На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальные роли и их структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Социальные статусы. 5
1.1 Понятие и определение  социального статуса 5
1.2 Виды статусов 7
2. Социальные роли и их структура 14
2.1 Понятие социальной  роли 14
2.2 Основные характеристики  социальной роли 18
2.3 Влияние социальной  роли на развитие  личности 19
Заключение 22
Список  литературы 23 

 


Введение

Социальная  жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его  реалий, выработки установок и  претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального  и конкретного характера, в которых  функционируют сознание и поведение  людей. Кроме того, человек при  помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни  развивается как родовое, общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.
С первых дней своего существования человек  включен в социальное взаимодействие. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно  преобразует его в собственные  ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно  включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых  функций и осваивает определенные статусы.
     Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с  различными людьми и социальными  группами (семья, трудовой коллектив  и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так  как при разных взаимодействиях  наше положение зависит от взаимоотношений  с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.
     Для выполнения конкретных функций в  ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек  наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию – эта позиция называется социальным статусом.
 


    Социальные  статусы.

1.1 Понятие и определение  социального статуса

     Социальный  статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
     Статус (от лат. – положение, состояние)
     Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, мужчина, капитан, ребенок, якут, профессор и осужденный – все это статусы.
     Социальный  статус и является характеристикой  социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную  форму.
     Наличие внутренне содержательной стороны  означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто  выполняет ту или иную функцию.
     Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти  номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация  не просто родственной связи, но и  определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической  зависимости от родителей.
     Поэтому в социологии любое социально-позиционное  название (должность, профессия, родственное  положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными  аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.
     Еще одной характеристикой статуса  является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая  социальное поведение личности. Она  разработана американскими социологами  Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение  личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная  роль». Американский исследователь  Р. Линтон, один из авторов концепции  социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки  понятие «статус» неотделимо от понятия  «роль» - это по сути две стороны  одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его  содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и  обязанностей, то роль — действием  в рамках этой совокупности прав и  обязанностей.
     Статус, как статичная характеристика в  то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны  к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи  на этом пути.
     Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения  социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется  возможность определять права и  обязанности. Например, статус родителей  возникает лишь при существовании  статуса детей.
     Таким образом, человек включен во множество  социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции. 

1.2 Виды статусов

     Один  человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
     В статусном наборе обязательно найдется основной статус. Основной статусэто ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Хотя возможны и иные варианты. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.
     Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
     Статусы могут быть формализованными или неформализованными. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.
     Но  кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.
     Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы.
     Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи».
     То  есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями  и привилегиями), как правило, приобретается  от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы –  инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.
     Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.
     Пример  эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек  эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает  достигнутый статус эмигранта.
     Некоторые статусы сочетают предписанные и  достигнутые элементы. Например, получение  степени доктора математических наук является достижением. Но однажды  полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и  цели человека, как предписанный статус.
     В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют  аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.
     В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как  главное основание для социально-статусных  притязаний. И король, и пастух, и  пахарь, и кузнец считают свое положение  обоснованным и готовят своих  детей к тому, чтобы те заняли их место.
     Спектр  и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого  из статусов. Всякое индивидуальное решение  относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.
     Социальный  статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает  значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между  людьми.
     В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия  образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни  – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.
     Вместе  с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью  недостиженческих принципов; большое  значение в этом случае придается  не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности  руководителю, наличию связей.
     Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе –  главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и  облике человека, так и во внутренней позиции.
     Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный  статус прежде всего определяет и, что  не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
     В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут  иметь второстепенное значение –  здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.
     Следовательно, следует различать основную, общую  иерархию статусов личности, которая  срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.
     Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает  главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное  в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его  высшими кругами, куда он стремится  попасть, по иным составляющим, таким  как, его «родовитость», уровень  образования, культуры.
     Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место  в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени  вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних  ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или  низким.
     Высокооплачиваемый  чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем  такого же высокого семейного ранга  как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически  не следует, что у него будут высокие  ранги в других группах — среди  друзей, родственников, сослуживцев.
     Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции  как своей, так и других в системе  социальных координат.
     Зачастую  имущественное положение образованного  человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь  экономическими аферами, сделками и  т.д.
     Индекс  социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.
     Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.
     Естественный  социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)
     Профессионально-должностной  социальный статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным  социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения  могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости  от авторитета и социального статуса  субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение  исполнителя к его предписаниям.
     Статусы, вступая в социальные отношения  не прямо, а только косвенно (через  их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится  к другим в соответствии со своим  статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся  к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок  на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей  на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.  
 
 

 


    Социальные  роли и их структура

2.1 Понятие социальной  роли

     Статус  предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.
     Социальная  роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.
     Роль  не может существовать вне социального  института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей  и статусов), а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).
     Социальные  роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала  наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
     Статус  детей обычно подчинен взрослым, и  от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и  выполнением присяги, чего нельзя сказать  о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного  поведения, чем от мужчин. Каждый индивид  может иметь большое число  статусов, и окружающие вправе ожидать  от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны  одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и  обязанностей, то роль - действием в  рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
     • из ролевого ожидания (экспектации) и
     • исполнения этой роли (игры).
     Социальные  роли могут быть:
     • Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
     • Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
     Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается  к обычаям, нравственным нормам и  законам, характерным для статуса  данной роли. Только немногие нормы  принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит  от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как  процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
     Исполнение  роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Студенты часто принимают в расчет эти различия, когда выбирают спецкурс какого-то конкретного преподавателя. Один преподаватель может иметь репутацию человека, который опаздывает на занятия, читает лекции в раскованной и неформальной манере и дает трудные задания, а другой может быть крупным специалистом в своей области, строго следит за посещаемостью и дает экзаменационные работы на дом. Какой бы выбор вы ни сделали, вы будете по-прежнему иметь статус студента и играть соответствующую роль.
     Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд своего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.
     Роли  выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые  на законных основаниях могут требовать  от нас другие люди, а мы требовать  их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А обязанности студента – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.
     Взаимодействие  индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые  отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения  являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся  ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия. Люди воспринимают эти устойчивые отношения как  социальную структуру – школу, больницу, семью, армию и т.д.
     Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решение о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока.
Один из способов разрешить ролевой конфликт –  распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно  только одну из несовместимых ролей.
Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Руководители часто сталкиваются с такими проблемами. Они задаются вопросом: «Должен ли я стать этаким славным парнем и быть с подчиненными на «короткой ноге» или же мне лучше соблюдать дистанцию?». Другие хотят быть властными родителями и одновременно внимательными и заботливыми старшими братьями и сестрами. Четко сформулированных или приемлемых ответов на дилеммы, обусловленные этими противоречивыми ожиданиями, существует очень мало.

2.2 Основные характеристики социальной роли

Основные  характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ  получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.