На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория прав человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                         Введение
          Кто и как определяет права и свободы личности и определяет их границы? Где кончается их правомерное ограничение и начинается ущемление?
          Проблема взаимоотношений государства и личности будоражила умы сотням поколений. Уже античные философы излагают идеи, теории, концепции различных правовых явлений: Аристотель – о власти закона как сочетании силы и права; Демокрит – о соотношении естественного и волеустановленного права; римские юристы – о равенстве людей по естественному праву; Н. Макиавелли видел цель государства в обеспечении безопасности для каждого; Д. Дидро – обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья; Б. Спиноза связывает государство правом, что бы обеспечить действительные права и свободы человека. В государстве Дж. Локка верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида. Публичное право И. Канта – это право народа требовать своего участия в установлении право порядка путем принятия конституции. Человек, по Канту – не только природное существо, но и моральное. В качестве морального существа человек способен сам себя определять, следуя закону, данному собственным разумом. Кант был одним из самых значительных в Новое время защитников идеи не прикосновенности личного достоинства человека.
          Одним из первых теоретиков естественного права, права в отечественной политико-правовой мысли был А.П. Куницын. Он утверждал обусловленность свободы человека в естественном и гражданском состояниях разумным началом его природы, подчинением человека законам собственного разума.
          Правовед, историк, политический и общественный деятель России  второй половины XIX века Б.Н. Чичерин считал, что перспективы развития российского общества сопряжены с утверждением свободы, должны формироваться под влиянием убеждения, разумного осознание закона, знания человеком границ предоставленной ему свободы. Чичерин поднимал вечный вопрос о взаимоотношении большинства и меньшинства в народном представительстве. Основаниями конституционного и общественного порядка видел общую свободу, обеспечении всех прав, взаимные уступки и соглашения, уважение к закону, связанное сознанием своего и чужого права. Главной гарантией свободы может служить только независимый суд. Среди приоритетных личных прав и свобод Чичерин называл: признание неприкосновенности лица в физическом и духовном смыслах; свободу совести как основу человеческого достоинства; право союзов; право защиты чести; право действовать по своему усмотрению, не нарушая чужого права и общих постановлений; право распоряжаться своей собственностью.
          В правовом государстве, по мнению другого российского правоведа Б.А. Кистяковского, возникает проблема примирения интересов государства и личности, создание таких принципов организации, которые бы позволили разграничить сферы самостоятельной деятельности государства и личности. При этом основанием для разграничения должны быть гражданские права и общественные свободы, неотъемлемые у граждан иначе, как по суду. Принцип взаимодействия государства и общества в правовом государстве должен выражаться, в понимании Кистяковского, в единении власти с народом, общности их целей, задач и интересов.
          Освобождение личности от поглощения ее обществом явилось ведущем элементом правового идеала И.А. Покровского. Это освобождение могло быть достигнуто благодаря признанию личности самостоятельной силы в обществе и государстве. Прогресс личности как субъекта прав ведет к появлению новых потребностей человека – в праве на индивидуальность и достойное существование. Так же Покровский отмечал потребность человека в охране тех или иных его прав: в охране жизни, телесной неприкосновенности, свободы, других природных прав человека; в охране прав на тайну переписки, собственного изображения, т.е. прав на утверждение индивидуальности; права личности на судебную защиту своих прав и свобод и права на возмещение убытков; появляется идея об охране права на достойное существование.
         Из вышесказанного видна историческая преемственность представлений о правах человека. Современная постановка вопроса о правах человека опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право вообще и права человека – это «явление принципиально одного порядка и одного типа».1 
          История прав человека свидетельствует о том, что представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе и современных положений о правах человека и гражданина современных концепций о правовом статусе личности, о господстве права и верховенстве закона, о правовом государстве.
          По мнению доктора политических наук С.И. Глушковой многовековой путь России к праву еще не завершился, что требует постоянного поддержания духа законности, верховенство права, разработки и реализации правовой политики, способной противостоять атавизмом тоталитарного режима. К ним она относит многоликое насилие над личностью, которое находит выражение в государственном и международном терроризме; «домашнем» насилии.2
          Предметом данной курсовой работы являются права человека.
          Цель – ознакомление с теоретическим курсом «Права человека в России» 
          Задачи курсовой работы: 1) раскрыть понятия прав человека;
                                                 2) определить классификацию прав человека;
                                                 3) рассмотреть механизм защиты  прав человека. 
 

                                 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
          1.1. Понятие прав человека.
          На сегодняшний день в истории юридической мысли имеются два известных подхода к пониманию природы и сущности, прав человека – позитивистский и естественно-правовой.
          Представители первого подхода исходят из того, что правами человека являются лишь признанные и гарантированные государством, а значит, фактически производные от него права и свободы. Права человека сводятся к нормативно закрепленным в праве возможностям, признаваемым и обеспечиваемым государством.
          Сторонники второго подхода берут за основу идею неотчуждаемости основных прав человека, их естественного характера. Права человека рассматриваются как прирожденные свойства, существующие независимо от их признания государством.
          По мнению В.Л. Казакова понятие «Права человека» до сих пор не получила единой трактовки.3
          Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это – собственно права).4
          Права человека – нормативная норма взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.5
         Основополагающее идея прав человека – это уважение к достоинству личности, признание ее высшей ценностью, более значимой, чем какие-либо иные, в том числе и материальные блага.
          В наши дни для большинства для большинства стран права человека являются неотъемлемым и высшей ценностью , признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляются как в широком, так и в узком смыслах.
          В узком значении – это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание людей, право на сопротивление угнетателям и др.
          В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.       

          1.2.Методологические аспекты развития.
          Большинство дискуссий, проводимых сегодня по поводу прав человека, вызвано тем, что авторы придерживаются не только разных политико-правовых взглядов, но и основываются на различных методологических подходах при объяснении прав.
          В настоящее время юридическая наука оперирует, по крайней мере, тремя теориями: классической, неклассической и постнеклассической. Описание и выводы каждой из различаются и в чем-то даже противоречат друг другу.
          Каждая теория возникла на определенном историческом этапе. Классическая теория зародилась в XVII – XVIII вв. в рамках философско-правовой доктрины Запада. В это время шло осмысление процессов индустриализации и модернизации общества, была востребована в силу становления капиталистических отношений самостоятельная личность и индивид-собственник.
          Неклассическая теория возникла в начале XX в. в результате процессов социализации и коллективизации общественных отношений и поставила проблему прав человека – в качестве общественной задачи, ввела в его состав новый класс прав – права, порождаемые совместными действиями ряда субъектов (социально-экономические права).
          В последней трети XX в. под давлением кризиса техногенной цивилизации, а также процессов глобализации, начала складываться постнеклассическая теория прав человека, основу которой образует методология целостности. Она демонстрирует черты комплектности, синтетичности.
          Сегодня все три теории прав человека сосуществуют рядом, продолжают свое развитие.
          Классическая теория. Тесно связывается с идеями индивидуализма, либерализма, естественно-правовых воззрений.
          Как исторически первая, классическая теория, дала толчок к формированию личности как производителя и потребителя техногенных ценностей. Классическая теория описывает права как принадлежащие человеку-индивиду, который имеет самостоятельное, помимо общества, существование. Права подключаются к формированию особых качеств личности – ее особенности, надежды на себя, увлеченности успехами, права пытаются «вытащить»6 индивида из массы, раскрепостить его самостоятельность и уникальность, самосознание и ответственность.
        В рамках классической теории права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека.
          Считается, что законодательное закрепление прав создает систему гарантий и обеспечивает их «беспрепятственное действие»7, что позволяет говорить о становлении гражданского общества, в котором государственная власть вынуждена упорядочивать свои отношения с гражданами на правовой основе. Классическая теория ограничивает масштаб действия прав отношениями государственной власти и индивида и не распространяет их на социальные связи индивида с другими властвующими субъектами, что позволяет оградить жизненное пространство людей от внешнего вмешательства и принуждения со стороны государственных структур.
          Недостаток классической теории в том, что права человека противопоставляются только государству. Но на «социальной арене»8 есть и другие властные субъекты, проявления которых могут быть опасны для человека, его жизни, свободы и прав. Лидируют в этом списке террористические группировки, опасны также родители, злоупотребляющие своими правами в отношении детей, врачи, использующие непроверенные лекарства и т.п.
          Классическая теория принижает духовную составляющую в правах человека, возвышая первейшее право – право частной собственности.
          Альтернативное, неклассическое представление о правах человека появились под влиянием процессов социализации, нараставших в обществе на рубеже XIX-XX вв. Классический подход, связанный с утверждением свободной и сильной личности, был подвергнут критике, ибо пользование свободой зависело от достатка материальных средств. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя часть социальных функций и оказало услуги социально незащищенным слоям населения. В результате гражданские и политические права стали способом защиты индивида от произвола государства, а социально-экономические – средством получения помощи от государства. Если гражданские и политические права связывались и требованием условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествлялись с возможностями индивида обладать социальными благами, которые могли обеспечить ему достойное существование.
          Социально-экономические права способствовали повышению общего уровня нравственности общества и власти. «Самообязывание»9 государства помогать нуждающимся членам общества означает признание ценности каждого человека.
          В неклассической теории появляются коллективные права: провозглашение прав солидарности (народов, религиозных, этнических и других меньшинств); признание групповых прав (женщин, инвалидов и т.п.), представляется картина прав человека не в индивидуалистическом ракурсе, а с позиций задач общества и государства.
          Недостатки этой теории в выдвижении на первый план коллективных прав, что чревато поглощением индивидуальности, а также чрезмерная забота государства о благополучии своих граждан может иметь противоположный результат – процветание иждивенчества.
          Постнеклассическая теория не отрицает прежние наработки в области прав человека, а изменяет сознание их восприятия. Права человека представляются комплексным, многоаспектным, социально-гуманитарным явлением, в котором правовая основа занимает важное, но не центральное место.
       
 
 
 
 
 
 

                ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
         В литературе существуют самые различные классификации прав человека. Чаще всего в качестве критериев классификации используются такие, как: уровень юридического оформления права; сфера реализации прав; время возникновения; субъекты осуществления прав.  
          Более подробно хочу остановиться на следующих классификациях:
          2.1. В зависимости от содержания и сферы реализации
          а) личные, гражданские - это категория прав характеризуются тем, что государство признает свободу личности и не вмешивается в ее частную жизнь. Они направлены на удовлетворение жизненных потребностей человека. К ним относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения и д.р.
          Право на жизнь представляет собой «абсолютную ценность мировой цивилизации»10, ибо все теряет смысл в случае смерти человека. Правовое государство обязано не только признать это право, но и создать благоприятные условия для жизни человека.
          Жизнь человека в современном обществе зависит от многих факторов и прежде всего от государства, которое посылает своих граждан на театр военных действий, где смерть рассматривается как естественный результат. Однако право на жизнь выступает как ограничитель смертной казни. Вопрос о том, быть или не быть смертной казни, в России решен на конституционном уровне, но в настоящее время смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется. В связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет отменить смертную казнь.
          Право на достоинство – это признание обществом значимости конкретного человека. Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия, никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (пыткам, насилию), никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытом.
          Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени человека, что закреплено в ст.23 Конституции РФ, ст. 29 каждому гарантирует свободу мысли и слова, а так же свободу массовой информации.
          Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Конвенция о защите прав человека и основных  свобод закрепляет право человека свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
          Вместе с тем в Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями, санкциями, которые предусмотрены законам и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, обеспечения беспристрастности правосудия.
          Право на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничениям свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
          Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации возможно даже в случае, когда нельзя установить лицо, распространившие такие сведения (например, анонимные письма).
          По мнению д.ю.н. А.М. Эрделевского, важное значение для судебной практики имеет то, что извинение как судебная защита чести, достоинства и деловой репутации неприемлемо.11 Возможна компенсация морального вреда (восстановление нарушенного психического благополучие гражданина), либо возмещение имущественных убытков в виде расходов, необходимых для восстановления умаленного неимущественного блага, либо выгоды, упущенной в связи с умалением такого блага. Каждый в праве требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинства или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Порядок опровержения устанавливается судом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина, и после его смерти.   
          Право на свободу и личную прикосновенность складывается из следующих компонентов: индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению и физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. В исключительных случаях закон предусматривает принудительное ограничение свободы по судебному решению: арест, заключение под стражу лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих и т.п.
          Конституция РФ предусматривает гарантии на неприкосновенность частной жизни, личную и судебную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также обеспечивает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Кроме того в эту подгруппу следует включить и такие права и свободы, как: право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения, воспитания и творчества. К числу прав и свобод в сфере личной безопасности и частной жизни относится и право на обеспечение материнства, детства и семьи.
          Все права в этой области обеспечиваются тем, что без согласия лица не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни.
          В этой подгруппе центром всех прав и свобод являются невмешательство в частную и семейную жизнь человека и гражданина и сохранение тайны этой жизни, доверенной как отдельному человеку, так и должностным лицам.                                 
          Право на неприкосновенность частной и семенной жизни и сохранение ее тайны означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
          Осуществляя это право, каждый имеет требовать от всех лиц воздерживаться от вмешательства против его воли в частную жизнь;  в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения личной жизни от неоправданных посягательств на нее и привлечения к ответственности лиц, допустивших грубые и незаконные вторжения в нее.
          Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относятся медицинская, адвокатская тайны , тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.
          В содержание названного права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, тайна денежного вклада и пр.).
          Охраняемая Конституцией тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений означает право лица на государственную охрану от незаконного ознакомления со всеми видами корреспонденции, телефонными переговорами, телеграфными и иными сообщениями. Ограничение этого права допускается только на основании закона и судебного решения. За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность, которой подлежат не только должностные лица, но и граждане.
          Неприкосновенность жилища означает право личности на государственную охране арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого и подсобного помещения от незаконных вторжений, как должностных лиц, так и отдельных граждан. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем   лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
          Согласно законодательству, правом на осмотр жилого и подсобного помещения обладают представители некоторых государственных инспекций – санитарной, страховой, пожарной службы и т.п. и лишь в пределах и целях, отвечающих их прямому назначению. Органам по эксплуатации жилых зданий и коммунальных услуг разрешен осмотр помещений лишь в дневные часы и в присутствии совершеннолетних членов семьи.
          По закону нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение и др.) влечет уголовную или  административную ответственность. Однако это право нельзя считать абсолютным, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например в целях раскрытия преступления, борьбы со стихийными бедствиями и т.п.
          Конституция 1993 г. не предусматривает запись в документах о национальной принадлежности. Каждый гражданин вправе определять ее самостоятельно независимо от национальности родителей. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.
          Право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С одной стороны, оно позволяет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа, с другой – дает возможность народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции, поддерживать национальные обычаи.
          В соответствии с международными стандартами Конституция РФ гарантирует право на свободу передвижения и выбора место пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну.
        Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 ГК РФ: это место постоянного или преимущественного проживания гражданина. В настоящее время в РФ, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер. Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.
          Свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение.
          б) политические права - особенность политических прав и свобод в том, что в отличие отличных, экономических, социальных, культурных прав, которые направлены на развитие личного благо состояния, они в большей мере носят «неиндивидуалистический характер и нацелены на включение человека в управление делами государства».12
          Политические права можно разделить на две группы: 1) деятельности государства в сфере государственной власти и местного самоуправления; 2) права и свободы в сфере общественно-политической жизни и деятельности граждан.
          Рассмотрим первую подгруппу.
          Право на участие в управление государственными делами обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений.
          Непосредственное участие граждан в управление делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.
          Избирательное право – важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе.
          В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.