На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по психофизиологии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


лекции

по  дисциплине

 
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

(указывается  наименование дисциплины  в соответствии  с ГОС)
 
 
 
 
 
 
Специальность: 080505 – Управление персоналом
 
 


Лекция 1. Психофизиологическая основа построения профессии

     Понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» в психологическом и физиологическом контекстах

 
      В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
      В феномене  профессии  скрыты психофизиологические,    общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
      Профессиональная  деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологическом (как «функции человеческого организма»), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, несомненно, играют ведущую роль.
        Профессиональная деятельность  как вид трудовой деятельности  рассматривается как явление прежде всего социальное. Вместе с тем, для полного научного осмысления трудового процесса, важно учитывать, его биологическую сущность. Очевидно, что как бы различны не были отдельные виды  трудовой деятельности, с физиологической стороны это   функция человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, предполагает трату  ресурсов человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.      (Н.Н. Данилова, В.А. Бодров и др.).
      Установлено, что неэффективность профессиональной деятельности  примерно на 80% обусловлена  физиологическими, психическими и социально-психологическими особенностями работников. Некоторые работники  быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального совершенства, у других же процесс овладения профессией затягивается, и как следствие – работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку значительная конкуренция на рынке труда побуждает людей осваивать порой совершенно неподходящую для них профессию.
      Вместе  с тем, существуют ситуативные нежелательные  тенденции в  профессиональном использовании  человеческих ресурсов. Нельзя не согласиться  с Е.А. Климовым, отметившим, что время от времени в сознании руководителей производства возрождаются инициативы, либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма, либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме  желания  «заработать». Такой подход менеджеров к управлению человеческими ресурсами достаточно часто приводит к снижению работоспособности персонала, потере работниками здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии.
      Поэтому  процессы профессионального становления  и управления профессиональной деятельностью  персонала требуют специальных  знаний и умений в области выявления  психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это делает возможным своевременно  определить степень профессиональной пригодности человека  к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических  особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация,  и работник.
      Решение этих проблем относится к сфере  знаний, которыми оперирует психофизиология  профессиональной деятельности.

  Сущность и предмет изучения психофизиологии профессиональной деятельности

 
      В настоящее время осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании и спорте обусловлено знанием психологических и физиологических закономерностей. Психофизиология профессиональной деятельности является  частью психофизиологии человека, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.
      Предметом психофизиологии профессиональной деятельности является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.
      Теоретические исследования психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология профессиональной деятельности использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью (К.А. Альбуханова-Славская, Е.А. Климов, Г. Киссинджер и др.).
      Психофизиология профессиональной деятельности имеет  значительный инструментарий для изучения всех этих направлений.

  Взаимосвязь психофизиологии  профессиональной  деятельности с  другими науками

 
      Трудовая (в том числе и профессиональная) деятельность  в психофизиологическом контексте  рассматривается   как категория социальная и биологическая. Труд – это естественная потребность здорового организма, способ развития и форма проявления духовных и физических сил человека. Однако человек отличается от животного тем, что он существо социальное. Это и определяет особенности его физиологии и психологии в трудовом процессе и вне его.
      Основным  содержанием труда в современных  профессиях является управление потоками информации, техническими средствами, контроль за сложными системами.
      Примерно 80% всех современных видов трудовой деятельности предполагают небольшие  и умеренные физические напряжения, энергозатраты при которых не превышают 8,4 – 12,5 кДж/мин.
      Непрерывно  возрастает доля умственного труда  в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на различных  станках умственная деятельность, связанная  с концентрацией внимания, колеблется от 15%, до 52%, при управлении автотранспортом  в черте города – более 60%, при печатанье на пишущей машинке – не менее 73% и т.д.
      Характерной особенностью многих видов профессий  становится нервно-эмоциональное напряжение, возникающее при выполнении ответственных  операций, связанных с принятием  решений.  Если такие операции постоянно повторяются в процессе деятельности, то нервно-эмоциональное напряжение постоянно возрастает, так как не находит выхода в мышечной работе, эволюционно с ним связанной. Ограничение мышечной функции делает более значительным ее вегетативный компонент, что приводит к нарушению общего равновесия в организме и проявляется в негативном изменении функционального состояния человека – работоспособности (А.Б. Леонова, Е.Г. Мильнер и др.).
      Современная наука призвана наиболее полно использовать положительное влияние труда на здоровье человека, развитие его духовных и физических сил, повышение его работоспособности. Проблема повышения работоспособности комплексная. Успешное решение ее зависит от результатов совместных исследований специалистов различных отраслей знания: психологов, физиологов, экономистов, социологов, инженеров, гигиенистов и даже художников и музыкантов. Особое место в этих исследованиях отводится специальным физиологическим и психологическим исследованиям. Без учета данных этих исследований невозможна действительно научная организация труда, производства и управления, невозможен правильный подход к решению вопросов профессионального отбора, обучения и комплектования кадров, а также к разработке научно обоснованных рекомендаций для оздоровления условий труда.
      Все эти предпосылки способствовали интеграции естественных наук и психологии, в результате чего сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений объектом исследования, которых является человек труда. Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками.
      Можно утверждать, что психофизиология профессиональной деятельности стала частью сложного узла, в который связаны психология труда, эргономика, инженерная психология, гигиена труда и профзаболеваний и некоторые другие науки.
      Основной  задачей психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда, эргономики и других перечисленных выше наук является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих влияние на ее эффективность,  обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся:
    психофизиологический анализ деятельности человека;
    оптимизация психофизиологических состояний работников;
    решение задач профессионального отбора и профпригодности;
    определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности;
    оптимизация неблагоприятных психических состояний.

  Методологические основания применения  психофизиологии для решения практических задач в психологии труда

 
      Теоретической основой психофизиологии профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Сущность этого взаимодействия в том, что среда (условия жизни) побуждают человека к действию. Человек, воздействуя на среду, преобразует ее. Если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности человека      (К.А. Альбуханова-Славская). Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями  производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности.
      Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы.
      С позиций деятельностного подхода  психическое отражение также  не существует вне «чувственной ткани», вне процессов и не реализуется  без них.
      На  современном этапе психологов и  физиологов, занимающихся проблемами психологии труда, объединяет понимание  того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер.                        К концепциям, где раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся теория функциональной системы П. К. Анохина (1968), концепции установки или механизма доминанты по А. А. Ухтомскому, отражающей «функциональный настрой» организма (1950), физиологии активности Н. А. Бернштейна (1966), динамической локализации функций А. Р. Лурии (1984), представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга М. Н. Ливанова (1972), о структуре психологической системы деятельности             Б. Ф. Ломова и В. Д. Шадрикова (1983) и др.
      В соответствии с этими концепциями  структурные изменения в психической  деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, т. е. только через процессы «системного уровня» (В.Б. Швырков,1978). С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям Б. Ф. Ломова (1984), конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности. Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.
        Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга специалистов представляется крайне важным: оно позволяет заменить ошибочные  интуитивные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Эти знания создают необходимую основу для формирования осознанных представлений об обеспечении рациональности и эффективности профессиональной деятельности и здорового образа жизни человека.
 

Лекция 2. Методы психофизиологических исследований.

Сущность  и методологические принципы психофизиологического  исследования

 
      Психофизиологическое  исследование – это изучение состояния  физиологических систем человека психологическими методами. Верно и обратное –  изучение влияния физиологических  систем на психологические показатели. Исследование проводится с помощью  специальной процедуры (программы) обследования.
      Психофизиологические  обследования специалистов некоторых  профессий (рабочих на конвейере, телеграфистов, водителей трамваев, ткачей, и др.) периодически проводились, начиная  с начала прошлого века (Р. Конечный, Н. Боухал и др.). В пятидесятых годах такие исследования  особенностей профессиональной деятельности проводились в электроэнергетическом комплексе и авиации (К.М. Гуревич,       В.П. Зинченко и др.).  В настоящее время психофизиологические обследования персонала являются неотъемлемой составной частью обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, проводимых на транспорте, аэрокосмических, энергетических и некоторых других предприятиях. Некоторые методы обследования (например, на полиграфе) применяются в последнее время  в охранном бизнесе. Психофизиологические обследования могут проводиться в интересах медицины для диагноза заболеваний или в интересах психологии и психофизиологии труда, эргономики в целях оптимизации профессиональной деятельности. Психофизиологические обследования, как и медицинские осмотры, являются составной частью системы медицинского обеспечения деятельности персонала и обязательны при проведении профессионального отбора, аттестации, осуществлении контроля за состоянием здоровья работников различных профессий.
      Пониманию предмета психофизиологического исследования может помочь такая аналогия. Пользователь не интересуется внутренним устройством  компьютера, пока его задания выполняются  без ошибок. Как только возникают сбои, пользователь обращается к специалисту, который дает компьютеру простейшие задания, чтобы выяснить какая из функциональных систем неисправна. Точно также поступает психофизиолог.
      Методологические  основы анализа физиологических и психологических проблем были представлены в  предыдущей теме (см. подраздел 1.4. темы 1).  На основании базовых положений о методологии изучения психологических и физиологических феноменов можно выделить принципы психофизиологического исследования:
    принцип исследования человека как целостности, обусловливающий комплексный подход к исследованию         (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов и др.)
    принцип системности, раскрывающийся через многоуровневую представленность психических процессов и функций, психической деятельности и саморегуляции разных типов активности человека (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,              С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Завалишина и др.), на который опирается системный и полисистемный подходы (Б.Г. Ананьев,             Б.Ф. Ломов,  В.П. Кузьмин и др.);
    принцип субъекта, обусловливающий субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.).
        Перспективным для отбора методических  средств  структурного и содержательного анализа проблемы регуляторных систем деятельности и функциональных состояний является концепция системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков). 
      Комплексный подход к психофизиологическому  исследованию, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования.

Специфика методов психофизиологического исследования

 
      В прикладных исследованиях комплексный  характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и целый ряд других параметров (подробнее см. подраздел 2.3. темы 2). Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач.
      Большое количество параметров потребовало их унификации и систематизации приемов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. Они были приведены исследователями к единой форме. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли следующие показатели: длительность, латентный (скрытый) период, средние значения амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики (Проблемы системного исследования, 1986). Постепенно исследователи перешли от стремления получать информацию о как можно большом количестве показателей к отбору характеристик, доминирующих в данном виде деятельности,  необходимых и достаточных для оценки ее рациональности,  организации и эффективности.
      Заключения  о результате проведенного исследования как правило относятся к профессиональной психофизиологической пригодности, к  психофизиологическому статусу, к  функциональному состоянию и  работоспособности персонала. Такие  заключения выносятся только на основании конкретных методик и с помощью автоматизированных средств  психофизиологического обследования.

  Виды психофизиологических обследований профессиональной деятельности и  их методическое обеспечение

 
      Следует подчеркнуть, что главная ответственность за организацию и проведение психофизиологических обследований работников возлагается чаще всего на руководителей персоналом предприятия.
      Для психофизиологического тестирования применяется комплекс различных  методик (часто  автоматизированных). Он содержит  значительное число различных тестов с модификациями, позволяет проводить не только тестирование, но также тренировки, формировать базу данных. Результаты оформляются как правило в наглядной форме. За многие годы исследователями накоплен разнообразный научный материал по разным профессиям, что позволяет производить надежную психологическую оценку персонала.
      Психофизиологические  обследования работников представляют собой ведущую составную часть  системы психофизиологического  обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала предприятий. Такая система представляет собой  единый комплекс, реализующий правовые, нормативно-методические, организа-ционные, медицинские, гигиенические, психологические, социаль-но-психологические, психофизиологические, физиологические, реабилитационные и другие необходимые мероприятия               (Б.В. Кулагин, К. Купер и др.). Они направлены на формирование и поддержание полной профессиональной адаптации персонала.
      Объем и набор методов и средств психофизиологического обследования могут варьироваться в зависимости от характеристик предприятий, организаций, их численности, структуры, характера профессиональной деятельности, климатогеографических характеристик региона, материального и финансового состояния.
      Для обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала проводятся следующие  виды психофизиологического обследования:
    психофизиологические обследования с целью первичного профессионального отбора;
    психофизиологический мониторинг функционального состояния работников;
    углубленные периодические психофизиологические обследования.
      Следует более подробно рассмотреть указанные  виды психологического обследования и  обеспечивающие их методы.
      Психофизиологические обследования с целью первичного профессионального отбора. Психофизиологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование различных профессий на основе обеспечения соответствия психофизиологического статуса кандидата требованиям профессии. Первичный профессиональный отбор, включающий психофизиологические методы исследования проводится специальной службой надежности деятельности и сохранения здоровья персонала, входящей в систему управления кадрами. Применяются следующие методы:
    сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работника;
    методы и средства анализа антропометрических данных;
    методы и средства доврачебного обследования;
    методы индивидуальной беседы и психофизиологического наблюдения;
    методы и средства углубленного изучения состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности персонала;
    методы и средства нейрофункциональной диагностики и состояния основных анализаторных систем персонала;
    методы и средства оценки операторской (психической) работоспособности;
    методы и средства исследования интеллекта;
    методы психодиагностических исследований актуального психического состояния, особенностей личности, акцентуаций характера.
      Объем обследования может быть расширен за счет использования полиграфических методов оценки функционального состояния персонала (В.А. Бодров, В.С. Новиков, А.А. Боченков и др.).
      Ответственность за проведение отбора возлагается  на менеджера по управлению персоналом, а в методическом отношении – на психологическую службу предприятия. Лица, не прошедшие психофизиологический отбор, на работу по профессиям, связанным с повышенным риском и ответственностью, не должны приниматься. Результаты обследований кандидатов на вакансии при отборе обычно  хранятся в специализированной компьютерной базе данных, которая должна обеспечивать конфиденциальность хранящейся в ней информации.
        Распространенным методом  психофизиологического  обследования является психофизиологический мониторинг функционального состояния работников – систематическое, непрерывное во времени наблюдение за  текущим (актуальным) психофизиологическим состояния отдельного человека или больших групп людей из числа персонала. Этот метод используется в целях:
    предсменных психофизиологических обследований оперативного персонала;
    психофизиологических обследований персонала перед началом опасных и ответственных работ;
    психофизиологического сопровождения обучения и профессиональной подготовки;
    оптимизации и совершенствования режимов труда и отдыха;
    психофизиологического сопровождения функциональной реабилитации.
      Предсменные психофизиологические обследования оперативного персонала проводятся в интересах  повышения уровня надежности и безопасности производственной деятельности по человеческому фактору. Их целью является выявление лиц, непригодных в данный момент времени по текущему функциональному состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья к заступлению на смену, вахту и т.д.
      Психофизиологические  обследования перед началом опасных и ответственных работ проводятся в интересах повышения уровня надежности и безопасности производственной деятельности ремонтного, оперативно-ремонтного и наладочного персонала. Их основная цель – выявление лиц, по текущему функциональному состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья непригодных в данный момент времени к выполнению опасных и ответственных работ. Используются методы и средства, указанные в предыдущем обследовании.
      Психофизиологическое  сопровождение обучения и профессиональной подготовки проводится в учебных заведениях, учебно-курсовых комбинатах, центрах и пунктах подготовки работников различных специальностей. Цель – выявление лиц, по текущему функциональному (в том числе, психическому) состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья непригодных в данный момент времени для обучения, профессиональной подготовки и тренажа; определение психофизиологической цены их деятельности и выявление групп риска; оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки и деятельности в целом.
      При выявлении признаков потери трудоспособности у работника, проходящего обучение и профессиональную подготовку, он чаще всего отстраняется от занятий  и ему при этом предлагается пройти курс коррекции и реабилитации текущего функционального состояния. Организационные решения принимаются по всей совокупности психофизиологических обследований работника в ходе всего цикла обучения и профессиональной подготовки путем выдачи итогового заключения о психофизиологическом состоянии работника с рекомендациями о необходимости дальнейших реабилитационных мероприятий, соответствующего лечения и дальнейшего его использования в технологическом процессе.
      Результаты  анализа состояния работника  используются для выдачи рекомендаций по оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки, периодов отдыха и учебной деятельности в целом и доводятся в письменном виде до руководителей обучения и профессиональной подготовки, а также руководителей, направивших работника на обучение или профессиональную подготовку.
      Психофизиологические  обследования персонала по оптимизации  режимов труда и отдыха проводятся по мере необходимости на основании  приказа руководителей предприятий.
      Психофизиологические  обследования проводятся в виде непрерывного психофизиологического мониторинга текущего функционального состояния работника непосредственно на его  рабочем месте   при осуществлении им своей непосредственной профессиональной деятельности и в период отдыха после нее. Целью является получение результатов, по которым строится и реализуется программа мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование режимов труда и отдыха конкретных категорий работников.
      Психофизиологические  обследования персонала в ходе психофизиологического  сопровождения функциональной реабилитации проводятся до и после конкретных видов и процедур реабилитации, а также непосредственно в ходе проведения этих процедур. Основной целью таких обследований является оценка эффективности конкретных видов и процедур функциональной реабилитации для поиска более эффективных методов и средств управления функциональными возможностями (резервами) человека и совершенствования процесса реабилитации в целом путем создания для конкретных категорий работников соответствующих комплексов реабилитационных и восстановительных мероприятий.
      Результаты  анализа психофизиологических обследований до, во время и после конкретных видов и процедур функциональной реабилитации используются для создания высокоэффективных комплексов восстановительных  и реабилитационных мероприятий работников конкретных основных профессий и оптимизации их профессиональной деятельности и сохранения здоровья.
      Под углубленным периодическим  психофизиологическим обследованием персонала понимаются плановые или возникающие при необходимости детальные обследования отдельных лиц и различных категорий работников, проводимых как в прикладных, так и в научных целях создания и развития в отрасли системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала, направленные на обеспечение полной профессиональной адаптации каждого работника. Методы углубленного периодического психофизиологического обследования функционального состояния работников основных профессий используются в целях:
    текущего профессионального психофизиологического отбора;
    психофизиологического сопровождения аттестации персонала;
    психофизиологического тестирования с целью формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт и пр.;
    психофизиологических исследований оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности.
      Текущий профессиональный психофизиологический отбор, как и первичный, направлен  на осуществление качественного  комплектования основных профессий  на основе обеспечения соответствия психофизиологического статуса работника требованиям конкретной профессии. Текущий профессиональный психофизиологический отбор – это система плановых (при прохождении аттестации, переводе на вышестоящую должность и т.д.) или внеплановых психофизиологических обследований работников, после перерыва в трудовой деятельности (длительный отпуск, болезнь, продолжительная командировка).
      Результаты  текущего профессионального психофизиоло-гического  отбора, в отличие от первичного отбора, носят не обязательный, а  рекомендательный характер.
        Психофизиологические обследования  персонала в ходе психофизиологического  сопровождения его аттестации  являются важной составной частью  процессов аттестации работников. При проведении службами надежности  деятельности и сохранения здоровья  персонала и лабораториями психофизиологического обеспечения  психофизиологических обследований в ходе психофизиологического сопровождения аттестации персонала объем психофизиологических методов должен включать: сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работников, индивидуальную беседу, психофизиологические наблюдения, методы оценки операторской (психической) работоспособности, методы исследования интеллекта, методы психодиагностических исследований актуального психического состояния, особенностей личности, акцентуаций характера.
      Результаты  психофизиологических обследований при  психофизиологическом сопровождении  аттестации персонала носят рекомендательный характер.
        Психофизиологическое тестирование  с целью формирования производственных  коллективов проводится для социально-психологической характеристики малых групп, оценки профессионально-психологической и психофизиологической совместимости, для диагностики взаимоотношений в малой группе и оценки сплоченности производственных коллективов.
      Основной  целью в этом случае является изучение влияния особенностей социального  микроклимата, межличностных взаимоотношений  на надежность, эффективность деятельности и функциональные возможности различных  коллективов персонала, а также  выявлению степени их совместимости, срабатываемости, сплоченности и конфликтности для формирования производственных коллективов.
      Результаты  психофизиологического тестирования с целью формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт в виде краткого письменного заключения с рекомендациями представляются руководителю, отдавшему указание, для принятия соответствующих решений.
      Психофизиологические  исследования оценки эффективности  и надежности моделируемой и реальной деятельности предусматривают всю  необходимую совокупность научно-исследовательских работ и их отдельных направлений по оценке, диагностике и прогнозированию психофизиологических возможностей (резервов) и уровней здоровья работников на всех этапах профессионального цикла, конкретных лиц и различных категорий персонала для оптимального и эффективного управления состояниями профессиональной деятельности и здоровья работников.
      Психофизиологические  исследования оценки эффективности  и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности персонала  проводятся всеми сотрудниками службы надежности деятельности и сохранения здоровья персонала или лабораторий психофизиологического обеспечения на основе ежегодных планов, разрабатываемых начальниками служб и лабораторий и утверждаемых соответствующими руководителями.

Лекция 3. Основы профессиографии

Содержательные  характеристики понятий «профессия», «специальность», «должность»

 
      Профессиографические  исследования призваны с помощью  специального инструментария раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих трудовой процесс.
      Исходным  концептуальным понятием профессиографических исследований является профессия. Как  было отмечено в теме 1, трактовок  понятия «профессия» в научной литературе много. Несколько определений представлено в работах Е.А. Климова и его последователей. Наиболее общим является следующее: «профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развившуюся систему.  Далее он раскрывает социальную сущность профессии как системы профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного общественно значимого результата, продукта. Существует и  узкое определение профессии с позиции конкретного человека: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию                   (В.Г. Макушин).
      Обобщение имеющихся трактовок позволяет  дать следующее определение. Профессия (лат. professio) – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
      В англоязычной среде различают понятия  «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссuраtiоn). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
      В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность».
      Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками являются: профессиональная компетентность, социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности –терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.
      Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках конкретной профессии. Кроме того, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
      Особняком стоит понятие «должность». Должность  – служебное место (положение) в  учреждении, на предприятии, связанное  с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник и др.), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальности в определенной сфере деятельности.
      Следует отметить, что мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают  новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
      Названия  профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века (Э.Ф. Зеер). Можно  констатировать, что названия профессий и специальностей отражают устаревший уровень технологий и средств труда. Но, с другой стороны, без официальной номенклатуры профессий нельзя осуществлять кадровую политику.
      Вместе  с тем существует необходимость  во введении названий новых профессий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники.  Профессия «менеджер» стала весьма распространенной и популярной, но в официальной номенклатуре она отсутствует. Можно привести много примеров отставания официальных служб труда от потребностей профессиональных сообществ.
      Преодоление перечисленных недостатков в  мире профессий – важная задача для специалистов в области профессиографии. С ее помощью решаются задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний. Конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей могло бы стать областью применения профессиональных способностей современных менеджеров по управлению человеческими ресурсами.

Психофизиологический  анализ содержания профессиональной  деятельности

 
 
      Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей.
      Знание  психологических  и физиологических  закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют повысить ее эффективность, надежность, безопасность, а также привлекательность труда и удовлетворенность им.
      В общем виде деятельность – это  индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда (философское определение). Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (психологическое определение).
      С позиций определения деятельности как своеобразной формы отношения (в понимании деятельности общей  категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения) А.В. Карпов выделяет ее два основных специфических признака:
      1) это отношение продуктивного  типа, по определению предполагающее  получение некоторого результата (какой-либо продукт, освоение тех или иных знаний, умений и т.д.);
      2) это отношение, которое регулируется  осознаваемой целью как идеальным  образом будущего результата (цель  – главный критерий определения  содержания, структуры и динамики  деятельности).
      Содержание деятельности определяется целью, а не потребностями человека. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.
      Указанные специфические признаки, через которые  определяется деятельность, позволяют  раскрыть основные общепсихологические  свойства деятельности (В.Д. Шадриков,  А.В. Карпов и др.): свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности, предметности, адаптивности, системности.
      А.В. Карпов отмечает, что деятельность является одной из наиболее сложных  среди известных в настоящее  время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на основе принципов системного подхода. Системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (психологического). Существует важная проблема – проблема пропорции внешней (объективированной) характеристики деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов:
      1) принципа единства психики и  деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга;
       2) принципа двухэтапности психологического  изучения деятельности, согласно  которому анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа: анализ ее содержания (связан  с характеристикой объективного содержания деятельности) и анализ ее психологических механизмов (связан с характеристикой субъективного, собственно психологического содержания деятельности).
      Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта  труда, предмета, условий и средств  деятельности. Предмет труда –  совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
      Внутренняя  характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры  и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Характеристика профессиональной деятельности

 
      Психологами выделено девять обобщенных психологических  признаков, которые характеризуют  любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне (см. подраздел 4.2. темы 4). К ним относятся:
      предмет труда – это то, на что направлен труд человека;
      цель труда – осознанный образ конечного результата (к чему человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности);
      средства труда – орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда;
      проблемность трудовых ситуаций – набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности;
      коллективность трудового процесса – особенности выполнения работы (коллективно или самостоятельно);
      самостоятельность в труде – самоорганизация труда или организация и стимулирование труда других людей;
      особенности деловых контактов – трудовое взаимодействие людей;
      ответственность в профессиональной деятельности – внутренняя необходимость отвечать за свои поступки;
      условия труда – факторы окружающей среды.

Профессиография как психофизиологический анализ, описание и  характеристика профессионально  важных признаков  различных профессий

 
      Описание  профессии по всем психологическим  признакам труда характеризует  профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Оно позволяет по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки.
      Для этих целей служит уже упомянутая в подразделе 4.1.   темы 4 технология изучения и проектирования профессии называемая профессиографией.
      Профессиография представляет собой технологию (метод) изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Она используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Кроме того, профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. Профессиография   охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные,  социально-психологические, экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора необходимо выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие   профессиональную усталость. Другими словами, объем, глубина и детальность изучения профессиональной деятельности зависят от цели. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников, проектированием новых профессий и специальностей, профконсультацией оптантов и отбором специалистов, совершенствованием профессионального образо-вания, подготовкой и повышением квалификации, научными исследованиями профессионального развития личности.
      Результаты  профессиографического исследования обобщаются в виде профессиограммы.
      Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией и включает в себя подробное описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии.
      В профессиограмме указываются функции  данной профессии и затруднения  в ее освоении, связанные с определенными  психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.
      Профессиограммы различаются по цели, с которой  они составляются, времени составления, по мере общности и по объему.
      Наиболее  интересны, на наш взгляд, следующие  классификации:
    по цели составления выделяются такие профессиограммы, как: информационная, коррекционная, диагностическая, прогностическая, методологическая, формирующая;
    по мере общности различаются три вида профессиограмм: общая  групповая,  монографическая.
      Дадим краткую характеристику наиболее распространенных видов профессиограмм.
      Информационная  профессиограмма, нацелена  на обеспечение  профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно.
      Коррекционная профессиограмма направлена на повышение безопасности профессионального труда. В ней детально и аналитически описываются только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
      Диагностическая профессиограмма необходима для  обеспечения организации профессиональной психодиагностики. Она ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и требующих наиболее высоких показателей скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
      Формирующая профессиограмма, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
      Главную часть профессиограммы составляет психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.
      Еще раз следует отметить, что профессиограммы  имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Вместе с тем анализ профессиографической литературы позволяет выделить обобщенную схему профессиограммы на основе системного подхода к моделированию профессиональной деятельности. При определении содержания  такой профессиограммы учитывается нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.
      Профессиограмма включает: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические  условия труда, психологические  требования профессии к человеку и пути получения профессии.
      Следует отметить, что недостаток опыта применения профессиографии в управлении персоналом отражает тот факт, что начинающие руководители и опытные специалисты по управлению человеческими ресурсами часто видят одну и ту же профессию по-разному. Чаще всего причиной такого явления  является неполное или искаженной знание данной профессиональной деятельности и недостаточное овладение методами профессиографического исследования. 

Методы  профессиографического  исследования профессий

 
      Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:
    социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
    психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
    физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);
    описание технологических процессов и др.
      Из  всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.
      При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Достаточно подробно исследуются технико-технологические  и социально-психологические условия труда. Важное направление исследований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.
        Если исследование проводится  для разработки инженерно-психологических  мероприятий по оптимизации и   машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.
      Если  основная цель разработки профессиограммы  – изучение условий и режима труда  и диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, реакций личности на профессио-нальную среду и деятельность, то подбирается, соответствующий цели, комплекс методик:  гигиенических, медицинских, психологических и физиологических.
      Подбирая  методики в соответствии с выбранной  иерархией целей важно помнить о необходимости всестороннего изучения профессии.
 
 
 
      Использование профессиограмм дает организации и  работникам следующие преимущества:
    расширение ресурсов организации путем введения новых критериев отбора, являющихся существенными для успешной работы;
    повышение качества выполнения работы за счет повышения эффективности отбора при приеме на работу;
    снижение вероятности того, что потенциально успешные работники не будут замечены при найме.
 
 
 

       Лекция 4. Теория профессионализации персонала. Деятельная природа профессионализации.

Сущность  и содержание профессионализации личности

 
      Сущность  профессионального становления (профессио-нализации) заключается в превращении индивида в профессионала, способного создавать потребительные стоимости, оказывать активное влияние на развитие собственной  профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом. Для  общества профессионализация является средством воспроизводства "рабочей силы", обеспечивающей его существование и развитие. Для конкретного человека  профессионализация – это форма включения в социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и, наконец, источник средств к существованию. Результатом профессионализации должен стать оптимальный выбор и успешное развитие профессиональной деятельности.
      Содержание  профессионального развития тесно  связано с социально-экономической  ситуацией, складывающейся в обществе. Современные преобразования, происходящие в нашей  стране, затронули процессуальные (выбор профессии, профобучение и  т.д.) и результативные характеристики становления профессионала. Этому способствовало появление новых профессий, изменение содержания старых, обострение конкуренции специалистов на рынке труда.
      Проблемы  переходного периода изменили предъявляемые к профессионалу требования. Возникла необходимость пересмотреть   вопросы: что такое профессионал? какие задачи он должен решать? какими качествами и способностями должен обладать? каковы механизмы поэтапного становления профессионала? каковы критерии его оценки? Практика и результаты исследований свидетельствуют, что человек достигает пика своего профессионального развития на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Наступление этого этапа зависит от особенностей профессиональной деятельности, механизмов влияющих на процесс ее развития (механизм приобщения к труду, механизм выбора профессионального пути, карьерного роста и др.), а также от индивидуальных возможностей. Стадия наивысших достижений неизбежно сменяется периодом снижения профессиональной продуктивности, которая может быть временной или постоянной, зависеть от возрастных и других факторов.
      Итак, профессионализация осуществляется как  целостный, непрерывный процесс, в  основе которого лежит комплекс развивающихся  взаимодействующих между собой и последовательно сменяющих друг друга механизмов. Выявить и раскрыть эти механизмы можно только посредством целостного рассмотрения профессионального развития человека от начала до конца, от момента принятия профессии до момента завершения активной профессиональной деятельности.

  Психологическая характеристика профессионала

 
      Термин  «профессионал», в том числе и  в психологическом смысле, не имеет  четкого определения. Это понятие  по-разному определено в социологии, психологии, физиологии, юриспруденции, педагогике и других  науках.
      Собственно  психофизиологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование, как личности, как индивидуальности, и как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Остановимся на каждом из выделенных аспектов более подробно.
      Личность, является психологической и социальной категорией (С.Л. Рубинштейн).
        По мнению Б.Ф. Ломова определение  свойств личности как системных  социальных качеств позволяет  сделать вывод, что личностными  могут быть как психические характеристики человека, так и физиологические, соматические, антропо-метрические (например, цвет глаз, форма черепа, цвет кожи, форма зубов). С этой точки зрения личность представляет собой систему социально ценных и значимых качеств индивида, развитие которых стимулируется обществом и которые обеспечивают существование и индивида и общества и его воспроизводство.
      В психологической литературе общепринятое определение личности профессионала  отсутствует. В научной литературе, посвященной различным видам профессиональной деятельности, встречаются словосочетания типа "личность учителя", "личность рабочего", "личность руководителя" и т.д.
      Анализ  показывает, что чаще всего понятие  личности в таком контексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качественными и количественными особенностями.
      Но  наиболее полная характеристика профессионализма встречается в исследованиях  Е.А. Климова, включившего в это  понятие не просто «…высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенную системную организацию сознания, психики человека..." (37, С. 386 – 387).
      Е.А. Климов выделяет следующие основные компоненты системной организации психики и сознания:
    свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);
    праксис профессионала (коммуникативные, регулятивные, исполнительские и другие умения, навыки);
    гнозис профессионала;
    информированность, знания, опыт, культура профессионала;
    психодинамику (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области;
    осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии, осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области.
      Рассмотрение  личности профессионала в качестве активного участника и организатора процесса производства материальных и духовных благ   позволяет обозначить  систему, определяющую формирование личности профессионала и задающую его основные функции:
    создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня;
    производство, сохранение нормативно одобренного способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения;
    воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой он является.
      Для конкретизации функций профессионала  необходимо проанализировать качества личности,  обеспечивающие их реализацию. Эти качества делятся на: профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК по-разному влияют на выполнение профессиональных функций.
      ПЗК определяют отношение человека к  профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Большинство профессий требуют от человека определенной системы отношений к ее содержанию и условиям. В противном случае у него не формируется внутренняя профессиональная мотивация, а иногда он просто вынужден отказаться от избранной профессии. Например, хорошо известно, что человек может стать врачом только в том случае, если он "спокойно" переносит вид крови, препарирование трупов в анатомическом театре и т.д.
      ПВК в отличие от ПЗК определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения.
      Опираясь  на положения комплексного подхода  к профессионализму, личность профессионала можно определить как систему профессионально важных качеств, формирующихся в ходе профессионального становления личности и влияющих на эффективность осуществления отдельных форм профессиональной активности и профессионализации в целом (Е.А. Климов).
      «Исходным материалом» для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, включенного в  процесс профессионализации. Это  могут быть индивидуальные и личностные свойства человека, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Главным требованием к пере-численным свойствам человека является их парциальное или комплексное влияние на  процесс профессионализации личности.
      Индивидуальное "наполнение" ПВК – ПЗК определяет неповторимость личности профессионала, которая позволяет ему обогащать профессионально ориентированные качества личности качествами своей индивидуальности. Поэтому анализ профес-сионала как индивидуальности предполагает ответ  на вопрос, какие индивидуально-психологические качества человека могут выступать как ПВК и ПЗК. Эти качества и образуют индивидуальность профессионала.
      Большинство исследований оперирует четырьмя подструктурами индивидуальных качеств профессионала: профессиональной направленностью, профессиональным опытом, профессиональной одаренностью и профессиональным само-сознанием.
      Профессиональная  направленность формируется на базе мотивационной сферы человека и  представляет собой систему мотивов, побуждающих его к выполнению профессиональных задач и задач профессионального развития. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы и другие психологические образования человека.
      Профессиональный  опыт – это система профессиональных знаний, умений и привычек. Профессиональные знания включают всю усвоенную человеком профессионально необходимую информацию, которая используется при решении всего многообразия задач, стоящих перед ним. Усвоенные человеком профессиональные умения – познавательные, сенсомоторные, трудовые и иные действия, обеспечивающие эффективную реализацию функций профессионала. Профессиональные привычки – действия профессионала, ставшие потребностью.
      Профессиональная  одаренность – это система  общих, особенных и специальных профессиональных способностей, определяющих эффективность выполнения профессиональной деятельности, уровень профессионального развития индивида. Профессиональные способности совместно с профессиональными умениями и привычками составляют основу для формирования профессионально важных качеств личности.
      Основу  профессионального самосознания составляют профессиональные концепции (реальная, идеальная, антиидеальная и др.), система профессиональных самооценок и притязаний. Развитие профессионального самосознания человека сопровождается повышением адекватности самооценок, более полным осознанием социально-профессиональных требований и своих возможностей, формированием умений соотносить требования и свои возможности, становлением профессиональной рефлексии. Развитие профессионального самосознания является ведущим умением становления профессионала как субъекта профессиональной деятельности.
      Индивидуальность  в ходе профессионального становления  проявляется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она определяет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних – как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика показывает, что профессионально зрелая личность – всегда неповторимая индивидуальность, и именно это ее свойство является основным источником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Наиболее активно проблемы индивидуальности исследуются в психологии и физиологии труда на уровне самостоятельной профессиональной деятельности (индивидуальный стиль деятельности и т. д).
      Уровень профессиональных достижений человека определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками.
      В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития (в том числе и профессионального) взрослого человека.
      Индивидное  развитие значительно опережает  личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
      Личностное  развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
      Профессиональное  развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности так называемых трудоголиков.
      Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.
      На  индивидное развитие решающее влияние  оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития личности профессионала взаимосвязаны.  Само развитие идет неравномерно, следовательно у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.