На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Восприятие как вид познавательного процесса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 5. Восприятие как  вид познавательного  процесса. 

     План:
    Характеристика восприятия и его особенности.
    Восприятие как процесс. Виды восприятия.
    Восприятие пространства, времени и движения.
 


    Характеристика  восприятия и его  особенности.
 
     Взаимодействие  анализаторов подготавливает почву  к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению  с ощущениями уровень – уровень  восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень  познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной  информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый  набор из нескольких ощущений, а  комплекс информации, дающий общее  представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств  еще и соотношением этих свойств  между собой и некими обобщающими  характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.
     Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и  всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у  человека протекает не обособленно  от других психических функций, а  в тесной связи с ними: с мышлением  – осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как-то относимся  к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
     Восприятие  – это процесс психического отражения  предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
     Как и в случае с ощущениями, при  восприятии мы имеем дело с процессом, и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или  явления. Эти образы называются перцептивными  образами, перцептами (от латинского perceptio – восприятие) или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях.
     Физиологические основы восприятия
     В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая  работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают  в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить  мелодия, представляющая собой сочетание  отдельных звуков. Нервные связи  при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных  особенностей исполнителя, если верно  сохранены гармонические отношения  между звуками.
     При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют  практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение  наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями  глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно  неподвижны, то мир воспринимался  бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего  поворота соответствующего анализатора  к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо  без движений языка.
     Характеристики  восприятия. 

     Процесс восприятия есть процесс активного  взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
     В образах восприятия отражаются такие  параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность  от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти  характеристики определяют пространственно-временную  структуру восприятия. Восприятие характеризуется  также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные  параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта  и образуют группу исходных, первичных  свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.
     К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как  целостными системами и их отношениями  с субъектами восприятия, следует  отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.
     И наконец, к свойствам, детерминируемым  субъектом восприятия, относятся  осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти  характеристики восприятие приобретает  благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда  восприятие испытывает регулирующее и  организующее воздействие со стороны  этих процессов. Высшим проявлением  зависимости восприятия от самого воспринимающего  человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция, суть которой будет рассматриваться позже.
     Для наглядности перечисленные характеристики восприятия сгруппируем следующим  образом.
     1. Характеристики, определяемые объектом  восприятия (первичные свойства):
     - пространственные (способствующие  отражению расстояний, направления,  ориентации, формы, величины, объемности);
     - временные (способствующие отражению  длительности, временной последовательности  и соразмерности);
     - качественные (модальность);
     - количественные (интенсивность);
     - интеграционные (адекватность).
     2. Характеристики, определяемые объектно-субъектными  отношениями:
     - предметность;
     - структурность;
     - целостность;
     - константность.
     3. Характеристики, определяемые субъектом  восприятия:
     - осмысленность;
     - обобщенность;
     - избирательность (селективность);
     - историчность;
     - апперцепция.
 


      Восприятие  как процесс. Виды восприятия.
 
     Классификация восприятий.
     Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать  по модальностям. Хотя в отличие  от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую  модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно  выделяют следующие виды восприятия:
     - зрительные;
     - слуховые;
     - осязательные;
     - вкусовые;
     - обонятельные;
     - кинестетические (двигательные).
     Естественно по этим же модальностям различаются  и перцептивные образы.
     Необходимо  заметить, что в последнее время  высказываются сомнения в правомочности  данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и  обонятельные восприятия не дают представления  ни о пространственных, ни о временных  параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления  о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного  опыта и, благодаря ему повышения  вероятности биологического (как  организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга  людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных  зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувсто, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств.1
     По  уровню психической активации различают  два уровня восприятия:
     - произвольное (преднамеренное);
     - непроизвольное (непреднамеренное).
     По  скорости процесса формирования перцептивного  образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:
     - сукцессивное (развернутое, последовательное);
     - симультанное (свернутое, одномоментное).
     По  положению объекта восприятия, а  следовательно, по направленности различают  два рода восприятия:
     - внешнее (объективное);
     - внутреннее (самовосприятие).
     В основе еще одной классификации  восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:
     - пространства;
     - времени;
     - движения.
     Суть  первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить  классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.
     Показатель  произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику  инициативы возникновения и поддержания  процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое  восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без  сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.
     Третья  классификация отражает преимущественно  временной аспект перцептивного  процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных  или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей  секунды до десятков секунд и минут.
     Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и  тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести  их друг с другом, наконец, понять смысл  изображенного на чертеже или  картине. Только после этого мы получим  полный образ воспринимаемого объекта.
     Большие объекты – это те, пространственно-временные  параметры которых превосходят  возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая  по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В  этом случае требуется двигаться  взглядом по всей е поверхности ( сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».
     Симультанное  во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.