском воззрении" в истории и противопоставляли Россию Европе и допетровскую Русь-России петербургского периода.Сегодня споры славянофилов и западников давно уже потеряли свою общественную актуальность. Однако, западничество и славянофильство, зародившееся как различные исторические оценки петровских преобразований, имеет своих последователей и сейчас. Даже в конце XX в. личность Петра не оставляет равнодушными российских историков и публицистов,и в силу этого снискала себе как последовательных апологетов, так и не менее настойчивых критиков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика Петра I 

2.1. Отношение Петра  I к науке и просвещению
"Мы  просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 г. - Петр Великий велел  считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться - наше платье сшито по фасону иностранному, данному Петром Первым. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга - Петр Великий вел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее - этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты - Петр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи - все они, от шейного шелкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей до виноградного вина, им разведенного все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости - это ассамблеи Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных в мужскую компанию по требованию Петра Великого. Пойдем в университет - первое светское училище учреждено при Петре Великом..," - так довольно метко и красноречиво охарактеризована просветительская деятельность Петра I известным русским историком М.Н.Погодиным.Таким образом, в современной жизни трудно найти столько сознательно введенных человеком культурных и общественных институтов, сколько связано с именем Петра Великого. Попытаться описать хотя бы малую часть петровских нововведений в области просвещения и науки в рамках отведенного мне объема представляется очень трудной задачей. Поэтому вместо перечисления огромного количества общественно-культурных преобразований петровского времени представляется более оправданным попытаться оценить их общую направленность, рассмотреть феномен петровских реформ.Идеологическим обоснованием петровских преобразований была так называемая теория "общего блага". Петр исходил из представления, что гармония и благоденствие наступят тогда, когда каждый из подданных будет безоговорочно выполнять обязанности, возложенные на него государством. Только тогда возможны успехи в торговле, промышленности, соблюдение правосудия. "Общее благо" - это в конечном счете способность служить государству. За этой теорией стоит целый пласт культуры XVI - XVII вв. Петра Великого нередко винят в подражательности, в преклонении перед Западом. Но для России нужны были наука, искусства и техника, которые можно было заимствовать только с Запада. При этом Петр не ставил своих подданных в унизительные отношения к иностранцам. Напротив, все его действия и мероприятия были направлены к тому, чтобы по возможности скорее уничтожить эту зависимость, убыточную для народа и государства. Русские дворяне отправлялись в многочисленные командировки за границу, чтобы, вернувшись после учения, заменить иностранцев в России. Таким образом, от иностранцев перенималось только то, что признавалось, по мнению Петра, нужным и полезным. "Вся преобразовательная деятельность Петра, - писал В.О.Ключевский, - направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега".  
Однако, справедливости ради, надо отметить, что оценки петровских нововведений не только хвалебные. На реформах Петра I изначально лежала печать двойственности, методы их осуществления были грубы и насильственны, результаты неоднозначны. В самом преобразователи также было предостаточно темных сторон. Обо всем этом много писали уже дореволюционные историки и в том числе В.О. Ключевский. Так, один из исследователей Петра, резюмируя все критические замечания, пишет: "Усилиями поколений историков был создан фундамент петровской легенды. Первое: Россия была очень плоха. Второе: Россию надо было спасать. Третье: Петр, при всех его увлечениях и безобразиях, Россию все таки спас". Кроме того, они считают, что европеизация несла России расширенное применение смертной казни, террористический режим личной власти царя. Что же касается техники и всяких полезных заимствований - их везли из Европы и до Петра. Вполне очевидно, эти две противоположные точки зрения уходят своими корнями в западническую и славянофильскую концепцию, поэтому оценка просветительской роли Петра для России может быть решена главным образом на концептуальном уровне.  
На мой взгляд, вся деятельность Петра была направлена к тому, чтобы открыть для его государства возможность просвещения. Стремление к морям, сближение с иноземцами, переделка внутренних порядков на европейский лад - все это имело целью усвоение Русью благ цивилизации. При Петре возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностранным языкам, по математике, морскому делу, счетоводству.. 

2.2. "То мореплаватель,  то плотник…"
Осуществление широких кораблестроительных планов обнаруживает в их инициаторе - Петре Великом человека необычайной энергии и широкого кругозора, не помышлявшего о сиюминутных выгодах, а смотревшего в отдаленное будущее. Сама мысль - создать на пустом месте в короткий срок военно-морской флот - может дать понятие о масштабах планов Петра. Эта мысль была дерзкой, прежде всего, по тому, что страна не располагала не денежными ресурсами, ни мастерами кораблестроителями, ни навигаторами, ни людьми, из которых можно было комплектовать экипажи кораблей. Тем не менее, военно-морской флот был создан. Он по праву считается детищем Петра, его давнишней мечтой, воплощенной в реальные фрегаты и линкоры. 
При отсутствии или почти отсутствии денег а казне царь решил финансовую проблему оригинальным образом - велел организовать так называемые кумпанства и поручить каждому из них в двухлетний срок - к апрелю 1698 г. - соорудить, оснастить и вооружить корабль, вполне пригодный для военных действий. Принцип организации кумпанств был столь же прост, как и рационален: на воду надлежало спустить один корабль на 10000 крестьян, принадлежавших светским феодалам. Крупные землевладельцы строили корабль в одиночестве, а душевладельцы средней руки сбивались в компанию таким образом, чтобы ее члены в общей сложности владели 10000 крепостных. Таков же был принцип организации кумпанств духовными феодалами с тем, однако, различием, что корабельная повинность для них была более обременительной: один корабль надлежало поставить не с десяти, а с восьми тысяч крестьян. В общей сложности было сколочено 42 светских и 19 духовных кумпанств.Посадские люди и черносошные крестьяне, а также гости и торговые люди гостинной и суконной сотен составляли единое кумпанство, обязанное построить 14 кораблей. Во главе кумпанства стояла особая комиссия из пятерых гостей. Она производила сборы денег, а также организовывала строительство кораблей собственными силами или сдавала эту работу в подряд.Четвертым строителем флота выступала казна - Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные со светских и духовных душевладельцев с вотчинами менее сотни крестьян. Адмиралтейству было поручено спустить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Строительство военно-морского флота Петром Великим было одним из самых ярких и убедительных доказательств его организационных способностей. Однако, из "корабельных увлечений" царя, на мой взгляд, можно сделать и еще один вывод о личности Петра I. Всю свою жизнь Петр с большой охотой и огромным трудолюбием изучал различные ремесла, главнейшим из которых он считал корабельное. Труд становится для него нравственным долгом, равно обязательным для всех, не исключая сана и происхождения. Сам он был мастером четырнадцати ремесел. Даже в последние годы жизни Петр не оставляет механического труда. "Трудиться надобно, - говорил он возвратившимся из заграничного учения дворянам, - я - царь ваш, но у меня на руках мозоли, а все для того, чтоб показать вам пример и хотя бы под старость мне достойных из вас помощников и слуг Отечества".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.