На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организационне проектирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

 
     Введение…………………………………………………………………….3
     1. Понятие организационного проектирования…………………………..4
     2. Значение и задачи организационного  проектирования……………….5
     3. Основные методологические принципы……………………………….7
     3.1 Переход от целей организации  к её структуре………………………..8
     3.2 Процесс формирования организационной  структуры………………..9
     4. Методы проектирования организационных систем…………………...11
     4.1 Метод аналогий………………………………………………………....12
     4.2 Экспертно-аналитический метод……………………………………...13
     4.3 Метод структуризации целей………………………………………….14
     4.4 Метод организационного моделирования………………………….....15
     5. Оценка эффективности организационных  решений…………………..16
     6. Корректировка организационных  структур…………………………....19
     Заключение………………………………………………………………….20
     Список литературы…………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
           Организационное проектирование (Organization Design) — процесс выработки  проектных решений и мероприятий  по организации и совершенствованию  функционирования системы управления проектом.
     Важнейшей составляющей проектирования производственных систем и их реорганизации является разработка соответствующего организационного проекта. Организационное проектирование должно носить обязательный и предупредительный  характер, а не просто обеспечивать совершенствование уровня организации от случая к случаю или только после проведения технических и технологических изменений в производственной системе.
     Организационное развитие производственных систем зависит  от своевременности и обоснованности внесения организационных изменений, полноты и последовательности проведения изменений, используемых методов при анализе, разработке и внедрении организационных решений, системы управления организационным проектом.
     Чем крупнее предприятие, тем большее  значение приобретают для него вопросы планирования и оптимизации системы управления и структуры. В крупных компаниях, как отмечают многие отечественные и зарубежные источники, со временем возникает не очень понятный феномен, называемый "снижением управляемости". Он выражается в том, что хорошо организованное преуспевающее предприятие не может развиваться дальше без снижения эффективности.
     Предметом организационного проектирования в  низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
     Целью организационного проектирования в  этих условиях становится разработка новых организационных систем или  предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие организационного  проектирования.
     Организационное проектирование - конкретный способ организационной перестройки фирмы. Организационное проектирование применяется на стадии создания новых организаций и разработки инвестиционных проектов, особенно связанных с реструктуризацией предприятий, внедрением новой техники и технологии, выпуском новой продукции.
     Организационное управление – система организации  деятельности в компании, реализуемая  путем определения функциональных областей деятельности, процессов и  механизмов взаимодействия между ними, а также уровней управления.
     Принципы менеджмента, основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. Впервые их сформулировал А. Файоль:
     - разделение труда;
     -полномочия  и ответственность;
     -дисциплина;
     -единоначалие;
     -единство  направления;
     -подчиненность  личных интересов общим;
     -вознаграждение  персонала;
     -централизация;
     -скалярная  цепь;
     -порядок;
     -справедливость
     -стабильность  рабочего места для персонала;
     -инициатива;
     -корпоративный  дух.
     Многие  из них до сих пор практически  полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как А. Файоль впервые их сформулировал.
     Факторы, оказывающие влияние на процесс  организационного проектирования, носят  ситуационный характер. Выделяется четыре группы факторов:
     - состояние внешней среды, т. е. всего того, что окружает организацию;
     - технология работы в организации;
     - стратегический выбор руководства  организации в отношении ее  целей;
     - поведение работников.
     В современной теории организации  большинство исследователей сосредоточивают  внимание на двух базовых контекстуальных переменных проектирования организационных систем - размере организации и технологии, обусловливающих важнейшие структурные параметры организации. 
 

     2 Значение и задачи  организационного  проектирования.
     Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
     Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми  организационными формами, которые  не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления.
     Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный  подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был  подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
     В-третьих, создание структуры должно опираться  не только на опыт, аналогию, привычные  схемы и интуицию, но и на научные  методы организационного проектирования.
     В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
     При разработке принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
     Организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно  вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
     Такая многосторонность организационного механизма  несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и  принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
     Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
      Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
      Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
      Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
      Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
     Исследование  влияния внешней среды на проектирование организации проводится в несколько этапов:
     Этап 1 - выявление и описание элементов  внешней среды (вход, выход, технологии, знания).
     Этап 2 - выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия.
     Этап 3 - определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь).
     Этап 4 - проектирование каждого элемента организационной структуры с  учётом внешней среды, в которой  данный элемент будет функционировать.
     Этап 5 - формирование механизма управления с учётом специфики элементов  организационной структуры и  её внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Основные методологические  принципы. 

     До  последнего времени методы построения управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
     Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, финансово-промышленных групп, заказов и договоров запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
     Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
     Основное  назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1 Переход от целей  организации к  её структуре. 

     В единой системе должны рассматриваться  и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически  важные проблемы и должен применяться  в органическом сочетании с другими.
     Эффективность построения организационной структуры  не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько  структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
     Конечным  критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Процесс формирования  организационной  структуры. 

     Процесс формирования организационной структуры  включает в себя формулировку целей  и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
     Весь  этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
     1) Формирование общей структурной  схемы во всех случаях имеет  принципиальное значение, поскольку  при этом определяются главные  характеристики организации, а  также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
     2) Разработка состава основных  подразделений и связей между  ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
     3) Регламентация организационной  структуры – предусматривает  разработку количественных характеристик  аппарата управления и процедур  управленческой деятельности. Она  включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
     Когда требуется взаимодействие многих звеньев  и уровней управления, разрабатываются специфические документы называющиеся – органиграммами.
     Органиграмма  представляет собой графическую  интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и  входящих в них работ, описывающую  распределение организационных  процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Методы проектирования  организационных  систем.
     Организационная структура управления - понятие многостороннее. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
     Специфика проблемы проектирования организационной  структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
     В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала цели, а затем - механизм их достижения. Главным условием разработки адекватных организационных проектов является анализ и по возможности соблюдение принципов рационализации структуры организации.
     Процесс организационного проектирования состоит  в последовательности приближения  к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
     Методологические  подходы к проектированию организационных  структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования. 
 
 
 

     Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
     Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих  подходах.
      Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления.
      Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
     Типизация решений является средством повышения  общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
     К экспертным методам следует отнести  также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
     Особое  место среди экспертных методов  занимает разработка графических и  табличных описаний организационных  структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей  организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
     Разработка  системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
     Экспертный  анализ предлагаемых вариантов организационной  структуры с точки зрения организационной  обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
     Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы);конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
     Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
    математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;
    графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями;
    натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;
    математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.
     Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.
     Выбор метода решения той или иной организационной  проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования. 
 
 
 

     5 Оценка эффективности  организационных  решений.
     Оценка  эффективности является важным элементом  разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень  прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
     Комплексный набор критериев эффективности  системы управления формируется  с учётом двух направлений оценки её функционирования:
      по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;
      по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.
     Критерием эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.